Дыга Павел Владимирович, магистрант факультета Прикладной политологии ниу вшэ политические символы 0



Скачать 68.92 Kb.
Дата13.02.2017
Размер68.92 Kb.
Просмотров64
Скачиваний0

Дыга Павел Владимирович, магистрант факультета

Прикладной политологии НИУ ВШЭ

Политические символы 2.0

Politicalsymbols 2.0

Аннотация

В статье приводится попытка определить ключевые особенности конституирования символов как особого вида контента в сети Интернет.



Ключевые слова: политический символ, символический капитал, Интернет

Abstract

The paper presents an attempt to identify the key features of symbols constitution as a special kind of content on the Internet.



Keywords: political symbol, symbolic capital, Internet

Согласно докладу ИНСОР1, процесс раскрепощения российского общества в исторической перспективе необратим, что исключает «построение» народа на решение модернизационных задач политическим зажимом и дисциплинарными техниками. В постиндустриальный период, в условиях, когда общественная жизнь на всех ее уровнях становится в высокой степени рефлексивной, и как следствие, значительно более гетерогенной и индивидуализированной, возросла проблема выстраивания новых, нетривиальных форм коммуникации между Властью и Обществом. Естественно, в данных условиях возрастает актуальность вопроса легитимации политической власти, как феномена, требующего качественно других механизмов в рамках современного контекста.

Это, не в последнюю очередь связано с распространением новых видов коммуникационных технологий, в частности расширением охвата сети Интернет и ресурсов этой сети, позволяющее существенно минимизировать издержки передачи и трансляции информации.

Несмотря на то, что охват сети Интернет постоянно увеличивается и Россия по данному показателю в абсолютных цифрах занимает первое место в Европе. Доля аудитории, которая пользуется Интернетом хотя бы раз в месяц - более 64 млн.2 В процентах же месячный охват аудитории составляет, согласно опросу ФОМ 55%, что составляет шестой результат среди европейских стран.3При этом, согласно опросам того же агентства, до сих пор жители России чаще всего узнают информацию через телевидение – 89 %4. Вторую ступень делят печатная пресса (газеты, журналы) и новостные сайты в Интернете – по 26 %. Поэтому говорить о влиянии Интернета, как специфической площадки коммуникации, на российскую аудиторию, приходится с некоторыми оговорками.

Однако, такая площадка как Интернет, является действительно динамично развивающейся и на данный момент и, в отличие от телевидения, ни разу не теряла свою аудиторию. Более того, Интернет проявляет себя и как высокоэффективный инструмент политических коммуникаций. Это стало отчетливо ясно в тот момент, когда Пиратская Партия Германии набрала почти 9% и 15 мандатов соответственно на выборах в Палату депутатов Берлина в 2011 г. и впервые вошла в земельный парламент в Западной Германии. Пример данной партии отличителен тем, что коммуникации с текущим и потенциальным электоратом выстраивались исключительно через Интернет. Данный пример, как и многие другие, обозначают с одной стороны кризис для предшествующих форматов коммуникации с аудиторией и тех, кто ими пользуется, а с другой стороны, значительное количество возможностей для тех, кто активно осваивает новые форматы.

В рамках коммуникации как таковой и политической коммуникации в частности, значимую ступень занимает вопрос формирования символов, как идеальных конструктов (форм), конституирующих общественное поведение через обозначение легитимных правил деления того или иного поля. В случае определения ключевых понятий в рамках данного исследования, мы пользуемся теорией символической власти П. Бурдье5. Таким образом, мысля в логике П. Бурдье, стоит отметить, что символ как особый вид контента, не только формируется агентами, но также формирует их самих, через конституирование структуры их полей.

Конечно, такие теоретики, как П. Бурдье, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, П. Бергер, Т. Лукман и другие хоть и внесли значительный вклад в понимании политической власти, как коммуникации, однако, не отмечали и, очевидно, не могли предвидеть настолько растущую значимость развития информационных технологий, Интернета, новых медиа и т.п. Тогда как Интернет привносит ряд особенностей в процесс коммуникации и взаимодействия с аудиторией. Целью данной статьи является определение особенностей конституирования символических форм как особого вида контента в сети Интернет. Либо, говоря в логике П. Бурдье, объяснить особенности трансформации процесса накопления символического капитала в сети Интернет. Методологией исследования выбрана теория символической власти Бурдье и метод case-study.

Интернет, продолжая логику социального пространства Бурдье, является одним из подпространств, виртуальным социальным полем, в рамках которого можно наблюдать постоянную борьбу за обладание легитимными ресурсами, а также за возможность их определения.

Одним из ключевых моментов трансформации коммуникации, в том числе и политической, в рамках сети Интернет, является низкая планка коммуникационных издержек. Издержки, как финансовые, так и временные, при коммуникации в Интернете минимальны. Ввиду этого передача информации происходит мгновенно. Это, безусловно, отражается и на процессе конституирования символов. Так, если в эпоху средневековья в бою предводитель после долгих боев погибал на поле боя, его могли поднять на щитах, и он становился символом этой борьбы. В современности этот процесс видоизменяется, ускоряется, стираются границы. Так 26-летняя Неда Солтани, которая была убита в Тегеране, всего за 48 часов стала символом наиболее массовых акций протеста в Иране со времени Исламской революции 1979 года6.

Следующим, выделенным нами, моментом является упрощение механизма вовлеченности реципиента коммуникации. В рамках теории деятельности7 символ, а точнее дополнительный смысл, которым наделяются материальный либо идеальный объект, формируется посредством деятельности самого реципиента. В современных условиях интернет-коммуникации, деятельность по созданию смыслов получила значительные возможности для развития. Примером служат уже многочисленные случаи вовлечения людей в создание подходящего им продукта посредством механизма краудсорсинга. Так избирателям Барака Обамы в рамках прошедших в США выборов предлагалось самим нарисовать логотип предвыборной кампании, который по итогам интернет-голосования помещался на различную агитационную продукцию. Также с 2000 г. избирателей активно вовлекают к осуществлению деятельности по поддержке своего кандидата через технологию краудфандинга.

Следующим моментом является горизонтальность общественных взаимодействий в пространстве сети Интернет, ориентированность на диалогичность. Повышается значимость контекста "эквивалентности кредитования" - "семантической горизонтали доверия", в отличие от "покорной сдачу позиций" (П. Бурдьё) - "семантической вертикали доверия".Ресурс «доверия» или символический капитал приобретает большую значимость при наличии возможностей для согласованного взаимодействия граждан и политических институтов8.Таким образом, одним из показателей символического капитала в рамках интернет-пространства вполне может быть количество фолловеров в Twitter, либо иной социальной сети. Так, на ресурсе LiveJournal ведется подсчет социального капитала блоггеров, который становясь известным, разумеется, конвертируется в капитал символический. Однако важно понимать, что символический капитал каждого конкретного актора является таковым в первую очередь для тех, кто «добровольно присоединился к полю, тем самым, присоединив к себе и те символы данного поля, дав согласие на осуществление над собой монополии символической власти»9.

Список используемой литературы


  1. Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с., Леонтьев АНДеятельностьСознаниеЛичность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

  3. Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // ПОЛИС (Политические исследования). 2001. № 2. - С. 113-131.

  4. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013. Код доступа:

  5. http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853

  6. Россия XXI века: образ желаемого завтра. – М.: Экон-Информ, 2010. – 66 с.

  7. Телевизор мне природу заменил… Какие передачи любят смотреть россияне? И зачем вообще нужно телевидение? Режим доступа: http://fom.ru/posts/10823




  1. Убитая иранская девушка стала символом протестов. Код доступа: http://gazeta.ua/ru/articles/life/_ubitaya-iranskaya-devushka-stala-simvolom-protestov-foto/297577



1Россия XXI века: образ желаемого завтра. – М.: Экон-Информ, 2010. – С 23.

2 Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013. Режим доступа:

http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853



3Там же.

4Телевизор мне природу заменил… Какие передачи любят смотреть россияне? И зачем вообще нужно телевидение? Режим доступа: http://fom.ru/posts/10823

5Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

6Убитая иранская девушка стала символом протестов. Код доступа: http://gazeta.ua/ru/articles/life/_ubitaya-iranskaya-devushka-stala-simvolom-protestov-foto/297577

7Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с., Леонтьев АНДеятельностьСознаниеЛичность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

8Завершинский К.Ф. Легитимность: генезис, становление и развитие концепта // ПОЛИС (Политические исследования). 2001. № 2. С. 117.

9Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. С. 158.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал