Что представляет собой современный легковой автомобиль



Скачать 463.01 Kb.
Pdf просмотр
Дата15.02.2017
Размер463.01 Kb.
Просмотров109
Скачиваний0
ТипГлава

ГЛАВА
1
Что представляет собой современный легковой автомобиль
Прежде чем начать уроки вождения, поговорим о том, какие виды легковых автомобилей наиболее популярны, из чего состоит любая машина, с какими проблемами сталкивается большинство автомобилистов, и о многом другом.
Основные виды современных автомобилей
Современные легковые автомобили можно классифициро- вать по разным признакам, основными из которых являются:
тип кузова;
расположение ведущих колес;
вид используемого топлива.
По типу кузова машины делятся на следующие виды.
Самый популярный тип кузова —
«седан»
. У такой маши- ны две или четыре двери, она предназначена для перевозки четырех-пяти пассажиров. Багажник, отделенный от сало- на, и моторный отсек выступают из кузова.
Самый типичный пример «седана» — классические «Жигу- ли» ВАЗ-2101, ВАЗ-2105 и др. На территории бывшего Со-

9
ветского Союза основная масса легковушек производилась именно с таким кузовом.
«Хэтчбэк»
— распространенный тип кузова, но не настоль- ко популярный, как «седан». Такие автомобили выпуска- ются с двумя или четырьмя боковыми дверьми, а еще одна дверь (грузовая) находится в задней части кузова. Эта дверь поднимается вертикально, а заднее пассажирское сиденье легко и быстро складывается, что позволяет значительно увеличить багажное отделение. Однако в обычном состоя- нии багажник «хэтчбэка» по своей вместительности мень- ше, чем багажник седана.
Самые известные советские машины с типом кузова «хэтч- бэк» — это ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, «Иж Комби», «Москвич
АЗЛК-2141». Среди автомобилей импортного производства таких примеров намного больше: «Опель Астра», «Форд
Эскорт», «Ауди» и др.
Много поклонников имеют легковые автомобили с типом кузова «универсал», у которых грузопассажирский салон, две или четыре боковых двери и еще одна в задней части кузова. Наиболее вместительным среди всех легковых ав- томобилей является багажник «универсала». В любой мо- мент можно сложить заднее сиденье, что позволяет почти в два раза увеличить объем багажного отделения, после этого в нем можно перевозить крупногабаритные грузы
(например, холодильник). Благодаря этому свойству такие машины пользуются огромной популярностью у россий- ских дачников. «Универсал» также отлично подходит для семейных поездок.
Наиболее известные представители советской автопро- мышленности с типом кузова «универсал» — ВАЗ-2102 и ВАЗ-
2104. Такой кузов может быть и у автомобилей импортного производства: «Мерседес», «Опель Омега», «Форд Эскорт»,
«БМВ» и др.
Тип кузова «минивэн» — известная разновидность «уни- версала». Такой автомобиль вместительнее, обладает бо- лее высокой подвеской и внешне похож на микроавтобус,
Основные виды современных автомобилей

10
только уменьшенного размера. На российских дорогах «ми- нивэны» встречаются довольно часто, характерные приме- ры — «Рено Сценик» или «Фольксваген Шаран».
Еще один распространенный тип кузова —
«купе»
. Такие автомобили обладают лишь двумя дверьми, при этом поса- дочные размеры задних сидений «сжаты». Багажное отде- ление сравнительно маленькое, такие автомобили удобно использовать для поездок в пределах города — например, на рынок, за детьми в школу, на работу, по магазинам и т. д.
Популярные автомобили с кузовом «купе» — «Ауди А5»,
«Мерседес Бенц CL».
Наиболее редкими в России являются автомобили с типом кузова «кабриолет». Его характерное отличие в том, что он открытый. Такие машины обладают многими досто- инствами, но абсолютно не приспособлены для эксплуата- ции в российских условиях — они произведены для езды в теплое время года. На российских дорогах (особенно это касается грунтовых) в кабриолетах все, в том числе и пас- сажиры, покрывается пылью, а при движении по мокрой дороге (например, после дождя) всех находящихся в ма- шине вполне может окатить грязной водой из дорожной лужи проходящий мимо самосвал. В условиях российской зимы эксплуатация таких машин в принципе невозможна.
Складная матерчатая (либо из другого материала) крыша автомобиля совсем не сохраняет тепло, поэтому согреться в нем невозможно. Типичные примеры «кабриолета» —
«Маз да 121», «Форд Эскорт» и «Ниссан 100 НХ».
Разновидностью «кабриолета» является тип кузова «род-
стер»
. Это пассажирский двухместный автомобиль с тен- товым верхом, который при необходимости можно сложить
(такой тип кузова встречается у «БМВ», «Мерседеса»).
Тип кузова
«вагон»
напоминает микроавтобус, предназна- ченный для перевозки пассажиров: у него отсутствует вы- ступающий моторный отсек и багажник. Типичный при- мер подобной машины — всем известная «Газель».
Любимый тип кузова сильных мира сего —
«лимузин»
Каждому из вас доводилось видеть такие машины если не
Что представляет собой легковой автомобиль

11
вживую, то по телевизору или в кино. «Лимузины» имеют вместительный кузов и дополнительные сидения, они обо- рудованы перегородкой, отделяющей водителя от пасса- жиров, а также холодильником, мини-баром, телевизором и другими «наворотами».
Классификация по расположению ведущих колес обусловле- на основным принципом работы автомобилей. Тепловая энер- гия сгорания, которая образуется в двигателе, превращается в механическую энергию вращения, которая передается на ведущие колеса, а они, в свою очередь, приводят автомобиль в движение. В зависимости от того, какие колеса у машины являются ведущими, все автомобили можно разделить на три категории.
Переднеприводные
автомобили приводятся в движение колесами передней оси. Отличительным признаком таких машин является то, что у них нет карданного вала. Автомо- били с передними ведущими колесами довольно маневрен- ны, их можно относительно легко вывести из заноса.
Автомобили, которые приводятся в движение задними ко- лесами, называются заднеприводными. От двигателя к ве- дущим колесам крутящий момент передается с помощью карданного вала, который тянется от передней части авто- мобиля к заднему мосту. В Советском Союзе многие годы производились лишь заднеприводные автомобили. Первой переднеприводной машиной, которая совершила насто- ящую революцию в отечественном автомобилестроении, стала ВАЗ-2108 (рис. 1.1). Такие автомобили начали выпус- каться во второй половине 80-х годов минувшего столетия.
Однако и по сей день многие водители со стажем принци- пиально ездят на заднеприводных машинах.
У
полноприводных
машин все четыре колеса являются ве- дущими. При необходимости можно отключить одну веду- щую пару колес от двигателя — обычно это делается для экономии топлива.
В отечественном автомобилестроении первой полно привод- ной машиной стала «Нива». Отключение одной из ведущих
Основные виды современных автомобилей

12
пар колес у нее конструктивно не предусматривалось. Но русские умельцы быстро научились решать эту проблему простым и эффективным способом: демонтировался «лиш- ний» карданный вал. После этого на соответствующий мост крутящий момент не передавался, и он не функцио- нировал.
Рис. 1.1. ВАЗ-2108 — первый советский переднеприводной автомобиль
Главным отличием и основным преимуществом полно при- водных автомобилей является их высокая проходимость. То есть возможна эксплуатация в условиях, при которых на обычной машине ездить нельзя: в снежных сугробах, на бо- лотистой местности, на дорогах с расползающимися в грязи колеями (например, в лесу) и т. д.
Самыми распространенными представителями полнопри- водных машин можно назвать джипы. Самый известный джип, выпускавшийся на территории бывшего Советского
Союза, — знаменитый «УАЗ», в простонародье — «козел».
Самыми типичными пользователями таких машин были агрономы, председатели колхозов, военные, а также работ- ники правоохранительных органов. В этом есть своя логика: автомобиль преодолевал практически любое бездорожье без особых проблем, а ведь работникам именно этих про- фессий чаще всего доводилось колесить по разбитым рос- сийским дорогам.
Что представляет собой легковой автомобиль

13
В зависимости от типа двигателя все машины классифици- руются на два вида: использующие в качестве топлива бен- зин или солярку, коротко — бензиновые и дизельные. И те, и другие машины имеют множество поклонников, которые до хрипоты спорят, какой вид лучше. Однако никто не сможет ответить на вопрос, что лучше: бензиновый или дизельный автомобиль.
ПРИМЕЧАНИЕ
Многие наши соотечественники, имеющие дизельную машину, любят заправляться не на АЗС, а по знакомству, проще гово- ря — покупают краденое топливо. Самая качественная солярка
(в частности, гарантированно выдерживающая российские моро- зы) — у машинистов, военных и водителей рейсовых автобусов.
Не следует покупать дизельное топливо у трактористов, а также у незнакомых людей. Если летом на ней еще можно поехать, то в зимнее время мотор наверняка заглохнет.
Основная разница между бензиновым и дизельным мотором заключается в том, что в первом случае топливо сгорает от искры, которую производит свеча зажигания, а во втором — топливо воспламеняется от свечи накаливания. Работающий на солярке мотор значительно дороже в производстве — его стоимость примерно на 25–30 % выше, чем у «собрата», рабо- тающего на бензине.
В эксплуатации дизельные моторы более экономичны, чем бензиновые (разница в потреблении топлива на 100 км пробе- га может составлять от 2 до 5 л). С другой стороны, дизельные уступают бензиновым моторам в приемистости: бензиновые машины более быстрые (поэтому среди спортивных автомо- билей почти нет дизельных).
В морозную погоду дизельный двигатель может подвести в са- мый неподходящий момент: при низких температурах дизель- ное топливо становится густым, в результате чего автомобиль глохнет. Правда, это касается в основном старых машин. В сов- ременных автомобилях все особенности холодного климата учтены, и дизельные моторы по надежности не отстают от
Основные виды современных автомобилей

14
бензиновых. Главное — использовать качественное топливо и в холодное время года ездить на «зимней» солярке.
Как правильно выбрать автомобиль
Будущий автомобилист должен четко представлять себе, для решения каких задач ему нужна машина: для путешествий, шоппинга, чтобы ездить на работу, на дачу, и т. д. Основная масса наших соотечественников решает все с помощью своего автомобиля: у них в семье одна машина на все случаи жизни.
Как правило, это объясняется низкой покупательской способ- ностью наших сограждан.
Если предполагается использовать автомобиль для поездок на работу, то неплохим решением будет машина среднего класса с типом кузова «седан», например «Опель Вектра», «Фолькс- ваген Вента» и т. п. Неплохим вариантом в этом случае будет также автомобиль компакт-класса с кузовом типа «хэтчбэк» или
«купе»: «Опель Астра», «Форд Эскорт», «Фольксваген Гольф»,
«Форд Каа» (типичный «дамский» автомобиль) и т. п.
Для семейных загородных поездок и путешествий рекоменду- ется приобретать вместительные машины с кузовом типа «уни- версал»: «Форд Мондео», «Опель Омега», «Мерседес» и др. От- личным решением также будет «минивэн», например «Рено
Сценик». Правда, «минивэн» обойдется значительно дороже.
Для шоппинга женщины с удовольствием используют неболь- шие автомобили, например «Форд Фиеста» или «Фиат Уно».
Небольшие размеры таких машин способствуют высокой ма- невренности, и в то же время в них прекрасно помещаются все покупки. Ехать на рынок за селедкой и мясом на «универсале» или «минивэне» не имеет смысла (если только вам не пред- стоит закупка продуктов в большом количестве для какого-то праздника).
Выбор конкретной марки машины определяется обычно кон- кретными пристрастиями и финансовыми возможностями.
Один автомобилист признает только «Мерседесы», другой хо-
Что представляет собой легковой автомобиль

15
чет купить именно российский автомобиль (бывают и такие странные люди), третьего устроит любая машина, кроме «Опе- ля» или «Фольксвагена», а четвертому все равно, что покупать, лишь бы не дороже определенной суммы.
Перед приобретением машины нужно как следует оценить свои возможности и задуматься о том, как интенсивно вы пла- нируете использовать автомобиль. Только после этого нужно формулировать свои требования к цвету, марке, году выпуска и общему техническому состоянию автомобиля, а также к раз- личным «наворотам» (кондиционер, электропакет и т. п.).
Если вы хотите купить новую машину, то многие параметры выбора будут отсутствовать либо будут весьма поверхност- ными, например «цвет синий и обязательно электропакет».
При покупке подержанного автомобиля нужно предусмот- реть многое. Например, важно ли для вас, если на кузове авто- мобиля будет одно-два пятнышка ржавчины, или вы хотите, чтобы кузов был идеального вида? Если в хорошем по всем показателям автомобиле имеется лишь один дефект — пло- хое сцепление, которое придется заменить, согласны вы на это или нет? Таких вопросов может быть масса, и на каждый из них необходимо дать четкий и недвусмысленный ответ, чтобы впоследствии не испытать разочарование от покупки.
Определившись со своими требованиями к автомобилю, вы выбираете его на рынке или в автомобильном салоне. Запом- ните: с первого раза машина почти никогда не покупается. Это относится прежде всего к подержанным автомобилям: необ- ходимо присмотреться, прицениться, изучить имеющиеся на рынке тенденции и т. д.
Из чего состоит современный автомобиль
Каждый автомобилист должен иметь общее понятие об уст- ройстве автомобиля — хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя неудобно на станции технического обслуживания, рынке автозапчастей или в автомагазине.
Из чего состоит современный автомобиль

16
Каждая легковая машина любого производителя, модели, конс- трукции и типа исполнения включает в себя три основных компонента (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Схема устройства типичного легкового автомобиля
Кузов
автомобиля — первое, что мы видим, глядя на маши- ну. В нем размещаются водитель, пассажиры и грузы (багаж).
Обычно кузов состоит из моторного отсека, пассажирского салона и багажника.
Двигатель
— это агрегат, являющийся источником механи- ческой энергии, которая заставляет автомобиль двигаться. Он превращает тепловую энергию, которая возникает в результа- те сгорания топлива, в механическую. Механическая энергия, в свою очередь, создает на валу двигателя крутящий момент, который используется для движения автомобиля. Обычно дви- гатель монтируется в передней части автомобиля, однако есть и исключения — например, известный «Запорожец». Место, где располагается двигатель, принято называть моторным от- секом.
Шасси
состоит из трех групп механизмов: трансмиссии, ходо- вой части и механизмов управления.
Что представляет собой легковой автомобиль

17
Трансмиссия используется для передачи крутящего момен- та от двигателя автомобиля к его ведущим колесам, а также для изменения крутящего момента в зависимости от условий езды. Трансмиссия состоит из следующих агрегатов: коробка переключения передач, сцепление, карданная передача, глав- ная передача, дифференциал, полуоси. Переднеприводные автомобили, а также заднеприводные, у которых моторный отсек расположен в задней части кузова, карданной передачи не имеют.
Коробка переключения передач нужна для изменения крутя- щего момента, который передается на ведущие колеса, вклю- чения заднего хода, а также для отключения двигателя от ве- дущих колес при езде накатом.
Сцепление отключает двигатель от ведущих колес на корот- кий срок, а затем опять плавно соединяет работающий двига- тель с ведущими колесами. Без этого невозможно переключить передачу, а также начать движение.
Карданная передача передает крутящий момент между ва- лами, которые расположены под углом, изменяющимся при движении автомобиля. С помощью главной передачи осущест- вляется увеличение крутящего момента и его передача под прямым углом на полуоси автомобиля. Далее полуоси пере- дают крутящий момент на ведущие колеса, и машина дви- жется.
Каждая машина имеет дифференциал. Дифференциал — это узел, благодаря которому ведущие колеса автомобиля могут вращаться с разной скоростью там, где это требуется (на по- воротах и разворотах, при езде по ухабам и выбоинам и т. п.).
Иными словами, данный агрегат дифференцирует крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса.
Ходовая часть машины представляет собой обыкновенную те- лежку и включает в себя совмещенный с кузовом подрамник
(в легковушках почти всегда применяется просто несущий ку- зов), передний и задний мосты, подвеска (с рессорами и амор- тизаторами) и колеса.
Из чего состоит современный автомобиль

18
На совмещенный с кузовом подрамник крепятся агрегаты авто- мобиля. В некоторых машинах используется отдельная рама, на которую возложены эти задачи.
Передний и задний мосты нужны для поддержания кузова, именно через них вертикальная нагрузка передается на коле- са. Подвеска позволяет установить упругую связь кузова с мос- тами, а колеса связывают автомобиль с дорогой.
Механизмы управления автомобиля состоят из рулевого управ- ления, предназначенного для изменения траектории движе- ния, и тормозной системы, предназначенной для замедления движения, остановки автомобиля и удержания его во время стоянки в неподвижном состоянии.
Силы, влиянию которых подвергается каждый автомобиль
С точки зрения безопасности дорожного движения каждый водитель должен понимать физические законы, под воздейст- вием которых формируется поведение автомобиля на проез- жей части. Без этого невозможно грамотно оценить ситуацию на дороге, быстро найти единственно верное решение и осу- ществить безопасные маневры.
Любое транспортное средство движется и придерживается определенной траектории под влиянием многих физических сил. Все эти силы делятся на два противоположных вида: одни содействуют движению автомобиля, другие сопротивляются этому движению.
Сила тяжести — главная физическая сила, воздействующая на автомобиль. Сила тяжести всегда устремлена вертикально вниз, при этом она равномерно рассредоточивается по всем осям и колесам транспортного средства. Вес машины давит на поверхность проезжей части, и с увеличением этого веса пропорционально увеличивается сила сцепления колес с до- рожным покрытием.
Что представляет собой легковой автомобиль

19
Эта сила особенно заметно действует, когда машина трогается с места, а также при последующем движении ведущих колес.
При движении по наклонной дороге сила тяжести распадает- ся на две составляющие. Одна давит на машину и прижимает ее к поверхности проезжей части, а вторая стремится опро- кинуть ее по направлению движения или в поперечном на- правлении дороги (это зависит от направления уклона). Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем больше опрокидывающая сила, следовательно, выше ве- роятность опрокидывания.
Помимо силы тяжести и силы опрокидывания на любое транс- портное средство оказывает влияние ряд других физических сил, среди которых можно отметить следующие:
сила сопротивления качению
возникает при трении шины о дорогу и подшипников в колесах;
сила сопротивления подъему
определяется массой авто- мобиля и углом подъема;
сила инерции покоя
, когда автомобиль трогается с места и разгоняется, направлена против движения;
сила инерции движения
направлена по ходу движения;
центробежная сила
направлена по радиусу от центра кри- вой поворота и стремится снести автомобиль с дороги;
сила сопротивления воздуха
направлена против движе- ния, величина зависит от обтекаемости автомобиля и ско- рости его движения;
сила давления
сильного бокового ветра или аэродинами- ческого влияния потоков воздуха от большого обгоняюще- го или обгоняемого автомобиля стремится снести машину с дороги и зависит от парусности (боковой площади ку- зова);
подъемная сила
возникает при движении с большой ско- ростью от давления потока воздуха, попадающего под передок автомобиля, стремится оторвать колеса от дороги, ухудшая сцепление колес с дорогой и управляемость;
Силы, влиянию которых подвергается каждый автомобиль

20
сила сноса
возникает при заносе задних или сносе перед- них колес;
сила сцепления
зависит от нагрузки на ведущие колеса, состояния и качества дорожного покрытия, давления в ши- нах, скорости, степени износа протектора;
сила тяги
определяется величиной крутящего момента, пе- реданного от трансмиссии на колеса, вызывает движение автомобиля за счет отталкивания колес от дороги;
сила торможения
возникает при торможении автомо- биля.
Транспортное средство будет двигаться только при условии, что сила тяги превышает силу инерции покоя, но при этом уступает силе сцепления ведущих колес с дорогой. Если сила тяги ведущих колес автомобиля превышает силу сцепления этих колес с поверхностью проезжей части, то возникает про-
буксовывание
. Когда сила сцепления колес с дорожным по- крытием превышает тормозную силу, транспортное средство затормаживается, если она меньше тормозной силы — маши-
на скользит юзом
Инерция движения позволяет транспортному средству ехать на большой скорости с незначительной подачей топлива (по- этому движение с постоянной скоростью 80–90 км/ч счита- ется самым экономичным), а также на протяжении какого-то времени с отключенным двигателем (это называется «нака-
том»
).
Силе торможения оказывают содействие силы сопротивления качению, подъему, воздуха и центробежная сила. Препятст- вует процессу торможения сила инерции движения, которая особенно возрастает при движении с уклона. Во время тормо- жения, а также при движении с уклона сила тяжести переме- щается вперед и формирует продольный опрокидывающий момент. Он создает дополнительную нагрузку на переднюю ось, которую можно использовать для улучшения сцепления
Что представляет собой легковой автомобиль

21
с дорожным покрытием на повороте
, тормозя двигателем и поворачивая колеса.
Величина центробежной силы определяется скоростью и ве- сом транспортного средства, а также радиусом поворота. Сле- довательно, добиться уменьшения этой силы можно, снизив
скорость движения либо увеличив радиус поворота
В результате бокового скольжения колес может возникать та- кое опасное явление, как снос передних и занос задних ко-
лес
. Это может стать причиной вращения автомобиля вокруг вертикальной оси наподобие волчка. Снос передних и занос задних колес могут возникать по следующим причинам:
при движении
— разные тяговые силы на колесах;
при торможении
— разные тормозные силы на колесах одной оси, разные силы сцепления колес с дорогой, непра- вильное размещение груза относительно продольной оси автомобиля;
на повороте
— торможение, резкий поворот управляемых колес, сила инерции превышает силу сцепления колес с до- рогой.
При заносе автомобиль может опрокинуться
по следующим причинам:
поперечный уклон направлен в сторону, противополож- ную повороту;
резкое прекращение заноса при упоре заднего колеса в пре- пятствие;
резкий поворот рулевого колеса на большой скорости;
неравномерное распределение груза или его смещение на повороте.
Упругость узлов подвески частично и кратко препятствует действию центробежной силы, допуская крен автомобиля.
Чем выше центр тяжести и уже колея, тем больше вероят- ность опрокидывания.
Силы, влиянию которых подвергается каждый автомобиль


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал