«деревянная игрушка коми пермяцкого народа»



Дата27.10.2016
Размер4.77 Mb.
Просмотров362
Скачиваний0
Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации г. Кудымкара»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Кудымкара




«ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

КОМИ - ПЕРМЯЦКОГО НАРОДА».

Мехоношин Матвей,

МОБУ «СОШ №1»,

ученик 4 «б» класса.

Мехоношина

Татьяна Геннадьевна,

высшая категория,

МОБУ «СОШ №1»,

учитель

начальных классов.



Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения игрушки……………………………………5
1.1.Что такое игрушка?................................................................................5
1.2.Игрушки Пармы – лесного края…………………………………….7
Глава 2. Деревянная игрушка в современном мире…………………………11
2.1. Правила изготовления современной деревянной игрушки………11
2.2.Интервью с жителями Коми - Пермяцкого округа……………….12
2.3. Практическая часть………………………….………………………13
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………..16

Введение.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Очень много говорят и пишут о том, что наше поколение детей (в большем случае) отдаёт предпочтение компьютерным играм, что приводит к отдалению детей от реальной жизни. Проведя опрос среди своих одноклассников, я пришёл к выводу, что девочки играют в основном в куклы типа "Барби" и "Кенн", а мальчики предпочитают компьютерные игры. Мне захотелось узнать: какие игрушки существовали раньше и в какие куклы играли мои ровесники?

Прошлое, настоящее и будущее тесно связаны друг с другом. История даст нам возможность познать нас самих. Это не просто информация о прошлом, а интереснейший процесс познания себя и своих предков. Это побудило к работе над этим исследованием.

Актуальность.

Тему "Игрушки Коми пермяцкого округа" считаю актуальной, т. к. изучению истории родного края, возрождению народных традиций, ремёсел сегодня уделяется огромное внимание. Народная игрушка в своём первородном виде - это и обрядовая скульптура, и инструмент магии, и явление народного искусства, слитые воедино. Поэтому изучение прошлого моего народа неразрывно связано с историей возникновения и развития народной игрушки.

В настоящее время проблема в том, что мы много не знаем о прошлом своего народа, редко кто может сказать, какими были детские игрушки раньше, 100-200 лет назад. Мне захотелось узнать, чем играли дети, когда не было пластмассовых игрушек, кто их делал, можно ли их сделать сейчас.

Цель проекта - изучить традиции и быт коми-пермяцкого народа на основе изучения особенностей народной игрушки, научиться самому изготовлять деревянные игрушки.

Задачи проекта:

1. Познакомиться с культовыми, обрядовыми игрушками и народными обрядами, связанными с ними.

2. Изучить способы изготовления некоторых видов игрушек, научиться способам их изготовления

3. Сбор информации среди жителей нашего округа.



Гипотеза: зная, что в настоящее время можно сделать деревянные игрушки из природных материалов, характерных для нашей местности, я смогу вызвать интерес к творчеству нашего народа к его традициям и обычаям.

Объект исследования – история деревянной коми-пермяцкой игрушки.

Предмет исследования - коми-пермяцкая деревянная игрушка.

Методы исследования:

1.изучение научно-популярной литературы (анализ справочной литературы, информации из Интернета)

2.интервью со старожилами округа

3.практическое занятие



Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках технологии и изобразительного искусства, литературного чтения, окружающего мира, проведении классных часов и внеклассных мероприятий. В ходе исследований я научился анализировать большой объём информации, находить полезную информацию, делать выводы.
Глава 1. История возникновения игрушки.

    1. «Что такое игрушка?».

Когда только начинали проявляться первые ступени человеческого развития, все жители нашей планеты делали и давали своим детям именно то, что казалось забавным им самим – это фигурки и изображения различных существ, птиц и животных, которых они видели вокруг себя. Так появились в мире первые игрушки.

Игрушка - извечная спутница человечества. Возраст самой древней в мире игрушки, найденной на Ближнем Востоке, насчитывает около трех тысяч лет. Но это простая случайность. Игрушке столько же лет, сколько человечеству. А деревянные игрушки самые древние из всех ныне существующих.

Ещё в древнем Египте дети играли в деревянные куклы, в Древней Греции и Риме главными детскими игрушками были деревянные погремушки, куклы, лошадки с колесницами.

Что же такое – игрушка? «Игрушка - это вещь, созданная для игры. » [1.10] Игрушка — предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект. [1.11]



Игра - тоже многогранное понятие. Она означает: занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение. [1.5] Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

На Руси в древности игрушки имели серьезное значение. Первые игрушки служили предметами религиозного культа, имели магическое предназначение. Наши предки были тёмными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коники - бога солнца, птицы - богов воздуха. А мужских фигурок почему-то вообще не было. С приходом христианства старые боги достались детям. Идолы стали куклами, солнечные кони – детскими лошадками.

В старину по всей Руси почти все игрушки для детей были деревянными, этого материала было много, игрушки из него не бились, вырезать их мог практически каждый взрослый мужчина и играть ими было безопасно. Наши предки отлично знали, что дерево на человека, и в особенности на ребенка действует благотворно – успокаивает, утешает, снимает напряжение.

В давние времена к игрушкам относились очень бережно и уважительно. Их хранили в специальных корзинах или сундуках. Игрушки никогда не выкидывались. Народ считал, что игрушки могут помочь выздороветь, увеличить урожай или даже принести неудачу. Самой ценной считали ту игрушку, которую ребёнок сделает самостоятельно. А приход в дом новой игрушки связывался с приходом счастья и благополучия. К каждому празднику детей старались порадовать новой игрушкой, ибо существовала примета – дети охотно и много играют с игрушками – быть тому дому благополучным.

Игрушек у детей было немного. Малое количество игрушек побуждало детскую фантазию, желание изготовить их своими руками. А ещё наши предки привыкли обходиться малым числом вещей.

Итак, детские игрушки были не очень разнообразны, в них вкладывали магический смысл, к ним относились очень бережно, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни. Ребёнок уже в 10-12 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками и изготавливали их чаще всего из того, что было под рукой.




    1. «Игрушки Пармы - лесного края».

Парма - «лесной край» называем свою землю мы - коми-пермяки, поскольку 80% территории округа покрыто лесами. Леса-основное богатство округа. Лес всегда служил источником строительных, подручных материалов, и стал главным материалом быта и искусства коми-пермяков.

С деревом была связана вся жизнь коми-пермяка. Почти весь мир коми-пермяцкого крестьянина был сотворен из дерева: жилище и постройки, мебель и утварь, орудия труда. И первые игрушки древние коми-пермяки вырезали из дерева. Даже не вырезали, а вырубали топором из чурки или куска доски.

Игрушки были сделаны очень просто. Самые простые представляли собой сучки дерева, лишь немного подправленные с помощью ножа.

Как и сегодня, одной из первых игрушек ребёнка была погремушка (гольган, сяркан.) (Приложение №13). Их вешали над зыбкой и гремели они над колыбельками малышей не для забавы. Они, по мнению наших предков, своими звуками отпугивали злых духов. Погремушки были чаще всего круглой формы, как солнце (ведь нечисть боится солнечного света), или крестообразной. Их мастерили в виде небольшого шарика из бересты, полого внутри, и укрепляли на деревянной ножке, а внутрь клали горох или мелкие камешки. ( Приложение №1.) Эти игрушки успокаивали ребенка при плаче, служили забавой для совсем маленьких детей.

Сегодня никто больше не верит в магическую силу погремушек, но они продолжают делать своё важное дело – развлекать малышей, развивать их пальчики, знакомить с миром, полным удивительных звуков.

По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему ходить, удерживать равновесие, осваивать пространство.

Для этой цели служили разные напольные каталки. Чаще всего каталки вырезались в виде коня (чибонь, човонь). (Приложение 2.)

Конь – считался знаком солнца, и наши предки верили, что солнце ездит на коне и принимает его облик. Конь – был символом самой земли, пахаря, плодородия. Могучий конь — был первым помощником мужика в его нелегком труде и средством передвижения.

Деревянная фигурка коня была и игрушкой и оберегом-символом солнца, хранящим от бед и помогающим в делах. (Приложение 3.) «Игрушки в виде коня вырезались обычно из берёзы или кедра и отделывались крупным теслом и даже топором» [1.7]

В каждом доме для мальчика обязательно делали деревянного коня. Чаще всего это был конь на колесах. «Весьма распространены были детские игрушки в виде коней на колёсиках «чибу», «чибу-чань» [1.3.] Такой конь покорно следовал воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы. Так с помощью игрушки ребёнок делал свои первые шаги и первые открытия.

Кроме каталок существовали коники - кони-колоды на которых дети ездили верхом. Форма их подчинена вытянутому бруску дерева, из которого они сделаны. Фигурки эти были грузные, массивные. (Приложение 4.)

Некоторые игрушки-кони имели вид обычной палки, ее отогнутый верхний конец был оформлен в виде головы коня, во рту которого - отверстие для поводьев.

Иногда играли проще: садились верхом на палки и изображали, что едут на лошадях, крича: «Пошел! Иди!»

Такие игрушки нигде не продавались. Их делали для себя и соседских детей из отходов дерева, строя дома. Поэтому подобные игрушки, хотя и были распространены, теперь в музейных коллекциях представляют большую редкость.

С младенчества окружала ребёнка в старину и ещё одна игрушка кукла. "Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал". (Народная мудрость)

Женская фигурка всегда связана с образом матери, женщины - продолжательницы рода.

Это было божество, которое приносит урожай.

Кукла, или по коми-пермяцкий « акань», — неотъемлемый образ нашего народа. Во все времена кукла использовалась по-разному: это и игрушка, и оберег, и даже участница обряда. "Человек-кукла из дерева наиболее излюбленная игрушка у детей" [1.2]. Для изготовления кукол использовали кусок сухой древесины сосны, ели, березы, ольхи, осины.



Существовали определенные правила, которые соблюдались при изготовлении куклы:

Во-первых, человек делал куклу сам из лоскутков собственной старой одежды. Считалось, что за годы ткань впитывает энергию владельца, и сделанный из неё оберег сохраняет его силу.

Во-вторых, при изготовлении кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Ткань не резали, а рвали. Лоскутки не сшивали, а связывали нитками. По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная».

В-третьих, у куклы не было лица, чтобы в неё не вселилась злая сила.

В-четвёртых, заниматься кукольным мастерством лучше всего молча, не отвлекаясь, вкладывая в куклу свою энергию. Ведь истинная магическая сила заключается, в первую очередь, в самом человеке, а кукла – лишь инструмент для воплощения его желаний.

Сильно распространенными в давние времена были куклы «столбушки» «пеленашки». Такое интересное название они получили оттого, что этой игрушкой являлся обыкновенный березовый столбик, наряженный в платьице (на него накручивали лоскутки ткани или платок). Ног и рук у этих кукол не было, белая кора становилась личиком куклы. Они напоминали младенца, завернутого в пеленку. Кукла перевязывалась ленточкой крест-накрест нечётное количество раз. Служила она оберегом. (Приложение 5.)

В дальнейшем появились куклы-панки — объемные, схематично выполненные из целого куска дерева человеческие фигурки, напоминающие круглый или ограненный столбик, балясину. Деревянный чурак подходящего размера обрубали топором, придавая ему приблизительные очертания будущей игрушки. Затем обрабатывали фигурку ножом. Голове придавали шаровидную или конусовидную форму, округленную на затылке и плоскую в лицевой части. Голова плавно переходила в конусообразное или кубовидное туловище. Перемычка, сделанная примерно посередине тулова, означала талию. Руки едва намечали рельефом. Схематично вырезали черты лица. (Приложение 6.)

В своём исследовании я познакомился с обрядовой куклой. Обрядовой куклой можно было играть детям, а игровую куклу нельзя было использовать для обрядов. Существовал в Коми – Пермяцком округе обычай на Троицкие праздники на ветки празднично украшенной берёзы вывешивать ещё и маленьких куколок, которые готовили из берёзовых веток или рядом с берёзой помещали куклу из веток в девичьей одежде [1.14] В старину на свадьбах кукла, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отсюда стало традицией украшать машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Куклы из дерева маленьких размеров - обереги, вывешивали над колыбелями младенцев, чтоб куклы малышей оберегали, когда родители уходили на работу. Верили, что куклы охраняют детский сон. И до сих пор, по древнему обычаю, детей укладывают спать с любимой куклой. (Приложение 7.)

Для того, чтобы ребенку было проще освоить мир взрослых, изобретались игрушки, копирующие предметы взрослого мира. Это:

- миниатюрные копии различных орудий труда (топорики, коромысла, прялки)

- игрушечное оружие: мечи, ножи, кинжалы, луки и стрелы, рогатки; со временем оружие становилось сложнее, появились пистолеты, ружья, винтовки, автоматы.

Так же для детей изготовляли лодочки, плотики, деревянную посуду. (Приложение 8.)

Следующий вид деревянных игрушек - это фигурки различных животных и птиц.

Деревянный ГОЛУБЬ – был олицетворением доброты и красоты.

Деревянный ЖАВОРОНОК - символ жары и ясного неба.

Деревянный ПЕТУХ – уничтожал нечистую силу.

Деревянная КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

Деревянная УТОЧКА – была символом чистоты.

Деревянный МЕДВЕДЬ - символ мужской силы и доброты. Медведя называли дедом, хозяином, владыкой леса. ( Приложение 9.)

Встречались деревянные игрушки в виде фантастических животных.

Во все времена существовали игрушки, предназначенные для развлечения, детских игр, забав и командных состязаний.

К таким относились блошки, фурчалки, волчки, малечина-калечина, вертушки, разных размеров мячи, ходули, санки, ледянки и пр. (Приложение 10.)

На каждое время года приходились свои особые забавы с игрушками. По весне, строили запруды, ставили деревянные мельницы, мастерили птиц. Летом на природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребенка: мячи, луки, качели, ходули. Копируя жилище, мастерили что-то в виде дома. В зимнее время любимым развлечением детворы было катание с горок. Для этой забавы мастерили деревянные санки (дадь, кока дадь), ледянки, лыжи. На новый год вырезали из дерева игрушки на ёлку.

Постепенно в семьях стали появляться привозные игрушки. Чаще всего это были подвижные деревянные игрушки: кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами. (Приложение 11.)

Но самодельная деревянная игрушка продолжала жить, развиваясь и усложняясь, в ногу со временем и появилась техническая игрушка. Из дерева начали мастерить: трактора, машины, самокаты, самолёты, тележки, тарапуни, тарантайки. (Приложение 12.)

Итак, в ходе работы я выяснил, какие игрушки существовали в старину в нашем крае. Чаще всего они были изготовлены из дерева. Игрушки были просты и неприхотливы, они отражали быт, традиции, верования народа. Игрушки готовили детей к повседневной жизни, приобщали к труду. Деревянная игрушка всегда шагала в ногу со временем, развиваясь и изменяясь.

Глава 2. Деревянная игрушка в современном мире.

2.1. Правила изготовления современных деревянных игрушек.

Я задумался, какой же должна быть хорошая современная игрушка?



  • изготовлена из экологически чистых материалов,

  • не пугать и быть безопасной,

  • учить любить природу и почитать свою семью

  • готовить к взрослой жизни,

  • знакомить с культурой своего народа.

Деревянные игрушки современности являются 100% экологическими:

1.Сбор материала для игрушек, не причиняет никакого вреда окружающей среде, не происходит массовой вырубки лесов.

2.Древесина для изготовления игрушек берётся из специальных мест, где деревья вырубаются в запланированном порядке.

3.На плантациях, на месте вырубленных деревьев, высаживают новые.

4. Отжившие своё игрушки быстро сгнивают, после того как их выкинут в мусор. При этом, не загрязняя окружающую среду.

5. Не только игрушки являются экологически чистыми, но и лакокрасочные материалы, применяемые для её украшения. Игрушки красят только безопасной краской на водной основе, детали же игрушек соединяются между собой нетоксичными клеями.

6. Упаковка, в которой продаются игрушки, делается из переработанной бумаги, которая потом разукрашивается.

2.2.Интервью с жителями Коми-Пермяцкого округа.

Для своей исследовательской работы я опросил жителей Коми-Пермяцкого округа, обращаясь к ним с вопросом: « Какие игрушки были у вас в детстве?». Вот какие ответы я получил.

Вилесова Елизавета Федотовна, 1930 г.р., деревня Казарино, Кудымкарский район. «Дедушка из бересты погремушки плел, и клал туда горох или камешки. А некоторые палочку к погремушке закрепляли».

Мехоношина Антонида Павловна, 1946 г.р., село Верх-Юсьва, Кудымкарский р-н. « В детстве отец мне делал маленькие коромысла и мы учились на них носить в ведерках воду. А ещё делали ледянки, большую чурку распиливали вдоль пополам, обмазывали днище с наружной стороны коровяком (навозом), замораживали и затем сверху ещё заливали водой для образования ледяной корки. Такие ледянки ехали очень хорошо!»

Денисов Иван Петрович, 1947 г.р., село Пешнигорт, Кудымкарский р-н. «Мастерили плотики примерно 1 метр на пол метра, из них собиралась на реке Иньва целая флотилия и устраивали сражения, шли на таран друг друга, снарядами были куски земли (дёрн). На Новый год для украшения ёлки вырезали из дерева звёздочки , луну , цыплят, на макушку вырезал большую звезду, игрушки раскрашивали красками. После Нового года ёлку выносили во двор вместе с игрушками, и на ветру игрушки крутились, это завораживало ».

Шаньшерова Николай Андреевич, 1965.г.р., Кочёвский район. «В детстве из цельного куска дерева вырезали автоматы, пистолеты, мечи. Из веток мастерили рогатки. Из прутиков ивы мастерили луки и стелы, а наконечники для стел делали из консервных банок»

Подьянов Геннадий Георгиевич, 1947 г.р., село Верх-Юсьва, Кудымкарский р-н. «Мастерили ветряк. Брали плоские дощечки сухого дерева, складывали их крестом и прибивали гвоздиком к концу длинной палочки. С ним гулял, и ветряк от ветра крутился. Еще делали волчки. Закрутишь пальцами волчок, и он быстро-быстро так завертится».

Баяндин Николай Алексеевич, 1929 г.р. житель г. Кудымкара. «Весной на ручьях ставили водяные колёса. Ещё делали весной кораблики, объязательно с мачтой и флажком. Домики строили из досок, называли «станнэз» или «клетка», и играли там в семью. Дед мне, помню, сделал тележку, я у девочек куклы на ней возил. А ещё я в детстве был влюблён в авиацию, и поэтому мастерил из дерева самолётики, размером где-то полметра, с пропеллером»

Ососов Василий Антипьевич , 1935 г.р. село Белоево, Кудымкарский район. «Свистушки нам, детишкам делали из веточек ивы. Когда весной деревья в соку, отрезаешь тоненькую палочку и изрезаешъ ее наискосок, чтобы дырочка была, где дуть будешь. Потом по ней ножом постучишь, подрежешь кругом и кору потихоньку снимаешь со ствола. А на стволе лунку вдоль прорезаешь и дырочку делаешь. И кору обратно на этот ствол наставляешь»

Кудымова Нина Васильвна, 1953 г.р. деревня Мелюхино, Юсьвинский район. «Помню, привез мне дядя на день рождения игрушку в виде медведей которые махали топорами. Все мне завидовали и хотели поиграть ».



2.3. Практическая часть

Чтобы узнать, что мои сверстники знают об истории коми-пермяцкой деревянной игрушки, провели анкетирование в 3 «б» классе. В анкете приняли участие 24 человека. Вот какие результаты у меня получились. (Приложение 14.)

На вопрос: «Какие коми-пермяцкие игрушки вы знаете? », большинство детей ответили «лошадка»- 20 человек и «кукла»-21 человек.

На вопрос: «Из какого материала их изготовляют?», большинство ответили «дерево»-21 человек и «ткань»-11 человек.

На вопрос: «Умеешь ли ты сам делать игрушки?» , 18 человек ответили отрицательно.

На вопрос: «Хотел ли бы ты научиться их изготавливать?», 23 человека ответили положительно.



Вывод:

После проведения опроса в классе, я выяснили, что многие мало знают об истории старинных игрушек. Но ребята хотят узнать историю происхождения деревянной игрушки и попробовать её изготовлять самостоятельно. Наследие наших предков не должно утратить своего значения.

Я тоже решил попробовать смастерить деревянную игрушку – коня.

Мастер-класс: (Приложение 15.)

Основной материал для изготовления коня — древесина (берёза).

Технология изготовления игрушки.

Для изготовления деревянной игрушки применял следующие основные операции: разметка, пиление, сверление, шлифование.

Время изготовления.

Изготовление игрушки не требует больших затрат времени. Примерно это займет 3 —4ч.

Оценка изделия:


  • выполнена из экологически чистого материала

  • игрушка изготовлена собственными силами

  • приятна на ощупь и удобна в процессе игры

  • намного дешевле, чем в магазине

  • улучшает интерьер комнаты

  • все технологические операции доступны.


Заключение.

Изучая материалы книг по истории, словарей, я открыл для себя удивительный мир игрушки.

В ходе работы я выяснил, какие игрушки существовали в старину.

С результатами исследования я познакомил учащихся, родных и близких.

Моя работа была написана с просветительской целью. Мне хочется, чтобы интерес к старинной игрушке возродился в нашем крае.

При подготовке выступления мне необходимо было найти старинные игрушки. Их поиск и изготовление позволили нам выяснить, что, к счастью, не все предметы для забав ушли из нашего обихода. Некоторые игрушки обрели новую жизнь в наше время, немного изменившись внешне.

В своей работе я ставил цель — выполнить традиционную деревянную игрушку, аналогичную той, которой играли наши предки 100 и более лет назад. Считаю, что цель исследовательской работы достигнута.

В ходе исследования я понял, что в настоящее время можно сделать традиционные игрушки из природных материалов и вызвать интерес к традициям и творчеству нашего народа.

Деревянная игрушка интересна современным детям. И нужно помочь ей возродиться. Игрушка становится произведением искусства. Игрушки любят и дети, и взрослые. Дети с ними играют, взрослые их коллекционируют. Да, без игрушек жить нельзя!

Все новое – это хорошо забытое старое!

Многообразен мир современной игрушки. Здесь и фантастические машины, сложные игрушки с применением электросхем, управляемые на расстоянии разные модели, прекрасные куклы, компьютерные игры - без этого нельзя представить современный мир игры и игрушки. Однако, ребенку всегда нужны и традиционные: деревянный конь и медведь, пирамидка и матрешка, и тем более, погремушка. Деревянные машины и грузовики, деревянные игрушки, которые можно запускать, становятся прекрасными подарками, а малыши, начинающие ходить, обожают деревянные игрушки-каталки. Можно найти деревянные тихие игры, такие, как шахматы, шашки и даже крестики-нолики, и спортивные игры, например, кольцеброс.

1. Интервьюреры :

Баяндин Николай Алексеевич, 1929 г.р., житель г. Кудымкара.

Вилесова Елизавета Федотовна, 1930 г.р., деревня Казарино, Кудымкарский район.

Денисов Иван Петрович, 1947 г.р., село Пешнигорт, Кудымкарский район.

Кудымова Нина Васильвна , 1953 г.р., деревня Мелюхино, Юсьвинский район

Мехоношина Антонида Павловна, 1946 г.р., село Верх-Юсьва, Кудымкарский район.

Ососов Василий Антипьевич , 1935 г.р.,село Белоево, Кудымкарский район.

Подьянов Геннадий Георгиевич, 1947 г.р., село Верх-Юсьва, Кудымкарский район.

Шаньшерова Николай Андреевич , 1965.г.р., Кочёвский район.
2. Литература:

1.1. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Автор: Издательство: Наука. 1980.

1.2. Грибова Л.С. Образ человека в деревянной пластике коми-пермяков. Сборник статей «Наш край» №4. 1970 .

1.3.Грибова Л.С. Пермский звериный стиль . 1975 .

1.4. Голева, Т. Г. Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков. — СПб. Издательство «Маматов», 2011.

1.5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М., 1981. - 4 т.

1.6. Жаков К. 3. По Иньве и Косе. В кн.: Камасинский Я. Около Камы: этнографические очерки и рассказы. М., б/и, 1905. 89-110.

1.7. Климов В.В. Корни бытия: этнографические заметки о коми-пермяках; на коми-перм. и русск. яз. – Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 2007.

1.8. Королёва Н. С. Резьба по дереву коми и коми-пермяков. Сборник трудов «Народное декоративное искусство». Традиции и поиск» №9 1979.

1.9. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. – М.: Белый город, 2007.

1.10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 2006.

1.11. Петровский А.В. Психология развития: Словарь / Под общ. ред. - 2005

1.12.Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4., 1858 .Фролова, Н. А.Издательство: Кордис : 2003.

1.13. Черных А.В. Народы Пермского края 2007 .

1.14. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель М. Юрина. - М.: ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999.

Приложения.


Приложение 1.

Погремушка.




c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\gqgoxfkkdpe.jpg


Приложение 2.

Напольные каталки в виде коней.


e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\dscn5250.jpg


e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\wooden-horse.jpg


8.jpg12.jpg
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\c0pobpujfx0.jpg

Приложение 3.

Игрушка - конь.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\pic07202007.jpg


c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\ytjcvbiedsu.jpg


Приложение 4.

Коники, кони-колоды.

e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\67311295_1291209938_06.jpge:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\egipt1.jpg


e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\1293702131_kon-katalka-koloda.jpg 15.jpg
16.jpg

Приложение 5.

Куклы-столбушки.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\72761_tribune_slavyanin.jpg

Приложение 6.

Куклы-панки.

. e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\1340716451_5.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\32046.jpg


c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\olp9ula7j6m.jpg


Приложение 7.

Куклы-обереги.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\d34aa5.jpg
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\gizlzaus5t4.jpg

Приложение 8.

Игрушечное оружие.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\1100002__________4e3d60a433c68.jpge:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\img_0219.jpge:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\aa0300.jpg 24.jpg

e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\pv5j6ezoytm.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\3324495011f52d93a277e4b1b91797d9.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\arme_bois_01.jpg



27.jpg

Приложение 9.

Фигурки различных животных и птиц.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\i.jpege:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\2photo_1plane_front_view1.jpeg
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\ps4r8xmitmo.jpg

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\дерев. игруш\75uejpce6ee.jpg

Приложение 10.

Игрушки, предназначенные для развлечения, детских игр, забав и командных состязаний.
Блошки. Фурчалки.

e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\bloshki.jpge:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\4276.jpg

Волчок. Малечина-калечина.




e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\0b31f543d111e0d7a67932eaf1f3189d.jpeg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\11.jpg
Ходули. Вертушка.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\b_2000006048_0.jpg 39ж.jpg

Деревянные санки.


e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\8cf5939335-materialy-dlya-tvorchestva-sanki-derevyannye-dekorativnye-n0367.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\536e79c8-f941-11df-a27c-0080484b9e23.jpeg


e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\1374993099950759758.jpg

51.jpg
Приложение 11.

Подвижные деревянные игрушки.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\85447637_bogorbear.gif
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\ку.jpeg

Приложение 12.

Техническая деревянная игрушка.
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\самокат.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\d244955430-kukly-igrushki-derevyannaya-mashinka-traktor-n3277.jpg
e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\2882163529-kukly-igrushki-telezhka-n2966.jpg e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\2013197b.jpg

e:\documents and settings\администратор\рабочий стол\презент\16129_0.jpg 89.jpg


85.jpg 88.jpg
87.jpg

Приложение 13.

Акань - кукла

Бекорпань - посуда

Гольган – погремушка

Дадь - санки

Дзуль - шар

Кока дадь - скамейчатые санки

Лямпаэз - лыжи

Ньов да ньовёссез - лук и стрелы

Печкан - прялка

Серкан - вертушка
Чачаэз - игрушки

Чибонь - деревянный конь

Човонь - игрушечный конёк

Приложение 14.

Анкетирование.
«Какие коми-пермяцкие игрушки вы знаете? »

«Из какого материала их изготовляют?»

«Умеешь ли ты сам делать игрушки?»

«Хотел ли бы ты научиться их изготовлять?»



Приложение 15.

Мастер-класс по изготовлению деревянной игрушки.
мастер-класс 004.jpgмастер-класс 009.jpg

мастер-класс 014.jpgмастер-класс 018.jpg

мастер-класс 016.jpgмастер-класс 019.jpg
мастер-класс 022.jpgмастер-класс 023.jpg


мастер-класс 025.jpgмастер-класс 028.jpg

мастер-класс 035.jpgмастер-класс 038.jpg


d:\фото общие\поделки\изображение 018.jpg




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал