Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения



Pdf просмотр
страница1/6
Дата11.02.2017
Размер0.66 Mb.
Просмотров784
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6

Экопоселения как форма внутренней эмиграции: мотивация и перспективы распространения.
Аналитическая справка об экологических поселениях в России.
© ЦИРКОН 2012
ЦИРКОН
2012
Исследовательская группа ЦИРКОН
АНО «Социологическая мастерская Задорина»
109028, Москва, ул. Солянка, д.3, стр.1, тел./факс: (495) 621-3415, www.zircon.ru
, e-mail: info@zircon.ru
А
А
н
н
а
а
л
л
и
и
т
т
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
и
и
й
й


о
о
б
б
з
з
о
о
р
р


э
э
к
к
о
о
л
л
о
о
г
г
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
и
и
х
х


п
п
о
о
с
с
е
е
л
л
е
е
н
н
и
и
й
й


Р
Р
о
о
с
с
с
с
и
и
и
и



Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
2
© ЦИРКОН 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Определение термина «экопоселение». Общие понятия, основные принципы создания и функционирования .................................................................................................................................................... 3 2. Идеология экопоселений ....................................................................................................................................... 5 3. Религиозные истоки идеологии экопоселений ..................................................................................... 10 4. История создания экопоселений за рубежом .......................................................................................... 13 5. Развитие экопоселений в России.................................................................................................................... 15 6. Примеры успешных экопоселений в России ............................................................................................ 20 6.1. Община "Гришино" ........................................................................................................................................ 20 6.2. Община "Китеж" .............................................................................................................................................. 21 6.3. Нево-Эковиль .................................................................................................................................................... 22 6.4. Экопоселение "Ковчег" ................................................................................................................................ 23 6.5. "Школа Щетинина"......................................................................................................................................... 23 6.6. Экопоселение "Большой Камень" .......................................................................................................... 24 6.7. Муравьевский парк устойчивого природопользования .......................................................... 25 6.8. Тиберкуль............................................................................................................................................................ 26 7. Классификация экопоселений ......................................................................................................................... 27 8. Основные проблемы экопоселений .............................................................................................................. 31 9. Описание совокупности экопоселений (на основе анализа Базы данных экопоселений) ................................................................................................................................................................ 37 9.1. Введение .............................................................................................................................................................. 37 9.2. Степень сформированности и статус экопоселений ................................................................... 38 9.3. Внутренняя идеология ................................................................................................................................ 40 9.4. Коммуникационная открытость ............................................................................................................ 41 9.5. География ............................................................................................................................................................ 44 9.6. Демография ........................................................................................................................................................ 45 9.7. Инфраструктура .............................................................................................................................................. 46 9.8. Автономность ................................................................................................................................................... 46 10. Исследования экопоселений .......................................................................................................................... 47
Библиография ................................................................................................................................................................ 52

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
3
© ЦИРКОН 2012
Аналитический обзор экологических поселений России
Настоящий документ представляет собой обзор различных источников литературы, посвященных тематике альтернативных поселений, и таким образом представляет собой констелляцию точек зрения их авторов, не фиксируя при этом точку зрения Исследовательской группы ЦИРКОН.
1. Определение термина «экопоселение». Общие понятия,
основные принципы создания и функционирования
Согласно определению из Wikiedia, экологическое поселение (экопоселение) – это поселение, созданное для огранизации экологически чистого пространства для жизни группы людей, исходящих, как правило, из концепции устойчивого развития и организующих свою деятельность за счет органического сельского хозяйства. Экопоселения представляют собой одну из форм идейной общины
1
Идейная община (калька с англ. International community) – целенаправленно созданное местное сообщество людей, задуманное для более тесного сотрудничества, чем другие сообщества. Члены идейной общины обычно разделяют определенные социальные, политические, религиозные и иные взгляды и зачастую ведут «альтернативный» образ жизни. Помимо общности взглядов их обязательно объединяет совместное проживание и совместный труд, у них могут быть ресурсы общего пользования и совместная ответственность.
Идейные общины могут быть как религиозными, так и светскими. Примерами идейных общин служат коммуны (в т.ч. религиозные), кохаузинги, монастыри, экопоселения
2
Сами экопоселенцы определяют себя следующим образом: «Экопоселения – это городские или сельские общины, которые стараются придерживаться образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития в сочетании с низким уровнем воздействия на окружающую среду. Чтобы добиться этого, они интегрировали различные аспекты экологического дизайна, пермакультуры, экологичности здания и построек, эко-продукции, альтернативных источников энергии, способов социального общежития и многое другое»
3
Экопоселение может состоять из одного или нескольких населенных пунктов. Как правило, оно организуется бывшими городскими жителями в сельской местности, иногда рядом с особо охраняемыми природными территориями. Число людей в экопоселениях может варьироваться в пределах 50—150 жителей, поскольку именно при такой численности, по данным социологии и антропологии, будет обеспечиваться вся необходимая для такого поселения инфраструктура. Тем не менее, могут существовать и крупные экопоселения (вплоть до 2000 и более жителей). Формально поселения оформляются как группа граждан, действующая
1
http://ru.wikipedia.org.
2
http://ru.wikipedia.org.
3
Сайт Глобальной сети Экопоселений - Global Ecovillage Network (GEN) http://gen.ecovillage.org.

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
4
© ЦИРКОН 2012
на принципах самоорганизации; некоммерческое партнерство или потребительский кооператив.
В различных экологических поселениях встречаются разные экологические
(природоохранные) ограничения и самоограничения производства и оборота товаров, применения тех или иных материалов или технологий, образа жизни. В качестве наиболее распространённых примеров можно привести:

Устойчивое земледелие — использование неистощающих технологий обработки земли. Примерами могут служить органическое земледение или пермакультура. Органическое земледелие подразумевает отказ от традиционного копания земли в пользу неглубокого рыхления (чтобы не нарушать плодородный слой), отказ от минеральных удобрений и ядохимикатов в пользу органики, поддержка природных микроорганизмов и червей для усиления плодородия почвы и др. Пермакультура (от англ. permaculture – permanent agriculture –
«Перманентное сельское хозяйство»), в отличие от органического земледелия, не требует интенсивного физического труда и дополнительных удобрений. Это система ведения сельского хозяйства основана на взаимосвязях, наблюдаемых в естественных экосистемах, и предполагает использование и активное участие естественных потоков и круговоротов.

Устойчивое лесопользование и поликультурное лесовосстановление — бережное использование лесов и высадка разных пород деревьев для формирования устойчивых экосистем, в отличие от монокультурных посадок
(подверженных болезням и вредителям), активно практикуемых лесопромышленными организациями.

Минимизация энергопотребления — достаточно распространённая практика, проявляющаяся, в частности, в строительстве энергоэффективного жилья. Такие дома не только не зависят от внешних коммуникаций, но, в принципе, могут и сами служить источником энергии. Это становится возможным благодаря рациональному использованию источников тепла и энергии самого дома и окружающей его территории. При этом теплопотери предотвращаются благодаря конструктивным особенностям здания, в которых используются современные энергосберегающие технологии и высокоэффективные теплоизоляционные материалы. Кроме того, используются возобновляемые источники энергии. Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов
(традиционных и альтерантивных), таких как солнечный свет, ветер, дождь, приливы и геотермальная теплота, биотопливо, водородная и сероводородная энергия, которые являются возобновляемыми, т.е. пополняются естественным путем. Также приветствуется общее сокращение бытового энергопотребления и биоутилизация отходов жизнедеятельности.

Минимализм проявляется не только в сфере энергетики, но и вообще любого
потребления. Пример сознательного минимализма: поселенцы используют один автомобиль на несколько семей, что облегчает содержание автомобиля и снижает давление на окружающую среду. Таким образом, в экопоселениях при довольно

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
5
© ЦИРКОН 2012
низком «уровне жизни», у людей оказывается высокое «качество жизни». Это – качество продуктов, жилья, воздуха, социальной среды и т.д. Некоторые поселения мира стараются по минимуму использовать обычные деньги и вводят свои системы эквивалента обмена труда и продуктов, как внутри, так и между поселениями.

Ведение здорового образа жизни – часто на территории экопоселений не приветствуется курение, употребление спиртных напитков и нецензурная лексика вплоть до полного их запрета. Среди жителей экопоселений обычной практикой являются те или иные системы естественного питания, например, вегетарианство, сыроедение, веганство и т. д. В отдельных случаях на территории экопоселений запрещено употреблять мясо или выращивать скотину на мясо.
Кроме того, система здорового образа жизни включает в себя закаливание, посещение бани, активную физическую нагрузку, позитивный жизеннный настрой и т.п.

Часто встречается стремление к автономности и независимости от поставок извне, к определённому самообеспечению. В большинстве сельских и пригородных экопоселений их жители стремятся сами выращивать для себя
экологически чистые продукты питания. В некоторых (как правило, более крупных) экопоселениях удаётся создавать собственное производство одежды, обуви, посуды и других вещей, необходимых для жителей экопоселения и(или) товарообмена с внешним миром. Как правило, продукция должна производиться из местных возобновляемых природных материалов или отходов/вторсырья, по экологически чистым технологиям, а также экологически безопасно использоваться и утилизироваться.
Для экопоселенцев характерны не только общность экологических подходов, но и
создание особой (альтернативной) социокультурной среды – некоего общего публичного и культурного пространства: проведение общих встреч, праздников, образовательная среда для взрослых и детей, альтернативная система образования, лечения, досуга и т.п. Некоторые экопоселения и общины мира снова возрождают такой образ совместной жизни, когда общие решения принимаются консенсусом (единогласно).
Движение экопоселенцев в нынешней России, да и в мире, очень разнообразно и объединяет совершенно разных людей – от крайне политизированных анархо- экологов или зеленых до совершенно аполитичных сторонников экологического подхода; от религиозных фанатиков и сторонников традиционных верований до хиппи, йогов, шаманов, контактеров и прочих «просветленных» личностей.
2. Идеология экопоселений
Основные идейные принципы, лежащие в основе философии экопоселенцев, сформулированы в следующем определении:
«Экопоселения – это поселения людей, стремящихся создать модель устойчивой
жизни. Это могут быть новые поселения либо возрожденные деревни. Они

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
6
© ЦИРКОН 2012
являются примером модели развития, которая соединяет в себе несколько основных принципов: высокое качество жизни, сохранение природных ресурсов, продвижение холистического (целостного) подхода к жизни и человеку, что, в свою очередь, подразумевает экологию человеческого жилья, приобщенность всех членов поселения к принятию общих решений, использование экологических технологий. Экопоселения – это общины, в которых люди чувствуют поддержку окружающих и ответственны за тех, кто рядом. Они обеспечивают глубокое чувство принадлежности к группе, и достаточно малы для того, чтобы каждый чувствовал свою весомую роль, был увиден и услышан, был открыт успешному взаимодействию со своими соседями. Они появляются и действуют в соответствии с культурными и географическими характеристиками своих био-регионов и обычно охватывают четыре измерения: социальное, экологическое, культурное и духовное, скомбинированные в системный, целостный подход, способствующий личностному развитию».
4
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Экологические идеи экопоселенцев основываются на концепции устойчивого
развития (англ. sustainable development). Устойчивое развитие общества предполагает удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, причем не только для настоящего, но и для будущих поколений. В русском языке понятие устойчивости многозначно. В данном контексте устойчивость подразумевает равновесие с основными экологическими системами поддержки экономики
5
. Речь идет не о сокращении экономического роста, а о прекращении нерационального увеличения использования ресурсов окружающей среды. Кроме того, помимо экологической составляющей, важнейшую часть концепции устойчивого развития составляет также увеличение инвестиций в человека, а не только в промышленность. Показателями развития экономики в концепции устойчивого развития становится не только в традиционно подсчитываемый экономический капитал, но также природный и человеческий капитал. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой – инвестиции в людей – один из самых ценных активов любой страны. Активное обсуждение вопросов ограниченности природных ресурсов и загрязнения окружающей среды началось еще в 70-е годов XX в., а уже в 80-е годы стали говорить об экологическом развитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. И действительно, в экопоселениях жители стремятся к созданию системы поддержания экологического равновесия в местах проживания и хозяйственной деятельности человека, восстановления живой природной среды.
Другим важным аспектом, определяющим жизненную философию экопоселений, является уход от цивилизаци и отрицание ее ценностей, что, по мнению
4
Определение в сокращенном виде взято с сайта Глобальной сети Экопоселений - Global Ecovillage
Network (GEN), цит. по: http://www.eco-vinogradovka.ru/sokr-poselenia-4.htm.
5
http://ru.wikipedia.org.

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
7
© ЦИРКОН 2012
экопоселенцев, несомненно, ведет к повышению качества жизни. Это ключевой момент, что наряду с собственно экологическими целями для экопоселенцев не менее важными оказываются также и вопросы самоидентификации и
самореализации. Причем в идеологических воззрениях экопоселенцев явно прослеживаются корни философии опрощения, хиппи, дауншифтинга и других
контркультур (т.е. субкультур, которые отрицают ценности доминирующей
культуры).
Опрощение (в англ. версии simple living) – выбор человеком образа жизни, связанного с отказом от большинства благ современной цивилизации. Причины такого выбора могут быть различными – этические, религиозные, экологические и т.п. В истории встречается много случаев, когда люди жертвовали карьерой, социальным статусом, богатством в пользу духовного самосовершенствования.
Знаменитым примером опрощения является классик русской литературы Лев
Толстой. После глубокого мировоззренческого кризиса, сопряжённого с религиозными исканиями (повлекшими за собой отлучение от церкви), писатель пришёл к мысли, что лучшая жизнь – это жизнь земледельца, крестьянина,
«простого трудового народа», не обременённого излишними материальными ценностями.
В 1960-е годы в США возникло движение хиппи, которые проповедовали уход из дома и общества для жизни среди единомышленников, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи. Эта молодёжная контркультура выражала протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма Главной формой самоорганизации хиппи стали коммуны, где хиппи могли жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х – начало 1970-х годов.
В 1981 г. Д.Элгин опубликовал в США книгу Voluntary Simplicity (Добровольная простота), представлявшуют собой конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из идей контркультуры 1960-х годов. Эта книга породила одноименное движение, которое представляет собой намеренную попытку отстраниться от цикла «работа-траты-долги», характеризующего современную жизнь. Это движение не выступает ни за бедность, ни за примитивизм, а призывает лишь пользоваться благами цивилизации для более полного и насыщенного существования, для привнесения порядка и ясности в жизнь индивида. Акцент делается на бережливость и скромность, на взаимопомощь в рамках самодостаточных и самоуправляемых общин
6
Термин «дауншифтинг» стал известен широкой публике благодаря опубликованной 31 декабря 1991 г. в газете «Вашингтон Пост» статье Сары Бан
Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в
6
Дж.Хиз и Э.Поттер. Бунт на продажу: турист в поисках аутентичности. – http://www.samopoznanie.com/printarticle.php?id=460.

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
8
© ЦИРКОН 2012
90-е» (англ. Living in A Lower Gear: Downshifting: Redefining Success in the '90s).
Дауншифтинг предполагает отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым благам («отказ от чужих целей»), наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т.д., ориентацию на жизнь ради себя и/или семьи
7
Дауншифтеры - это люди, добившиеся успеха в карьере, но в какой-то миг решившие «выйти из игры» и ступившие на путь возвращения к себе, к своим желаниям. Это не обязательно ведет к смене места жительства, возможны просто смена профессии или рода деятельности, отказ от суеты и потребительской гонки. «Дауншифтеры не авантюристы, они просто отказались от чужих целей и желаний, перестали быть винтиками системы»
8
«Суть дауншифтинга заключается вовсе не в жизни в деревне, а в жизни для себя.
Не в том, что ты бросаешь работу и переезжаешь в дом с сортиром на улице (можно и не переезжать), а в том, что ты ориентируешься на свои собственные желания и потребности, а не на то, что навязывает тебе общество. Более того, дауншифтинг сам по себе даже не предполагает, что надо отказаться от покупки Porsche или 70- метровой яхты. Покупай, если есть деньги и если тебе реально хочется с комфортом ездить или плавать по морям-океанам, а не просто понтоваться. Важно только понимать, где твое собственное желание, а где
«соревнование в
Вандербильдихой»
9
В большинстве случаев дауншифтеры отказываются от сугубо материальных вещей: карьера, деньги, предметы роскоши. Список «потерь» дауншифтеров очень сильно зависит от страны и ее культурных особенностей. Например, в Англии дауншифтинг имеет яркий экологический окрас (употребление или выращивание органических продуктов, особое отношение к мусору и его вторичной переработке, экономия энергии). В Австралии фокус смещен в сторону смены жилья и места проживания.
В своих крайних, радикальных проявлениях контркультурная идеология зачастую приводит ряд экопоселенцев в оппозицию к государственной системе.
«Движение экопоселений относится к альтернативистской части идеологического спектра экологического движения. По определению О.Яницкого,
С.Фомичева, И.Халий, альтернативисты – это идеологи экоанархизма и коммунитаризма, принципиальные противники государства, апологеты децентрализованного общества, созданного на принципах самообеспечения и самоорганизации»
10
. Это не значит, что все экопоселенцы в душе радикальные, крайне политизированные анархо-экологи, однако такие идеи, безусловно, имеют место в российской и зарубежной действительности.
Контркультурность экопоселенцев и им сочувствующих, отказ от массовых ценностей проявляется у экопоселенцев буквально во всем: в отрицании
7
http://ru.wikipedia.org.
8
Сайт «Дауншифтинг в России. Сообщество дауншифтеров» http://www.downshifting.ru/digest/01-
04-2007/99.
9
А.Пищур. Несколько слов в защиту дауншифтинга. http://pishchour.ru/blog/neskol-ko-slov-v- zashhitu-daunshiftinga.html
10
А.Кулясова. Эконоосферное поселение «Тиберкуль»: в поисках альтернативного образа жизни

Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12)
9


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал