Довиденас В. И. "Веломобили"



Pdf просмотр
страница1/10
Дата11.02.2017
Размер1.61 Mb.
Просмотров1538
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10








Довиденас В.И.
"Веломобили"














1986 г

ГЛАВА 1
Классификация средств передвижения

КЛАССИФИКАЦИЯ БИОТРАНСПОРТА
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЛОМОБИЛЕЙ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛОМОБИЛЕ
ШЯУЛЯЙ — ГОРОД ВЕЛОМОБИЛИСТОВ
Транспорт, движущийся благодаря биологической, мускульной энергии, можно кратко назвать биотранспортом. Справедливо различать естественные способы передвижения, созданные природой, и искусственные, придуманные человеком.
Самые древние транспортные средства приводились в движение только мускульной энергией людей и животных. Появление современных дорог и совершенствование самих транспортных средств позволяет резко сократить потребляемую ими энергию на выполнение той же работы, т. е. повысить КПД средства. Мукульный транспорт не исчезает, наоборот, и по сей день это важный способ передвижения, а число мускульных транспортных средств все возрастает. Сейчас велосипедов в мире больше, чем легковых автомобилей.

КЛАССИФИКАЦИЯ БИОТРАНСПОРТА
Для удобства транспортное средство, приводимое в движение мускульной энергией человека, назовем «мобиль», в переводе с латинского «движущийся». В отличие от
«автомобиля» — «самодвижущегося» мобиль надо приводить в движение. Если мобиль предназначен для скоростного движения по дороге и приводится в движение посредством приемов педалирования, такой мобиль называется веломобилем. Это название происходит от латинских слов velox — скорость и mobilis — движущийся. В США, Англии и ряде других стран эти экипажи получили название Human Powered Vehicle (сокращенно HPV)
— экипажи, приводимые в движение человеком.
Мускульные транспортные средства попытаемся классифицировать прежде всего по виду среды, в которой они передвигаются:

На суше
В воде
В воздухе
В космосе
Простейшие устройства
(коньки,лыжи, роллеры)
Велосипед
Веломобиль
Рельсовый мобиль
(дрезина)
Монорельсовый мобиль
Канатный «мост»
Лифт
Грузовая тележка
Столболаз
Кинетическая мебель
Простейшие устройства
(лодки,байдарки, шаговые лыжи)
Академическая лодка
Водяной велосипед
Подводный велосипед
Дирижабль
Аппарат на воздушной подушке
Экранолет
Велопланер
Махолет
Вертолет
Луноход
Тросовый механизм для выхода в космос
Тренажеры
Примечание. Возможны мобили, используемые в нескольких средах, — амфибии.
С простейшими колесными устройствами мы все знакомы. Это роликовые коньки, лыжи, роллеры (самокаты) на двух колесах. Почти все они применяются для развлечения и спорта, но могут использоваться и для транспортных целей. Хотя эти механизмы очень просты, можно ожидать появления еще многих новых, более совершенных. Скажем, простейший роллер с приводом от качающегося вперед-назад руля позволяет передвигаться с комфортабельным и эффективным движением, напоминающим академическую греблю.
По дорогам всей планеты передвигаются сотни миллионов велосипедов, в некоторых городах — это главный вид пассажирского транспорта. Например, в гг. Пекине и Шанхае утром на улицы выезжает до миллиона велосипедистов. Однако велосипеды в значительной мере могут быть заменены более быстрыми и комфортабельными веломобилями.
При движении колесного экипажа по рельсам коэффициент трения может быть примерно в два раза меньше, чем при движении по асфальту. Дрезины с ручным приводом развивают скорость более 40 км/ч. По рельсам с успехом может двигаться и обычный приспособленный для этих целей велосипед (рис. 1.1). Возможно, именно на рельсах доступны максимальные скорости движения мускульных экипажей.
рис. 1.1. Велосипед для езды по рельсам, США, 1982 г.
Монорельсовый вариант пути — еще один шаг для достижения повышенных скоростей движения.
Для обслуживания линий электропередач уже использованы своеобразные велосипеды, катящиеся по проводам. По канатной дороге мобили могут быстро преодолевать реки или другие препятствия. Пропускная способность такого «моста» невелика, но стоимость и затраты времени на его сооружение незначительны. Канатная дорога является хорошим примером практической реализации этой идеи.
Лестница — устройство с чрезвычайно низким коэффициентом полезного действия. При спуске мы теряем накопленную потенциальную энергию. Можно предложить простейший лифт, в котором эта энергия не теряется. Тогда при помощи только мускульной энергии можно подниматься с быстротой скоростного лифта. Мобильлифт рационален при обслуживании обзорных вышек, кранов, а также на кораблях. Применение таких пpoстейших лифтов, не требующих ни электроэнергии, ни сложной автоматики, может оказаться рациональным в жилых домах. Для монтажа и обслуживания линий электропередач успешно используется столболаз Каунасского политехнического института — своеобразный велосипед, охватывающий столб своими резиновыми колесами и быстро поднимающийся вверх (рис. 1.2). Советская лицензия на этот механизм передана в ГДР. рис. 1.2. Велосипед для подъема по столбу, 1982 г.
К своеобразным мобилям можно отнести и грузовые тележки, приводимые в движение мускульными усилиями. При допускаемом нормами наибольшем усилии в 500 Н и коэффициенте трения 0,01 рабочий может передвигать тележку с грузом массой в 5 т. Для движения груза массой в 1 т со скоростью пешехода (1 м/с) достаточно мощности 0,1 кВт.

Производственные нормативы разрешают использовать человека в работе с такой мощностью около 8 ч.
Академические лодки весьма популярны благодаря своим скоростным качествам, возможности активного отдыха и занятиям спортом. Движения гребцов пластичны и эффективны благодаря включению в работу почти всех групп мышц тела гребца.
Движение приемами академической гребли дает эффективное использование энергетических возможностей мышечной системы человека, что и требуется для привода веломобиля.
Человек теперь вышел в среду с минимальным сопротивлением движению — в космос.
Будут ли использоваться мобили непосредственно в космосе, покажет будущее, но в воздухе уже успешно летали велопланеры. Так, воздухоплаватель Аллен на велопланере
«Альбатрос» конструкции Маккриди совершил в 1979 г. перелет через пролив Ла-Манш.
Размах крыльев его планера составил 30 м при массе 29 кг.
Имеются проекты использования веломобиля в космических далях. Например, в
Массачусетсом технологическом институте разработан проект двухместного
велолунохода. Расчетная скорость этого аппарата около 30 км/ч. Велотренажеры, поднятые на космические орбиты, сообщают космонавтам заряд бодрости и физической активности.
Вернемся к земным проблемам практического использования старого принципа велосипеда в мобилях индивидуального, коллективного и грузового транспорта.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мобили применяются для увеличения скорости передвижения человека, экономии энергии, повышения грузоподъемности, а также для создания комфортабельных условий человеку в процессе этого передвижения. Мощность привода на мобиле ограничена человеческими возможностями. Тренированный спортсмен в короткие интервалы времени способен развить мгновенную мощность до 1 кВт, а в условиях длительной работы мощность от 0,1 до 0,2 кВт является вполне доступной физически здоровому человеку.
Скорость движения мобиля определяется, в первую очередь, его назначением и условиями эксплуатации, а мощность привода — суммарным сопротивлением внешних и внутренних сил, препятствующих достижению желаемых скоростей движения. Целесообразно сравнить и дать оценку эффективности применения мобилей из разных областей.
Сравнение произведем с лучшими результатами бега человека — спортсмена на классическую стометровую дистанцию. Средняя скорость бега на эту дистанцию с результатом 10 с составляет 36 км/ч, хотя мгновенная скорость на отдельных участках дистанции превышала 43 км/ч. Именно среднюю максимальную скорость возьмем за основу для ориентировочных оценок потенциальных возможностей мобилей различного назначения (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Ориентировочные характеристики мобилей
Человек и мобиль
Максимальная скорость движения, км/ч
Коэффициент выигрыша скорости
Коэффициент выигрыша энергии
Бегун, дистанция100 м
36 1
1
Велосипед
67 1,7 4
Веломобиль
95 2,5 8

Дрезина (расчет)
110 2,7 9
Как видим из этих данных, мобили могут дать значительный выигрыш в скорости и резко снизить количество энергии, необходимой на преодоление одного и того же расстояния.
Велосипед отнюдь не обладает наилучшими характеристиками.
Английский физик С. Вильсон определил приблизительно [55], сколько энергии (в килоджоулях) используют транспортные средства, созданные человеком, и различные представители живой природы при перемещении 1 кгмассынарасстояние 1 км[кДж/ (кг
•км)].
Пчела
54
Вертолет
15
Собака
5
Голубь
4,2
Овца
4,2
Автомобиль
3,3
Человек
3,1
Лошадь
2,5
Реактивныйсамолет
2,5
Лосось
1,7
Человек на аэродинамичном велосипеде
0,6
Как видно, при езде на современном велосипеде используется приблизительно в 5 раз меньше энергии, чем при ходьбе. На перевозку полезного груза велосипед потребляет примерно в 50 раз меньше энергии, чем легковой автомобиль, так как масса перевозимого груза на легковом автомобиле составляет лишь около 0,1 массы автомобиля.
Обратим внимание на веломобили. Они позволяют получить выигрыш в скорости, по сравнению с велосипедом, в 1,4 раза, а выигрыш в энергозатратах при умеренных скоростях движения (20–25 км/ч) примерно в 2 раза. В чем же причина такого эффекта?
Прежде всего в значительно более высоком аэродинамическом качестве веломобиля, хорошей устойчивости движения, не требующей дополнительных затрат энергии на сохранение равновесия, а также в более удобном положении тела веломобилиста, способствующем более эффективному приложению усилий. Опытные данные показывают, что при движении по автомобильным дорогам веломобиль энергетически является наиболее экономичным транспортным средством.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЛОМОБИЛЕЙ,
Веломобиль — мускульный экипаж, предназначенный для дорог, как правило, с гладким покрытием, отличающийся лучшей обтекаемостью, возможностью защиты от непогоды, удобством посадки.
Приведем также определение веломобиля, данное проф. А. Нарбутом [30]. Основными признаками, отличающими веломобиль от велосипеда, он предлагает считать: 1) наличие кузова или его части (например, днища или крыши); 2) сидение, похожее на сидение автомобиля, но не седло; 3) наличие не менее трех, не расположенных в одну линию колес. Двух любых из трех указанных признаков достаточно, чтобы экипаж считался
веломобилем, а не велосипедом.
Большое разнообразие возможных веломобилей удобно классифицировать по назначению
(табл. 1.2). Здесь насчитывается примерно два десятка основных типов веломобилей.

Различных модификаций при развитии этого вида транспорта может быть, видимо, более сотни.
Таблица 1.2. Классификация веломобилей
Характеристика
Веломобили
Транспортные
Туристские
Спортивные
Специальные
Область
грименения
Для города
Для туризма
Для шоссе
Для
производственных
нужд
» села
» отдыха
» трека
Для специального
применения
Назначение
Индивидуального
пользования

Коллективного
пользования
Одноместные
Двухместные
Многоместные(велобусы)
Комбинированные
(парусные электро-
мотовеломобили)
Рекордные
Соревновательные
Особые
(велоралли,велобаг
ги, велокартинги)
Грузовые
Пассажирские
Почтовые
Лечебные(тренажеры)
Развлекательные
Транспортные веломобили. Класс транспортных веломобилей включает экипажи, предназначенные для разъездов и перевозки малогабаритных и незначительных по массе грузов по городу, населенным пунктам или между ними. Основу этого класса, несомненно, составит веломобиль индивидуального пользования, оснащенный небольшим багажником или прицепом. Поездки на работу и обратно, в магазины и на рынок, тренировочно-оздоровительные поездки и просто коллективные выезды — вот основные возможности и сферы применения этого вида транспорта.
Многие интересуются перспективами использования веломобилей в качестве пассажирского транспорта коллективного пользования. Здесь разговор может идти о велобус — многоместном экипаже, рассчитанным на одновременную поездку 5–10, а возможно и более человек.
Представим себе небольшой коллектив энтузиастов-любителей веломобилестроения, работающих в нескольких километрах от своих домов на одном предприятии, построивших на коллективных условиях велобус, знающих цену личного времени и коллективного труда. Такой коллектив из высококвалифицированных в различных областях техники и знаний специалистов может быть организован в любой сельской местности, городах-спутниках, пригородах крупных городов. Совместная поездка на велобусе на работу и обратно — прекрасное средство сплочения коллектива и оздоровительное мероприятие. Все же велобус надо причислить к туристским экипажам, предназначенным больше для отдыха.
Туристские веломобили. Класс туристских веломобилей значительно шире и многочисленнее. Это объясняется их использованием для целей туризма и отдыха.
Туристский вариант веломобиля для однодневных и многодневных поездок оснащен специальными багажниками; он может иметь прицеп, многочисленные приспособления, предназначенные для крепления инструмента, запасных частей и шин. Особое место в этом классе занимают семейный вариант веломобиля, рассчитанный на двух взрослых человек и малолетнего ребенка, и компактные разборные модульные и складные веломобили (рис. 1.3), амфибии, позволяющие совершать и водные путешествия.
рис. 1.3. Проект складного веломобиля для эпизодического применения (1979 г.)
Комбинированные варианты веломобилей с использованием в качестве вспомогательного двигателя, например, паруса уже испытывались в условиях длительных многодневных маршрутов в пустынях и на дорогах, пролегающих по открытой местности. Результаты превзошли все ожидания: парус достаточно эффективно обеспечивает движение под действием силы ветра. Дальность путешествия на таком веломобиле увеличивается.
Спортивные веломобили. Класс спортивных веломобилей делится на шоссейные и
трековые модели. В настоящее время доминируют шоссейные спортивные веломобили.
Рекордный открытый подкласс позволяет строить веломобили без заранее установленных технических ограничений с целью достижения максимальных скоростей за счет совершенствования аэродинамического качества, механики, технологии изготовления, применения современных конструкционных материалов, а также за счет максимального использования биомеханических возможностей спортсмена. Этот тип веломобилей, как и аналогичные классы гоночных автомобилей, открывает потенциальные возможности веломобилестроения и прокладывает пути технического развития массовым спортивным моделям, ограниченным техническими нормативами. Эти ограничения вводят с целью создания равных технических возможностей каждому спортсмену в условиях одного соревнования.
Разработка, создание и промышленный выпуск стандартного гоночного веломобиля отечественного, в первую очередь, а затем и международного классов становится важной задачей сегодняшнего дня. Япония, например, уже с 1976 г. выпускает такие веломобили.
Соревнования очень популярны среди молодежи; уже проводились национальные чемпионаты по отдельным классам спортивных веломобилей.
Велобагги и велокарты — модели веломобилей для гонок по пересеченной местности с уклоном или извилистым трассам картодрома. В отличие от автобагги и мотокартов, где движение обеспечивается приводом от бензиновых моторов, веломобили этого подкласса экологически безвредны и могут быть с успехом использованы для организации соревнований в парках, в центральных районах и на улицах городов. Веломобиль является прекрасной школой физического воспитания, приобретения и совершенствования навыков вождения.
Специальные веломобили. Класс специальных веломобилей в различных модификациях наибольшее развитие получил в восточных странах, где много дешевой рабочей силы.
Конструкторы пассажирских и грузовых экипажей велорикш десятилетиями вырабатывали наиболее рациональные конструкции, приемы вождения и приводы своихэкипажей. Современному конструктору грузового веломобиля открываются широкие возможности по созданию целой серии узкоспециализированных моделей для доставки, например, почты, газет, скоропортящихся продуктов на дом, развозки мелких партий товаров по адресам заказчиков, подвозки тяжелого багажа по перронам
железнодорожных вокзалов. Кроме того, появляются возможности создания транспортных экипажей для использования в цехах и на территориях промышленных предприятий (рис. 1.4). рис. 1.4. Грузовой веломобиль
Особо необходимо отметить важную роль веломобильных моделей специальной конструкции для людей с физическими недостатками. Экипажи с успехом можно применять в лечебных целях для восстановления утраченных функций конечностей, а затем и последующего использования для передвижения. Успех будут иметь аттракционные экипажи.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ПРИ ЕЗДЕ НА ВЕЛОМОБИЛЕ

Автору удалось на веломобилях наездить свыше 2000 км, испытать более трех десятков моделей этих довольно редких машин, причем часть из них собственной конструкции.
Поэтому субъективным ощущениям автора при езде на веломобиле можно доверять, тем более, что они не противоречат высказанным мнениям многочисленных поклонников веломобилизма, в той или иной степени познакомившихся с веломобильной ездой.
Первое чувство, которое охватывает каждого желающего впервые проехать на веломобиле, это обманчивое ощущение хрупкости и непрочности конструкции. Далее — целая гамма чувств, которые, пожалуй, в полном объеме нигде испытать не придется: необычность посадки в тесную кабину, полулежащее положение тела в мягком удобном кресле авиационного типа, отсутствие привычной системы автомобильных приборов, несколько неожиданный вариант конструкции педального привода, близость земли — зеленой обочины дороги и цветов, тишина, нарушаемая щебетанием птиц.
Вы уселись удобно, проверили систему управления, закрепили ноги в педалях и подали знак полной готовности к началу движения. Аэродинамический прозрачный фонарь закрыт, и Вы внезапно оказались в изолированном объеме. Все здесь под рукой, надежно пригнано и удобно для эксплуатации. С чем никак не удается смириться, так это с отсутствием привычного нам моторного шума, всегда сопутствующего началу любого движения в современных транспортных средствах.
Легкое вращение педального привода и Вы скользите вдоль обочины. По-прежнему тихо и только где-то внизу под ногами слышится размеренный шорох цепной передачи.
Скорость нарастает, и возникает небольшой шум ходовой части, усиливаемый кузовом.
На спидометре скорость 50 км/ч. Если Вы хорошо подготовленный атлет и отлично знакомы с велосипедным спортом, то знаете, что такая скорость на велосипеде стоит значительных усилий. А здесь Вы равномерно и с запасом сил вращаете кривошипы привода и не можете поверить в столь быстрое движение.
Для полноты ощущения Вы совершаете несколько маневров по изменению траектории движения — машина отлично слушается руля. Вы прекращаете педалировать, но скорость движения не снижается — прекрасный накат. И только спидометр указывает на то, что физические законы продолжают оказывать свое действие на веломобиль.

Вы тормозите. Надежно срабатывают тормоза. Фонарь откинут, и по-прежнему тихо вокруг.
Небольшое лирическое отступление автор позволил себе для того, чтобы передать неискушенному читателю ощущение необычного движения непосредственно у земли, сравнимого, может быть, лишь с полетом на планере в небе. Эмблема велосипедных и веломобильных фестивалей в городе Шяуляе символично указывает путь к здоровью и положительным эмоциям (рис. 1.5) веломобилиста. рис. 1.5. Сердце и велосипед — герб велофестиваля (Шяуляй)
Теперь о теневых сторонах веломобиля. Их немного и в полной мере они начинают проявляться, когда кончается хорошая дорога.
Если веломобиль движется на достаточно большой скорости и начались неровности дорожного покрытия, очарование езды исчезает, появляется грохот, вызываемый ударами о препятствия. Веломобиль теряет легкость хода, амортизация значительно хуже, чем на велосипеде, где можно привстать с седла на педалях и тем самым смягчить удары.
Необходимо снизить скорость, включить требуемую передачу или вообще выйти из веломобиля и, взяв его на буксир, преодолеть неровный участок дороги. Подъемы, и особенно крутые, весьма ощутимы при езде на веломобиле. Переключатель скоростей помогает сохранять темп педалирования, но не спасает от быстрого падения скорости движения. Этот недостаток частично устраним: опыт и хорошая спортивная подготовка водителя позволяют достаточно легко справляться с подъемами.
Нужно сказать еще несколько слов о прицепе к веломобилю: он ощутимо снижает скорость движения, а чрезмерная его загрузка вызывает дополнительное сопротивление, которое особенно сказывается на подъемах или плохой дороге.
ШЯУЛЯЙ — ГОРОД ВЕЛОМОБИЛИСТОВ
В г. Шяуляе с 1956 г. традиционно проходят дни популяризации велосипеда. Сначала это были ежегодные соревнования подростков на велосипедах Шяуляйского велозавода.
Соревнования проходили в праздничной обстановке. В конце концов это превратилось в месячники популяризации велотранспорта с фестивалем, который благодаря массовости, организованности, изобретательной программе стал известен во всей стране. С 1982 г. тут проводятся конкурсы на лучшую конструкцию веломобиля, а в 1984 г. эти конкурсы благодаря шефству журнала «Изобретатель и рационализатор» официально стали всесоюзными. В стране появилось немало общественных конструкторских бюро, молодежных творческих коллективов, создающих новые биотранспортные экипажи.
Городские партийные и советские органы г. Шауляя уделяют большое внимание практической реализации идей и проектов более гармонического сочетания автомобильного общественного транспорта с велотранспортом индивидуального
пользования. О решении всех возникающих вопросов пока еще говорить не приходится.
Их, этих вопросов, слишком много. Нет пока еще и промышленного выпуска веломобилей. Но всюду есть желание способствовать развитию велотранспорта, а в г. Шяуляе уже предприняты вполне конкретные шаги по решению поставленных задач.
Автор совместно с группой энтузиастов веломобилестроения прошел десятилетний путь от создания первой примитивной модели В-1 до модели опытно-промышленного изготовления. Не менее сложный путь прошли и другие изобретатели и конструкторы веломобилей. Начиная с 1980 г., поток созданных новых моделей значительно увеличился, а город Шяуляй стал центром ежегодных смотров-конкурсов достижений в веломо- билестроении.
В 1980 г. ленинградские конструкторы братья М. и Б. Фридман предложили малогабаритные, напоминающие движущиеся кресла, экипажи, весьма удобные по своим характеристикам для фигурной езды. В 1981 г. полтавский инженер и дизайнер В.
Мазурчак создал сверхкомпактный вариант городского веломобиля. Серия моделей, созданных в различных уголках нашей страны и показанных на смотрах-конкурсах, продемонстрировала попытки конструкторов найти компромиссные решения между скоростью и комфортом, простотой конструкторского решения и безопасностью движения.
Анализ разработанных и представленных на смотрах моделей веломобилей показал, что наиболее перспективными для городского движения следует считать малогабаритные
(длиной до 2.5 м) экипажи на одного, максимум — двух человек. Предпочтение отдается открытым или частично закрытым кузовам, в которых водитель сидит в положении, близком к нормальному или полулежачему
.
Конкурс-смотр 1985 г. собрал в г. Шяуляе наиболее представительную экспозицию веломобилей — 45 моделей. Было отобрано 10 лучших моделей, а их авторы были приглашены для участия в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Веломобили демонстрировались в Международном спортивном центре. Делегаты и гости фестиваля смогли убедиться в больших возможностях веломобилей и лично испытать на ходу любую из представленных моделей, включая амфибию. Отзывы и интерес к веломобилям превзошли все ожидания и еще раз убедили организаторов выставки и авторов проектов в правильности выбранного пути развития индивидуального транспорта.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал