Дорожная отрасль



Скачать 250.07 Kb.
Pdf просмотр
Дата24.01.2017
Размер250.07 Kb.
Просмотров216
Скачиваний0

ОТРАСЛЬ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
2015

Март, 2015 г.
ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
1
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Сеть автомобильных дорог
общего пользования
составляет 86,6 тыс. км., из
которых удельный вес дорог с
твердым покрытием – 87,2%.
Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 64% или 48,9 тыс. км .
Удельный вес дорог с покрытием переходного типа составляет 36% или 27 тыс. км.
Сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь составляет
86,6 тыс. км: из них 15,7 тыс. км – республиканских и 70,9 тыс. км – местных дорог.
Из них дороги с твердым покрытием имеют протяженность 75,5 тыс. км., при этом плотность данного типа дорог пока довольно низкая — 417 км на 1000 км²
территории.
Удельный вес дорог с
усовершенствованным
покрытием составляет 64%.
Капитального ремонта
требуют 16% республиканских
дорог, текущего – 27%.
Протяженность республиканских дорог,
требующих капитального ремонта,
составляет 2494 км, или 16% от общей протяженности, текущего ремонта ‐ 4236 км,
или 27%. Протяженность участков республиканских дорог, имеющих ровность, не соответствующую нормативным требованиям, составляет 3397 км, на 2293 км дорожные покрытия имеют прочность ниже требуемой.
Строительство 1 км 4х
полосной дороги стоит от 1 до
4х млн долл. США
Если сравнивать затраты на строительство 1 километра 4‐х полосной дороги в
Беларуси на 1 километра дороги в Евросоюзе, то в Республике расходуется в 2‐3
раза меньше средств (1‐4 млн.долларов).
Один квадратный метр ямочного ремонта обходится примерно в 220 тысяч рублей — в зависимости от материалов,
размеров ямы и прочих факторов.
В Республике функционирует
более 1600 объектов
придорожного сервиса.
В 2014 году введено 118,4 км
дорог и 230,9 погонных метров
мостов
По итогам работы за 2014 год реконструировано и построено 118,4 км республиканских автомобильных дорог и 230,9 погонного метра мостов. Самый крупный введенный участок ‐ автомобильная дорога М5/Е271 на участке Жлобин ‐
Гомель протяженностью 86,2 км.
В настоящее время на республиканских автомобильных дорогах функционирует более 1600 объектов, более 80% из которых являются предприятиями торговли,
пунктами питания и автозаправочными станциями.
Принята Государственная
программа по развитию и
содержанию дорог на 2015‐
2019 годы
В 2014 году принята государственная программа по развитию дорог на 2015‐2019
годы, в соответствии с которой к 2020 году протяженность республиканских дорог в неудовлетворительном состоянии снизится в два раза и составит 11% от общей протяженности. Расчеты показывают высокую экономическую эффективность намечаемых мероприятий, среднегодовой эффект на 1 рубль затрат оценивается в размере 8,2 рубля.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
2
Дорожная отрасль Республики Беларусь представлена сетью автодорог,
которая включает 12 магистральных дорог, 149 республиканских, а также дороги местного и ведомственного назначения.
Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования
(86,6 тыс. км) протяженность республиканских дорог составляет 15,7 тыс. км
(по ним идет основной грузо‐ и пассажиропоток), местных ‐ 70,9 тыс. км.
Практически все республиканские дороги имеют усовершенствованные покрытия, и только 185 км дорог являются гравийными. При этом плотность дорог с твёрдым покрытием пока довольно низкая — 417 км на 1000 км²
территории, что является одним из самых высоких показателей в СНГ, но в европейских странах с развитой сетью автомобильных дорог этот показатель равен в среднем 906 км. На местных дорогах около 11 тыс. км вообще не имеют твердых покрытий, являются грунтовыми. Большинство из них асфальтировать не планируется (считается, что укладывать асфальт целесообразно только на тех дорогах, где интенсивность движения превышает 220 автомобилей в сутки). В Беларуси также насчитывается 2230
мостов протяженностью 100 км.
Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием составляет порядка 65%.
Удельный вес дорог с покрытием переходного типа в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием составляет порядка 35%.
В настоящее время автомобильные дороги, связывающие г. Минск с областными центрами имеют преимущественно две полосы и проходят через густонаселенные районы с
развитым сельскохозяйственным производством. Отдельные участки дорог проходят через сельские населенные пункты, включая крупные (с населением до 1 тыс. жителей).
Особую категорию автомобильных дорог «не общего» пользования составляют автомобильные дороги,
которые находятся в
ведении Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Государственного комитета пограничных войск
Республики
Беларусь.
На эти дороги не распространяется действие
Закона
Республики
Беларусь
«Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» от 2 декабря 1994
№ 3434‐XII.
Беларусь пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора:
автомобильная дорога М‐1/Е‐30 (граница Российской Федерации ‐
Минск ‐ Брест ‐ граница с Польшей) соединяет Германию, Польшу,
Беларусь и Россию (Запад ‐ Восток). Протяженность по территории республики составляет 610 км;
автомобильная дорога М‐8/Е‐95 (граница Российской Федерации ‐
Витебск ‐ Гомель ‐ граница Украины) соединяет Финляндию, Литву,
Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию,
Болгарию и Грецию
(Север ‐ Юг)*. Протяженность по территории республики составляет 456
км.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Дорожная инфраструктура
Карта сети автомобильных дорог Беларуси
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Автомобильные
дороги общего
пользования–
всего
83 85,7 86,3 86,4 86,5 86,6 86,6 86,6
Удельный вес
дорог с твердым
покрытием %
87 86,7 86,3 86,4 86,5 86,5 86,6 87,2
республик
анские
18%
местные
82%
Сеть автомобильных дорог
Месторасположение
2‐х
трансъевропейских
транспортных коридора
Протяженность автомобильных дорог, тысяч км
Источник: Белстат
Источник: Минтранс
Источник : Белавтодор
Источник: Белорусская железная дорога
Март, 2015 г.

11,5 тонн
11%
10 тонн
78%
менее 10 тонн
11%
Нагрузка на ось на республиканских
дорогах, на 01.01.2015
ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
3
Однако в настоящее время транзитный потенциал в Беларуси используется не полностью.
Белорусские транспортные коридоры,
исходя из среднегодовой среднесуточной интенсивности движения автотранспорта,
имеют загрузку не более чем на 25‐40% от их реальной пропускной способности.
В республике ежегодно вводятся ограничения нагрузки на ось на летний период. С 20 мая по 31 августа 2014 г. ‐ максимально допустимая нагрузка на одиночную ось не более 6 тонн в отношении республиканских автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием с 11 часов 00 минут до 21 часа 00 минут включительно при дневной температуре воздуха выше
25˚С. Аналогичные ограничения были введены и в 2013 году.
С 1 июля 2013 года начала действовать национальная система сбора средств за проезд BelToll. Платными стали дороги общей протяженностью
815 км. По состоянию на конец 2014 года общая протяженность платных дорог в Беларуси составила 1189 км. К 2020 году планируется довести данный показатель до 2 000 км.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Инфраструктура
Страна
Общая
протяженно
сть дорог
Протяженно
сть дороги
на 1 жителя
Протяженность
дорог на 1 тыс.
кв. км
Беларусь
86,6 тыс. км
9,2 м
417 км
Япония
1,2 млн. км
9,5 м
3 202 км
Швейцария
71,2 тыс. км
8,8 м
1 727 км
Норвегия
92,9 тыс. км
18,2 м
241 км
Германия
644,5 тыс. км
7,9 м
1 804 км
Источник: РУП Белдорцентр
Источник: Белорусский экономический портал
Протяженность дорог в разных странах
Дорога
Участки дороги, км
Платный отрезок, км
М‐1/E 30 Брест (Козловичи) – Минск –
граница Российской Федерации (Редьки)

609 609
M‐2 Минск – Национальный аэропорт
Минск
15 42 27
M‐3 Минск – Витебск
9 41 32
M‐4 Минск – Могилев
16 192 176
M‐5/E 271 Минск – Гомель
21 130 109
M‐6/E 28 Минск – Гродно – граница
Республики Польша (Брузги)
12 57 45
М‐6 Щучин ‐ Гродно
214 287 73
М‐7/Е‐28 Минск ‐ Ошмяны ‐ граница с
Республикой Литва (Каменный Лог)
57 148 91
Р‐1 Минск‐Дзержинск
8 35 27
Список платных дорог, общей протяженностью 1 189 км, на которых
взимается плата за проезд транспортных средств посредством системы
BellToll
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
4
Развитие придорожного сервиса в транзитной Беларуси находится на постоянном контроле правительства.
На
1
января
2014
г.
на республиканских автомобильных дорогах функционировало
353
автозаправочные станции, 160 газозаправочных пунктов, 64 гостиницы, 41
мойка, 92 охраняемые стоянки, 348 организаций торговли, 466 пунктов общественного питания, 90 станций технического обслуживания, без учета объектов, предоставляющих услуги по хранению транспортных средств на платных стоянках для ремонтируемых транспортных средств.
Дальнейшее развитие сети придорожного сервиса будет осуществляться за счет реконструкции и расширения действующих объектов. При этом,
согласно Программе по развитию с содержанию автомобильных дорог на
2015‐2019 годы, ежегодно за счет средств их владельцев предполагается вводить в эксплуатацию после нового строительства и реконструкции не менее 6 автозаправочных станций, 8 пунктов общественного питания, 2
гостиниц, 3 автомобильных моек, 3 станций технического обслуживания и стоянок.
Наиболее динамично развивается инфраструктура придорожного сервиса в
Минской и Витебской областях. Однако, несмотря на положительные тенденции,
есть определенные трудности:
придорожные точки расположены на автодорогах неравномерно и
концентрируются преимущественно вблизи городов.
Генеральная схема развития придорожного сервиса до 2015 года была утверждена в 2013 году. В связи с окончанием ее срока действия,
Минтрансом в 2015 году будет разработана и утверждена нова генсхема развития придорожного сервиса на 2016‐2020 годы.
По информации специалистов Минтранса, в новой генсхеме будут рекомендованы расстояния для размещения заправок, СТО и других сооружений. АЗС
предлагается строить на расстоянии не чаще 30‐50 км, СТО ‐ 80 км,
гостиницы ‐ 100 км, кафе ‐ 30‐40 км, а также будет заложено понятие комплексности объектов (все объекты придорожного сервиса, возводимые в составе АЗС, обязательно должны включать пункт питания, магазин,
стоянку на 5 грузовых, 5 легковых автомобилей и 2 автобуса).
Основными операторами придорожного сервиса в Беларуси являются "Белнефтехим", Белкоопсоюз, предприятия коммунальной собственности,
находящиеся в ведении облисполкомов. Всем им предложено искать инвестиции для развития придорожной инфраструктуры.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Придорожный сервис
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Гостиницы и аналогичные
средства размещения
40 43 47 49 57 64
Станции технического
обслуживания
190 182 232 66
(1)
56 90
Автозаправочные станции
372 396 463 493 480 513
Объекты общественного
питания
420 441 464 483 501 466
Источник: Белстат, Государственная программа по развитию и
содержанию автомобильных дорог
1 – без учета объектов, предоставляющих услуги по хранению
транспортных средств на платных стоянках для
ремонтируемых транспортных средств.
Источник: Государственная программа по развитию и содержанию
автомобильных дорог на 2015‐2019 годы
Введение
в
эксплуатацию
объектов
придорожного сервиса, расположенных на
дорогах общего пользования
1%
34%
15%
12%
14%
14%
10%
Размещение придорожного сервиса по областям
Минск
Минская обрасть
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область
Могилевская область
Март, 2015 г.
22%
10%
4%
2%
6%
21%
29%
6%
Структура придорожного сервиса по
объектам
автозаправочные станции газозаправочные пункты гостиницы мойки охраняемые стоянки предприятия торговли пункты питания пункты технического обслуживания

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
5
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Объем выполненных работ
В Беларуси ежегодно выполняются работы по реконструкции и строительству дорог.
Деньги на ремонт дорог в Республике Беларусь выделяются из бюджета страны. Из‐за недостаточности финансирования (менее 50%)
ранее принятая программа «Дороги Беларуси» на 2005‐2015 годы не была выполнена в полном объеме в части ремонта дорог. Менее чем на 50%
выполнено за
2006‐2013
годы задание по капитальному ремонту республиканских дорог и на 33% ‐ местных дорог. При этом объемы выполненных работ снижались практически ежегодно с 2008 по 2013 годы.
Удельный вес финансирования дорожного строительства в бюджетных расходах снизился за пять лет более чем вдвое: с 4,1% в 2008 году до 1,94% в
2013. Более того, в эти суммы включены и выплаты по внешним займам, то есть погашение кредитов, которые Китай и Всемирный банк выдали на реконструкцию магистралей Минск ‐ Могилев и Минск ‐ Гомель.
Протяженность республиканских дорог, требующих капитального ремонта,
составляет 2494 км, или 16% от общей протяженности, текущего ремонта ‐
4236 км, или 27%. Протяженность участков республиканских дорог, имеющих ровность, не соответствующую нормативным требованиям, составляет
3397 км, на 2293 км дорожные покрытия имеют прочность ниже требуемой.
Не соответствуют нормативным требованиям 706 мостов протяженностью
32 тыс. пог. метров.
В 2014 году принята государственная программа по развитию дорог на 2015‐
2019 годы, которая пришла на смену предыдущей. В соответствии с новой программой к 2020 году протяженность республиканских дорог в неудовлетворительном состоянии снизится в два раза и составит 11% от общей протяженности. Согласно технико‐экономическому обоснованию к программе, в результате ее реализации на 1 рубль затрат придется 8,2 рубля прибыли.
По итогам работы за 2014 год реконструировано и построено 118,4 км республиканских автомобильных дорог и 230,9 погонного метра мостов. В
частности, введен участок дороги Р21 Витебск ‐ граница России (Лёзно)
протяженностью 9 км (с 31,7 км по 51,8 км дороги); автодороги М6 Минск ‐
Гродно ‐ граница Польши (Брузги) протяженностью 6,9 км (с 211‐го по 217,6
км); автодороги Р23 Минск ‐ Микашевичи протяженностью 6,8 км (с 67‐го по
74‐й км); участок юго‐восточного обхода города Островец (8,1 км). Введен мост через реку Мухавец на 29‐м километре дороги Р7 Каменец ‐ Жабинка ‐
Федьковичи (128 погонных метров); мост через реку Лахва на 24,3 км ‐дороги
Р93 Могилев ‐ Бобруйск (54 погонных метра); путепровод на 9,8 км автомобильной дороги Р45 Полоцк ‐ Глубокое ‐ граница Литвы (Котловка) ‐
1,4 км и 48,9 погонного метра. Кроме того, в декабре 2014 года введена в эксплуатацию автомобильная дорога М5/Е271 на участке Жлобин ‐ Гомель протяженностью 86,2 км. Дорога реконструирована по параметрам первой категории с четырьмя полосами движения.
Источник: Белстат, Минтранс
Источник: Белавтодор
0 50 100 150 200 250 300 350 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Ввод в действие автомобильных дорог
в 2008 – 2014 гг, км
Март, 2015 г.
0 500 1000 1500 2000 2500 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
(план)
Объемы работ по ремонту дорог, км
Капитальный ремонт республиканских дорог
Текущий ремонт республиканских дорог
Источник: Программа по развитию дорог на 2015‐2019 гг

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
6
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Ключевые игроки отрасли
Основными участниками отрасли являются государственные предприятия,
находящиеся в ведомственном подчиненности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Основные предприятия,
целью которых являются обеспечение надлежащего транспортно‐эксплуатационного состояния сети республиканских автомобильных дорог,
являются
Республиканские унитарные предприятия автомобильных дорог :«Минскавтодор‐центр»,
«Бреставтодор», «Витебскавтодор»,«Гомельавтодор», «Гродноавтодор»,
«Могилевавтодор». На балансе предприятий находятся республиканские автомобильные дороги общего пользования. Кроме своих основных функций, организации могут оказывать следующие виды услуг: изыскания и проектирование строительства, реконструкции и ремонта (капитальный,
текущий) автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, разработка проектов организации дорожного движения и др. Все организации на данный момент входят в холдинг Белавтодор.
1.
РУП
«Бреставтодор»
обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплутационное состояние дорог Брестской области (на сегодняшний день это 2478,898 км республиканских автомобильных дорог).
2.
РУП «Минскавтодор‐Центр» обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплуатационное дорог общего пользования Минской области.
Общая протяженность обслуживаемых автодорог – 3230,983 км (в том числе по областям: Минской – 3218,783 км, Витебской – 8,095 км,
Гродненской ‐ 4,115 км). В составе автомобильных дорог имеется 621
мост и путепровод общей протяженностью 23 422 пог.м.
3.
РУП
«Гомельавтодор»
обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплуатационное состояние дорог Гомельской области. Общая протяженность обслуживаемых автодорог – 2298,824 км.
4.
РУП
«Гродноавтодор»
обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплуатационное состояние дорог общего пользования Гродненской области. Общая протяженность обслуживаемых автодорог – 2177 км.
5.
РУП
«Могилевавтодор обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплуатационное состояние республиканских автомобильных дорог общего пользования Могилевской области. Общая протяженность обслуживаемых автодорог – 2533,074 км.
6.
РУП
«Витебскавтодор»
обеспечивает надлежащее транспортно‐
эксплуатационное состояние республиканских автомобильных дорог общего пользования Витебской области. Общая протяженность обслуживаемых автодорог ‐ 3018,008 км
Компании, осуществляющие дорожно‐строительные работы, в основном контролируются местными органами власти. К ним относятся различные тресты, некоторые из которых (ОАО "Дорожно‐строительный трест № 6«,
ОАО «ДСТ‐2, г. Гомель», ОАО "СМТ №8" и др.) также занимаются производством строительных материалов.
Категории автомобильных дорог на балансе
«Минскавтодор – Центр», км
Категории автомобильных дорог на балансе
«Бреставтодор», км
Владение республиканскими автодорогами
Источник: Белавтодор
Источник: «Минскавтодор – Центр»
Источник: «Бреставтодор»
Март, 2015 г.
20%
16%
16%
19%
15%
14%
«Минскавтодор‐
центр»
«Бреставтодор»
«Могилевавтодор»
«Витебскавтодор»
«Гомельавтодор»
«Гродноавтодор»
372,625 390,978 1022,663 1216,894 1,027
I категории
II категории
III категории
IV категории
V категории
0 500 1000 1500 253,125 268,611 884,846 1032,147 40,169 0
500 1000 1500 1 категория
2 категория
3 категория
4 категория
5 категория

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0
Производительность труда (выручка/
численность персонала), тыс. долл. США за
3 кв 2014
0,0%
2,0%
4,0%
6,0%
8,0%
10,0%
12,0%
Рентабельности топ‐6 компаний сектора
Рентабельность реализованной продукции
Рентабельность по чистой прибыли
ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
7
Организации корпоративного сектора,
обслуживающие дорожное хозяйство
Республики
Беларусь занимаются проектировкой,
строительством и капитальным ремонтом дорог. В 2014 году насчитывалось
19 организаций в данном секторе.
В этих организациях работает более 10 тысяч сотрудников (1,06% от числа всех занятых в корпоративном секторе). Суммарная выручка данных организаций составила 384 млн. долл. за 3 квартала 2014 года, что составляет также порядка 1% от выручки всего корпоративного сектора
Беларуси. При этом на ТОП‐6 крупнейших организаций приходится 69%
всей выручки организаций, обслуживающих дорожное хозяйство страны.
Крупнейшими организациями по среднесписочной численности сотрудников являются ДСТ №3 и ОАО «Мостстрой», наибольшая выручка по итогам 3 кварталов 2014 года получена ДСТ №2, г.Гомель ОАО и ДСТ №6
ОАО, суммарная выручка которых составила 102,12 млн. долл. Средняя выручка по всему корпоративному сегменту дорожной отрасли составила
20,2 млн. долл.
Что касается производительности труда, то самая высокая по итогам 3 кв.
2014 года была зафиксирована в ДСУ‐1, г.Рогачев ОАО – 65,9 тыс. долл. США
на 1 работника. Средняя производительность труда всех организаций по дорожной отрасли составила 34,9 тыс. долл. США.
Средняя рентабельность реализованной продукции у дорожных компаний корпоративного сектора составила 9,4% (10,6% по всему корпоративному сектору). Что касается средней рентабельности по чистой прибыли, то она составила 5%, что несколько превышает среднюю рентабельность по прибыли во всем корпоративном секторе (4,5%). Самую высокую рентабельность по обоим показателям имеет Мостоотряд‐58 ОАО, где рентабельность реализованной продукции составила
24,6%,
а рентабельность по чистой прибыли – 16%.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Корпоративный сектор отрасли
Наименование
Выручка от
реализации,
млн. долл.
Себестоимость
млн. долл.
Прибыль (убыток) за
отчетный период,
млн.долл.

прибыль (убыток) от
реализации
продукции(работ,
услуг), млн.долл.
Чистая
прибыль,
млн.руб.
Среднесписочная
численность
работающих
ДСТ № 3 ОАО
43,54 41,33 0,22 2,21 0,04 1090
Мостострой ОАО
43,56 39,47 4,11 4,09 3,24 1443
ДСТ №2 , г.Гомель ОАО
56,87 52,00 6,65 4,87 5,32 1007
ДСТ №6 ОАО
45,25 40,90 3,08 4,34 2,39 1038
ДСТ № 5 ОАО
36,65 34,66 1,26 2,00 0,88 856
ДСТ № 1, г. Витебск ОАО
39,25 35,51 3,15 3,74 2,48 965
Источник: Минфин
Средняя по организациям дорожной отрасли
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
8
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Инвестиции в отрасли
В 2013 году на финансирование дорожного хозяйства потрачено около 2,4
трлн. рублей, в 2014 году ‐ чуть более 3 трлн. руб. (при этом дорожного налога было собрано около 1,6 трлн. руб., а доход от платных дорог за 9
месяцев составил 341,2 млрд. руб.). Согласно принятой Программе до 2019
года на республиканские дороги должно быть направлено 75 054 млрд.руб.,
на местные – 14 197 млрд. руб. Основными источниками финансирования дорожного строительства республиканских дорог выступает республиканский бюджет (в т.ч. по порядка 7% ‐ доходы от платных дорог и пошлины за допуск транспортных средств к участию в движении)
и кредиты
(преимущественно иностранных банков). Местные дороги финансируются за счет местных бюджетов и причитающихся субвенций из бюджета в виде 50%
доли от пошлин за допуск к участию в движении.
В 2015 году в качестве источников финансирования дорог рассматриваются средства от уплаты дорожного налога (1,9 трлн. руб.), доходы от платных дорог (695,8 млрд. руб.), другие оплаты и сборы (371,6 млрд. руб.), средства республиканского бюджета, кредиты иностранных и белорусских банков,
инвестиционный фонд
Минтранса,
собственные средства дорожных организаций, средства местного бюджета.
В финансировании дорожного строительства в Беларуси участвуют и иностранные инвестиции в форме кредитов. В частности, в ноябре 2011 года было подписано Генеральное кредитное соглашение между Эксимбанком
КНР и Правительством Беларуси о предоставлении льготного кредита для финансирования проекта «Реконструкция республиканской автомобильной дороги М‐5/Е271 Минск — Гомель на участке Бобруйск — Жлобин». В ноябре
2014 г. открыт для движения участок дороги М5 Жлобин – Гомель (около 90
км). Очередной этап реконструкции запланирован на 2015 г.
В начале 2015 года подписано оглашение о займе в размере 250 млн. долл.
США с Всемирным банком для модернизации отдельных участков транзитного коридора M‐6 между городами Минск и Гродно.
Протяженность республиканских дорог, требующих капитального ремонта,
составляет 2494 км, или 16% от общей протяженности, текущего ремонта ‐
4236 км, или 27%. Протяженность участков республиканских дорог, имеющих ровность, не соответствующую нормативным требованиям, составляет
3397 км, на 2293 км дорожные покрытия имеют прочность ниже требуемой.
Не соответствуют нормативным требованиям 706 мостов протяженностью
32 тыс. пог. метров. В Республике Беларусь, где состояние автомобильных дорог относительно лучше, чем в других странах СНГ, ежегодные потери народного хозяйства, связанные с плохим состоянием автомобильных дорог,
составляют около 500‐550 млн долл. США.
Один кв.м. ямочного ремонта обходится примерно в 220 тысяч рублей —
в зависимости от материалов, размеров ямы и др. На реконструкцию 1 км дороги 1‐й категории затрачивается 28 млрд. руб, а 2‐й категории ‐ 21 млрд.
руб. Если сравнивать средства на строительство 1 км. белорусских дорог и 1
км дорог ЕС, то в Беларуси расходуется в 2‐3 раз меньше средств (1‐4 млн долл. США). Усредненная стоимость 1 км российской дороги варьирует от 6,3
до 17,6 млн долл. США, в США стоимость строительства 1 км четырехполосной дороги — 4‐6 млн долл. США, первоклассного автобана в
Германии — 8 млн. евро. А вот в Китае 1 километр четырехполосной автострады обходится в 2‐3 млн. долл.
Источники финансирования дорожных работ
Затраты на строительство 1 км. дороги, млн долл.
США
Источник: Программа по развитию и содержанию дорог до 2019 г.
Источник: Информационное агентство Интеррайт
0 2
4 6
8 10 12
Август, 2014 г.
40,45%
7,60%
6,37%
11,92%
33,15%
0,03%
0,47%
республиканский бюджет плата за платные дороги пошлина за допуск к участию в движении кредиты банков
Республики Беларусь кредиты иностранных банков инвестиционный фонд
Минтранса собственные средства организаций

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
9
«Закон Республики Беларусь 2 декабря 1994 г. N 3434‐XII об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений, связанных с осуществлением дорожной деятельности, обеспечением сохранности автомобильных дорог,
улучшением их технического уровня и
эксплуатационного состояния, пользованием автомобильными дорогами, в целях удовлетворения потребностей экономики и
населения в
транспортных услугах.
Местные автомобильные дороги и
улицы населенных относятся к коммунальной собственности и находятся в ведении соответствующих служб местных органов власти.
К
основным нормативным документам,
регулирующим вопросы организации придорожного сервиса, можно отнести:
1. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434‐XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
2. «Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», утвержденное Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326 «О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса».
3. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».
4. Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года, утвержденная постановлением
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 28
февраля 2013 г. № 5 «О внесении изменения в постановление
Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31
декабря 2010 г. № 106».
Министерством транспорта и коммуникаций разработан и утвержден технический нормативный акт ТКП 507‐2014 (02190) «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство объектов сервиса». Данный документ разработан в соответствии с рекомендациями, принятыми в Германии, и соотносится с межгосударственным стандартом Евразийского совета по стандартизации, метрологии и сертификации государств, входящих в СНГ.
В ТКП подробно изложены обязательные и рекомендуемые технические параметры объектов придорожного сервиса. Эти нормы будут в дальнейшем применяться проектными и дорожными организациями при строительстве и реконструкции автодорог, а также должны использоваться в качестве рекомендаций частными предприятиями, которые будут строить новые объекты придорожного сервиса.
С 15 февраля 2015 года вступает в силу Технический регламент
Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». C его вступлением в силу выпуск в обращение дорожно‐
строительных материалов и
изделий возможен только после подтверждения соответствия требованиям безопасности.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Правовое регулирование отрасли
Ниже приведенные стандарты являются выборкой из государственных стандартов,
устанавливающих требования к техническим средствам организации дорожного движения и реализующих положения
Правил дорожного движения.
1.
СТБ 1291‐2007 «Дороги автомобильные и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности движения»
2.
СТБ 1538‐2005 «Искусственные неровности на автомобильных дорогах и улицах. Технические требования и правила применения» ‐
3.
СТБ 1231‐2000 «Разметка дорожная. Общие технические условия»
утвержден
23.06.2000
(заменяет утративший силу в РБ Стандарт ГОСТ
13508‐74).
4.
СТБ
1300‐2002
«Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»‐ заменяет утративший силу в РБ
Стандарт ГОСТ 23457‐86.
5.
СТБ
1300‐2014
«Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», введен в действие с 01.09.2014
Постановлением Совета Министров от 14.02.2014
№ 131 Минтранс уполномочен регулировать цены на строительные материалы, изделия, конструкции,
работы и услуги при строительстве и содержании автомобильных дорог,
мостов и
тоннелей,
финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов,
в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства,
кредитов банков под гарантии
Правительства,
облисполкомов и
Минского горисполкома.
Постановлением Минтранса от 19.12.2014 № 45
рентабельность при производстве и реализации стройматериалов и конструкций для автодорог,
мостов, тоннелей ограничена 12%.
Постановлением Совета Министров от 31.12.2014 № 1296 утверждена Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог на
2015‐2019 годы.
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
10
Утвержден график сдачи основных дорог (постановление Совмина от
16.10.2014 № 98)
Так, участок второй МКАД от М3 Минск ‐ Витебск до М6/Е28 Минск ‐ Гродно
– граница Польши (Брузги) должен быть введен до 01.01.2016, отрезок от
М6/Е28 Минск ‐ Гродно – граница Польши (Брузги) до М1/Е30 Брест
(Козловичи) ‐ Минск ‐ граница России(Редьки) ‐ до 01.01.2017.
Участок Р23 Минск ‐ Микашевичи между 67,4 и 101 км намечено ввести в
2016 году. Отрезок М5/Е271 Минск ‐ Гомель на участке Жлобин ‐ Гомель планируется сдать в 2015 году, а М5/Е271 Минск ‐ Гомель на участке
Бобруйск ‐ Жлобин ‐ до 1 сентября 2016 года.
Финансирование проектов дорожного строительства
В 2015 г. из бюджета на поддержание и развитие дорожного хозяйства планируется направить 11,2 трлн. рублей, что составит 140% к уровню 2014
года, 300 млрд. рублей в 2015 г. будет выделено на строительство второй
МКАД, 52 млрд. рублей – на обход Островца и средств в эквиваленте $16,9
млн. – на реконструкцию М5 на участке Бобруйск ‐ Жлобин (для получения кредита Эксимбанка Китая требуется внесение собственной доли).
Кроме того, 8 января 2015 г. с Всемирным банком подписано соглашение о займе в размере 250 млн. долл. США для реализации проекта по модернизации транзитного коридора M‐6 между городами Минск и
Гродно. Данный проект также предусматривает мероприятия по решению проблемы задержек на границе с Польшей за счет упрощения процедур таможенного оформления.
В
результате реализации проекта предполагается увеличение пропускной способности "Брузги" с 700 до 1700
грузовых автомобилей в день. МФК предоставит белорусской стороне консультативную помощь при реализации проекта.
Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных
дорог на 2015‐2019 годы
Программа утверждена постановлением Совмина от 31.12.2014 № 1296.
Согласно программе, в течение 5 лет планируется реконструировать и возвести 1158,6 км республиканских автомобильных дорог и 2213 погонных метров мостов и
путепроводов.
Предусмотрены реконструкция и
возведение по параметрам
I
категории автомобильных дорог,
соединяющих Минск с областными центрами, и других грузонапряженных участков протяженностью 520,8 км с доведением их до международных стандартов. Программой также предусмотрено строительство второй кольцевой дороги вокруг Минска, внедрение новой системы содержания дорог, устройство усовершенствованного покрытия на всех 185 км гравийных участках республиканских дорог, реконструкция и капитальный ремонт мостов и путепроводов, внедрение при выполнении дорожных работ новейших технологий, материалов, позволяющих увеличить срок службы и
повысить качество,
дальнейшее развитие объектов придорожного сервиса, в т.ч. на основе принципов ГЧП.
Предполагается, что к 2020 г. протяженность республиканских автодорог с хорошим состоянием увеличится по сравнению с 2014 г. на 4 тыс. 972 км и составит около 60 % их общей протяженности. На 520 км дорог предусмотрено повысить скоростной режим движения. Протяженность трасс с неудовлетворительным состоянием по ровности покрытия снизится на 2 тыс. 657 км и составит 11 % общей протяженности. К 2020 г.
протяженность платных республиканских автомобильных дорог составит 1
тыс. 968 км.
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Последние изменения (4 кв 2014)
Дорожное строительство в Минске
На транспортную развязку в районе проспекта
Независимости и улицы Филимонова в 2015 году планируют направить
24,7
млн долл.
США.
Планируется также строительство участка
1‐го городского кольца ‐ от Харьковской до Либкнехта (1,3
млн. долл. США. За счет бюджета планируют построить подъезд к недавно новому посольству
Ирана (670 тыс. долл. США). Также в 2015 году реконструируют 600 м улицы Скрыганова ‐ около жилого квартала "Каскад": от Кальварийской до
Бирюзова, а также 550 м Матусевича (от Домбровской до П.Глебки), 900 м улицы Макаенка, 700 м
Парниковой (от Макаенка до Филимонова), закончат реконструкцию
Тимирязева от
Саперов до
Кальварийской. На все это бюджетом предусмотрено около 6,3 млн. долл. США. В 2015‐м планируют завершить реконструкцию площади Бангалор и поставить светофор на аварийно‐опасном пешеходном переходе на улице Сурганова напротив дома № 78.
Выделенные полосы для движения общественного
транспорта в Минске
В 2015 году в Минске появится 13,8 км. полос для движения только общественного транспорта.
Выделение полос необходимо для увеличения скорости движения автобусов и троллейбусов.
Реконструкция трассы М5
Очередной этап реконструкции дороги М5 Жлобин –
Гомель,
проводимой за счет средств кредита
Эксимбанка КНР (генподрядчик китайская компания
«China Road and Bridge Corporation») на участке
Бобруйск – Жлобин запланирован на 2015 г. Общая площадь трассы, соединяющей Гомель и Минск,
совпадающей с
европейским маршрутом
Е271,
составляет около 296 км.
Установка камер фотофиксации на дорогах
В настоящее время на трассах и в городах Беларуси работают 187 стационарных и 21 мобильная камера.
Из областных центров стационарные камеры установлены только в Бресте, Могилеве и Гродно, в
Минске ими оборудована только МКАД. В 2015 году планируется установить еще порядка 170 камер.
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
11
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Статистические приложения
2000 2005
2008
2009
2010
2011 2012 2013 2014
Автомобильные дороги общего пользования, тыс км –
всего
74,4 83 85,7 86,3 86,4 86,5 86,6 86,6 86,6
из них
с твердым покрытием
66,2 72,2 74,3 74,5 74,7 74,8 74,9 75 75,5
Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей
длине автомобильных дорог общего пользования, %
89 87 86,7 86,3 86,4 86,5 86,5 86,6 87,2
Республика
Беларусь
2000
2005
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Всего
74,4 83 85,7 86,3 86,4 86,5 86,6 86,6 86,6
Области:
Брестская
9,4 10,5 10,7 10,7 10,7 10,7 10,9 10,9 10,9
Витебская
15,1 17,3 17,5 17,6 17,7 17,7 17,8 17,8 17,8
Гомельская
10,3 11 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4 12,4
Гродненская
10,9 13,1 12,9 12,9 12,9 12,9 12,8 12,8 12,8
Минская
17,7 19 19,4 19,4 19,4 19,5 19,4 19,4 19,4
Могилевская
11 12,1 12,8 13,3 13,3 13,3 13,3 13,3 13,3
2000
2005
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Дороги с твердым покрытием, тыс. км
66,2 72,2 74,3 74,5 74,7 74,8 74,9 75 75,5
в том числе
с цементобетонным и асфальтобетонным
покрытиями, тыс. км
41,9 44,6 46,2 46,4 46,6 46,8 46,8 46,9
в % к итогу
63,3 61,8 62,2 62,3 62,4 62,5 62,5 62,5
черные гравийные и черные щебеночные,
тыс. км
1,5 1,3 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
в % к итогу
2,3 1,9 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6
с покрытием переходного типа, тыс. км
22,8 26,3 26,9 26,9 26,9 26,8 26,9 27
в % к итогу
34,4 36,4 36,2 36,1 36 35,9 35,9 36
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по областям, тыс км
Протяженность автомобильных дорог общего пользования по типам покрытия, тыс км
Ввод в действие автомобильных дорог по областям и г. Минску, км.
2005
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Республика
Беларусь
114 282 110 116 287 220 190 118,4
Области:
Брестская

10 8
18 138 39 38 6,8
Витебская
8 52 22

28 52 64 9,0
Гомельская

53 45 46 17 72 7
86,2
Гродненская
34 55 17 20 48 18 15 15,0
Минская
58 73 11 24 19 12 31
Могилевская
14 39 7
8 37 27 35
Источник: Белстат
Источник: Белстат
Источник: Белстат, Минтранс
Источник: Белстат
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
12
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Статистические приложения
Число объектов придорожного сервиса, расположенных на автомобильных дорогах общего
пользования
2005
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
Гостиницы и аналогичные средства
размещения
46 59 40 43 47 49 57 64
Станции технического обслуживания
106 155 190 182 232 66
(1)
56 90
Автозаправочные станции
291 367 372 396 463 493 480 513
Объекты общественного питания
334 398 420 441 464 483 501 466
Наименование
Всего
Республиканские
Местные
Дороги, км
85 668 15 476 70 192
с твёрдым покрытием
74 266 15 476 58 790
‐цементобетонные
1 290 445 845
‐асфальтобетонные
44 890 14 639 30 251
‐чёрногравийные и чёрнощебёночные
1 229 178 1 051
‐мостовые
232 1
231
‐гравийные и щебёночные
26 625 213 26 412
‐грунтовые
11 402

11 402
Транспортные развязки в разн. ур.,
шт./км
231/389 207/ 367 24 / 22
Мосты, шт./пог.м
5 276 / 177 153 2220 / 98 247 3 056 / 78 906
‐до 25 м
3 057/ 40 673 1 004 / 12 594 2 053/ 28 019
‐26‐100 м
2 001/ 93 762 1 068/ 53 278 933 / 40 484
‐свыше 100 м
218/ 42 718 148 / 32 375 70/ 1 0343
‐путепроводы на пересечениях с а/д
341/ 17 963 311/ 15 798 30/ 2 165
‐путепроводы на пересечениях с ж/д
141/ 9 125 128/ 8 442 13/ 683
Деревянные мосты, шт./пог.м
41/ 1 125

41/ 1125
Автопавильоны, шт.
12 461 5 351 7 110
Автобусные площадки, шт.
26 697 9 716 16 981
Площадки для стоянки транспорта, шт.
3 289 1 397 1 892
Придорожные питьевые источники, шт.
111 79 32
Туалеты, шт.
474 324 150
Дорожные знаки/инф.‐указательные, т.
шт.
583 / 241 188 / 87 395 / 154
Тротуары, км
1 828 434 1 394
Велосипедные и пешеходные дорожки,
км
1684 1 196 488
Объекты сервиса в контролируемой
зоне, шт.
‐гостиницы
53 52 1
‐СТО
90 87 3
‐АЗС
383 364 19
‐пункты питания
393 387 6
Характеристика дорожной отрасли Беларуси (2011)
Источник: Белавтодор
Источник: Белстат, Минтранс
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
13
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Статистические приложения
Развитие придорожного сервиса по областям
Март, 2015 г.

ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР»©
14
ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
Статистические приложения
Несущая способность сети автомобильных дорог, на 01.03.2014 г.
Март, 2015 г.

Инвестиционная компания ЮНИТЕР является многопрофильной консалтинговой компанией, обладающей богатой историей и успешным опытом реализованных проектов. Благодаря нашей команде профессионалов, мы уже много лет являемся лидером консультационных услуг в Республике
Беларусь.
Сегодня мы можем помочь в решении таких задач как исследования целевых рынков, оценка проектов, поиск финансирования проектов, структурирование и сопровождение сделок.
1
3
2
Лидер на рынке консалтинговых услуг
Клиенты из 16 стран
Мира
Самый большой портфель сделок в
Беларуси
Наша практика в подготовке исследований и оценке инвестиционных проектов
SUGAR
CEME
NT
Инвестиционный
банкинг
Исследования
и аналитика
По
ддер
жка
иностр
анных
инвест
оров
Опер
ации
с ценными
бумаг
ами
Управление
активами
Услуги К
омпании
Наши к
лиенты

Роман
Осипов
Максим
Кохов
Директор
Зам. директора
Мы стремимся к тому, чтобы наши продукты были полезны и отвечали самым современным требованиям.
Как пионеры отраслевой аналитики, мы понимаем, что информация очень важна для наших клиентов и пар- тнеров, а также с помощью такого типа документов мы пытаемся формировать открытую среду и повышать привлекательность каждой отрасли в отдельности и страны в целом для иностранных и национальных инвесторов.
При создании обзора используются открытые источ- ники данных, собственные базы данных, собственная аналитика о компаниях корпоративного сектора Бела- руси, официальная статистика и информация мини- стерств, ведомств и компаний, а также экспертные оценки.
Надеемся, что наши читатели получат необходимую информацию, которую смогут использовать в своих интересах.
С уважением, Инвестиционная компания ЮНИТЕР
Виолетта
Врублевская
M&A департамент
Иван
Осипов
Департамент консалтинга
Евгений
Радионик
Департамент консалтинга
Дмитрий
Кириенко
Аналитический департамент
Екатерина
Юзефович
Инвестиционный департамент

Дисклеймер
Информация, содержащаяся в настоящем документе, носит общий характер и подготовлена без учета конкретных обстоятельств того или иного лица или организации. Несмотря на то, что мы неизменно стремимся представлять своев- ременную и точную информацию, мы не можем гарантировать того, что данная информация окажется столь же точной на момент получения или будет оставаться столь же точной в будущем. Предпринимать какие-либо действия, используя такую информацию, можно только после консультаций с соответствующими специалистами, основанных на тщательном анализе конкретной ситуации.
©2015 ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством
Республики Беларусь. Все права защищены.
ЮНИТЕР и логотип ЮНИТЕР являются зарегистрированными товарными знаками, зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
220114, Минск, просп. Независимости 117А, 12 этаж (БЦ Александров Пассаж), тел. +375 17 385 24 65, факс +375 17 385 24 64, uniter@uniter.by

Document Outline

  • дороги
  • Дорожная отрасль 4 кв 2014 г
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
    • ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ
  • Company
  • Report-team2
  • Disclaimer


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал