Электронное правительство



Скачать 52.66 Kb.
Дата13.02.2017
Размер52.66 Kb.
Просмотров130
Скачиваний0

«Электронное правительство в республике:

текущее состояние, проблемы, перспективы и ожидания»

“Электронное правительство” – в наше время это выражениестало очень популярным. Мы все чаще слышим о нем в новостях, с высоких трибун, об этом проекте постоянно пишут газеты и журналы. Как всегда, в ожидании нового, когда о нем впервые заговорили в Азербайджане, были сторонники двух совершенно противоположных мнений. Оптимисты ждали и ждут от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего. Пессимисты и скептики – очередной волны нарастания коррупции и провала проекта. Многие понимают термин “Электронное правительство” как власть компьютеров. Минимально коротко и доступно: “Электронное правительство” – это автоматизация процесса предоставления государственных услуг. Оно рассматривается как ключевое средство модернизации правительства в 21 веке.

Функционально деятельность ЭП(Электронного правительства) можно разделить на 3 составляющихся:

1)Государство для граждан – предоставление государственных услуг для населения.

2) Государство для бизнеса – предоставление гос услуг для частных компаний, хозяйствующих субъектов.

3) Государство для государства – предоставление гос услуг для других административных органов и уровней госуправления.

Перевод работы чиновников Азербайджана в мир интернета и ИКТ (Информационно-Коммуникационных технологий) должен кардинально изменить порядок взаимодействия государственного сектора с гражданами и бизнесом.

Люди многого ожидают от внедрения ЭП в повседневную жизнь. Проведенные повсеместно опросы населения доказывают, что народ в целом справедливо надеется, что создание ЭП значительно облегчит жизнь населению, особенно в области предоставления гос услуг. Но самое главное, правительство становится более прозрачным, подотчетным гражданам и бизнесу. Осуществление в будущем при помощи интернета голосования на выборах изменит в положительную сторону отношения между государством и гражданами, поднимет демократию на более высокий уровень.

В Азербайджане строительство института ЭП ставится в одну из приоритетных задач в рамках программы “Электронный Азербайджан”, реализация которой стоит перед “Министерством связи и информационных технологий”. При создании ЭП был принят за образец опыт Эстонской Республики, ЭП которой в мире считается близким к идеальному. ЭП в Азербайджане заработало 25 апреля 2012 года. Вначале портал представлял 60 электронных услуг. Было подключено 16 гос органов страны. На июнь 2013 года к порталу www.e-gov.azуже подключено 40 центральных органов Исполнительной власти Азербайджана. В настоящее время в Азербайджане данными гос структурами оказывается 220 электронных услуг.

На сегодняшний день практически завершено формирование интерактивной информационной системы e-gov– единого портала ЭП.

В числе уже оказываемых единым порталом услуг :



  1. Система “въезд, выезд и регистрация”

  2. Государственный реестр населения АзербайджанскойРеспублики

  3. Единая миграционная информационная система

  4. Реестр адресов Азербайджанской Республики

  5. Портал Государственной комиссии по приему студентов

  6. Портал Гос Ком Таможни

  7. Портал Внутренних дел

  8. Фонда Г.Алиева и т.д…

Параллельно с созданием единого ЭП в Азербайджане формируется терминальная инфраструктура через которую эти услуги станут доступны всем слоям населения, даже в отдаленных регионах. Речь идет о создании в Азербайджане ASANцентров (AzerbaijanServesAndAssessmentNotWork), действующих при недавно созданном государственном агентстве по услугам гражданским и социальным инновациям – ГАУГСИ (Государственное Агентство по Услугам Гражданам и Социальным Инновациям) .

Сейчас в Баку созданы два ASANцентра , готовится третий. Также открыт ASANцентр в Сумгаите. Помимо них были введены мобильные ASANцентры на передвижных автобусах, которые могут приехать в самые отдаленные уголки страны. Они уже побывали в Хырдалане, Ширване, Губе, Сабирабадском районе.



В этих центрах предусмотрены услуги по регистрациям браков, смерти, рождения, выдача общегражданских удостоверений личности, замена водительских прав. В дальнейшем по принципу “одного окна” станут доступны электронные услуги в таможенной, налоговой, миграционной,имущественной сферах. Сколько лично я сама слышала от знакомых восхищенных отзывов об ASANцентре.

7 января 2013 года в Азербайджане запущен сайт центров ASAN.

Для более полного использования потенциала единого портала www.e-gov.az и терминальной системы ASANцентров граждане и организации должны обзавестись важнейшим реквизитом: электронно-цифровой подписью. Выдача ключей электронно-цифровой подписи началась в сентябре 2011 года. В ближайшее время к выдаче электронных подписей подключатся операторы мобильной связи.

За 4 месяца 2013 года число пользователей ЭП превысило 13 тысяч, еще 12 тысяч граждан приобрели сертификаты электронной подписи. Возраст пользователей ресурса колеблется от 19 до 79 лет, что позволяет говорить об охвате всех возрастных групп. Не углубляясь в дебри научных терминов и цифровых выкладок, ясен простой вывод:

Для достижения максимального эффекта ЭП необходимо реализовать основополагающий принцип: Правительство должно быть доступно каждому, в любом месте,в любое время. ЭП должно обеспечить гражданину взаимодействие с государством и доступ к гос услугам 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, независимо от географического положения и времени года.”

По сути ЭП–это способ приблизить чиновника к гражданину. В результате, естественно, снизится коррупция и взяточничество. А это и есть идеальное демократическое общество.



В июне 2012 года ООН приняла решение признать доступ в интернет еще одним видом прав человека, которое должно гарантировать правительство. Но в Азербайджане еще сохраняются высокие цены на интернет. Сейчас цена составляет 15 манатов за 1 мб и т/с. В соотношении с минимальной зарплатой, это составляет 15% в то время, как в Турции – 0,03%, в России 1-2%. Это ставит в цифровое неравенство бедные слои населения.

По общепринятым стандартам условием эффективности ЭП является обеспечение 60% населения широкополосным Интернетом. Однако в Азербайджане скоростной Интернет по технологии ADSLраспространен в крупных городах и в некоторый райцентрах. Многие же из 4500 сел страны не имеют его. Частично эта проблема может решиться за счет мобильного Интернета. Правительство планирует покрыть до 2015 года территорию всей страны фиброоптическим кабелем. Большая заслуга для внедрения широкополосного Интернета принадлежит министру связи Аббасову Али Мамедоглы, у которого много научных работ в этом направлении.

Также существует проблема нежелания отдельных гос структур проводить межведомственный баланс. Уровень прозрачности деятельности гос органов Азербайджана ещё достаточно низок. Даже на лучших сайтах гос органов прозрачность не достигает 50%. Крайне ограничены сведения об использовании бюджетных средств, не прозрачны процедуры гос закупок и т.д…

Существует также проблема обеспечения безопасности электронной подписи. Люди не могут рисковать.Нетрудно представить, к каким катастрофическим последствиям может привести доступ к электронной подписи граждан. Правительство было призвано устранить недостаток в этой сфере. Для обеспечения безопасности электронной подписи предложено использовать европейскую практику, когда чипы с электронной подписью дополняются также биометрическими данными: сетчатки глаза, цвета глаза, отпечатки пальцев.

Оптимизм вызывает создание ГАУГСИ и образование при нем центров быстрого реагирования “ASANxidməti”.

В заключении хочу подвести итоги: Интернетизациянеумолима и неотвратима. ЭП – неизбежность, признак современной культуры и высокой цивилизации.



Если вспомнить популярный в 20 веке послереволюционный лозунг Ленина: “Коммунизм – это Совестская власть плюс электрификация всей страны”, можно выдвинуть новый лозунг 21 века нашей страны: “Современный Азербайджан – это демократия плюс интернетизация всей страны.”

Статью подготовила студентка БГУ Наджафова Лала специально для конкурса Министерства Связи и Информационных Технологий на тему «Электронное правительство в республике: текущее состояние, проблемы, перспективы и ожидания»

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал