Digitalphot o моби льное фото



Скачать 47.89 Kb.

Дата16.02.2017
Размер47.89 Kb.
Просмотров100
Скачиваний0

086 моби лография а лексе я никишин а моби льное фото
digitalphoto
2012
2012
digitalphot o
моби льное фото моби лография а лексе я никишин а 087
НаивНая фотография
Важно понимать, что в са-
мом словосочетании «наи-
вная фотография»
нет ничего уничижительного. Оно просто обозначает тех фотографов, для которых еще не потеряно ощущение новизны. Наивное искусство изначально характеризовалось тем, что его авторам ненужно было никому ничего доказывать. Они не старались понравиться окружающим, чему-то соответствовать и как-то особенно выглядеть. Также и наивный фотограф снимает не для того, чтобы продать фотографию задорого. А просто потому, что ему хочется. Изначальный импульс здесь похож на импульс ребенка, который рисует, не стремясь кому-то понравиться — просто ему хочется рисовать. И этот рисунок кому-нибудь потом подарить. Когда ребенок дарит тебе свой шедевр, вычерченный крупными штрихами цветных карандашей, его не особо интересует твоя реакция, твой анализ или рефлексия поэтому поводу. Ему просто хочется сделать хорошо.
Если рассматривать фотографию, сделанную посредством камеры телефона, под углом наивности, она находится примерно в той же плоскости. Это иррациональная фотография. Это аффект, который возникает просто запечатлеваем ее в аффекте образа. Такой, какой она нас восхитила. В этом смысле мобилография даже полезнее для людей с обширной фотографической практикой, чем для начинающих. Она снимает шоры авторитета, отметает высказывания, сделанные до тебя, стимулирует личное видение. Говоря о наивном искусстве, используют термин «впервыебытие». Он означает, что художник пишет так (а в нашем случае — так фотографирует, будто видит этот мир впервые. Это видение очень похоже на видение ребенка, для которого все в первый раз. И каждой незначительной детали он придает огромный смысли значение. Смотрит на стул и поражается тому, что у него круглая спинка смотрит на листья, и удивляется тому, что они зеленые.
Мне кажется, в современной фото-
графии в целом утеряна эта нить
в сем ы знаем про наивное искусство Его нельзя назвать творчеством дилетантов, но это совершенно точно искусство людей, которые не умеют рисовать. В предыдущих текстах мы говорили, что мобильная фотография хороша прежде всего своей неусложненностью. Снимать посредством мобильного телефона может любой, у кого он есть — для этого ненужно обладать каким-то специальным знанием. И тут мне кажется уместным провести параллели и обратиться копыту наивного искусства».
фото
:
алексей никишин беседовали серебренников не потому, что вокруг куча давящих условий. Если ты осуществляешь рекламную съемку, то являешься частью отлаженного процесса и представляешь себе, как выглядит канон рекламной съемки. Знаешь, что надо светить пятью (черт бы их побрал) источниками, иначе это никто не купит. Ты находишься в определенных обстоятельствах, и вся твоя работа лежит в координатах как надои как не надо. Но когда ты нажимаешь кнопку на телефоне, это происходит в очень короткий момент времени. И чаще всего ты просто не успеваешь подумать о догме и каноне этого вида деятельности.
Конечно, важным моментом яв-
ляется само отсутствие категории
мобильной фотографии в перечне серьезных жанров. Слава всем богам, весомых и всем известных высказываний в мобилографии пока простонет. Поэтому человеку с мобильным телефоном ив голову не придет ориентироваться на работу какого-то мастера или применять к своему положению чью-то чужую оптику восприятия. Он просто снимает так, как ему нравится. И этот фильтр мобилографии работает почти мистическим образом даже когда ты снимаешь человека, даже не думаешь считать эту фотографию портретом.
Мобилография — искусство вне- симулятивных пространств. Снимая на телефон, мы не стараемся показать мебель лучше, чем она есть мы Алексей Никишин — мастер современной черно-белой арт- фотографии, преподаватель курса Современная фотография в МГУ им. МВ. Ломоносова, член Международного союза художников (IFA UNESCO), Творческого союза художников России и Союза фотохудожни- ков России. Автор фотопроекта В роли себя — цикла выставок психологических портретов известных российских деятелей культуры и искусства. За 2011–2012 год состоялось
12 персональных выставок фотографа в России и за рубе- жом.
www.alexeynikishin.ru
алексей никишин
наивности и восхищения. Мы привыкли удивляться только шоковым сюжетами ню-фотографиям с красивыми девушками. Да и то потому, что в мире современной визуальной перцепции тоже будто есть некая таблица, в которой расписано, что более прекрасно, а что — менее. Но сама непосредственность взгляда, то, за что первое визуальное впечатление и принято ценить — этого сегодня у большинства даже начинающих фотографов, кажется, нет. Начистоту взгляда можно себя протестировать при помощи путешествия попадая в какое-то новое место, легко ощутить, есть ли у тебя этот важный чувствительный орган и не засорен ли он.
Не очень приятным следствием
этого непременного условия
свежего и непосредственного впечатления является отсутствие в поле мобильной фотографии рефлексии. Фотографические проекты можно условно разделить на два типа (наравне с десятком других классификаций. Во-первых, это съемка, рождающаяся из самого процесса — зависящая в своей самой важной части от модели, момента, настроения и похожих переменных. Во-вторых, это съемка, рождающаяся из рефлексии, которая перед проведением тщательно продумывается сточки зрения идеи, смысла, локации, модели, света и всего остального. Так вот, этот второй тип в мобилографиче- ском изводе не существует. И не потому, что снимать так камерой мобильного телефона технически нельзя. Можно. Просто это бессмысленно.
Любая рефлексия и отбор, если вы занимаетесь именно «мобило- графическим проектом, должны быть внешними. Ценность наивного искусства (как и ценность мобило- графии, в этом они схожи) состоит в том, что творение жестко отделено от искусствоведческой рефлексии. Соответственно, художник не может принимать участие сразу в обеих составляющих. Либо у него аффект ион творит, либо у него большая библиотека, он занимается куратор- ской деятельностью и называется не художником, а кем-то еще.
Еще одна важная черта общности
мобильной фотографии и наивно-
го искусства:
наивный живописец никогда не стремится сделать так, чтобы было художественно икра- сиво. Это очень важная штука — отсутствие принятых в сообществе эстетических критериев. Причем важная именно в такой формулировке. Не неприятие, а отсутствие. Я часто на лекциях вспоминаю фразу
НаиВНоЕ исКусстВо — НапраВлЕНиЕ В изобразитЕльНоМ
тВорчЕстВЕ, ВКлючающЕЕ КаК саМодЕятЕльНоЕ исКусстВо,
таК и тВорчЕстВо художНиКоВ-саМоучЕК. НаиВНоЕ
исКусстВо отличаЕтся от приМитиВизМа — подражаНия
профЕссиоНалоВ НЕпрофЕссиоНальНоМу стилю рисоВаНия.

088 моби лография а лексе я никишин а моби льное фото
digitalphoto
2012
2012
digitalphot o
моби льное фото моби лография а лексе я никишин а 089
Шагала о том, что любой студент может красиво нарисовать гипсовую голову, ноне у каждого есть нить, соединяющая руку и сердце. Когда у творца в голове нет системных ограничений, он может выразить все важное в гораздо большем количестве формулировок. Это действительно так.
Самое удивительное, что хорошие наивные художники — чаще всего либо дети, либо старики. И если у первых непосредственность высказывания легко объяснима недостатком зашоренности, то у вторых она чаще всего проистекает именно из плотности жизненного опыта. Совсем недавно я прочитал интересное интервью с восьмидесятилетней старушкой, за последние три года нарисовавшей два десятка потрясающих картинок, признанных вершинами наивного искусства. Отвечая на один из вопросов журналиста, она сказала что-то вроде Столько хороших картин есть в мире. Столько их висит на стенах в музеях. Ноя смотрю на них и вижу, что они неправильные. Что я бы их все нарисовала по- другому. И я уверен, в ней говорит не тщеславие. Ведь эта художница признает красоту картин, она просто не соотносит изображенный на них мир стем миром, который видит она сама.
остается один сложный момент,
представляющий собой опас-
ность,
о которой нужно помнить. Незнание принятых в обществе эстетических критериев и отсутствие умения работать сними делает фотографию сложной для восприятия зрителя. А поскольку фотография без зрителя — это совершенно особенная степень болезни величия автора, работа все же должна быть читаемой. Ведь существует огромное количество летних девочек, которым нравится то, что они снимают. И они не понимают, что делают что-то не так, не понимают, что у них не получается высказаться, выразить и донести до зрителя ту самую сокровенную эмоцию. При этом они все делают искренне и честно. И здесь перед нами встает дилемма своеобразного шизофренического расстройства мобилографа. Потому что наивность в творчестве должна быть подкреплена знанием канонов. Если развивать эту метафору, насмотренность — что-то сродни словарному запасу. Стой разницей, что развивать ее можно, просто гуляя по Эрмитажу или Лувру. Если вспомнить старушку, о которой мы говорили ранее, легко заметить, что между ее признанием мировых эстетических стандартов и глубоко частным способом видения нет противоречия. Важность опыта наивного искусства для мобилографа — в том, чтобы понимать стандарты красоты, но при этом видеть мир своими глазами, а не глазами установленного кем-то стандарта.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал