Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»



Скачать 25.65 Kb.
Дата16.02.2017
Размер25.65 Kb.
Просмотров139
Скачиваний0
ТипДоклад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Липецка

Доклад

«Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Н.А. Ланина

Формы организации музыкальной деятельности в детском саду

К традиционным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.

В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Они имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединённые, т. е. вид занятия определяется количеством участвующих в нём детей.

С введением ФГОС ставится задача индивидуализации процесса образования. Индивидуальную работу я начинаю проводить с младшего дошкольного возраста, чтобы развить интерес детей к исполнительским навыкам. Продолжительность такого занятия 5 -10 минут. Для детей старшего дошкольного возраста провожу индивидуальные занятия целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства. Результатом такой работы являются сольные выступления детей на утренниках, концертах, участие в конкурсах.

Традиционная классификация по содержанию музыкальных занятий включает в себя:типовые или традиционные, доминантные, тематические, комплексные, интеграционные (или интегративные)

Современные формы музыкальной деятельности более разнообразны.

Рассмотрим некоторые из них.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ




возраст

Ведущая деятельность

Современные формы и методы музыкальной деятельности

3-5 лет

Игровая

(Сюжетно-ролевая игра)



  • Музыкальные сюжетно-ролевые игры

  • Музыкальные игры- фантазирования;

  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;

  • Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия;

  • Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;

  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;

  • Концерты-загадки;




5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

  • Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.

  • Исследовательская (опытная) деятельность;

  • Музыкальные игры-импровизации;

  • Проектная деятельность;

  • Театрализованная деятельность;

  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;

  • Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;

  • Интегративная деятельность

  • Компьютерные музыкальные игры;

  • Клуб музыкальных интересов;

  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Один из вариантов формы музыкальной деятельности - Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Например, игра «Цирк».

Цель игры:

  • упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

  • закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умения определять характеры героев.

  • Закрепить знания детей о цирке, о его работниках, развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику, воспитывать желание играть в коллективе сверстников.

Здесь дети погружаются в атмосферу цирка, распределяют роли артистов, зрителей. В этой игре я использую такие музыкально- дидактические игры как:

«Цирковые лошадки»- где закрепляется умение детей определять смену частей в музыке, изменяя при этом движения.

Игра «Клоуны»- воспитывает слушательскую культуру, развивает ладового чувства и музыкальную память

«Цирковые собачки» цель игры - упражнять детей в различении неполного звукоряда, развивать звуковысотный слух.

Динамическая пауза "Мартышки"- создает благоприятную атмосферу и снимает эмоциональное напряжение у детей. Развивает мимику лица и воображение.

слушание - "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К Сен-Санс закрепляется умение узнавать знакомые произведения по характеру музыки,

Дыхательное упражнение «Лев»- развивает диафрагмальное дыхание , продолжительность выдоха.

Муз.дид. игра «Узнай на чём играю» - упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.

Так же музыкальными сюжетно-ролевыми играми могут быть: Магазин «Детский мир», «Зоопарк» и т.д..

Музыкальные игры- фантазирования - это создание нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций, но на основе реальных знаний.

Например: «День Рождения Темноты» Цель этой игры познание детьми темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней; развитие художественного воображения и фантазии. Основные задачи:



  1. Создать атмосферу обострённой чувствительности, проникновенности;

  2. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса фантазийного общения и игры;

  3. Помочь детям преодолеть страх перед темнотой;

  4. Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными реальными сенсорными ощущениями (тактильными, слуховыми, зрительными) и фантастическими образами.

Под музыку К. Дебюсси «Лунный свет» дети входят в затемнённый зал, наблюдают за тенями, фантазируют, на что стали похожи стулья, шторы, что они чувствуют в темноте. Детям объясняют, что занятие будет проходить в темноте, потому что сегодня у Темноты день рождения.

Что бы позвать темноту в гости дети садятся в круг и поют песню «Зимний вечер» М. Ройтерштейна. В конце песни детей накрывают тонкой тканью – Темнота пришла в гости. Что бы выйти из под покрывала темноты дети должны с ней поиграть в игру «Таинственное рондо» - это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах.

На день рождения к темноте приходят гости: это тени, изображая которые ребята показывают импровизацию в теневом театре; забавные приведения, которые пытаются напугать детей, но только смешат их. Прилетает маленький светлячок. Дети поют ему песенку, ребятам предлагается сыграть на металлофоне «Свет светлячков» . Светлячок приносит детям фонарики, ребята их зажигают и прощаясь с Темнотой танцуют танец «Фонарики дружбы»

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. В содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.

Например, игра «День Рождения» проблема: У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Девочка хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Дети должны помочь ей как развлечь гостей: Как это сделать? Что подарить? Чем угостить гостей? Сделать подарок в виде импровизированного концерта (чтение стихов, исполнение знакомых песен и танцев)



Один из приёмов на интегрированном музыкальном занятии -

Игры-эксперименты. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В своей работе я использую пособия: Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?» «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, где описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Учу детей пользоваться предметами-заменителями (например С помощью каких инструментов или предметов можно изобразить звуки дождя….или другого природного явления) Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
Театрализованная деятельность является одним из основных направлений моей работы. Элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках. Провожу занятия по театрализованной деятельности с одарёнными детьми.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является проектная деятельность, которая рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активностии позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.



Одним из таких проектов является проект «Дары осени». Цель его: сформировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам посредством художественно-эстетической деятельности. В рамках проекта проводились тематические занятия по художественно-эстетическому развитию, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, детям предлагалось прослушать музыкальные композиции :А.Вивальди цикл времена года «Осень», П.Чайковский «Осенняя песня», С. Прокофьев «Фея осени из балета «Золушка»», прослушивали песни А.Н. Александровой «К нам гости пришли», Л.Олиферова «Осенинына Руси» В детском саду совместно с родителями была организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Итогом проекта явилось музыкально- тематическое занятие «Золотая ярмарка»

Занятие «Ярмарка»

Цель занятия: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;

  2. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения, закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, составление мини-композиции пляски);

  3. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений , способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать.

  4. Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования

  5. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.

Если раньше воспитатель занимал пассивную роль в занятии, то теперь он является главным помощником в проведении занятия. Т. е. современные условия требуют тесной взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя. За день, два во время тихого сна мы с воспитателем обсуждаем ход занятия и его непосредственную роль. Как вы уже видели воспитатель может выступать в роли какого-то персонажа. В предварительной подготовке заучиваются стихи, правила игр, движения танцев. Так же проведение нетрадиционных занятий требует специально организованной предметной среды. Перед каждым занятием я подумываю, как будут организованы зоны для различных видов деятельности. Какие нужны атрибуты и костюмы.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал