Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Липецка
Доклад
«Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Н.А. Ланина
Формы организации музыкальной деятельности в детском саду
К традиционным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.
В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия. Они имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединённые, т. е. вид занятия определяется количеством участвующих в нём детей.
С введением ФГОС ставится задача индивидуализации процесса образования. Индивидуальную работу я начинаю проводить с младшего дошкольного возраста, чтобы развить интерес детей к исполнительским навыкам. Продолжительность такого занятия 5 -10 минут. Для детей старшего дошкольного возраста провожу индивидуальные занятия целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства. Результатом такой работы являются сольные выступления детей на утренниках, концертах, участие в конкурсах.
Традиционная классификация по содержанию музыкальных занятий включает в себя:типовые или традиционные, доминантные, тематические, комплексные, интеграционные (или интегративные)
Современные формы музыкальной деятельности более разнообразны.
Рассмотрим некоторые из них.
Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ
возраст
|
Ведущая деятельность
|
Современные формы и методы музыкальной деятельности
|
3-5 лет
|
Игровая
(Сюжетно-ролевая игра)
| -
Музыкальные сюжетно-ролевые игры
-
Музыкальные игры- фантазирования;
-
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе;
-
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия;
-
Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений;
-
Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием;
-
Концерты-загадки;
|
5-7 лет
|
Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности
| -
Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
-
Исследовательская (опытная) деятельность;
-
Музыкальные игры-импровизации;
-
Проектная деятельность;
-
Театрализованная деятельность;
-
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;
-
Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;
-
Интегративная деятельность
-
Компьютерные музыкальные игры;
-
Клуб музыкальных интересов;
-
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
|
Один из вариантов формы музыкальной деятельности - Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Она имеет единую сюжетную линию, объединяющую всё занятие. Например, игра «Цирк».
Цель игры:
-
упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
-
закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения, умения определять характеры героев.
-
Закрепить знания детей о цирке, о его работниках, развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику, воспитывать желание играть в коллективе сверстников.
Здесь дети погружаются в атмосферу цирка, распределяют роли артистов, зрителей. В этой игре я использую такие музыкально- дидактические игры как:
«Цирковые лошадки»- где закрепляется умение детей определять смену частей в музыке, изменяя при этом движения.
Игра «Клоуны»- воспитывает слушательскую культуру, развивает ладового чувства и музыкальную память
«Цирковые собачки» цель игры - упражнять детей в различении неполного звукоряда, развивать звуковысотный слух.
Динамическая пауза "Мартышки"- создает благоприятную атмосферу и снимает эмоциональное напряжение у детей. Развивает мимику лица и воображение.
слушание - "Королевский марш львов" (из сюиты "Карнавал животных") муз. К Сен-Санс закрепляется умение узнавать знакомые произведения по характеру музыки,
Дыхательное упражнение «Лев»- развивает диафрагмальное дыхание , продолжительность выдоха.
Муз.дид. игра «Узнай на чём играю» - упражнять детей в различении звучания музыкальных инструментов.
Так же музыкальными сюжетно-ролевыми играми могут быть: Магазин «Детский мир», «Зоопарк» и т.д..
Музыкальные игры- фантазирования - это создание нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций, но на основе реальных знаний.
Например: «День Рождения Темноты» Цель этой игры познание детьми темноты как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней; развитие художественного воображения и фантазии. Основные задачи:
-
Создать атмосферу обострённой чувствительности, проникновенности;
-
Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса фантазийного общения и игры;
-
Помочь детям преодолеть страх перед темнотой;
-
Развивать способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными реальными сенсорными ощущениями (тактильными, слуховыми, зрительными) и фантастическими образами.
Под музыку К. Дебюсси «Лунный свет» дети входят в затемнённый зал, наблюдают за тенями, фантазируют, на что стали похожи стулья, шторы, что они чувствуют в темноте. Детям объясняют, что занятие будет проходить в темноте, потому что сегодня у Темноты день рождения.
Что бы позвать темноту в гости дети садятся в круг и поют песню «Зимний вечер» М. Ройтерштейна. В конце песни детей накрывают тонкой тканью – Темнота пришла в гости. Что бы выйти из под покрывала темноты дети должны с ней поиграть в игру «Таинственное рондо» - это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах.
На день рождения к темноте приходят гости: это тени, изображая которые ребята показывают импровизацию в теневом театре; забавные приведения, которые пытаются напугать детей, но только смешат их. Прилетает маленький светлячок. Дети поют ему песенку, ребятам предлагается сыграть на металлофоне «Свет светлячков» . Светлячок приносит детям фонарики, ребята их зажигают и прощаясь с Темнотой танцуют танец «Фонарики дружбы»
Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. В содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
Например, игра «День Рождения» проблема: У куклы Маши сегодня вечером будет день рождения. Девочка хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Дети должны помочь ей как развлечь гостей: Как это сделать? Что подарить? Чем угостить гостей? Сделать подарок в виде импровизированного концерта (чтение стихов, исполнение знакомых песен и танцев)
Один из приёмов на интегрированном музыкальном занятии -
Игры-эксперименты. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. В своей работе я использую пособия: Т. Тютюнниковой «Из чего родилась музыка?» «Неизведанное рядом», авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, где описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком. Учу детей пользоваться предметами-заменителями (например С помощью каких инструментов или предметов можно изобразить звуки дождя….или другого природного явления) Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.
Театрализованная деятельность является одним из основных направлений моей работы. Элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках. Провожу занятия по театрализованной деятельности с одарёнными детьми.
Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является проектная деятельность, которая рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активностии позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Одним из таких проектов является проект «Дары осени». Цель его: сформировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам посредством художественно-эстетической деятельности. В рамках проекта проводились тематические занятия по художественно-эстетическому развитию, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, детям предлагалось прослушать музыкальные композиции :А.Вивальди цикл времена года «Осень», П.Чайковский «Осенняя песня», С. Прокофьев «Фея осени из балета «Золушка»», прослушивали песни А.Н. Александровой «К нам гости пришли», Л.Олиферова «Осенинына Руси» В детском саду совместно с родителями была организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Итогом проекта явилось музыкально- тематическое занятие «Золотая ярмарка»
Занятие «Ярмарка»
Цель занятия: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
-
Продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;
-
Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения, закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, составление мини-композиции пляски);
-
Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений , способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать.
-
Развивать музыкальность через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных – в процессе музицирования
-
Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.
Если раньше воспитатель занимал пассивную роль в занятии, то теперь он является главным помощником в проведении занятия. Т. е. современные условия требуют тесной взаимосвязи воспитателя и музыкального руководителя. За день, два во время тихого сна мы с воспитателем обсуждаем ход занятия и его непосредственную роль. Как вы уже видели воспитатель может выступать в роли какого-то персонажа. В предварительной подготовке заучиваются стихи, правила игр, движения танцев. Так же проведение нетрадиционных занятий требует специально организованной предметной среды. Перед каждым занятием я подумываю, как будут организованы зоны для различных видов деятельности. Какие нужны атрибуты и костюмы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |