Доступность профилактики и лечения Вич-инфекции Для люДей, употребляющих наркотики, и лиц, нахоДящихся в местах лишения сВобоДы




страница1/25
Дата13.02.2017
Размер1.58 Mb.
Просмотров1020
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Доступность профилактики и лечения
Вич-инфекции Для люДей, употребляющих наркотики,
и лиц, нахоДящихся В местах лишения сВобоДы,
В азербайДжане, казахстане, кыргызстане, таДжикистане,
туркменистане и узбекистане.
анализ законоДательстВа и политики,
рекоменДации Для реформ
Управление ООН по наркотиками преступности Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу
2010
Название Доступность профилактики и лечения ВИЧ-инфекции для людей, употребляющих наркотики, и лиц, находящихся в местах лишения свободы, в Азербайджане, Казахстане, Кыргызста- не, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане Анализ законодательства и политики, Рекомендации для реформ
резюме
В данном отчете представлен анализ национальных программ по ВИЧ и контролю наркотиков, законов гражданского и уголовного права и соответствующих правительственных постановлений и министерских приказов, которые действовали в 2007-2009 годах в Азербайджане, Казахстане,
Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Результаты анализа указывают на отсутствие регуляторных рамок, которые бы явно санкционировали и поддерживали научно-обоснованные вмешательства для профилактики и лечения ВИЧ- инфекции, включая услуги по снижению вреда национальные законы, политика и программы могут затруднять и, действительно затрудняют, внедрение эффективных подходов к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп, таких как заключенные и лица, потребляющие наркотики, в полном объеме. Эти законы, политика и программы заключают в себе контоль наркотиков преимущественно путем применения преобладание карательных мер ограничение прав, людей живущих с ВИЧ, лиц, потребляющих наркотики, и заключенных, живущих с ВИЧ и/или зависимых от наркотиков широкое санкционирование недобровольных медицинских вмешательств, таких как недо- бровольное тестирование на наркотики, принудительное лечение наркотической зависимости и обязательное тестирование на ВИЧ и ограниченное участие гражданского общества, включая группы людей, живущих с ВИЧ, лиц, потребляющих наркотики, и заключенных, в разработке, внедрении и оценке эффективности национальных стратегий и законов, касающихся как ВИЧ, таки наркотиков. В этом отчете содержатся рекомендации правительствам для проведению законодательных реформ и совершенствованию политики, которые были бы направлены на усиление национального ответа на эпидемию ВИЧ инфекции ив частности, на улучшение доступности научно-обоснованных услу здравоохранения, для потребителей наркотиков и лиц в местах лишения свободы. Кроме того, в отчете имеются рекомендации для ООН и других международных организаций для поддержки стран по внедрению этих реформ. Ключевые слова 1. Права человека 2. ВИЧ 3. Потребление наркотиков 4. Тюрьмы 5. Обзор законодательства. Законодательная реформа 7. Центральная Азия 8. Азербайджан Управление ООН по наркотиками преступности (UNODC), Региональное представительство в Центральной Азии Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу
Эта публикация не была профессионально редактирована. Она не является официальной публикацией ООН. Содержание этой публикации необязательно является отражением взглядов или политики UNODC или организаций, внесших вклад, и не предполагает ее поддержки. Употребляемые обозначения не означают выражение какого-либо мнения со стороны ООН относительно правового статуса той или иной страны, территории, города, района, или их властей или относительно делимитации их границ. UNODC и Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу приложили все усилия для проверки достоверности информации, содержащейся в этой публикации, итого что она верна на декабрь 2009 года. Однако, опубликованный материал распространяется без каких-либо гарантий любого рода, выраженных явно или предполагаемых. Ответственность за интерпретацию и использование этого материала несет сам читатель. Нив коем случае UNODC или Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу не несут ответственности за ущерб вследствие его использования.
Впервые опубликовано в Опубликовано в Ашхабаде, Туркменистан, Региональным представительством Управления ООН по наркотиками преступности (UNODC) в Центральной Азии. Эта публикация имеется на Интернете Эта публикация может воспроизводиться и распространяться в некоммерческих целях при наличии соответствующих ссылок на оригинал. Дополнительная информация может быть получена последующим адресам:
региональное представительство управления оон по наркотиками преступности (UNODC)
в центральной азии:
республика узбекистан, ташкент, 100100,
ул. абдуллы каххара 30a
телефон: (+998-71)120-80-50
факс: (+998-71)120-62-90
или
программный офис UNODC в астане
республика казахстан, астана, 010000,
ул. букейхана 26, здание оон
телефон: (+7- 7172) 32 06 47
факс: (+7- 7172) 59 25 40

4
соДержание
список аббреВиатур .....................................................................................................................6
Выражение признательности .................................................................................................7
краткое соДержание ....................................................................................................................11
I. сВоДный отчет ............................................................................................................................22
1. ВВеДение ........................................................................................................................................22
1.1 Базовая информация о проекте .............................................................................................................................22 1.2 Обоснование необходимости законодательных реформ и важности проведения политики, основанной на правах человека ...........................................................................................................24 1.3 Методология ....................................................................................................................................................................32
2. информация о странах проекта ......................................................................................36
2.1 Население и география ............................................................................................................................................36 2.2 Потребление наркотиков ..........................................................................................................................................36 2.3 Эпидемия ВИЧ-инфекции .........................................................................................................................................37 2.4 Формы правления и законодательство .........................................................................................................39 2.5 Системы уголовного правосудия ...........................................................................................................................41 2.6 Системы здравоохранения .......................................................................................................................................42 2.7 Системы исправительных учреждений ...........................................................................................................45 2.8 Ситуация с правами человека ВИЧ-инфекция, потребление наркотиков, тюрьмы ..................46
3. Вопросы аДминистратиВного и уголоВного праВа ...............................................49
3.1 Законодательство о наркотиках ситуация в странах проекта ..............................................................49 3.2 Обоснование необходимости реформирования законодательства о наркотиках ....................51 3.3 Рекомендации по реформированию законодательства и политики по контролю наркотиков ...............................................................................................................................................................................55 3.4 Рекомендации относительно других правовых проблем, имеющих отношение к
ВИЧ-инфекции .....................................................................................................................................................................60
4. системы зДраВоохранения и меДицинские услуги ................................................63
4.1 Здравоохранение в странах проекта ..................................................................................................................63 4.1.1 Здравоохранение структура, доступ к услугами права пациента .......................................63 4.1.2 Профилактика и лечение наркотической зависимости ...........................................................68 4.1.3 Профилактика и лечение ВИЧ-инфекции ..........................................................................................83 4.2 Обоснование необходимости реформирования здравоохранения .................................................93 4.2.1 Реформирование национальных программ и законов, касающихся ВИЧ- инфекции и контроля наркотиков ........................................................................................................................................93 4.2.2 Осуществление права на здоровье и других прав пациентов .............................................95 4.2.3 Улучшение профилактики и лечения наркотической зависимости ..................................98 4.2.4 Улучшение доступа к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции .......................................107

5 4.3 Рекомендации по реформированию политики и законодательства, касающихся систем здравоохранения и социальной защиты ................................................................................................119 4.3.1 Обеспечение доступа к услугам здравоохранения и защита прав пациента ...............119 4.3.2 Реформирование национальных программ и законов о ВИЧ и наркотиках ...........120 4.3.3 Улучшение профилактики и лечения наркотической зависимости ..................................124 4.3.4 Улучшение профилактики и лечения ВИЧ-инфекции ...............................................................128
5. тюрьмы ..........................................................................................................................................132
5.1 Уголовно-исполнительные системы общая информация .......................................................................132 5.2 ВИЧ-инфекция, потребление наркотиков и рискованное поведение в тюрьмах обзор ситуации .....................................................................................................................................................................133 5.3 Действующее законодательство, политика и правоприменительная практика в отношении ВИЧ-инфекции и потребления наркотиков в тюрьмах ..........................................................134 5.4 Обоснование необходимости реформирования пенитенциарной системы ................................140 5.5 Рекомендации по реформированию уголовно-исполнительной системы ...................................151
6. законоДательно закрепленные Дискриминация и ограничение праВ ........159
6.1 Текущая ситуация в странах проекта ..................................................................................................................160 6.1.1. Дискриминация людей, живущих с ВИЧ ...........................................................................................160 6.1.2. Дискриминация людей, потребляющих наркотики .....................................................................164 6.2 Обоснование необходимости реформирования законодательства и политики для предотвращения дискриминации ...............................................................................................................................167 6.3 Рекомендации по реформированию политики и законодательства для искоренения дискриминации .....................................................................................................................................................................174
7. рекоменДации Для оон и Других организаций, оказыВающих
поДДержку В целях разВития .................................................................................................178
II. отчеты стран ...............................................................................................................................181
АЗеРБАйДжАН.......................................................................................................................................................................183
КАЗАхСТАН ...............................................................................................................................................................................229
КыРгыЗСТАН ...........................................................................................................................................................................283
ТАДжИКИСТАН ......................................................................................................................................................................329
ТУРКМеНИСТАН .....................................................................................................................................................................371
УЗБеКИСТАН ............................................................................................................................................................................421
III. приложения ...............................................................................................................................466
ПРИлОжеНИе 1: Сравнительные таблицы юридической классификации и пороговых количеств контролируемых психоактивных веществ в странах проекта ........................................................................466
ПРИлОжеНИе 2: Инструмент оценки ........................................................................................................................471
ПРИлОжеНИе 3: Пособие по проведению тренинга .........................................................................................495
ПРИлОжеНИе 4: Перечень вопросов для самооценки соответствия национального законодательства страны международным стандартам по правам человека .......................................517
ПРИлОжеНИе 5: Словарь терминов ...........................................................................................................................525

6
список аббреВиатур
ВДпч
Всеобщая декларация прав человека
Вич
Вирус иммунодефицита человека
Воз
Всемирная организация здравоохранения
гфстм
глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией
ес
европейский Союз
иоо
Институт Открытое общество»
кнс
Комиссия по наркотическим средствам
кпч
Комиссия по правам человека
кЭскп
Комитет по экономическим, социальными культурным правам
масВ
Международная ассоциация снижения вреда
мпгпп
Международный пакт о гражданских и политических правах
мпс
Межпарламентский союз
мпсВ
Международная программа снижения вреда
мпЭскп
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
пин
Потребление (или потребители) инъекционных наркотиков
проон
Программа развития ООН
снг
Содружество Независимых государств
спиД
Синдром приобретенного иммунодефицита
ссгаоон
Специальная сессия генеральной Ассамблеи ООН
тб
Туберкулез
уВкпч
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
хрВ
хьюмэн Райтс Уотч
юнЭйДс
Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу
UNODC
Управление ООН по наркотиками и преступности

7
Выражение признательности
Данная публикация является результатом коллективной работы большой группы преданных делу людей, представляющих Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Региональное представительство Управления ООН по наркотиками преступности в Центральной Азии (UNODC ROCA), и Канадскую правовую сеть по ВИЧ/СПИДу. Каждый из нижеследующих людей внес вклад в подготовку настоящего отчета. Нина Керими, Региональный координатор проекта UNODC, сформулировала цель анализа законодательства и разработала условия технического задания для международного и национальных консультантов, участвовала в составлении программы тренинга национальных экспертов и ко- фасилитировала его обеспечивала общую координацию работы и техническую поддержку групп экспертов из всех шести стран, включая предоставление комментариев и субстантивной информации в каждый раздел публикации. лия Утяшева, Ведущий аналитик по стратегическим вопросам, Канадской правовой сети по ВИЧ/
СПИДу, и основной консультант UNODC, разработала Инструмент оценки для анализа национального законодательства стран, участвующих в проекте, и его соответствия международным стандартам прав человека. Она осуществляла техническое руководство в течение всей работы национальных экспертов. Используя информацию, собранную национальными экспертными группами с помощью Инструмента оценки, и проведя дополнительные исследования, она составила первые варианты отчетов по странами интегрированного отчета. Она также составила модуль тренинга, который может быть использован для подготовки экспертов при выполнении похожих проектов, вопросник для самооценки стран и глоссарий. лия Утяшева также участвовала в разработке программы тренинга, вела его и представляла результаты анализа законодательства на международных конференциях. Ричард Эллиотт, Исполнительный директор Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДу, внес значительный вклад в разработку структуры этой публикации и ее содержание, включая написание и редактирование английской версии отчета.
Джоан Чете, бывший Исполнительный директор Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДу, и Ричард
Пирсхаус, бывший Директор отдела по политике и исследованиям Канадской правовой сети по
ВИЧ/СПИДу, участвовали в разработке методологии и структуры проведенной оценки законодательства. Ричард Пирсхаус и Мирзахид Султанов, Региональный советник UNODC по ВИЧ/СПИДу участвовали в разработке программы тренинга для национальных экспертов и ко-фасилитировали его. Джоан Чете и Ричард Пирсхаус участвовали в написании и редактировании текста отчета. Эта работа не могла быть сделана без приверженности делу и профессионализма нижеследующих национальных экспертов, которые предоставили информацию, необходимую для анализа, провели оценку национального законодательства, используя стандартный Инструмент оценки, докладывали результаты работы на совещаниях заинтересованных сторон, и давали комментарии к черновым вариантам отчетов стран, написанных международным консультантом UNODC.
азербайДжанская республика
Aды Реджебли
Председатель Комиссии по социальными политическим вопросам, Руководитель Рабочей группы, Милли Меджлис (Парламент)
ельхан Азизов Юрист, Министерство здравоохранения
Адиль Алекперов Юрист, Управление по специальным вопросам, Министерство внутренних дел
Араз Алигулиев
Руководитель НПО "Шефа"
Кямаля Амирханова
Прокурор отдела правового обеспечения, генеральная Прокуратура

8
Сенан гаджиев
Юрист, Министерство юстиции
Джейхун гусейнов
Консультант отдела военных и административных органов, Аппарат Кабинета Министров
Ильгар Джафаров
Ведущий специалист Отдела административного и военного законодательства Аппарата Парламента
республика казахстан
Динара Абдрахманова главный специалист Отдела социальной и правовой защиты лиц, содержащихся в учреждениях УИС, Управление правового обеспечения Комитета Уголовно-исполнительной системы, Министерство юстиции
Нурия гафарова
Заведующая Организационно-методическим отделом, Республиканский научно-практический Центр медико-социальных проблем наркомании, Министерство здравоохранения лолита ганина
Заведующая Отделом эпидемиологического надзора за ВИЧ, Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД, Министерство здравоохранения
Коркем жетписбаева главный специалист, Управление медицинского обеспечения Комитета Уголовно-исполнительной системы (КУИС),
Министерство юстиции
Айгуль Катренова главный специалист Комитета государственного Санитарно-эпидеми- ологического надзора, Министерство здравоохранения жанар Кусбергенова Бывший) главный специалист отдела нормативно-правовой работы, Министерство здравоохранения гульнар Татымтаева
Старший оперуполномоченный по особо важным делам, Управление профилактики и межведомственной координации, Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел
кыргызская республика
Мавлен Aбдукул уулу
Начальник Отдела правового обеспечения, анализа и стратегического развития Управление реформирования УИС Министерства юстиции Марат Джаманкулов
Начальник Управления реформирования уголовно-исполнительной системы, Министерство Юстиции
Зоотбай Добаев
Координатор Программы по Пенитенциарной Системе, Аппарат Правительства
Эрик Ирискулбеков
Координатор Проекта лжВС и Уг, Правовая клиника "Адилет" гульзат Саадабаева главный специалист, юрист Управления кадровой политики и организационной работы, Министерство здравоохранения Богатырь Сапарбаев
Начальник Организационно-инспекторского Отдела главного управления исполнения наказаний (гУИН)
республика таДжикистан
Мухаммад Арипов главный специалист Юридического отдела Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан
Рахимджон Махмудов Заведующий Юридическим отделом, Министерство здравоохранения Владимир Магкоев
Координатор программы по Республике Таджикистан, Программа по снижению спроса на наркотики, ИОО ФС
Азамджон Мирзоев Заместитель министра здравоохранения, Министерство здравоохранения
Джумабой Сангинов
Член Комитета по социальным вопросам, семьи, охраны здоровья и экологии Маджлиси Намояндагон, Маджлиси Оли (парламента, Руководитель фракции

9
Муртазокул хидиров
Директор НПО "РАН"
Фарангиз Ямакова
Ведущий специалист Управления международно-правовых связей и защиты экономических интересов, Министерство юстиции
Бахром Абдулхаков
Заместитель начальника Управления исправительных дел Министерства юстиции
туркменистан
Тагандурды Аннамурадов Начальник медицинской службы, Министерство внутренних дел гулялек Байрамова
Ведущий специалист- юрист Отдела международных отношений и права, Министерство внутренних дел
Алтынгозель Диванова Независимый юрист-эксперт, Юридическая фирма "Копетдаг-лада"
Батыр Кулханов
Старший прокурор Управления международных отношений, генеральная прокуратура
Шамурад хыдыров
Зам. начальника управления исполнения наказаний, Министерство внутренних дел
республика узбекистан
Шоира Умарова
Юрист, депутат, Заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам Законодательной Палаты Олий Мажлиса (Парламент)
Джамиля Ниязова
Юрист, депутат, член Комитета по труду и социальным вопросам Законодательной Палаты Олий Мажлиса (Парламент) Ирина Дудукина главный юрисконсульт, Министерство здравоохранения
Махмуд Абдухаликов
Директор Адвокатской фирмы “Al-Mahmud Maslahati”
Мумтоз хакимов
Координатор Странового Координационного Комитета (СКК) по ВИЧ/
СПИДу, туберкулезу и малярии
Носир Джураев
Специалист- эпидемиолог Республиканского Центра СПИД
Ойбек Каюмов главный врач Республиканской больницы (УЯ-1864) главного управления исполнения наказаний (гУИН), Министерство внутренних дел жамолиддин Нуритдинов Заместитель начальника Республиканской больницы, гУИН Министерство внутренних дел Олег Мустафин главный врач, Ташкентский городской наркологический диспансер
Следующие национальные сотрудники Регионального представительства Управления ООН по наркотиками преступности (UNODC) в Центральной Азии оказывали всестороннюю поддержку в работе национальных экспертных групп, предоставляли комментарии к отчетам стран, организовывали встречи с заинтересованными сторонами для обсуждения результатов анализа законодательства и представлении правительствам рекомендаций отчета.
Арзу гулиева Национальный сотрудник проекта, UNODC, Aзербайджанская Республика, Баку
Мадина Такенова
Национальный сотрудник проекта, UNODC, Республика Казахстан,
Астана
Мирлан Мамыров
Национальный сотрудник проекта, UNODC, Кыргызская Республика,
Бишкек
Мутабара Вохидова
Национальный сотрудник проекта, UNODC, Республика Таджикистан, Душанбе
Аннатач Мамедова Национальный сотрудник проекта, UNODC, Туркменистан, Ашхабад

10
Акмаль Рустамов
Национальный сотрудник проекта, UNODC, Республика Узбекистан, Ташкент гюльнара Карпишева
Ассистент проекта UNODC, Республика Казахстан, Астана
Ирина Макарова
Ассистент проекта UNODC, Республика Узбекистан, Ташкент
Альмира Манапбаева
Ассистент проекта UNODC, Кыргызская Республика, Бишкек Перевод с английского на русский и с русского на английский языки Эля Энгельгардт, лиана Ибра- гимова и Ольга Вовк. Дополнительная помощь в редактировании была предоставлена Аликом ха- чатряном. Эта публикация – результат проекта UNODC TDRAC-I29, финансируемого Фондом международного развития ОПеК (OFID), ЮНЭйДС, правительствами Австрии, Италии, Швеции и Ирландии в Кыргыз- стане и Таджикистане некоторые части этой работы были выполнены при финансовой поддержке Департамента по международному развитию Великобритании (DFID) и Института Открытого Общества
11
краткое соДержание
ОБщАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОеКТе
В настоящее время в евразийском регионе наблюдается одна из наиболее быстрорастущих эпидемий распространения ВИЧ-инфекции, причем ее главным движущим фактором является опасная практика инъекционного потребления наркотиков. За последнее десятилетие в регионе, в который входят страны бывшего Советского Союза, наблюдаются самые высокие в мире темпы роста потребления наркотиков и по недавним оценкам агентств ООН, в Восточной европе и Центральной Азии инъекционное потребление наркотиков является причиной более чем 80% всех случаев заражения ВИЧ.
2
Все шесть стран, участвовавших в проекте по оценке законодательства – Азербайджан, Казахстан,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – имеют свои отличительные особенности, касающиеся распространенности ВИЧ и ответных мер по борьбе с эпидемией, но между этими странами есть и много общего. Во всех этих странах существует концентрированная эпидемия ВИЧ, которая распространяется главным образом из-за опасной практики потребления инъекционных наркотиков. Существует значительный потенциал для дальнейшего стремительного распространения ВИЧ в Центральной Азии и Азербайджане. В период с 2000 по 2007 гг. число официально зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в регионе Центральной Азии выросло враз Кроме того, по мнению местных и международных экспертов, вполне возможно, что официальные данные занижены по сравнению с реальным уровнем эпидемии примерно в десять раз.
4
Распространению ВИЧ на территории участвовавших в проекте стран способствует также высокий уровень распространения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП). Помимо быстрорастущей эпидемии ВИЧ, в регионе распространен туберкулез, заболевание, которое является одной из главных причин смертности людей с ослабленной вследствие ВИЧ-инфекции иммунной системой. Особенно высок уровень распространения туберкулеза среди потребителей инъекционных наркотиков и заключенных ВИЧ в тюрьмах - еще одна серьезная причина для озабоченности, напрямую связанная с употреблением наркотиков инъекционным путем. хотя люди, употребляющие наркотики, и заключенные в местах лишения свободы особенно сильно страдают от ВИЧ- инфекции, они слабо охвачены услугами профилактики и лечения ВИЧ. Поданным агентств ООН, "в большинстве стран Восточной европы и Центральной Азии, где потребление наркотиков в инъекциях является причиной более чем 80% всех новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией, программами распространения игл и шприцев постоянно охвачены лишь
10% от предполагаемого общего числа потребителей инъекционных наркотиков Несмотря на признанную эффективность таких вмешательств, как программы предоставления стерильных игл и шприцев и опиоидная заместительная терапия, имеющиеся данные указывают на то, что лишь ограниченное число людей, потребляющих инъекционные наркотики, охвачены такими услугами, а сотни тысяч употребляющих наркотики лиц не имеют доступа к таким программам из-за юридических и социальных барьеров.
1 Центральная Азия Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан – региональное исследование проблемы потребления наркотиков
и ВИЧ/СПИДа [Central Asia: Kyrgyz Republic, Tajikistan and Uzbekistan – Regional Study on Drug Use and HIV/AIDS], Regional Summary (УНП ООН и Всемирный банк, 2007), с. 16 2 ВОЗ, ЮНЭйДС и ЮНИСеФ, На пути к всеобщему доступу повышение приоритета работы по ВИЧ/СПИДу в секторе здравоохранения
отчет о достижениях за 2008 год [Towards Universal Access: Scaling up priority HIV/AIDS interventions in the health sector: Progress Report 2008]
(женева: ВОЗ, 2008), стр. 66.
3 UNODC (Региональный офис по Центральной Азии, Сборник статистических данных по проблеме наркотиков за 1997-2008 гг. [Compendium
of Drug-related Statistics 1997-2008] (июнь 2008 г, стр. 32.
4 Там же ВОЗ, ЮНЭйДС и ЮНИСеФ, На пути к всеобщему доступу [Towards Universal Access] (2008), стр. 36-38.
6 ВОЗ, ЮНЭйДС и ЮНИСеФ, На пути к всеобщему доступу, стр. 63.
7 ВОЗ, ЮНЭйДС и ЮНИСеФ, На пути к всеобщему доступу, стр. 66-67, 69-70.

12
оценка законодательства и необходимость реформирования законодательства и политики
на основе принципов прав человека
В 2007-2008 гг. под эгидой Регионального представительства Управления ООН по наркотиками преступности (UNODC) по Центральной Азии, в рамках проекта "Эффективная профилактика иле- чение ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп населения в странах Центральной Азии и Азербайджане гг.) была проведена оценка национального законодательства в Азербайджане ив пяти странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. ее целью было повышение потенциала этих стран в деле обеспечения всеобщей доступности услуг по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции, при этом особое внимание уделялось нуждам людей, употребляющих наркотики, и людей, находящихся в местах лишения свободы. Проект выполняли группы специалистов из всех шести стран с технической поддержкой регионального координатора проекта, сотрудников программных офисов UNODC в каждой из этих стран и Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИДу (Правовая сеть. Как показала проведенная оценка, в законодательстве и правоприменении государств-участников проекта прослеживается много общего. Профилактика ВИЧ инфекции не интегрирована в государственную систему здравоохранения (это относится и к медицинским службам в местах лишения свободы, а значит, медицинские работники зачастую незнакомы с эффективными и научно-обо- снованными методами профилактики и лечения ВИЧинфекции и сопутствующих заболеваний у людей, подверженных высокому риску заражения. Различные службы помощи уязвимым группам существуют изолированно друг от друга, их деятельность не координируется, а правила работы и порядок направления клиентов/пациентов в другие учреждения здравоохранения и организации сформулированы недостаточно четко. Не разработаны, или недостаточно разработаны официальные стандарты деятельности программ снижения вреда. Кроме того, устаревшее законодательство нередко препятствует использованию научно-обоснованных подходов к профилактике ВИЧ- инфекции среди уязвимых групп, особенно мер по снижению вреда, и усложняет взаимоотношения между низкопороговыми службами, предоставляющими услуги, касающиеся ВИЧ инфекции, с одной стороны, и правоохранительными органами - с другой. Сотням тысяч людей, употребляющих наркотики, и людей в местах лишения свободы недоступны услуги профилактики и медицинская помощь (или они предоставляются в ограниченном объеме) из-за структурных, юридических и социальных барьеров. При правильном подходе, четко сформулированные законодательство и регуляторные нормы, призванные повысить доступность качественных услуг, помогут значительно расширить масштабы внедрения научно-обоснованных эффективных мер профилактики и лечения
ВИЧ-инфекции. Как почти во всем мире, в странах Центральной Азии ив Азербайджане люди, употребляющие запрещенные наркотики, и люди в местах лишения свободы, нередко относятся к той части общества, которая в наибольшей степени подвержена социальной изоляции (маргинализации) и стигматиза- ции. С учетом имеющейся административной и уголовной ответственности за потребление наркотиков и (или) хранение даже небольшого их количества для личного потребления у людей, употребляющих наркотики, существует высокий риск оказаться в тюрьме. Они уязвимы для целого ряда нарушений прав человека, таких как произвол со стороны сотрудников правоохранительных органов, лишение свободы, отказ в медицинской помощи (как в тюрьме, таки на свободе В местах лишения свободы заключенные подвергаются повышенному риску заражения ВИЧ-инфекцией из-за совместного использования инструментария для инъекций и нанесения татуировок, а также из-за незащищенных половых контактов - как по добровольному согласию, таки по принуждению. Даже в странах, прилагающих значительные усилия и вложивших большие средства по пресечению распространения наркотиков, не удалось полностью остановить потребление наркотиков в тюрьмах. Широко признан тот факт, что ответные меры по противодействию ВИЧ и СПИДу гораздо более эффективны в условиях, когда защищены права человека, особенно в отношении наиболее уязвимых лиц. Законы и политика, которые опираются на нормы и принципы прав человека и отражают их, являются основным элементом "подхода, основанного на правах человека" (хотя очевидно, что
8 См. подробнее у D. Barrett et al., Recalibrating the Regime: The Need for a Human Rights-Based Approach to International Drug Policy (London: The
Beckley Foundation Drug Policy Programme, 2008).
для гарантий полного осуществления прав человека потребуются и дополнительные меры, помимо принятия совершенного законодательства и политики. Подход, основанный на уважении прав человека, должен лечь в основу любого реформирования законодательства, и именно такой подход принесет наибольшую пользу сточки зрения охраны здоровья населения. Международные соглашения оправах человека налагают на государства обязательства уважать, защищать и осуществлять целый ряд прав человека, в том числе посредством национальных законов и политики. В случае Азербайджана и стран Центральной Азии, сюда входит обязательство принимать позитивные меры для постепенного осуществления права на наивысший достижимый уровень здоровья для всех - в том числе для людей, употребляющих наркотики, и людей, находящихся в местах лишения свободы. государства-участники проекта также взяли на себя обязательства уважать и защищать целый ряд гражданских и политических прав, имеющих непосредственное отношение к принятию эффективных мер по противодействию ВИЧ - включая право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на частную жизнь, право на свободу выражения мнения, право на объединение, а также право на получение информации Кроме того, в основе всех норм международного права лежит базовый принцип недопустимости дискриминации, имеющий особую актуальность для людей, живущих с ВИЧ, и для таких групп, как люди, употребляющие наркотики, и люди в местах лишения свободы, социальное отторжение и изоляция которых (в том числе посредством санкционированной законом дискриминации) повышает их уязвимость перед ВИЧ-инфекцией и препятствует их доступу к медицинскими иным службам.
9 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, генеральная Ассамблея ООН, 993 UNTS 3 (1966) (вступил в силу
3 января 1976 г, Статья 12; Комитет ООН по экономическим, социальными культурным правам, Комментарий общего характера 14: Право
каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, UN Doc. XXX (2000).
10 Международный пакт о гражданских и политических правах, генеральная Ассамблея ООН, 999 UNTS 171 (1966) (вступил в силу 3 января
1976 г, Статьи 6, 17, 19 и 22.

14
общее соДержание отчета
Данная публикация состоит из следующих частей- Часть I представляет собой сводный отчет, содержащий основные результаты обзора и анализа законодательства в шести странах, принявших участие в проекте, и рекомендации по реформированию законодательства- Часть II содержит подробные отчеты по каждой из шести стран, в которых дано описание современных международных правовых стандартов и характеристика существующего законодательства и политики, имеющих отношение к проблеме ВИЧ-инфекции среди людей, употребляющих наркотики, и людей в местах лишения свободы. В этой части представлены подробные рекомендации по реформированию законодательства и политики для силения национальных ответных мер по противодействию эпидемии ВИЧ среди названных уязвимых групп населения в каждой из стран, участвовавших в проекте- Часть III содержит приложения с дополнительной информацией о проекте и методическими материалами, которые будут полезны законодателям, политиками другим лицам, ответственным за выполнение рекомендаций.
ЧАСТь I – СВОДНый ОТЧеТ Сводный отчет состоит из шести разделов. В первом разделе дано описание проекта и используемой методологии. Во втором разделе приводятся общие сведения о странах, участвовавших в проекте, включая краткую характеристику ситуации с ВИЧ и СПИДом и потреблением наркотиков среди общего населения ив тюрьмах. В остальных четырех разделах по отдельности рассматриваются основные вопросы, вызывающие озабоченность. Каждый из этих разделов состоит из следующих подразделов (а) общий обзор ситуации (б) обоснование необходимости реформ (в) рекомендации по реформированию.
В третьем разделе представлена информация по вопросам административного и уголов-
ного права, касающегося потребления наркотиков и ненасильственных преступлений, связанных с наркотиками. Как показал проведенный анализ, в каждой из шести стран-участниц проекта законодательство и правоприменение отражают репрессивный подход к людям, употребляющим наркотики, а в национальных ответных мерах, касающихся проблем потребления наркотиков, главная роль отводится правоохранительным органам, а не органам здравоохранения. Этот подход часто не принимает во внимание научно-доказанные методы профилактики и лечения ВИЧ инфекции и международные стандарты лечения наркотической зависимости и часто противоречит интересам общественного здравоохранения. В каждой из стран наркотики запрещены административными уголовным правом а также установлены минимальные и максимальные количества наркотических и контролируемых психотропных средств для привлечения к административной или (чаще) уголовной ответственности за их хранение. Между странами-участницами проекта отмечены различия в определении понятий мелкого и крупного размера наркотиков, а также в наказаниях за незаконный оборот различного количества наркотиков, причем в Узбекистане и Казахстане отмечены наиболее строгие нормы и жесткие наказания, а в Таджикистане подход несколько более либеральный.
11
В законодательстве большинства стран-участниц проекта проводится различие между людьми, потребляющими наркотики и продающими наркотики, путем введения понятий "хранение в целях сбыта" и " хранение без цели сбыта. Азербайджан – единственная страна, в законодательстве которой отражено понятие хранения "для личного потребления В нескольких странах-участницах проекта
11 Например, в Узбекистане "превышающим небольшое" считается любое количество героина практически такой же подход существует ив Казахстане, где любой размер героина свыше 0,01 грамма считается "крупным В других странах законодательство о наркотиках не содержит понятия "хранения для личного потребления" либо допустимого для хранения количества наркотика в размере "средней разовой дозы".
официально запрещено не только хранение, но и потребление наркотиков как таковое, хотя за него не во всех случаях предусмотрены санкции (например, административное или уголовное наказание).
13
В общем, целью рекомендаций по реформированию административного и уголовного законодательства в странах-участницах проекта является гуманизация политики, касающейся потребления наркотиков и ненасильственных преступлений, связанных с наркотиками путем
- отмены административной ответственности за потребление наркотиков как таковое и отмены административной и уголовной ответственности за хранение небольших количеств наркотика без цели сбыта
- принятия мер по защите от преследования программ снижения вреда за "склонение к потреблению наркотиков, "пропаганду" наркотиков, содержание "притона" и по другим подобным обвинениям
- расширения спектра альтернатив лишению свободы для осужденных за ненасильственные уголовные преступления, связанные с наркотиками, и ограничения использования предварительного заключения
- отмены практики принудительного выборочного направления граждан на освидетельствование (тестирование) на наркотики сотрудниками правоохранительных органов.
Кроме того, при анализе законодательства были выявлены и другие особенности уголовного и административного права, которые могут помешать эффективным ответным мерам по противодействию ВИЧ среди иных уязвимых групп (помимо людей, употребляющих наркотики, или заключенных, а именно - уголовное преследование таких социально отторгаемых групп, как секс-работники, а в двух странах - мужчин, имеющие сексуальные контакты с мужчинами, и криминализация заражения или постановки в опасность заражения ВИЧ. Эти подходы противоречат международным стандартам прав человека и международным рекомендациям по вопросам политики в области ВИЧ. В данной главе сводного отчета представлены подробное обоснование предложенных реформ и общие рекомендации по названным вопросам, а более детальные рекомендации приведены в отчетах по каждой из стран (Часть II).
В четвертом разделе представлена информация о системах и службах здравоохранения. В каждом из шести государств-участников проекта медицинская помощь населению гарантирована государством. Согласно закону, медицинская помощь оказывается бесплатно по месту постоянного жительства на основании подтверждающего личность документа. Однако отмечено, что во всех шести участвовавших в проекте странах люди, употребляющие наркотики, нередко имеют ограниченный доступ к медицинской помощи и профилактике ВИЧ инфекции. Программ снижения вреда мало и они маргинализированы - их деятельность не предусмотрена законодательством и государственной политикой. Как правило, система наркологического лечения во всех шести странах ставит целью полный отказ от потребления наркотиков и состоит главным образом из детоксификации и некоторых нестандартизованных психосоциальных вмешательств доступ к другим методами вариантам лечения, рекомендованным международными организациями, ограничен или вовсе отсутствует. Эффективность существующей системы весьма низка, судя поданным интервьюирования пациентов наркологических служб национальными экспертами в некоторых странах-участницах проекта По сведениям экспертных групп, адекватной официальной оценки эффективности наркологической службы практически не проводится. хотя опиоидная заместительная терапия (ОЗТ) становится все более доступной во всем мире, она по-прежнему отсутствует в двух странах, участвовавших в исследовании (Таджикистан и Туркменистан единственный пилотный проект ОЗТ в Узбекистане был закрыт в 2009 году, ив остальных трех странах (Азербайджан, Казахстан и Кыргыз- стан) охват заместительной терапией остается низким 13 Законодательством Азербайджана установлена административная ответственность за потребление наркотиков. В Таджикистане и Туркменистане потребление наркотических средств без назначения врача запрещено законом о наркотиках, номера наказания за такое потребление не предусмотрена нив административном, нив уголовном кодексе. В Казахстане и Кыргызстане употребление наркотиков в общественных местах влечет за собой административное наказание, а в Казахстане хранение незначительного количества наркотического вещества может быть уголовно наказуемым. В Узбекистане не предусмотрено ни административной, ни уголовной ответственности за потребление наркотиков, а в законе о наркотиках не содержится запрет их потребления.
14 Интервью, проведенные экспертными группами Казахстана и Узбекистана см также хьюман Райтс Вотч, Раздувая пламя Нарушения прав
человека как фактор распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа в Казахстане (2003 г См. обобщенные доклады по странам.

16
Принудительное лечение наркотической зависимости в той или иной форме существует во всех шести странах – как в гражданском секторе, таки в местах лишения свободы. Согласно законодательству стран, участвовавших в проекте, на принудительное лечение алкогольной и наркотической зависимости направляются лица, отказывающиеся от прохождения добровольного лечения, и чье поведение нарушает общественный порядок и угрожает благополучию окружающих. Во всех этих странах, принудительное лечение для лиц, не совершивших правонарушений или преступлений, предоставляется в наркологических клиниках, находящиеся под эгидой Министерства здравоохранения. В Туркменистане еще сохранился лечебно-трудовой профилакторий, находящийся под контролем Министерства внутренних дел, где проводится принудительное лечение этой категории лиц. Количество лиц, не совершивших преступлений, направляемых на принудительное лечение наркотической зависимости различается в странах проекта в Таджикистане, Азербайджане и Кыр- гызстане такой тип лечения применяется редко или оно не применяется вообще, тогда как в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане каждый год приблизительно 6-13% от всех людей, получающих лечение наркотической зависимости, проходят его принудительно вне тюрем (UNODC, 2009, неопубликованные данные. Принудительное лечение наркотической зависимости для людей, в местах лишения свободы, практикуется во всех странах, участвовавших в проекте.
16
Во всех этих странах стандартной практикой является постановка людей, потребляющих контролируемые вещества, и людей с зависимостью от наркотиков на учет в наркологических учреждениях
- поименно и с указанием других личных данных. Существующие юридические нормы, касающиеся регистрации людей, потребляющих наркотики, в медицинских учреждениях, приводят к многочисленным негативным последствиям для этих людей, включая санкционированную законом дискриминацию в сфере занятости и/или образования. Многие аспекты национальной политики, касающейся ВИЧ, в странах-участницах проекта устарели, в том числе такая политика, которая позволяет давать широкие полномочия по обязательному или принудительному обследованию на ВИЧ. хотя национальные законы о ВИЧ непосредственно требуют проведение обязательного или принудительного обследования на ВИЧ только для очень узкого круга людей и ситуаций (например, для доноров крови, иностранных граждан, они и не содержат прямого запрета применения обязательного или принудительного обследования для других групп людей. Нередко ведомственными постановлениями, приказами или инструкциями вводятся дополнительные категории лиц, подлежащих не вполне добровольному обследованию на ВИЧ. Часто нарушается конфиденциальность обследования и имеет место разглашение ВИЧ- статуса обследуемых. В этом разделе приводятся рекомендации по устранению системных барьеров, препятствующих доступности медицинских услуг. Здесь также обозначены направления, по которым странам-участ- ницам проекта рекомендуется обновить существующие или принять новые законы и стратегии, относящиеся к ВИЧ и к наркотикам, для того чтобы
- ответные меры по решению взаимосвязанных проблем ВИЧ и наркотиков учитывали особые факторы уязвимости людей, потребляющих наркотики, и людей в местах лишения свободы, ив том числе обеспечивали гарантии полной доступности эффективных программ профилактики и лечения наркотической зависимости и снижения вреда, связанного с потреблением наркотиков
- организации гражданского общества и уязвимые группы населения были вовлечены враз- работку, реализацию и оценку национальной политики и программ по ВИЧ и наркотикам- медицинские работники и сотрудники правоохранительных органов были хорошо информированы по вопросам ВИЧ-инфекции, наркотической зависимости и снижения вреда, а также по вопросам прав человека – так, чтобы их деятельность повышала эффективность принимаемых мер.
Кроме того, в этом разделе приведены подробные рекомендации по реформированию законода-
16 Положения о принудительном наркологическом лечении содержатся в специальных законах о принудительном лечении (в Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, в специальных разделах УК, регулирующих лечение наркотической зависимости в тюрьмах, ив национальном законодательстве о наркотиках.
тельной базы относительно (1) лечения наркотической зависимости и (2) профилактики и лечения ВИЧ, с особым вниманием к проблемам людей, потребляющих наркотики. Рекомендовано внести такие изменения в национальное законодательство, политику, регуляции, инструкции и протоколы/
руководства, чтобы они гарантировали
- наличие и всеобщую доступность разнообразных программ добровольного лечения наркотической зависимости, включая легкую доступность опиоидной заместительной терапии
(ОЗТ);
- применение принудительного лечения наркотической зависимости только как крайней меры, и только при полном соблюдении принципов прав человека ив соответствии с клиническими протоколами, рекомендованными ВОЗ
- полную конфиденциальность данных о личности пациентов и информации о его здоровье, и запрет на использование информации из медицинской документации людей, употребляющих наркотики/зависимых от наркотиков (например, данные наркологической регистрации) для информирования третьей стороны, если отсутствует ясное и документированное согласие пациента о разрешении передачи информации Рекомендации по совершенствованию законодательства в области профилактики и лечения ВИЧ- инфекции, включают принятие нормативно-правовых положений, которые:

- обеспечат всеобщую доступность тестирования на ВИЧ, сопровождающегося качественным дои после- тестовым консультированием, которое было бы полностью добровольным, осознанными строго конфиденциальными, хотя бы в некоторых случаях, предусмотреть доступность полностью анонимного обследования на ВИЧ
- запретят обязательное и принудительное тестирование на ВИЧ (за исключением тестирования доноров крови, органов, тканей или иного биологического материала
- гарантируют полную конфиденциальность сведений медицинского характера, включая результаты тестирования на ВИЧ, и обеспечат наличие эффективных и доступных правовых средств возмещения ущерба лицам, чье право на конфиденциальность медицинских сведений было нарушено
- гарантируют легкую доступность медицинской помощи в связи с ВИЧ-инфекцией, в том числе АРТ, особенно для людей, живущих с ВИЧ и потребляющих наркотики или находящихся в местах лишения свободы- гарантируют легкую доступность услуг, касающихся туберкулеза, для людей, потребляющих наркотики или лиц, находящихся в местах лишения свободы
В пятом разделе анализируется информация о доступности медицинских услуг (особенно профилактики и лечения ВИЧ инфекции) в тюрьмах. В 2008 году в странах-участницах проекта в местах лишения свободы содержалось порядка 135 000 человек, значительная доля которых отбывали срок наказания за преступления, связанные с наркотиками. Власти некоторых стран, участвовавших в проекте, признают факт потребления наркотиков в тюрьмах (например, в Кыргызстане, Казахстане, Таджикистане, но тюремных программ, которые защищали бы потребляющих наркотики людей от инфекционных заболеваний и иного вреда, по- прежнему очень мало. В большинстве стран-участниц проекта заключенным выдают хлорамин, но, по всей видимости, им не сообщается о том, как его правильно применять для эффективной дезинфекции инструментария, используемого при инъекциях (или при нанесении татуировок, также у них нет возможностей получения и использования хлорамина в условиях конфиденциальности. Агентствами ООН и многими другими экспертами по охране здоровья признано, что обеспечение хлорамином не является оптимальной мерой и не может служить заменой доступа к стерильному инструментарию для инъекций или татуировок. Что касается других мер снижения вреда помимо выдачи хлорамина, наиболее прогрессивной из шести стран является политика Кыргызстана, где существуют программы обмена игл и шприцев для заключенных и ОЗТ в пенитенциарной системе. В момент написания этого отчета таких программ не имелось нив одной из других стран проекта По приблизительным подсчетам, до одной трети заключенных в тюрьмах Таджикистана ранее употребляли наркотики в инъекциях поданным национальной экспертной группы, на момент проведения исследования в 2007 году одна треть заключенных отбывала наказание за преступления, связанные с наркотиками. В Узбекистане 21.4% заключенных отбывали наказание за преступления, связанные с наркотиками.
Согласно докладам о ситуации в некоторых странах-участницах проекта, заключенные нередко вынуждены платить за лекарства и предметы личной гигиены, а доступ к специализированной медицинской помощи (лечение ИППП, стоматологическая помощь и т.д.) часто отсутствует или является неадекватным. Во всех странах-участницах проекта, заключенные в тюрьмах - в той или иной форме - подвергаются принудительному лечению по поводу наркотической зависимости. Как правило, принудительное лечение назначается осужденному по приговору суда в дополнение к уголовному наказанию – хотя международные договоры о контроле за наркотиками явным образом предусматривают возможность замены осуждения или наказания, в том числе, лечением и реабилитацией наркозависимых, те. эти меры могут применяться в качестве альтернативы, а не в дополнение к уголовному наказанию В соответствии с национальным законодательством, в тюрьмах почти всех стран, участвовавших в проекте, имеется возможность прохождения добровольного лечения наркотической зависимости (за исключением Туркменистана. Однако национальные эксперты отмечают, что на практике очень немногие заключенные, нуждающиеся влечении наркотической зависимости, проходят его добровольно.
Во всех странах-участницах проекта законодательство допускает освобождение от наказания из соображений гуманности - в связи с тяжелой болезнью. Обычно считается, что эта процедура применима, по крайней мере, к некоторым больным с диагнозом СПИД, хотя СПИД, как правило, не упоминается в законе как таковой. Вместе стем, существуют особые дискриминирующие ограничения прав заключенных с ВИЧ и (или) заключенных, не закончивших принудительное лечение наркотической зависимости, – например, отказ вправе перевода в места лишения свободы с менее строгим режимом содержания. В целом, рекомендации данного раздела направлены на усиление противодействия эпидемии ВИЧ в местах лишения свободы, путем разработки законодательных положений о:
- включении положений о профилактике и лечении ВИЧ-инфекциив местах лишения свободы в национальные стратегии и программы с четким указанием источников финансирования
- обеспечении доступности адекватной охраны здоровья заключенных
- передаче ответственности за охрану здоровья предоставление медицинских услуг в местах лишения свободы органам здравоохранения (вместо Министерства юстиции или Министерства внутренних дел, чтобы легче было обеспечить гарантированное право заключенных на такие же меры по охране и укреплению здоровья и на такое же медицинское обслуживание, какое доступно людям на свободе
- информировании и обучении персонала тюрем и заключенных вопросам профилактики и лечения ВИЧ и СПИДа
- обеспечении беспрепятственного и конфиденциального доступа к дезинфицирующим средствам, таким как хлорамин, и к стерильному инъекционному инструментарию
- обеспечении доступности добровольного лечения наркотической зависимости (включая
ОЗТ), и ограничении применения принудительного лечения в тюрьмах- обеспечении доступа к антиретровирусной терапии (АРТ) в тюрьмах
- обеспечении в местах лишения свободы доступности добровольного и конфиденциального тестирования на ВИЧ с обязательным получением информированного согласия и с консультированием обследуемого
- предоставлении возможности НПО принимать участие в профилактике ВИЧ-инфекции в тюрьмах и помогать заключенным организовывать обучение "равный - равному" и аутрич- работу по вопросам ВИЧ-инфекции.
В шестом разделе приводятся информация и рекомендации по поводу содержащихся в законодательстве дискриминации и других ограничений прав людей, живущих с ВИЧ, или уязвимых перед этой инфекцией. В Конституциях и законодательстве всех шести стран-участниц проекта
18 Единая конвенция о наркотических средствах, 1961, ООН, 520 UNTS 331, с изменениями, внесенными Протоколом от 1972 г, Статья 36(2);
Конвенция о психотропных веществах, 1971, ООН, 1019 UNTS 175, Статья 22; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ, 1988, Статья 3(4)
содержатся общие положения о запрете дискриминации, однако, в их правовых системах отсутствуют специальные законы, запрещающие дискриминацию.Запрет дискриминационных действий в отношении определенных групп чаще всего содержится в законах, касающихся этих групп. Ан- ти-дискриминационные положения также содержатся в законодательстве о труде и занятости, а в законах об охране здоровья населения нередко предусмотрены запрет дискриминации и (или) обязанность медицинских работников оказывать медицинскую помощь всем без исключения. В некоторых странах, участвовавших в проекте, нарушение норм о недопустимости дискриминации или о равноправии) наказуемо в соответствии с Уголовным кодексом. Подобным же образом, в некоторых странах законодательством предусмотрена возможность уголовной ответственности за дискриминационный отказ в медицинской помощи. Тем не менее, несмотря на эти запреты, дискриминация зачастую формально допускается законодательством в сфере занятости, образования, семейной жизни ив некоторых других областях. В ряде стран людям, живущим с ВИЧ, и лицам, употребляющим наркотики, официально запрещено работать по некоторым специальностям или занимать некоторые должности. Такие запреты нередко сопровождает (и обеспечивает их исполнение) практика обязательного обследования на ВИЧ всех лиц, работающих по определенным специальностям или на определенных должностях или желающих устроиться на работу. В некоторых странах, участвовавших в проекте, лица, желающие поступить в профессиональное или высшее учебное заведение, обязаны представить медицинскую справку, где есть пункты о том, состоит ли человек на учете в наркодиспансере как потребитель наркотиков или как зависимый от наркотиков или алкоголя, а в некоторых случаях требуется и результат обследования на ВИЧ. В странах, где обследование на ВИЧ является обязательным требованием при поступлении в некоторые виды учебных заведений, например, в военную академию, это является нарушением права на образование. Во многих из стран-участниц проекта иностранные граждане (и лица без гражданства, живущие с ВИЧ, подлежат депортации. Эту практику сопровождает (и обеспечивает ее исполнение) обязательное обследование на ВИЧ иностранцев и лиц без гражданства. Существуют и ограничения направо создавать семью, например, в случае, когда в стране действует утвержденный правительством перечень заболеваний, автоматически лишающих человека с таким диагнозом права на усыновление ребенка (в такой перечень входят как ВИЧ инфекция, таки наркотическая зависимость.
Для устранения такой дискриминации, заложенной в законе, рекомендуется разработка и уточнение положений, которые бы- усилили существующую правовую защиту от дискриминации по признаку ВИЧ-статуса во всех случаях, где такая защита недостаточна или отсутствует- ввели правовые механизмы защиты от дискриминации по признаку наркотической зависимости- позволили признавать ВИ-инфекцию и наркотическую зависимость состояниями инвалидности, по крайней мере, в юридическом смысле (например, в целях защиты от дискриминации по признаку инвалидности
- устранили необоснованные ограничения правили отказ в правах) людей, потребляющих наркотики, и людей, живущих с ВИЧ, таких как, например, необоснованная дискриминация в сфере занятости и образования, в иммиграционной политике и семейных отношениях.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал