Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы шестой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-19 октября 2013 года) Иваново 2013



страница1/52
Дата11.02.2017
Размер0.8 Mb.
Просмотров6874
Скачиваний0
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

Ивановский государственный химико-технологический университет

Ивановский государственный университет

Ивановское региональное отделение Научного совета по методологии искусственного интеллекта РАН

НОЦ «Центр мониторинга когнитивных проблем образования, науки. культуры» ИГХТУ

Ивановское отделение РФО

&$[¿:
Актуальные проблемы современной когнитивной науки


Материалы шестой всероссийской

научно-практической конференции

с международным участием

(17-19 октября 2013 года)

Иваново

2013


УДК 001

ББК 87.25

А 437

Отв. редактор д. филос. н. Т.Б. Кудряшова

Статьи и тезисы публикуются в авторской редакции

Рецензенты:

Кафедра философии Ивановского государственного энергетического университета,

доктор философских наук, профессор

Максимов Михаил Викторович




А 437

Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы шестой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17-19 октября 2013 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2013. – 330 с.






ISBN 978-5-85229-470-8

В сборник включены тексты выступлений и тезисы докладов участников шестой всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной когнитивной науки». Материалы посвящены когнитивным проблемам образования, науки, NBICS технологий, искусства, социальной деятельности и коммуникации. Особое внимание уделяется обсуждению возможностей когнитивистики в актуализации, активизации культур-антропологического потенциала познавательных способностей человека в условиях техногенной информационной среды и электронной культуры.

Для философов, психологов, лингвистов, педагогов, социологов, науковедов и всех, интересующихся проблемами образования, познания, сознания, языка, науки, искусственного интеллекта, искусства, электронной культуры - с позиции когнитивной науки.
ББК 87.25

ISBN 978-5-85229-470-8

© ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный

химико-технологический университет», 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ

Оглавление




РАЗДЕЛ 1 4

Когнитивно-антропологические проблемы исследования и моделирования сознания. Нанотехнологии как инструмент техноэволюционного процесса. Развитие когнитивных способностей в условиях онтологического единства человека с техносредой 4



И.А.Герасимова 4

ГУМОРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВИСТИКИ И КОНВЕРГЕНТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 4



В.Л.Васюков 13

НАНОТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ОПИСАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ АРТЕФАКТОВ 14



О.Е. Баксанский 21

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ NBICS-КОНВЕРГЕНЦИИ 21



М.Ф. Бутман, Т.Б. Кудряшова 42

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ КАК КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ В СИНТЕЗЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАНОМАТЕРИАЛОВ 42



А.Ю. Алексеев 46

КОМПЛЕКСНАЯ, КОННЕКЦИОНИСТСКО-РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАШИНЫ КОРСАКОВА 46



А. Г. Кислов 57

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА 57



В. О. Волкова 58

СИМВОЛИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ НЕОПЛАТОНИЧЕСКОЙ ТОЧКИ КАК КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 58



Ю.С. Моркина 64

ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – АТОМИСТИЧЕСКАЯ И ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВЫ 64



Е.И. Исенина 66

ЗАГАДКИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ: МЛАДЕНЦЫ И ВЗРОСЛЫЕ 66



Ю.С. Шкурко 71

ПРОБЛЕМА СОВМЕСТИМОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ НЕЙРОННЫХ КОРРЕЛЯТОВ СОЗНАНИЯ И УНИКАЛЬНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ 72



А.В. Северин 73

КОРРЕКЦИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ-ГЕЙМЕРОВ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ПРЕДМЕТОВ С ВАРИАТИВНОЙ ФОРМОЙ 73



А.Ю. Алексеев 75

ОБЪЕМНАЯ (3D) СЕМАНТИКА КОГНИТИВНЫХ ТЕРМИНОВ 75



М.Г. Зеленцова, Е.А. Хатунцева Е 86

НЕОНАТУРАЛИЗМ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРИНЦИП ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ 86



П.Е. Калинин 90

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВАЗИПРЕДСТВАЛЕНИЙ В ОПИСАНИИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ. 90



Д.А. Ершов 93

КАРТОИДЫ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ 93



В.О. Богданова 95

КОНСТРУКТИВИСТСКИЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА (В свете дискуссиЙ реализма и антиреализма в эпистемологии) 95



М.Ю.Иванов 98

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕОРИИ АВТОПОЭЗИСА 98



Н.В. Малахова 102

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОДОСТОВЕРНОСТИ СОЗНАНИЯ 102



И.Ф. Водяникова 107

КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ КАК ОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ 107



О.Н. Скорюков 108

КОГНИТИВНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ В СВЕТЕ СООТНОШЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 108



А.П. Воронин 110

К ВОПРОСУ О ДОМЕННОМ ХАРАКТЕРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 111



В.А. Шатохина 112

МЕТАТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ М.МАМАРДАШВИЛИ И А.ПЯТИГОРСКОГО И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ. (МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ) 113



РАЗДЕЛ 2 123

Когнитивные аспекты художественного. Визуальный образ. Интересы, ценности, эмоции и движущие мотивы как когнитивная проблема 123



Е.Н.Шульга 123

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ОБЪЕКТ КОГНИТИВНОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ 123



А. Н. Таганов 133

С. Г. Шишкина 134

ПРОБЛЕМА МОДУСА ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ В ЗАПАДНОМ РОМАНЕ РУБЕЖА XX-XXI ВЕКОВ 134



М. Матсар 135

ОСВОЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ 135



О.Н. Масленникова 138

ПАМЯТЬ КАК КОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ИЛИ «ЧТО НАМ ЛИТЕРАТУРА?» 138



В.М. Маслов 144

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ЭВОЛЮЦИОННОМ И РЕВОЛЮЦИОННОМ РАКУРСАХ 144



В.М. Адров 149

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ИДЕИ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА 149



О.В. Янковская 151

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО (на примере классического музыкального искусства) 151



А.Н. Букреева 153

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СТАНОВЛЕНИИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 153



Л.Д. Петряков 157

ДИСКУРС ОБРАЗА И ДИСКУРС ИДЕИ В ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ 157



К.Л.Ерофеева 161

СОЗЕРЦАНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 161



РАЗДЕЛ 3 164

Социальная когнитивистика. 164



И. Е. Волков 164

КОГНИТИВНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 164



О.Б. Куликова 166

РЕАЛЬНОСТЬ КАК МИФ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ КОНЦЕПТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 166



Е. А. Янковская 169

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ И КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 169



М.Б. Клейман 173

ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГОРОДА 173



С.А. Храпов, Е.А. Зайченко 178

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-КОГНИТИВНЫХ ФЕНОМЕНОВ «СОЦИАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» И «МЕНТАЛИТЕТ» 178



Алексеев А.Ю., Ананичук А.В., Соколова Е.И., Харин М.Ю. 185

ФИЛОСОФСКИЕ ЗОМБИ VS ФИЛОСОФСКИЕ СОМНАМБУЛЫ 186



М.А. Пилюгина 188

СПОСОБЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 188



К.А. Афанасьева 193

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ ЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 193



Н.Д.`Шмелёва 198

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВАКУУМ КАК ОБЪЕКТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЫДЕННЫМ СОЗНАНИЕМ 198



И.Е. Озерова 204

РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 204



А.В. Шейнин, К.А. Никифорова 205

КОНСТАНТНЫЕ ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ МЕДИА: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 205



О.Л. Краева 207

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 207



С.В. Кудряшова 214

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИИ ОТРИЦАНИЯ В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 214



П.А. Белоусов 215

ЦЕННОСТНЫЕ ГРАНИЦЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ 215



А.А. Балякин , 217

Д.В. Мун 217

НАНОТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС ПОД ВОПРОСОМ 218



А.С. Малышев, М.В. Нурбина 219

ОТ БИОСЕНСОРОВ К ИСКУССТВЕННЫМ КОГНИТИВНЫМ СИСТЕМАМ 219



С.С. Сдобнов 221

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО ЗРЕНИЕМ? 221



М.В. Жульков 226

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ: СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА 226



А.С. Михалевская 228

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И НАУКИ 228



РАЗДЕЛ 4 231

Семиотические, лингвистические аспекты когнитивной науки 231



С.В.Чебанов, Т.Г. Петров 231

ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ, ИНТЕНСИОНАЛЬНЫЕ АЛФАВИТЫ, ИНТЕНСИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА И СЛОВАРИ 231



Н.К.Иванова 253

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ДЛЯ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 253



Ф.И.Карташкова 255

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 255



Е.А. Вансяцкая 257

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В НЕВЕРБАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ КОММУНИКАНТОВ-ДЕТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) 257



С.В. Мощева 259

ПАРОНИМИЧЕСКАЯ АТТРАКЦИЯ КАК ВИД ПЕРСУАЗИВНОСТИ (на материале текстов массмедиа) 259



К.А. Врыганова 261

ОСНОВЫ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СВЕТЕ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 261



Е. В. Платонова 263

ЛИНГВО-КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСКУРСА ПОКАЯНИЯ 263



Е.А. Нечаева 265

КЛАСИФИКАЦИЯ ЛАКУН В PR-ТЕРМИНОЛОГИИ 265



А.В.Степукова, С.В.Чебанов 267

К ФОРМАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ТИПОВ КАТЕГОРИЙ 267



М.В. Избицкая 269

КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ КОДИРОВАНИЯ КАРТИНЫ МИРА (на примере новой лексики из сферы «Еда и напитки») 269



С. С. Калинин 270

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА СОЗНАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗОВ-СИМВОЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ДРЕВНЕИСЛАНДСКОГО ФОЛЬКЛОРА) 270



Е.В. Костина 273

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕРМИНОВ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛЕКСИКЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 273



РАЗДЕЛ 5 276

Рефлексия профессионального саморазвития участников педагогического процесса и уровни ее когнитивной обеспеченности в современной информационной среде 276



С.В.Чебанов 276

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ИХ ОСВОЕНИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ 276



С.Р. Когаловский 280

К ВОПРОСУ О РЕАЛЬНОСТИ МАТЕМАТИКИ 280



Е.В. Махевская. 287

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 287



Т.Н. Овчинникова 289

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ 289



Н.А. Пакшина 296

КРАТКОСРОЧНЫЕ ВЕБ-КВЕСТЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЛОКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 296



Е.В. Палей 298

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА ПРОФЕССИОНАЛА 298



А.И. Субботин 306

О ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ОСНОВАНИЯХ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ 306



Н.В. Веремьёва 308

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ 308



И.А. Левицкая 309

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ 309



НАШИ АВТОРЫ 313






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал