Дипломная работа



Скачать 62.93 Kb.
Дата27.10.2016
Размер62.93 Kb.
Просмотров221
Скачиваний0
ТипДипломная работа
Министерство образования и науки Астраханской области

ГБОШИ АО "Школа Одаренных Детей им. А.П.Гужвина"

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Авторские права и их защита

Исполнитель:

учащаяся 11 А класса

Вильданова Анна


Научный руководитель:

Пананина Н.В.


г. Астрахань 2015 год

План

Введение……................................................................................................стр.3

I .Авторское право

1.1 Понятие «Авторское право»...................................................................стр.4

1.2 История развития авторского права.......................................................стр.5

а) Зарубежный опыт развития авторского права........................................стр.5

б) История развития отечественного авторского права………………… стр.6

II Авторское право в современной России

2.1 Источники современного Авторского права ……………………...…стр.11

2.2 Субъекты авторского права....................................................................стр.12

а)Виды субъектов авторского права

б) Правовой статус субъектов авторского права

2.3Объекты авторского права.......................................................................стр.13

а)Виды объектов авторского права

б) Правовой статус объектов авторского права

2.4 Способы регистрации авторского права................................................стр.14

III. Защита и охрана норм авторского права в РФ…………………….….стр.17

IV. Реализация норм авторского права в РФ...............................................стр.20

V. Проблемы, возникающие в правоприменении норм авторского права в РФ ………………..................................................................................................стр.21

VI. Пути и способы разрешения проблем, возникающих в правоприменительной практике авторского права в РФ............................стр.22

Заключение.....................................................................................................стр.23

Введение

Проблема защиты авторских прав приобрела особую актуальность в современном обществе в связи с развитием цифровых технологий и Интернета. Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, в том числе международного, в сфере авторского права, а также непрерывное совершенствование и усложнение технических и программных средств, направленных на предотвращение нарушений в этой области, пиратское использование интеллектуальной собственности стало массовым явлением, ущерб от которого в глобальном масштабе превышает многие миллиарды долларов. Крайне актуальной задача защиты авторских прав является для тех, чья работа связана со СМИ, как печатными, так и электронными, а также рекламной деятельностью.

Целью данной работы ставилось исследование становления и развития института авторского права в России, источников правового регулирования авторского права, системы и классификации авторских прав, способов защиты авторских прав в РФ, а также изучение проблем, связных с их реализацией, путей и способов их преодоления.

Данная цель поставила перед нами следующие задачи:

- Изучение методов охраны авторских прав;

--Выявление причин, сделавших необходимым появление авторских прав;

--проанализировать возможность предоставления режима авторско-правовой охраны произведениям-объектам авторского права;

--определить круг возможных субъектов авторского права;

--проанализировать международно-правовые документы, некоторые законодательные акты зарубежных стран для использования в разрешении коллизии в авторско-правовом регулировании.

При написании работы и отборе материала использовались дедуктивный, системный и сравнительно-исторический методы анализа.

Для создания данной работы использовались материалы публицистических и научных работ, нормативно-правовые акты, а также веб-ресурсы.

Материалы данной дипломной работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы на уроках права при изучении гражданского законодательства РФ


3

1.1 Понятие "Авторское право"

Авторское право – (в объективном смысле) институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т.д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Английский термин copyright (от копировать и право) не идентичен по смыслу выражению "авторское право", которое часто означает только права авторов, но не смежные права.

По действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Авторские права включают в себя:



  • исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом;

  • личные неимущественные права, к которым относятся:

- право авторства;

- право автора на имя;

- право на неприкосновенность произведения;

-право на обнародование произведения;

-иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие)1

4
1.2 История развития авторского права.



Зарубежный опыт развития авторского права

Объективные основания возникновения авторского права неразрывно связаны с творческой деятельностью человека. Первые привилегии, грамоты, патенты охраняли личную имущественную собственность. Такие документы появились в глубокой древности. Они защищали материальную собственность владельцев от посторонних посягательств. История не донесла до нас имен первых изобретателей и авторов книг, но известно, что родиной книги является Древний Египет. В Афинах издательское дело и книготорговля достигли высокого развития в древнегреческом полисе Афин. В Древней Греции возникло понятие изданной книги, издания (экдосис – эк – приставка, переводимая как «из», досис – «давать»). Лично автором или под его наблюдением писцами изготовлялся оригинал литературного произведения, затем с него переписывались заказные копии, поступавшие в продажу или дарившиеся автором. Литературные произведения переписывались всеми желающими без контроля автора, что вело к увеличению числа книг с искаженным, по сравнению с оригиналом, текстом. Никаких законов о правах авторов и издателей не было, но существовало понятие литературной собственности.

Только в XV-XVII вв. в Европе появляются законы, охранявшие права на результаты творчества. Изобретение книгопечатания в Европе стало фундаментом, на котором возникло законодательство об охране интеллектуальной собственности: совокупность правовых норм, регулирующих отношения издателей, авторов, изобретателей с другими лицами.

Одним из таких законодательных актов является «Статут королевы Анны», принятый в 1710 году в Англии. В силу закона за создателем рукописи закреплялось право авторства на 21 год. Авторы новых произведений получили право продавать свои произведения на 14-летний срок после регистрации в реестре гильдии. По истечении 14 лет автор мог передавать рукопись в аренду еще на 14 лет. Автор мог также разрешить лишь одно издание и в случае его успеха повысить цену аренды, обеспечивая часть прибыли, ранее целиком достававшуюся издателю. С принятием этого закона потеряла свое значение запись в реестре гильдии, прежде закреплявшее право на рукопись. Издатель теперь мог заключить с автором долгосрочный контракт на еще ненаписанные произведения.

В эти же годы появились первые феодальные законы Североамериканских Соединенных Штатов на охрану книг, карт, спектаклей и других форм творчества.

5
История развития отечественного авторского права

В древнерусском периоде судить о развитии авторского права довольно сложно. В Средние века появляются «предшественники» авторского права - так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 века считалось государственной монополией. Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось значительно раньше. И первый авторский закон в России появился в рамках законодательства о цензуре.

В дореволюционный период, утвержденный 22 апреля 1828 г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книг имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным". Но защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку "напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную". Первым в истории мирового права законодательный акт о защите авторов и издателей появился в Великобритании в 1710 г. Менялась ситуация и в России. В 1897 г. В 1830 год создан закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», который фактически приравнивал авторские права и права собственности, в нем были определены понятия контрафактности и предполагалась ответственность за неё. В 1845 году был принят закон относительно авторских прав композиторов. В 1846 году авторскими правами наделены художники и архитекторы. А в 1874 году было создано Общество русских писателей и драматургов, которое занималось защитой авторских прав, выплачивало авторские гонорары, в

6

том числе через созданную сеть агентов. В театральной сфере закреплялись



права на авторские гонорары, а также права исполнителей, нормативно

внедренные процентные отчисления от собраний за театральные постановки в пользу авторов. Государственный Совет Российской империи принял в 1897 году решение относительно разработки нового закона, который бы дал ответ на практические вопросы, которые накапливались в этой сфере, и обеспечил эффективную защиту прав авторов произведений и их пользователей, однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы его, наконец, приняли. 20 марта 1911 года были приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права. Этот закон был составлен по принципу, не утратившему свою актуальность и в наши дни - на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Но после революции 1917 г. этот закон был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29. 10. 17 г. "О государственном издательстве" (вводилось разрешение объявлять госмонополию, сроком не более пяти лет на сочинения, подлежащие изданию). Пройдя (начиная с военного коммунизма) период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав, соответствующее законодательство нашло свое место в начале 60-х годов в качестве самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик. Со времени вышеназванных исторических моментов, продолжаясь и теперь, открылся новый период в развитии законодательств в области авторских прав, который можно охарактеризовать, как постепенное приведение норм внутреннего права в соответствие с международными договоренностями и последними требованиями НТП, пытаясь сохранить хоть малейшее преимущество перед иностранным партнером настолько, насколько того разрешает его терпение. Итак, Россия, как правопреемник бывшего СССР, связана нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. (СССР присоединился к ней 27. 05. 73 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции).

Таким образом, термин "авторские права" является традиционным для российского законодательства. В дальнейшем этот термин использовался как в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., Гражданском кодексе РСФСР 1964 г., Основах

гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., так и в

7

Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".



Постановлением Правительства от 3. 11. 94 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9. 09. 86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18. 05. 64 г. В связи с этим претерпело изменения и российское авторское право, которое уже не представляет собой разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а является сложной и целостной системой. Центральное место здесь занимает Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9. 08. 93 г. (с изменениями от 19. 07. 95 г., касающимися прав иностранных физических и юридических лиц, которые стали признаваться на всей территории РФ в соответствии с международными договорами и конвенциями). Данный Закон характеризуется также преобладанием норм, рассчитанных на прямое применение. Что же касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства.

Особой чертой Закона можно назвать его рыночную направленность, заключающуюся в том, что имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Значит, к авторским отношениям применимы все те правила нового ГК РФ, что носят общий характер и более конкретный (например, ч. 1 ст. 150 о признании права авторства нематериальным благом; ч. 2 ст. 1060 об использовании произведений науки, литературы и искусства, удостоенных наград на публичном конкурсе). И, пожалуй, самые грозные и эффективные, на сегодняшний день, способы защиты интеллектуальной собственности, предложил вступивший в силу с 1. 01. 97 г. новый УК - угроза штрафа в 800 минимальных окладов, 240 часов принудительных работ, 5 лет лишения свободы - заставили отечественных пиратов, похищавших почти открыто результаты творчества по всему миру, если и не полностью свернуть свою деятельность, то, по крайней мере, уйти в глубокое подполье, опасаясь наказания, как со стороны закона, так и от более сильных конкурентов-легалов.

24 ноября 2006 года Государственной Думой была принята 4 часть современного Гражданского кодекса об авторском праве, которая была одобрена Советом Федерации 8 декабря 2006 года, а с 1 января 2008 года

8

вступила в силу и действует по сей день. Четвертая часть кодекса содержит статьи, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, ранее регулировавшихся отдельным Законом, а также другие вопросы интеллектуальной собственности, в частности, сроки действия различных исключительных прав на произведения, изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности. Регулирует права изготовителей баз данных, компьютерных программ, создателей селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, права владельцев товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, вопросы регистрации данных объектов интеллектуальной собственности. Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Начало этого процесса должно быть отнесено к 1990 г., когда работавшим в Союзном парламенте над новым законом о собственности юристам стало ясно, что без кардинального изменения гражданского законодательства (а значит, без нового Гражданского кодекса) в целом не может быть создана эффективная система правового регулирования подлинно рыночного экономического оборота. Первым шагом новой кодификации стало принятие в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие на территории России в 1992 г. Затем последовала часть первая ГК (1994 г.), посвященная лицам, праву собственности, общей части обязательственного права. Через год была принята часть вторая ГК (1995 г.), в которую вошли нормы о договорных и внедоговорных обязательствах. Спустя еще шесть лет была принята часть третья ГК (2001 г.), регулирующая наследственное право и международное частное право. Наконец, спустя пять лет была принята часть четвертая ГК , целиком посвященная отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Таким образом, за 15 лет была создана полномасштабная и полноценная кодификация гражданских норм, посвященных традиционному для отечественного правопорядка кругу отношений - от общих положений гражданского законодательства до международного частного права.



В.А. Дозорцевым был введен термин "интеллектуальные права" для обобщающего названия прав на указанные результаты и средства в ГК. Что касается собственно части четвертой ГК, то формально работа над проектом, получившим в декабре 2006 г. силу федерального закона, была начата в июне 2005 г., после того как распоряжением Администрации Президента РФ была образована рабочая группа, которой было поручено подготовить

9

проект, предусматривающий кодификацию законодательства об


интеллектуальной собственности. Столь малый для подобного законопроекта срок, однако, не должен вводить в заблуждение, поскольку разработка положений об интеллектуальной собственности для включения в новую кодификацию гражданского законодательства велась с небольшими перерывами постоянно с момента начала работы над такой кодификацией, т.е. с 1991 г. Теперь уже трудно подсчитать, сколько за эти 15 лет было подготовлено проектов и их вариантов. Однако можно вполне определенно говорить о четырех проектах. В состав рабочей группы вошли: В.Ф. Яковлев (руководитель), А.Л. Маковский (заместитель руководителя), Г.Е. Авилов, О.В. Городовиков, О.М. Козырь, Е.М. Моисеева, Е.А. Павлова, П.В. Степанов, Е.А. Суханов, Л.А. Трахтенгерц, О.Ю. Шилохвост (ответственный секретарь). Кроме того, в работе над проектом непосредственно участвовал В.О. Калятин.

10

2.1 Источники современного Авторского права

Источниками современного авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. Согласно Конституции РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, особенно 4 часть ГК РФ, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

В настоящее время помимо ГК авторско-правовые отношения регулируются вступившим в силу с 3 августа 1993 г. Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах", в редакции Закона от 19 июля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" (далее - ЗПЭВМ), рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г., Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе 21 мая 1974 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

11

2.2 Субъекты авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п. 3 ст. 1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ). В том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Так, например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель - студент, а не научный руководитель. Разумеется, он признается автором при условии, что его работа не скачана из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.

Согласно ст. 18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Например, на практике встречаются случаи, когда в возрасте трех - шести лет рисунки создают дети, страдающие аутизмом (от греч. "autos" - сам - психопатологическое состояние, при котором личность погружена в собственные внутренние переживания).

12

2.3 Объекты авторского права

1.Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.2


13

2.4 Способы регистрации авторского права

Как можно зарегистрировать авторское произведение:

1. Проконсультироваться со специалистом

2. Заключить договор на использование объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства и т.д.).

3. Зарегистрировать объект авторского права и смежных прав в Российском авторском обществе (РАО).

Примерный срок регистрации произведений составляет 10 рабочих дней.

Для регистрации и депонирования произведения (регистрации авторских прав) представляются следующие документы и сведения:

а) оригинал произведения (экземпляр автора), на титульном листе которого указываются фамилия, имя и отчество автора (авторов), вид произведения и его название, время создания (одна треть титульного лист снизу должна быть свободной). Титульный лист, каждая страница произведения должны быть собственноручно подписаны автором (авторами)

б) копия произведения (реквизиты на копии произведения проставляются аналогично титульному листу оригинала). Каждая страница копии произведения также должна быть подписана автором (авторами).

г) аннотация (в одном экземпляре) с подписью автора (авторов) - не более 0,5 страницы;

д) заявление установленного образца. При наличии нескольких авторов в заявлении обязательно указывается доля участия каждого в процентах.

При предоставлении документов через доверенное лицо необходимо дополнительно представить:

а) доверенность за подписью автора (авторов), которая должна быть заверена или по месту жительства автора, или по месту работы автора, или нотариально;

б) ксерокопии следующих страниц паспорта автора (авторов): - вторая страница - с номером или названием отдела милиции, выдавшего паспорт, датой выдачи и подписью владельца; - третья страница - с фамилией именем, отчеством автора; - страница с последним местом регистрации проживания.

Все ксерокопии страниц паспорта должны быть подписаны владельцем и нотариального удостоверения не требуется.

На сегодняшний день существует правовой механизм, призванный оповестить иных лиц, о принадлежащем исключительном праве на произведение. Правообладатель (автор) может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения

14

и состоит из следующих элементов: - латинской буквы "C" в окружности; - имени или наименования правообладателя; - года первого опубликования произведения. Буква "C" является начальной буквой английского слова "copyright" ("авторское право"). Однако использование знака охраны авторского права является правом, а не обязанностью автора или иного правообладателя. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско-правовой охраны.



Могут быть зарегистрированы и депонированы (с выдачей Свидетельства о депонировании и регистрации авторских прав) следующие произведения:

• рукописи рассказов, повестей, романов, стихов и т.д.

• рукописи сценариев драматургических произведений;

• рукописи киносценариев документальных и полнометражных художественных фильмов, рекламных роликов, клипов и т.д.; • литературные переводы;

• рукописи статей, брошюр;

• рукописи научных разработок;

• научные работы;

• авторское описание игр;

• авторское описание викторин;

• авторское описание лотерей;

• проекты литературные;

• проекты музыкальные;

• проекты архитектурные;

• проекты издательские;

• геологические и географические карты;

• программы, описания и сценарии фестивалей;

• программы, описания и сценарии проведения конкурсов;

• эскизы товарных знаков, логотипов, эмблем;

• сценарии телевизионных передач;

• сценарии циклов телевизионных (развлекательных, публицистических, спортивных, музыкальных, информационных и т.д.) передач;

• сценарии телеигр, телевикторин, телелотерей;

• сценарии шоу-программ;

• сценарии телефильмов, телесериалов;

• рукописи учебных пособий;

• рукописи различных методик и методических пособий по различным отраслям науки, в том числе обучения, преподавания; • авторские коллекции произведений;

• описания коллекций (картин, икон, монет, одежды и т.д.);

15

• каталоги, словари, энциклопедии и другие составные произведения;



• необнародованные музыкальные произведения;

• произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики, графические рассказы, комиксы и т.д.;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового хозяйства; • хореографические произведения и пантомимы;

• фотографические произведения;

• объекты декоративно-прикладного искусства;

• аудио- и видеопроизведения на различных носителях и другие произведения, относящиеся к категориям авторского права или смежных прав.

Кроме депонирования Вы можете подтвердить свое авторство фактическим обнародованием произведения под своим именем через средства массовой информации. Те свидетельства, которые при этом образуются (экземпляр журнала или газеты, авторский договор, и т.п.) могут быть использованы в суде. При самостоятельной публикации в Интернет для доказательства авторства могут быть использованы свидетельские показания или информация, полученная от владельца сервера, на котором опубликовано произведение.

При написании работы мы столкнулись с интересным фактом: в англоязычных странах популярным способом регистрации произведений является отправка автором произведения самому себе по почте («poor man's copyright»). При этом за дату наличия у автора экземпляра произведения принимается дата, указанная на почтовом штемпеле. О проверке метода в России ничего не известно; представляется, что принять такое доказательство, или нет, будет зависеть от усмотрения конкретного суда.

Сроки действия авторского права: по общему правилу, авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. По истечении вышеуказанного срока произведения переходят в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

16

III. Защита и охрана норм авторского права в РФ.



Методы (способы) защиты авторских прав:

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.

Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

Авторские права от нарушений могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя до недавнего времени на практике она почти не применялась. Принятые недавно Федеральным законом поправки в ст. 146 УК РФ предусматривают усиление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав.

Статья 146 УК РФ

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста

17
восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере - двести пятьдесят тысяч рублей.

Основные способы защиты авторских прав согласно ст.1252 ГК РФ

Безусловно, постоянная защита авторских прав является самым эффективным и главным инструментом борьбы с пиратством, плагиатом и другими нарушениями вашего авторства результатов интеллектуальной деятельности.

Многие скептически относятся к «судебной эффективности» защиты авторских прав. Это связано, прежде всего, с несколькими важными факторами:

1)малочисленная и еще не сложившаяся судебная практика защиты авторства,

2)малочисленность случаев привлечения к уголовной ответственности за нарушение авторских прав,

3)особенности работы и механизмов системы судебных приставов-исполнителей при защите авторства и т.д.

Но как не парадоксально чем меньше мы защищаем свои авторские права, тем дольше мы останемся в условиях «нецивилизованного» рынка интеллектуальной собственности. А халатность к нарушению ваших авторских прав приведет к привычке «нарушений» и безразличию к вашим авторским правам у пиратов.

Согласно положениям ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) способами защиты авторских прав являются предъявление требований:

1) о признании авторского права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает авторское право, нарушая тем самым интересы

18

правообладателя;



2) о пресечении действий, нарушающих авторские права или создающих угрозу их нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (без договорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное авторское право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 статьи 1252 ГК РФ к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного авторского права.

19
IV. Реализация норм авторского права в РФ.

В России автором является только физическое лицо, в результате творчества которого было создано произведение. Согласно законодательству РФ юридическое лицо не имеет авторских прав, за исключением одного, если результаты интеллектуальной деятельности были созданы за рубежом. Правообладателем интеллектуальной собственности является лицо, авторство которого указано на экземпляре произведения, если не будет доказано иное. Если автор публикуется под псевдонимом, то издатель представляет интересы автора и имеет право защищать авторские права. Это положение законно до того момента, пока автор не раскроет свое авторство. Можно ли признать авторство несовершеннолетних или недееспособных лиц?

Гражданская правоспособность не связана с возрастом и здоровьем лица. В 17-ой статье ГК РФ указано, что все граждане имеют гражданские права с момента рождения конкретного лица и прекращается в день его смерти. Поэтому авторские права на созданные произведения принадлежат лицам, не достигших совершеннолетия или недееспособных.

При реализации авторских прав законными представителями малолетних авторов (если автору не исполнилось 14-ти лет) являются родители или опекуны, которые имеют право заключать договоры от их имени. Несовершеннолетние авторы, которым уже исполнилось 14 лет, самостоятельно распоряжаются своими правами.

Вместе с тем несут имущественную ответственность по заключенным договорам, касающихся авторских правоотношений.

Лица, недееспособность которых ограничена судом, реализует свои авторские права через попечителя.

20

V. Проблемы, возникающие в правоприменении

авторского права

В современном мире некоторые люди не способны сами что-либо сочинять, создавать, им легче взять готовое у кого-то и выдать за своё. Вот несколько примеров:

1)Пиратство является правонарушением, которое подразумевает несанкционированное правообладателем использование материалов (программного обеспечения, музыкальных композиций, видеопродукции, книг, компьютерных игр), которые защищены авторским правом. Среди способов нарушения авторских прав преобладают копирование и распространение материалов, а также плагиат.

Мошенники часто распространяют копии фильмов и музыкальных композиций на дисках, копируя их из сети Интернет. Нередким случаем нарушения авторских прав является нелегальное распространение программного обеспечения, так называемых «кряков», специальных патчей, готовые серийные номера или их генераторы для определенного программного продукта. Кряки снимают с ПО ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования

2)Плагиат— умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства или достижения науки, технических решений или изобретений.

Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.

Плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства , так как неправомерное использование, опубликование, копирование и т. п. произведения, охраняемого авторским правом, само по себе является не плагиатом, а другим видом нарушения авторского права, часто называемым «пиратством». «Пиратство» становится плагиатом при неправомерном использовании результатов интеллектуального труда и присвоении публикующим лицом авторства.

21

VI. Пути и способы разрешения проблем, возникающих в правоприменительной практике авторского права в РФ.

Первый шаг уже сделан - в России практически создана законодательная база по охране авторских и смежных прав, в Гражданский кодекс ввели главу, посвященную непосредственно интеллектуальной собственности.

Вторым шагом, который должен помогать развитию охраны и защиты авторских прав, являются государственные меры, направленные на создание правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов и исполнителей, а с другой - активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав. При этом имеется в виду непременное совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за деятельностью таких обществ. Однако, исходя из практики, можно сделать вывод, что одними гражданскими санкциями нарушения в сфере авторского права искоренить нельзя. Необходимо усиление работы правоохранительных органов, МВД, а также Роспечати, Минкультуры, Минюста и МИДа.

Наконец, для охраны и защиты авторских прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также, усилить подготовку юристов в данной сфере, ведь от специалиста по интеллектуальной собственности требуются знания не только национального законодательства, но и международного. Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это совершенствование охраны авторских прав с акцентом не только на нужды и потребности авторов, но и на тесное мировое сотрудничество государств.

В заключение вышеизложенного можно сделать вывод, что если охрана авторских прав считается целесообразной для успешного развития страны (а это подтверждается современной историей развития законодательства в Российской Федерации), то чем в большей степени будут охраняться авторские права, тем выше будет отдача общества для укрепления и развития культурного, научного, технического и других потенциалов страны. Без всех этих мер современная Россия не может считать себя правовым государством.

22

Заключение

Авторское право, из всех институтов гражданского права, является наиболее интернациональным, включая в себя принципы и нормы, общие законодательствам многих стран. Нормы авторского права имеют ряд специальных и своеобразных черт, отличающих их от основной массы гражданско-правовых норм, так как они охраняют не только имущественные интересы личности, но также ее личные права и интересы — нравственные и духовные. Вместе с тем, этим институтом затрагиваются общественные интересы - интересы науки, культуры и просвещения. Поэтому авторские правоотношения далеко выходят за пределы гражданскоправовых отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции авторского права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства

В настоящей работе исследованы лишь некоторые проблемы гражданско-правовой защиты авторских прав.

При совершенствовании механизма правового регулирования необходимо ориентироваться на нужды и потребности авторов, развития интеллектуального потенциала общества.

Авторское право должно стать полновесной частью гражданского права и обеспечить оптимальный режим функционирования, охраны и защиты прав авторов.

Представляется, что коренные изменения в научно-теоретическом, законодательном и практическом аспектах будут связаны с новейшими информационными технологиями (цифровая технология и другие информационные технологии, применение которых расширяется).

Дальнейшие перспективы работы в этом направлении - это приведение механизма гражданско-правовой защиты в оптимальный режим, совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских прав, с учетом интеграции и тесного сотрудничества с мировым сообществом.

23
Список использованной литературы:


1)Моргунова, Елена Алексеевна. Основы авторского права / Е. А. Моргунова, О. А. Рузакова. - Москва, 2008.

2)Хохлов, Вадим Аркадьевич. Авторское право: законодательство, теория, практика./ В.А. Хохлов. - Москва, 2008.

3)Свечникова, Ирина Васильевна. Авторское право: учебное пособие / И. В. Свечникова. - Москва, 2010.

4)Веинке В. Авторское право. Регламентация, основы, будущее. Пер. с датск. / Под ред. Б.Д. Панкина. М.: Юрид. лит., 1979. - 232 с.

5)Липцик Д.А. Авторское право и смежные права. М.: ЮНЕСКО, 2002. 788 с.

6)Близнец И.А. Авторское право и смежные права в условиях новых технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. №8. С. 25-36.

7)Савельева И., Гусев О. Становление и развитие авторского права в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. № 4. С. 62-66.
Ресурсы интернета:
1)http://lawtoday.ru/razdel/biblo/avtor/011.php

2)http://kapravo.ru/авторские-права-и-их-защита

3)http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2011/VSF_NEW201203301231/VSF_NEW201203301231_p_004.htm
Список используемых нормативно-правовых актов:
1)ГК РФ 4 часть

2)Кодекс РФ об административных правонарушениях

3) Уголовный кодекс РФ

4)Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"

5)Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г., пересмотренная в Париже 24.07.71 г.// СП Правительства СССР, 1973 № 24 ст. 139


Приложение.

Казусы в авторском праве

а)Британская рок-группа The Verve записала один из своих хитов Bitter Sweet Symphony, использовав интерпретацию Эндрю Олдхема (первого менеджера Роллинг Стоунз) музыки The Rolling Stones из песни «The Last Time». The Verve некоторое время скрывали это, однако впоследствии вынуждены были перечислять 100 % гонораров, полученных за исполнение хита, на счёт Rolling Stones.

б)Пол Маккартни, утративший в молодости права на свои песни в составе «Битлз», вынужден был платить правообладателю Майклу Джексону за то, что исполняет на концертах собственные песни.

в)США по обвинению в нарушении авторских прав изымали доменные имена неамериканских сайтов, и пытались экстрадировать их владельцев (не американцев) из других стран (Ким Дотком — Новая Зеландия, Ричард О'Двайер (англ.) — Великобритания). Блогер отметил, что если при этом нарушения или их тяжесть рассматриваются только с точки зрения законов США, то публикация копии защищаемого в США произведения или ссылки на неё гражданином страны, в которой оно перешло в общественное достояние, на своём местном сайте с доменом .net, может привести к его экстрадиции в США




Правовые акты, охраняющие авторское право в РФ:
Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.12]

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 настоящего Кодекса, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.


Глава 70.Авторское право(гражданский кодекс, часть 4)
Статья 1255. Авторские права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации

1. Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.



2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.




1 ст.1255 ГК РФ

2 статья 1259 ГК РФ



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал