Этап I – Оккупация Эстонии Советским Союзом 1940-1941



Скачать 159.31 Kb.

Дата14.02.2017
Размер159.31 Kb.
Просмотров72
Скачиваний0

3
Этап I – Оккупация Эстонии Советским
Союзом 1940-1941
Введение
В своем письме от 14 августа 1998 года Его Превосходительство Президент Эсто- нии Леннарт Мери писал членам Комиссии:
«Я надеюсь, что Комиссия поможет моей стране уверенно двигаться в будущее, после того как будут определены люди и группы, ответственные за многочисленные трагедии, обрушившиеся на нее полвека назад».
Комиссия была учреждена, чтобы разобраться в истории массовых нарушений прав человека в Эстонии в течение и после Второй мировой войны.
Комиссия разделила исследование на три части: первая советская оккупация
(1940-1941), немецкая оккупация (1941-1944, отчет опубликован в 2001 году) и вторая советская оккупация (начиная с 1944 года).
Комиссия благодарит Тоомаса Хийо и членов исследовательской группы за цен- ные отчеты, на которых основаны выводы Комиссии.
Термины и определения
Для того чтобы точно определить, о ком именно идет речь, Комиссия согласилась применять термин «эстонский» только в отношении гражданства. В тех случаях, ког- да мы считаем необходимым выделить конкретные национальные или религиозные группы эстонских граждан, мы используем соответствующий термин. Термином «эт- нические эстонцы» мы описываем национальное большинство населения.
На первом заседании Комиссия решила использовать определения «преступлений против человечности», данные в статье 7 Римского статута Международного уголов- ного суда принятого в 1998 году и приведенного в приложении к этому Отчету. Хотя эти определения и появились через много лет после изучаемых нами событий, мы уве- рены, что они служат стандартом, по которому можно оценивать те события. Кроме того, эта комиссия – не суд; все юридические действия, предпринятые на основании сделанных Комиссией открытий, совершаются под ответственность соответствую- щих государственных учреждений Эстонской Республики. Рассматривая события, о которых говорится в этом Отчете, Комиссия также пришла к выводу, что некоторые из них подпадают под определение «военных преступлений», приведенное в статье 8
Римского статута.

4
Историческая справка
24 февраля 1918 года Комитет спасения Эстонии выпустил «Обращение ко всем народам Эстонии» и объявил Эстонию независимой республикой. До этого террито- рии, населенные эстонцами, входили в состав Эстляндской и Лифляндской губерний
Российской Империи. Так называемый «прибалтийский особый порядок», который действовал в этих губерниях, гарантировал широкую автономию: применялся соб- ственный гражданский кодекс, власть принадлежала городам и местной аристокра- тии, большинство населения принадлежало к Евангелической лютеранской церкви.
В феврале 1918 года 8-я германская императорская армия оккупировала Эстонию, и власть в Эстонии находилась в руках главного командования 8 армии с февраля по ноябрь. После Компьенского перемирия главный комиссар германского правитель- ства в Эстонии и Латвии Август Винниг и представители Временного правительства
Эстонии подписали 19 ноября 1918 года в Риге договор, по которому Германия пере- давала Временному правительству верховную власть в Эстонии. В это время Совет- ская Россия сосредоточила на границе с Эстонией большое количество войск и на- чала наступление на Нарву 28 ноября 1918 года. 29 ноября Временное правительство объявило общую мобилизацию. Началась война за независимость Эстонии. Флот Ве- ликобритании и добровольцы из Финляндии, Дании и Швеции помогали эстонской армии. Части Красной Армии были выведены из Эстонии в январе и феврале 1919 года. 2 февраля 1920 года был подписан Тартуский мирный договор между Эстон- ской Республикой и Советской Россией. Советская Россия признала независимость
Эстонии. Финляндия признала независимость Эстонии 7 июля 1920 года, Великобри- тания, Франция и Италия – 26 января 1921 года, Соединенные Штаты Америки – 28 июля 1922 года.
22 сентября 1921 года Эстония стала членом Лиги Наций.
В соответствии с конституцией, принятой в 1920 году, Эстония была демократиче- ской парламентской республикой. Однопалатный парламент из 100 членов избирался на три года. Главы государства не было. Глава правительства – Riigivanem (премьер-ми- нистр) – исполнял в случае необходимости церемониальные обязанности главы госу- дарства. По данным переписи населения 1920 года 87,6% населения Эстонии составля- ли эстонцы. По переписи 1934 года доля эстонцев среди населения была 88,1%. Среди национальных меньшинств самыми большими были русские, немцы, шведы, латыши, евреи и поляки. В 1925 году парламент принял закон о культурной автономии наци- ональных меньшинств. До 1941 года русские, немцы, евреи и шведы могли получать среднее образование на своем родном языке.
Коммунистическая партия была запрещена. С 1920 года эстонские коммунисты действовали в подполье и считались эстонской секцией Коминтерна. 1 декабря 1924 года они попытались поднять восстание под руководством присланных из СССР агентов. Восстание было подавлено в тот же день. После этого поддержка коммуни- стов снизилась почти до нуля. Руководство эстонскими коммунистами осуществля- лось из Советского Союза.
В начале 1930 годов возрастает популярность праворадикального народного движения Vabadussõjalaste Liit (Союз участников войны за независимость Эстонии).
Члены этого движения, получившие название «вапсов», нападали на парламентскую

5
систему, используя популистские лозунги и требуя принять новую конституцию, предоставляющую более широкие полномочия президенту страны. На референдуме
1933 года проект новой конституции, который предложили вапсы в порядке народ- ной инициативы, получил 2/3 голосов. Новая конституция вступила в силу с 24 ян- варя 1934 года. Чтобы не допустить ожидаемой победы кандидата вапсов на прибли- жавшихся президентских выборах, 12 марта 1934 года премьер-министр Константин
Пятс объявил в стране чрезвычайное положение и предложил генерал-лейтенанту
Йохану Лайдонеру, который командовал эстонской армией во время войны за неза- висимость, занять пост главнокомандующего вооруженными силами. Организации вапсов были закрыты, а их лидеры арестованы. Члены Союза и сочувствующие ему граждане были изгнаны с государственной службы, из армии и органов местного самоуправления. Поскольку парламент (Riigikogu) по конституции был постоянно действующим органом, 2 октября 1934 года правительство распустило парламент, но оставило его в «дремлющем» состоянии – новые выборы назначены не были. В марте
1935 была прекращена деятельность всех политических партий. Было основано на- родное движение Isamaaliit (Союз Отечества), которое стало единственной офици- ально разрешенной политической организацией.
В 1936 году было созвано Rahvuskogu («Рахвускогу» – Национальное собрание) для разработки новой конституции, которая начала действовать с 1 января 1938 года. По новой конституции парламент страны стал двухпалатным: нижняя палата Riigivolik- ogu («Риигиволикогу» – Собрание народных представителей) состояла из 80 членов, избранных народом, а верхняя палата Riiginõukogu («Риигиныукогу» – Государствен- ный Совет) состоял из 40 представителей муниципалитетов, представителей двух крупнейших церквей, двух университетов, профессиональных союзов, так называ- емых «палат», и 10 членов, назначенных президентом. У президента, как главы госу- дарства, были широкие полномочия – он возглавлял исполнительную власть в стра- не. Председателем правительства был премьер-министр. Константина Пятса избрали президентом в апреле 1938 года. Политические партии по-прежнему были вне закона.
В 1938 году в Риигиволикогу были избраны 55 представителей проправительственно- го союза «Исамаалийт» и 25 представителей оппозиции. В стране сохранялось чрез- вычайное положение.
С 1934 по 1940 год в Эстонии действовал авторитарный режим. В мае 1938 года президент Пятс объявил амнистию, по которой из тюрем были освобождены 183 по- литических заключенных. Большинство из них (104) были коммунисты и сочувству- ющие, приговоренные в 1923-1938 годах к длительным срокам тюремного заключе- ния за подрывную деятельность, а также 79 членов движения вапсов. Летом 1940 года в тюрьмах оставались, помимо уголовных преступников, 36 человек, обвиненных в шпионаже в пользу Советского Союза, и еще 7 человек – за другие политические пре- ступления.

6
Оккупация Эстонской Республики и ее вхождение в
состав Советского Союза
23 августа 1939 года народный комиссар иностранных дел Советского Союза (да- лее СССР) Вячеслав Молотов и министр иностранных дел Германии Иоахим фон
Риббентроп подписали пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией.
В дополнительном секретном протоколе к этому пакту устанавливалось разделение сфер влияния в Восточной Европе. Эстония была включена в сферу влияния Совет- ского Союза.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, и началась Вторая мировая вой- на. Красная Армия Советского Союза напала на восточную Польшу 17 сентября 1939 года. 28 сентября 1939 года СССР заставил Эстонию заключить договор о взаимо- помощи, по которому на эстонской территории, начиная с октября 1939 года, были размещены советские сухопутные, морские и авиационные военные базы и войска общей численностью 25 000 человек.
В то же время на действительной военной службе в эстонской армии находились около 15 000 человек.
Канцлер Германии Адольф Гитлер в своей речи 6 октября 1939 года призвал всех немцев, живущих в Эстонии, Латвии, Литве, Италии и Советском Союзе переехать в Германию. Порядок возвращения немцев был установлен путем переговоров с
СССР.
С октября 1939 по мая 1940 Эстонию покинули примерно 14 000 немцев (так на- зываемых «переселенцев», по-немецки Umsiedler). После оккупации Эстонии Совет- ским Союзом, в январе – апреле 1941 года еще около 7500 человек (так называемых
«пост-переселенцев», Nachumsiedler) уехали из Эстонии в Германию на основании до- говоренности между СССР и Германией.
16 июня 1940 года Молотов предъявил эстонскому послу в Москве Августу Рею ультиматум, в котором обвинял Эстонию в нарушении договора о взаимопомощи и требовал размещения на территории Эстонии дополнительного воинского кон- тингента и формирования нового правительства. Правительство Эстонии решило принять ультиматум: Эстония не могла полагаться на поддержку из-за рубежа, и правительство сочло вооруженное сопротивление безнадежным. Дополнительные
6 стрелковых дивизий, танковая бригада, морские и воздушные части Красной Ар- мии прибыли в Эстонию 17 июня. Вместе с ранее размещенными здесь войсками на территории Эстонии к 21 июня оказалось более 100 000 советских военнослужащих.
В июне 1940 года в Таллинн было переведено командование Балтийского флота, а в
Тарту – командование 8-й армией.
18 июня 1940 года правительство премьер-министра Юри Улуотса ушло в отставку.
19 июня Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского
Союза (далее ВКП(б)) и руководитель ленинградской партийной организации, член
Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов приехал в Таллинн и продиктовал президен- ту Пятсу состав нового правительства. 21 июня 1940 года под давлением Жданова президентом Пятсом это правительство было назначено.
С 21 июня по 25 августа 1940 года были ликвидированы государственные органы,

7
полиция, армия, финансовая и экономическая системы Эстонской Республики, на- чалась реорганизация образовательных учреждений по советскому образцу, обще- ственные организации были распущены. Аналогичные мероприятия прошли в Лат- вии и Литве.
Во всех трех прибалтийских странах были одновременно, 14 и 15 июля 1940 года, организованы «выборы» новых парламентов по указаниям представителей СССР.
Заседания этих «парламентов» также прошли одновременно, 21 июля. На этих засе- даниях «парламенты» объявили свои страны советскими социалистическими респу- бликами и ходатайствовали о приеме в СССР.
«Парламенты» объявили землю государственной собственностью, прекратив, та- ким образом, право на частное владение землей, и национализировали банки и про- мышленные предприятия.
Генеральный секретарь Центрального Комитета ВКП(б) Иосиф Сталин, Политбю- ро ЦК ВКП(б) и сам Центральный Комитет ВКП(б) управляли процессами в Эстонии,
Латвии и Литве. Сейчас уже частично опубликованы их решения по реорганизации прибалтийских республик. Координацией этой работы в Эстонии занимался Жданов, который со 2 июля до конца июля 1940 года жил в дипломатическом представитель- стве СССР в Таллинне. Местным координатором включения Эстонии в состав СССР был Владимир Бочкарев, служивший торговым представителем и советником посол- ства СССР в Таллинне с конца 1930 годов. В июне 1940 года его назначили послом
СССР в Эстонии, и он оставался представителем Центрального Комитета ВКП(б) и
Совета народных комиссаров СССР с сентября 1940 по август 1941 года.
Правительство премьер-министра Йоханнеса Вареса, назначенное 21 июня 1940 года, получало указания от Жданова, Бочкарева и других сотрудников советского посолства, а также от направленных в Эстонию представителей различных отраслей народного хозяйства (финансов, экономики, внешней торговли, Народного Комисса- риата внутренних дел, железной дороги).
В начале августа 1940 года Верховный Совет СССР официально зарегистрировал прием Эстонии, Латвии и Литвы в состав Советского Союза. Началась замена преж- них государственных структур советскими. «Парламенты» Эстонии, Латвии и Литвы
25 августа 1940 года провозгласили себя «временными Верховными Советами» ре- спублик и приняли новые конституции, написанные по образцу конституций союз- ных республик СССР. Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) заранее утвердило текст деклараций (одинаковых во всех трех странах), сделанных «парламентами» 25 августа. Назначенные 21 июня 1940 года «правительства» ушли в отставку, и их ме- сто заняли Советы народных комиссаров, состоящие почти исключительно из чле- нов Коммунистической партии. Политбюро Центрального Комитета ВКП(б) заранее утверждало их состав.
Окончательная советизация Эстонии происходила с августа 1940 года до лета
1941. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) и по приказу Народного комиссара СССР по обороне Семена Тимошенко в августе 1940 года эстонская армия (также как армии
Латвии и Литвы) была преобразована в территориальный стрелковый корпус Крас- ной Армии и поставлена под контроль представителей политического руководства
Красной Армией.
В конце осени 1940 года в Эстонии (а также в Латвии и Литве) была введена де-

8
нежная система СССР, уголовный, гражданский и процессуальный кодексы. Совети- зация местных органов самоуправления произошла в январе 1941 года: Президиум
(постоянный орган Верховного Совета) временного Верховного Совета Эстонской
ССР (далее ЭССР) своим решением назначил персональный состав Исполнительных комитетов Советов рабочих депутатов в уездных, городских и сельских советах, не проводя формальных выборов в эти советы.
ВКП(б) управляла всеми процессами на государственном и местном уровнях
СССР. Коммунистическая партия Эстонии (большевиков) – далее КПЭ – официально вступила в ВКП(б) в октябре 1940 года и провела свой съезд в феврале 1941 года. Кон- гресс назначил на большинство руководящих постов в партии людей, приехавших из
Советского Союза.
Комиссия пришла к выводу, что 17 июня 1940 года СССР оккупировал Эстонскую
Республику (а также Латвию и Литву), используя военную угрозу. Целью СССР было окончательное объединение территорий прибалтийских республик с территорией
Союза. Было разыграно «добровольное» вхождение прибалтийских республик в Со- ветский Союз, и началась принудительная советизация этих стран.
Оккупация Эстонии, как и Латвии, и Литвы, была воплощением долгосрочных целей СССР по экспансии. Тактической исходной точкой для оккупации Эстонии,
Латвии и Литвы стал пакт о ненападении, подписанный СССР и Германией в августе
1939 года. Действия СССР не оправдывает и необходимость обороны границ СССР во время Второй мировой войны – иногда этим пытаются обосновать оккупацию
Эстонии в 1940 году.
Деятельностью эстонского правительства Вареса, назначенного 21 июня 1940 года, и «парламента», избранного 14-15 июля 1940 года, управляли представители СССР в
Таллинне на основании директив Политбюро ЦК ВКП(б). Поэтому принятые указан- ными органами решения не являются решениями, принятыми в интересах Эстонской
Республики, а преследуют интересы СССР, направленные на аннексию Эстонии.
Комиссия делает вывод, что ответственность за аннексию Эстонской Республики и ее включение в состав СССР лежит, в основном, на Сталине и руководстве ВКП(б), в частности, на Политбюро, которое принимало или утверждало все наиболее важные решения, связанные с оккупацией Эстонской Республики. Ответственность также лежит на Центральном Комитете ВКП(б) и на Совете народных комиссаров (прави- тельстве) СССР, поскольку декреты и указы этих двух органов служили той основой, на которой проводилась советизация Эстонской Республики, начиная с августа 1940 года. Особо следует подчеркнуть роль Жданова и Бочкарева, советника посолства, а впоследствии посла СССР в Таллинне, которые на месте координировали аннексию
Эстонии.
Комиссия делает вывод, что ответственность за аннексию Эстонии лежит и на тех гражданах Эстонской Республики, которые вместе с советскими чиновниками гото- вили и проводили захват власти и аннексию Эстонии. В частности, к этой группе от- носятся:
1) члены правительства Вареса, назначенного 21 июня 1940 года, которые уже в силу занимаемых ими должностей также несут ответственность за проводимые меры.
2) члены Риигиволикогу (Собрание народных представителей), избранные 14 и 15 июля 1940 года, которые приняли официальное решение о ликвидации Эстонской

9
Республики.
3) члены Совета народных комиссаров СССР, назначенные 25 августа 1940 года, ко- торые руководили проведением в жизнь мер по советизации Эстонии в 1940-1941 годах.
4) Бюро и члены Центрального Комитета Коммунистической партии Эстонии, кото- рые руководили практической работой по выполнению в Эстонии директив По- литбюро Центрального Комитета ВКП(б) и Центрального Комитета ВКП(б).
Преступления в Эстонии 1940-1941 гг.
1. Судебное преследование граждан и жителей Эстонской
Республики
В июне 1940 года, вместе с Красной Армией или сразу за ней в Эстонию прибыла оперативная группа Народного Комиссариата внутренних дел СССР (далее НКВД), которая организовала аресты граждан и жителей на территории Эстонской Респу- блики. Первые аресты прошли уже в июне 1940 года. В первые дни после ареста опе- ративная группа НКВД отправляла наиболее важных арестованных в Ленинград или
Москву, и там их официально арестовывали снова.
С июня по август 1940 года оккупационные власти СССР пытались создать впе- чатление, что на территории Эстонии продолжают действовать законы Эстонской Ре- спублики. Эстонская политическая полиция служила прикрытием для оперативной группы НКВД. Приказом министра внутренних дел в правительстве Вареса с конца июня 1940 года коммунисты, бывшие до этого в подполье, были назначены комисса- рами (начальниками местных отделений) и сотрудниками эстонской политической полиции. Приказы этих коммунистических комиссаров из политической полиции, формально изданные в соответствии с законом Эстонской Республики о введении в стране чрезвычайного положения, стали основанием для арестов. Большинство из арестованных, которых сразу не вывезли в Россию, были помещены в Центральную тюрьму Таллинна, где их допрашивали через переводчиков следователи НКВД, при- ехавшие в Эстонию с оперативной группой НКВД. После ареста дела расследовались на основании уголовного и уголовно-процессуального кодексов СССР, хотя действие этих кодексов было официально распространено на территорию Эстонии только с декабря 1940 года.
В июне-августе 1940 года были арестованы все высшие руководители эстонской политической полиции, некоторые военные, некоторые судьи, бывшие министры внутренних дел Эстонии, руководители центрального руководства Эстонского Союза самозащиты (Кайтселийта) и некоторые из ее руководителей на местах, которых об- винили в «подавлении рабочего движения, контрреволюционной деятельности, шпи- онаже против Советского Союза» и других подобных действиях. Началось активное преследование политиков, полицейских, военных и судей, имена которых связывали с арестами и осуждением эстонских коммунистов, еще с 1918 года. Но были аресты и по доносу. Оперативная группа НКВД обращала особое внимание на руководителей и членов российских белогвардейских организаций, действовавших в Эстонии, и за-

10
держивала их в первую очередь.
Последний главнокомандующий Вооруженными силами Эстонии генерал Лайдо- нер был 17 июля 1940 года выслан вместе с женой на спецпоселение в Пензу. Прези- дент Пятс был выслан 30 июля 1940 года на поселение в Уфу вместе с сыном, невесткой и двумя внуками. Летом 1941 года, когда началась война между СССР и Германией, их обоих арестовали. Генерал Лайдонер умер во Владимирской тюрьме в 1953 году, а президент Пятс умер в 1956 году в специальной психиатрической больнице в Кали- нинской области.
Известно, что с июня по август 1940 года были арестованы более 300 человек. Об- щее число арестов, скорее всего, больше, так как не все личные дела арестованных на- ходятся в Эстонии или вообще сохранились, и обобщенные данные исследователям недоступны.
После формального объединения Эстонии и СССР аресты проходили с августа
1940 до осени 1941 по той же процедуре, что действовала в то время в СССР. 29 авгу- ста 1940 года по письменному приказу номер 001067 Народного комиссара внутрен- них дел СССР был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) ЭССР.
В феврале и марте 1941 года из НКВД Советского Союза выделились существующее до сих пор Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и некоторые другие отделы, из которых впоследствии был создан Народный комиссариат госу- дарственной безопасности (далее НКГБ). Эта реорганизация прошла и в Эстонии в марте-апреле 1941 года.
Решение об аресте в большинстве случаев принимали оперативные работники
ГУГБ или НКГБ на местах, а их начальники утверждали принятое решение. Утверж- дением решений занимались Народный комиссар внутренних дел Борис Кумм, на- значенный в феврале 1941 года Народным комиссаром государственной безопас- ности, или его заместитель Алексей Шкурин. Аресты производились с разрешения прокуратуры ЭССР (прокурор Каарел Паас или его заместитель по особым делам
Сергей Никифоров и прокуроры его отдела по специальным делам) или с разреше- ния военной прокуратуры войск НКВД Прибалтийского округа (военный прокурор
Палкин). Те же органы утверждали обвинительное заключение. Уездные прокуроры также соглашались утвердить обвинительное заключение и передать его в суд.
Прокуроры особого отдела прокуратуры ЭССР участвовали в работе трибуналов в качестве обвинителей. Арестованных обвиняли, в основном, по различным пун- ктам статьи 58 уголовного кодекса РСФСР. Довольно часто обвинение было основано не на конкретных действиях, а на общей профессиональной или общественной дея- тельности обвиняемого и на его участии в общественных организациях.
Большая часть решений вынесена военными трибуналами разного рода. В Эсто- нии действовали военные трибуналы Прибалтийского округа войск НКВД, к тому же приговоры в отношении граждан Эстонии выносили военные трибуналы на же- лезной дороге, Прибалтийского особого военного округа, 8-й Армии Вооруженных сил СССР, Балтийского флота и другие. Арестованных, которых сразу после ареста увозили в Ленинград или Москву, судили военные трибуналы в этих городах. По не- которым арестованным принимали решения Особые совещания НКВД (оперативные органы НКВД по определению наказания и вынесению приговоров). Особые сове- щания не проводили судебных заседаний и не видели ответчиков. Решения прини-

11
мались заочно, на основании представленных документов. Осужденные отбывать срок в лагерях отправлялись в лагеря ГУЛАГа, а приговоренных к смерти казнили в
Эстонии.
В СССР существовала также система гражданских судов. Но лишь в нескольких случаях людей, арестованных в 1940-1941 годах по политическим мотивам, судил
Верховный Суд ЭССР. После начала войны с Германией большинство арестованных, суд над которыми еще не состоялся, были отправлены в Советский Союз, где их дела рассматривали местные трибуналы, Особое совещание НКВД и уголовный коллегии при областных судах.
2. Аресты граждан и жителей Эстонской Республики
В 1940 году НКВД арестовал почти 1000 граждан и жителей Эстонской Республи- ки, а в 1941 году НКВД и НКГБ арестовали около 6000 человек. Большинство из них были осуждены и отправлены в лагеря ГУЛАГ, а там многие умерли. Кроме того, мно- гие были казнены в Эстонии на основании смертного приговора или в СССР, если смертный приговор был вынесен после начала войны и/или арестованный был вы- везен из Эстонии. По имеющимся данным, из числа арестованных в 1940 году, по крайней мере, 250 человек были казнены, а по меньшей мере 500 - умерли в заклю- чении; из арестованных в 1941 году более 1600 были казнены, и почти 4000 умерли в заключении.
Политика СССР была направлена, в основном, против элиты эстонского обще- ства: арестовывали политиков местного и национального уровня, видных деятелей экономики и финансов, военных, активных членов Кайтселийта, зажиточных хуто- рян, профессионалов и других.
Вот лишь несколько примеров: за период 1918-1940 пост «Риигиванэм» (премьер- министр или глава государства, в 1938-1940 – президент) занимали 11 человек. Из них выжил только Август Рей, потому что ему удалось бежать в Швецию летом 1940 года. Отто Страндман застрелился, прежде чем НКВД смог его арестовать. Осталь- ные 9 были арестованы в 1940-1941 годах. Трое из них были казнены (расстреляны), а остальные умерли в лагере. Помимо этих одиннадцати человек еще 105 были членами эстонского правительства в тот или иной момент с 1918 по 1940 годы. 73 из них жили в Эстонии, когда началась советская оккупация. 48 были арестованы, а двое совер- шили самоубийство. Из этих 48 человек выжили трое: один сбежал, когда его пере- возили в лагерь в начале войны, и вернулся в Эстонию, двое провели в лагерях весь срок. Из оставшихся 15 человек были казнены (расстреляны) и 30 умерли в лагерях.
Один бывший министр стал членом «Омакайтсе» (Самооборона) и погиб во время немецкой оккупации. Большая часть оставшихся в Эстонии бежала за границу, когда заканчивалась немецкая оккупация. Из оставшихся в Эстонии 12 человек 9 были аре- стованы после войны. Всего 3 бывших министра, оставшихся в Эстонии в 1940 году, избежали ареста.

12
3. Депортация граждан и жителей Эстонской Республики
В соответствии с совместным постановлением Центрального Комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР от 14 мая 1941 года депортации из Эстонии,
Латвии, Литвы, Западной Белоруссии, Молдавии и с Западной Украины подлежали следующие лица:
1) активные члены так называемых «контрреволюционных» организаций и члены их семей.
2) бывшие жандармы, охранники, руководящий состав полиции, тюрем и рядовые полицейские и тюремщики (при наличии в отношении их компрометирующих материалов - материалов об антисоветской деятельности или связях с иностран- ными разведками).
3) бывшие крупные помещики, торговцы, фабриканты и крупные чиновники быв- ших буржуазных правительств вместе с членами их семей.
4) бывшие офицеры, в отношении которых имелись компрометирующие материалы, в том числе и те, которые служили в территориальных корпусах Красной Армии.
5) члены семей участников контрреволюционных организаций, осужденных к выс- шей мере наказания, а также скрывшихся и перешедших на нелегальное положе- ние.
6) лица, прибывшие по репатриации из Германии, а также уезжавшие в Германию
(при наличии в отношении их компрометирующих материалов).
7) беженцы из бывшей Польши, отказавшиеся принять советское гражданство.
8) уголовный элемент, продолжавший заниматься преступной деятельностью.
9) проститутки, зарегистрированные в полиции, занимающиеся прежней деятель- ностью.
14 июня 1941 года более 10 000 человек (по некоторым данным 10 861) были де- портированы из Эстонии целыми семьями. Среди них было свыше 5000 женщин и более 2500 детей младше 16 лет. Примерно 3000 мужчин и 150 женщин были отделе- ны от других и помещены в лагеря, где большинство из них были казнены или умер- ли. Остальные женщины и дети были отправлены на спецпоселение в Сибирь. Были также депортированы более 400 эстонских евреев.
В конце июня и начале июля 1941 года еще около 1000 мужчин, женщин и детей были арестованы на островах Эстонии для последующей депортации на территорию
СССР. Большинство из них уцелели и смогли вернуться домой в связи с быстрым продвижением немецких войск.
14 июня 1941 года примерно 230 эстонских офицеров, служивших в 22-м эстон- ском территориальном корпусе Красной Армии, были арестованы в летнем лагере эстонской армии в юго-восточной Эстонии. Большинство из них были отправлены в
Норильский лагерь, где многие умерли или были казнены.
Депортацию 14 июня координировал на местах в ЭССР оперативный штаб На- родного комиссариата государственной безопасности ЭССР в следующем составе: начальник штаба Борис Кумм, Народный комиссар государственной безопасности
ЭССР; члены штаба: Андрес Мурро, Народный комиссар внутренних дел ЭССР,
Алексей Шкурин, заместитель народного комиссара государственной безопасности
ЭССР, Вениамин Гулст, заместитель Народного комиссара государственной безопас-

13
ности ЭССР, Рудольф Ямес, начальник 2-го отдела Народного комиссариата государ- ственной безопасности.
4. Принудительное перемещение эстонских мужчин в Советский
Союз в июле и августе 1941 года
Эстония была единственной территорией, оккупированной СССР в 1939-1940 го- дах, которую не захватили немецкие войска к началу июля 1941 года.
Эстонских мужчин, родившихся в 1919-1922 годах, собрали 2-4 июля 1941 года и отправили в Россию под предлогом мобилизации в Красную Армию. Резервистов эстонской армии, родившихся в 1907-1918 годах, та же участь постигла 22-27 июля.
Резервистов на Сааремаа, родившихся в 1907-1922 годах, собрали для отправки в Рос- сию 1-3 августа. Офицеров эстонского резерва и военных чиновников собрали 8-16 августа. Резервистов 1896-1906 и оставшихся призывников 1919-1922 годов рожде- ния собрали 20 августа. Годных к строевой службе мужчин 1896-1906 годов рождения собрали 21 августа, а 462 железнодорожника, которые до этого были освобождены от призыва, призвали 24 августа.
Разумеется, мужчин собирали и отправляли в Россию только с тех территорий, которые еще были под контролем Красной Армии.
Общее количество мужчин, собранных в июле и августе 1941 года оценивается в
50 000, из которых 32-33 тысячи были отправлены в СССР. Около 3000 человек по- гибли на пути в СССР.
5. Принудительная эвакуация граждан и жителей Эстонии в
Советский Союз летом 1941 года
Примерно 25 000 человек, в основном, граждане Эстонской Республики, были эва- куированы в СССР летом 1941 года. Промышленные предприятия, общественные организации и государственные учреждения, сельскохозяйственные предприятия, транспортные предприятия и т.п. эвакуировались в СССР вместе с оборудованием, имуществом и персоналом. Многие из эвакуированных ехали в СССР добровольно
(члены партии, так называемые «активисты» и члены их семей). Также от немцев в
СССР бежали примерно 2000 эстонских евреев. Тысячи людей эвакуировались на- сильно, под страхом ареста или расстрела.
6. Убийство граждан и жителей Эстонии в течение лета и
осени 1941 года сотрудниками НКВД и НКГБ, истребительными
батальонами НКВД, отступающими частями Красной Армии и
Балтийского флота
Более 2000 гражданских лиц было убито в Эстонии с июня по октябрь 1941 года.
В это число входят почти 100 так называемых «лесных братьев» (эстонские парти- заны-патриоты), которые оказывали вооруженное сопротивление отступающим ча- стям НКВД, НКГБ и Красной Армии, и потому можно считать, что они пали на поле

14
битвы.
Вот лишь несколько примеров: 11 узников вильяндиской тюрьмы были казнены во дворе тюрьмы 8 июля 1941 года. В ночь на 9 июля 1941 года 198 заключенных, которых невозможно было перевезти в СССР из-за быстрого наступления немецких войск, были казнены в Тарту. 9 июля 1941 года были казнены 6 человек в Лихула и 11 в Хаапсалу. Более 100 человек были казнены на Сааремаа в сентябре 1941 года, боль- шинство из них в Курессааре, по приговору военного трибунала Штаба береговой охраны Балтийского района. Однако большинство из казненных были убиты отсту- пающими истребительными батальонами НКВД и частями Красной Армии.
Вывод
Комиссия делает вывод, что перечисленные выше преступления должны считать- ся преступлениями против человечности по определению статьи 7 Римского статута
Международного уголовного суда как «широкомасштабное и систематическое напа- дение на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно».
Часть преступлений, совершенных на территории Эстонии, начиная с 22 июня 1941 года, должны считаться военными преступлениями в соответствии с определением статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда.
Принципы ответственности
Комиссия считает, что ответственность за преступления, совершенные в отноше- нии указанных выше событий, определяется двумя способами. Во-первых, мы счита- ем некоторых людей ответственными в силу занимаемых ими должностей в том, что они отдавали приказы, приведшие к преступлениям против человечности.
Во-вторых, ответственность определяется только на основании действий кон- кретного человека.
Подробная оценка ответственности
Комиссия изучила функции и деятельность советских организаций, которые ра- ботали в Эстонии или принимали затрагивающие Эстонию решения в 1940-1941 го- дах, а также подчиненных им местных организаций, которые выполняли принятые решения. Это позволило определить людей и учреждения, несущие ответственность за преступления против человечности и военные преступления, совершенные в
Эстонии в 1940-1941 годах.
Общее руководство процессами осуществляли центральные органы СССР: Гене- ральный секретарь Центрального Комитета ВКП(б) Иосиф Сталин, Центральный
Комитет ВКП(б) и в особенности его Политбюро, а также Совет народных комис- саров СССР. Следовательно, эти организации также несут общую ответственность за преступления против человечности, совершенные в Эстонии. В этом отношении нужно особо выделить Главное управление государственной безопасности Народно-

15
го комиссариата внутренних дел СССР (ГУГБ НКВД) и Народный комиссариат госу- дарственной безопасности СССР (НКГБ), сформированный на его основе в феврале
1941 года.
Правительство Вареса, которое действовало в Эстонии с июня по август 1940 года, разделяет общую ответственность за происходившее в Эстонии. Хотя его решения и принимались под давлением представителей СССР, но эти решения были источни- ком преступлений против человечности. С августа 1940 до конца лета 1941 общую ответственность разделяют также Центральный Комитет КПЭ и его Бюро во главе с Карлом Сяре, и Совет народных комиссаров ЭССР, который возглавлял Йоханнес
Лауристин.
Ответственность за конкретные действия, совершенные с июня по август 1940 года, лежит, в основном, на членах оперативной группы НКВД в Эстонии. Вместе с ними несут ответственность и местные работники, поскольку деятельность опе- ративной группы НКВД стала возможной только из-за их сотрудничества. Если го- ворить о конкретных людях, то это: министр внутренних дел Максим Унт, который координировал захват полицейских учреждений Эстонской Республики и их после- дующую деятельность; начальник внутренней обороны Харальд Хаберман, который координировал повседневную деятельность в области внутренней безопасности и приказал арестовать, по крайней мере, 9 человек, впоследствии казненных или умер- ших в тюрьме; Андрей Мурро, назначенный директором полицейского управления в июле 1940 года и заместитель директора Кумм; комиссары и сотрудники политиче- ской полиции (в особенности, комиссар Таллинна Александр Рейнсон), назначенные с июня по август 1940 года, приказы и действия которых привели к аресту нескольких сотен человек, переданных оперативной группе НКВД. Впоследствии многие из них были казнены или погибли в лагерях СССР.
Ответственность за действия с августа 1940 по конец лета 1941 года несут следую- щие люди и организации:
1) Управление государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел ЭССР, преобразованное с начала февраля 1941 года в Народный комиссариат государственной безопасности ЭССР, в компетенцию которого входил арест по политическим мотивам. Кумм был Народным комиссаром внутренних дел, а в феврале 1941 года был назначен Народным комиссаром государственной безопас- ности. Заместитель Народного комиссара внутренних дел Мурро был назначен
Народным комиссаром внутренних дел в феврале 1941 года.
2) Следует выделить следующих руководителей Народного комиссариата внутрен- них дел и позднее Народного комиссариата государственной безопасности: Шку- рин – заместитель Народного комиссара внутренних дел, позднее заместитель
Народного комиссара государственной безопасности, кандидат в члены Цен- трального Комитета КПЭ; Сергей Кингисепп – начальник 3-го особого отдела На- родного комиссариата внутренних дел, позднее заместитель Народного комиссара государственной безопасности, кандидат в члены Центрального Комитета КПЭ;
Идель Якобсон – заместитель начальника следственной части Народного комис- сариата внутренних дел, позднее Народного комиссариата государственной без- опасности, которые вместе с Куммом утверждали большинство ордеров на арест и обвинительных заключений. Ответственность также несут начальники местных

16
отделов и отделений Народного комиссариата внутренних дел и Народного ко- миссариата государственной безопасности Рейнсон (Харьюский уезд), Альфред
Прессманн (Тарту, разделяет ответственность за казнь 198 арестованных в июле
1941 года), Василий Рийс (Сааремаа, разделяет ответственность за казнь аресто- ванных на Сааремаа в сентябре 1941 года), Каарел Паас (Нарва, позднее прокурор
ЭССР) и другие.
3) Ответственность также лежит на всех остальных сотрудниках Народного комис- сариата внутренних дел и Народного комиссариата государственной безопасно- сти, которые составляли списки для ареста, арестовывали людей, допрашивали их и писали обвинительные заключения. За депортации, проведенные 14 июня 1941 года, также позднее депортации с островов, несет ответственность Центральный
Комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР, НКВД и НКГБ, Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопас- ности ЭССР, части и подразделения конвойных войск НКВД, размещенные в Эсто- нии, которые арестовывали, собирали и сопровождали депортируемых людей.
4) Прокурор ЭССР Каарел Паас, заместитель прокурора ЭССР по особо важным де- лам Никифоров и прокуроры особого отдела, которые санкционировали арест и судебное преследование граждан и жителей Эстонской Республики по политиче- ским мотивам.
5) Особые отделы частей и подразделений Красной Армии и Балтийского флота, раз- мещенные в Эстонии, которые также преследовали, арестовывали и допрашивали граждан и жителей Эстонской Республики по политическим мотивам и предавали их суду военного трибунала.
6) Члены военных трибуналов – военного трибунала войск НКВД Прибалтийского округа, военного трибунала Особого Прибалтийского военного округа, военного трибунала Балтийского флота, военного трибунала 8-й армии, железнодорожного военного трибунала, военного трибунала Береговой охраны Балтийского райо- на, других военных трибуналов. Все они отвечают за необоснованные пригово- ры, которые они выносили. Эти трибуналы приговаривали граждан и жителей
Эстонской Республики к смерти или заключению в лагерях, где большинство из осужденных быстро умирали из-за непосильного труда и очень тяжелых условий жизни. Ответственными являются также члены Особого совещания НКВД, кото- рые заочно, на основании документов, приговаривали граждан и жителей Эстон- ской Республики к заключению или смерти. Свою часть ответственности несут и члены Верховного Суда ЭССР, выносившие арестованным гражданам Эстонской
Республики политические приговоры, на основании которых те попадали в лагеря на территории СССР.
Перечисленные ниже люди и организации несут ответственность за убийства и другие действия, которые частично могут считаться военными преступлениями, со- вершенные после начала войны между Советским Союзом и Германией 22 июня 1941 года:
1) Члены оперативной группы НКВД в Эстонии: командующий войсками НКВД в
Балтийском округе генерал-майор Константин Ракутин, заместитель Народного комиссара государственной безопасности ЭССР Шкурин и заместитель Народно- го комиссара внутренних дел ЭССР полковник Лобанович. Все они, помимо про-

17
чего, отдавали приказы о формировании истребительных батальонов на террито- рии Эстонии. В координации действий истребительных батальонов участвовали также Центральный Комитет КПЭ и Совет народных комиссаров ЭССР.
2) Члены оперативной группы истребительных батальонов: начальник оперативной группы подполковник Окоев (с 21 июля 1941 года – капитан Михаил Пастернак) и комиссар группы, секретарь Центрального Комитета КПЭ, Федор Окк. Команди- ры, комиссары и члены истребительных батальонов, виновные в убийствах граж- данских лиц, несут ответственность за свои действия. Всего в истребительных батальонах, образованных в Эстонии, состояли примерно 6000 человек. При этом особое внимание следует уделить действиям в Эстонии истребительных батальо- нов, отступавших в Эстонию из Латвии.
3) Командиры и комиссары этих частей Красной Армии и Балтийского флота, лич- ный состав этих частей, виновный в убийстве гражданских лиц, те советские во- еннослужащие, которые убивали гражданских лиц в Эстонии.
4) Военный Совет Балтийского флота, комиссары частей Красной Армии, размещен- ной в Эстонии, который отдавали приказы о призыве граждан и жителей Эстон- ской Республики в Красную Армию с последующей депортацией из Эстонии.
Заключение
Совершенные в Эстонии в 1940-1941 годах преступления против человечности стали результатом политики руководства СССР, целью которой было быстрое вклю- чение Эстонии в состав СССР и уничтожение социальных групп и людей, которых считали несовместимыми с идеологией СССР. Позиция Комиссии заключается в том, что никакая идеология не может оправдать аресты, пытки и казни, жертвами кото- рых стали тысячи невинных людей. Деятельность граждан Эстонской Республики на службе своей стране и своему народу в полном соответствии с законами, действую- щими в Эстонии до советской оккупации, ни при каких обстоятельствах не может быть основанием для их обвинения по законам Советского Союза.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал