«Детский сад общеразвивающего вида №56»



Скачать 98.99 Kb.
Дата14.02.2017
Размер98.99 Kb.
Просмотров210
Скачиваний0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 56»

Компьютерная зависимость
и способы ее преодоления.


komputeri-102.gif

Выполнила
воспитатель:
Нопина Н.В.


Майкоп 2016г.

Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются дети дошкольного возраста. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.

Остановить приход компьютерной эпохи невозможно, уменьшить опасности, подстерегающие ребенка перед экраном монитора, необходимо! Поэтому очень важно создать оптимальные условия для того, чтобы просмотр телевизора или видеоигры не увеличивали накопившееся за день утомление, а способствовали отдыху детей.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека.

Если ребенок в этот непростой период своей жизни сталкивается с эмоционально дискомфортной средой (конфликты в семье, неприятие его сверстниками, неумение выстроить отношения с окружающими и т.д.), он попытается изменить ее доступными ему способами. Один из таких способов – смена реального мира на виртуальный.

Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Постоянная стимуляция этого центра у лабораторных животных приводит к тому, что они забывают обо всем на свете. Отказываясь от потребления пищи в угоду удовольствиям, лабораторные животные погибают от истощения. Компьютерная болезнь-недуг, который формируется постепенно. Основные типы компьютерной зависимости: зависимость от интернета (сетеголизм), зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).

Когда ребенок у монитора, его реальная жизнь замирает. Задействованы только глаза и пальцы. Никаких лишних движений. Никуда ходить не надо, весь мир на кончике пальца: кино, библиотека, концерт, музей, дальние страны, флора и фауна, города и люди.

Хорошо, если ребенок приобщился к Интернет-блогам в более или менее сознательном возрасте, то есть у него были реальный бассейн, поход, лыжня и футбол и его тело успело привыкнуть к двигательной активность. А если сразу в виртуал? Суррогатная жизнь ,а привыкание вызывает: другой уже не надо. Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у подростков:
1) травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощью какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;
2) навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;
3) лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение;
4) непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Причины компьютерной зависимости


  • Отсутствие навыков самоконтроля (ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», делает, не думая, не может наметить перспективу).

  • Ребенок не приучен трудиться.

  • Отсутствие самостоятельности.

  • Невежество взрослых.

  • Нежелание родителей полноценно выполнять свои родительские обязанности (отсутствие контроля со стороны родителей).

  • Бурная переписка (более 20 сообщений в день, время летит незаметно).

  • Низкая самооценка ребенка, зависимый от мнения окружающих, легко теряющий уверенность в себе, замкнутый, малообщительный.

  • Развод родителей, дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

  • Сильный рефлекс подражания.


Характер и зависимость

Фактор формирования зависимости - свойства характера:



  • повышенная обидчивость,

  • ранимость,

  • тревожность,

  • склонность к депрессии,

  • низкая самооценка,

  • плохая стрессоустойчивость,

  • неспособность разрешать конфликты,

  • уход от проблем.



Издержки воспитания и зависимость


  • авторитарный стиль;

  • материнская доминантность;

  • эмоциональный дефицит;

  • педагогическая запущенность;

  • отсутствие нравственных аспектов в воспитании;

  • бездуховная атмосфера в семье;

  • разобщенность членов семьи;

телевизионная семья
Стадии развития компьютерной зависимости

1-я: Увлеченность на стадии освоения

  • свойственна ребенку в первый месяц после компьютера;

  • овладение новой забавой;

  • освоение интересного предмета;

  • застревание за компьютером не превышает одного месяца; потом интерес идет на убыль;

  • вскоре происходит нормализация временного режима;

  • возникают периодические паузы;

вызванные чем-то интересным.

Если выхода из данной стадии

не происходит, то возможен

переход во вторую ступень.



2-я: Состояние возможной зависимости

  • сильная погруженность в игру;

  • пребывание за компьютером более 3-х часов в день;

  • снижение учебной мотивации;

  • падение успеваемости;

  • повышенный эмоциональный тонус во время игры;

  • агрессивное реагирование на любые

препятствия, мешающие игре;

  • любимая тема общения –

компьютерные игры;

  • сужение круга общения;

  • нарушение сна и питания.


3-я: Выраженная зависимость - социальная дезадаптация:

  • ребенок не контролирует себя;

  • эмоционально неустойчив;

  • нервничает на прерывание игры;

  • насильственное вмешательство в игру - может уйти из дома;

  • неряшлив в одежде, безразличный ко всему, что не касается его увлечения;

  • повышенная тревожность и возбудимость;

  • рассеянность внимания;

  • угасание интереса к общению;

  • замена друзей компьютером – полная;

  • время за компьютером - 16-18ч в сутки).


4-я: Клиническая зависимость

  • в поведении, реакциях - серьезные отклонения от нормы;

  • неадекватная эмоциональность – заторможенность или импульсивность;

  • отсутствует эмоциональный и поведенческий самоконтроль;

  • слышание голосов, команд;

  • взгляд отсутствует, потухший,

пустой;

  • потеря аппетита и интереса к жизни;

  • неспособность жить обычной

жизнью;

  • необратимые изменения в мозге;

  • необходимость

в изоляции и лечении.
Симптомы компьютерной зависимости

Психические признаки 

  • синдром абстиненции (ломка);

  • стремление заполучить объект зависимости;

  • снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости;

  • утрата перспектив;

  • постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

  • пристрастие к играм, программированию или другим видам деятельности;

  • непреодолимая тяга поиска информации в сети;

  • потеря интереса к социальной стороне жизни, внешнему виду;

  • чувство радости во время пребывания за компьютером,

к которому примешивается чувство вины;

  • высокая раздражительность, агрессивность, когда

ограничивают во времени пребывания

за компьютером;



  • ребенок не откликается на просьбы.

Симптомы физические



  • офтальмологические нарушения - сухость глаз, дисплейный синдром, снижение остроты зрения;

  • нарушения опорно - двигательного аппарата: проблемы с осанкой, искривление позвоночника;

  • пищеварительная система –

нарушение режима питания.
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в большей мере отражают его подавленные потребности.



  • Стратегические – ребенку не хватает структурированности. В потенциале у него имеются лидерские качества. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование («стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

  • Спортивные – подавлена деятельность. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключать внимание ребенка на реальные спортивные забавы.

  • «Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия .Агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида. Такому ребенку нужно больше двигаться, ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером


  • Личность ребенка не развивается, создается иллюзия общения.

  • Формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

  • Инфантильный стиль отношения к проблемам.

  • Сколиоз, шейный остеохондроз.



Профилактика развития компьютерной зависимости у детей.


  • Регламентация времени за компьютером.

  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.

  • Следует изменить стереотипное поведение.

  • Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего ребенка.

  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.

  • Демонстрируйте пример.

  • Операция «спасение» - действуйте тактично.


Рекомендации родителям


  • Формировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру.

  • Сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

  • Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера.

  • Искать интересные для ребенка сферы творческой реализации.

  • Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза по 45 мин.

Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.



Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, домашние дела, и часто нам просто некогда играть с ребенком в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке природный инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости, особенно следует обратить внимание на общий уровень развития ребенка. Чем выше этот уровень, тем меньше вероятность попадания в киберзависимость.



Тест на интернет-зависимость (С.А.Кулаков, 2004 г)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

7. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

8. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

9. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

10. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания за компьютером?

11. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

12. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им за компьютером?

13. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение за компьютером ?

14. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит за играми ?

15. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время за играми ?

16. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится без компьютера, а по возвращении за него и все это исчезает ?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.

При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.



Предупредить формирование компьютерной зависимости намного проще, чем преодолеть ее. Поэтому профилактическая работа имеет большое значение для решения этой глобальной проблемы.

Задумайтесь:

как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал