Апробирование



Скачать 375.26 Kb.
Дата28.10.2016
Размер375.26 Kb.
Просмотров136
Скачиваний0
Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

прогимназия №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Обобщенный опыт работы по теме:

Апробирование

программы информатика для малышей

А.Горячева



«Все по полочкам»

г. Шарья 2009 г.



Перечень материалов:

  1. Сведения об авторе …………………………………….………2 стр.

  2. Аннотация …………………………………………………..…..3 стр.

  3. Описание опыта:

  • Концептуальные основы и методологические подходы……………4 стр.

  • Актуальность темы ……………………………………………..….…4 стр.

  • Формирование цели……………….…………………………………...5 стр.

  • Задачи ……………………………………………………………..…...5 стр.

  • Условия …………………………………………………………….….7 стр.

  • Принципы ………………………………………………………….…..9 стр.

  • Методы и приемы …………………………………………………....14 стр.

  • Формы работы ………………………………………………………..18 стр.

  • Средства …………………………………………………………….…19 стр.

  • Результат ………………………………………………………………21 стр.

  1. Приложения ……………………………… ……….………...….20 стр.

  • Приложение №1 Фото класса

  • Приложение №2 Сертификат класса

  • Приложение №3 Лицензию игры

  • Приложение №4 Индивидуальная тетрадь

  • Приложение №5 Фото пенала и его содержимого

  • Приложение №6 Материалы со стенда «История возникновения компьютера»

  • Приложение №7 Демонстрационные плакаты «Правильная посадка»

  • Приложение №8 Критерии диагностики умственного развития

  • Приложение №9 Критерии диагностики уровня прохождения программы.

  • Приложение №10 Итоговое занятие подготовительная группа «Кодирование»

  • Приложение №11 Выступление на общей городской родительской конференции

  • Приложение №12 Программа «Компьютер и ребенок» Супер - ТВ

  • Приложение №13 Перспективное планирование программы «Все по полочкам»

  • Приложение №14 Слайды презентации «Гимнастика для глаз»

  • Приложение №15 Интегрированное занятие по экологии «Все о грибах»

  • Приложение №16 Занятие «Осень в лесу»

  • Приложение №17 Проект «Путешествие в компьютерную страну»

  • Приложение №18 Газета «Ключикум»

  • Приложение №19 Буклет для педагогов

  • Приложение №20 Буклет для родителей «Ребенок и компьютер»

  • Приложение №21 Консультация для родителей

  • Приложение №22 Консультация для педагогов

  • Приложение №23 Фото с личных кабинетов на интернет ресурсах

  • Приложение №24 Отзыв с открытого занятия для курсов повышения кв.

  • Приложение №25 Отзыв о работе тьютера в газете «Ветлужский край»

  • Приложение №26 План работы профессионального объединения «ИКТ в ДОУ»

  • Приложение №27 Интеллектуальная игра

  • Приложение №28 Программа индивидуального сопровождения

  • Приложение№29 Достижения детей

  • Приложение№30 График работы

  • Приложение №31 Программа кружка «Логические игры»

  1. Литература … …………………………………………..……….23 стр.

  2. Рецензия …………………………………………………………24 стр.

Сведения об авторе изображение 020.jpg

Шиганова Ирина Николаевна – воспитатель компьютерного игрового класса МОУ прогимназии №18 «Родничок» городского округа город Шарья Костромской области

Дата рождения – 5.05.1964 г.

Образование – высшее, окончила Костромской государственный педагогический университет в 1998 году по специальности «Педагогика и психология дошкольная»

Квалификация - преподаватель дошкольной педагогики, методист по дошкольному воспитанию.

Педагогический стаж -27 лет,

В должности воспитателя компьютерно – игрового класса - 5 лет



Квалификационная категория - высшая

Награждена в 2003 году грамотой Министерства образования и науки

Курсы повышения квалификации - повышение квалификации КОИКПРО 2007 год: «Партнерство в образовании»

«Intel – обучение для будущего»

2009 год: «1С. Хронограф. Проф.»

Аннотация

Позиция


Задача современного образования - формирование личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в конце дошкольного и начале школьного возраста становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Цель

Апробация программы информатика для малышей, А.В.Горячева «Все по полочкам»

Задачи

Обучающие:

Воспитывающие:

  • воспитывать умения работать в группе,

  • самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей,

  • воспитывать положительное отношения к сверстникам и взрослым;

Развивающие:

  • развивать творческие способности и наклонности детей,

  • создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач,

  • создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Содержание

Содержание работы по апробированию программы А.В.Горячева «Все по полочкам» (пропедевтический курс информатики) раскрыт в перспективном плане занятий.

Во время обучения по программе дети узнают:



  • о свойствах, признаках и составных частях предметов

  • о действиях предметов, последовательности и порядку действий, ведущих к цели.

  • об элементах логики: истинных и ложных высказываниях, отрицаниях, разрешающих и запрещающих знаках, логической операции «И».

А так же развивают творческое воображение.

Методы и приемы


  • Словесные (беседа, рассказ, загадки, вопросы)

  • Наглядные (презентации, карточки, тетради, способы действия, жест)

  • Практические (упражнение)

  • Игровые (дидактическая игра)

  • Проектирование (проект)

  • Метод интерактивной игры

Формы


  • Фронтальные – вся группа

  • Групповые – группа в 8 человек

  • Индивидуальные

Средства

  • Печатные (индивидуальные тетради, дидактические игры)

  • Электронные образовательные ресурсы (игровая среда Перволого демо версия)

  • Аудиовизуальные (компьютерные игры, учебные программы)

  • Демонстрационные (плакаты)

  • Учебная техника (компьютеры)

  • Наглядные плоскостные (стенды для детей и родителей)

Результат


Апробировав программу «Все по полочкам» я добилась следующих результатов:

  • Высокий уровень освоения программы – 32%

  • Средний уровень освоения программы – 60%

  • Низкий уровень прохождения программы – 8%

Концептуальные основы и методологические подходы решения проблемы и исследовательских ученых классиков и современных педагогов и психологов.

Информатизация дошкольного уровня образования в нашей стране началась с 1986 года, когда в Москве был открыт первый детский сад с компьютерами.

У истоков информатизации дошкольного образования стояли ученые и специалисты НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца), ЦНИИ «Электроника», ВНИИ технической эстетики, МГУ им.Ломоносова, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО) и других организаций, объединившихся позднее в 1990 г. В независимую Ассоциацию «Компьютер и детство». Первоначальный этап исследований был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики.

В результате критического анализа отечественного и зарубежного опыта информатизации образования было признано нецелесообразным приобщение дошкольников к «мини – информатике». На ступени дошкольного образования необходимо идти не от информатики к деятельности, а наоборот: от деятельности к информатике.



Актуальность темы в теории и практике

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.

Основная цель комплексной программы развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Апробируемая мною программа имеет отличительную особенность:



  • программа А.В.Горячева «Все по полочкам» состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования по курсу информатики,

  • согласуется с программой по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной министерством образования РФ и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0 – 11, который разрабатывается в рамках Образовательной программы «Школа 2100» под руководством А.В.Горячева.

  • программа А.В.Горячева «Все по полочкам» актуальна для реализации в МОУ прогимназия №18 «Родничок» так, как в начальной школе обучение ведется по курсу А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»

При этом использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, и даже дошкольников.

Цель:

Апробировать программу А.В.Горячева по курсу информатики для дошкольников «Все по полочкам»



Задачи:

Перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения. Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:



Обучающие:

  • создать базу знаний связанную с информатикой,

  • развивать образное и логическое мышления;

  • формировать понятия и способы информационной деятельности;

Эти задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:

  • абстрагирования;

  • иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);

  • создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять);

Воспитывающие:

  • воспитывать умения работать в группе,

  • самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей,

  • воспитывать положительное отношения к сверстникам и взрослым;

Эти задачи, связанные с предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений

Развивающие:

  • развивать творческие способности и наклонности детей,

  • создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Эти задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения.

К первой группе можно отношу следующие задачи:



  • научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством:

  • научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;

  • познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);

  • научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);

  • познакомить с главной функцией (назначением) предметов;

  • научить расставлять события в правильной последовательности;

  • научить описывать свои действия;

  • научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  • познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;

  • научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;

  • научить находить ошибки в неправильной последовательности действий.

Ко второй группе - следующие задачи:

  • познакомить с истинными и ложными высказываниями [не вводя термин);

  • познакомить с отрицанием (не вводя термин);

  • научить формулировать отрицание по аналогии;

  • познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;

  • познакомить с логической операцией "И" (не вводя термин).

К третьей группе - задачи:

  • научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;

  • научить видеть пользу и вред того или иного свойства в разных ситуациях;

  • научить проводить аналогию между разными предметами;

  • научить находить похожее у разных предметов;

  • научить переносить свойства одного предмета на другие;

  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

При решении задач по развитию творческого воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).



Условия

В сегодняшних условиях информатизации общества при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Решением данной проблемы является создание компьютерных классов на базе дошкольных образовательных учреждений.

На базе муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьно возраста прогимназия №18 «Родничок» оборудован специальный кабинет «Компьютерно игровой класс» (Приложение №1), который отвечает всем требованиям времени, современная компьютерная техника, соблюдение требований СанПин и приобретение лицензированных компьютерных программ.

В 2009 году на муниципальном смотре – конкурсе предметно – методических кабинетов был присужден статус городского предметно - методического кабинета «Компьютерно - игрового класса» и выдан сертификат. (Приложение №2)

Деятельность компьютерного класса определена программой по курсу информатики для дошкольников А. В. Горячева «Все по полочкам», что является начальным звеном непрерывного курса информатики (авторы А.В. Горячева, К.И.Горина, Н.И.Суворова), входящего составной частью в комплект учебников Образовательной системы «Школа 2100» и обеспечивающий преемственность в обучении информатике между дошкольным учреждением и школой.

В МОУ прогимназии «Родничок» используются только компьютерные программы и игры, имеющие лицензию и соответствующие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям инструктивно-методического письма Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения".(Приложение №3)

Все рекомендации выполняются, можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Так же для более полного усвоения программы А.В.Горячева «Все по полочкам» мною были созданы:


  • тетради с индивидуальными заданиями для детей, за основу была взято учебное пособие для детей «Все по полочкам» А.В.Горячева, Н.В.Ключ.(Приложение №4)

  • «пеналы» содержащие дидактические игры и головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебные спички», «Пазлы»,«Бело - голубой квадрат» (Приложение №5)

  • Оформлен стенд «Лого Мышка» со сменной информацией: «Из истории компьютера»; «Устройство компьютера»; «Правила поведения»; «Множества», и др.(Приложение №6)

  • Изготовлены плакаты: «Гимнастика для глаз»; «Правильная осанка при работе на компьютере», «Клавиатура» (Приложения №7)

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы разработана нормативная база «Школы информатизации», а в 2008 году принят проект «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования», прошла курсы повышения квалификации:

  • «Информационные технологии в практике работы учителя»(2007г.),

  • «Партнерство в образовании»(2007г.),

  • «Intel – обучение для будущего» (2006г.),

  • «1С.Хронограф.Проф.»(2009г.),

  • в настоящее время прохожу курсы дистанционного обучения «Применение пакета свободного программного обеспечения».

Принципы

В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

1. Принцип развивающего обучения.

« Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Л. С. Выгодский

В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка.

Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

Для определения готовности детей к усвоению программы "Все по полочкам" и работе на компьютере провожу диагностику с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Диагностика позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 2 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень умственного развития ребенка.

Предлагаются две группы тестов (И.А. Барташникова, А.А.Барташников) (Приложение №8):

Первая группа – это тесты, которые позволяют оценить уровень умственного развития ребенка относительно возрастных норм, установленных специальными исследованиями. В эту группу вошли три теста. Они направлены на выявление степени развития мыслительной операции сравнения и вербальной слуховой памяти, а так же владения некоторыми общими понятиями.

Вторая группа тестов предназначена для сравнительных исследований. Тесты этой группы используются для определения динамики развития соответствующих способностей на разных возрастных этапах /5-6 и 6-7 лет/. С помощью полученной информации можно контролировать процесс умственного развития и вовремя влиять на него.

В конце года (апрель, май) провожу диагностику для определения прогресса усвоения ребенком за год программы по информатике для малышей А.В.Горячева «Все по полочкам» (Приложение №9).

По результатам этой диагностики я могу судить, насколько полно дети изучили пропедевтический курс информатики, знают ли понятия истинного и ложного высказывания, понятие симметрии; а так же могу судить об умении детей: находить лишний предмет в группе однородных; предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам; находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов); разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков; называть последовательность простых знакомых действий; приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; находить пропущенное действие в знакомой последовательности; смогут ли точно выполняют действия под диктовку; называть противоположные по смыслу слова; составлять целое их частей, видеть часть как составной элемент целого, находить кратчайший и более рациональный путь.

Для корректировки обучения в течении года провожу итоговые обобщающие занятия (по мере необходимости) (Приложение №10)

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются нравственные качества, формируются нормы общения.

Я считаю, что одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.

Обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий по курсу информатики. На этих занятиях даются знания, воспитываются нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, радость), прививаются правила пользования компьютером и Интернет ресурсами.

С этой целью веду работу не только с детьми, но и с родителями. Даю консультации о правилах поведения и пользования ребенком компьютера, о нормах организации детского рабочего места, о требованиях при выборе компьютерных игр для детей «Выбери правильно». Выступала на общей городской родительской конференции с консультацией «Ребенок и компьютер» (Приложение №11); подготовила и провела передачу на супер-ТВ «МаПина школа» (Приложение №12)

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

При планировании педагогияческого процесса устанавливала взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходя от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаясь к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.



Сначала знакомлю со свойствами и признаками предметов, а потом учу находить общие признаки и свойства.

Задания, уровень сложности, объем – увеличиваю постепенно. (Приложения №13)

4. Принцип доступности.

Планируя содержание занятий, методы их сообщения учитываю возраст, уровень развития, подготовки, интересы детей.

Программа «Все по полочкам» А.В.Горячева рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, задачи составлены с учетом психических и физических особенностей детей этого возраста. Курс занятий по программе разработала на старший и подготовительный к школе возраст в связи с требованиями программы. (Приложение №13)

Темы занятий и учебные цели повторяются на протяжении двух лет, усложняются задания и увеличивается их объем (по спирали). Если взять 2 одинаковых занятия в разных по возрасту группах, то можно заметить: тема, цели, задачи занятия одинаковы, а объем заданий, уровень сложности в подготовительной к школе группе возрос (Приложение №4) В старшей возрастной группе для самостоятельной работы даю 2-3 задания, в подготовительной 3-4.



5. Принцип индивидуализации.

Каждое занятие строю в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитываю тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка. Подгруппы детей для занятий формируются по желанию и личной симпатии детей. В ходе занятия слежу за утомляемостью детей, эмоциональному состоянию, чередую задания, провожу физминутки. (Приложение №14) К каждому занятию продуманы задания повышенного уровня сложности. Для этого созданы индивидуальные пеналы в которых находятся дидактические игры («Пазлы», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры - головоломки (Приложение №5)

Учитывая желание детей, один раз в неделю организую кружок «Логические игры» (Приложение №31)с детьми старшего дошкольного возраста.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении выполняю сама, ставлю проблему, определяю задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний даю возможность побывать в позиции учителя.

В ходе занятия предлагаю детям не только выполнить задания, но и «помочь» другим детям в выполнении задании. Это дает возможность закрепить материал и проявить дружелюбие, сопереживание, радость освоения новых ценностей. При этом возникает синэргетический эффект, смысл которого заключен в том, что совокупный результат, достигнутый совместными усилиями, превосходит систему тех результатов, которых каждый из участников процесса мог бы достичь, действуя в одиночку.

Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах разного уровня (Приложение №29)



Название конкурса

Фамилия участника

Год

Результат

Муниципальные



«Элька собирает друзей»

Красильников Вадим

2006

Диплом



Маленький интеллектуал

Корнева Евгения

Зубов Максим



2007

Сертификаты



Маленький интеллектуал

Панкратов Павел

2008

Сертификаты



Маленький интеллектуал

Чеченева Таня

Колесова Полина



2009

Сертификаты



Конкурс календариков,

номинация «Патриотическое воспитание»



Башкова лизавета

2009

Сертификаты



Конкурс «Молодая семья»

Шатунова Софья

2009

Сертификаты

Региональные



Конкурс «Молодая семья»

Шатунова Софья

2009




Всероссийские



«Вредные привычки»

Башкова Лиза

2008

Победитель



«Учительская газета», номинация Фотомастер

Тарасов Тарас

2008

Победитель



Конкурс «Молодая семья»

Шатунова Софья

2009




7. Принцип связи с жизнью.

В ходе занятий предлагаю ребенку устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Многие задания в занятиях неотъемлемо связаны с окружающим.

Например: предлагаю детям отобразить множество, соединив в пары животных и их места обитания, растения и плоды этих растений, взрослых животных и их детенышей.(Приложение №16)Также дети выстраивают ленту времени - этапы роста одуванчика, птицы, времена года. С действиями разрешающих и запрещающих знаков знакомлю на знаках дорожного движения.



Методы

Метод - это инструмент прикосновения к личности, способ, с помощью которого совершается целенаправленное воздействие на сознание и воздействие детей.

В своей работе использую следующие методы



Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Беседы, рассказ, загадки, вопросы – без этого не обходится ни одно занятие по программе А.В.Горячего «Все по полочкам»

Некоторые из них строятся на русских народных сказках, пословица, поговорках (Приложение №16)

Наглядные:

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к занятию, дает возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности (презентации, демонстрационного материала, карточек, индивидуальных тетрадей) невозможно провести ни одного занятия.

Такие занятия как: «Дорожка», «Симметрия» и др. - все они на наглядных методах и приемах. На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо карточку с заданием которое надо выполнить.



Демонстрация наглядных заданий на карточках, тетрадях и с помощью мультимедийной установки.

Создала индивидуальные тетради для каждого ребенка, в которых проструктурировала систему заданий для каждого занятия, а так же задания повышенного уровня. (Приложение №5)



Показ карточки - задания используется в обучении анализа, в построение плана выполнения задания.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием помогает мне раскрыть перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо карточку с заданием которое надо выполнить.



Показ жестом выполнения задания, можно использовать частичный показ – выполнение тех или иных игровых действий. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями,

Практические

Нельзя научить детей, только показывая и рассказывая, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Как бы хорош не был образец, насколько бы интересен не был рассказ, дети не научатся, не упражняясь. Именно с помощью практических методов формирую практические умения и навыки. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.

Ведущими практическими методами являются упражнение:



Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении дошкольников применяю упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая (подражательные упражнения), в других ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал и, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Игровые:

"Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания".

Н.К.Крупская

Я считаю, что игра как один из важных методов обучения повышает произвольное внимание детей, способствует их умственной активности и, следовательно, обеспечивает более глубокое усвоение и понимание материала.

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей

Для развития остроты восприятия использую игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.(Приложение №20)

Созданы индивидуальные пеналы в которых находятся различные игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пазлы» «Волшебные спички» - эти игры используются на занятиях для достижения поставленных целей.(Приложения №5)

В старших возрастных группах имеется полочка «Логических игр» где находятся разные виды игр на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.



Метод интерактивной игры

Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Моя роль в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – я создаю условия для обретения значимого для них опыта социального поведения. Интерактивная игра - не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре учу детей узнавать новое, понимать себя и других и приобрести собственный опыт.

В работе используются технологии:



Проектирование. Методологической основой проектирования является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и даже педагога. В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности.

Освоив метод проектирования мною был разработан проект «Путешествие в компьютерную страну» (Приложение №17). Проект принял участие в муниципальном конкурсе методических разработок, а также в региональном конкурсе научно-методических разработок .

Проект «Компьютер в детском саду» предполагается реализовываться с детьми дошкольного возраста в игровой форме используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ для детей дошкольного возраста.

Идея проекта: спиральность, наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.

В связи с реализацией проекта «Компьютер в детском саду» современные информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада, т.е. произойдет органическое сочетание традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.



Информационно-коммуникационные технологии.

Освоив информационно-коммуникационные технологии я активно использую это в своей работе.

Подготовила к выпуску:


  • газеты «Ребенок и компьютер», «Правильно выбирайте игру» (Приложение №18);

  • буклеты для методического объединения педагогов (Приложение №26),

родителей (Приложение №20),

  • консультации для родителей ( Приложение № 21)

и педагогов (Приложение №22) в различных программах Word, Publisher, Power Point,

Создала:


  • портфолио в программе Front Page

  • личный «кабинет» на Интернет представительстве прогимназии в программе SharePoint ,

  • личные портфайлы на сайте «Сеть творческих учителе»,

«ИнтерГу» (Приложение №23)

Активно внедряю и пропагандирую информационно коммуникационные технологии в работу педагога:



  • открытое занятие для курсов повышения квалификации «Кодирование» (2009г.) (Приложение №10)

  • являюсь тьютером и обучила более 30 педагогов использованию ИКТ в образовательном процессе, имею благодарные отзывы в газете «Ветлужский край». (Приложение №25)

  • руководителем городского методического объединения воспитателей «ИКТ в образовательном процессе ДОУ» (Приложение №26)

  • использую собственные презентации, презентации других педагогов с творческих сайтов, интернет ресурсы, при подготовке и проведении занятий («Ведение в информатику», «Кодирование», «Вложенность множество», «Алгоритм» и др.)

Формы

Программа по курсу информатики для дошкольников А.В.Горячева «Все по полочкам» предусматривает использование следующих форм работы:



Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

С этой целью провожу интегрированные (Приложение№15) и итоговые занятия (Приложение№16), а так же интеллектуальные игры (Приложение №27).

Участвуя в таких мероприятиях каждый ребенок может выразить свои интеллектуальные возможности, дети получают эмоциональное удовлетворение добиваясь результатов своей работы. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.

Индивидуальная используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом. Работаю по разработанным индивидуальным маршрутам (Приложение №28).

Детям, наиболее одаренным в обучении, предлагаю дополнительные занятия, время для них определено в графике работы (Приложение №30)



Групповая – занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут с группой детей по 8 человек (по количеству компьютеров в классе) в форме групповых бесед, групповых ролевых игр, заочных путешествий и экскурсий.

Подгрупповая - предоставляю возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы использую ориентирование детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа из 8 человек распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В ходе таких занятий детей объединяет общая цель. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом. Завершается занятие своеобразной защитой своей деятельности. (Приложение№ 15)

На первом этапе обучения (старшая группа) формируются начальные понятия алгоритма, объекта, логических рассуждений и моделей, развивается логическое мышление и сообразительность, навыки работы с простыми обучающими программами и играми.

Используются занимательные, игровые формы обучения, в течение одного занятия активно чередуются темы и формы подачи учебного материала.

На втором этапе (подготовительная к школе группа) те же направления усложняются заданиями, ребятам даются задания для самостоятельной работы, используются соревнования и конкурсы для закрепления изученного материала (Приложение №13).

По окончании этапа обучения проводятся занятия с контролирующими заданиями, позволяющими оценить полноту усвоения изученного материала, определить материал для более глубокого повторного изучения на следующем этапе, проанализировать эффективность выбранных форм и методов обучения для каждого ребенка.



Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:



  • Печатные

Использую:

  • программу по курсу информатики А.В. Горячева «Все по полочкам» (Образовательная система «Школа 2100» 2002г)

  • Авторский проект «Путешествие в компьютерную страну»

  • рабочие тетради с индивидуальными заданиями, построенные на основе пособий для дошкольников по курсу информатики А.В.Горячева «Все по полочкам»;

  • дидактические игры в «пеналах»:

Танграм

Пазлы


«Колумбово яйцо»

«Волшебные спички»

«Бело - голубой квадрат»

Головоломки



  • Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

Приобретены компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды Перволого (демо версия)

  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD)

Требования к программному обеспечению по курсу информатика изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут

Компьютерные игры и учебные программы:



  • клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы (СБПО)

  • компьютерные раскраски и геометрические конструкторы (СБПО) «Paint», «Tux Paint», «Раскрась-Ка» (демоверсия)

  • компьютерные мозаики; пазлы

  • «Мир информатики. 1-2 год обучения»;

  • «Мир информатики. 3-4 год обучения»

  • Развивающие компьютерные методики для детей «Адалин»

  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

  • Материалы к стенду «Лого мышка» («Из Истории компьютера», «Устройство компьютера», «Правила поведения») (Приложение № 6)

  • Демонстрационные (макеты, модели в разрезе, модели демонстрационные)

  • Плакаты «Правильная осанка при работе на компьютере», «Гимнастика для глаз»

  • Учебная техника

Компьютерная техника (а так же принтер, мультимедиа проектор, сканер), которая используется в классе, имеет гигиеническое заключение , подтверждающее ее безопасность для детей.

Занятия по информатике проводятся один раз в неделю, в компьютерном классе, по программе А.В.Горячева. Продолжительность занятий – 25 – 35 минут, время работы детей за компьютером – 10 минут. Использую только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и имеют лицензию

Все рекомендации выполняются, можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Результат

В результате обучения по курсу информатики для дошкольников А.В.Горячева «Все по полочкам» дети знают:



  1. Названия и функции основных частей компьютера

  2. Правила техники безопасности

  3. Понятие истинного и ложного высказывания

  4. Понятие симметрии

В результате обучения по курсу информатики для дошкольников А.В.Горячева «Все по полочкам» дети умеют:

  1. Находить лишний предмет в группе однородных;

  2. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  3. Выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;

  4. Находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов);

  5. Разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;

  6. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  7. Называть последовательность простых знакомых действий;

  8. Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  9. Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

  10. Точно выполняют действия под диктовку;

  11. Отличать заведомо ложные фразы;

  12. Называть противоположные по смыслу слова;

  13. Составлять целое их частей, видеть часть как составной элемент целого

  14. Составлять симметричный узор

  15. Находить кратчайший и более рациональный путь

  16. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

  17. Работать с простыми программными средствами самостоятельно.

Дети достигли следующих результатов:

Годы

2006 – 07

(84чел.)

2007 – 08

(87 чел)

2008 – 09

(98 чел)

динамика




Высокий

21%

28%

31%

+10%

Средний

66%

62%

61%

-5%

Низкий

13%

10%

8%

-5%

Вывод: прослеживается следующая динамика: высокий уровень увеличился на 10%, а средний и низкий уменьшился на 5%.

Таким образом, апробированный курс по информатике для малышей А.В.Горячева «Все по полочкам» дает подготовку к предстоящему обучению построения информационно – логических моделей – деятельности, освоения базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений, подготовку к творческой созидательной деятельности, развитию фантазии и воображения, доступен и интересен, детям дошкольного возраста.

Литература

  • Горячев А.В. «Все по полочкам» программа по информатике для дошкольников 2002г М.

  • Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.

  • Бабаева Т И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 2000.

  • Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.

  • Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.

  • Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс - М, Изд. дом «Дрофа», 2001.

  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков: Фолио, Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.

  • Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.

  • Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. М.: Просвещение, 2004.

  • Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение, 1995.

  • Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.

  • Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2000, с. 36.

  • Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1999.

  • Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками - Информатика, # 31, 2004.

  • Релин Г. С. Информатизация образования. - М., 2005

  • Тетчел Дж., Беннет Б., Фрейзер К., Смит Б. Осваиваем микрокомпьютер - М, Мир, 2000.

  • Фесюкова Л. Б. От трех до семи. - Харьков: Фолио, 1999.


Резензия

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал