Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации



страница1/9
Дата12.02.2017
Размер2.54 Mb.
Просмотров549
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Министерство труда и социального развития Омской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Бюджетное учреждение Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-НВАЛИДОВ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические рекомендации

Авторский коллектив: к. м. н. Федорова Т.Н.; Федорец И. Н.; Коваленко М.В.; Маркер Л.Е.; Гиллер Е.Г.; Клишина Н.В.; Мелкова Л.Е.; Сабанина Г.Г.
В методических рекомендациях рассмотрены теоретические основы и понятия инвалидности, реабилитации, реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, оценки эффективности реабилитационных мероприятий. Отдельный раздел посвящен комплексу реабилитационных мероприятий при различных видах патологии у детей, принципам проведения реабилитационных мероприятий при конкретных заболеваниях. Даны рекомендации по дальнейшему наблюдению за ребенком - инвалидом и его семьей с учетом основных принципов реабилитации.

Методические рекомендации подготовлены коллективом специалистов Бюджетного учреждения Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", более 10 лет работающими в области комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, совместно со специалистами ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия».

Методические рекомендации предназначены для специалистов государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Омской области, занимающихся вопросами реабилитации детей - инвалидов, врачей - реабилитологов, специалистов учреждений медико-социальной экспертизы и иных ведомств, являющихся исполнителями мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида, студентов старших курсов медицинских, педагогических и социальных ВУЗов.
Под редакцией доктора медицинских наук, профессора кафедры медицины труда с курсами клинической аллергологии и профилактической медицины ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» А.В. Глотова.
Рецензенты:

Г.С. Дубилей – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой восстановительной медицины, физиотерапии и лечебной физкультуры ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия»;

О.В. Морозова– к.п.н, доцент кафедры социальной работы ОмГПУ.

ВВЕДЕНИЕ

Инвалидность является комплексным показателем, характеризующим состояние здоровья населения, уровень оказания медико-социальной помощи, отражающим динамику демографических процессов в обществе, социально- экономическое развитие этого общества и ряд других показателей.

Масштабы инвалидности вместе с демографическими факторами и показателями заболеваемости являются важнейшей проблемой в определении состоянии общественного здоровья в масштабах государства и составляют сложнейшую задачу, которую предстоит решить органам здравоохранения и социальной защиты населения.

Инвалидность наряду с заболеваемостью обусловлена влиянием множества различных факторов, в основном социально- экономического и медицинского характера. Огромный социально- экономический ущерб, наносимый обществу процессом инвалидизации во всем мире, придает особую актуальность изучению и поиску мер ее уменьшения.

Количество инвалидов во всем мире увеличивается, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки, авариями и катастрофами.

По данным заместителя Генерального секретаря Совета Европы Мод Бор-Букиккио, представленным на Европейской конференции "Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы", прошедшей в Санкт- Петербурге 21-22 сентября 2006 года, число лиц с ограниченными возможностями в различных странах колеблется от 2 до 25%. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 13-15% всего населения земного шара имеют ограниченные возможности. В соответствии с опросом, который проводился в Евросоюзе, выяснилось, что таких людей в странах - членах Евросоюза насчитывается 15% [19].

Согласно официальной статистике, в России, численность инвалидов превышает 9,2% от всего населения страны, хотя, по мнению ряда специалистов, эти цифры занижены. В Омской области насчитывается более 69 тыс. инвалидов, в том числе 8,4 тыс. детей - инвалидов, что обуславливает актуальность проведения мероприятий комплексной реабилитации.

Показатели инвалидности служат основным индикатором качества и эффективности лечебно - профилактических и реабилитационных мероприятий, свидетельствуют как об успехах, так и недостатках этой работы.

Процессы гуманизации общественной жизни на современном этапе развития человеческой цивилизации требуют неотложного решения благородной задачи – найти пути повышения "ценности жизни" инвалидов. В современных условиях во всем мире огромное значение придается мероприятиям, способствующим интеграции инвалидов в общество в рамках деятельности различных систем медико - социальной реабилитации. Эта проблема актуальна и с экономической точки зрения. Ученые подсчитали, например, что единица капиталовложений в реабилитацию детей - инвалидов, окупается в 10-30- кратном размере, причем без учета потерь от временной нетрудоспособности по уходу за больными детьми.

Подход общества к проблеме инвалидности претерпевал с течением времени значительные изменения. От идей неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду "неполноценных" членов общества, а в дальнейшем - к пониманию необходимости реинтеграции в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями. Наряду с этим меняются и потребности современного общества. Научно - технический прогресс как стратегия развития цивилизации ведет к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно - политическая и социально - экономическая цель потерь, обусловленных нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико–биологических и социально-средовых характеристик. Таким образом, инвалидность становится проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных психических и физических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни. Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, "включенность" в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой и др. и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами.

Новые представления о медико - социальной реабилитации, включающие значительное расширение функциональных задач с определением ограничений основных видов жизнедеятельности, реабилитационных возможностей и потребности в основных видах медико - социальной помощи, требуют внесения значительных корректив в работу системы медико - социальной реабилитации. Вопросам медико – социальной реабилитации посвящено большое количество научных работ. Однако преимущественно они касаются только медицинских аспектов. Гораздо в меньшей степени затрагиваются вопросы социальной реабилитации. До настоящего времени практически отсутствуют или недостаточно разработаны методические подходы к определению структуры потребности в реабилитационных мероприятиях.

В Омской области развита сеть реабилитационных учреждений и отделений (кабинетов) различной ведомственной принадлежности, которая позволяет проводить мероприятия комплексной реабилитации в стационарных условиях и в режиме дневного пребывания детей.

Особое место в реабилитационной структуре региона отводится реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями (с. Чернолучье). Он расположен в уникальной санаторно - курортной зоне Омского Прииртышья, что позволяет удачно сочетать воздействие природных климатических факторов с использованием новейшего реабилитационного оборудования. Более 10 лет специалистами реабилитационного центра разрабатывались программы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями при различных видах патологии. Особое внимание уделяется работе с семьей ребенка - инвалида, так как социальная реабилитация должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с особыми потребностями. В настоящее время система социального обслуживания семьи, воспитывающей ребенка - инвалида, трансформируется в систему социальных институтов помощи таким семьям с возложением на них функций консультирования, направленного на социальную, бытовую и психологическую поддержку членов семьи ребенка - инвалида [17,21,22].

В настоящих методических рекомендациях приведены комплексные реабилитационные программы с указанием мероприятий по медико - социальной, социально-психологической, социально – педагогической реабилитации с описанием показаний и противопоказаний к применению того или иного метода реабилитации, а также рекомендации по дальнейшему наблюдению ребенка - инвалида в условиях отделения реабилитации по месту жительства. После окончания курса реабилитации в условиях реабилитационного центра ребенок возвращается домой, где специалисты реабилитационных отделений (кабинетов) продолжают проведение курса реабилитационных мероприятий с учетом рекомендаций специалистов реабилитационного центра, изложенных в настоящих методических рекомендациях. Использование данного принципа позволит организовать реабилитационный процесс в соотствии с основными принципами реабилитации: комплексность, раннее начало, преемственность, непрерывность, индивидуальный подход.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНВАЛИДНОСТИ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕЛЕДЕНИЯ

Необходимо отметить, что в последние годы понятие инвалидности коренным образом изменилось. На основе изучения вопросов классификации и оценки ограничений жизнедеятельности разработана Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности последствий болезни. Согласно указанной классификации возникновение болезни ведет к нарушению функций организма (материализация патологического процесса), которые, в свою очередь, вызывают развитие ограничений жизнедеятельности (проявление, объективизации патологического процесса) и, как следствие, социальной недостаточности (социализация нарушений и ограничений жизнедеятельности) (рис. 1).




Инвалидность

Социальная недостаточность

Ограничение жизнедеятельности

Нарушение функций организма

Болезнь

Рис. 1. Схема формирования инвалидности

На современном этапе инвалидность определяют три основных фактора: степень выраженности нарушений функций организма, степень и характер ограничений жизнедеятельности, наличие социальной недостаточности, требующей социальной помощи и защиты вследствие нарушений здоровья.

Современное толкование инвалидности, предполагающее определение подробной характеристики имеющихся у инвалидов ограничений во всех сферах жизнедеятельности, позволяет обеспечить четкое обоснование потребностей лиц с ограниченными возможностями в необходимых мерах реабилитации и социальной помощи, стать основой для разработки индивидуальных программ реабилитации [6,16].

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 года № 181- ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. [16].

Социально – биологическое единство феномена инвалидности проявляется в использовании комплекса медико – социальных воздействий, концентрированным выражением которого является комплексная многопрофильная реабилитация. [10].

Современное концепция инвалидности предполагает определение не только состояния трудоспособности и нуждаемости инвалидов в постоянном уходе, помощи или надзоре, но и более подробную характеристику имеющихся у них ограничений и в других сферах жизнедеятельности. Только такой всеобъемлющий подход позволит обеспечить четкое обоснование потребностей инвалидов в необходимых мерах реабилитации и социальной помощи, стать основой для разработки и обоснования индивидуальных программ реабилитации.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года №181- ФЗ трактует реабилитацию инвалидов как систему медицинских, психологических, педагогических, социально- экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную стойким расстройством функций организма [16]. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения реабилитация инвалидов включает в себя:

- медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

- профессиональную реабилитацию, которая включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, рациональное трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию;

- социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой и социально - бытовой адаптации.

Медицинская реабилитация – это комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов. Цель медицинской реабилитации заключается в устранении или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в психическом, физиологическом и анатомическом состоянии больного.

Профессиональная реабилитация – система государственных и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида в общественно-полезный труд в соответствии с состоянием его здоровья, трудоспособности, личными склонностями и желаниями. Профессиональная реабилитация является самой общественно значимой формой реабилитации. Поэтому реабилитационный процесс, в результате которого гражданин приступил к профессиональной деятельности, считается наиболее плодотворным, а трудоустройство инвалида является конечной целью реабилитации. Однако в современных социально-экономических условиях эта цель вступает в противоречие с целями и государственного, и коммерческого секторов, которые направлены на получение максимальной прибыли (дохода). Справедливости ради следует сказать, что в этом нет непримиримого антогонизма. Более того, проблему с конкурентоспособностью инвалидов на рынке труда, вероятно, следует решать не путем поиска средств воздействия на работодателей, а за счет повышения профессионализма самих инвалидов.

Социальная реабилитация – система социальных, социально- психологических, правовых и экономических мер, направленных на создание условий для преодоления инвалидами ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности путем восстановления социальных навыков и связей, достижения свободной и независимой жизнедеятельности вместе и наравне со здоровыми гражданами.

Социальная реабилитация инвалидов в Российской Федерации имеет значительно меньшую базу для реализации, чем медицинская реабилитация. Это связано как с доминированием медицинской модели инвалидности в социальной политике органов исполнительной власти, так и с меньшей выраженностью, меньшей известностью социально-бытовых и социально-средовых проблем инвалидов. Возможно, оказывают свое воздействие и общественные стереотипы: в российском обществе более престижно ссылаться при обращении за помощью на наличие болезни, чем на наличие социальной дезадаптированности.

Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне. соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения [2].

Наиболее эффективно эти проблемы решаются при использовании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, главными принципами формирования и реализации которых являются:

-индивидуальность, непрерывность;

-последовательность;

-преемственность;

-комплексность.


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). ИПР является основным документом в действующей системе реабилитации инвалида, на основании которого инвалид может получить необходимые ему реабилитационные услуги. Разработка ИПР предусматривает проведение экспертно - реабилитационной диагностики с оценкой реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, определение конкретных мероприятий и услуг, позволяющих достичь желаемого результат, определение исполнителей и сроков реализации реабилитационных мероприятий [23].

ИПР - разработанный на основе решения Государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, социальных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление , компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности [16].

В последние годы в нашей стране совершенствуется законодательная и нормативно- правовая база по вопросам реабилитации, увеличивается число разрабатываемых в учреждениям медико - социальной экспертизы индивидуальных программ реабилитации, повышается их качество. Конкретные реабилитационные задачи определяются особенностями заболевания, характером и степенью нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности инвалида. В одних случаях они могут быть относительно простыми (обеспечение слуховым аппаратом слабослышащего и обучение пользованию им), в других – более сложными и включать комплекс различных по характеру и направленности реабилитационных мероприятий (трудотерапию, психотерапию, протезирование, переобучение, помощь в трудоустройстве и т.д.) [20].

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит несколько разделов:

- паспортная часть;

- результаты освидетельствования в учреждении медико - социальной экспертизы;

- программа медицинской реабилитации;

- программа профессиональной реабилитации;

- программа социальной реабилитации;

- заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации.



Программа медицинской реабилитации включает следующие мероприятия:

- восстановительная терапия – запись о конкретных видах восстановительной терапии, в которых нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому) делается на основании заключения учреждения МСЭ с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, направившего больного на медико-социальную экспертизу;

- реконструктивная хирургия – запись о конкретных видах реконструктивной хирургии, в которых нуждается инвалид, делается на основании заключения учреждения МСЭ с учетом рекомендаций лечебно – профилактического учреждения, направившего больного на медико - социальную экспертизу;

- протезно - ортопедическая помощь – запись о конкретных видах протезирования и ортезирования, в которых нуждается инвалид, делается на основании заключения учреждения МСЭ с учетом рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, направившего больного на медико - социальную экспертизу;

- санаторно - курортное лечение – вносится запись о санаторно - курортном лечении с предписанием профиля, кратности, сезона рекомендованного лечения, срока санаторного лечения, которых нуждается инвалид, согласно заключению учреждения МСЭ с учетом рекомендаций лечебно - профилактического учреждения, направившего больного на медико-социальную экспертизу;

Рекомендации об обеспечении инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации вынесены в отдельный раздел ИПР. Запись о перечне технических средств медицинской реабилитации, в которых нуждается инвалид, вносится согласно заключению учреждения МСЭ.



Программа профессиональной реабилитации включает:

- рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда;

- профессиональную ориентацию – систему государственных мер, направленных на оказание помощи человеку, в том числе инвалиду, в правильном выборе и условий трудовой деятельности, т.е. в профессиональном самоопределении;

- профессиональное обучение (переобучение) – предполагает запись о конкретной профессии (специальности), рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального обучения (начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительная профессиональная подготовка (переподготовка) и форме обучения (очная, заочная, вечерняя, интернатная, надомная);

- содействие в трудоустройстве - предполагает запись о конкретных мерах, реализуемых в целях содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе на квотируемое рабочее место, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости);

- производственная адаптация - процесс приспособления инвалидов к наиболее адекватному и оптимальному выполнению социальных функций, связанных с трудовой деятельностью, а также адаптация рабочего места к потребностям инвалида.

В программе профессиональной реабилитации ребенка-инвалида выделены следующие подразделы:

- получение дошкольного воспитания и обучения с указанием типа дошкольного образовательного учреждения;

- получение общего образования с указанием типа дошкольного образовательного учреждения;

- условия получения общего образования

- режим занятий;

- получение профессионального образования с указанием рекомендуемой профессии, специальности, типа образовательного учреждения для получения профессионального образования, формы получения профессионального образования;

- рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;

- проведение психолого-педагогической коррекции с указанием ее вида

(коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально - волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков).

Программа социальной реабилитации включает в себя:

- социапьно - средовую реабилитацию;

- социально-педагогическую реабилитацию - меры коррекционного обучения и воспитания, направленные на усвоение инвалидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена общества;

- социально-психологическую реабилитацию - психотерапию, психологическую коррекцию, психологическое консультирование и т.д.;

- социокультурную реабилитацию - информирование и консультирование по вопросам социокультурной реабилитации, оказание содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, о показанных к занятиям видах искусства;

- социально-бытовую адаптацию - адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организации быта и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт - реабилитация средствами физической культуры и спорта (информирование и консультирование по вопросам физической культуры и спорта, обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендации о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта).

ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Таким образом, к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:


  • способность к самообслуживанию;

  • способность к самостоятельному передвижению;

  • способность к ориентации;

  • способность к общению;

  • способность контролировать свое поведение;

  • способность к обучению;

  • способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности, характеризующие ограничения основных категорий жизнедеятельности человека [12,23]:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:



1 степеньспособность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:



1 степень – способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию

окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:



1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:



1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;



3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально - этических норм:



1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):



1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень – способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условием выполнения роботы:



1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Перечисленные ОЖД как социальные последствия нарушения здоровья приводят к необходимости социальной помощи и защиты вследствие социальной недостаточности из-за ограничения физической независимости; ограничения мобильности; ограничения способности заниматься обычной деятельностью; ограничения способности к получению образования; ограничения способности к профессиональной деятельности; ограничения экономической самостоятельности; ограничения способности к интеграции в общество [12].

СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Ограничения жизнедеятельности как социальные последствия нарушения здоровья приводят к необходимости социальной помощи и защиты вследствие социальной недостаточности. Под социальной недостаточностью в характеристиках здоровья понимается такой недостаток инвалида, вытекающий из нарушения или снижения трудоспособности, при котором человек может лишь ограниченно или не может выполнять обычную для его положения роль в жизни общества (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения). Социальная недостаточность - это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи [12,23].

Выделяют следующие виды социальной недостаточности:

- социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости;

- социальная недостаточность из-за ограничения мобильности;

- социальная недостаточность из-за ограничения способности заниматься обычной деятельностью;

- социальная недостаточность из-за ограничения способности к получению образования;

- социальная недостаточность из-за ограничения способности к профессиональной деятельности;

- социальная недостаточность из-за ограничения к экономической самостоятельности;



- социальная недостаточность из-за ограничения способности к интеграции в общество.
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Изучение клинико-функциональных данных, социально-бытовых, социально-экономических, профессиональных и эндогенных факторов, а также особенностей оказания медико-социальной помощи является предпосылкой для оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза, поскольку именно эти критерии служат основой при вынесении реабилитационно–экспертного заключения, которое необходимо для разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида. Кроме того, реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз, наряду с ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью должны применяться при оценке эффективности реабилитационных мероприятий [12, 23, 25].

Реабилитационный потенциал - это комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально – средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные возможности. Другими словами, это возможность больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, ограничений жизнедеятельности, личностного статуса и положения в обществе [12, 20].

Реабилитационный потенциал имеет 4 уровня оценки: высокий, удовлетворительный, низкий, отсутствует [12, 20].

Высокий реабилитационный потенциал предполагает возможность достижения полного восстановления здоровья, всех обычных для инвалида видов деятельности, в том числе способности к трудовой деятельности, и социального положения (полная реабилитация). При данном уровне оценки РП можно ожидать возвращения инвалида к работе в прежней профессии в полном объеме или с ограничениями по заключению клинико-экспертной комиссии лечебно - профилактического учреждения, либо выполнения работы в полном объеме в другой профессии, равноценной ей по квалификации.

Удовлетворительный реабилитационный потенциал отмечается при неполном выздоровлении с остаточными проявлениями в виде выраженного нарушения функций. Выполнение основных видов деятельности возможно в ограниченном объеме или с помощью технических (TCP) либо иных средств реабилитации, отмечается частичное восстановление трудоспособности, при сохранении частичного снижения уровня и качества жизни, потребности в социальной помощи и защите (частичная реабилитация – переход из I и II группы инвалидности в III группу инвалидности). При данном уровне РП сохраняется возможность продолжения работы в своей профессии с уменьшением объема работы или снижением классификации, либо выполнения работы в полном объеме в другой профессии, более низкой по квалификации по сравнению с прежней, либо работы в других профессиях с уменьшением объема работы независимо от квалификации.

Низкий реабилитационный потенциал отмечается при медленно прогрессирующем течении заболевания, выраженном нарушении функций, значительных ограничениях жизнедеятельности, включая способность к трудовой деятельности, потребности в постоянной социальной помощи и защите (переход из I группы инвалидности во II). При реализации данного уровня РП возможно возвращение или приспособление инвалида к работе в рамках своей профессии или выполнение другой профессиональной деятельности в специально созданных производственных условиях, на дому.

Отсутствие реабилитационного потенциала наблюдается при прогрессирующем течении заболевания, резко выраженном нарушении функций органов и систем, невозможности компенсации ограничений жизнедеятельности, наличии стойкой частичной или полной утраты трудоспособности, необходимости в постоянном постороннем уходе или надзоре, потребности в постоянной социальной помощи и защите (реабилитация невозможна – стабильная инвалидность или ее утяжеление).

При общей оценке реабилитационного потенциала решающее значение имеет прогностическая оценка возможного исхода реабилитации на уровне социума. Так, восстановление или компенсация нарушенных функций не могут быть достигнуты в полном объеме, но благодаря техническим средствам реабилитации и адаптации к имеющимся ограничениям жизнедеятельности, высокому уровню притязаний, соответствующему психологическому настрою и другим факторам, возможно восстановление или компенсация основных видов жизнедеятельности, прежнего социального положения инвалида или его полноценная интеграция a общество [3].



Таким образом, более высокие показатели реабилитации при недостаточном уровне реабилитационного потенциала могут достигаться за счет комплекса факторов: социальных, профессиональных, психологических, технических.

Уточнение реабилитационного потенциала на основе комплексной оценки клинико-функциональных, личностно-психологических, социально – трудовых и бытовых факторов является необходимой предпосылкой для установления прогноза и правильного построения реабилитационной программы а каждом конкретном случае, а также для адекватной организации реабилитационного процесса.

Практика показывает, что у бальных даже с неблагоприятным течением заболевания и выраженными анатомическими и функциональными дефектами имеется определенный потенциал для компенсации последствий болезни, как на биологическом, так и социальном уровнях.

Прогностическая сущность предлагаемого подхода интерпретации инвалидности заключается в необходимости определения потенциала не только инвалида, но и взаимодействующего с ним социума, что может быть представлено в реабилитационном потенциале. Реабилитационно–экспертный диагноз, являющийся наряду с социально–средовым диагнозом составной частью реабилитационного потенциала, позволяет оценить потенциальные возможности индивидуума. Реабилитационный потенциал является моментом для развертывания процесса реабилитации [9].
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ

Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала и предполагаемый уровень интеграции инвалида в общество, т.е. возможный результат реабилитации. Реабилитационный прогноз определяется на основе комплексной оценки внутренних и внешних факторов, которые могут в той или иной степени положительно или отрицательно повлиять на процессы восстановления здоровья (клинический прогноз), трудоспособности (трудовой прогноз), личностного и социального статуса больного или инвалида (социальный прогноз).

Реабилитационный прогноз определяется не только уровнем и содержанием реабилитационного потенциала, но и реальными возможностями применения для его реализации современных реабилитационных технологий, средств и методов [20].

Предлагаются следующие градации реабилитационного прогноза: благоприятный, относительно благоприятный, сомнительный, неблагоприятный [20].



Благоприятный реабилитационный прогноз наблюдается при возможности полного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности и полной социальной, в том числе трудовой интеграции инвалида.

Относительно благоприятный реабилитационный прогноз наблюдается при возможности частичного восстановления нарушенных категорий жизнедеятельности, уменьшении степени их ограничения или стабилизации, расширении способности к социальной интеграции и переходу от полной к частичной социальной поддержки и материальной помощи.

Сомнительный (неопределенный) реабилитационный прогноз – неясный прогноз.

Неблагоприятный реабилитационный прогноз отмечается при невозможности восстановления или компенсации ограничений жизнедеятельности, каких – либо существенных положительных изменений в личном, социальном и социально- средовом статусе инвалида.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ
Эффективность – сложный феномен, он определяется, прежде всего, целью и результатом, т.е. эффективность можно рассматривать как степень реализации цели или степень достижения ожидаемых результатов.

Своеобразие такого явления как медико–социальная реабилитация инвалидов предполагает два аспекта эффективности: экономический и социальный. При этом экономическая эффективность не является определяющей, хотя она весьма показательна и имеет конкретное количественное выражение. В плане ожидаемых или прогнозируемых результатов социальная эффективность реабилитации, т.е. степень достижения социального результата, должна быть все-таки приоритетной [3,20].

Главная цель медико – социальной реабилитации – социальная интеграция (или реинтеграция) инвалида. Как общая цель она дифференцируется на подцели в медицинских, профессиональных и социальных аспектах, которые в свою очередь могут подразделяться на более частные, конкретные цели, например, повышение степени самообслуживания инвалида, его трудоустройство и т.д. [3,20].

Оценка эффективности реабилитации невозможна без использования критериев и показателей, сущность которых заключается в том, что они показывают, насколько конечные результаты совпадают с поставленной целью.

Основополагающим методологическим принципов оценки эффективности реабилитации является динамика критериев и показателей статуса инвалида и сопоставление полученных результатов с ожидаемым результатом в соответствии с поставленной целью [3,20].

Эффективность проводимых реабилитационных мероприятий в значительной степени зависит от таких факторов, как пол, возраст, длительность инвалидизации, образовательный уровень, профессиональная принадлежность больного [3].

Использование единого алгоритма оценки эффективности реабилитации включает несколько последовательных элементов:

1. Первичная оценка (функциональная, профессиональная, социальная) статуса инвалида и его реабилитационного потенциала.

2. Определение и оценка реабилитационного прогноза.

3. Определение цели реабилитации (ожидаемых результатов).

4. "Заключительная" оценка статуса инвалида.

5. Оценка динамики показателей.

6. Оценка индивидуальной эффективности реабилитации инвалида в плане соответствия целевой установке.

7. Комплексная оценка эффективности реабилитации на основе индивидуальных оценок.

Очень важно корректно и правильно определить прогнозируемые конечный результат реабилитации в каждом конкретном случае, поскольку на этом строится впоследствии комплексная оценка эффективности реабилитации.
ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Инвалидизация детей является чрезвычайно важной проблемой здравоохранения и социальных служб во всех странах [2].

Определение понятия "ребенок - инвалид" исходит из рекомендаций ВОЗ, полагающей, что поводом для установления инвалидности является не сама болезнь или травма, а последствия, проявляющиеся в виде нарушений той или психологической, физиологической или анатомической структуры или функций, приводящей к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Ограничения физических возможностей ребенка предполагают невозможность выполнения каких-либо физических функций или отсутствие органа, отвечающего за их выполнение. Ограничения умственных возможностей (необучаемость) - это задержка или незаконченное развитие головного мозга или умственных способностей, что мешает ребенку в обучении и развитии обычным способом или обычными темпами.

Расширение сфер жизнедеятельности реализуется через ИПР. Наиболее важна реабилитационная работа в раннем и дошкольном возрастах — периодах интенсивного развития ребенка, в которых формируются многие виды психической деятельности, закладываются основы для последующего обучения [2].

Основным видом медико-социальной помощи детей-инвалидов является медицинская реабилитация, в которой нуждаются практически все дети-инвалиды [17, 19, 20]. Виды и методы медицинской реабилитации изложены выше. Кроме того, к медицинской реабилитации относится также медико-социальный патронаж семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Эффективностью выполнения программы медицинской реабилитации является приобретение ребенком возможности самообслуживания и профессионального обучения.

В программу психолого-педагогической реабилитации могут быть включены следующие мероприятия:



  1. Получение дошкольного образования с указанием типа образовательного учреждения.

  2. Получение общего образования с указанием типа образовательного учреждения и условий получения образования.

  3. Получение профессионального образования с указанием типа образовательного учреждения, формы получения образования и режима занятий.

  4. Психолого-педагогическая коррекционная работа.

Результатом выполнения программы психолого-педагогической реабилитации являются:

  1. Восстановление (компенсация) мотивации к обучению.

  2. Восстановление (компенсация) функций общения и контроля за своим поведением.

  3. Восстановление (компенсация) мотивации к игровой (трудовой) деятельности.

  4. Реализация возможности получения образования.

При проведении психологической реабилитации огромная роль принадлежит психологам, педагогам и воспитателям. Их задача - на основе известных принципов лечебной педагогики, широко используя методы игровой, эстетической, музыкально-художественной психотерапии, лечебной хореографии, организовать лечебно-педагогический процесс так, чтобы он способствовал наиболее полному восстановлению здоровья детей.

Результатом выполнения программы профессиональной реабилитации является обеспечение условий для эффективной реализации профессиональных способностей инвалида, восстановление конкурентоспособности на рынке труда.



Все дети с ограниченными возможностями нуждаются в проведении мероприятий социальной реабилитации. Программы социальной реабилитации ребенка-инвалида включает следующие мероприятия:

  1. Социально-средовая реабилитация.

  2. Социально-педагогическая реабилитация.

  3. Социально-психологическая реабилитация.

  4. Социокультурная реабилитация.

  5. Социально-бытовая адаптация.

  6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Результат выполнения программы социальной реабилитации - восстановление способности ребенка-инвалида к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности, достижение социальной интеграции.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал