«Форма государства»



Скачать 148.17 Kb.
Дата13.02.2017
Размер148.17 Kb.
Просмотров304
Скачиваний0
ТипМетодическое пособие

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики


эмблема отформатированная

Методическое пособие

для студентов по выполнению самостоятельной работы

по дисциплине:

«Теория государства и права»

На тему: «Форма государства»

Разработали:

Руссанов А.А., преподаватель юридических дисциплин

Николаева Л.А., преподаватель юридических дисциплин


Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии социально-экономических

и юридических дисциплин

«____»____________ 2016 г. Протокол № ___

Председатель цикловой комиссии

_____________________________/ И.Т.Павлова/

г. Чебоксары, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленное пособие рассчитано на изучение темы Форма государства и применение полученных ранее знаний по дисциплине «Теория государства и права» для специальности «Право и организация социального обеспечения». Пособие включает изучение теоретических знаний по теме, составление опорного конспекта, закрепление и расширение материала с использованием дополнительных информационных источников. Пособие предусматривает выполнение практических правовых заданий в рамках практического занятия по данной теме в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Теория государства и права».

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять самостоятельной работой, дополнительным изучением материала и применением изученного на практике.

Преподавание проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами.

При изучении учебной дисциплины актуализируются следующие ОК:

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

При выполнении самостоятельной работы, дополнительным изучении материала и решении задач следует обращаться к нормативно-правовым актам (ТК РФ, ГК РФ и иным нормативным актам, СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант Плюс», Интернет-ресурсам).

Рекомендуется следующий порядок работы по разделам пособия:



  1. изучение теоретической части материала

  2. составление опорного конспекта

  3. изучение материала для самостоятельной работы

  4. поиск информации в теоретической части материала, дополнительных источниках, Интернет-ресурсах и заполнение работы

  5. ознакомление с условием правовых ситуаций, заданий к ним

  6. рекомендуется ознакомиться с законами, официальными материалами и другими литературными источниками

  7. решение практической части задания.

Содержание


  1. Теоретическая часть материала и материалы конспекта

  2. Задания для самостоятельного выполнения

  3. Практическая часть задания

  4. Список литературы




4

10

15



19

Методическая разработка



теоретическая часть материала

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства - внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся в построении верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Форма государства непосредственно зависит от организации государственного аппарата и выполняемых им функций, которые, в свою очередь, определены сущностью и социальным назначением государства. Поэтому государства, находящиеся в одинаковых условиях развития, осуществляющие однотипные задачи и функции, имеют, как правило, сходные по основным параметрам формы.

Вместе с тем, форму государства определяют и другие факторы, в частности, величина территории страны, ее национальный состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств. Поэтому даже однотипные государства могут иметь значительные различия в форме, которая в большей степени, чем какой-либо другой элемент государства, характеризует его историческое своеобразие.

Форма любого государства складывается их трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима. Каждый элемент формы государства характеризует специфическую сторону организации государственной власти. Элементы формы государства имеют исторические разновидности, которые могут в тех или иных вариантах сочетаться в форме государства. Соединение разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима дает представление об особенностях конкретного государства.

КОНСПЕКТ


Форма государства это способ организации государственной власти, порядок их формирования, структура и взаимоотношение в общем механизме верховных органов государства, распределении власти между различными уровнями государственных органов, общем режиме управления страной.

Форма государства состоит из

1.      Формы правления

2.      Формы территориального устройства

3.      Формы государственного режима

 теоретическая часть материала



ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (например, короля, царя, шаха, императора).

Власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа, единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Оман, Катар), и ограниченными (конституционными), а наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Англия, Дания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

В современном мире монархии существуют, как правило, в виде конституционных или ограниченных монархий (Бельгия, Великобритания, Испания, Швеция, Япония и др,}. Здесь монарх выполняет функции главы государства, а законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется конституционно сформированными самостоятельными органами. В отличие от конституционных монархий, в абсолютных монархиях вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточена в руках главы государства. Абсолютные монархии еще сохраняются в ряде стран (Кувейт, Саудовская Аравия), но в целом более характерны для эпохи средневековья.

Республика (от лат. - государственные, общественные дела) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Власть обладает признаками выборности, срочности и зависимости от избирателей.

В зависимости оттого, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) - совместно президент и парламент.

Республики представлены в виде парламентарных (Италия, Германия и др.) и президентских (США, Франция и др.). Различие между ними определяется тем, какой орган (президент как единоличный глава государства или парламент как коллегиальный законодательный орган) формирует правительство страны и контролирует деятельность исполнительной власти.

Конкретная форма правления предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит от уровня экономического развития общества; классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки.

КОНСПЕКТ

Форма правления - способ организации верховных органов государственной власти, характер их соотношения между собой и с населением страны. Различают два основных вида форм правления: монархию и республику.

Монархическая форма правления характеризуется следующими чертами:

верховная государственная власть принадлежит одному человеку (царю, королю, султану и т.п.), который олицетворяет государство в целом; эта власть переходит к нему в порядке наследования, как правило, в силу принадлежности к правящей в государстве семье; верховная власть монарха несменяема и осуществляется им пожизненно.



Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:

верховная государственная власть принадлежит единоличному или коллегиальному органу, производному от народа; этот орган избирается всеми гражданами страны; полномочия органа рассчитаны на строго определенный срок, по истечении которого орган переизбирается населением.

Существование в стране монархической или республиканской формы правления определяется, прежде всего, историческими традициями, ведущими принципами политического сознания населения. В современном мире монархические и республиканские формы правления значительно сблизились по основным характеристикам,

теоретическая часть материала

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - способ распределения единой государственной власти по территории страны, соотношения властных полномочий центральных и региональных государственных органов. Различают два вида государств в зависимости от формы государственного устройства: унитарные и федеративные.

В унитарных государствах (Италия, Польша, Румыния и др.) всей полнотой государственного суверенитета обладают центральные органы. Внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, подчас достаточно большими, но производными от полномочий органов центральной власти. В таких государствах решение местного уровня может быть отменено или изменено центральными органами.

В федеративных государствах (Швейцария, США, Россия) государственный суверенитет распределен между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации - это самостоятельные государственные образования, из которых состоит территория федерации в целом. Их органы наделены независимыми от центральной власти полномочиями, необходимыми для организации внутренней жизни. В свою очередь федеральные органы имеют в исключительной компетенции предметы ведения, необходимые для решения общих для всего государства вопросов.

Существование унитарной или федеративной формы государственного устройства зависит, главным образом, от размеров территории страны и ее национального состава. Большие государства или государства с многонациональным составом населения имеют, как правило, федеративную форму государственного устройства. Она позволяет повысить эффективность управления на значительной территории страны или решить внутренние национальные проблемы. В то же время на существование федеративной формы устройства ряда государств (например, Германии) оказали влияние чисто исторические традиции.

От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация - устойчивый союз отдельных суверенных государств, созданный для совместного осуществления экономических, политических, культурных и иных задач, не обладающий признаками единого государства.

Государства, реализуя цели внешней политики, образуют разного рода союзы. Эти союзы могут носить временный характер, например, военные союзы; могут быть союзы, объединяющие государства для реализации каких либо отдельных задач и проектов. Конфедерации в отличие от таких простых союзов носят устойчивый характер, объединяют государства для постоянного совместного решения широкого круга экономических, политических, культурных вопросов. Несмотря на более тесный характер взаимоотношений государств, чем в других союзах, конфедерации не являются едиными государствами.

Как государственные образования конфедерации имеют определенный состав, создают органы для решения общих дел союза, могут устанавливать общий таможенный, валютный режим, согласовывать отдельные блоки законодательства и пр. Однако конфедерации не имеют общей границы, общего гражданства, единой правовой системы, других признаков единого государства. Решения, принимаемые органами конфедерации, приобретают обязательную силу только после утверждения их государствами, входящими в союз.

Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Наиболее характерным примером современной конфедерации является Европейское сообщество. Признаки конфедеративного образования имеет союз России с Белоруссией. В то же время Союз независимых государств, входивших ранее в состав СССР (СНГ), не достигает качества конфедеративного образования и является простым союзом государств.

КОНСПЕКТ

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы:



1) унитарную - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными - Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы;

2) федеративную - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде.

В зависимости от принципа формирования субъектов федерации бывают: административно-территориальными (США, Германия, Мексика, Австрия); национально - государственными (Бельгия, Эфиопия); смешанными (Россия). По юридической основе выделяют федерации: договорные (на основе договора, при этом у субъектов сохраняется максимум полномочий); конституционные (на основе конституции, полномочия "даруются" Центром). По равенству статусов субъектов федерации классифицируются на симметричные (у всех субъектов статус одинаков, что не учитывает экономических, исторических и тому подобных особенностей регионов); асимметричные (у субъектов разный статус, что помогает избежать конфликтов, сохранить особую среду обитания малых народов, природные богатства, однако представляет собой своеобразный стимул их борьбы за привилегии, угрозу целостности федерации).


теоретическая часть материала

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Политический (государственный) режим - способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные.

Демократические политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

государственный аппарат подконтролен населению; здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека и гражданина;

осуществление функций в основном базируется на авторитете государственной власти и методах убеждения.

Авторитарные политические режимы характеризуются следующими общими признаками:

государственный аппарат фактически независим от населения; здесь игнорируются основные права и свободы человека; управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.

Разновидностями демократического политического режима являются консервативные и либеральные режимы, которые различаются большей или меньшей степенью влияния государства на экономическую и социальную деятельность общества. Разновидности авторитарного режима - националистические, военные, фашистские. Особое место среди авторитарных режимов занимает тоталитарный режим, который помимо указанных выше признаков характеризуется всеобъемлющим контролем государства за жизнью субъектов гражданского общества.

Установление той или иной формы политического режима определяется, главным образом, развитостью гражданского общества, уровнем его политического и правового сознания, способностью политических организаций, создаваемых субъектами гражданского общества, контролировать государственную власть. В немалой степени установлению авторитарного политического режима способствуют обострение внутренних противоречий, наличие внешней угрозы и другие факторы.

В зависимости от вида государственного режима существенно меняется реальное состояние всех элементов государственной власти, а также роль государства в политической организации общества.

КОНСПЕКТ

Форма политического режима - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Существует два основных политических режима, которые следует рассматривать как противоположные:

- демократический: население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии; базируется на гражданском обществе; выборность и сменяемость органов власти, подотчетность избирателям; многопартийность, гласность, СМИ свободны от цензуры; разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную.

- антидемократический: общество практически полностью отчуждено от государственной власти, которая формируется бюрократическим способом и недоступна для контроля со стороны народа; отсутствует правовой государственности и гражданского общества; господство одной партии; отсутствие гласности; жесткая цензура, централизация государственной власти

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Заполните недостающие понятия с помощью теоретической части материала, дополнительных источников, Интернет-ресурсов

Формы Государства

Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного Государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий.

Форма правления уясняет:

___________________

 Какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами.

___________________

___________________

 В какой мере органы высших органов государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан.

 Формы правления делятся на два вида

  Монархия

  Республика

 

Монархия – это такая форма правления при которой, верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству

Обобщающие признаки монархии

  Наличие единоличного главы государства

  Пользование властью пожизненно

  Наследственный порядок наследования власти

___________________

  Юридическая безответственность монарха

___________________

  Исторический и религиозный символ власти

 Типы Монархий

  Рабовладельческие монархии

  Древневосточная (деспотия) Вавилон, Ассирия Египет

  Древне Римская

___________________

___________________

        Абсолютная монархия (концентрация у монархии всей полноты власти, сохранение формальных совещательных органов)

        Современные монархии

        Конституционная монархия (Англия, Испания, Япония)

        Абсолютная Монархия (Ближний восток)

___________________

        Выборная монархия (Арабские эмираты )

 

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть, осуществляется выборными органами, избираемые населением на определенный срок.

 Признаки:

___________________

___________________

        Выборность на определенный срок главу государства и других органов государственной власти.

  Обязательное решение верховной власти для всех других государственных органов

___________________.


Типы Республик

        Рабовладельческие республики

        Демократическая республика (Афины, Фалес)

        Аристократические республики (Рим, Спарта)

        Феодальные

        Парламентская республика

        Аристократическая республика (Венеция, Новгород)

        Современные:

___________________ ( Франция, Германия)

___________________ (США) глава государства, и глава правительства в одном лице

___________________ (Россия)


Формы государственного устройства

Это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти.

 Формы государственного устройства раскрывают:

        Из каких частей состоит внутреннее строение государства

        Каково правовое положение этих частей

___________________

___________________

        Как стоятся отношение между центральными и местными органами власти

 

По форме государственного устройства, государства различаются:

        Унитарное

        Федерации

___________________

 

Федерация- это добровольное объединение нескольких суверенных государств в единое союзное государство.

 Признаки Федерации

        Территория Федерации состоит из территории его отдельных субъектов.

        Единая система высших органов государственной власти.

___________________

___________________

___________________

        Единая налоговая система

        Единая государственная граница.

        Наличие в парламенте палаты федераций, представляющие интересы членов Федерации, что обеспечивается равным механизмом выборов.

        Вместе с тем, каждый субъект обладает всеми признаками суверенного государства, имеет свое законодательство, систему органов власти и законодательную и судебную власть.

 

Форма Государственного Режима

 Это совокупность форм и методов осуществления политической власти в конкретном государстве.

 По форме государственного режима, государства делятся.

        Демократические

        Антидемократические

        Тоталитарная

        Авторитарная

___________________

 

 Тоталитарный® Авторитарный®Демократический



 Тоталитарный

 Отличительные черты

        Характерно насильственное навязывание населению общих порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии.

__________________

__________________

        Полный контроль над политической, экономической жизнью, культурой и бытом, господствующей партией, в чьих руках средства массовой информации и печать.

        В методах управления преобладает политическое и физическое насилие (полицейский и жандармский террор)

 Авторитарный



Отличительные черты

        ликвидация или значительное отрицание свобод граждан

        запрещение оппозиционных партий и других организаций

__________________

__________________

        ограничение роли выборных государственных органов.

        сосредоточение огромной властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов.

 Демократический

Политический режим Демократического типа, имеет своей предпосылкой (целью) существование суверенных, индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономической жизни, и строящими отношения друг с другом на основе обмена и договора.

 Отличительные черты

        Отсутствие обязательной для всех государственной идеологии

        Наличие свободного формирования вне государственных политических партий.

___________________

___________________

___________________

        Наличие политических свобод

 Реализация этих предпосылок и делают этот режим демократическим, главную роль в форме государственного режима, играет народ
 

практическая часть


ТЕМА: Формы государства

Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Приобретаемые умения и навыки:

знать: элементы формы государства

уметь: сопоставить государство с той или иной формой правления, государственного устройства, политического режима

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:



  1. Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?

  2. Что такое монархия? Какие виды монархий вы знаете?

  3. Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает?

  4. Какова форма государственного устройства современной России?

  5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?

  6. Что такое политико-правовой режим? Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?

  7. Почему тоталитарные режимы недолговечны?


Вариант №1

Задание № 1

Дать определение понятиям: право вето, конфедерация, оппозиция, террор, харизматический лидер.



Задание № 2

Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств



государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Великобритания










Франция










Израиль










Норвегия










США










Италия










Япония










Катар










Саудовская Аравия










Индия










Португалия










Дания











Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

А – авторитарный.

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Авторитарный политический режим

Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Почти полное отсутствие недемократических политических отношений

Насильственное установление однопартийной системы

Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тоталитарный контроль над обществом

Определенное допущение политического и экономического плюрализма до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму

Сращивание государственного и партийного аппарата

Милитаризация общественной жизни

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы)

Ликвидация принципа разделения властей

Главенство государства над правом

Унификация общественной жизни

Культ национального вождя


Вариант № 2

Задание № 1

Дать определение понятиям: абсолютное вето, субъект федерации, террор, харизматический лидер.



Задание № 2

Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств



государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Германия










Иордания










Швейцария










Бразилия










Китай










Дания










Австрия










Канада










Катар










Греция










Нидерланды










Финляндия











Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

А – авторитарный.

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Авторитарный политический режим

Слабая политическая оппозиция

Авторитарный способ мышления

Демократические методы властвования

Политическое многообразие общественной жизни

Культ национального вождя

Правовой характер деятельности государственных органов

Массовые репрессии

Уничтожение оппозиции внутри самой правящей элиты партии

Сращивание государственного и партийного аппарата

Отсутствие демократических прав и свобод

Насильственное установление однопартийной системы

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы





Список литературы:
Основные источники

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. -2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Дополнительные источники



  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. Серия: "Высшее юридическое образование" Изд. 10-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2014. - 608 с.

  2. Гриценко М.В., Летушева Н.И. Теория государства и права 2014 ОИЦ «Академия»

  3. Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

  4. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права Издание 4-е, перераб. и доп. Серия: "Бакалавр" М.: Юрайт, 2013. - 640 с.

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. - 528 с.

  6. Протасов В.Н. Теория права и государства. Конспект лекций Серия: "Хочу все сдать!". М.: Юрайт, 2014. - 192 с.

  7. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. — М., 2014..

  8. www.pravo.gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации).

  9. www.consultant.ru (Правовая система Консультант Плюс).

  10. www.garant.ru – (Правовая система Гарант).

  11. www.aport.ru – общая информационная система;


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал