Функция первичной социализации (способствует вхождению нового поколения в общество)



Скачать 116.85 Kb.
Дата08.04.2017
Размер116.85 Kb.
Просмотров165
Скачиваний0


Глава 1
Свое исследование я начну с рассказа о том, что же такое игра. Каждый из нас познакомился с этим словом еще в далеком детстве, когда впервые взял в руки плюшевого зверя или поймал мяч. Ведь игра - это основной вид деятельности ребенка. С ее помощью дети развиваются и получают свой первый жизненный опыт. В игре человек учится и приобретает определенные навыки.

Своеобразие игры ребенка заключается в целостности всего действия, невозможность ее разделения на отдельные компоненты, такие как развитие мышления, памяти, речи, внимания. Детскую игру так же нельзя разделить по характеру ее влияния на формирование конкретных навыков. Для ребенка игра - это особая форма жизни, которая оказывает влияние на формирование черт характера, развитие психических функций и психики ребенка в целом.


Углубляясь в тему игр я понимаю, что она вовсе не такая простая и понятная, как мне раньше казалось. В большинстве случаев играть в игру не только интересно, но и легко, ведь у каждой игры есть четко пописанные правила с предусмотренными тупиковыми ситуациями или неожиданными конфликтами. Но представьте себе сколько необходимо фантазии, логики и выдержки для того, чтобы создать даже самую простую игру. Одной из моих задач было посещение конференции, посвященной трансформационным и психологическим играм, на которой я услышала доклад о том, чем занимаются создатели тренинговых игр. Этапов создания любой игры всего четыре: постановка проблемы, формулировка цели, выбор метода и, собственно, появление - создание новой или модификация уже существующей игры. Каждый этап в свою очередь делится на разные варианты игр, так и формируются игровые классификации.
Игра - это вид осмысленной человеческой деятельности, выраженный в той или иной форме. Эти формы или виды игр очень разнообразны. Но так или иначе, все они классифицированы по игровым функциям:

  • Функция первичной социализации (способствует вхождению нового поколения в общество)

  • Коммуникативная (вводит человека в общение с другими людьми)

  • Деятельностная (активизирует взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром)

  • Компенсаторная (восстанавливает энергию после психологических нагрузок)

  • Воспитательная (создает условия для целенаправленного воздействия на личность человека, помогает сформировать в нем его личностные качества)

  • Дидактическая (способствует приобретению навыков и умений)

  • Моделирующая (способствует созданию разных моделей ситуаций, позволяет выявить варианты дальнейшего развития)

  • Развлекательная и релаксационная (средство развлечения и отдыха)

  • Развивающая (развивает разные сферы личности, в том числе и разные стороны человеческой жизни)

В зависимости от функций, игры можно по-разному классифицировать. В разных источниках информации я сталкивалась с множеством классификаций, поэтому здесь я сгруппировала игры по-своему, опираясь на источники. Первая классификация игр - по их воздействию на человеческую жизнь:





Классификация

Отражение на человеческой деятельности

Физические

Двигательные игры и тренинги, спортивные соревнования, подводные конкурсы

Интеллектуальные и творческие

Учебно-предметные игры, дидактические игры (обучающие и познавательные), предметные забавы; игровые методы обучения

Социальные

Творческие сюжетно-ролевые игры, деловые игры (коммуникативные, организационно-деятельностные, ролевые, имитационные)

Психологические

Психологические тренинги; игры, направленные на избавление от стресса; лечебные игры

Комплексные

Коллективно-творческая досуговая деятельность

Игры-шоу

Конкурсы, викторины, лотереи, аукционы

Следующая классификация игр - по внешним признакам:



Основание классификации

Виды игр

Содержание игры

(тема, основная направленность)



  1. Игры с готовыми правилами: спортивные, интеллектуальные, подвижные, шуточные, музыкальные.

  2. Игры свободные от правил в зависимости от сферы жизни: театральные, бытовые игры в профессию, военные, свадебные.

  3. Игры свободные от социальной оценки: азартные, асоциальные (игры на деньги и вещи), опасные для жизни

Форма

(Способ выражения содержания)



Детские игры, фольклорные игры, театрализованные представления, соревнования, конкурсы и эстафеты, вопросники и тесты, импровизации, игровые обычаи, аукционы, карнавалы

Цель приминения

  1. Внеутилитарные (игры-развлечения, детские, спортивные, подвижные и другие), цель - проведение времени

  2. Деловые (организационные, интеллектуальные), цель - обучение и организация

Время проведения

  1. По сезону: зимние, весенние, летние, осенние

  2. По длительности: минутные, коротковременные, длительные

Место проведения

Настольные, комнатные, уличные, игры на местности (на природе), игры на сцене

Количество участников

Одиночные, индивидуальные, парные, групповой, командные, массовые.

Состав участников

  1. По возрасту: для детей, для школьников, для взрослых

  2. По полу: мужские, женские, для обоих полов

Степень регулирования

Организованные аниматором или спортивным инструктором, спонтанные с ведущим, спонтанные без ведущего

Наличие аксессуаров для игры

Игры без предметов (словесные игры), игры с предметами, компьютерные игры

Игра - форма культурно-досуговой деятельности. Когда ребенок вырастает, игра для него перестает быть повседневным занятием, а становится, скорее, средством скоротать время или занять чем-то скучающих людей.


Трансформационные игры, которым посвящено мое исследование, являются настольными и психологическими. Поэтому я подробнее изучу и тот, и другой вид игры, чтобы лучше понять идею безграничных игр и их способ воздействия на сознания человека.

Я начну с настольных игр. Настольные игры - игры, основанные на манипуляции небольшим набором предметов, которые могут уместиться на столе или в руках игроков. Игры данной категории не требуют от участников активных движений или перемещений. Название этих игр объясняет место их проведения. В настольные игры могут играть, как правило, от одного до 20 игроков, редко когда можно найти большее количество участников. Возраст и пол игроков, время проведения игры, а так же наличие аксессуаров определяется правилами игры. Настольных игр невероятное множество, поэтому они тоже делятся на разные категории. Вот несколько классификаций настольных игр.


1. По типу используемых предметов:

  • Карточные игры

  • Игральные кости

  • Игры с карандашом и бумагой

  • Игры, основанные не узоре

  • Игры на специальных досках

  • Игры с миниатюрными предметами

  • Неподвижные ролевые игры

  • Словесные игры

Игры этих типов в свою очередь делятся на группы по строению и особенностям оформления. Полной классификации не существует, так как настольных игр бесконечное множество.

2. По количеству игроков:



  • Для одного игрока

  • Для фиксированного числа игроков

  • Для произвольно но количества игроков

3. По степени кооперации игроков:

  • Каждый сам за себя

  • Все участники заранее образуют команды

  • Кооперативная игра - по ходу игры самостоятельные игроки могут объединяться

4. По динамике игры:

  • Пошаговые: участники совершают ходы в определенной последовательности

  • Динамические: шаги совершаются по желанию игроков

Существуют так же игры, в которых присутствует элемент и пошаговой и динамической игры, поэтому эта классификация не полная.

5. О характеру игры:



  • Интеллектуальные, логические и стратегические игры (в таких играх участникам необходимо уметь анализировать сложившуюся игровую ситуацию, для того, чтобы сделать следующий ход)

  • Азартные (игры, где на результат влияет случайность)

Настольные игры так же различаются по содержанию, но мне кажется, что эту особенность нельзя делать классификацией, так как почти каждая настольная игра уникальна, и типовых игр, которые можно было бы классифицировать по этому признаку не так много.


В обычной жизни игра - это развлечение, забава, которой можно занять себя в свободное от важных дел время. Но в обществе игра приобретает новое значение. Она распространяется на многие сферы жизни человека, поэтому разные науки по-разному объясняют это явление. В контексте моего исследования я рассмотрю понятие игры с точки зрения психологии и социологии.

Психология рассматривает игру как определенную активность человека, которая направлена на моделирование развернутой деятельности. С точки зрения социологии игра - это разновидность интеллектуальной и физической деятельности, дающая человеку возможность развития и самореализации, выходящая за рамки его социальных ролей.

Эти понятия, как определения большинства игр, сходятся в одном. Если это не спортивное или интеллектуальное состязание, игра - это действие, участник которого перестает быть самим собой, а берет себе определенную роль.
В наше время очень распространены всевозможные психологические игры. Существует много подходов к понимаю значения такой игры. Психологическая игра - это методика, направленная на разрешение проблем индивида, реализованная в форме игры. Иными словами это психологический прием, с помощью которого можно на строить коммуникацию между людьми, понять причины тех или иных поступков и, в какой-то степени, разобраться со своими мыслями и эмоциями. Объяснение популярности таких игр в современном мире я могу дать только одно. В наше время жизнь воспринимается слишком серьезно. Серьезное образование, серьезная работа, серьезные планы на будущее. Людям гораздо проще решить свои личные проблемы в свободной игровой форме.

Существует такое понятие, как большая психологическая игра. Это целостное, законченное, самостоятельное действо, имеющее внутреннюю систему ролей и целей, достаточно продолжительной по времени. От других психологических и ролевых игр она отличается тем, что захватывает человека целиком, погружает его в атмосферу игровой жизни, давая игроку возможность получить ценный опыт для их реальной жизни.

Результаты такой игры обычно непредсказуемы. На нее влияет множество факторов, таких как идея игры, место проведения игры, настроение игроков, квалификация ведущего и многие другие.

Игра, как психологический метод обычно используется с целью научить игроков:



  • Жить в игровом пространстве, погружаешься в игровой мир, игровые отношения и ситуации

  • Быть свободными в игровом пространстве, понимать свою роль, осознавать свои возможности, общаться с другими игроками

  • Осмысливать игровой опыт, не путать игру с реальностью, использовать полученный опыт в реальной жизни, а так же смотреть на психологическую игру, как на инструмент самопознания

Задачей такой игры является создание условий для формирования субъективного мнения каждого участника о других участниках, о своей жизни и самом своей роли в игре. В одной игре трудно совместить все элементы психологической игры, ведь необходимо придумать каждую мелочь, чтобы игра была не просто забавой, а помощником в решении психологических проблем. В больших психологических играх существуют игровые пространства пяти видов.

Самый распространенный вид - "игровые оболочки". В этом случае игра является некой оболочкой или общим фоном для психологической или воспитательной работы. Например, участники игры попадают в вымышленный мир, в котором они сталкиваются с различными испытаниями, которые помогают развитию определенных навыков, формированию своего мнения по какому-либо вопросу и так далее. В такой игре всегда существует легенда или миф, который рассказывается перед началом игры.

Более сложным видом является "игра-проживание". В такой игре пространство, в котором эта игра происходит, существует на самом деле, а не только в воображения игроков. Например, известное многим телешоу "Последний герой" является игрой такого вида. Участники там действительно помещаются на необитаемый остров, и их основная задача - приспособиться к существованию в новом для них пространстве.

Следующий вид психологической игры легко можно провести в поездке, например, в отеле или туристической базе. Это - "игра-драма". Целью игры является необходимость самоопределение каждого участника в конкретной ситуации и совершение выбора. Все это прекрасно гармонирует с интересным сюжетом, антуражем и заранее придуманными ролями. Большое количество времени всегда уходит на подготовку игры: элементы костюмов, оформление помещения, музыкальные эффекты, а так же "вживание" игроков в игровую ситуацию. Но, несмотря на организованность и продуманность игры, в ней почти всегда существует импровизация.

"Деловые игры" - психологические игры, направленные на осмысление задач, связанных с реальной деятельностью, конкретными целями, а так же с системой деловых отношений между участниками.

И, наконец, пятый вид - "психологическая акция". Это игровая среда, которая создается в коллективе на определенное время, ее целью является расширение жизненного пространства участников, с помощью добавления в него новых значений, эмоций и смыслов. Идея такой игры: показать жизнь ярче и богаче, чем ее обычно воспринимают.


Все классификации, ранее приведенные в этой главе относятся к тем играм, которые служат для нас особенным времяпрепровождением, к тем самым играм, которые первыми приходят на ум, когда появляется это слово. Все эти игры, даже словесные и театральные, в каком-то смысле, очень материальны. Играя в игру мы точно знаем, что наше тело, ум, внимание и фантазия занимаются определенным делом: играют. Но в нашей жизни существуют и другие игры, о большинстве из которых мы даже не подозреваем.

"Вся жизнь игра, а люди в ней актеры". Со времен Шекспира ничего не изменилось, многие люди действительно воспринимают жизнь как своеобразную игру. Но жизнь и игра разные понятия, крайне важно не путать их. На протяжении тысячелетий люди играют во все те же игры: война и политика, общество и религия, работа и семья; игры подстерегают нас на каждом шагу, когда мы получаем образование, идем в магазин за хлебом или боремся за парковочное место, когда посещаем врача и голосуем за политическую партию. Кажется наши социальные роли четко расписаны, а стратегии выигрыша давно известны.

У каждой игры есть правила, которым мы невольно следуем. Во-первых, нельзя играть по принуждению. Для того, чтобы получилась игра участники должны осознанно и добровольно в нее вступить, даже если они не подозревают о том, что они играют. Во-вторых, нельзя играть в одиночку. В любой игре должно быть как минимум два участника, партнера или оппонента. Вторым участником может быть практически кто и что угодно, начиная с человека или компании, заканчивая судьбой и даже смертью. Остальные правила зависят от самих игр.

Таким образом, игр в нашем мире действительно бесконечное множество. Каждая из них отличается своей индивидуальностью, поэтому полной классификации игр не существует, несмотря на то, что было совершено огромное количество попыток и создана куча возможных вариантов. Изучив игры в целом мы стали на шаг ближе к пониманию трансформационной игры.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал