Авиапромышленность



страница1/137
Дата11.02.2017
Размер2.13 Mb.
Просмотров4215
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   137

1918

Авиапромышленность:
К 1918 году число работающих на заводе Анатра достигло 2000 человек. Всего за это время заводом выпущено 1056 самолетов. Именно здесь мастер А.К.Михелькевич успешно реализовал плазово-шаблонный метод изготовления самолетных деталей и агрегатов, который и сегодня широко применяется в самолетостроении (553).
К 1918 г. несмотря на начавшийся в 1917 г. развал экономики, автозавод в Филях, получивший название "Автомобильный завод РБВЗ" (или Русско-Балтийский автомобильный завод - "Автобалт"), все-таки удалось почти построить. Если вначале он предназначался для производства только автомобилей, то в 1917 г. его стали рассматривать как многопрофильное производство, в том числе и для выпуска авиационной техники. В 20-е годы этот завод (ныне МПО им. Хруничева) стал базой для создания советского тяжелого самолетостроения, а впоследствии и тяжелого ракетостроения. В настоящее время самая мощная в мире ракета-носитель "Энергия" построена именно на этом предприятии (11230). Причиной возведения "Автобалта" в Москве были не только огромные заказы на прекрасно зарекомендовавшие себя в нелегких фронтовых условиях автомобили, но и эвакуация рижского завода в связи с приближением фронта к городу. Эвакуированное из Риги оборудование РБВЗ разместили преимущественно в Твери на бывшем Верхневолжском вагоностроительном заводе, оставшуюся его часть направили в Петроград. Правление РБВЗ быстро восстановило выпуск своей главной продукции - вагонов, а также начало производство по заказам военного ведомства другой техники. Среди них были различное инженерное имущество, артиллерийские передки, походные кухни и даже моторизованные десантные понтоны. Правление, видимо, смотрело далеко вперед, если в обмен за предоставленные в 1917 г. союзникам чертежи "Ильи Муромца" потребовало чертежи британского танка, а в ближайшей перспективе производственные мощности Тверского завода рассматривались для возможного выпуска самолетов (11230).
К началу 1918 г. большая часть производственных зданий Рыбинского завода была готова и установлена половина оборудования, что позволило начать авторемонтные работы на предприятии (11863).
К началу 1918 г. в условиях постоянного срыва заказов, развала транспорта, отсутствия финансирования, митингов и солдатских бунтов эти два энтузиаста своего дела ухитрились подготовить в Херсоне необходимую инфраструктуру предстоящего строительства: подъездные железнодорожные и шоссейные пути, пристань, канализацию, казармы, склады, ангары и т. п., завезти весь необходимый для сооружения заводов и лабораторий строительный материал. Был полностью подготовлен аэродром, во временных помещениях началась научная работа. На юге России власти менялись так быстро, что их даже не успевали замечать, но Фан-дер-Флит упорно продолжал проводить политику центра, строить авиагородок. Подобно большинству русских интеллигентов он наивно полагал, что власть в центре именно та, которую хочет русский народ, а авиация всегда будет нужна России, какая бы власть в ней не была. Однако в апреле 1918 г. Коллегия «красного» УВВФ ликвидировала Комиссию по строительству авиагородка, оставив Фан-дер-Флита и его сотрудников без средств к существованию (15740).
Другие оборонные отрасли:
К 1918 году насчитывалось несколько десятков миллионов 76-миллиметровых снарядов. Они небыли израсходованы даже в ходе ВОВ. Необходимо ли говорить, что во время Гражданской войны трехдюймовка была основным противотанковым средством. Обычно стрельбу вели шрапнельным снарядом, имеющим дистанционную трубку, установленную на удар. Этого было достаточно для пробивания брони любого танка находящегося на вооружении белогвардейцев (15599).
К 1918 г. стрелять могла только одна 356/52-мм пушка, установленная на станке Дурляхера на Ржевке. На этой установке постоянно менялись стволы, и она все время находилась в готовности к стрельбе. В 1941–1944 гг. 356-мм полигонная установка из штатного 356/52-мм ствола вела огонь по германским войскам, осаждавшим Ленинград. Установка Дурляхера находится на Ржевке и сейчас (но крайней мере она была там в 2000 г.).

Линейные крейсера типа «Измаил» достраивать не стали. [40] Разрабатывалось несколько проектов строительства морских мониторов, вооруженных 356-мм пушками, но и они не были осуществлены. В середине 1930-х годов 356/52-мм пушками вооружили железнодорожные транспортеры ТМ-1–14 (транспортер морской первый с 14-дюймовой пушкой). Всего были сформированы две железнодорожные батареи, в каждой из которых имелось по три транспортера ТМ-1–14. Одна из этих батарей базировалась под Ленинградом, а две другие — под Владивостоком (12705).


К началу 1918 г. автомобильные заводы были в основном закончены несмотря на все сложности экономической и политической ситуации 1917 г., строительные работы на большинстве автомобильных заводов и их оборудование были продолжены, что дало свои результаты. На казенном заводе было практически завершено сооружение механического и сборочного цехов, силовой станции, прибыла и часть оборудования. Это позволило заводу в течение мая 1917 - марта 1918 гг. произвести ремонт небольшого количества автомашин (отремонтировано было 52 автомобиля, в разборке находилось – 180). По оценкам контролеров военного ведомства Общество «Бекос» не проявило должной инициативы ни в строительстве предприятия, ни в его оборудовании, к тому же под давлением английского правительства даже преуменьшив масштабы будущего завода. После Октябрьской революции возведенный завод использовался в качестве оборонного предприятия, а в 1940-е гг. стал базой научно-производственного объединения С.П. Королева (11863).
Армия:
К январю 1918 в морской авиации было 67 аппаратов и 27 в ремонте. Состояние в предшествующие годы было следующим:

1917


БМ










М-9

Сальмсон

150

39

М-11

Гном-Моносупан

100

15

М-16

Сальмсон

150

15

Ньюпор-17

Рон

110

10

Фарман

Рено

80

1










___










80

ЧМ










М-5

Гном-Моносупан

100

25

М-9

Сальмсон

150

48

М-11

Гном-Моносупан

100

4

М-15

Испано

150

8

Ньюпор-17

Рон

110

9










___










94










___










174

1916

БМ










М-9

Сальмсон

150

37

ФБА

Гном-Моносупан

100

19

Фарман

Рено

80

17

Разных устаревших




9













___










82

ЧМ










М-5

Гном-Моносупан

100

30

М-9

Сальмсон

150

20










___










50










___










132 (3801)


За рубежом:
К началу 1918 52% британских ВВС выполняли задачу по непосредственной поддержке войск на поле боя. Германия имела 38 спецотрядов штурмовой авиации (80,202). Первые бронированные штурмовики - Юнкерс Ю-4 и Сопвич T.F.2 Salamander попали на фронт в 1918. Несмотря на то, что броня ухудшила летные качества - немцы штурмовики применяли и строили серийно. Некоторое время штурмовики строили и после войны в Англии и США (80,202).
К 1918 году английская и французская армии располагали самоходными зенитными орудиями калибром до 75 мм. Появились акустические аппараты, так называемые авиафоны, с помощью которых можно было издалека услышать шум работающих самолетных двигателей. Появилась сеть раннего оповещения. С выдвинутых далеко вперед наблюдательных пунктов по телефону предупреждали о появлении самолетов противника. При невысокой скорости машин эта мера давала достаточно времени для организации обороны. Этому благоприятствовал и позиционный характер войны (11262).
Другие оборонные отрасли:
На 1 (14) января 1918 г. ЦВПК исполнил заказов на 330 млн рублей. Выполнение общественными организациями правительственных заказов влекло за собой новые виды деятельности, такие как заготовка металла и топлива; содействие в перевозке грузов, предназначенных для армии и флота (отдел транспорта и связи); производство исходного сырья для вооружения: азотной и серной кислот, толуола и бензола (был построен завод минеральных кислот). 26 августа 1915 г. Главный военно-промышленный комитет принимает специальное постановление о необходимости возбудить ходатайство перед Министерством торговли и промышленности о допуске его представителей в Харьковский угольный комитет и во все губернские комиссии по распределению топлива.

Вместе с расширением функций общественных организаций всё разнообразнее становилась география размещения заказов. Так, деятельность Земгора показывает, что почти все заказы (98,1%) распределялись в Европейской России, на Кавказе — 1,5 и в Сибири — 0,4%. В качестве ведущих центров по выполнению заказов Земгора в Центральной России выступала Московская губерния (17% всех заказов), на юге — Херсонская и Харьковская губернии (26%), в Сибири — Иркутская губерния и Акмолинская область, на Кавказе — Тифлисская губерния, на Петроградскую губернию приходилось лишь 8% всех заказов Земгора.

Но в силу острого недостатка на внутреннем рынке сырья, материалов и топлива выполнение в срок заказов первой очереди оказалось практически невозможным. Военное ведомство вынуждено было даже продлить этот срок с 1 марта до 1 июля 1916 г. Но это не исправило положения. Основными причинами невыполнения заказов являлись:

1) недостаток сырьевого материала на рынке;

2) крайняя затруднительность перевозок;

3) несовершенство конструкций и изменение технических условий на производстве;

4) недостаток, отсутствие опытных рабочих на предприятиях;

5) отсутствие и задержка в получении топлива;

6) слабость образования, изношенность технических мощностей;

7) недостаток аванса, загруженность заводов и др.

Но самое главное — инициатива упиралась в несогласованность действий между обществом и правительством, нежелание правительства привлекать буржуазию к решению поставленных задач. Сыграла свою роль и ликвидация заводов, принадлежащих немцам.

Что же касается экономической деятельности буржуазных общественных организаций, то, несмотря на ограничение их инициативы со стороны правительства, особенно со второй половины 1916 г., ими был сделан определенный вклад в развитие военной экономики России в период первой мировой войны. По масштабам санитарного обслуживания Земский и Городской союзы значительно превзошли в этом направлении деятельность Красного креста. Если брать в целом заказы, выполненные Земским и Городским союзами по отдельным видам продукции, то они составили 3,2% от общей суммы заказов Главного интендантского управления, 2,0 — Военно-технического управления, 1,25% — Главного артиллерийского управления. Данные по Земгору соответственно по тем же управлениям следующие: 16,6%, 7,0 и 1,0% (11270).


Армия:
1 (14) января 1918 Центральная Рада заявила о переподчинении ей кораблей Черноморского флота (4962).
1 (14) января в 1918 году «Варфоломеевская ночь» в Евпатории. 14–17 января большевики и «революционные» матросы захватили в городе свыше 800 бывших офицеров, а также горожан из числа «буржуев». Практически все они были зверски убиты. Только на кораблях «Трувор» и «Румыния» матросы казнили свыше 300 офицеров: жертв раздевали до белья, связывали, укладывали на палубу, отрезали у живых уши, нос, губы, половые органы и сбрасывали тела в воду (15009).
Жизнь и внутренняя политика:
1 (14) января 1918, когда В.И.Л. ехал с выступлением в Михайловский манеж на Делоне-Бельвиль с ш С.К.Гилем, его обстреляли террористы (1231,19).
1 (14) января 1918 года В.И.Л. говорил на совещании с представителями продовольственных организаций "Необходимо... провести массовые обыски в Петрограде и на товарных станциях. Для обысков каждый завод, каждая рота должны выделить отряды, к обыскам надо привлечь не желающих, а обязать каждого, под угрозой лишения хлебной карточки" (6804).
1 (14) января в 1918 году Совет Народных Комиссаров по предложению В.И.Ленина принял постановление об организации вооруженных отрядов при ВЧК, предназначенных для выполнения заданий чрезвычайных комиссий, охраны правительственных учреждений, борьбы с бандитизмом, поддержания революционного порядка в стране. Этим было положено начало созданию внутренних войск (15009).
1 (14) января в 1918 году В.И.Ленин произнес речь в Михайловском Манеже (Петроград) приветствуя 1-ый отряд новой социалистической армии при отправки его на фронт. После митинга Ленин сказал шоферу, чтобы он отвез его, М.И.Ульянову и швейцарского коммуниста Фрица Платтена в Смольный. Тарас Гороховик тронулся в путь не спеша, так как опасался гололеда, снежных завалов, а больше всего такого густого тумана, какого давно не наблюдалось в Петрограде. У Симеоновского моста через Фонтанку по кузову неожиданно забарабанили пули. Платтен пригнул голову Ленина, водитель не растерялся и прибавил газу. У Смольного машину осмотрели: в нескольких местах был продырявлен кузов, две пули прошили лобовое стекло, одна из них задела палец Платтена. Участников покушения (уже второго после прихода к власти большевиков) обнаружить не удалось. Как обычно, это доныне позволяет строить самые разнообразные домыслы, впрочем, не отличающиеся оригинальностью (15009).
1 (14) января 1918 У Симеоновского моста через Фонтанку (мост Белинского) обстреляна машина, в которой ехал В.И. Ленин. Предполагают, что нападение было инсценировано. Этот случай - единственное "нападение" на Ленина в Петрограде. Ленин ехал в автомобиле по темным улицам петрограда. В машине с ним были шофер и рабочий-охранник, у которых даже не было оружия. А у Ленина в кармане лежал маленький хромированный браунинг, подаренный кем-то из соратников-революционеров. Но стрелять из пистолета Ленин не умел: он никогда ранее не имел оружия и не владел им. Машину остановили грабители, сделав один или два выстрела в воздух и преградив ей путь. Ленин, думая что это революционные матросы или рабочие, приказал остановиться. Шофер – опытный человек – раньше других понял, кто их остановил, и посоветовал не предпринимать попыток перечить. Однако, Ленин пожелал “поговорить” с представителями угнетенного класса, которых судьба заставила стать преступниками. Грабителей (их было двое) интересовали деньги, драгоценности, часы и автомобиль – они приказали отдать все добровольно и всем выйти из машины. Грабители явно не хотели слушать пламенную речь. Обескураженный Ленин чего-то пробормотал в полголоса. Один из грабителей, видимо главарь, спросил: “Кто такой?” Ленин буркнул в ответ: “Ленин”… Грабитель не расслышал ответ и переспросил – “Левин?…” Шофер нашелся и подхватил: “… врач Левин, спешим к больному”. Главарь смягчился. По несчастью Ленин вез с собой колечко – не то подарок Надюше, не то семейная реликвия. С деньгами и имуществом пришлось расстаться, и грабители, явно спешившие закончить дело, не стали собственноручно обыскивать карманы, что второй раз спасло Ленина от возможной гибели: найди они этот несчастный пистолет – кто знает, чем бы закончилось. Автомобиль с грабителями уехал, оставив Ленина со-товарищи на пустынной улице. Мобильных телефонов и таксофонов тогда еще не было и прошло не менее часа, пока товарищам удалось найти извозчика. Ленин был взбешен случившимся. Тут же, по прибытию в Смольный, был вызван (не помню, но наверное) Дзержинский, который немедленно выслал наряд рабочей милиции на поиски грабителей. Не нашли, конечно. Больше всего Ленин горевал о колечке. По свидетельству современников Ленин затаил лютую обиду на город, который не оценил величия трибуна революции. Он испытал невероятное унижение. Не в связи ли с этим событием было принято решение о переезде в Москву? Загадка, которую мы никогда не разгадаем… Вскоре Ленин и весь ЦИК ВКП(б), немногочисленное советское правительство, переехали в Москву, где охрана вождя была налажена уже по всем правилам за высокими крепостными стенами Кремля. Больше Ленин уже никогда не приезжал в Петроград, даже не навещал могилу матери. (прошу прощения за возможные неточности пересказа, некоторые детали этой истории, а также фамилии героев, запамятовал) (10739).
1 (14) января 1918 было первое покушение на Ленина. На Семеновском мосту обстреляли автомобиль, в котором находились Ленин, его сестра Мария и швейцарский эсдек Платтен. Платтен пригнул голову Ленина, но сам был ранен в руку. Нападавших было 12 человек, они скрылись в тумане. Многие из них со временем оказались в Новочеркасске, где набирало силу белое движение (12629).
1 (14) января в Петрограде было совершено первое покушение на Владимира Ленина. Когда он ехал в автомобиле с митинга со своим другом, швейцарским коммунистом Фридрихом Платтеном (в апреле 1917 года он вместе с Лениным приехал в Россию в «пломбированном вагоне»), неизвестные открыли по ним стрельбу. Услышав выстрелы, Платтен закрыл рукой голову Ленина, получив незначительное ранение. Нападавшие найдены не были. Ответственность за покушение позже взял на себя бежавший из Советской России князь Илья Шаховской. По словам князя, на организацию нападения он выделил полмиллиона рублей. Британский историк Ричард Пайпс писал, что в организации покушения участвовал и кадет Николай Некрасов, бывший министр путей сообщения, а затем министр финансов Временного правительства (17045).
1 (14) января 1918 года история России и мировая история в целом могли повернуться кардинальным образом. Однако террористы из русских дворян и офицеров получались хреновые. На дуэли рука бы не дрогнула, а когда надо было «замочить» безоружного штатского, исполнению мешало воспитание.

В покушении на вождя мирового пролетариата Владимира Ленина приняло участие 12 человек - офицеры царской армии, монархисты и черносотенцы, во главе с князем Дмитрием Шаховским. Что из этого вышло газета «Известия» описала так:



«Наемные убийцы… осмелились подло стрелять в автомобиль, в котором ехал тов. Ленин после произнесения приветственной речи уезжающим на фронт добровольцам. Тов. Ленин даже не заметил этих предательских выстрелов: он сидел в глубоких думах об устройстве пролетарского счастья. Только ехавший с ним секретарь швейцарской С.Д.Р.П. тов. Фр.Платтен, услышавший предательские выстрелы, успел быстрым движением наклонить голову тов. Ленина и тем спас его жизнь. Однако предательская пуля оцарапала палец той руки тов. Платтена, которою он наклонял голову народного вождя. В автомобиль было сделано четыре выстрела». Платтен уже во второй раз выручил Ленина. До этого именно он организовал доставку в Россию Владимира Ильича в «пломбированном вагоне» в апреле 1917 года. Да и после помогал ему, выполняя деликатные поручения вождя по связям с заграничными товарищами. За участие в покушении были арестованы пять бывших офицеров: Зенкевич, Волошинов, Некрасов, Мартьянов, Ушаков. Получив письмо этих неудачливых террористов о помиловании и предоставлении возможности искупить вину на фронте, вождь мирового пролетариата сказал: «Вот и прекрасно, пусть юнцы осмотрятся и подумают». А на письме появилась его резолюция: «Дело прекратить. Освободить, послать на фронт». Все пятеро позднее перебежали к белым - кто к Деникину, кто к Колчаку. Однако позже большевики перестали либеральничать. Причем, перестали настолько, что стали расправляться и с чужими, и со своими. Судьба оказалась безжалостна к главным героям этой истории. В марте 1938 года в Москве был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности руководитель покушения на Ленина - Дмитрий Шаховской. А спустя месяц был арестован спаситель Ленина - Фриц Платен по обвинению в шпионаже в пользу Германии и в незаконном хранении оружия. Оказалось, что он незаконно хранил револьвер, который после покушения подарил ему Ленин. А годом раньше, как троцкистка и английская и германская шпионка, была арестована жена Платтена. Шаховского по приговору суда расстреляли, Платтену дали 10 лет. Он умер, отбывая наказание в лагере, от сердечного приступа 22 апреля 1942 года – по иронии судьбы, в день рождения Ленина. Сын Фрица Платтена, выступая осенью 1988 года в Москве на вечере, посвященном 105-летию со дня рождения отца, рассказал, что в 1958 году получил покаянное письмо от бывшего лагерного конвоира, который писал, что по устному приказу лагерного начальника лично вывел Платтена за ограду и пристрелил его, ибо у того закончился лагерный срок. Платтена реабилитировали посмертно в 1956 м, Шаховского – в 1957 году (15009).


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   137


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал