Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства



Pdf просмотр
страница1/6
Дата11.02.2017
Размер0.74 Mb.
Просмотров564
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6



Министерство транспорта Российской Федерации
Доклад
о результатах и основных направлениях деятельности Министерства
транспорта Российской Федерации
на 2010–2012 годы

(по состоянию на 15 декабря 2009 г.)
Москва, 2009

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
2
Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ____3
РАЗДЕЛ 2. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ
ДОХОДОВ ____________________________________________________ 56

РАЗДЕЛ 3. БЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И
НЕПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ __________________________64

РАЗДЕЛ 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ПО ЦЕЛЯМ, ЗАДАЧАМ
И ПРОГРАММАМ _____________________________________________69
РАЗДЕЛ 5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ____71
















Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
3
Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности
В Посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию
Российской Федерации, Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации подчеркивается необходимость: проведения более активных действий по развитию транспортной инфраструктуры, создания в России эффективной транспортной системы; объединения экономических центров страны, обеспечения хозяйствующим субъектам беспрепятственного выхода на региональные и международные рынки с одновременным обеспечением предоставления инфраструктурных услуг мирового уровня; развития транспортной инфраструктуры для превращения географических особенностей России в ее конкурентное преимущество; государственного контроля за развитием инфраструктуры страны.
В связи с этим, обеспечение безопасности функционирования транспорта, сохранение и сбалансированное развитие опорной транспортной инфраструктуры, находящейся в государственной собственности, реализация приоритетных проектов транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства рассматриваются Министерством транспорта
Российской Федерации и подведомственными ему федеральными службой и агентствами в качестве своих основных функций.
Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении следующих федеральных органов исполнительной власти:
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
Федерального агентства воздушного транспорта;
Федерального дорожного агентства;
Федерального агентства железнодорожного транспорта;
Федерального агентства морского и речного транспорта;
Министерство как субъект бюджетного планирования (далее – Министерство) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно- правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг в сфере в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства
Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского
(включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, а также дорожного хозяйства.
Число сфер ответственности и выполняемых Министерством функций весьма значительно, все они непосредственно или косвенно направлены на достижение значительного числа стратегических целей Правительства Российской Федерации, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
4
Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1662-р и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября
2008 г. № 1663-р.
Выбор структурных приоритетов развития транспортной системы России производился также с учетом существующих на настоящий момент стратегических документов в области развития транспорта:
Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45;
Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 1734-р;
Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-
2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
20 мая 2008 г. № 377;
Концепции развития аэропортовой сети Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Минтранса России и Минобороны России от 29 мая 2008 г. № 003/0021;
Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до
2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р;
Концепции реформирования системы управления внутренними водными путями
Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 09 июля 2009 г. № 112.
Исходя из указанных программных документов миссией Министерства является
содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через
доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение
географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
Цели Министерства

Для планового периода 2010-2012 гг. приоритетные цели определены следующим образом:
Цель
1 - развитие
современной
и
эффективной
транспортной
инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение
транспортных издержек в экономике.
Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами
России, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего, за счёт снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
5
Создание эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность государства, связанность регионов России в единое экономическое и оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.
Цель 2 - повышение доступности услуг транспортного комплекса для
населения.
Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта, а также обеспечение поддержки перевозок пассажиров на социально значимых направлениях.
Цель 3 - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и
реализация транзитного потенциала страны.
Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграция России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
В рамках реализации цели предусматривается осуществление инвестиционных проектов по комплексному развитию международных транспортных коридоров.
Предлагается сконцентрировать финансовые и организационные усилия по совершенствованию существующих транспортных коридоров, созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров.
Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной
системы.
Достижение этой цели позволит повысить безопасность транспортного процесса, сократить количество происшествий на транспорте и их последствия, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, подготовить квалифицированные кадры для транспортной отрасли, повысить уровень мобилизационной готовности, и, таким образом, создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
Цель 5 - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных
отношений на транспорте.
Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность транспортного комплекса в условиях рыночных отношений, в том числе на основе государственно-частного партнерства,
В рамках цели по улучшению инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте предполагается решение следующих задач:

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
6
создание нормативной правовой базы, адекватной потребностям развития рыночных отношений, обеспечивающей привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты. разработка предпроектной, проектной и тендерной документации по комплексному развитию объектов транспортной инфраструктуры на условиях государственно- частного партнерства; отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.
Стратегические цели Министерства как субъекта бюджетного планирования, определенные исходя из миссии, наряду с достижением стратегической цели страны
«Развитие потенциала транспортной инфраструктуры» оказывают стимулирующее воздействие на выполнение других стратегических целей и подцелей государства, в том числе на обеспечение субъектам рынка равноправного доступа к потребителям и ресурсам, снижение уровня непроизводительных трансакционных издержек, повышение конкурентоспособности российских предприятий, обеспечение продуктивной занятости экономически активного населения.
Высокая степень доступности транспортных услуг обеспечивает ключевые условия реализации экономической свободы граждан, в том числе снимает транспортные ограничения на свободу предпринимательской деятельности, в том числе малого
предпринимательства, способствует расширению экономической активности населения.
В рамках стратегической цели Министерства, направленной на улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе, предусмотрена реализация инвестиционных проектов с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. При отборе инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств
Инвестиционного фонда Российской Федерации, учитывался и косвенный макроэкономический эффект от их реализации.
Так, например, реализация инвестиционных проектов в части строительства автомобильных дорог повлечет за собой расширение услуг по перевозке грузов и багажа, освоение прилегающих территорий, развитие вдоль автомобильных магистралей зон предпринимательской деятельности (объекты придорожной инфраструктуры – автозаправочные станции, мотели, предприятия питания и т.д.).
Таким образом
,
реализация основных направлений деятельности Министерства, определенных в Докладе, направленных на развитие транспортного комплекса, обеспечивающего надежную и доступную связь со всеми территориями страны, оказывает, в том числе, и определенное влияние и на развитие малого предпринимательства в стране.




Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
7
Тактические задачи Министерства.
Соответствие тактических задач Министерства целям социально-экономического развития Российской Федерации приведено в Таблице 1 к Докладу.
Стратегическая цель Министерства № 1
Экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами
России невозможны без мощного транспортного комплекса, обеспечивающего надежную и доступную связь со всеми территориями страны.
Необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности всех отраслей экономики (прежде всего за счет обеспечения транспортного сообщения и снижения доли транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции), стимулирования развития торговли, предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющих на качество жизни и уровень социальной активности населения предопределили первую стратегическую цель Министерства – развитие
современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.
Рассматриваемая стратегическая цель является долгосрочным приоритетом транспортной политики Российской Федерации. Временной горизонт ее реализации определяется Транспортной стратегией России до 2020 года.
Обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры рассматривается Министерством в качестве своей основной, закрепленной за государством и отнесенной к компетенции Министерства функции.
При постановке стратегической цели, связанной с реализацией данной функции, учитывалось, что от состояния и уровня развития инфраструктуры в конечном итоге зависят динамика и темпы роста валового внутреннего продукта.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской
Федерации и улучшения качества жизни населения.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от восстановления и сохранения к обновлению и развитию, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны.
Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются на «стыках» взаимодействия отдельных видов транспорта, где имеют место наибольшие потери и диспропорции.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
8
Рассматриваемая стратегическая цель ориентирована прежде всего на преодоление ряда негативных тенденций в развитии транспортного комплекса, отрицательно влияющих на конкурентоспособность и эффективность других отраслей экономики.
Основные усилия должны быть направлены на снижение доли транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции, которая в среднем составляет 15–20% против 7–8% в странах с развитой экономикой.
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры включает реализацию высокотехнологичных проектов по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи. Изменение сырьевой специализации регионов будет связано с постепенным перемещением объемов добычи сырьевых ресурсов на Север и в восточные регионы Российской
Федерации, освоением российской зоны Каспия. Это предполагает строительство новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможности транспортировки грузов из этих районов (Кузбасс, Красноярский край,
Иркутская область, Бурятия, Тыва, Приполярный и Полярный Урал) в направлении промышленных центров и портовых комплексов Северо-Западного, Азово-
Черноморского и Дальневосточного бассейнов.
В среднесрочной перспективе реализация рассматриваемой стратегической цели
Министерства связана с выполнением следующих тактических задач, требующих бюджетного финансирования.

Задача 1.1. Увеличить протяженность автомобильных дорог федерального
значения, соответствующих нормативным требованиям
Из всех видов транспорта дорожная отрасль относится к наиболее капиталоемким сегментам бюджетного финансирования. Вместе с тем, такие затраты оправданы.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации.
Они объединяют обширную территорию страны, имеющую наибольшую площадь среди государств мира - 17 млн. кв. км. Сеть автомобильных дорог обеспечивает доступ к материальным и трудовым ресурсам, снижая транспортные издержки для производителей и расширяя производственные возможности экономики в целом.
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 947,3 тыс. километров, в том числе автомобильных дорог федерального значения – 50,1 тыс. километров.
За последние годы значение автомобильных дорог существенно возросло. Это связано как с изменением образа жизни людей, для которых автомобиль стал необходимым средством передвижения, так и со значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг.
Вместе с тем, в последние годы темпы развития дорожной отрасли существенно отстают от темпов роста экономики и темпов автомобилизации страны.

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
9
Основная доля автомобильных дорог федерального значения имеет по одной полосе движения в каждом направлении, только 8 процентов от их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, что не позволяет обеспечить достаточную пропускную способность автодорог, безопасное и высокоскоростное обслуживание современных большегрузных транспортных средств.
Свыше трети протяженности автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик из-за ускоренной деградации дорожных конструкций и снижения сроков службы между ремонтами вследствие увеличения в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов.
Автомобильные дороги федерального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту численности дорожно- транспортных происшествий.
Низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами Сибири, Дальнего
Востока, северных территорий Европейской части не позволяет в полной мере осваивать ресурсы этих регионов.
Опережение роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности автомобильных дорог приводит к росту уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования. Российская Федерация в 2-3 раза отстает от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети.
Недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики и населения страны, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития
Российской Федерации.
В рамках задачи, предусматривающей увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям (кроме автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров), предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, ликвидации грунтовых разрывов и реконструкции участков дорог, имеющих переходный тип дорожной одежды проезжей части, строительству и реконструкции обходов городов и других населенных пунктов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях, реконструкции ремонтонепригодных искусственных сооружений, а также других искусственных сооружений для приведения их характеристик в соответствие с параметрами автомобильных дорог на соседних участках, повышения безопасности движения, увеличения грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.


Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2012 гг.
Министерство транспорта Российской Федерации
10
Показатели решения задачи 1.1:
доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям по транспортно- эксплуатационным показателям, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог; доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог.

Задача 1.2. Обеспечить развитие сети внутрироссийских узловых аэропортов
В связи с особенностями географических масштабов страны воздушный транспорт выполняет важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции связности регионов Российского государства.
В ряде регионов, таких как Север европейской части России, значительная часть
Сибири, северо-восточная и островная часть Дальневосточного региона, воздушный транспорт является единственным видом транспорта, обеспечивающим связь этих регионов с остальной территорией России. На долю воздушного транспорта приходится более 20 процентов от общего пассажирооборота в междугороднем сообщении, им перевозится более 80 процентов пассажиров в международном сообщении.
В рамках данной задачи осуществляются мероприятия по расширению масштабов строительства и модернизации взлетно-посадочных полос в российских узловых аэропортах, что особенно значимо для развития Дальнего Востока.
Решение задачи обеспечения развития сети внутрироссийских узловых аэропортов
(с 2010 года) позволит преодолеть тенденции снижения удельного веса внутрироссийских авиаперевозок, что соответствует тенденциям, обычно демонстрируемым крупными, имеющими большую географическую протяженность государствами, развивающими в приоритетном порядке внутренние авиаперевозки.

Показатели решения задачи 1.2
количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно- посадочных полос во внутрироссийских узловых аэропортах.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал