Данный учебный предмет является составной частью предметов математического цикла



Скачать 127.32 Kb.
Дата14.02.2017
Размер127.32 Kb.
Просмотров50
Скачиваний0
ТипПояснительная записка

z:\рабочие_программы\информатика\пояснительные записки\инф 5-6.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для общеобразовательной школы, класса с углубленным изучением дисциплин математического цикла. Разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, учебным планом школы. Рабочая программа составлена на основании программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2–11 классы /Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Программа содержит требования к минимальному объему содержания образования по информатике учитываявозрастные особенности учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы базового уровня. Используется авторская программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной средней школы Л.Л.Босовой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. За основу взята последовательная модель авторской программы. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: компьютер для начинающих – информация вокруг нас – информационные технологии.Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий позволяет сделать вывод о возрастании роли подготовки учащихся в области информатики и информационных технологий. Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности — область информационных процессов в живой природе, обществе и технике. Наличие и значительная роль информационных процессов в системах различной природы определяют востребованность учебных часов по информатике в среднем звене школы.

Данный учебный предмет является составной частью предметов математического цикла.

Цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах определяются следующим образом:


  • формированиеобщеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

  • формированиеу учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно- учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитиепознавательных, интеллектуальных итворческих и способностей учащихся.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5-6 классов положены следующие принципы:



  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и ИКТ.

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).

  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.

  • Принцип дидактической спирали: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создание предпосылки для научного обобщения в старших классах.

  • Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие навыков самостоятельной работы.

Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-6 классах обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год. Данная программа реализуется в течение 1 учебного года.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для пятых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.



Учебно-тематический план 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Вид занятий

Практические

Контроль

1.

КОМПЬЮТЕР ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

8

4

1

2.

информация вокруг нас

8




1

3.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

19

11

2




Всего

35

15

4



Учебно-тематический план 6 класс.


№п/п

Тема

Количество часов

Вид занятий

Практические

Контроль

11.

компьютер и информация

11

5

1

22.

Человек и иинформация

12

5

2

33.

Алгоритмы и исполнители

12

5

2




Всего

35

15

5


Содержание тем учебного курса информатики и ИКТ для 5 класса



1. Компьютер для начинающих (8 ч).

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.



Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.


2. Информация вокруг нас (8 ч).

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации.

Передача информации.

Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.



3. Информационные технологии (19 ч).

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере.

Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации.

Создание движущихся изображений.



Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».



Содержание тем учебного курса информатики и ИКТ для 6 класса


  1. Компьютер и информация (11 часов)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. Единицы измерения информации



Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1. Работа с файлами и папками (часть 1).

Практическая работа № 2. Ввод, редактирование и форматирование текста.

Практическая работа № 3. Редактирование и форматирование текста. Создание надписей.

Практическая работа № 4. Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки.

Практическая работа № 5. Оформление текста в виде списков. Маркированные списки.
2.Человек и информация (12 часов)

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определения понятий. Суждения. Умозаключение.



Компьютерный практикум

Практическая работа № 6. Создание таблиц

Практическая работа № 7. Таблицы. Размещение текста и графики.

Практическая работа № 8. Таблицы. Построение диаграмм.

Практическая работа № 9. Графический редактор Paint.

Практическая работа № 10. Графические возможности текстового процессора Word.

Практическая работа № 11. Рисунок на свободную тему.

3.Алгоритмы и исполнители (12 часов)

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов.

Типы алгоритмов. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12. Линейная презентация «Часы».

Практическая работа № 13. Гиперссылки. Презентация «Времена года».

Практическая работа № 14. Циклическая презентация «Скакалочка».

Практическая работа № 15. Работа с файлами и папками (часть 2).

Практическая работа № 16. Создание слайд-шоу.




Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Учащиеся должны:


  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», « информационный объект»;

  • различать виды информации по способу ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующиеосновные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны:




  • определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • определять назначение файла по его расширению;

  • выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Информатика: Учебник для 5класса / Л. Л. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2011.

  2. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова – М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2011.

  3. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Занимательные задачи по информатике /Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова/ Информатика в школе: приложение к журналу «Информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7» / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  7. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  8. Методические разработки с сайта www.metodist.lbz.ru

  9. Интернет-ресурсы.


Аппаратное обеспечение

  1. Компьютеры учащихся (MBLenovoThinkCentreE73z, CPU 2xIntel(R) Pentium(R) CPUG3220 @ 3.00GHz, RAM 4 GB, Intel(R) HDGraphics 2 GB)– 13 шт. Оснащенные ОС Windows 2008 и офисным пакетом MSOffice 2013.

  2. Компьютер учителя (MBLenovoThinkCentreE73z, CPU 2xIntel(R) Pentium(R) CPUG3220 @ 3.00GHz, RAM 4 GB, Intel(R) HDGraphics 2 GB) Оснащенный ОС Windows 2007 и офисным пакетом MSOffice 2013.

  3. Интерактивная доска SMARTBoard.

  4. Документ-камера AVerVisionF15.

  5. ПроекторSMARTUF 70.

  6. Принтер. HPLaserJetP1102.

  7. Сканер HPScanjet 2400.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал