Анализ внедрения транспортного мониторинга в автомобильных перевозках на примере системы



Скачать 149.63 Kb.
Дата26.01.2017
Размер149.63 Kb.
Просмотров84
Скачиваний0
УДК 656.13.022-047.36

Филиппова Н.А.

Кандидат технических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)



Безъязычная Т.А.

Студент группы 4бОП4 кафедры «Автомобильные перевозки»



АНАЛИЗ ВНЕДРЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО МОНИТОРИНГА В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ «ПЛАТОН»

Аннотация. На сегодня, управление автомобильным парком является проблемой большинства предприятий, огромную помощь при решении данного вопроса может оказать спутниковый мониторинг транспорта. Мониторинг транспорта отвечает за качество и результат любой транспортной организации. Именно он даёт гарантию, что спутниковый сигнал будет доставлен пользователю системы и не даст сбоя при параллельном слежении за другими автомобилями. В данной статье приведён анализ работы транспортного мониторинга на примере системы «Платон». Созданная система взимания платы должна подчиняться законодательным требованиям по уплате налогов и тарифов на дорогах, поэтому система слежения и контроля над транспортными средствами необходима.

Ключевые слова: транспортный мониторинг, система «Платон», автомобильные перевозки, транспортное средство, информационные технологии, грузовые перевозки.

Filippova N. A.

PhD in technics, associate professor, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)



Bezyazichnаyа Т.А.
Student 4BOP4 of the Department "Road transport"

ROAD TRANSPORT MONITORING INFILTRATION ANALYSIS BASED ON THE «PLATO» SYSTEM

Abstract. Vehicle fleet management is a great issue for most companies today. Satellite monitoring systems could became a major solution in this question. Transport monitoring responsible for the quality and results of any transportation organization. It warrants that a satellite signal will be transmitted to the end user and the system will not fail during parallel tracking of multiple vehicles. This article gives an analysis of the traffic monitoring regarding on the «Plato» system. This toll system created must comply with the legislative requirements of road taxes and tariffs, so the system of vehicle tracking and control is essential.



Key words: traffic monitoring, «Plato» system, road transport, vehicle, information technology, cargo freight.

Введение

В настоящее время грузоперевозки автомобильным транспортом занимают особое место на рынке. В частности, транспортировка грузов большого тоннажа, к которым могут относиться продукты питания, промышленное оборудование, перевозка строительных товаров, а также нестандартных крупногабаритных и длинномерных грузов. Решить такую задачу по доставке груза и точно в срок возможно лишь профессионалам, работающим в транспортном сегменте рынка. Ежегодно транспортировка грузов автомобилями свыше 12-ти тонн наносит огромный вред федеральным дорогам, трассы подвергаются опасным нагрузкам. Можно сказать, что большой ущерб дороге наносится от машин большого тоннажа, чем от 50-ти тысяч легковых автомобилей. Поэтому необходимо, чтобы владельцы данных транспортных средств оплачивали ущерб, наносимый дорожному покрытию. Именно с этой целью и была создана система взимания платы «Платон», средства, полученные от налогоплательщиков, будут направлены на восстановление и поддержания автомобильных дорог, а также улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры.


Анализ

Система взимания платы «Платон» подразумевает под собой плату за тонну перевозимого груза. Данная система направлена на транспортные средства с разрешенной максимальной массой 12 тонн, основания для создания данной системы и взимания платы за неё регулируется законодательством :



  1. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

  2. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 с изменениями «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р «О заключении концессионного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы с транспортных средств, разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн» [1].

Принцип работы системы «Платон» представляет собой следующее:

  1. Авансовая схема платежей заключается во внесении денежных средств заблаговременно до начала движения транспортного средства по федеральным дорогам.

  2. Оплата за фактически пройдённое расстояние. Владельцу предоставляется выбор платы по возмещению вреда, наносимого федеральной трассе либо с помощью оформления разовой маршрутной карты, либо путём установления и использования бортового устройства. Списание денежных средств происходит в автоматическом режиме, это позволяет избежать ошибок, которые происходят под влиянием человеческого фактора, но создает риск ошибок из- за возможных сбоев системы .

  3. Использование спутниковых навигационных систем. На транспортное средства свыше 12-ти тонн устанавливается бортовое устройство, которое ведёт приём сигналов от навигационных систем.

  4. Мониторинг движения транспортных средств и контроль внесения платы.

  5. Вынесение штрафов владельцам транспортных средств по факту нарушения порядка движения по федеральным дорогам [2].

После внедрения системы «Платон» можно увидеть тенденцию подключения транспортных средств (рис.1).
Рис.1 Подключение 12-ти тонных грузовиков к системе «Платон»

Данная диаграмма показывает, что на момент запуска системы «Платон» зарегистрировалось 30% участников рынка в сфере автомобильных перевозок, большинство ими стали крупные компании, это связано с тем, что бесплатных трекеров для всех не хватило. В общей сложности, за четыре дня, по данным системы «Платон» было зарегистрировано и подключено почти половина транспортных средств (43%) с разрешенной массой свыше 12-ти тонн. Так на дату внедрения системы взимания платы, 15-ого ноября, было подключено 450 тысяч автомобилей, что составило 30% от общего числа транспортных средств. Спустя несколько дней, 19-ого ноября, зарегистрировалось еще 13%, это составляет 200 тысяч автомобилей. Оставшаяся часть – это перевозчики, работающие «по серым схемам», либо транспортные компании, не успевшие зарегистрироваться в системе. Можно сказать, что большинство логистических компаний добросовестно подошли к принятию данной системы, ведь те, кто больше наносит ущерб дорогам, тот и должен платить [3].

На сегодняшний день, по данным, в электронном реестре, в системе «Платон» зарегистрировано 60 % всех транспортных средств разрешённой массой более 12-ти тонн, это составляет 650 тысяч автомобилей (рис.2).

Рис.2 Внесение платы в систему «Платон»

Из них, для внесения платы основное количество транспортных средств используют разовые маршрутные карты – 440 тысяч транспортных средств, остальные используют бортовые устройства – 210 тысяч. Известно, что все юридические лица, которые имеют парк свыше 40 единиц подвижного состава, зарегистрированы в системе взимания платы «Платон» на 100% [4].

Бортовое устройство – техническое устройство небольшого размера, который работает от электрической сети транспортного средства. Программное обеспечение устройства написано на открытых кодах, что позволяет в полном объёме защитить всю полученную информацию. Внутри бортового устройства расположен коммуникационный модуль GPRS и навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS, что позволяет повысить точность данного устройства. При помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS бортовое устройство помогает определять маршрут движения автомобиля, его географические координаты. Полученная информация передается в систему «Платон» по средству сотовой связи. Затем в автоматическом режиме ведется расчёт платежа за пройденное расстояние. Если транспортное средство не проходит по федеральным трассам, то система не будет включать в платёж данный отрезок дороги. Система мобильного и стационарного контроля ведёт технический контроль за внесением платы, а также обеспечивает проверку регистрации транспортного средства, на которое действует система «Платон». Установив бортовое устройство, можно смело сказать, о том, что транспортный мониторинг, работающий в данной системе, будет направлен не только для слежения за местонахождением и маршрута транспортного средства, но поможет решить и другие задачи.

Если транспортное средство не оборудовано бортовым устройством, то необходимо оформить маршрутную карту. Любые отклонения от маршрута контролируются камерами, которые установлены вдоль дорог, и они считывают номера автомобилей, а также визуально определяют из всего транспортного потока грузовые автомобили свыше 12-ти тонн. Рядом с камерами находятся сенсоры, оборудованные микроволновым передатчиком, которые могут определить наличие бортового устройство внутри автомобиля.

С точки зрения правительства, внедряя систему «Платон», государство получает ряд преимуществ : общий рынок грузовых перевозок не пострадает, но именно данная система поможет выявить «серых» перевозчиков, которые работают незаконно и уходят от уплаты налогов.

Также вырученные деньги с взимаемых налогов значительно помогут для строительства и реконструкции дорожного покрытия, которое ежегодно страдает от транспортных средств. Появится большое количество возможностей для того, чтобы построить новые дорожные обходы, развязки, мосты для крупных городов, а также улучшить дорожно-транспортную инфраструктуру. Таким образом, улучшенное состояние дорог поможет снизить аварийности в городах.

Как и любые нововведения, система «Платон» имеет многочисленные недостатки, такие как бесконечные бюрократические препятствия в офисах регистрации «Платон», отдалённое расположение самих офисов, неустойчивая работа интернет - связи в провинциальных городах страны, а также нестабильная работа сайта системы. Всё это может привести к большому срыву товарных поставок, осуществляемых в розничные магазины.

Для транспортных компаний, в парке которых имеется подвижной состав с разрешенной массой более 12-ти тонн, плата за проезд поможет сделать логистику наиболее эффективной, перевозчики заранее будут планировать оптимальные маршруты и различные схемы загрузки в двух направлениях. Благодаря внедрению системы, скорость доставки грузов увеличиться, из-за того, что основное маршруты следования проходят по федеральным трассам, а «серые» перевозчики, которые не планируют регистрироваться в данной системе, будут использовать альтернативные маршруты, тем самым создавая транспортные пробки в потоках.

Как из минусов, можно сказать, что компании подверглись трёхкратному налогообложению. Логистические компании уже платили транспортный налог и топливные акцизы, а с появлением системы «Платон», они подверглись ещё плате за проезд по федеральным трассам, что может сильно ударить по финансам компании, а значит, придётся либо понижать заработные платы для водителей, либо повышать цены на транспортировку грузов.

Итак, анализируя систему «Платон», как транспортный мониторинг можно сказать, что оплата системы происходит за фактически пройденное расстояние, плата ведётся в безостановочном режиме, используя мобильную и диспетчерскую систему контроля, используются спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС, а также регулярно контролируются транспортные средства массой свыше 12-ти тонн, посредством стационарного контроля. Изучая характер перевозки данных транспортных средств, можно сказать, что большая доля приходится на транспортировку навалочных грузов, и лишь одна десятая часть на товары народного потребления, а значит, взимание платы с данной системы, значительно не повлияет на повышение цен товаров частого потребления у населения.

Федеральные дороги представляют собой сложную сеть, состоящую из несколько тысяч километров дорожного покрытия, громадных мостов, искусственных сооружений. Данной системе необходим контроль, ремонт, модернизация, качественное обслуживание дорог, всё это требует огромных затрат. Это проблема затрагивает и другие страны мира, финансирование дорожной инфраструктуры и ремонт дорог решаются по-разному. С точки зрения мирового опыта, действенным методом является введение платы за проезд по автомагистралям и дорогам, то есть переход к принципу, кто пользователь, тот и платит [7…10].

Система взимания платы вводится как средство компенсации ущерба, который наносится транспортными средствами на дороги. Международная практика взимания платы за проезд транспорта с разрешенной массой не менее 12-ти тонн основывается на принципе «пользователь платит», который успешно реализуется во многих европейских странах. Основа единого законодательства по дорожным сборам была заложена ещё в 1993 году Директивой 93/89/ЕЕС «О налогообложении автотранспортных средств, используемых для перевозок грузов, и о взимании сборов за пользование объектами транспортной инфраструктуры». Данная директива, которая носила название «Евровиньетка», была первой на европейском уровне по взиманию платы за пользование дорог, правда в ней не было конкретных способов реализации, отсутствовало единство расчёта ставок, это оставалось на усмотрение каждой страны.

Данная директива была отменена в 1995 году, в ней был нарушен установленный порядок согласования. Уже в 1999 году данную директиву дополнила Директива 1999/62/ЕС «О взимании сборов с тяжелых грузовых автомобилей за пользование транспортной инфраструктурой». В отличие от первоначальной директивы, директива 1999/62/ЕС  имела ряд дополнений, которые касались дифференциации покилометровых сборов в зависимости от времени суток и в зависимости от экологического класса транспортного средства. В 2005-2006 годах в директиву 1999/62/ЕС  были внесены изменения, в которых оговаривалось, что на страны-члены ЕС возлагалась обязанность взимать сборы с транспортных средств разрешенной массой свыше 3,5 тонн. Новая Директива 2006/38/ЕС давала право странам-членам ЕС взимать сборы на всей национальной дорожной сети, давала право принять решения об использовании доходов взимаемых сборов, право вводить сборы, превышающие средневзвешенное значение для борьбы с перегруженностью дорог [5].

В настоящее время в странах-членах ЕС используются различные системы взимания платы с грузовых автомобилей:



  1. Повременная система сборов платежей (система «Евровиньетт»). Данная система функционирует в Бельгии, Нидерландах, Люксембурге, Дании и Швеции. 22 из 27 стран Евросоюза взимают плату за проезд грузовиков, в Литве – это 260 евро в год, в Дании, Швеции, Нидерландах – более 1500 евро. Некоторые страны к оплате проезда прибавляют налог на добавленную стоимость, в Великобритании налог составляет 15%. Также многие страны ввели особые тарифы для грузовиков при въезде в города. Преимущество повременной системы в том, что её реализация не требует сложных и дорогих технических средств.

  2. Покилометровая система сбора платежей. Данная система действует в Германии, Швейцарии, Австрии, Италии. Главной характеристикой этой системы является то, что принцип перераспределения платы конечного пользователя дороги будет зависеть от воздействия этого пользователя на дорожное полотно. С технологической точки зрения, система реализована на базе беспроводных систем, с использованием технологии DSRC.

  3. Система сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей (Toll Collect/ Франция-Германия). Данная система была запущена в начале 2005 года в Германии. Системой сбора облагались все тяжеловесные транспортные средства с разрешенной массой не менее 12 тонн. Размер сборов разделяется в зависимости от количества мостов транспортного средства и его класса токсичности. С технологической точки зрения, система оснащена спутниковыми средствами позиционирования.

Рассматривая различные системы сборов с большегрузных автомобилей, можно сказать, что принципы, которым придерживаются иностранные государства в рамках транспортной политики и развития систем взимания платы за пользование дорогами, придерживаются лозунга «Пользователь платит пропорционально наносимому ущербу» [6].

Следующая гистограмма отображает текущие тарифы систем взимания платы большегрузных автомобилей за движение по трассам в разных странах ($/1км):


Рис.3 Тарифы в разных странах

Анализируя данную гистограмму, можно сказать, что из всех представленных стран, Россия облагается наименьшему сбору налога с транспортных средств за движение по дорогам и магистралям. При текущем курсе доллара (66 рублей), тариф для России составляет 0,066$ за 1 километр дороги. В Польше, Венгрии, Словакии, Австрии и Германии правые столбцы показывают тарифы с учётом иностранных систем взимания платы для 12-ти тонных грузовых автомобилей, а также с учётом количество осей транспортного средства.

Не смотря на то, что на сегодняшнее время в разных странах действуют различные системы взимания платы с грузовых транспортных средств за пользование магистралей и дорог общего назначения, можно обнаружить общие тенденции их развития. Все собранные средства направляются на финансирование дорожной инфраструктуры и развития иных видов транспорта, ставка платежей для конечных пользователей происходит в поэтапном режиме, перечень плательщиков увеличивается от легковых до грузовых автомобилей.
Вывод.

Система «Платон» будет работать непрерывно и круглые сутки для достижения поставленных целей, она позволит охватить всю протяженность федеральных дорог. А также, данная система единственная, которая создана на основе спутниковой навигации, работающая на двух системах – ГЛОНАСС и GPS. Такой подход поможет с большей точностью контролировать путь транспортного средства, а также появятся новые денежные средства, от собираемого налога, для инвестиций в транспортную инфраструктуру, и для этих целей не потребуется внешнее финансирование из федерального бюджета. Система взимания платы «Платон» станет новым внебюджетным источником финансирования дорожной инфраструктуры, этот проект будет содействовать улучшению качества федеральных дорог, модернизации логистических цепочек, развитию честной конкуренции на рынке перевозок, а также сокращению аварийности на дорогах.



Литература:

  1. Свод законов и постановлений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения 18.03.2016).

  2. Система взимания платы [Электронный ресурс]. URL: http://platon.ru/ru/about/ (дата обращения 19.03.2015).

  3. Российское информационное агентство [Электронный ресурс]. URL: http://pda.ura.ru/news/ (дата обращения 26.03.2015).

  4. «Платон» не для малого бизнеса, статья в газете [Электронный ресурс]. URL: http://m.gazeta.ru/auto/ (дата обращения 26.03.2015).

  5. Субботин Даниил, Плата с большегрузов : опыт ЕС/ Даниил Субботин// LiveJournal-1999.-2015-12-02. [Электронный ресурс]. URL: http://subbotazh.livejournal.com/20828.html (дата обращения 10.05.2015).

  6. Международная практика организации системы взимания платы с грузового автотранспорта [Электронный ресурс]. URL:http://rosavtodor.ru/activity/investing-activity/concession-projects/toll-collection-system/international-practice/ (дата обращения 11.05.2015).

  7. Зверева Ирина, Перевозчики пострадают от «лишнего веса» / Ирина Зверева // Автопарк 5колесо - 2006. - №9 (80). – С.22-25. [Электронный ресурс]. URL: http://5koleso.ru/sites/default/files/archives_pdf/ap_09-2015.pdf (дата обращения 14.05.2015).

  8. Миронов Василий, Шадрина Татьяна, «Платон» всем друг / Василий Миронов, Татьяна Шадрина // Российская газета – 1998. – №6829 (258).- 1 полоса [Электронный ресурс]. URL: http://rg.ru/2015/11/15/gruzoviki-site.html (дата обращения 14.05.2015).

  9. Филиппова Н.А., Безъязычная Т.А., Анализ организации автомобильных перевозок на основе информационных технологий/ Н.А.Филиппова, Т.А.Безъязычная// Автоматизация и управление в технических системах. – 2015. - № 3. – С.143-147. [Электронный ресурс]. URL: auts.esrae.ru/15-341 (дата обращения 14.05.2015).

  10. Филиппова (Дауэнгауэр) Н.А. Информационные технологии при перевозке грузов // Современные проблемы информатизации в технике и технологиях: Сборник трудов. Вып. 9. «Научная книга». – Воронеж, 2004, С. 174-175. http://www.sbook.ru/spi/contents/spi20042.pdf (дата обращения 14.05.2015).


References :

  1. Svod zakonov i postanovlenij [Code of laws and regulations]. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (data obrashhenija 18.03.2016).

  2. Sistema vzimanija platy [The fee collection system]. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://platon.ru/ru/about/ (data obrashhenija 19.03.2015).

  3. Rossijskoe informacionnoe agentstvo [The Russian news agency]. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pda.ura.ru/news/ (data obrashhenija 26.03.2015).

  4. «Platon» ne dlja malogo biznesa, stat'ja v gazette [«Plato» is not for a small business]. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://m.gazeta.ru/auto/ (data obrashhenija 26.03.2015).

  5. Subbotin Daniil, Plata s bol'shegruzov : opyt ES [The board with heavy: EU experience]. Zhivoj zhurnal [LiveJournal], 1999.-2015-12-02. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://subbotazh.livejournal.com/20828.html (data obrashhenija 10.05.2015).

  6. Mezhdunarodnaja praktika organizacii sistemy vzimanija platy s gruzovogo avtotransporta [The international practice of organizing the system of charging trucks]. [Jelektronnyj resurs]. URL:http://rosavtodor.ru/activity/investing-activity/concession-projects/toll-collection-system/international-practice/ (data obrashhenija 11.05.2015).

  7. Zvereva Irina, Perevozchiki postradajut ot «lishnego vesa» [Carriers will suffer from «excess weight»]. Avtopark 5 koleso [Fleet 5th wheel], 2006, no. 9 (80), pp.22-25. [Jelektronnyj resurs].

URL:http://5koleso.ru/sites/default/files/archives_pdf/ap_09-2015.pdf (data obrashhenija 14.05.2015).

  1. Mironov Vasilij, Shadrina Tat'jana, «Platon» vsem drug [Plato all friend]. Rossijskaja gazeta [Russian newspaper], 1998, no.6829 (258), pp.1. [Jelektronnyj resurs].URL: http://rg.ru/2015/11/15/gruzoviki-site.html (data obrashhenija 14.05.2015).

  2. Filippova N.A., Bezyazichnaya T.A., Analiz organizacii avtomobil'nyh perevozok na osnove informacionnyh tehnologij [Analysis of the Organization of Road Transport on the Basis of Information Technology]. Avtomatizacija i upravlenie v tehnicheskih sistemah [Automation and control in technical systems], 2015, no.3, pp.143-147. [Jelektronnyj resurs].URL: auts.esrae.ru/15-341 (data obrashhenija 14.05.2015).

  3. Filippova (Dauengauer) N.A. Informacionnye tehnologii pri perevozke gruzov [Information technologies in transit loads]. Sovremennye problemy informatizatsii v tekhnike i tekhnologiyakh, 2004, issue 9, pp.174-175. http://www.sbook.ru/spi/contents/spi20042.pdf


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал