Федеральное государственное автономное образовательное




страница1/3
Дата12.02.2017
Размер1.44 Mb.
Просмотров284
Скачиваний0
  1   2   3

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего
профессионального
образования
«Национальный исследовательский университет "Высшая школа
экономики"»
Факультет экономики
Кафедра региональной экономики

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему: « Развитие российских городов в постсоветский период:
анализ уровня развития на основе индекса комфорта»

Направление 080100.62 Экономика
Студент группы №142
Елена Юрьевна Новикова
Научный руководитель Татьяна Александровна Вивчар старший преподаватель
Санкт-Петербург
2014г.

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
ГОРОДОВ РОССИИ .................................................................................. 6
1.1.Типология и классификация российских городов ........................ 6
1.2. Российские города после распада СССР ...................................... 11
Глава 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
«КОМФОРТА» ПРОЖИВАНИЯ .......................................................... 15
2.1. Содержание понятия «комфорт» как показателя,
характеризующего уровень социально-экономического развития
городов ........................................................................................................ 15
2.2. Методы измерения и оценки «комфорта»................................... 18
2.3. Индикаторы, входящие в состав индекса комфорта ................. 23
Глава 3. АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ
ГОРОДОВ НА ОСНОВЕ ИНДЕКСА КОМФОРТА .......................... 30
3.1. Описание методики расчета индекса комфорта города ............ 30
3.2. Описание исходных данных ............................................................ 35
3.3. Вычисление индекса комфорта города, описание полученных
результатов ................................................................................................ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................... 52
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................... 57
Приложение № 1 ....................................................................................... 57
Приложение № 2 ....................................................................................... 58
Приложение № 3 ....................................................................................... 59
Приложение № 4 ....................................................................................... 60
Приложение № 5 ....................................................................................... 61
Приложение № 6 ....................................................................................... 63
Приложение № 7 ....................................................................................... 67
Приложение № 8 ....................................................................................... 68
Приложение № 9 ....................................................................................... 69




3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение уровня развития городов и процессов урбанизации является одним из самых востребованных исследований на сегодняшний день. Ученые пытаются разгадать загадку идеальной городской среды, которая была бы не только винтиком в сложном промышленном механизме, но и благоприятным местом для жизни людей.
Существует множество различных подходов для анализа уровня развития городов, но большинство из них основаны на системе производственных, экономических показателей, совершенно игнорируя социальный аспект, не смотря на то, что современный город – это не только сосредоточение орудий производства и рабочей силы, но и место интеграции его жителей.
Одна из основных проблем российских городов на сегодняшний день заключается в том, что они остаются наследием индустриального прошлого, оставшегося после распада СССР и малопригодны для комфортной жизни.
Очевидно, что без улучшения условий проживания, обеспечения жителям города необходимой материальной и духовной среды невозможно развитие государства в целом: снижается трудоспособность населения, увеличивается иммиграция в места с более комфортными условиями проживания, как следствие, усугубляется проблема неравномерного развития территорий страны, утрачиваются дальнейшие перспективы роста и развития.
Для того чтобы избежать подобного сценария, необходимо оценить уровень развития, сильные и слабые стороны городов РФ, в зависимости от полученных результатов, разработать правильное направление социально – экономической политики. В данной работе изучение уровня развития городов будет происходить с учетом социальных особенностей городской среды. Инструментом для решения подобной задачи будет

4 служить оценка и анализ уровня развития российских городов при помощи индекса комфорта города.
Целью данной работы является изучение уровня развития российских городов в постсоветский период при помощи индекса комфорта.
Чтобы провести исследование необходимо выполнить ряд задач:

рассмотреть особенности развития российских городов в постсоветский период;

проанализировать подходы к классификации и типологии российских городов;

дать определение понятию «комфорт», применимому к городу;

изучить методологию измерения и оценки «комфорта»;

выявить индикаторы, входящие в состав индекса комфорта;

собрать необходимые данные для расчета индекса комфорта;

убедиться, что индекс комфорта действительно отражает уровень развития российских городов;

разработать классификацию городов в зависимости от полученных результатов.
Объектом исследования в работе является уровень развития российских городов в постсоветский период.
Предметом исследования является анализ уровня развития российских городов на основе индекса комфорта.
Методология основана на сравнительно-аналитическом подходе, аналогии. В работе использованы статистические, индексные, графо- аналитические методы, корреляционный анализ.
Источником данных служат базы статистических материалов
Росстата, Гильдии риэлторов, Мультистата.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

5
Первая глава работы посвящена изучению теоретических подходов к развитию городов России, включающих в себя рассмотрение различных типологий и классификаций, на базе которых обычно и строятся вышеупомянутые подходы, и обзору положения российских городов после распада СССР.
Во второй главе рассматривается содержание понятия «комфорт» как показателя, характеризующего уровень социально-экономического развития городов, и анализируются подходы к оценке «комфорта» проживания.
Третья глава работы посвящена практическому применению индекса комфорта и выявлению его взаимосвязи с уровнем развития российских городов.
Список литературы включает в себя использованные при работе источники информации. В приложении содержатся дополнительные материалы, необходимые для всестороннего анализа.
Результатом исследования будет является оценка уровня городского комфорта, выявление взаимосвязи между полученными значениями и уровнем развития городов России.










6
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ГОРОДОВ
РОССИИ

1.1.Типология и классификация российских городов
В российской и иностранной литературе существует множество различных подходов к изучению состояния городов. В основе каждого из них лежит определенная типология и классификация города в зависимости от целей и задач исследования. Так, например, применяя инженерный подход, ученые представляют город, как некое пространство для производственной и промышленной деятельности, используя типологию и классификацию, отражающую функциональные особенности города.
В данном исследовании город представляет собой не только инструмент для функционирования экономических процессов, но и место взаимодействия людей друг с другом, за счет создания ими различных институтов. Он является своеобразным зеркалом, отражающим проблемы развития общества, новые идеи, типы поведения и структуру управления.
«Город является новатором по своей сути, поскольку является носителем новой культуры и инновационного потенциала, а городская жизнь всегда носит изменчивый и адаптивный характер»
1
. Данное утверждение Георга
Зиммеля подтверждает концепцию того, что решение проблем, связанных с процессом урбанизации должно быть всесторонним и охватывать не только технические и экономические вопросы, но и уделять внимание социальным аспектам проживания в городе.
Городам разных типов присущи свои проблемы развития. Для того чтобы определить, какую классификацию и типологию следует использовать при оценке развития города с точки зрения социальных аспектов, рассмотрим основные существующие в научной литературе типологии и классификации.
1
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. М., 2002. № 3-4.

7
Под классификацией понимают выделение городов и их систем по одному или нескольким признакам, характеризующим их с одной или нескольких сторон. Типология позволяет более четко разбить города по типам и дать комплексную характеристику городов, выделив главные факторы их различий.
1
По мнению Передерий А.А.
2
и Фаузера
В.В.
3
классификации и типологии необходимы для углубленного анализа существенных особенностей данного города или данной системы городов с целью определения наиболее эффективной стратегии их развития. При классификации города распределяются на группы по какому-либо общему признаку, а при типологии города объединяют в совокупности по наиболее важным признакам. Таким образом, На основе выделения основных
«проблемных» для города факторов можно типизировать стратегии развития городов и наметить наиболее обоснованную стратегию для конкретного города.
В научной литературе можно найти различные типологии и классификации городов.
Исследователи в данной области выделяют несколько различных признаков типологизации:
1.
экономико-географическое положение;
2.
народнохозяйственные функции;
3.
степень участия городов в территориальном разделении общественного труда;
4.
генетические признаки народнохозяйственных функций.
5.
перспективность развития.
1
Пивоваров Ю.С. Центра управления и развития городских территорий: классификации и типологии городов. – (сайт)
URL: http://www.acmeo.ru/zgt02_10.php
2
Передерий А.А.Классификации и типологии городов. – (сайт)
URL: http://www.mstu.edu.ru/science/conferences/11ntk/materials/section8/section8_35.html
3
Фаузер В.В. Теоретические и концептуальные подходы к развитию России. – (сайт)
URL: http://vestnik-ku.ru/2008/2008-4/8/8.htm

8
Исходя их материалов, представленных Центром управления и развития городских территорий, самым простым способом является классификация городов по численности населения.
1
В.Г.Давидович и Ф.
М. Листенгурт при помощи экономических расчетов разработали классификацию со следующими цензами:
2 1.
малые города — до 20 тыс. жителей;
2.
средние — от 20 до 100 тыс. жителей;
3.
крупные, или большие, города — от 100 до 500 тыс. жителей;
4.
крупнейшие — свыше 500 тыс. жителей.
Необходимо отметить, что при группировке городов по размеру классификация практически совпадает с типологией, можно выделить малые, средние, большие города и города-миллионеры.
3
В российской статистике принята следующая классификация по численности населения
4
:
1.
города с численностью населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек;
2.
города с численностью населения от 250 тысяч до 500 тысяч человек;
3.
города с численностью населения от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
4.
города с численностью населения 1 миллион и более человек.
Согласно Э. Дюркгейму, город представляет собой в первую очередь среду для взаимодействия индивидов, в которой создаются нормативные правила, определяющие стиль жизни и поведение населения. Город должен обеспечивать эффективное развитие данной среды, выполняя
1
Классификации и типологии городов //Центр управления и развития городских территорий – (сайт)
URL: http://www.acmeo.ru/zgt9789.php
2
С. А. Ковалев Процессы урбанизации и развитие сети городских поселений –(сайт)
URL: http://big-archive.ru/geography/geography_of_the_USSR/54.php
3
Классификации и типологии городов //Центр управления и развития городских территорий – (сайт)
URL: http://www.acmeo.ru/zgt9789.php
4
Российский статистический ежегодник // Росстат – (сайт)
URL: http://institutiones.com/general/1525-rosijskij-statisticheskij-ezhegodnik.html

9 экономические, административные и культурные функции. Исходя из этого, существуют различные классификации городов, исходя из их функциональных особенностей. Можно выделить следующие типы городов: города, сочетающие культурные, социально – экономические, административно-политические функции, градообразующего значения;
1.
города с преобладающими экономическими функциями
(промышленность, транспорт);
2.
города с преобладающими административными, культурными и обслуживающими функциями;
3.
города науки;
4.
курортные города.
В данном случае М. Вебер приводит типологию, вытекающую из вышеописанной классификации, называя такие города как
«производительный»,
«сельскохозяйственный»,
«потребительский»,
«политический», «экономический», «гарнизонный».
1
Другим примером служит следующая функциональная классификация, в основе которой лежит дифференциация городов по специфике производственной деятельности, градообразующей или градообслуживающей:
1.
столичные города (Москва, Санкт-Петербург) с высокой степенью развития административно-политических, культурных функций, играющие ключевую роль внутри страны и за ее пределами;
2.
крупные экономические, административно-политические, культурные центры - "комплексные" города;
3.
разносторонние индустриальные центры со специализацией на нескольких отраслях промышленности;
1
Вебер М. История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.

10 4.
индустриальные центры с одной, профилирующей специализацией;
5.
города с преобладающим количеством непромышленных функций;
6.
города-пригороды.
Современный город, согласно Л.А. Зеленову является местом для труда и проживания индивида, поэтому еще одним способом для типологизации и классификации является разделение городов по составу данных о распределении занятого населения по различным отраслям народного хозяйства.
1
Выделяют города по месту в территориальном разделении труда:
1.
местные связи
(экономические, административные, культурные центры сельских районов);
2.
внутрирайонное разделение труда;
3.
межрайонное разделение труда;
4.
международное разделение труда.
Данная классификация применяется в большинстве случаев, как дополнение к функциональной типологии, учет при этом значения городов в территориальном разделении труда существенно увеличивает широту восприятия функциональных особенностей города.
Типология городов по экономико-географическому положению является, по мнению исследователей, наименее разработанной и довольно сложной. На сегодняшний день можно выделить несколько основных типов городов, исходя из их экономико-географического положения:
2 1
Зеленов Л.А. Социология города. – М.: ВЛАДОС, 2000. С. 31.
2
С. А. Ковалев Процессы урбанизации и развитие сети городских поселений –(сайт)

11 1.
города, расположенные рядом с месторождениями ископаемого сырья или топлива;
2.
города, связанные со всей страной железнодорожной сетью;
3.
портовые города;
4.
промышленно-транспортные города, выросшие в железнодорожных узлах
1
Для большинства исследований более удобно использовать несколько схем классификации по некоторому числу признаков для более полной и всесторонней оценки состояния городов. Так же следует отметить, что большинство авторов сходится во мнении, что любая классификация и типология носит условный характер.
Выделение основных функциональных типов городов не исключает существования городов смешанного типа и допустимость выделения дополнительных типов и подтипов.

1.2. Российские города после распада СССР
Немногим более чем за 100 лет Россия превратилась из страны с преобладающим числом деревень в страну городов. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 1108 города. В 60 городах проживает от 250 тысяч до 1 миллиона человек. Население 13 городов превышает миллион жителей
2
. Удельный вес городского населения составляет 73% от общей численности населения, что ставит Россию в один ряд с индустриально развитыми странами по данному показателю.
Число основных промышленных центров составляет 250 городов, 27% из которых сосредоточены в Центральной России, 24% - Поволжье, и 16%
1
Шафаренко Т. А. География населения мира, понятийно-терминологический словарь, 2009 г.
2
Территориальная организация населения// Лекции. 2010 –(сайт)
URL: http://uchebnik-besplatno.com/geopolitikai-uchebnik/territorialnaya-organizatsiya.html

12 на Урале
1
. При этом на 2013 год в Российской Федерации имеется 342 моногорода, что составляет 31% от общего числа городов.
2
Более 60% всех городов Российской Федерации были основаны в советский период. Результатом такого стремительного процесса урбанизации стал ошеломляющий показатель роста населения. К концу
20ого века в городах проживало более 64 % от общего числа, при этом насчитывалось 13 городов с населением свыше 1 миллиона человек, 19 городов с населением более 500 тысяч человек и 168 городов со 100 тысячами населения
3
Но, несмотря на положительную динамику роста населения, показанную в таблице 1.1., столь высокие темпы урбанизации отрицательно сказались на процессе формирования городской среды.
Таблица 1.1.
Динамика численности городов и городского населения России
(1959 – 1993гг.) [32]
Год
Число городов,
шт.
Численность городского населения,
млн.человек
1959 1495 62,1 1970 1869 81 1979 2047 94,5 1989 2194 108,3 1993 2093 108,9
Формирование и развитие городов в советский период происходило по принципу функциональной классификации, т.е. город являлся пространством для размещения производств и мест проживания рабочих и
1 250 крупнейших промышленных центров России//Урбаника – (сайт)
URL: http://urbanica.spb.ru/?p=1820 2
Cpaвнитeльнaя cтaтиcтикa пo гopoдaм PФ – (сайт)
URL: http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=1061793 3
Пивоваров Ю.Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность // Общественные науки и современность. 6, 101-113 , 2001

13 обслуживающего персонала. Он представлял собой индустриальный, промышленный, малодинамичный объект, характеризующийся упрощенной архитектурой и функциональным зонированием с тяготением жилых районов к производственным зонам. Подобный формат градостроения навязывал населению упрощенный формат жизни «дом - место труда – дом». Город выступал своеобразным поселением, концентрирующим в себе рабочую силу для осуществления определенных проектов и привязывающим население к месту прописки и работы. В качестве органов управления назначались «Советы народных депутатов» - краевые, областные, районные, городские, поселковые и сельские - которые были сильно зависимы от вышестоящих исполнительных комитетов.
Многие исследователи отмечают, что урбанизация в СССР была частью процесса индустриализации, и предусматривала ориентацию на развитие высоких темпов промышленности, сопровождающаяся интенсивным ростом населения. При этом большая часть средств городского бюджета вкладывалась в наращивание технических мощностей, а затраты на обеспечение комфортных условий проживания для жителей города были минимальными. Ю.Л. Пивоваров отмечает, что советские города подверглись массовой застройке панельными домами из дешевых строительных материалов, проживание в которых сегодня трудно назвать комфортным.
После распада СССР и проведения рыночных реформ подавляющая часть населения России продолжает жить в городах, сформированных для нужд плановой экономики. Удобство и востребованность таких городов, как утверждают специалисты и простые граждане, очень сомнительны.
Большинство российских городов остаются непривлекательными для жизни. Согласно данным института территориального планирования
«Урбаника» за 2012 год среди выпускников средних школ и профессионалов высокой квалификации сохраняется тенденция

14 устойчивого оттока из 95% городских образований РФ, особенно это касается малых городов и городов на Востоке страны. Подобная ситуация происходит не только из-за неравномерности экономического развития разных регионов, но и из-за низкой обеспеченности комфортными условиями проживания в городе
1
Ситуацию усугубляет создание особых экономических зон и так называемых «точек роста» в России на территории муниципальных образований, которые будут обострять проблему неравномерного развития городов, поспособствуют недостаточному финансированию и увеличению оттока населения из таких населенных пунктов.
Принимая во внимание подобное положение российских городов, очевидно, что необходимо пересмотреть механизмы развития городских территорий, делая акцент на улучшении качества жизни. В этом процессе большую роль может сыграть создание новой классификации городов в зависимости от уровня их комфорта для населения. Это позволит в дальнейшем сделать из них развитые и привлекательные для жизни территории.
1
Градостроительная реальность советского периода// «Урбаника» - (сайт)
URL: http://urbanica.spb.ru/?cat=21

15
Глава 2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ
«КОМФОРТА» ПРОЖИВАНИЯ

2.1. Содержание понятия «комфорт» как показателя,
характеризующего уровень социально-экономического развития
городов
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные типологии и классификации, применимые к исследованию городов. В данной работе предпринимается попытка изучить уровень развития российских городов и перспективы их развития с точки зрения понятия «комфорта» и, исходя из полученных результатов, предложить вариант классификации на основе индекса «комфорта». Для этого необходимо определиться с понятием
«комфорта», характеризующего состояние городской среды.
Процесс ориентации все большего числа производителей на качество продукции проник и в систему городского планирования и регионального развития, используя многоплановую категорию
«комфортного проживания» или по-другому «качества жизни». Многие исследователи проявляют научный интерес к проблеме комфорта городской среды так, например, согласно информации ежедневной деловой газеты «РБК daily»
Санкт – Петербургский институт территориального планирования
«Урбаника» совместно с Союзом архитекторов России составили рейтинг из ста российских городов по уровню комфортности проживания в этих городах. Главными характеристиками, на которые обращали внимание специалисты стали доступность жилья, транспортная ситуация, расходы на проживание, покупательная способность населения. При оценке города эксперты соотносили стоимость и уровень жизненного комфорта, т.е. города оценивались как «услуги» и «товары», приобретаемые жителями.
В мае 2013г., пишет «Российская газета», Министерство регионального развития совместно с Российским союзом инженеров и
МГУ им.Ломоносова представило собственный рейтинг

16 привлекательности российских городов с учетом таких факторов, как демографическая ситуация, доступность жилья, транспортная инфраструктура, экологическая обстановка.
Из приведенных примеров можно заключить, что оценка городов только лишь по демографическим и экономическим показателям теряет свою прежнюю эффективность и уступает место показателю «комфорта» горда.
Комфорт городской среды тождественен понятию качества жизни в городе и является сложной структурой взаимосвязанных составляющих, таких как экология, качество образования, здравоохранение, инфраструктура, промышленность и т.п.
В иностранной литературе «комфорт» города именуется “well – being of the city”, в отечественной теории его можно сравнить с понятием
«качество жизни в городе». Эти понятия изучаются многими дисциплинами и трактуются в зависимости от сферы исследования, его целей и задач. Так, Н.И. Бузляков утверждает, что в экономической литературе наиболее распространено понимание уровня жизни как количества потребляемых материальных, культурных благ и степени удовлетворенности населения от их потребления с учетом уровня развития производственных сил
1
. Данное определение рассматривает уровень жизни, исходя из уровня развития производства.
Иное определение комфорта или качества жизни дает И.И.
Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей",
"денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни"
2
В. Бобков, директор Всероссийского центра уровня жизни, считает, что в современной интерпретации понятием "уровень жизни"
1
Уровень жизни//Центр управления финансами – (сайт)
URL: http://www.center-yf.ru/data/stat/Uroven-zhizni.php

17 характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов".
Исходя из вышеизложенного, можно дать понятию «комфорт» или
«качество жизни», применимому к городской среде, следующее определение: под комфортом города следует понимать уровень обеспеченности населения города необходимыми материальными благами и услугами для удовлетворения их рациональных потребностей. Это понятие может включать в себя исследование таких компонентов как условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, здоровья, образования, природной среды, материальной обеспеченности т.д. Показателями для измерения уровня комфорта должны быть те из них, которые наиболее полно соответствуют целям исследования и отражают реальные условия жизни в городе
1
При изучении комфорта городской среды возникает проблема отсутствия нормативно-установленной номенклатуры показателей качества жизни и критериев их оценки, как на уровне Российской
Федерации, так и на уровне субъектов.
2
В связи с этим возникает необходимость изучения и выявления различных комбинаций показателей и методологических подходов к оценке комфорта города. Как подчеркивает С.А.Айвазян: «…располагая формализованной методологией измерения качества жизни, построенной на базе соответствующих статистических показателей и более частных свойств этой категории, мы получаем возможность определять стратегические цели в развитии города: сравнивать различные показатели во времени и пространстве, наконец, конструировать целевые критерии благосостояния, условная оптимизация
1
Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации// Социологические исследования, № 1, 2009, C. 33-42 2
Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация – М. : Стандарты и качество, 2003.
– 440 с.

18 которых позволит определять оптимальные траектории социально- экономического и эколого-демографического развития»
1
2.2. Методы измерения и оценки «комфорта»

Современное государство нуждается в особой экономической политике, направленной на обеспечение более комфортных и качественных условий проживания своих граждан. В случае неспособности государства гарантировать населению комфортные условия проживания снижается не только качество труда и происходит иммиграция трудоспособного населения в другие государства, но и утрачиваются дальнейшие перспективы роста и развития страны в целом.
Для предупреждения подобного сценария необходимо обеспечить российским городам правильное направление социально – экономической политики, финансовые вложения, которые в свою очередь можно получить при помощи правильной оценки сильных и слабых сторон города.
Осуществить подобный процесс возможно с помощью оценки и анализа индекса комфорта города.
Методология оценки индекса комфорта является важным средством создания ориентиров для государственной политики. Она позволяет:
1.
оценить текущее положение социально - экономического развития городов;
2.
провести сопоставление величин индекса комфорта среди всех городов России;
3.
установить целевые значения показателя для формирования дальнейшей политики.
1
Айвазян С.А. // Уровень жизни населения регионов России. – 2002. –№ 11. – C. 5–40.

19
Для измерения индекса комфорта ученые предлагают три наиболее универсальные и часто встречающиеся подхода: объективный
(количественный), субъективный (качественный) и комбинированный
(смешанный).
Объективный (количественный) подход для оценки индекса комфорта или качества жизни населения использует абсолютные и относительные статистические показатели. Он обладает рядом достоинств:
1.
доступный анализ статистических данных;
2.
статистические показатели доступны на сайтах органов государственной статистики;
3.
возможность сопоставления полученных данных с данными других городов.
К недостаткам данного подхода относят отсутствие в методике человеческого фактора, а именно оценки населением условий проживания и недоступность нормативно установленных показателей и критериев для оценки уровня комфорта, как на уровне Российской
Федерации, так и на уровне субъектов федерации.
Значение индекса определяется при помощи инструментального, расчетного, статистического, экспертного методов или их комбинаций.
Оценка комфорта при использовании объективного подхода предполагает построение интегрального индикатора, на результирующее значение которого будут влиять следующие факторы
1
:
– выбор базы для сопоставления;
– выборка из отчетных статистических показателей для формирования интегрального индикатора;
1
С.П. Спиридонов Индикаторы качества жизни и методологии их формирования – (сайт)
URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/5156/

20
– выбор способа интеграции отдельных частных индикаторов в сводную характеристику индекса комфорта.
Выбор базы для сопоставления необходим для более адекватного восприятия абсолютного значения, которое можно получить за счет его сравнения с соответствующим критерием. Для этого уместно использовать следующие подходы
1
:
1.
определение индекса комфорта как степени удовлетворения нормативных потребностей населения;
2.
оценка степени соответствия достигнутых характеристик удовлетворения потребностей к уровню его личных притязаний;
3.
оценка комфорта как степени достижения наилучших характеристик условий жизни;
4.
сопоставление текущих характеристик качества жизни с соответствующими характеристиками года (базы сравнения).
При построении выборки для расчета интегрального индикатора необходимо избегать использования показателей с тесной корреляцией, так как это может повлиять на результирующее значение и сделать расчет неэффективным. Сами показатели следует выбирать исходя из соответствия их смыслового наполнения цели исследования, они должны характеризовать наиболее важные аспекты жизни населения в городе.
Что касается выбора способа интеграции, то исследователи используют как простейшие модели с суммированием баллов по всем составляющим критериям, так и более сложные с взвешенным суммированием, учитывая значимость каждого из критериев.
1
А.М.Нагимова Качество жизни населения региона: проблемы измерения и интерпретации – (сайт)
URL: http://sisupr.mrsu.ru/2012-1/PDF/statipdf

21
В качестве математического аппарата для вычисления индекса комфорта ученые в своих работах акцентируют внимание на методах нормирования и агрегирования.
Метод нормирования включает в себя рейтинговый метод, линейное масштабирование, бальную оценку и метод оценки комфорта одного города относительно группы других городов.
В основе рейтингового метода (порядкового шкалирования) лежит расположение города среди остальных городов в зависимости от присвоенного номера.
Метод линейного масштабирования основан на определении минимальных и максимальных значений критериев, показывает реальное расположение показателя каждого конкретного города между этими значениями (1):
, (1) где Xij, Xij min, Xij max –показатель, минимальное и максимальное значение показателя из всей группы; j – количество показателей, принятых в расчет в i - том критерии; Iij– частный индекс, характеризующий частные критерии оценки.
Метод балльной оценки подразумевает, что фактические показатели комфорта оцениваются в баллах относительно каких-либо эталонных показателей, значение которых принимается в качестве максимального.
Для расчета используется следующая формула по формула (2):
(3)
В качестве эталонных значений могут выступать
1
:
1.
максимальное или среднее значение показателя в РФ или регионе;
2.
фактическое значение данного показателя за обозначенный период;
3.
законодательный норматив.
1
Гаврилова, Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения / Т.В. Гаврилова //
Технологии качества жизни. – 2004. – Т. 4, № 2. – C. 1–11.

22
При использовании метода оценки комфорта одного города относительно группы других городов используются формулы:

при положительной связи показателя с индексом комфорта:
, (4)

при отрицательной связи показателя с индексом комфорта:
, (5) где Xij, Xij min, Xij max –показатель, минимальное и максимальное значение показателя из всей группы; j – количество показателей, принятых в расчет в i - том критерии; Iij– частный индекс, характеризующий частные критерии оценки.
Суммирование индексов всех критериев, расчет среднеарифметического значения всех критериев входят в группу методов агрегирования. При вычислении среднеарифметического значения все критерии берутся либо с равным весом, то есть важность каждого выбранного критерия одинакова, либо каждому критерию присваиваются определенные веса в зависимости от экспертной оценки.
Субъективный подход к оценке комфорта города строится на основе социологических опросов. Е.А. Неретина и М.Ш. Салимов утверждают, что учет субъективных индикаторов в большинстве современных методик отсутствует из-за сложности проведения необходимых социологических исследований и возникающих трудностях при анализе полученных данных.
В большинстве социологических исследований качества жизни в городе, применяется информация от респондентов о здоровье, уровне доходов, образовании, семейном положении, жилищно-бытовых условиях,

23 качестве медицины, условиях работы и т.д. При этом оценивается степень удовлетворенности респондентов данными показателями.
Комбинация объективного и субъективного подходов заключается в использовании количественных показателей в сочетании с индивидуальным мнением населения об этих показателях. Данный метод может использоваться администрацией, чтобы определить степень соответствия ожиданий жителей города и достигнутых статистический данных о степени комфортности проживания в городе. В зависимости от полученных результатов органы власти могут корректировать направление своей деятельности для улучшения результата.
Так, например, в соответствии с проведенным анализом в
Смоленской области органам управления, исходя из диаграммы, необходимо уделить внимание
«благосостоянию населения» и
«социальной инфраструктуре», так как они для жителей имеют высокое значение и в тоже время низкую статистическую оценку (См. Приложение
№2).
Таким образом, выбор методики оценки индекса комфорта города должен исходить из учета специфики данных, обладать универсальностью и соответствовать целям и задачам проводимого исследования.
2.3. Индикаторы, входящие в состав индекса комфорта
Индекс комфорта городской среды является сложным показателем, который зависит от социально - экономических, политических, экологических и других факторов. Согласно предыдущему параграфу, для его оценки используются специальные индикаторы, отражающие специфику исследования и агрегируемые впоследствии в числовое значение индекса комфорта.

24
Выбор индикаторов следует производить, исходя из степени отражения ими изучаемых условий, в рамках которых проистекают процессы удовлетворения различных потребностей жителей города.
Последовательная иерархическая декомпозиция каждого из этих интегральных индикаторов позволит выявить набор соответствующих характеристик, которые могут быть представлены стандартными статистическими показателями
1
Существует множество индикаторов уровня комфорта, каждый из которых дает представление о каком – либо аспекте жизнедеятельности человека или населения в целом. Рассмотрим наиболее эффективные и часто встречающиеся из них в исследованиях по оценке качества жизни.
Одним из наиболее известных вариантов оценки качества жизни является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или Human
Development Index. Он был разработан учеными Программы развития
Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках докладов ООН об уровне развития наций. Эксперты ООН сформировали определение понятия «human development», как процесс расширения свободы людей для продолжительной, здоровой и творческой жизни, осуществления собственных целей, активного участия в обеспечении развития планеты
2
Индекс развития человеческого потенциала включает три индикатора: BBП на душу населения, продолжительность жизни, уровень образования
3
Комиссия ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни предложило использовать при оценке показателя качества жизни здоровье,
1
В.В. Каплиенко Интегральная оценка качества жизни населения региона - (сайт)
URL:
http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=146 2
Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки и результативности госполитики/ Ин-т комплекс.стратег. исслед. – М. : ТЕИС, 2004. – 37 с.
3
Дробышева, В.В. Интегральная оценка качества жизни населения региона : монография / В.В.
Дробышева, Б.И. Герасимов ; под ред. Б.И. Герасимова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. –
108 с.

25 образование, рациональное питание, степень чистоты окружающей среды, безопасность, здравоохранение, участие в жизни общества, необходимые равенство мужчин и женщин.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), для определения качества жизни населения использует индикаторы, отражающие в первую очередь не материальное развитие общества, а социальное (здоровье, образование, качество отдыха, условия труда, экология, личная безопасность, социальные возможности)
1
Издание International Living ежегодно публикует Мировой рейтинг качества жизни, оценивая страны по девяти критериям
2
: прожиточный минимум, культура, экономика, окружающая среда, свобода, здоровье, инфраструктура, безопасность, климат.
Американская некоммерческая организация
«Комитет по демографическому кризису» изучает качество жизни в крупнейших городах мира по таким индикаторам, как стоимость питания, жилищные условия, качество связи, образование, качество медицинских услуг, уличное движение, загрязненность воздуха, общественная безопасность
3
Компания Economist Intelligence Unit в 2005 г. разработала «индекс качества жизни», основанный на связи результатов исследований по субъективной оценке жизни в странах с объективными переменными качества жизни в этих странах. Индекс состоит из девяти критериев, включая здоровье, материальное благополучие и гендерное неравенство.
В иностранной литературе достигли успехов в изучении уровня городского комфорта такие авторы, как Allan Findlay, Robert Rogerson,
Arthur Morris. В своей работе «In What Sense 'Indicators' of Quality of
1
The OECD List of Social Indicators / Organization for Economic Cooperation and Development. – Paris :
OECD, 1982. – 13 lp.
2
Andrews, F.M. Social Indicators of Well-Being: America's Perception of Quality of life / F.M. Andrews, S.B.
Witney. – New York : Plenum Press,
3
Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / А.Л. Васильев. – М. : Стандарты и качество, 2003. – 440 с.

26
Life?» ученые оценивают качество жизни, опираясь на более ранние исследования
(Pacione, 1982; Cantril, 1967; Wilson, 1969; Moser, 1970; Coughlin, 1973;
Smith, 1973; Drewnowski, 1974; Liu, 1976) разрабатывают собственные индикаторы качества жизни с присвоением веса для каждого из них (См.
Приложение №3). Вычисление индекса происходит путем агрегирования взвешенных компонентов.
В статье “Quality of life in a city: the effect of population density” ее авторы Victoria Cramer, Einar Kringlen в отличие от выше упомянутых авторов делают уклон на социальные аспекты, практически не учитывая демографические, экономические, географические факторы. В состав индекса входят такие компоненты, как степень возможной самореализации населения, соседство, качество медицинского обслуживания, внутрисемейные отношения, влияние негативных событий, контакт с друзьями и родственниками.
Особого внимания заслуживает статья авторов Ying Keung Chan,
Cheuk Chiu, Andy Kwan “Quality of life in Hong Kong”, в которой используется новый для исследований в этой области индекс The CUHK
Hong Kong Quality of life Index. Данный индекс рассчитывается при помощи 21 индекса, разделенного на 3 подгруппы (социально – культурные, экономические, эко - географические).
В подгруппу социально – культурных факторов входят:
1. уровень морали;
2. ожидаемая продолжительность жизни;
3. расходы правительства на здравоохранение;
4. уровень заболеваемости;
5. стресс – индекс;
6. индекс уровня удовлетворенности жизнью;
7. индекс свободы прессы;
8. индекс уровня цензуры;

27 9. индекс успешности действий Правительства;
10. уровень преступности.
Экономическая подгруппа состоит из:
1. доступность жилья;
2. индекс ренты;
3. уровень безработицы;
4. индекс текущего экономического состояния;
5. реальный доход населения;
6. возраст студентов, поступающих в аспирантуру;
В подгруппу для оценки окружающей среды входят критерии:
1. индекс чистоты воздуха;
2. индекс качества воды;
3. уровень шума;
4. количество перерабатываемых отходов;
В сравнении с другими индексами, используемыми в данной области исследований индекс «The CUHK Hong Kong Quality of life» дает более полную и всестороннюю оценку комфортабельности проживания в городской среде.
Российские ученые не отстают от иностранных коллег и предлагают иные комбинации индикаторов для вычисления индекса комфорта.
Одну из методик формирования интегрального индекса комфорта создали А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. Исследователи разделили интегральный показатель на четыре подгруппы: финансово-экономические показатели, медико-экологические показатели, показатели материального

28 благосостояния, показатели духовного благосостояния
1
. В свою очередь каждый из этих показателей разбивается еще на несколько составляющих.
Сотрудники Института комплексных стратегических исследований также изучали вопросы качества жизни населения и создали индекс на основе следующих параметров: доступность и качество образования; доступность медицинской помощи и состояние здоровья; доступность жилья и качество жилищных условий; состояние социальной среды
2
Известные российские ученые: Д.С. Львов, А.А. Пригарин, В.А.
Лищук, И.А. Гундаров, В.Н. Крутько, Ф.М. Руднинский изобрели следующую систему критериев качества жизни
3
: ожидаемая продолжительность жизни, разность между числом родившихся и умерших, количество самоубийств на 100 тыс. жителей, количество убийств на 100, количество разводов на 1000 браков.
Нельзя не упомянуть о вкладе в развитие изучения качества и комфорта жизни населения С.А. Айвазяна, который разработал собственную методику оценки комфорта по синтетическим показателям
(См. Приложение №4). В данной методике отчетливо видна иерархическая связь между представленными критериями оценки индекса комфорта, позволяющая спускать ниже для формирования набора критериев из стандартизированных статистических показателей.
В заключение параграфа следует отметить, что наиболее частыми критериями для оценки качества жизни и комфорта выступают такие показатели как среднедушевой доход, объем ВВП на душу населения, потребительская корзина, структура расходов по видам товаров и услуг, развитость инфраструктуры (протяженность автомобильных дорог и железнодорожных путей), экологическое состояние окружающей среды,
1
Стратегическое управление: регион, город, предприятие / под ред. Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П.
Егоршина ; отд-ние обществ. наук Рос.акад. наук, Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса. – М. :
Экономика, 2004. – 605 с.
2
Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки и результативности госполитики / Ин-т комплекс. стратег.исслед. – М. : ТЕИС, 2004. – 37 с.
3
Гундаров, И.А. Оценивать ли жизнь по показателям? - [сайт]
URL: www.duel.ru/200406/?06_5_1.

29 средняя продолжительность жизни, коэффициент младенческой смертности, среднее число краж на какое - либо число населения. Реже учеными используются оценка финансово – экономического состояния территории, уровень образования, количество браков пропорционально числу разводов, климатические условия, неравенство доходов. Из этого следует вывод о том, что при выборе индикаторов для оценки индекса комфорта не следует ориентироваться только лишь на часто встречающиеся показатели, но и включить в анализ недооцененные переменные, которые могут оказаться значимыми.





















30


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал