Beyond Transition Экономический вестник о вопросах переходной экономики Октябрь — декабрь 2006 г. •



Pdf просмотр
страница1/5
Дата12.02.2017
Размер0.55 Mb.
Просмотров524
Скачиваний0
  1   2   3   4   5

Beyond Transition
Экономический вестник о вопросах переходной экономики
Октябрь — декабрь 2006 г. Номер 12 (2006)
http://www.worldbank.org/transitionnewsletter www.cefir.ru
Тема номера Центральная Азия
Марта Олкотт: "Странам удавалось сдерживать
напряженность, не давая ей перерасти в конфликт"
3
Центральная Азия результаты экономического развития
Ричард Помфрет
4
Региональное сотрудничество в cфере внешней торговли
Азиатский банк развития
6
Барьеры на пути торговли в Центральной Азии
Клеменс Грейф, Мартин Рейзер и Тошиаки Сакацуме
8
Экономические последствия вступления в ВТО для
Казахстана
Йеспер Йенсен и Дэвид Тарр
9
Вставка: Обязательства в рамках ВТО в телекоммуникациях 10
Узбекистан на обочине нового Шелкового пути?
Мартин Рейзер и Деннис Де Трей
11
Вставка: Вести бизнес в Казахстане и Кыргызстане стало легче 12
Последствия вооруженного конфликта для школьного
образования
Ольга Шемякина
13
Денежные переводы мигрантов
Джария Хоффман
14
Городская бедность в Центральной Азии
Элен Гамильтон, Кристина Кессидес, Дениз Бахароглу, Билл Деннинг, Александр Колев, Мака Ломайа
15
Вставка: Трущобы на окраинах Бишкека 16
Модель пенсионной системы в Кыргызстане
Роман Могилевский
17
Вставка: Кыргызстан — достигнутые успехи и новые задачи 18
Расходы Казахстана на охрану здоровья семьи и
ребенка
Меруерт Махмутова
19
Вставка: Индекс человеческого развития в Центральной Азии 20
Продвижение инноваций через технопарки в Казахстане
Славо Радошевич и Марат Мырзахмет
21
Новое в экономической науке
Корпоративная благотворительность в переходный
период
Катарина Свиткова
22
Расширение торговли по линии Юг — Юг”
Пржемислав Ковальски и Бен Шеферд
23
Торговля в сфере услуг по линии Юг — Юг”
Нора Дайхел, Феликс Эшенбах, Бен Шеферд
24
Новости Всемирного банка
25
Новые публикации
27
Календарь событий
30
Фото: Всемирный банк Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized
Public Disclosure Authorized

Beyond Transition Октябрь — декабрь 2006
2
·
Уважаемые читатели,
Экономическое развитие стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю и удаленных от ближайших портов на 3000 километров, в значительной мере зависит от их сотрудничества друг с другом и соседними государствами. Недостаток сотрудничества в международной торговле, использовании водных ресурсов и других важных сферах, а также неразвитость государственных институтов послужили основными причинами скромных — а в некоторых случаях чрезвычайно низких — темпов экономического роста в течение 15 лет независимости (статьи Помфрета и Азиатского банка развития. Хотя некоторые считают, что нынешняя ситуация могла быть и хуже (Олкотт, Грейф и др, перед всеми странами, за исключением богатого нефтяными ресурсами Казахстана, сейчас предельно остро стоят проблемы бедности и развития человеческого капитала (Помфрет). Как ив других развивающихся странах, в наиболее уязвимом положении оказались женщины это касается и возможности получить образование (Шемякина), и доступа к медицинскому обслуживанию
(Махмутова). Кроме того, социально незащищенными оказались жители небольших городов, где уровень бедности даже выше, чем на селе (Гамильтон и др. В беднейших странах региона лучшей стратегией выживания для населения стала миграция. По некоторым оценкам, в Таджикистане денежные переводы трудовых мигрантов составляют до 28% ВВП и являются вторым по значимости источником доходов страны после экспорта алюминия (Хоффман). Однако институциональная среда в центральноазиатских странах пока не позволяет использовать денежные переводы для наиболее эффективного развития человеческого капитала. Основными препятствиями являются неразвитость банковских структур, взимающих слишком высокую комиссию за переводы,
а также устройство пенсионной системы, не позволяющее временным трудовым мигрантам в ней участвовать (Могилевский).
Устранение барьеров на пути региональной и мировой торговли — первый шаг, который необходимо сделать странам Центральной
Азии для ускорения экономического развития. Эффективность такой политики в плане повышения благосостояния может быть весьма существенной так, по оценкам Йенсена и Тарра, выгоды от вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию могут достичь от совокупного потребления в среднесрочной перспективе ив долгосрочной. Открыв границы, Узбекистан — самая закрытая на сегодняшний день страна региона — может враз увеличить объем торговли со странами Юго Восточной Азии в ближайшее десятилетие (Рейзер и Трей). Как показывает ислледование внешней торговли по линии Юг — Юг, политика большей открытости положительно отразится на торговле и благосостоянии не только самого Узбекистана, но и большинства других стран региона
(Ковальски и Шеферд).
Продолжение реформ, снижение барьеров для новых компаний на рынке, повышение эффективности систем социального обеспечения вот еще некоторые шаги, которые необходимо предпринять для достижения устойчивого экономического развития Центральной Азии.
Опробование новых мер промышленной политики также может дать положительные результаты, если их применять разумно (Радошевич и Мырзахмет).
В целом статьи этого выпуска BT показывают, что ключевым фактором для развития стран с невыгодным географическим положением может стать их взаимное сотрудничество. Однако оно должно быть подкреплено эффективными институтами и политической волей.
Ксения Юдаева,
управляющий редактор
От редактора

Какие политические решения, приня
тые в странах Центральной Азии с мо
мента их независимости, будут иметь
наиболее значительные последствия для
будущего региона?
М. Олкотт:
Национальными властями в Центральной Азии было принято несколько решений, повлиявших на ситуацию во всем регионе. Вероятно, наиболее значительным оказалось решение Узбекистана закрыть границы после взрывов в Ташкенте вначале г. Это, разумеется,
серьезно отразилось на населении, проживающем в приграничных районах. Но,
что более важно, практически затормозилось развитие региональной торговли, еще и потому, что это решение последовало сразу после отказа Узбекистана от программы финансовой стабилизации и объявления о поддержке сильно заниженного курса узбекской валюты ред сома.
Это решение крайне негативно отразилось на экономическом развитии Кыргызстана и Таджикистана.
В целом решение искусственно поддерживать узбекский сом негативно повлияло на перспективы экономического развития Узбекистана и соседних с ним государств. Узбекистан потерял свою первоначальную привлекательность для инвестиций в сектор услуги легкое машиностроение. Со временем почти ничего не осталось и от относительно крупного капитала, имевшегося в распоряжении мелких и средних узбекских предпринимателей до конца 1993 г.
Таким же неудачным было решение Са пармурада Ниязова строить внешнюю политику на основе доктрины "позитивного нейтралитета. Неясно, чему должна была способствовать такая политика, но совершенно очевидно, чему она препятствовала.
Туркменистан отказался присоединиться к какой бы тони было региональной организации (кроме СНГ, что еще больше затруднило региональную интеграцию.
Без этой интеграции размер рынка
Центральной Азии и Южной Сибири резко сократился, уменьшились перспективы создания мощного агропромышленного комплекса, текстильной и швейной промышленности, которые могли бы обеспечить регион необходимыми рабочими местами.
Страны Центральной Азии, не имею
щие выхода к морю и окруженные "горя
чими точками" мирового масштаба, стал
киваются с общими угрозами и рисками,
такими, как безопасность, доступна рын
ки, нехватка водных и энергетических ре
сурсов. Тем не менее часто им не удается
эффективно сотрудничать по этим вопро
сам. Каковы, на ваш взгляд, главные пре
пятствия на пути к более тесному сотруд
ничеству?
М. Олкотт:
Страны Центральной Азии осознают, что передними стоят общие угрозы безопасности, но зачастую защищают свои национальные интересы таким образом, что это затрудняет региональное сотрудничество. Это происходило в отношении ситуации в Афганистане до сентября 2001 г.,
когда Туркменистан де факто признал власть талибов, а Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан в той или иной степени сочли, что она непосредственно подрывает их национальную безопасность, поскольку позволяет находиться на территории Афганистана вооруженным формированиям оппозиционно настроенных сил.
То же самое ив отношении водных ресурсов хотя все страны признают, что водные ресурсы в регионе — общие, каждая стремится использовать все доступные ей ресурсы в собственных экономических интересах и надеется, что другие государства региона воздержатся от применения силы и ситуация не выйдет из под контроля.
На самом деле силовая политика применяется довольно часто. Так, несколько лет назад Узбекистан заминировал свои границы с Кыргизстаном и Таджикистаном, что привело к человеческим жертвам,
пока, наконец, решение не было пересмотрено. Узбекские военные самолеты кружили над Токтогульской ГЭС в Кыр гызстане, демонстрируя готовность Ташкента прибегнуть к военным действиям в случае нарушения сезонного эксплутаци онного режима и ограничения подачи воды для ирригации. Тем не менее до настоящего времени, особенно по сравнению с Закавказьем, странам Центральной Азии удавалось сдерживать напряженность в отношениях, не давая ей перерасти в конфликт. Во всяком случае, перспективы регионального сотрудничества, по крайней мерена уровне диалога верхов, в последнее время улучшились.
BT
·
3
Тема номера Центральная Азия
Всемирный банки ЦЭФИР
Марта Олкотт: "Странам удавалось
сдерживать напряженность, не
давая ей перерасти в конфликт"
Марта Брилл Олкотт — ведущий научный сотрудник Российско евразийской программы Фонда
Карнеги за международный мир в Вашингтоне. Недавно в свет вышла ее книга "Второй шанс
Центральной Азии. Др Олкотт любезно ответила на вопросы BT.

·
4
Центральная Азия результаты
экономического развития
Все страны Центральной Азии начинали почти с одинаковых стартовых условий.
Все они, кроме Казахстана, были беднейшими республиками бывшего Советского
Союза и экспортерами сырья — главным образом хлопка, нефти, природного газа и полезных ископаемых. При этом показатели человеческого капитала, в частности,
ожидаемая продолжительность жизни и почти всеобщая грамотность были довольно высоки для стран с таким уровнем доходов (см. Таблицу).
Республики были практически неготовы к столь быстрому распаду Советского Союза в 1991 г. Они не имели никакого опыта государственности до вхождения в состав
Российской империи в XVIII и XIX вв. Навыки управления экономикой на республиканском уровне были очень слабыми, поскольку в советское время вся стратегия экономического развития определялась в
Москве. Все пять стран пострадали от разрыва налаженных экономических связей.
Стремление сохранить эти связи на основе рубля как единой валюты усугубило проблему гиперинфляции, и к концу 1993 г. от этой идеи пришлось отказаться.
В начале XXI в. все страны в основном завершили переход от системы центрального планирования. Несмотря на сохранение определенного сходства в плане зависимости от ресурсов и авторитарности режимов, постепенно росли различия между странами, по мере того как национальные правительства вводили собственные стратегии перехода крыночной экономике.
По различному пути
По стандартному показателю экономического развития — реальному ВВП положение всех стран с 1989 по 1999 г.
ухудшилось, причем в самых бедных ВВП
снизился более чем на 50%. Однако в реальности такое резкое падение не всегда очевидно на первый взгляд. Во всяком случаев крупных городах Казахстана, Кыргы зстана и Узбекистана качество жизни за десятилетие после провозглашения независимости, похоже, значительно улучшилось. Снижение реального уровня ВВП может на самом деле преувеличиваться по двум основным причинам из за смены тенденции завышать показатели при плановой экономике на тенденцию их занижать в условиях рынка. Кроме того, изменилась структура производства.
Экономическое положение стран
Центральной Азии по прошествии десятилетия после провозглашения независимости может быть охарактеризовано следующим образом:

Экономическая политика Кыр
гызстана может быть признана лучшей в регионе, однако стране не удалось добиться впечатляющих результатов. Низкие экономические показатели в 1990 х гг. объясняются резким падением уровня жизни как сточки зрения потребления, таки сточки зрения доступности социального обеспечения, образования и социальных услуг. Хотя в Кыргызстане создана относительно свободная рыночная экономика, похожая на экономику намного более богатого за счет нефтяного бума Казахстана, проблемы возникли из за нехватки институтов, необходимых для эффективного функционирования рынка.

Бедственное экономическое положение Таджикистана было в значительной степени обусловлено гражданской войной, продолжавшейся в течение нескольких лет в 1990 х гг. Быстрый экономический рост после 1999 г, продвижение реформ и укрепление внутренней безопасности стали признаками улучшения ситуации. Однако Таджикистан продолжает оставаться беднейшей страной в Центральной Азии. Экономика страны в основном зависит от экспорта алюминия и хлопка,
доходы от которых составили 55% и соответственно, от совокупных экспортных доходов в 2003 г. Единственным крупным альтернативным источником поступления валюты является гидроэнергетика. Институциональные изменения происходят медленно, и управление остается слабым. Физическая инфраструктура, разрушенная вовремя гражданской войны, по прежнему находится в плачевном состоянии. Провалы в социальной сфере связаны с проблемой наркотиков и миграцией, которые стали серьезной угрозой некогда прочным семейным связям.
Beyond Transition Октябрь — декабрь 2006
Тема номера Центральная Азия
Ни одна из пяти республик Центральной Азии не была готова к столь быстрому распаду Советского Союза в 1991 г.
Экономические и социальные показатели, 1989 91 и 2002 гг.
Население
(млн)
Сер. 1990 2002
Казахстан
16,8 15,5 0,289 0,35 69 66 5,870
(1996)
Кыргызстан
4,4 5,1 0,287 0,46 66 68 Таджикистан 6,2 0,308 0,47 69 69 Туркменистан 3,7 4,8 0,307 0,41 66 67 Узбекистан 25,7 0,304
н/д
69 70 1,670
Коэффициент
Джини
1989
2002
Ожидаемая
продолжи
тельность
жизни (годы)
1991
2002
ВВП на
душу на
селения,
по ППС
2002
Казахстан и Узбекистан могут стать экономиками среднего размера в мировом масштабе, а три другие страны, по всей видимости, будут играть незначительную роль в мировой экономике
Ричард Помфрет


В Узбекистане реформы идут медленно. В 1990 х гг. здесь были лучшие экономические показатели среди бывших советских республик, в основном благодаря эффективному управлению, по крайней мерена уровне довольно низких стандартов региона. Важное различие между Узбекистаном, Россией и Казахстаном заключалось в том, насколько приватизированной оказалась ресурсная рента. Узбекские власти эффективнее других стран СНГ использовали доходы от ресурсов в социальной сфере образовании и здравоохранении. Однако в 1996 2002 гг. экономические реформы практически не осуществлялись, а политические репрессии усилились. С ухудшением экономической ситуации впервые годы нового столетия экономические показатели Узбекистана оказались не такими впечатляющими, снизилась и поддержка правительства со стороны населения.

Устойчивыми преимуществами для экономики Казахстана стали более высокий уровень доходов, значительный человеческий капитал и природные ресурсы. Разработка новых месторождений нефти и строительство трубопроводов, обеспечивающих альтернативные пути экспорта казахстанской нефти, открывают благоприятные среднесрочные перспективы для получения значительных нефтяных доходов. Несмотря на слабый экономический рост в 1990 х гг., бурный рост нефтяной добычи с 2000 г. превратил Казахстан в самую богатую страну в регионе. Хотя правящая элита Казахстана приобрела богатства и власть в результате несправедливой приватизации, теперь она стремится к установлению правового государства, чтобы защитить свои экономические завоевания.

У Туркменистана, несмотря на природные богатства, были самые мрачные ближайшие перспективы в силу неудовлетворительной экономической политики прежнего руководства, невосприимчивого к переменам. Небольшое население и крупные запасы природного газа позволяли стране после провозглашения независимости называть себя "Центральноазиатским Кувейтом. Однако авторитарный режим, существовавший за счет ресурсной ренты, не имел ничего общего с
Кувейтом в плане эффективного управления экономикой. Так что сточки зрения экономики практически любые перемены лучше, чем политика Туркменбаши.
Рост неравенства
Во всех пяти странах переход крыночной экономике сопровождался ростом неравенства. Это привело к высокому уровню бедности почти во всем регионе. При этом самый низкий уровень абсолютной бедности в Казахстане, где изначально доходы были относительно высокие.
Кто выиграли кто проиграл в результате перемен Правящая элита, сумевшая превратить привилегии советской эпохи в материальные блага, разбогатела. В некоторых случаях возник новый класс богатых бизнесменов в результате несправедливой приватизации или незаконной деятельности. В тоже время сельские домохозяйства,
большие семьи и население с низким уровнем образования проиграли в результате перехода крыночной экономике.
Опираясь на данные опроса домохо зяйств, мы пришли к выводу, что в переходный период расходы надушу населения в домохозяйствах определялись тремя основными факторами:

Местоположение. В Кыргыз стане расходы надушу населения в сельских домохозяйствах в среднем на 26% ниже, чем в городских. В Казахстане самый высокий уровень жизни на севере и самый низкий на юге. Важным фактором становится экологическая обстановка, например, в таких регионах, как Дашогуз в Туркменистане, Каракалпакстан (автономная республика в составе Узбекистана) или
Южный Казахстан широко распространенная бедность усугубляется экологическими проблемами вследствие высыхания
Аральского моря.

Состав домохозяйств. Крупные домохозяйства несут самые значительные затраты. Рождение еще одного ребенка снижает расходы домохозяйства
(из расчета на одного члена) в большей степени, чем прибавление взрослого или пожилого члена. В Казахстане появление еще одного ребенка уменьшает расходы домохозяйства (на одного члена) на появление пожилого человека — на а взрослого члена домохозяйства — на. В Таджикистане появление еще одного ребенка снижает расходы на 9%, пожилого человека — на 5%, а появление дополнительного взрослого никак не влияет на этот показатель.

Образование приносит большую материальную отдачу в рыночной экономике. При переходе от плановой экономики крыночной население с высоким уровнем общего образования смогло лучше воспользоваться новыми возможностями. В Казахстане и Кыргызстане расход на члена домохозяйства на 27 выше в хозяйствах, главы которых получили среднее образование, по сравнению с теми, главы которых не окончили среднюю школу. Это явление еще сильнее выражено в Ферганской области Узбекистана. И наоборот, лица, получившие узкое техническое образование, трудовые навыки которых устарели, не получают отдачи от своего образования в рыночных условиях.
Дальнейшие перспективы
За прошедшие годы все страны существенно продвинулись по пути крыночной экономике, за исключением, пожалуй,
Туркменистана, и, вероятно, будут вдаль нейшем идти различными путями. Наибольшие шансы преуспеть у Казахстана.
И Казахстан, и Узбекистан могут стать экономиками среднего размера, и, скорее,
сами по себе, а не как часть региона Центральной Азии. Но если Узбекистан не решит взаимосвязанные проблемы конвертируемости валюты, оптовых ценна сельскохозяйственную продукцию и доходов госбюджета, его экономика может быстро скатиться в застой, характерный для многих импортозамещающих стран в 1950 е и е гг.
Остальные страны будут играть незначительную роль в мировой экономике. Налаживание эффективного государственного управления и утверждение правовых норм в Кыргызстане и Таджикистане необходимые условия для их прогресса.
Однако даже при выполнении этих условий экономические перспективы обеих стран не очень благоприятны, поскольку обе они бедны, не имеют выхода к морю, и их экономика зависит от хорошего регионального сотрудничества в сфере экспорта.
Во всех пяти странах самым серьезным непредсказуемым фактором и потенциальным катализатором экономических перемен являются политические режимы. Ослабление государственного контроля над экономикой, возможно, неотделимо от политических реформ, которые расширят свободу и плюрализм в обществе.
Ричард Помфрет (Richard Pomfret)—
профессор экономики Университета Аде
лаиды, Австралия, и приглашенный про
фессор международной экономики им. Ад
жип Университета Джона Хопкинса,
США. Статья основана на книге автора
"Экономика стран Центральной Азии
после провозглашения независимости",
изданной Принстонским университетом
в 2006 г. Книгу можно заказать на сайте
www.pup.priceton.edu.
BT
·
5
Всемирный банки ЦЭФИР
Серьезным непредсказуемым фактором и катализатором экономических перемен являются политические режимы
Размеры экономики стран, входящих в
Организацию центральноазиатского регионального экономического сотрудничества
(ЦАРЭС), — Казахстана, Кыргызстана,
Таджикистана и Узбекистана, — относительно невелики. Поэтому для устойчивого экономического развития им необходимо развивать торговлю и стремиться к более прочной интеграции в международную торговую систему. Соглашения о региональном сотрудничестве могут позволить странам либерализовать свою внешнеторговую политику при относительно низких издержках, уменьшить риски протекционистских мер со стороны торговых партнеров,
найти новых партнеров и повысить уровень социального благосостояния. Однако, в зависимости от содержания, подобные соглашения могут оказать и негативное влияние на существующие торговые отношения. Тем не менее региональное сотрудничество в сфере транспорта и таможенного транзита однозначно позитивно, учитывая тот факт, что центральноазиатские страны не имеют выхода к морю.
Прогресс в любой из этих областей сможет оказать лишь незначительное влияние на развитие торговли при отсутствии позитивных перемен в других сферах. Например, либерализация торговли стран, не имеющих общей границы, не приведет к улучшению двусторонней торговли, если из за проблем с транспортной инфраструктурой будет затруднен транзит через соседние сними государства. Аналогичным образом совершенствование транспортной инфраструктуры и транзита в соседних странах будет мало способствовать интеграции страны в международную торговую систему, если она будет продолжать вести ограничительную торговую политику.
Неоднородное развитие
товарной торговли
После резких изменений в конце
1990 х гг., вызванных колебаниями мировых ценна сырьевые товары, и российского финансового кризиса 1998 г, в 2000 2004 гг.
экспорт и импорт товаров в центральноазиатских странах значительно вырос. В 2004 г.
совокупный уровень внешней торговли (отношение совокупного экспорта и импорта к
ВВП) был выше, чем можно было ожидать,
учитывая небольшие размеры стран, отсутствие у них выхода к морю и уровень ВВП
на душу населения (см. Таблицу 1). Однако в экспорте по прежнему преобладают несколько сырьевых товаров, таких, как сырая нефть, металлы и хлопковое волокно, что делает эти страны чувствительными крез ким колебаниям мировых цен.
В тоже время участие центральноазиатских стран в глобальных производственных цепочках и связанной сними торговле готовой продукцией остается ограни ченным.
Внешняя торговля по прежнему в основном ведется с небольшим числом государств, с которыми центральноазиатские страны имеют прочные исторические и культурные связи и/или соседствуют, Китаем, Россией и Турцией. Анализ на основе гравитационной модели показывает,
что между Центральной Азией и большинством стран Восточной и Южной Азии и
Западной Европой существует значительный нереализованный торговый потенциал. Ограниченное количество торговых партнеров делает центральноазиатские страны чувствительными к изменениям спроса на импорт и возможным торговым санкциям.
Высокие торговые барь
еры
Хотя на момент провозглашения независимости странами Центральной Азии их торговая политика мало различалась, сегодня отличия довольно заметны — самая либеральная политика в Кыргызстане, довольно либеральная в Казахстане и Таджикистане и весьма жесткая в Узбекистане.
В Кыргызстане и Таджикистане единообразные и довольно низкие внешнеторговые тарифы. В Казахстане сложная тарифная сетка с большим количеством тарифных шкал и высокой максимальной тарифной ставкой, хотя невзвешенная средняя тарифная ставка не очень высока. В Узбекистане также сложная тарифная структура и относительно высокая невзвешенная средняя тарифная ставка. Проблемой является то, что в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане тарифные ставки меняются часто и непредсказуемо. Кроме того, тарифы выше для товаров с большей степенью обработки.
Помимо прямых тарифов часть импорта в Казахстан и Узбекистан облагается налогами. В тоже время такие налоги не взимаются с товаров, произведенных внутри страны, или же налоговые ставки ниже на местные товары по сравнению с импортными. Серьезными препятствиями для развития торговли остаются высокие транспортные издержки, длительные и непредсказуемые сроки международных поставок.
Это связано не только с отдаленным географическим положением Центральной
Азии и ее сложной топографией, но и со слабой развитостью транспортных сетей,
высокими издержками на транспортные услуги, низким качеством этих услуги ло
·
6
Beyond Transition Октябрь — декабрь 2006


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал