Доклад об электронной торговле и развитии, 2004 год обзор



Скачать 386.18 Kb.

страница1/3
Дата30.10.2016
Размер386.18 Kb.
Просмотров178
Скачиваний0
ТипДоклад
  1   2   3

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
ДОКЛАД ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
И РАЗВИТИИ, 2004 ГОД
ОБЗОР
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
UNCTAD/SDTE/ECB/2004/1(Overview)

КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ
ДОКЛАД ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
И РАЗВИТИИ, 2004 ГОД
ОБЗОР
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Нью-Йорк и Женева, 2004 год
ii
Примечание
Условные обозначения документов Организации Объединенных
Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно служит указанием на соответствующий документ Организации Объединенных Наций.
Употребляемые обозначения и изложение материала в настоящем издании не означают выражения со стороны Секретариата
Организации Объединенных Наций какого бы то ни было мнения относительно правового статуса той или иной страны, территории, города или района или их властей или относительно делимитации их границ.
Материалы, содержащиеся в настоящем издании, можно свободно цитировать или перепечатывать, однако при этом необходимо делать соответствующую оговорку со ссылкой на номер документа.
Экземпляр издания, содержащего цитируемый или перепечатываемый материал, следует направлять в секретариат
ЮНКТАД по адресу: Palais des Nations, CH-1211, Geneva 10,
Switzerland.
Версия полного доклада на английском языке, а также версии его
Обзора на английском, испанском и французском языках в настоящее время имеются в Интернете по нижеуказанному адресу.
Версии на других языках будут помещаться по мере их появления. www.unctad.org/ecommerce
UNCTAD/SDTE/ECB/2004/1 (Overview)
ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Авторские права © Организации Объединенных Наций, 2004 год
Все права охраняются
iii
Предисловие

Информационно-коммуникационные технологии таят немалые возможности для поощрения развития и экономического роста. Они могут способствовать новаторству и повышению производительности труда. Они могут снижать трансакционные издержки и в считанные секунды предоставлять доступ к мировым знаниям во всем их богатстве. Использование ИКТ развивающимися странами, и в первую очередь малыми и средними предприятиями, может дать впечатляющий эффект в плане роста занятости, обеспечения равноправия полов и повышения уровня жизни.
В последние годы международная торговля связанными с
ИКТ товарами и услугами росла быстрее торговли в целом.
Некоторые развивающиеся страны активно пользуются открывающимися благодаря ИКТ возможностями для расширения своей клиентуры и активизации своего участия в международной производственной кооперации. В то же время для того, чтобы ИКТ приносили пользу всем странам и реально влияли на их экономические перспективы, необходимо активизировать усилия по укреплению потенциала и созданию благоприятного климата как на национальном, так и на международном уровне.
Эти усилия должны быть направлены на решение как масштабных, глобальных задач, например задач управления
Интернетом и защиты интеллектуальной собственности, так и более узких, конкретных вопросов, таких, как обеспечение доступа
МСП к ИКТ. Для этого, по всей видимости, потребуются серьезные изменения на уровне как отдельных работников и компаний, так и экономики в целом. Для того чтобы добиться таких изменений с минимальным ущербом, соответствующие политические меры должны разрабатываться и применяться на основе коллегиального подхода. В то же время эти политические меры должны прочно увязываться с нашей общей борьбой, направленной на искоренение нищеты и решение других социальных задач.
GE.04-52706 (R) 171104 171104
iv
В настоящем четвертом Докладе об электронной торговле и развитии рассказывается о влиянии ИКТ на экономику развивающихся стран и их предприятия, плюсах и минусах инвестирования в ИКТ и путях повышения отдачи от этих инвестиций для общества. Содержащиеся в докладе данные и анализ должны помочь обсуждению на глобальном уровне наилучших путей для претворения в жизнь Плана действий, согласованного на первом этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, декабрь
2003 года). Мы продолжаем прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить более широкое и справедливое распределение создаваемых благодаря ИКТ благ, и я с большим удовольствием выношу настоящий доклад на рассмотрение широкой мировой аудитории.



Кофи А. Аннан
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций

1
ОБЗОР

1.
Информационно-коммуникационные технологии
на службе экономического развития: темы для
международного диалога


Распространение Интернета и рост электронной торговли

В конце 2003 года доступ к Интернету имели почти 676 млн. человек (или 11,8% от общей численности населения планеты).
Таким образом, по сравнению с концом 2002 года число пользователей Интернета возросло на 49,5 млн. человек, или на
7,8%. На развивающиеся страны приходится свыше 36% всех пользователей Интернета в мире, и с 2000 по 2003 год их доля в общемировой численности пользователей Интернета возросла почти на 50%. В то же время в развивающихся странах основное число пользователей Интернета приходится всего лишь на несколько стран: 61,52% из них живет в Китае, Республике Корее,
Индии, Бразилии и Мексике. Прирост числа пользователей
Интернета в мире на 75% обеспечивают развивающиеся страны.
Несмотря на быстрый рост показателей проникновения Интернета в развивающихся странах, они по-прежнему в десятки раз ниже среднего уровня развитых стран.
С января 2003 года по январь 2004 года число Интернет- хостов возросло на 35,8%, превысив в общей сложности 233 млн. хостов. Это свидетельствует об удвоении темпов роста по сравнению с 2002 годом. Что касается числа вебсайтов, то по состоянию на июнь 2004 года во всем мире насчитывалось
51 635 284 вебсайта - на 26,13% больше, чем годом ранее. С апреля
2003 по апрель 2004 года число вебсайтов, использующих протокол защищенных соединений (SSL) возросло на 56,7% и достигло 300 000.
ОРБИКОМ, сеть кафедр ЮНЕСКО по коммуникациям, комплексно подходит к количественному анализу распространения, внедрения и влияния ИКТ во всем мире.
В основу модели ОРБИКОМ положена концептуальная схема, учитывающая не только соображения совместимости и готовности

2 к электронным операциям, но и соответствующие навыки работы с
ИКТ и то, как пользуются ими физические лица и компании.
В результате рассчитывается показатель "инфовооруженности"
(Infostate) каждой отдельной страны, включающей в себя как показатели "инфоплотности" (Infodensity) (сумма капиталовложений в ИКТ и численность занятой в этом секторе рабочей силы, включая информационные сети и навыки работы с
ИКТ) и "инфопотребления" (Info-use) (внедрение и потребительские потоки ИКТ наряду с интенсивностью их использования). Применение такого подхода позволило еще раз подтвердить существование огромного разрыва между наиболее передовыми с точки зрения развития ИКТ странами, в которых показатель "инфовооруженности" достигает 200, и наиболее отсталой группой, куда, главным образом, входят африканские и азиатские страны, и где этот показатель составляет всего 5. Хотя международной цифровой разрыв, по всей видимости, и сокращается, происходит это слишком медленно и главным образом за счет стран-середняков, в то время как наиболее отсталым странам не удается добиться сколь-либо заметного прогресса. Несмотря на существование прямой связи между уровнем дохода и показателем "инфовооруженности", существуют и заметные исключения: страны со схожим уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) имеют сильно различающиеся показатели "инфовооруженности", и наоборот. По всей видимости, это во многом, связано с выбором политики в области ИКТ.
Рост электронной торговли

Имеющиеся данные по
Соединенным
Штатам и
Европейскому союзу (ЕС) говорят о том, что число коммерческих предприятий, подключающихся к Интернету, растет быстрее, чем стоимостной объем операций онлайн.
В Соединенных Штатах электронная торговля между предприятиями (В2В), на которую в 2002 году приходилось почти
93% всей электронной торговли, составляла 16,28% всех коммерческих операций между предприятиями. Несмотря на общее сокращение объема операций между предприятиями (как в электронной, так и в неэлектронной форме) в 2002 году, годовые

3 темпы роста электронной торговли В2В составляли 6,1%. Что же касается электронной торговли между предприятиями и потребителями, на долю электронных операций в первом квартале
2004 года пришлось 1,9% от общего объема розничных продаж, т.е. почти вдвое больше, чем в 2001 году. Годовые темпы роста розничной электронной торговли в Соединенных Штатах за год до конца первого квартала 2004 года составили 28,1%, в то время как общий объем розничной торговли в тот же период вырос лишь на
8,8%.
Стоимость продаж через Интернет в ЕС составила в
2001 году 86 млрд. долларов. Стоимостной объем электронного обмена данными и других электронных операций, осуществляемых не через Интернет, был в четыре раза выше по сравнению с объемом продаж через Интернет; в результате суммарная стоимость электронной торговли в ЕС составила в 2001 году примерно 430 млрд. долл. США.
Хотя некоторые развивающиеся страны и начали собирать данные по ИКТ в рамках систем официальной статистики, эти данные не всегда сопоставимы между отдельными странами или в сравнении с развитыми странами. На международном уровне требуются коллективные усилия по координации методологической работы и созданию глобальной базы данных для расчета показателей в области ИКТ. Секретариат ЮНКТАД начал новый проект сбора статистических данных об электронных коммерческих операциях в развивающихся странах, с которыми можно будет ознакомиться в ежегодном Докладе об электронной
торговле и развитии. С результатами этого проекта можно ознакомиться в главе 1.
Диалог о роли ИКТ в процессе развития:
некоторые предложения

Вопрос управления Интернетом

Проходившие в ходе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО) обсуждения показали, что, по мнению большинства развивающихся стран, сохранение статуса-кво в этой области не отвечает их интересам и

4 что такое положение дел следует изменить. Прозвучали предложения создать некий межправительственный механизм.
Высказывалась, например, озабоченность в связи с тем, что основные ресурсы Интернета находятся под контролем небольшой группы стран. Правовые механизмы, обеспечивающие выполнение частных контрактов (речь в первую очередь идет о национальной судебной системе стран), не всегда являются оптимальными для урегулирования разногласий в сфере публичной международной политики. Некоторые страны рассматривают Интернет как некое международное общественное достояние, в использовании которого они не играют той роли, на которую они могут по праву претендовать.
Помимо понимания необходимости дать ответ на вопросы, подобные выше перечисленным, нужно и признание того, что вряд ли можно назвать много конкретных политических областей, где для решения таких вопросов требуется создание новых международных институтов, занимающихся Интернетом, особенно с точки зрения экономической конкурентоспособности.
Действительно, при наличии политического стремления решать имеющиеся проблемы, возможно, существующих систем международной координации сотрудничества или директивной деятельности достаточно для урегулирования если не большинства, то очень многих проблем управления, возникающих в связи с развитием Интернета.
Первым шагом к классификации ждущих решения вопросов общественной политики и соответствующих возможных мер могло бы стать разграничение между управлением Интернетом как глобальным общественным достоянием и теми проблемами международного управления, которые возникают в силу того, каким образом люди пользуются этим достоянием.
Что касается той группы вопросов, которая может относиться ко второй категории, инструменты международного управления либо уже существуют, либо могут быть легко созданы. Вопрос об уровне "управления" (от поиска консенсуса и сотрудничества и до директивной деятельности) и выборе инструментов должен решаться исходя из существа стоящей проблемы, а не того факта,

5 что Интернет является средой, где осуществляется порождающая эту проблему деятельность.
Что касается другой группы вопросов, таких, как управление системой имен доменов и функционирование системы рутового сервера, многие развивающиеся страны не удовлетворены тем, что правительства имеют весьма ограниченное влияние на структуры, в которых разрабатывается и осуществляется политика. Выработка общего определения интересов международного сообщества, которым должна служить система управления Интернетом, и достижение договоренности о формах участия правительств, возможно, являются важнейшим аспектом предстоящей работы.
Хотя на данном этапе обсуждений еще не пришло время для институциональных предложений, некоторые их характеристики можно назвать уже сейчас.
Во-первых, любые предлагаемые реформы будут серьезно восприниматься лишь тогда, когда будут веские основания полагать, что эти реформы обеспечат стабильность и качество работы Интернета, предотвратят его фрагментацию и обеспечат сохранение процедуры разработки стандартов и политических мер по принципу "снизу вверх".
Во-вторых, вряд ли следует надеяться на универсальные решения. Вопросы, в которых технологические и политические аспекты переплетаются особенно тесно, по всей видимости, лучше всего решать на основе международного сотрудничества и координации.
В-третьих, эволюционный путь скорее принесет желаемые результаты, чем волюнтаристские методы работы "сверху вниз".
Нынешняя система сформировалась за очень короткое время и еще не достигла той зрелости, которую хотели бы видеть в ней все заинтересованные стороны.
Развивающимся странам необходимо оценивать последствия различных моделей управлений Интернетом, в том числе с точки зрения способности экономики их стран получать отдачу от внедрения методов электронной торговли и электронного бизнеса.
Требуются также непрерывные усилия по укреплению

6 директивного потенциала в области Интернета с тем, чтобы большинство развивающихся стран могли действенно участвовать в системах руководства и управления, которые, возможно, сформируются в процессе ВВИО.
ИКТ и экономическое развитие в преддверии следующего этапа
ВВИО

В плане действий ВВИО подчеркивается роль национальных электронных стратегий как важнейшего инструмента построения информационного общества в развивающихся странах. В нем содержится также призыв поощрять разработку ориентированных на обеспечение развития ИКТ и, в частности, использование ИКТ малыми и средними предприятиями (МСП) в интересах новаторства, повышения производительности, уменьшения трансакционных расходов и борьбы с нищетой. Решение этих задач в контексте ВВИО должно способствовать формированию консенсуса по вопросам национальной политики, благодаря которой, а также международному климату ускоренное внедрение и использование ИКТ способствовали бы повышению темпов более равномерного экономического роста.
По имеющимся данным в последние годы международная торговля товарами и услугами ИКТ росла быстрее общего объема международной торговли и сохраняет свою динамику и по сей день. В то же время, для того чтобы обеспечить позитивное воздействие
ИКТ на экономический рост большинства развивающихся стран, необходимо создать благоприятную среду для ИКТ на национальном и международном уровнях. В этой связи важную роль призваны сыграть также меры по поощрению и стимулированию внедрения ИКТ на предприятиях и, в первую очередь, на МСП.
Для того чтобы активнее заниматься экономическими аспектами информационного общества на втором этапе ВВИО, можно было бы постараться найти ответы на следующие вопросы:

Какое влияние, позитивное или негативное, ИКТ оказывают на экономические перспективы

7 развивающихся стран? Какие уроки, вынесенные из накопленного опыта, можно было бы использовать в директивной деятельности по вопросам
ИКТ, влияющей на торговлю, развитие предпринимательства или занятость?

Какие стратегии оказались успешными, помогая предприятиям, особенно МСП, становиться более конкурентоспособными за счет использования ИКТ?

Как можно использовать ИКТ в интересах облегчения участия МСП из развивающихся стран в национальной и международной производственный кооперации?

Как вызванные ИКТ изменения на уровне фирм и всей экономики отразятся на рынках труда? Какие политические меры помогли бы добиться справедливых результатов в ходе этих процессов?
2.
Электронный бизнес и малые и средние
предприятия

В последние несколько лет темпы внедрения ИКТ на предприятиях заметно возросли, и все больше фирм подключается к Интернету. Они используют ИКТ для автоматизации внутренних операций, например конторских и производственных процессов, для работы с клиентами и материально-технического снабжения или для управления сетями распределения или логистики.
Использование Интернета может начинаться с простого создания вебсайта и кончаться полной интеграцией бизнес-процессов. В то же время такая интеграция для МСП в развивающихся странах представляет собой очень серьезный шаг, требующий наличия управленческих и технических кадров, а также организационных изменений и инвестиций, которые предприятия зачастую не могут себе позволить. В Докладе анализируется внедрение ИКТ на МСП развивающихся стран на основе данных проведенных обзоров и исследований. Таким образом, в нем обобщаются сведения об использовании ИКТ и электронного бизнеса на МСП и предлагаются политические меры, которые способствовали бы внедрению ИКТ на предприятиях.

8
Вначале в Докладе рассказывается о том, как ИКТ меняют традиционные коммерческие процессы, такие, как маркетинг, реализация и покупка продукции, контроль за производством и товарно-материальными запасами, финансирование и управление людскими ресурсами. На примере статистики развитых стран видно, что крупные компании, как правило, шире пользуются ИКТ, хотя наибольшие возможности повысить производительность труда за счет внедрения электронных коммерческих операций существуют у МСП. Однако для того, чтобы воспользоваться этими возможностями, фирмы должны располагать также хорошим управленческим, техническим и инновационным потенциалом, который далеко не всегда могут себе позволить МСП в развивающихся странах.
Оценка использования ИКТ МСП в развивающихся странах
Азии и Африки показала, что многие фирмы уже подключились к
Интернету и активно используют его для поддержания контактов с поставщиками и клиентами. Это особенно характерно для компаний, расположенных в городских районах, в то время как из-за цифрового разрыва между городом и деревней многие МСП, расположенные вне крупных городов, оказываются за бортом этого процесса. В то же время часто Интернетом пользуются лишь владельцы или руководители предприятий, что не позволяет в полной мере использовать те возможности, которые открываются благодаря новым технологиям. Результаты исследований говорят о том, что прибыльность является решающим критерием, определяющим желание МСП работать в режиме онлайн. Хотя в целом ряде исследований и делается вывод о существовании прямой связи между внедрением ИКТ и прибыльностью/ производительностью на уровне компаний, одна из основных причин неиспользования ИКТ заключается в том, что, по мнению владельцев компаний, такие технологии оказывают весьма ограниченное влияние на прибыльность бизнеса. При этом они ссылаются также на то, что в режиме онлайн работают очень немногие поставщики и клиенты. С другой стороны, когда компании видят плюсы для своего бизнеса, например возможность увеличить число клиентов, они готовы вкладывать деньги в оборудование и подключение к электронным сетям. Иными

9 словами, готовность МСП инвестировать в ИКТ не всегда является функцией расходов.
Обследование МСП в пяти латиноамериканских странах
(Чили, Колумбия, Коста-Рика, Мексика и Венесуэла), проведенное
ЮНКТАД совместно с ФУНДЕС, дает представление об использовании ИКТ и Интернета на уровне фирм. Его результаты свидетельствуют о том, что расположенные в городских районах компании активно используют персональные компьютеры (ПК),
Интернет и ИКТ, причем с точки зрения доступа к Интернету и его использования (например, электронная почта) между малыми и средними предприятиями нет большой разницы. В то же время
МСП гораздо реже применяют более сложные процессы, в частности автоматизацию и интеграцию коммерческих операций.
Электронная торговля по-прежнему развита слабо, и мелкие компании для продажи своей продукции онлайн чаще пользуются электронными рынками, а средние - вебсайтами компаний (своими собственными или третьих сторон). Активнее всего ИКТ и
Интернетом пользуются компании, работающие в сфере услуг, за ними следуют торговые и промышленные предприятия (наименее активно использующие эти возможности). Это совпадает с выводами, сделанными по итогам изучения положения дел в других развивающихся регионах, и отчасти объясняется тем фактом, что такие функции, как маркетинг и реализация услуг онлайн, требуют лишь наличия доступа к Интернету и вебсайту и в меньшей степени предполагают интеграцию систем, как, например, в случае управления материально-техническим обеспечением или производством в промышленности.
Фирмы как в развитых, так и в развивающихся странах называют одни и те же основные препятствия для использования
Интернета. Фирмы, которые уже пользуются Интернетом, считают важнейшей проблемой незащищенность сети, а также медленное и негарантированное соединение. Еще одним важным выводом является то, что многие компании не работают в режиме онлайн вовсе не из-за отсутствия необходимых технических кадров. Часто это зависит от управленческого звена и общей осведомленности владельцев компаний о возможностях ИКТ.

10
В Докладе утверждается, что получение доступа к Интернету для большинства фирм не является серьезным препятствием даже в случае медленного соединения с ними. Гораздо сложнее полностью интегрировать коммерческие операции компаний на основе ИКТ, и особенно для МСП в развивающихся странах.
Результаты обследований подтверждают также, что, внедряя ИКТ, все компании должны пройти определенный эволюционный путь.
Для МСП сравнительно несложно начать использовать ПК, затем подключиться к Интернету и электронной почте и потом создать свой вебсайт. В то же время это отнюдь не означает автоматического перехода на осуществление коммерческих операций (внутренних или внешних, включая электронную торговлю) через Интернет, причем крупные компании имеют больше возможностей автоматизировать свои коммерческие процессы (и сделать на более ранних этапах), чем менее крупные компании.
Одно из объяснений этому заключается в том, что большинство МСП не имеют четко сформулированной стратегии электронного бизнеса. Для создания более комплексных замкнутых или открытых систем ведения электронных операций и подсоединения их к компьютерным системам поставщиков и потребителей требуются не только технические знания, но и углубленный анализ расходов и отдачи от необходимых инвестиций, а также убедительные аргументы в пользу последних.
С другой стороны, преимуществом МСП является то, что стратегические и организационные изменения они могут осуществлять гораздо быстрее (и дешевле), чем крупные компании.
Такая гибкость должна быть их конкурентным преимуществом, когда речь заходит о переходе на электронные коммерческие операции.
В
Докладе выделяются несколько стратегических направлений деятельности. Во-первых, МСП требуется надежное, дешевое соединение, и для этого зачастую достаточно услуг, оказываемых по телефону. Поэтому, а также для преодоления разрыва между городскими и сельскими районами акцент следует сделать на обеспечении всеобщего качественного доступа к основным услугам. За этим, конечно же, должно последовать

11 соединение через скоростные каналы, что позволит компаниям двигаться вперед по пути полной интеграции электронного бизнеса. Во-вторых, для ведения электронных коммерческих операций необходимо доверие к нормативно-правовой системе регулирования Интернета. В-третьих, если МСП хотят совершить скачок от простого (и дешевого) использования Интернета, например электронной почты и поиска, к построению таких систем электронного бизнеса, которые были бы в полной мере интегрированы с системами клиентов и поставщиков, потребуются дополнительные инвестиции, а также необходимые технические и управленческие навыки, позволяющие планировать и успешно претворять в жизнь электронные бизнес-стратегии. Именно в этих областях поддержка МСП государственными и частными учреждениями может оказаться решающей.
Наконец, анализ обзоров электронного бизнеса показывает, насколько трудно на основе имеющихся статистических и иных данных сравнивать положение в отдельных странах даже с точки зрения таких простых показателей, как использование Интернета и электронной почты или наличие вебсайтов у компаний. Для того чтобы иметь сопоставимую и представительную информацию о готовности к работе с ИКТ и их практическому использованию, требуется непрерывный сбор данных через официальные статистические каналы.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал