Дмитриева о. М



Pdf просмотр
Дата07.02.2017
Размер5.74 Mb.
Просмотров190
Скачиваний0
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
50
Учебные компетенции
на уроках окружающего мира
при работе с детьми,
имеющими расстройства
аутистического спектра
ДМИТРИЕВА О.М.
О
бразование играет важнейшую роль в обществе. Цели, задачи и методы обучения меняются, ориентируясь на современные требования. Если раньше в результате успешного обучения ученик овладевал знаниями, навыками и умениями по программе, то современный ученик должен быть личностью, обладающей образовательными компе- тенциями, необходимыми для полноценной жизни в обществе.
Считается, что White R.W. (1959) ввёл в обращение термин компетенция для описания особенностей индивидуальности, которые связаны с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией. Он определил компетентность как эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. D.M. Woodruff
(1991) предлагает разделить компетентность как аспекты работы, которую человек может выполнить, и компетенцию как поведенческую характеристику, способствующую компетентному выполнению. Для школьного образования это означает, в первую очередь, что ребёнок должен уметь применить свои знания, умения и навыки на практике. Компе- тентностный подход в образовании, в противоположность концепции усвоения знаний, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем эффективно решать задачи профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
51
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Как пишут Bowden и Morton: Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Смысл обучения в школе заключается в развитии у учеников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе социального и собственного опыта. Особенности детей с РАС проявляются в том, что часто навыки, освоенные в школе, не переносятся во внешнюю деятельность. Поэтому перед школой стоит задача научиться работать с такими детьми, корректировать особенности их поведения, развивать их возможности для получения полноценного образования. Чтобы ребё- нок мог хорошо ориентироваться враз- личных ситуациях, образовывать общие понятия и использовать свои навыки не только в школе или кабинете психолога, требуется чёткая координация работы семьи и школы. Давайте подробнее рассмотрим трудности, возникающие у таких детей на уроке. Мотивация к учебной деятельности у большинства аутистов может иметь специфическое направление один ребё- нок может быть зациклен на сведениях о природе, другой – на календарях, третий бесконечно путешествует по схеме линий метрополитена. При аутизме дети имеют проблемы поведения, социальной адаптации, коммуникации. Задача учителя помочь такому ребёнку услышать вопрос и понять его, включиться в урок. Грамотно построенное занятие содержит конкретные указания и помощь ученику. Например, если сохранному ребёнку достаточно назвать страницу учебника, которую он должен открыть, и номер
ОСОБЫЕ ДЕТИ –
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
52
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
рисунка, на который он должен посмотреть, то детям с РАС часто необходима помощь в нахождении страницы и рекомендация держать палец на рассматриваемом рисунке. На уроке должна быть задана программа действий на слух (учитель произносит вопрос, зрительно (на доске написано, с какими страницами работать, прикреплены иллюстрации) и тактильно (применяется большое количество раздаточного материала, поясняющего ребёнку суть задания. В урок должны быть включены различные виды деятельности. Мотивация может быть повышена за счёт включения в урок сюжета, демонстрации отрывков интересных фильмов и мультфильмов по теме урока.
Часто наличие знаний у ребёнка с РАС не предполагает их применения на практике. Приведём конкретный пример. Мыс учениками вырастили рассаду цветов и весной сажали их на школьной клумбе. Дети уже заканчивали третий класс и были прекрасно осведомлены о строении и особенностях жизнедеятельности растений. Тем не менее один из учащихся целенаправленно отрывал у цветов только головки и пытался их посадить в землю. Ещё двое укореняли рассаду корнями вверх. Очень характерным примером также являются постоянные попытки укусить муляжи овощей и фруктов на уроке, несмотря на неоднократное предупреждение детей о том, что все они сделаны из пластмассы. Детина уроке прекрасно отвечают цепи питания животных, а, придя в зоопарк, не знают, чем их угостить. Часто или совсем не поливают цветы в классе (потом искренне горюя, что они погибли) или, наоборот, поливают их несколько разв день, пока вода не станет переливаться через край.
Таким образом, при обучении детей с расстройствами аутистического спектра задача формирования компетенций стоит особенно остро. Занятия на уроках окружающего мира являются самыми сложными, так как требуют понимания целостной картины мира, часто недоступной таким детям.
Предлагаемые в данной работе задания, разработанные как обучающие компетенции, позволяют проверить знания детей, приблизить их к использованию в реальной жизни. Подобные задания помогают формировать практические навыки и у детей с особенностями разви- тия.
Методика представляет собой набор тестовых заданий на основе программы массовой школы по окружающему миру стремя вариантами ответов. Включает в себя четыре части для х классов соответственно. Ребёнку после прохождения соответствующей темы выдаётся карточка с заданием и предлагается представить, что он оказался в описываемой ситуации. Необходимо плюсом отметить правильный ответ.
1-й КЛАСС
1. Какой камень ты выберешь, чтобы высечь искру:
лёгкий белый коричневый с острыми краями

тяжёлый с розовыми и чёрными крапинками. Какой предмет ты возьмёшь, чтобы показать форму Земли своей младшей сестре:
тарелку
грушу
мяч
3. Откуда лучше наблюдать звёзды:
с крыши дома
с башни
с высокой горы
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
53
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
4. Когда ты будешь сажать цветы возле дома:
зимой
весной
осенью
5. Ты собираешь коллекцию насекомых и пересчитываешь:
крылышки
лапки
усики
6. Какую рыбу ты выпустишь в реку:
щуку
акулу
камбалу
7. Во дворе держали кур. Что ты найдёшь на земле:
чешую
перья
шерсть
8. Чем ты покормишь новорожденного котёнка:
мясом
овощами
молоком
9. Какой фломастер тебе ненужен, чтобы нарисовать радугу:
красный
фиолетовый
белый
10. Сейчас воскресенье, через сколько дней снова будут выходные:
через 7 дней
через 5 дней
через 3 11. Наступил новый учебный год. Какое сегодня число декабря января сентября. С какой части растения ты сорвёшь плоду огурца:
с корня
со стебля
с листа. На какой свет светофора ты будешь переходить улицу:
зелёный
жёлтый
красный
14. В какую сторону нужно посмотреть при переходе улицы без светофора:
налево, потом направо
прямо и налево
направо и назад. Какой переход более безопасный:
наземный переход «зебра»
подземный переход
надземный переход-мост
16. Знак Осторожно, дети сделан для:
пешеходов
водителей
школьников
17. Какой транспорт ты выберешь для быстрого путешествия:
самолёт
поезд
машину
18. Как ты узнаешь, есть ли в снежке грязь:
внимательно рассмотришь
попробуешь на вкус
растопишь в стакане. Ты весной выйдешь на полянку, где цветёт много ландышей. Что ты сдела- ешь:
сорвешь один цветок
нарвешь букет
сфотографируешь
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
54
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
20. На прогулке ты увидел гнездо птицы. Что ты сделаешь:
возьмешь его
возьмешь одно яйцо
тихо отойдешь
2-й КЛАСС
1. В энциклопедии ты будешь искать Землю как:
звезду
планету
спутник
2. У мамы на паспорте нарисован двуглавый орёл. Это герб:
города Москва
вашего района
страны Россия. Ты пишешь доклад о живой природе. Что ты выберешь:
Солнце, воздух и воду
лису, зайца и растения
ручей, луну и дерево. Младший брат попросил тебя объяснить, что такое изделия. Ты приведёшь в пример:
тела природы
то, что сделано руками человека
будешь показывать всё вокруг. Недавно летом был твой день рождения. Какие времена года должны пройти до следующего:
осень, зима, весна
зима, весна, лето
весна, зима, осень. Сейчас наступает зима. Что ты скоро увидишь:
грозу
цветение трав
метель
7. Весной ты будешь наблюдать:
цветение ландыша
отлёт перелётных птиц

сильные морозы и толстый слой льда. Летом ты увидишь:
листопад
окукливание бабочки
гололедицу
9. Осенью ты услышишь:
писк птенцов в гнёздах птиц
скрип снега на морозе
шум дождя. Ты держишь в руках термометр. Что им измеряют:
влажность воздуха
температуру
скорость ветра. По народным приметам будет дождь. Ты увидел как:
закрываются одуванчики
улетают птицы
шишки ели раскрываются. Осенью ты наблюдал отлёт птиц на зимовку:
голубей, ворон, воробьёв
ласточек, уток, грачей
дятла, совы, ястреба. Ночью ты вышел наблюдать звёзды и увидел созвездия:
Два Коня
Большую и Малую Медведицу
Мышь и Кошку. Ты нашёл на дороге гранит. В его состав входят:
песок, глина и кварц
малахит и кремень
слюда, кварц и полевой шпат
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
55
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
15. На улице летом тебе стало трудно дышать из-за:
выхлопных газов автомобилей

того, что растения перестали выделять кислород
нехватки углекислого газа. Вода в пруду вдруг изменила цвет и стала плохо пахнуть. Что ты сделаешь:
буду плавать как обычно
буду ловить рыбу для кота
позвоню в экологическую службу. Какие ты видел в парке жизненные формы растений:
землянику и ель
деревья, кусты и травы
мхи и лишайники. Какие группы животных ты видел в зоопарке:
насекомых, зверей, рептилий
слонов, львов, крокодилов
медведей, волков, фламинго. В ваш сад на даче прилетели божьи коровки. Что они едят:
листочки
нектар
тлю
20. Ты приехал к бабушке в деревню. Кого ты там увидел:
льва и волка
коров и кур
лошадь и оленя. Родители повели тебя в зоопарк. Каких животных из Красной книги ты там встретил:
зубра и стерха
кабана и черепаху
петуха и лису
ОСОБЫЕ ДЕТИ –
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
56
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
3-й КЛАСС
1. Ты делаешь доклад о царстве растений. Какие примеры ты используешь:
мхи, папаротники и злаки
ирис, берёза и кобылка

водоросли, головастики лактобак- терия
2. Тыс родителями путешествуешь подругой стране. Какие символы государства ты там можешь увидеть:
флаг, границы, бюджет
гимн, флаг, численность населения
гимн, флаг, герб. Летом ты видел, как кошка поймала мышь. Какие экологические связи ты можешь проследить:
между животными и растениями
между двумя животными
между человеком и природой. Ты приехал на экскурсию в заповедник. Что там можно делать:
потрогать животных
смотреть через ограждение
покормить животных. Ты случайно пролил воду, иона разлилась по полу. Это доказывает, что вода:
прозрачна
превращается в пар
жидкая
6. Ты захотел проверить качество творога и капнул на него капельку йода. Творог посинел. Это доказывает, что:
творог качественный

творог некачественный, содержит крахмал
творог жирный
ОСОБЫЕ ДЕТИ –
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
57
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
7. Зимой твоё окно с внутренней стороны запотело. Это доказывает, что в воздухе есть:
водяной пар
загрязнения
кислород
8. Весной лёд на подоконнике растаяли обнаружился чёрный осадок. Это:
остатки азота
нерастворившиеся вещества
растворившиеся вещества. Летом ты наблюдал кучевые облака. Откуда они взялись:
из подземных рек
они всегда летают вокруг земли

это вода испарилась с поверхности земли и океана. На поверхности воды и морском побережье ты видел тёмную плёнку и погибших животных. Откуда эти загрязнения:

танкер с нефтью напоролся на скалы
рыболовецкое судно затонуло
в море цветут водоросли. На даче ты помогаешь копать грядки и видишь почвенных животных:
трясогузку, дождевого червя
мышь, корни растений
личинок жуков, медведку. Ты пишешь доклад о веществах, получаемых растениями из почвы:
минеральных солях, сахарах
воде, минеральных солях
углекислоте, перегное. Младший брат спросил тебя о водорослях. Ты рассказал о:
хвоще
можжевельнике
ламинарии
15. Ты хочешь подуть на одуванчик. Значит, его семена могут распространяться:
по воде
только птицами
по воздуху. Ты пишешь доклад о различных группах животных. Основным признаком группы насекомые является:
полёт
6 ног
членистое тело. По телевизору ты видел, как волк догнали схватил оленя. Это значит, что волк животное:
растительноядное
всеядное
хищное
18. Ты увидел, как на огороде бабочка отложила яйца на капусту. Кто из них выйдет:
гусеницы
новые бабочки
куколки
19. В зоопарке ты увидел тигра. Это исчезающий вид, потому что:
на них охотятся волки
их уничтожают браконьеры
у них совсем не осталось пищи. В лесу ты нашёл грибы и рассмотрел, из чего состоит их тело:
шляпка и ножка
шляпка, ножка и корни
шляпка, ножка, грибница. У тебя заболел живот. Кишечник человека относится к:
пищеварительной системе
дыхательной системе
нервной системе
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
58
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
22. На обед ты съел суп из овощей и мясо с картофелем. Какие питательные вещества ты получил:
белки и жиры
белки, жиры и углеводы
только углеводы
4-й КЛАСС
1. Младший брат спросил, сколько планет в Солнечной системе. Ты ответил 2. Наступило утро. Солнце встало. Это произошло, потому что:
Земля вращается вокруг Луны
Земля вращается вокруг Солнца
Солнце вращается вокруг Земли. На ночном небе ты пытаешься найти Полярную звезду. В каком она созвездии:
Малая медведица
Большая медведица
Орион
4. Вы с семьёй едете отдыхать на Чёрное море. В какой океан из него можно попасть:
Тихий
Индийский
Атлантический
5. Ты пишешь доклад по древней истории. Куда ты обратишься за древними документами:
в магазин
в архив
на выставку. Летом ты почувствовал запах гари. Это загорелся лес из-за:
работы лесопилки
скопления вредных веществ
небрежного обращения с огнём
7. Летом шли обильные дожди, и на краю поля возле твоего дачного участка обра- зовался:
овраг
балка
карьер
8. Почему нельзя купаться в непроверенном месте Чего надо опасаться на дне реки:
хищников
холодных ключей
брошенного строительного мусора. Возле твоего дома можно найти горные породы:
золото
глину и песок
каменный уголь. Если у тебя дома газовая плита, то какое полезное ископаемое там сгорает:
углекислый газ
кислород
природный газ. На какой почве лучше выращивать дома цветы:
песчаной
чернозёмной
глинистой
12. Ты пишешь доклад о жителях леса. Каких животных ты выберешь:
сову, кабана, жука-дровосека
оленя, выдру, моржа
лося, сайгака, ласку. Ты пишешь доклад о жителях луга. Каких животных ты выберешь:
червя, тушканчика, сову
сома, медведя, бабочку
шмеля, трясогузку, мышь
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
59
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
14. Ты пишешь доклад о жителях водоё- ма. Каких животных ты выберешь:
утку, лисицу, щуку
жука-плавунца, бобра, утку
рака, карася, белку. Ты поехал на экскурсию в хлебопекарню. Там выпекали чёрный хлеб из:
ржаной муки
пшеничной муки
кукурузной муки. На даче ты посадишь овощи:
клубнику, лук, салат
малину, свеклу, картофель
картофель, лук, перец. Младшая сестра спросила тебя, что такое рогатый скот. Ты привёл в при- мер:
коров, овец, коз
коров и лошадей
свиней, коз, овец. Ты приехал на Тверскую площадь в Москве и увидел памятник основателю города:
Дмитрию Донскому
Юрию Долгорукому
Ивану Грозному. В художественном музее ты увидел картину столичного пира князя Владимира. В каком городе это происходило:
Москве
Владимире
Киеве
20. Ты пишешь доклад о татаро-монго- лах. Как называлось их государство:
Монголия
Золотая Орда
Казанское ханство
ОСОБЫЕ ДЕТИ –
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР
Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012
60
ДМИТРИЕВА О.М.
Учебные компетенции на уроках окружающего мира...
21. На станции Китай-город ты видел остатки крепостной стены из красного кирпича. Это:
Кремль
крепость Китай-город
Земляной город
В 2011-2012 учебном году школьники
ЦПМССДиП охотно выполняли приведенные задания, часто просили еще задать интересные вопросы, что говорит о высокой мотивации к данному виду работы на уроке.
В основном встречались ошибки на понимание текста задания, а также дети путались в общебиологических понятиях (группы животных, в последовательности времён года и т.д. Все ошибки проговаривались и разбирались на уроке.
Таким образом, можно рекомендовать использование подобных заданий в работе с детьми с особенностями развития, в том числе с расстройствами аутистиче- ского спектра. Эти задания позволяют учителю формировать у учащихся компетенции, включающие знания, умения, навыки и установки.
Данные разработки можно рекомендовать педагогам на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках дополнительного образования, а также для самоконтроля при занятиях детей с родителями.
Литература:
1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. – М, 2006.
2. Ахутина Т.В, Горина И.С., Манелис Н.Г., Пылаева Н.Н. Диагностика и коррекция пространственных нарушений у детей. – М, 2000.
3. Ахутина Т.В., Пылаева НМ. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М Академия, 2003.
4. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М Айрис-пресс, 2006.
5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1-4 кл. – М Просвещение, 2007.
6. Тихомирова Е.М.Тесты по предмету Окружающий мир к учебному комплекту А.А.Плешакова Мир вокруг нас 1-4 класс, экзамен. 2010.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал