Аналитический обзор по управлению биосферными резерватами



Pdf просмотр
страница1/3
Дата11.02.2017
Размер1.51 Mb.
Просмотров278
Скачиваний0
  1   2   3

Стр. 0 из 41























Europe Aid/135512/DH/SER/BY


"
Техническая помощь для поддержки развития зеленой экономики в
Беларуси" Контракт № ENPI/2014/350-889


Компонент A. Развитие знаний и компетенций государственных органов Беларуси в
контексте зеленой экономики




Аналитический обзор по управлению биосферными
резерватами








Сентябрь 2015 г.




"
Техническая помощь для поддержки развития зеленой
экономики в Беларуси"
ENPI/2014/350889


Page 2 of 41
Проект:
"Техническая помощь для поддержки развития зеленой экономики в
Беларуси"
Номер проекта:
ЕNPI/2014/350-889
Страна:
Беларусь
Адрес:
Hulla & Co Human Dynamics KG 13
Lothringer Strasse 16
A-1030 Wien
Austria
Тел.:
+359 2 935 99 80
Факс:
+359 2 935 99 70
Дата доклада:
сентябрь 2015 г.
Автор доклада:
профессор Мирен Онаиндия, старший неключевой эксперт

Проект выполняется консорциумом под
руководством Hulla and Co. Human Dynamics KG

Примечание. Содержание отчета не отражает официальную точку зрения Европейского Союза.
Ответственность за представленную информацию и мнения несет исключительно его
автор(ы).

Стр. 3 из 41
СОДЕРЖАНИЕ
СОКРАЩЕНИЯ .................................................................................................................... 5
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ ........................................................................................ 6
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................ 8
1 ПРОГРАММА ЧИБ ЮНЕСКО. МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫЙ СТАТУС
БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА ............................................................................................ 9
1.1 П
РОГРАММА
Ч
И
Б
ЮНЕСКО ............................................................................................... 9 1.2 В
СЕМИРНАЯ СЕТЬ БИОСФЕРНЫХ
РЕЗЕРВАТ
ОВ
.................................................................... 9
2 ПОЛОЖЕНИЕ. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЛЮДЕЙ ............................................................................................................................... 11
2.1 Б
ИОСФЕРНЫЕ
РЕЗЕРВАТЫ
НАПРАВЛЕНЫ
НА
СОВМЕ
ЩЕНИЕ
ОХРАН
Ы
ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ С УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ
............................................................................................. 11 2.2 Ф
УНКЦИИ БИОСФЕРНЫХ
РЕЗЕРВАТ
ОВ
............................................................................ 11 2.3 С
ХЕМЫ ЗОНИРОВАНИЯ
...................................................................................................... 12 2.4 П
РИСВОЕНИЕ СТАТУСА БИОСФЕРНОГО
РЕЗЕРВАТА ........................................................ 14 2.5 С
ИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ
РЕЗЕРВАТ
ОВ
С
ТРАТЕГИЯ ВЫХОДА
............................... 14
3 ТРАНСГРАНИЧНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ. РЕКОМЕНДАЦИИ МКС ПО
СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ТРАНСГРАНИЧНЫХ БИОСФЕРНЫХ
РЕЗЕРВАТОВ ...................................................................................................................... 17
3.1 С
ОЗДАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО БИОСФЕРНОГО
РЕЗЕРВАТ
А
............................................ 17 3.2 Ф
УНКЦИОНИРОВАНИЕ
ТБР ............................................................................................... 18 3.3 И
НСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
................................................................................. 18
4 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕС, СВЯЗАННОЕ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ
БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ ......................................................................................... 20
4.1 Р
АЗЛИЧНЫЙ КОНТЕКСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
............................................... 20 4.2 З
АКОН
Р
ЕСПУБЛИКИ
Б
ЕЛАРУСЬ О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
К
РУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ

ИНСК
,
АПРЕЛЬ
2015
Г
.) ........................
2524
5 АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ ЕВРОПЕЙСКИХ БИОСФЕРНЫХ
РЕЗЕРВАТОВ. ДОНЬЯНА В ИСПАНИИ ........................................................................ 26
5.1 Х
АРАКТЕРИСТИКА
БР
Д
ОНЬЯНА
........................................................................................ 26 5.2 К
ЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
. ......................................................................................... 26 5.3 О
СНОВНАЯ ТРУДНОСТЬ
..................................................................................................... 27
6 АНАЛИЗ ТРАНСГРАНИЧНОГО БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА В ДЕЛЬТЕ
ДУНАЯ (РУМЫНИЯ/УКРАИНА) ................................................................................... 29
6.1 Х
АРАКТЕРИСТИКА
БР
В ДЕЛЬТЕ
Д
УНАЯ
............................................................................ 29 6.2 Т
РАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
............................................................................... 30 6.3 К
ЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
........................................................................................... 30 6.4 О
СНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ
.................................................................................................... 31
7 НОВЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПРОГРАММЫ "ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА"
ЮНЕСКО ............................................................................................................................. 33

Стр. 4 из 41
7.1 М
ОДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ .................................................. 33 7.2 Г
ЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ДЛЯ НОВОЙ СТРАТЕГИИ
Ч
И
Б ..................................................... 34 7.3 С
ТРАТЕГИЯ
Ч
И
Б
В СТРУКТУРЕ СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ
ЮНЕСКО ........................... 35 7.4 Э
ВОЛЮЦИЯ
П
ОЛОЖЕНИЯ
ВСБР ....................................................................................... 35 7.5 С
ТРАТЕГИЯ
Ч
И
Б
НА
2015-2025
ГГ
. ................................................................................. 36 7.6 С
ХЕМА ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
......................................................................... 38
8 КАФЕДРЫ ЮНЕСКО В СВЯЗИ С БР. СВЯЗЬ НАУКИ С ПОЛИТИКОЙ ........... 39
8.1 П
ЛАТФОРМА ДЛЯ ДИАЛОГА МЕЖДУ УЧЕНЫМИ
,
ПОЛИТИЧЕСКИМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ И
МЕНЕДЖЕРАМИ
БР ....................................................................................................................... 39 8.2 К
АФЕДРА
ЮНЕСКО
ПО НАУЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В
Б
ЕЛОРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
. ............................................................................................................................ 40 8.3 Р
ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ КАФЕДРЫ
ЮНЕСКО
В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С
БИОСФЕРНЫМИ
РЕЗЕРВАТ
АМИ В
Б
ЕЛАРУСИ
.............................................................................. 40

Стр. 5 из 41
СОКРАЩЕНИЯ
ASPNet
Сеть проекта ассоциированных школ
БР
Биосферный резерват
КБР
Конвенция о биологическом разнообразии
ОУР
Образование для устойчивого развития
GAP
Глобальная программа действий
МКС
Международный координационный совет
IGCP
Международная программа по геонаукам
IOC
Международная океанографическая комиссия
ЧиБ
Программа "человек и биосфера"
МПД
Мадридский план действий
MOST
Программа управления социальными преобразованиями
НПО
Неправительственная организация
УР
Устойчивое развитие
ЦУР
Цели устойчивого развития
SDPD
План устойчивого развития
ТБР
Трансграничный биосферный резерват
РКИК ООН
Рамочная конвенция ООН по изменению климата
ВСБР
Всемирная сеть биосферных резерватов

Стр. 6 из 41
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
Программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (ЧиБ), к осуществлению которой приступили в начале 1970х годов, направлена на разработку основ для устойчивого использования и сохранения биоразнообразия, на улучшение взаимоотношений между людьми и средой их обитания. Эта программа продвигает инновационные подходы к экономическому развитию, которые являются приемлемыми с социо- культурной точки зрения и экологически устойчивыми.
Дальнейшее уточнение и укрепление концепции биосферных резерватов произошло в 1995 г., а зафиксированные в Севильской стратегии и в Положении о Всемирной сети биосферных резерватов результаты сохраняют свою актуальность и по сей день.
Впоследствии, в 2008 г. был принят Мадридский план действий, включающий ряд целей и мер, указывающих на необходимость использования биосферных резерватов в качестве демонстрационных объектов, позволяющих эффективно реагировать на новые проблемы, такие как культурное разнообразие, утрата пахотных земель, изменение климата, биоразнообразие и устойчивое развитие. Исходят из того, что биосферные резерваты представляют собой объекты, которые способны адаптироваться к изменению климата и смягчать его последствия, способствуют расширению использования возобновляемых источников энергии, а также поддерживают экосистемные услуги и продукты для поддержания развития и благополучия человека.
Биосферные резерваты выполняют три взаимосвязанных функции: сохранение биоразнообразия, социально-экономическое развитие и материально-техническая поддержка (образование и подготовка кадров для устойчивого развития). В соответствии с пространственным зонированием каждый биосферный резерват должен включать ядро, буферную зону и переходную зону. Такое зонирование необходимо для того, чтобы обеспечить, что биосферные резерваты эффективно объединяют охрану природы, устойчивое использование ресурсов и получение новых знаний.
Национальное законодательство по вопросам биосферных резерватов должно отражать как принципы Севильской стратегии, так и критерии Положения, которые часто могут представляться нечеткими, но на самом деле они отражают самые разнообразные ситуации. Что же касается правовой ситуации, то вопрос о правовом признании статуса биосферных резерватов в национальном законодательстве был предметом обсуждения в рамках программы "Человек и биосфера". В соответствии с выводами недавно проведенного ЮНЕСКО анализа, наиболее важным вопросом является отражение в национальном законодательстве концепции устойчивого развития и его применения в биосферных резерватах.
Программа биосферных резерватов основывается на идее охраны природы для благополучия человека и совмещает охрану окружающей среды с устойчивым развитием. Севильская стратегия и Положение анализируются как наиболее важные

Стр. 7 из 41 документы, определяющие функции и схемы резерватов. В таком контексте необходимо изучить европейский опыт и образцы лучшей практики в связи с этими вопросами.
В случае успешного биосферного резервата Доньяна в Испании, основным фактором успеха была разработка плана устойчивого развития, который был утвержден в 2010 г. руководящим органом резервата. Была поставлена цель получить модель устойчивого социально-экономического развития, которая, помимо одного лишь экономического роста, интегрирует производственные процессы на территории с ее природными процессами, повышая их конкурентоспособность за счет качества и эко- эффективности, в соответствии с целями устойчивости и качества жизни граждан. С другой стороны, основной проблемой этого резервата является отсутствие диалога между заинтересованными сторонами и эту проблему следует преодолеть в ближайшем будущем. Что же касается трансграничных ситуаций, то анализируется биосферный резерват в дельте Дуная (между Румынией и Украиной) в качестве хорошего примера - особенно в связи с обменом информацией и увеличением финансирования.
Исследуется также и актуальность поддержки платформы для диалога между учеными, политическим руководством и менеджерами биосферных резерватов. В соответствии с этой логикой, выработаны некоторые рекомендации по созданию в
Беларуси кафедры ЮНЕСКО в сотрудничестве с биосферными резерватами. Мы завершаем наш отчет краткими пояснениями по новому плану действий Программы
ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (Стратегия ЧиБ, 2015-2025), решение по которому будет приниматься на следующем Всемирном конгрессе в Перу (март 2016 г.).
И в заключение мы указываем, что Программа ЮНЕСКО по биосферным резерватам "Человек и биосфера" открывает прекрасные возможности для разработки и испытания систем устойчивого производства и потребления. Таким образом, активизация и дальнейшее развитие программы биосферных резерватов в Беларуси могла бы стать хорошей возможностью для введения в действие механизмов устойчивого управления и зеленой экономики.

Стр. 8 из 41
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни зеленая экономика становится важным фактором социально- экономического роста по всему миру. Программа ЮНЕСКО по биосферным резерватам "Человек и биосфера" может открыть возможности для разработки систем устойчивого производства и потребления. Таким образом, изучение
Программы биосферных резерватов может стать для Беларуси хорошим шансом для внедрения устойчивого управления и расширения возможностей для зеленой экономики.
Программа биосферных резерватов основана на идее охраны природы для благополучия человека и совмещения охраны окружающей среды с устойчивым развитием. В этом контексте, задача настоящего отчета состоит в том, чтобы представить базовую информацию о европейском опыте и о примерах лучшей практики в этом отношении. Севильская стратегия и Положение анализируются как наиболее важные документы, определяющие функции и схемы резерватов.
Рассматривается законодательство ЕС, связанное с функционированием биосферных резерватов в различных контекстах государственного управления.
Одновременно с этим мы анализируем опыт и примеры лучшей практики европейских биосферных резерватов. Испанский биосферный резерват Доньяна является примером хорошей практики управления, а биосферный резерват в дельте Дуная является хорошим примером трансграничного резервата
(Румыния/Украина).
Анализируется также возможность поддержки платформы для диалога между учеными, политическим руководством и менеджерами биосферных резерватов. В соответствии с этой логикой выработаны некоторые рекомендации по созданию в
Беларуси кафедры ЮНЕСКО в сотрудничестве с биосферными резерватами страны.
Мы завершаем наш отчет краткими пояснениями по новому плану действий
Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (Стратегия ЧиБ, 2015-2025), решение по которому будет приниматься на следующем Всемирном конгрессе в Перу (март 2016 г.).

Стр. 9 из 41
1 ПРОГРАММА ЧИБ ЮНЕСКО. МЕЖДУНАРОДНО ПРИЗНАННЫЙ
СТАТУС БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
1.1

ПРОГРАММА ЧИБ ЮНЕСКО
Программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (ЧиБ), к осуществлению которой приступили в начале 1970-х годов, направлена на разработку основ для устойчивого использования и сохранения биоразнообразия, на улучшение взаимоотношений между человеком и средой его обитания. Эта программа является межправительственной научной программой, которая с самого начала была направлена на создание научной основы для улучшения взаимоотношений между человеком и окружающей средой. ЧиБ объединяет практическое применение естественных и общественных наук, экономики и образования для повышения благосостояния людей и для охраны экосистем. Эта программа продвигает инновационные подходы к экономическому развитию, которые являются приемлемыми с социо-культурной точки зрения и экологически устойчивыми.
Практическое применение Программы ЧиБ происходит в биосферных резерватах.
Они могут включать наземные, прибрежные и/или морские экосистемы, которые должны быть репрезентативными для своего биогеографического региона и они должны быть значимыми для сохранения биоразнообразия. Каждый биосферный резерват поддерживает решения, согласующие сохранение биоразнообразия с его устойчивым использованием, в продвижении устойчивого развития в региональном масштабе. Хотя биосферные резерваты создаются национальными правительствами и остаются под суверенной юрисдикцией стран, в которых они расположены, их глобальный статус в качестве биосферных резерватов признается на международном уровне. Биосферные резерваты - это модельные [регионы/объекты] для апробации и применения междисциплинарных подходов для понимания и управления изменениями в социальных и экологических системах в их взаимодействии, включая предотвращение конфликтов и сохранение биоразнообразия.
1.2

ВСЕМИРНАЯ СЕТЬ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ
Всемирная сеть биосферных резерватов Программы ЧиБ (ВСБР) была основана в 1976 г. По состоянию на 2014 г. в ее состав входил 631 биосферный резерват в 119 странах, включая 14 трансграничных биосферных резерватов на территории двух или более стран. Как указано в Положении ВСБР 1995 г., биосферные резерваты должны стремиться быть центрами передового опыта, чтобы изучать и демонстрировать подходы к охране природы и устойчивому развитию в региональном масштабе.
Программа ЧиБ продвигает междисциплинарные исследования в сфере естественных и общественных наук и укрепление потенциала для управления природными ресурсами, в частности, в связи с сохранением биоразнообразия и его устойчивым использованием. Таким образом, Программа ЧиБ способствует не только лучшему пониманию окружающей среды, но также и расширению участия науки и ученых в разработке политики в области рационального использования природных ресурсов.

Стр. 10 из 41
Программа ЧиБ также сотрудничает с другими международными организациями для достижения конкретных результатов, связанных с различными аспектами устойчивого развития (Конвенция по биологическому разнообразию, Рамсарская конвенция по совместным и скоординированным действиям для водно-болотных угодий, Международная программа научных исследований по биоразнообразию).
В течение 40 лет деятельности Программы ЧиБ в центре ее внимания была модель биосферных резерватов. В настоящее время приоритетной целью Программы ЧиБ является поддержка деятельности индивидуальных биосферных резерватов и, в первую очередь, активное продвижение Всемирной сети биосферных резерватов. Эта сеть считается эффективным инструментом для реализации проектов по охране природных ресурсов и устойчивому использованию природных ресурсов, для разработки научных программ и интегрированного управления природными ресурсами путем практического применения концепции биосферных резерватов.
Координация действий членов сети осуществляется при помощи региональных, субрегиональных и тематических сетей в международном контексте, без ущерба для других сетей в региональном контексте. Можно отметить ArabMaB (арабские страны), AfriMaB (страны Африки), EABRN (Восточная Азия), EuroMaB (Европа, Канада и США), IberoMaB (иберо-американские, португальские и испанские национальные комитеты ЧиБ и биосферные резерваты), и REDBIOS (тематическая сеть, включающая биосферные резерваты стран Восточной Атлантики и Микронезии).
Руководящие указания для биосферных резерватов и для сети БР готовятся на встречах Всемирной сети биосферных резерватов, а впоследствии утверждаются сначала Программой ЧиБ, а после этого Генеральной конференцией ЮНЕСКО.


Стр. 11 из 41
2 ПОЛОЖЕНИЕ. ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛЮДЕЙ
2.1

БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ НАПРАВЛЕНЫ НА СОВМЕЩЕНИЕ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ
В марте 1995 г. на второй Всемирной встрече по биосферным резерватам, проходившей в Севилье (Испания), произошло дальнейшее уточнение и укрепление концепции биосферных резерватов, а зафиксированные в Севильской стратегии и в
Положении о Всемирной сети биосферных резерватов результаты сохраняют свою актуальность по сей день.
В феврале 2008 г. на III Всемирном конгрессе биосферных резерватов, проходившем в Мадриде, был принят Мадридский план действий (МПД) на период 2008 - 2013 гг.
Он включает ряд целей и мер, указывающих на необходимость использования биосферных резерватов в качестве демонстрационных объектов, позволяющих эффективно реагировать на новые проблемы, такие как утрата традиционных знаний и культурного разнообразия, демографические проблемы, утрата пахотных земель, изменение климата, биоразнообразие и устойчивое развитие. Исходят из того, что биосферные резерваты представляют собой объекты, которые способны адаптироваться к изменению климата и смягчать его последствия, способствуют расширению использования возобновляемых источников энергии, а также поддерживают экосистемные услуги и продукты для поддержания развития и благополучия человека.
Модель биосферного резервата (БР) Программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера" отражает сдвиг в сторону большей подотчетности в охране природы. Биосферные резерваты стремятся совместить охрану окружающей среды с устойчивым развитием; они прямо признают роль и интересы людей в области охраны природных ресурсов, сохраняя при этом экологические ценности уже существующих охраняемых территорий.
Положение о Всемирной сети биосферных резерватов было сформулировано в
Севильской стратегии в 1995 г., когда произошла переориентация ключевых целей концепции БР на устойчивое развитие.
2.2

ФУНКЦИИ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ
Биосферные резерваты выполняют три взаимосвязанных функции (Рис. 1).

Сохранение природных ресурсов: охрана культурного разнообразия и биоразнообразия, включая генетическую изменчивость, виды, экосистемы и ландшафты и обеспечение услуг, которые предоставляет такое разнообразие;

Стр. 12 из 41

Развитие: содействие экономическому развитию и развитию человека, которое является экологически и социально устойчивым и приемлемым в культурном контексте;

Материально-техническая поддержка: содействие демонстрационным проектам, экологическому образованию, образованию и подготовке для устойчивого развития, исследованиям и мониторингу. Хотя образование, исследования и укрепление потенциала считаются компонентами функций материально-технической поддержки или получения новых знаний, они также являются и интегральными компонентами функций охраны природы и развития.
Рис. 1. Объяснение трех функций биосферных резерватов (Программа ЧиБ, 1995 <
http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences)
2.3

СХЕМЫ ЗОНИРОВАНИЯ
Биосферные резерваты стремятся добиться интегрированного управления землями, пресными и морскими водами и биоресурсами путем применения схем биорегионального планирования, основывающихся на интеграции охраны природных ресурсов и развития за счет целесообразного зонирования. Хотя страны сохраняют за собой возможности для гибкости в определении зон на национальном уровне, зонирование должно обеспечить, чтобы биосферные резерваты эффективно объединяли охрану природы, устойчивое использование ресурсов и получение новых знаний путем интегрированного зонирования и управления на основе сотрудничества:
Зонирование каждого биосферного резервата должно включать основную зону
(ядро), буферную зону и переходную зону (Рис. 2).

Основная зона (зоны): надежно защищенные территории для сохранения биологического разнообразия, для мониторинга подвергающихся минимальному воздействию экосистем, для проведения недеструктивных

Стр. 13 из 41 исследований и для других видов использования с минимальным воздействием (таких как образование). В дополнение к своей функции охраны природы основная зона также вносит свой вклад и в ряд экосистемных услуг, которые, с точки зрения функций развития, можно оценить экономически (например, поглощение углерода, чистая вода и воздух и т.д.). Цели охраны природы могут также дополняться возможностями для занятости (например, экологическое образование, исследования, меры восстановления и охраны окружающей среды, отдых и эко-туризм).

Буферная зона (зоны: обычно окружают ядро или прилегают к нему, и они используются для деятельности на основе сотрудничества, которая совместима с должной экологической практикой, включая экологическое образование, отдых, экотуризм, прикладные и фундаментальные исследования. В дополнение к функции буфера для основных зон, буферные зоны также могут выполнять свои собственные отдельные функции поддержания антропогенного, биологического и культурного разнообразия.
Они могут также выполнять важную функцию связующего звена в более общем пространственном контексте, поскольку они соединяют компоненты биоразнообразия в основных зонах с соответствующими компонентами в переходных зонах.

Переходная зона: это зона, главной функцией которой является устойчивое развитие, что может включать разнообразную сельскохозяйственную деятельность, населенные пункты и другие виды использования ресурсов, в рамках которых местные сообщества, органы управления, ученые, неправительственные организации, культурные группы, группы экономических интересов и другие заинтересованные стороны работают совместно для управления ресурсами и устойчивого развития территории.


Рисунок 2. Зонирование каждого биосферного резервата должно включать основную
зону, буферную зону и переходную зону.

Стр. 14 из 41
2.4

ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
Включение новых биосферных резерватов во Всемирную сеть ЮНЕСКО производится на основании добровольных запросов стран. Соответствующие предложения должны включать определенные необходимые элементы и определенные обязательства, обеспечивающие выполнение функций биосферных резерватов.
Статья 5 Положения о Всемирной сети биосферных резерватов (Севилья, 1995) предусматривает следующую процедуру присвоения статуса биосферного резервата:
1. Биосферные резерваты отбираются для включения в Сеть Международным координационным советом (МКС) Программы ЧиБ в соответствии со следующей процедурой:
a)
Страны, действуя в целесообразных случаях через национальные комитеты
Программы
ЧиБ, направляют предложения с сопроводительной документацией в секретариат после проведения изучения потенциальных объектов, с учетом критериев, определенных в Статье 4; b)
секретариат проверяет содержание предложения и сопроводительную документацию: в случае неполных предложений секретариат запрашивает у представившей предложение страны недостающую информацию; c)
предложения рассматриваются
Консультативным комитетом по биосферным резерватам для предоставления рекомендаций МКС; d)
МКС
Программы
ЧиБ принимает решения по предложениям.
Соответствующая страна информируется о решении МКК генеральным директором ЮНЕСКО.
2. Странам рекомендуется изучать и улучшать адекватность любого существующего биосферного резервата, и предлагать его расширение в случае целесообразности, чтобы он мог в полной мере функционировать в рамках Сети. Предложения по расширению рассматриваются в соответствии с такой же процедурой, как и описанная выше для новых биосферных резерватов.
3. Биосферные резерваты, которые получили этот статус до утверждения данного
Положения, считаются уже входящими с состав Сети.
http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecological- sciences/biosphere-reserves/designation-process/timeline-nomination-and-periodic- review-process/

2.5

СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ РЕЗЕРВАТОВ. СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА

В мае 2013 г. Международный координационный совет Программы ЧиБ принял стратегию выхода.
1. Цель стратегии выхода состоит в том, чтобы повысить авторитет и качество

Стр. 15 из 41
Всемирной сети биосферных резерватов, и помочь странам-членам установить требуемые стандарты для своих биосферных резерватов, позволяя им стать в полной мере функциональными и соответствовать критериям, предусмотренным в
Положении о биосферных резерватах. Стратегия выхода охватывала 262 объекта в
74 странах (исключая объекты, получившие статус в 2003 г.), включая 4 трансграничных объекта. После принятия стратегии выхода из Сети вышли три объекта из двух стран (Великобритания и Австрия).
2. Секретариат выполнил все три стадии стратегии выхода - в октябре 2013 г. были направлены первые письма резерватам, которые никогда не предоставляли отчетов периодического обзора и не ответили на рекомендацию, полученную МКС
Программы ЧиБ (Категория A), а также объектам, которые должны представить к 30 сентября 2015 г. отчетность о своем соответствии критериям (Категория B). Было направлено несколько напоминаний, включая 7 последних напоминаний, направленных председателем Международного координационного комитета
Программы ЧиБ в ноябре 2014 г. (см. Стадию 3).
3. В соответствии с представленной странами в Секретариат Программы ЧиБ информацией, если все страны пришлют свою отчетность к конечному сроку, 30 сентября 2015 г. (категории A и B), то Секретариат Программы ЧиБ предполагает получить в общей сложности 185 отчетов периодического обзора для рассмотрения
Консультативным комитетом на своей следующей сессии и выработки рекомендаций для 28-й сессии МКС Программы ЧиБ. Что же касается последующих рекомендаций, то можно считать, что их количество будет примерно таким же, что и на двух последних сессиях Консультативного комитета (т.е. от 30 до 50 последующих рекомендаций).
4. С начала реализации процесса периодического обзора, Консультативный комитет изучил в общей сложности 502 отчета (Совет Программы ЧиБ рассмотрел 461 отчет периодического обзора). После 21-й сессии Консультативного комитета, проходившей в феврале 2015 г., Секретариат уже получил 25 дополнительных отчета периодического обзора (и один отчет по последующим мерам), что стало непосредственным результатом стратегии выхода. Секретариат Программы ЧиБ также предполагает дополнительно получить 41 отчет периодического обзора от резерватов, получивших статус в 2003, 2004 и 2005 гг. К настоящему времени, 18 стран никогда не предоставляли отчетов периодического обзора для 37 своих резерватов, а 8 стран никогда не предоставляли отчетов ни для одного из своих резерватов. Соответственно предполагается, что на своей следующей сессии
Консультативный комитет рассмотрит в общей сложности 226 отчетов периодического обзора.
5. После принятия стратегии выхода, Консультативный комитет предпринимал особые усилия, чтобы обеспечить, чтобы в каждой рекомендации четко указывалось, отвечает ли резерват критериям Положений.
6. Несколько стран-членов обратились с запросами в Секретариат Программы ЧиБ,

Стр. 16 из 41 представительства ЮНЕСКО и в региональные сети, чтобы получить помощь в проведении процесса периодического обзора. Такая помощь была представлена в форме технических выездных миссий, встреч с постоянными делегациями и рассылки типовых отчетов периодического обзора.
7. МКС Программы ЧиБ предлагается представить свои соображения по обеспечению адекватной поддержки для тех обращавшихся с запросами стран, в отношении резерватов которых принято решение о несоответствии критериям до завершения стратегии выхода (30 месяцев после начала процесса, т.е. апрель
2016 г.).
8. МКС Программы ЧиБ предлагается представить свои соображения по достигнутому прогрессу в реализации программы выхода, а также выработать указания по вопросу о том, как Консультативный комитет смог бы наилучшим образом справиться с беспрецедентным количеством отчетов периодического обзора и последующих рекомендаций, которые будут получены Секретариатом
Программы ЧиБ к 30 сентября 2015 г.
9. Совету Программы ЧиБ также предлагается подтвердить процедуры и сроки для стран и резерватов, включенных в список ожидания (резерваты, в отношении которых рекомендации указывают на несоответствие критериям), и для резерватов, которые не представили отчетов в соответствии с графиком стратегии выхода, несмотря на получение последнего напоминания.

Стр. 17 из 41
3
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ
БИОСФЕРНЫЕ
РЕЗЕРВАТЫ.
РЕКОМЕНДАЦИИ
МКС
ПО
СОЗДАНИЮ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ
ТРАНСГРАНИЧНЫХ
БИОСФЕРНЫХ
РЕЗЕРВАТОВ
3.1

СОЗДАНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО БИОСФЕРНОГО РЕЗЕРВАТА
Поскольку границы между странами являются политическими, а не экологическими, экосистемы часто пересекают государственные границы и могут подвергаться воздействию различной (или даже конфликтующей) практики управления и землепользования. Трансграничные биосферные резерваты (ТБР) дают инструмент для общего управления. Статус ТБР - это официальное признание на международном уровне институтом ООН политической воли к сотрудничеству в деле сохранения и устойчивого использования общих экосистем за счет единого управления ими. Это также является обязательством двух или более стран по совместному применению Севильской стратегии для биосферных резерватов и по достижению ее целей. Это соответствует растущему признанию целесообразности экосистемного подхода к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия.
Представленные ниже рекомендации относятся к созданию ТБР, к мерам, которые могут предприниматься в соответствии с принципами Программы ЧиБ и в частности в соответствии с целями Севильской стратегии, и к способам обеспечения полноценной функциональности ТБР. В то же время, следует учитывать, что хотя биосферный резерват дает общие рамки для деятельности на трансграничном участке, реальная практическая ситуация в разных местах может весьма существенно отличаться, так что здесь нужна еще большая гибкость, чем в национальном контексте.
Процесс, которые приводит к официальному образованию ТБР, может включать различные формы сотрудничества и координации действий на уже существующих охраняемых территориях по обе стороны границы. Они служат основой для формализации предложения о создании ТБР и их следует поощрять.

Вплоть до настоящего времени все существующие ТБР создавались первоначально как отдельные биосферные резерваты в индивидуальных странах перед тем как их объявляли ТБР. В то же время, можно предположить, что в будущем соответствующие страны будут совместно организовывать ТБР в один шаг. В любом случае, конечной целью должно быть создание одного функционирующего биосферного резервата.
Для этих двух различных сценариев рекомендуется следующие процедуры:

Создание биосферных резерватов по разные стороны границы; или, если ТБР создается в один шаг, определение зонирования территории в соответствии с общими критериями для создания биосферных резерватов.

Стр. 18 из 41

Определение местных и национальных партнеров, и создание рабочей группы для определения основ и ключевых направлений сотрудничества.

Подписание официального соглашения по ТБР между правительственными структурами.

Отведение различных частей соответствующими государственными структурами; или, когда ТБР создается в один шаг, совместное отведение всей территории соответствующими государственными структурами.

В обоих сценариях - определение основных компонентов плана сотрудничества в будущем.

Официальное признание МКС Программы ЧиБ ЮНЕСКО.
3.2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТБР
Среди различных мер, которые рекомендуются для обеспечения эффективного функционирования ТБР, приоритетное внимание следует уделить следующим:

Подготовка и утверждение плана зонирования для всей территории и осуществление зонирования путем строгой охраны основных зон, разграничения буферных зон и согласования целей для переходных зон; это подразумевает, что у соответствующих стран имеется общее понимание характеристик каждой из зон и что в каждой зоне применяются аналогичные меры управления.

Когда определен план зонирования, следует опубликовать совместную карту зонирования.

Определение общих целей и мер, рабочего плана, календарного графика и необходимого бюджета; этот процесс должен определяться спросом и основываться на представлениях о потребностях или о требованиях к управлению. Такой рабочий план должен учитывать элементы, перечисленные в целях Севильской стратегии (см. ниже).

Определение потенциальных источников финансирования рабочего плана и совместного или параллельного использования этих средств.

Установление каналов связи между координаторами/менеджерами в различных частях ТБР, включая электронную почту в возможных случаях.

Усилия для гармонизации структур управления каждой из сторон.
3.3

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ТБР не будет функционировать без наличия совместной структуры, отвечающей за координацию действий. Хотя такие структуры в индивидуальных ТБР могут существенно отличаться, можно порекомендовать следующие положения:

Координационная структура является репрезентативной и включает представителей различных администраций и научных организаций, а также представителей органов, отвечающих за охраняемые территории, представителей местных сообществ, заинтересованных и подверженных воздействию групп, включая молодежь и частный сектор.

Местный сектор НПО также представлен в этой структуре.

Эта структура имеет постоянный секретариат и бюджет для обеспечения его функционирования.

С каждой стороны назначается лицо, выполняющее обязанности

Стр. 19 из 41 координатора сотрудничества.

Общие и постоянные заседания координационной структуры дополняются тематическими группами по мере необходимости, чтобы создать платформу для дискуссий заинтересованных сторон из вовлеченных стран и чтобы поддержать все возможности для обмена мнениями и знаниями.

Существуют совместные группы сотрудников для выполнения конкретных задач.

Создается ассоциация с конкретной целью продвижения ТБР.

Стр. 20 из 41
4

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЕС,
СВЯЗАННОЕ
С
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ
4.1

РАЗЛИЧНЫЙ КОНТЕКСТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ряде случаев в рамках Программы "Человек и биосфера" обсуждали вопрос о представлении биосферным резерватам правового статуса в системе национального законодательства.
Как показывают выводы недавно проведенного ЮНЕСКО анализа, в недавно принятых законах прослеживается тенденция к признанию биосферных резерватов.
Эта направленность соответствует нынешним дискуссиям и эволюции концепций охраны природы (связанность, участие местного уровня и т.д.), и такое прогрессирующее признание концепции биосферных резерватов в законодательстве свидетельствует об изменении отношения к сфере охраны природы. Модель БР предлагает модель охраны природы, связанную с социально- экономическим развитием, а концепция биосферных резерватов представляет собой практический инструмент для введения в действие устойчивого развития (УР).
Здесь важнее всего отразить в национальном законодательстве концепцию и применение УР в биосферных резерватах
1
Севильская стратегия Программы ЧиБ описывает цели, которые должны достигаться в области охраны природы, развития, исследований и подготовки, которые относятся к трем функциям биосферных резерватов. Эта стратегия определяет индикаторы и предлагает рекомендации для достижения этих целей. С другой стороны, Положение устанавливает правила игры. Национальное законодательство по биосферным резерватам должно отражать как принципы Севильской стратегии, так и критерии Положения, которые часто могут представляться нечеткими, но на самом деле они отражают самые разнообразные ситуации.
Примеры
Швеции и
Украины демонстрируют различия в контексте государственного управления, с которыми должны справляться БР. В законодательных документах различных стран выполнение БР своих ключевых функций отражается по-разному. В Швеции, например, концепция БР используется в "мягком праве", тогда как в Украине концепция БР включена в законодательство.
В Украине менеджеры хотели обеспечить более сильное правоприменение, тогда как в Швеции менеджеры избегали опоры на законодательство в рамках сотрудничества с местными заинтересованными сторонами. Соответственно внедрение БР адаптировали к различному политико-культурному контексту путем разработки различных подходов. Здесь важно обеспечить, чтобы процесс устойчивого развития (УР) был признан и интегрирован в процессы различного
1
http://portl.unesco.org/science/en/ev.php-URL_ID=7418&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html

Стр. 21 из 41 уровня в биосферных резерватах. УР понимается как непрерывный процесс продвижения по трем основным направлениям (экологическое, экономической и социально-культурное).
В случае Украины национальный комитет Программы ЧиБ был создан в 1973 г., всего лишь через 2 года после начала этой программы ЮНЕСКО. Первый БР был создан в
1984 г., а его главной целью была охрана природы. Национальный комитет по УР был основан в 2009 г., основной целью которго является оценка реализации национальных программ улучшения экономических, экологических и социо- культурных условий. Он является консультативным органом при Кабинете
Министров Украины.
В Швеции работы по продвижению экологической устойчивости начались уже давно. Стокгольмская конференция 1972 г. считается отправной точкой для концепции УР. Но вот интерес к развитию БР - это явление сравнительно недавнее.
Первый БР был создан в 1986 г., но впоследствии его исключили по инициативе правительства Швеции, поскольку он не отвечал требованиям действующего
Положения Программы ЧиБ для БР. На бумаге БР нового поколения в Швеции появились в 2005 г. Шведский национальный комитет ЧиБ работает в структуре
Шведского агентства по охране окружающей среды. Специального Закона по БР нет, но Швеция стремится отражать международные соглашения в своем национальном законодательстве. Соответственно все вопросы, связанные с управлением БР, должны рассматриваться на основе более общего национального законодательства и политических документов (Табл. 1).

Табл. 1. Основные законодательные акты, которые используются для управления БР в
Швеции и Украине (Elbakidze et al., 2013. AMBIO 2013, 42:174-187)

Стр. 22 из 41
Украина
Швеция
Год
Год
Об охране окружающей среды
1991
Закон об охране природы
1976
О заповедном фонде
1992
Закон об охоте
1987
О животном мире
1993
Закон об охране наследия
1988
О растительном мире
1993
Закон об охране окружающей среды
1988
Лесной кодекс
1995
Постановление об охране наследия
1988
О Красной книге Украины
1998
Закон о памятниках культуры
1988
Водный кодекс
2001
Закон о лесном хозяйстве
1993
Земельный кодекс
2002
Закон о рыбном хозяйстве
1994
Государственная программа развития национальной экологической сети
Украины на 2000 - 2015 гг.
2000
Экологический кодекс
1999
Государственная программа
Леса
Украины на 2002 - 2015 гг.
2002
Закон о планировании и строительстве
1994
Закон о железных дорогах
1995
Закон о дорогах
Постановление об охране видов
2007
Цели экологического качества
1999
В Украине национальное законодательство об охране природных ресурсов охватывает широкий круг задач, таких как охрана и сохранение генетических ресурсов, видов (например, видовое разнообразие, включая места обитания, целостность природных видовых сообществ, популяционное и генетическое разнообразие и т.д.), экосистем и ландшафтов (например, репрезентативных и уникальных природных комплексов; ландшафтное разнообразие; зеленые зоны в городах и т.д.). Например, Ст. 3 Закона об охране окружающей среды указывает, что "сохранение пространственно-видового разнообразия, целостности природных объектов и комплексов" является одним из фундаментальных принципов охраны окружающей среды.
В Швеции цели сбережения, охраны или сохранения описаны в более общих чертах, включая охрану и сохранение природной и культурной среды; биоразнообразия
(например, природных мест обитания и диких видов); нетронутой природы, или же имеют особое значение для охраны определенных видов птиц. В то же время, в
Целях экологического качества указывается, что "Биологическое разнообразие должно сохранятся и использоваться устойчивым образом во благо нынешнего и будущих поколений. Необходимо охранять места обитания видов, экосистемы и их функции. Виды должны иметь возможность для долговременного выживания в виде жизнеспособных популяций с достаточной генетической вариацией".
Кроме того, и в Украине и в Швеции значительное внимание уделяется охране почв
(земельные ресурсы, природная экологическая ценность земли), вод
(гидрологическое, гидробиологическое и экологическое состояние рек) и лесов

Стр. 23 из 41
(рекреационные и защитные функции лесов; биотическое и другое природное разнообразие лесов).
Термин экологически устойчивый встречается только в одном законодательном документе Украины (Государственная программа "Леса Украины"), но там это толкуется в весьма общем смысле. В Швеции в Целях экологического качества, определены 16 таких целей, чтобы добиться желаемого состояния окружающей среды в установленные сроки.
В обеих странах имеются положения, связанные с устойчивым использованием природных ресурсов. В то же время, ни в одной из них в законодательных документах прямо не упоминается такая цель как экономическое развитие. Вместо этого природные ресурсы рассматриваются в качестве основы для социально- экономического развития.
В Швеции важным финансовым механизмом для развития БР считается финансирование Европейским Союзом реализации международных и европейских политических документов (Европейская конвенция о ландшафтах, Единая сельскохозяйственная политика, Конвенция о биологическом разнообразии, развитие сельских районов).
Выводы на основе такого сравнения указывают на необходимость дифференцированных и адаптированных решений для практического применения концепции БР в различном общественном контексте. В обеих странах основные функции БР поддерживаются законодательными документами. В то же время конечная цель БР состоит в продвижении устойчивого развития, и обе страны имеют для этого амбициозную нормативную правовую базу. В качестве учебных объектов
БР могут разрабатывать примеры лучшей практики для поиска компромиссов между тремя опорами устойчивого развития путем применения дифференцированных комплексов обязательных и необязательных политических мер, отражающих относительное значение трех основных функций БР через их зонирование в различных пространственных масштабах.
Существует различная практика в связи с устойчивостью в БР, а основывающиеся на участии заинтересованных сторон решения лучше разрабатывать в форме конкретных планов управления, связанных с улучшением природной среды и продуктивных аспектов. В Табл. 2 приводятся результаты основывающегося на участии процесса для определения приоритетных действий в плане устойчивого управления биосферным резерватом.
Табл. 2. Предложения по 10 действиям, которые преимущественно способствуют улучшению природных, экологических и эстетических свойств; и которые преимущественно способствуют улучшению продуктивных, культурных и рекреационных свойств (Onaindia et al., 2013. Environmental Science & Policy 33: 283-
294).

Стр. 24 из 41
Действия, которые
преимущественно способствуют
улучшению природных,
экологических и эстетических
свойств
Действия, которые преимущественно
способствуют улучшению
продуктивных, культурных и
рекреационных свойств
Принять целостный подход и интегрировать экологические факторы в градостроительство.
Консолидировать культурную инфраструктуру и средства активного туризма.
Избегать методов вырубки леса, в которых используется тяжелая техника, избегать полной вырубки или безотвальной обработки грунта на склонах с уклоном более 30%; оптимизировать подъездные пути и избегать неконтролируемых маршрутов вывоза леса.
Продвигать элементы синергии между туристической индустрией и сельскохозяйственным сектором.
Разработать план агролесоводства, закладывающий основу для разработки территориального плана действий и секторального плана для лесных территорий.
Поощрять туризм и рекреационную деятельность в городах и сельских районах с живописными видами.
Соблюдать установленные расстояния для лесных насаждений для обеспечения охраны водотоков.
Использовать туризм в качестве средства для обеспечения развития сельских районов и осуществить экономическую диверсификацию основного сектора.
Обеспечить, чтобы получение доходов от лесных насаждений было совместимым с множественными функциями лесных экосистем.
Развивать транспортную и культурную инфраструктуру в сельской местности.
Поощрять пешие прогулки и использование велосипедов
(стратегия мобильности).
Развитие и планирование экологических исследований и экологического образования.
Вместо создания новых промышленных зон для новой хозяйственной деятельности использовать территории в уже существующих промышленных зонах.
Развивать социальную сферу в сельской местности и снизить потребность жителей в поездках: дома престарелых, индустрия досуга, сельские гостиницы, рестораны.
Консолидировать культурную инфраструктуру и средства активного туризма.
Разработать программу досуга для местных жителей и отдыхающих.

Стр. 25 из 41
Поощрять туризм и рекреационную деятельность в городах и сельских районах с живописными видами.
Приоритетом субсидий для лесного хозяйства должно стать восстановление лесов, плата за экологические услуги, компенсации для собственников.
Субсидии для лесного хозяйства и плата за экологические услуги.
Ускорение административных процессов для расширения применение древесины в строительстве.
4.2

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЕ
. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЙ (МИНСК,
АПРЕЛЬ 2015 Г.)
Европейская экономическая комиссия ООН, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и Программа развития ООН организовали круглый стол по имплементации в Беларуси Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду (Конвенция Эспо) и Протокола по стратегической экологической оценке к ней.
Этот круглый стол проводился с целью представления требований Конвенции Эспо и Протокола по СЭО государственным чиновникам и экспертам, вовлечения их в дискуссию о потенциальных проблемах в транспонировании этих требований в национальное законодательство.
В дискуссии принимали участие представители профильных министерств, местных органов власти, парламентарии, а также НПО, эксперты и частный сектор, которые высказывали свои соображения по поводу предложенных дополнений.

Стр. 26 из 41
5

АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКИ ЕВРОПЕЙСКИХ
БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ. ДОНЬЯНА В ИСПАНИИ
5.1
ХАРАКТЕРИСТИКА БР ДОНЬЯНА
Этот биосферный резерват расположен на побережье Кадисского залива и является одной из наиболее важных охраняемых территорий в Испании. Основная зона представляет собой Доньянский национальный парк. Важность БР Доньяна определяется разнообразием экосистем и высоким числом видов. Он был образован в 1980 г. и расширен в 2012 г. Общая площадь составляет 268.473,6 га
(основная зона = 54.680 га; буферная зона = 58.613,6 га; переходная зона = 155.000 га).
Это одна из наиболее важных территорий с водно-болотными угодьями в мире и она охватывает разнообразные ландшафтные единицы. Прибрежная полоса включает нетронутые пляжи и цепи статичных и мигрирующих дюн, сменяющихся лесами вековых сосен и сложными лагунными системами, связанными между собой грунтовыми водами, огромными устьевыми зонами и болотами, подверженными влиянию приливов; сезонными заливными лугами, такими как заросшие кустарником равнины, вековые леса пробкового вяза, превращенные в пастбища, так называемыми зонами “белых гор” с преобладанием солнцецвета, тимьяна и розмарина и “черных гор” с преобладанием вереска.
Но наиболее интересной особенностью является исключительно богатая фауна, которая делает Доньяну уникальным анклавом, где насчитывается более 300 видов позвоночных. По имеющимся оценкам через резерват ежегодно пролетают около 6 миллионов перелетных птиц, поскольку он стратегически расположен на пути между Европой и Африкой. Кроме того, Доньяна является одним из последних прибежищ для видов, находящихся под угрозой исчезновения, таких как иберийская рысь или испанский орел-могильник.
К наиболее важным видам деятельности человека относятся пастбищное животноводство и сельское хозяйство в заболоченной местности, вылов моллюсков и агро-экологический туризм. Происходит реализация плана устойчивого развития, который охватывает биосферный резерват и его внутренние районы.
5.2

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА.
Постоянный мониторинг устойчивости
В 2010 г. Руководящий орган резервата принял План устойчивого развития (SDPD).
Цель плана состоит в том, чтобы получить модель устойчивого социально- экономического развития для Доньяны, которая, помимо одного лишь экономического роста, интегрирует производительные процессы на территории с ее естественными процессами, повышая их конкурентоспособность за счет качества,

Стр. 27 из 41 эко-эффективности и дифференциации ("сделанное в Доньяне будет поощряться") в соответствии с целями устойчивости и качества жизни граждан.
Этот план стремится расширить общее видение устойчивого развития в Доньяне, охватывающее комплекс интегрированных и тесно взаимосвязанных стратегических процессов, включая природные, экономические и социальные процессы. Он создавался как "план-процесс", в рамках которого параллельно проводятся действия, формирующие его гибкую структуру, адаптируя ее к изменяющимся обстоятельствам. Основой SDPD будет участие местных сторон частного и государственного секторов, усиливающее их активное вовлечение по стратегическим вопросам.
Адаптивный характер этого плана-процесса требует сильного инструмента для оценки деятельности, который дает обратную связь для определения направленности самого плана. Соответственно для действий в рамках плана будут использоваться индикаторы эффекта с целью их мониторинга и применения, что позволяет создать Постоянный мониторинг устойчивости в Доньяне.
Необходимо, чтобы различные менеджеры и представители правительственных структур принимали участие как в разработке, так и в координации фазы реализации. Опыт Доньяны, ее история и биоразнообразие заслуживают того, чтобы стать достоянием других природных территорий Андалусии и Европы.
С точки зрения разработки методологии в инновационной концепции плана- процесса, направленного на интегрированное планирование управления, должны учитываться важность участия, необходимость выработки общего видения и роль внутренней координации. С точки зрения содержания, модель устойчивого социально-экономического развития должна интегрировать естественные процессы с эко-эффективностью, инновациями, целями устойчивости и качества жизни граждан.
В течение всего этого процесса мы предпринимали все необходимые усилия, чтобы обеспечить максимальную надежность и устойчивость общих подходов, выработанных на основе участия. Соответственно мы подготовили серию монографий по каждому из ключевых вопросов, которые позволят использовать техническую аргументацию, обеспечивающую последовательность анализа, диагностики и предложений. С этой документацией можно ознакомиться на сайте
Фонда Доньяна 21 1
5.3

ОСНОВНАЯ ТРУДНОСТЬ
Недостаточный диалог между заинтересованными сторонами
В 2012 г. резерват приобрел переходную зону, которая не была включена в предыдущую заявку и расширил свою буферную зону, вследствие чего его общая площадь увеличилась более чем втрое. МКС ЮНЕСКО поздравил национальные
2


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал