А. В. Захаров р е д к о л л е г и я




страница1/26
Дата14.04.2017
Размер1.15 Mb.
Просмотров1517
Скачиваний0
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

УДК 398.2 + 316.774 + 316.776 + 004.77
ББК 82.3Р
И 73
Печатается по решению Редакционно-экспертного совета Государственного республиканского центра русского фольклора
Составитель
А.В. Захаров
Р едко л лег и я :
Каргин АС. (отв. редактор),
Алексеевский М.Д., Ахметова МВ, Добровольская В.Е., Зайцева Е.А.,
Зенина МА, Костина А.В., Котельникова НЕ, Новожилов В.В., Чибисов И.Е.
Интернет и фольклор. Сборник статей. — М Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009. — 320 с Сборник подготовлен по результатам конференции, состоявшейся в Государственном республиканском центре русского фольклора. Темы сохранения фольклорных традиций в эпоху массовых коммуникаций, возникновения и развития новых форм фольклора (в том числе сетевого) рассматриваются в контексте системы гуманитарного знания с учетом достижений традиционной фольклористики.
Издание предназначено филологам, фольклористам, культурологам.
470201015-068
И без объявления
ЛР 700132-2009
УДК
398.2 + 316.774 + 316.776 + 004.77
ББК82.3P
ISBN 5-86132-068-3
© Государственный республиканский центр русского фольклора, 2009
И73

Содержание
А.С. Каргин, А.В. Костина. Научное осмысление интернет-фольклора: актуальные проблемы и опыт исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Раздел I. Миры фольклора реальный и виртуальный
А.В. Захаров. Культурные герои медийной провинции . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Т.Б. Дианова. «Эффект Сидоренко»: образ виртуальной личности в сети и манипуляция массовым сознанием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
В.А. Ковпик, А.В. Кулагина. Традиционная и виртуальная торговая реклама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
Е.Л. Сверлова. Виртуализация смерти современный интернет-погост . . . . . 58
М.Д. Алексеевский. «Что мне водка в летний зной проблемы текстологии фольклора в Интернете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
М.А. Зенина. Cайт фольклорного музея в Интернете . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Е.А. Зайцева. Компьютерная иконография народных музыкальных инструментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Раздел II. Жанры интернет-фольклора
В.В. Метальникова. Байка об аццком баяне (Традиционные фольклорные жанры и их модификации в Интернете) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
О.Е. Фролова. Анекдот как отражение интересов пользователя . . . . . . . . . . 117
В.Е. Добровольская. Традиционные сюжеты анекдотов в творчестве толкиенистов и анимэ-фольклоре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
А.А. Чикалова. Пародии на сказку в сети Интернет . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Ю.С. Ланская. Американские «Bogus Warnings» (ложные предупреждения об опасности) и российские письма несчастья . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
М.М. Красиков. Интернет как парта (студенческая эпиграфика в сети) . . . . 170
Е.А. Самоделова. Школьный фольклор в Интернете . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Е.Н. Горшкова. Специфика бытования анкеты в интернет-пространстве . . . 194

Раздел III. Фольклор субкультур и сетевых сообществ
Н.И. Васильева, ПИ. Ефимов, ТА. Золотова. «Человек играющий картина мира в субкультуре геймеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Д.Б. Писаревская. Репрезентация фольклора ролевого движения в виртуальном пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
А.А. Петрова. От юзера до хакера фольклорный автопортрет в Интернете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Д.А. Радченко. Конструирование исторического в процессе сетевой коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
А.Б. Росляков. Личное оружие в Рунете: сообщество, субкультура и фольклор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245
Раздел IV. Интернет-фольклор и постмодернизм
В.А. Поздеев, Е.В. Козлов. Психологическая идентификация автора/исполнителя в фольклорном творчестве от архаики до фолкнета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
И.А. Седакова. Традиционная и массовая культура в Интернете цитаты, квази-цитаты и аллюзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
И.В. Ксенофонтова. Специфика коммуникации в условиях анонимности меметика, имиджборды, троллинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Н.А. Джалилова. Виртуально-фольклорные формы презентации идентичности в Интернете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
Г.И. Власова. Интернет-поздравления как жанр постфольклора . . . . . . . . . 302
Е.А. Орлова. Методика создания образа Бабы-яги в интернет-словарях . . . . 309

5
А.С. КАРГИН, А.В. КОСТИНА
(Москва)
Научное осмысление интернет-фольклора:
актуальные проблемы и опыт исследования
С
етевая, или виртуальная, среда задала немало вопросов человечеству, попросту говоря, озадачила. И озадачила так, что, не успев получить более или менее внятный ответ на один вопрос, тут же задает еще несколько не менее острых, не давая при этом времени на раздумья, поиск взвешенного решения. Так произошло с понятием интернет-фольклора, самая мысль о котором еще десяток лет назад у многих специалистов по традиционной культуре вызвала бы скепсис. Сегодня даже те, кто не признает фольклор в Интернете за фольклор и вообще за творчество, заняли более выжидательную, осторожную позицию. Большинство известных российских ученых эту тему обходят стороной, оставляя ее на откуп молодежи или любителей острых
«научно-фольклорных» ощущений. Они не разделяют их убежденности в формировании нового фольклорного пространства, но и не могут отрицать очевидного — фольклор в Интернете превращается в реальность. А как можно назвать явления, к которым причастны не сотни и тысячи, а миллионы людей, творящих, использующих, воспроизводящих образцы интернет-культуры?
* * *
Проблема интернет-фольклора привлекает внимание как специалистов, таки самой широкой публики. В последние годы она вызвала чрезвычайно активную дискуссию, в том числе по вопросу о при В Государственном республиканском центре русского фольклора (ГРЦРФ) эта проблема обсуждалась на круглом столе «Интернет-фольклор: свобода самовыражения или деградация традиции нам Российском Интернет- форуме (апрель, 2007 г на конференции «Фолк-арт-нет: новые горизонты творчества. От традиции — к инновации (ноябрь, 2007 г. Этой проблеме был посвящен сборник статей «Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции — к виртуальости» (М ГРЦРФ, 2007), ряд статей в периодических изданиях Центра.

6
оритете в постановке самой проблемы. О принципиальной новизне
интернет-фольклора свидетельствует даже то, что названный термин сосуществует с такими, как фольклор в Интернете, сетевой фольклор и некоторыми другими. Если говорить о значимости данной проблемы, то она определяется целым рядом обстоятельств. Во-пер- вых, тем, что сетевая среда объективно становится одной из основных сфер осуществления активности человека. Согласно прогнозам уже кг. существенная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в цифровой формата доступ к высокоскоростному Интернету будут иметь миллиарды людей, которые получат возможность взаимодействовать друг с другом не в рамках географического пространства, а в практически неограниченном виртуальном пространстве. Предполагается, что основным типом культуры станет сетевая культура, в границах которой все сферы — коммуникационная, художественная, научная, политико-идеологическая, экономическая — будут осуществляться в виртуальной среде. Сегодня стали реальностью
сетевая литература, сетевое искусство. Было бы естественным предположить, что и фольклор как специфический способ взаимодействия человека с окружающим миром также органично осваивает интернет- пространство.
Однако прежде чем рассматривать проблему возможности существования фольклора в его сетевом варианте, необходимо ответить на вопрос о перспективах построения информационного общества в России.
Среди ученых, стремящихся к осмыслению процесса информатизации в России, явно выделяются две группы представители первой достаточно оптимистично оценивают процесс вхождения нашей страны в информационное общество, вторые же высказывают сомнение. Исследователи, рассматривающие путь развития России в категориях информатизации, свою позицию аргументируют тем, что, по статистике ФОМ, с 2002 по 2007 г. количество российских пользователей Интернета возросло в 3 раза (с 8 до 24%). Это позволило стать россиянам не только самой читающей, но и самой пишущей нацией в мире (за счет появления Живых Журналов — блогов, в которых люди ведут свои дневники в электронном виде. Информационная сеть стала удобными неотъемлемым компонентом жизни. Люди привыкают к использованию интерфейсов, графики, специфических логических
2
В частности, книга «Пятниццо. Антология фольклора Рунета», выпущенная при участии агентства инновационного маркетинга Promo Interactive и представляющая мемы, шутки, анекдоты, онлайновые вирусы, издателями названа первой в истории книгой про интернет-фольклор» (www.netlore.ru; www.virusvideo.ru). Между тем, рубрика статей, посвященных осмыслению интернет-фольклора, вошла в III том сборника докладов Первого конгресса фольклористов, опубликованного еще в 2006 г, что позволяет считать пионером в области проблематики сетевого неспециализированного творчества, приближенного к фольклору, Государственный республиканский центр русского фольклора.
решений, широко используемых в Интернете. Он обеспечивает свежей и необходимой информацией»
3
Представители второй группы, оценивая перспективы информационного развития России, проявляют значительный скепсис, утверждая, что даже если в каждой избе рядом с лампочкой Ильича в красном углу под иконой будет ив самом деле красоваться новенький, исправно работающий и подключенный к всемирной паутине компьютер, условия жизни жителя столицы и жителя провинциального города никогда не сравняются. Аргументация последних не лишена оснований. Россия остается неравномерно развитой в информационном плане наряду с центрами информационных технологий в виде мегаполисов, по протяженности сетей не уступающим крупным городам Европы, существуют и районы с недостаточным или проблемными телекоммуникациями. Противостояние центра и провинции, города и деревни, конечно, невозможно преодолеть только посредством проведения сетевых коммуникаций в отдаленные стойбища и таежные поселки, здесь необходим комплексный подход к решению социальных и экономических проблем в жизни регионов. Тем не менее, необходимо реально оценивать и аналогичные процессы в тех странах, в которых информационное общество — реальность, существующая, по крайней мере, в течение двух десятилетий.
Обратимся, например, к так называемому электронному коттеджу, впервые описанному американским социологом Э. Тоффлером в его широко известной книге Третья волна. В электронном коттедже информационное обеспечение может позволить человеку, не выходя из дома, поддерживать связь с миром — дома, а не в офисе, осуществлять через коммуникации работу, через Сеть проводить платежи, участвовать в выборах, получать документы, заказывать пищу и получать иные услуги. Однако электронный коттедж таки остался красивой метафорой, воплощающей мечту об оптимально эффективной организации социального пространства и времени. Сегодня становится очевидным, что одной из высших ценностей для человека выступает общение с людьми, близкими по духу и по восприятию мира. Как показывает практика, рост числа работающих через телекоммуникации является лишь намечающейся тенденцией и касается только больших городов. Как не без юмора отмечают исследователи, сегодня имеется больше людей, исследующих работу через телекоммуникации, чем фактически работающих. Более того, люди стремятся к неофициальной (пусть и сетевой) коммуникации даже будучи работниками
3
Перелыгина И.А. Интранет — новое пространство субкультурного творчества (к постановке проблемы) // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции — к виртуальости. МС Соколов Е.Г. Компьютер и Миргородская лужа. Опыт противостояния // Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001. С. 266.
5
Кастельс М. Информационная эпоха экономика, общество и культура. МС корпораций, о чем свидетельствует наполнение неформальным общением сетей Интранет. Таким образом, предположение о том, что сетевые технологии позволят перенести в информационную сферу большинство сфер деятельности человека, представляется несколько неосторожным. Сетевые технологии, очевидно, не изменят (по крайней мере, в обозримом будущем) социокультурной реальности, хотя и привнесут в нее немало специфического.
Тем не менее, эта реальность формируется и уже проявляет свои специфические особенности, в частности, те, которые связаны с функционированием в сетевом пространстве традиционных форм фольклора и народного творчества
6
Активное развитие фольклора в последние десятилетия — в том числе ив сетевой среде — наблюдается не только в России, но и во всем мире, и связано оно с процессами глобализации и сопутствующими ей явлениями «глокализации» (от global — всеобщий и local — местный) усилением национально-этнических оснований культуры. Всплеск этнической активности стал одним из наиболее значимых факторов, спровоцировавших усиление интереса к проблеме этничности, в связи с чем ЮНЕСКО в 1997 г. было провозглашено создание системы институционального признания устного и нематериального наследия человечества, а в 1998 г. в первом Всемирном докладе по культуре отмечалась важность сохранения для гармоничного развития человечества языков и диалектов, традиций и обрядов, представлений иве- рований.
Об интересе к традиционным формам творчества свидетельствуют ресурсы Интернета. Если говорить о Рунете, то можно отметить, что на сайтах различных организаций и частных лиц уже имеется немало баз данных, содержащих структурированную информацию (текстовую, визуальную, звуковую) по многим культурным объектам. Таковыми являются сайты Новгорода (Новгород, история Деревянное зодчество, Прикладное искусство, Музей колоколов, Пскова, «Полимедийная база данных по календарным праздникам русских Поволжья и многие другие.
Проблемам сохранения материального и нематериального культурного наследия сегодня посвящено значительное число виртуальных музеев Виртуальный музей г. Нерюнгри, получивший грант Президента Республики Саха (Якутия) в области культуры и искусства наг Виртуальный этнологический музей народов Нижегородского Поволжья, созданный специалистами из областного научно-методичес- кого центра народного творчества совместно с Нижегородской археологической службой и существующий при поддержке Нижегородского областного отделения Российского общества историков-архивистов,
6
Каталог ссылок на фольклорно-этнографические материалы, опубликованные в Рунете, находится на сайте Фольклор и фольклористы России
(URL: http://fr.nm.ru).
7
URL: http://www.bestpravo.ru/yakut/data02/tex12496.htm
и др Продолжается работа по созданию виртуального историко-этног- рафического музея в Славгороде в рамках проекта создания виртуального музея Наследие международной программы Сотрудничество для реабилитации (CORE). Для музея создается база данных по истории, фольклору и этнографии района. Посетители виртуального музея, которые профессионально интересуются историей, фольклором и этнографией, получат возможность общаться, обмениваться информацией и устанавливать контакты на форуме сайта. По мнению координаторов проекта, виртуальный музей Наследие является уникальным систематизированным источником этнографических данных, сохраняющим связь между временами и поколениями
9
На сайте Владимира Архипова Самодельные вещи мира автор собирает коллекцию образцов декоративно-прикладного искусства — от вещей, принадлежащих бабушками дедушкам, до вполне современных, но сделанных своими руками и с опорой на традицию. Есть в коллекции и забавные вещи — например, самодельная дециметровая телевизионная антенна, сделанная из вилок. Создатели этого виртуального музея произведений умельцев-непрофессионалов призывают присылайте свои фотографии самодельных диковин. Аналогичный интерес проявляет немецкий композитор, фотограф и художник Ральф
Лихтенштейгер. Он в рамках проекта «Тишина/Истории», посвященного Джону Кейджу, планирует выпустить книгу народных историй вместе с музыкальным альбомом собственного сочинения. Лихтенштейгер обращается к пользователям Интернета Дорогие, присылайте Ваши истории о шуме, звуках природы и города, восприятии музыки, звуках в литературе, мертвой тишине, звуках в кино и т.д.»
11
Данные примеры свидетельствуют о том, что эти две тенденции — с одной стороны, объективное развитие сетевых технологий, ас другой — усиление внимания к национально-этническим истокам — не только не исключают, не противоречат друг другу, а вполне благополучно сосуществуют.
Среди различных образовательно-просветительских ресурсов в
Рунете выделяются мощные сети, посвященные культурному наследию фольклорному, этнографическому, музейному, — где основными публикаторами являются научные центры РАН, высшие учебные заведения, региональные организации, имеющие свои серверы. Анализ интернет-ресурсов фольклора позволяет говорить о том, что в российском Интернете широко представлена как русская народная культура, таки культура других народов, проживающих на территории России. Они представлены на сайтах Традиционная культура народов
8
Зеленов М.В. Доклад на IV съезде РОИА (URL: http://www.opentextnn.
ru/nooroia/?id=980).
9
URL: http://www.core-chernobyl.org/rus/presscentre/news/
page=1
id=646 10
URL: http://www.folkforms.ru/index.ru.html
11
URL: http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=22822&cid=1282 12
Рыбакова Л.В. Российский фольклор в интернете (Рунете) (URL: http://
library.elibra.ru/viewtopic.php?project_id=5&topic_id=13&topicname=1.6).
европейского северо-востока России Этнографическая электронная энциклопедия. Фольклор и этнография коми и коми-зырян, традиционная культура северных русских отдела этнографии и фольклора
КНЦ УрО РАН Мифология коми «KALEVALA — народный эпос Тверские карелы»; Татарская народная музыка Казанской академии культуры и искусств Чувашская Республика и многих других.
На сайтах Рунета представлены и локальные варианты русской народной культуры. Наиболее посещаемыми из таких сайтов являются Фольклор Новгородской области Лаборатория фольклора Поморского университета (Архангельск «Каргополь: Библиотека Сказки, Поверья, Праздники Русский фольклор Учебное пособие
“Народно-поэтическое слово Юга России Традиционная культура русских Сибири Омского университета и Сибирского культурного центра Омска Традиционная культура Иркутской области Иркутского областного центра народного творчества и досуга. Это также сайты, представляющие материалы и исследования по фольклору справочник Традиционная культура Псковской области (сетевая де- моверсия), представленный на одном из санкт-петербургских сайтов Русский фольклор в современных записях — сайт, созданный на базе
Пропповского центра гуманитарных исследований в области традиционной культуры Санкт-Петербургского университета сайт Тартуского университета Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика каталог звукозаписей произведений народной культуры русского Севера Санкт-Петербургских коллекций и многие другие
13
Полнотой представления материала отличаются Карельский научный центр и его фонограммархив, содержащий собрание звуковых записей (в том числе фольклора) многих народов Севера России, которые осуществлялись начиная с х гг. XX в, а также Коми научный центр Уральского отделения РАН, совместно с Центром фольклорных исследований Сыктывкарского университета создавший электронную фольклорно-этнографическую энциклопедию. Если говорить о регионах, то полнее всего в Рунете отражены особенности культуры севера европейской части России. Он представлен на городских серверах Великого Новгорода и Пскова, а также на сайтах университетов Великого Новгорода и Архангельска, содержащих коллекции фольклорных архивных материалов и исследования по фольклору.
В Центральной России ив Поволжье фольклор публикуют, главным образом, университеты, из которых заметно выделяется Нижегородский университет и его сайт, на котором размещен богатый архив достаточно полная коллекция фольклора карел размещена на сайте областной библиотеки Твери. Юг России представлен сайтом Научно-исследова- тельского центра культуры Юга России (Белгородский университет, включающим небольшую коллекцию фольклорных текстов. Этот сайт
13
Мишанкина НА, Тубалова ИВ, Эммер Ю.А. Специфика электронного представления региональных текстов (URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/
magazine/2/mishank.htm).
интересен тем, что здесь предпринимается одна из первых попыток собирания фольклора через Интернет. Как самостоятельную и достаточно обширную можно рассматривать группу сайтов, созданных любителями и являющихся частью коммерческих проектов. На них обычно размещаются короткие тексты анекдоты, частушки, песни, приметы и т.п.
14
Таким образом, одну группу фольклорных произведений в Интернете составляют образцы классического фольклора, предстающие в оцифрованном варианте и собранные в определенных базах данных. При этом все фольклорные базы данных, по мнению группы ученых из Томского государственного университета, можно различать по критерию ориентации 1) на фольклорные тексты (как в письменном виде, таки в устном (аудиозапись 2) на явления этномузыкаль- ной культуры 3) на материальную культуру той или иной территории. Несмотря на то, что ресурсы по традиционной культуре и фольклору в Сети представлены достаточно полно, следует сказать о проблемах, существующих в этой области.
По мнению исследователей, в отражении специфики русского фольклора наблюдается существенная фрагментарность — в Сети не представлена специфическая культура многих обширных территорий России. Наиболее исследованными в указанном аспекте можно считать европейскую часть России, Русский Север и Юг России. Гораздо меньше изучены территории, освоенные позже, на которых представлены модифицированные за счет контактов с местным населением и за счет смешения при миграции представителей различных областей и этносов варианты народной культуры Урал, Сибирь и Дальний Восток. Даже фольклор народов Сибири представлен на сайтах фактически только двумя центрами — Омскими Иркутским. Но, как отмечают ученые, Сибирь — это огромные пространства, история заселения и освоения которых складывалась самым различным образом. Соответственно, различные территориальные зоны Сибири отличаются друг от друга и характером трудовой деятельности людей, их населяющих, и характером культуры. Поэтому, несмотря на то, что количество уже существующих информационных ресурсов, представляющих народную культуру, достаточно велико, оно (даже при условии представления информации в полнотекстовом виде) не отражает всего многообразия территориальных вариантов народной культуры, что свидетельствует о необходимости продолжения работы по оцифровке материалов и по их грамотному размещению на серверах.
Однако переведение в цифровой формат и перемещение в Сеть произведений традиционного фольклора — устно-поэтического, музыкального и более позднего фольклора письменной традиции, например, альбомных стихов, — не протекает безболезненно. Очевидно, что фольклор, изменяющий формат коммуникации с устного на се Рыбакова Л.В. Указ. соч Мишанкина НА, Тубалова ИВ, Эммер Ю.А. Указ. соч Там же.

12
тевой, начинает утрачивать ореол аутентичности. При этом коммуникационная среда проявляет способность особым образом действовать на традиционную культуру посредством навязывания ей несвойственных структур и форматов даже тогда, когда новая фиксация позволяет обеспечить сохранение подлинного текста во всех его деталях и специфических проявлениях. В постиндустриальном обществе можно отметить как явно различимую тенденцию существенное структурное изменение традиционной культуры, модифицирующей под влиянием средств технической репрезентации и собственную морфологию.
Однако так ли опасна эта тенденция Думается, масштаб трансформаций в сфере традиционной культуры напрямую связан с трансформациями самой общественной системы, и появление новых форм ее презентации обусловлено самой социокультурной реальностью. Именно поэтому, несмотря на интенсивное развитие средств массовой коммуникации, в современной культуре продолжает активно развиваться и тот фольклор, который функционирует по традиционному типу. Исследователи здесь выделяют песни — бытовые, уличные, студенческие, туристские, отчасти бардовские, припевки, различные и многообразные устные повествования несказочного характера — современные былички, байки, устные рассказы, анекдоты, слухи, толки, а также существенную часть повседневной речевой стихии, которая включает в себя достаточно устойчивые речевые обороты, афоризмы, специфические выражения, сленговые жаргонизмы, реплики, образующие разнообразные арго. Это также существенно модифицированные современные мемораты и предания (в том числе неомифологи- ческие), включая такие слабоструктурированные тексты, как слухи и сплетни»
18
В современном фольклоре можно обнаружить как достаточно развитые повествования (предания, фабулаты или сюжетные рассказы, развернутые музыкально-поэтические композиции наподобие песен- баллад, таки достаточно лаконичные тексты присказки, припевки, поговорки, афоризмы и, конечно, живую разговорную речь. Иными словами, в ситуации стремительного изменения как самого мира, таки нашего представления о нем сама народная культура либо перерабатывает многие традиционные формы, либо отказывается от прежних форм и жанров, стремясь необходимую социальную информацию передать в сжатом, усеченном виде, произвольно, ноне случайно комбинируя фрагменты того, что существует в общем культурном фонде Народная культура в современных условиях. МС Современный городской фольклор. МС Ханютин А. Школьный рукописный альбом-песенник: новый успех старого жанра // Массовый успех. М, 1989; Борисов С.Б. Мир русского девичества е годы XX века. М, 2002; Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М, 2001; Русский школьный быт и фольклор. От вы- зываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. М,
1998.
19
Народная культура. С. 124.
Анекдот, который еще 10—20 лет назад мог представляться актуальным, интересным лишь для отдельных категорий слушателей, благодаря огромному количеству книжных, журнальных, газетных публикаций, специальным программам телевидения, радио, сайтам Интернета быстро становится известен всем любителям этого жанра. Популярность программы Романа Трахтенберга на радио, основанной на узнавании анекдотов, предлагаемых радиослушателями, позволяет говорить о модульности творчества, внедренного в повседневную практику. Анекдоты рассказываются и узнаются по типичности ситуации, особенностям действующих лиц, характерным оборотам речи и т.д. Но эта примета в бытовании жанра обнаруживается и на ранних стадиях его истории. В современных условиях эти черты приняли гипертрофированный, самодовлеющий характер.
О «клиповости» современных форм традиционной культуры говорит КА. Богданов, отмечающий, что по сравнению с традиционным фольклором, развернутые нарративы в значительной мере уходят из практики устной коммуникации, целостные повествования уступают место более или менее фрагментированным нарративным клише, текстам, сигналам, которые не столько передают информацию, сколько указывают на нее и ее источник. Значение целостности информации уступает в таком случае место сноске к событию или рассказу. Причины сокращения фольклорных текстов, по мнению автора, объясняется общей диффузией потоков информации в современном обществе, а также конкурентным сосуществованием различных источников ее получения. Разрушение нарративных структур сюжета, коллаж вместо повествования соответствует, наконец, аксиологии самой современной культуры, педалирующей, в целом, не столько ценность сюжета, сколько семиотическую эффективность образа и факта»
20
На первый взгляд может показаться, что информационная среда существенно искажает те фольклорные элементы, которые инкорпорированы в «нефольклорное» пространство. Во-первых, это связано с определенным цифровым форматом сетевого пространства, которому подчиняется все то, что функционирует в Сети. Во-вторых, существование фольклора в Интернете может показаться проблематичным вследствие того, что информация в Сети стремится к избыточности при определенной поверхностности. Поэтому тексты большого объема (например, эпических жанров, сетевая среда порождать вряд ли способна там, скорее, будут появляться и распространяться краткие тексты наподобие анекдотов, поговорок и присловий.
Если же иметь ввиду те фольклорные формы, которые рождаются непосредственно в сетевом пространстве, о них можно сказать, что они непросто модифицируют структуру и содержание соответственно новому социальному времени и формату их трансляции, но возникают вторично, как бы заново, хотя ив связи с традицией, сохраняя в себе
20
Богданов К.А. Прецедентные тексты в современном фольклоре (URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/bogdanov1.htm).
все ее структуро- и смыслосодержащие элементы. Это и позволяет подобным формам функционировать в качестве народной, неспециализированной культуры информационной эпохи. При осмыслении этих явлений народной культуры, возникающих в условиях современного мегаполиса, как представляется, можно обратиться к методологическим принципам, разработанным еще в х гг. КВ. Чистовым, кон- цептуализировавшим понятие вторичные формы культуры. Не ставя под сомнение историко-типологическую методику, исследователь обосновывает возможность пренебречь ее принципами в тех случаях, когда первичные и вторичные формы возникают независимо друг от друга и не имеют между собой генетической связи.
В подобных условиях всё возрастающую роль начинают выполнять специфические формы народной культуры ив частности, фольклора, которые исследователями обозначаются такими терминами, как фольклор постиндустриальной или технологической эры. Естественно, что пространством существования такого фольклора становится информационная среда. Сетевая символическая коммуникация становится при этом заменителем реальной коммуникации, дефицит которой испытывает современный человек. Реальная коммуникация, не отчужденная в знаковую форму, являлась содержанием традиционной культуры. Сегодня широкое распространение — наряду с сетевой литературой и сетевым искусством — получает и сетевой фольклор. Отчасти появление сетевого фольклора связано стем, что закономерности развития интернет-среды поставили под сомнение привычные стереотипы, действующие в сфере творчества нормы, законы, авторское право, поэтические и стилевые закономерности и многое другое. Но стилевое сходство традиционного и сетевого фольклора определяется также тем, что оно основано на сущностном родстве традиционной культуры и тех форм, которые появляются в сетевом пространстве и воспринимаются как уникальное явление.
Распространение подобных форм свидетельствует о том, что неспециализированная культура в сетевом пространстве развивается гораздо интенсивнее, чем в логоцентричном пространстве линейного письма это, безусловно, требует проведения аналогий с развитием архаических форм фольклора. Специализированная профессиональная культура выдвигает более жесткие законы творчества, чем доминирующие в Сети, которая стала, по существу, прибежищем повседневной культуры с ее собственными способами выражения, присущими низовой, народной, карнавальной традиции. Это не только специфический язык субкультуры пользователей Рунета, пренебрегающей всеми правилами письма, но и общение в чатах, в отдельных фрагментах которого можно увидеть структурные и содержательные аналогии одновременно с
21
См Традиционные и вторичные формы культуры // Расы и народы. Современные этнические и расовые проблемы Ежегодник. М, 1975. Т. 5. С. 32—41.
22
Bausinger H. Volkskultur in der technischen Welt. Stuttgart, 1961.
альбомной традицией, городской легендой, детскими страшилками и жестокими стихами».
Именно эти фольклорные явления составляют особую группу произведений, специфика бытования которых обусловлена сетевым способом существования. И эти-то явления и можно обозначать термином сетевой фольклор. Какими качествами он обладает Прежде всего, теми, что присущи самой Сети — интертекстуальностью и интерак- тивностью. Однако здесь встает вопрос о том, насколько эти свойства самого Интернета соотносятся с такими особенностями традиционного классического крестьянского и даже городского фольклора, как анонимность, коллективность авторства, поливариантность, традици- онность.
Поскольку эта проблема была авторами достаточно подробно изложена в других работах на эту тему, ограничимся в рамках этой статьи краткими аргументами, доказывающими структурное сходство классического и сетевого фольклора. Если говорить о коллективности авторства, тов Сети оно определяется принципиальной настроенностью на открытость произведения и соавторство. Здесь можно сослаться на так называемый народный перевод на материале фандомов — Гарри
Поттера, Братства кольца — своеобразный и относительно новый вид массового любительского творчества, где каждый из участников творческого процесса может выложить в Сеть свой перевод, причем осуществленный как полностью, таки фрагментарно. При этом множество непрофессионально переведенных фрагментов, глава также целостных авторских работ отдается в безвозмездное пользование тем, кто хочет их самостоятельно развивать. Сам же оригинальный текст обрастает огромным виртуальным объемом, создавая базу для новых и новых вариантов и перерастая в совершенно новое произведение.
Если говорить о том, что позволяет в деятельности народных переводчиков обнаружить черты фольклорного типа, а этот вид творчества рассматривать в качестве аналога фольклора, то здесь, прежде всего, необходимо назвать такие особенности, как анонимность, коллективность авторства и поливариантность. Наконец, народный перевод обладает качеством художественности, что не присуще текстам электронной почты, текстам в чатах и многому другому.
Еще одно важное качество сетевых текстов — их интертекстуаль- ность, те. способность осуществлять связи между текстами, когда фрагменты одного текста сосуществуют с фрагментами другого, образуя своеобразные третьи варианты. В традиционной культуре это качество проявляется в неявном цитировании, наличии устойчивых мест например, в былинах это седлание коня, скачка, пир, состязание, которые перемежались с совершенно разными сюжетными линиями в рамках одного жанра. Несмотря на то, что в границах сетевой куль См, в частности Каргин АС, Костина А.В. К вопросу об исследовании Ин- тернет-творчества // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции к виртуальости. МС туры ломаются все жанровые и сюжетные стереотипы, сам принцип интертекстуальности реализуется, текст вступает в контакт с другими текстами. Этот прием отсылок к другим текстам активно используется в сетевом анекдоте «Нео открывает последнюю дверь, смотрит, а там Билл Гейтс сидит. Нео подумал И зачем с матрицей боролся Она бы и сама грохнулась Летит Нео в позе Супермена и, обращаясь к зрителям, спрашивает У вас нет агентов Смитов? Тогда мы летим к вам!”»
24
Всё это позволяет толковать культуру эпохи сетевых коммуникаций как цитатную, а в сетевых текстах находить структуры, позволяющие увидеть в них существенное сходство с текстами традиционной куль- туры.
Есть еще одно очень важное качество сетевой коммуникации — преодоление письма. Несмотря на письменный характер изложения текста в Сети, сами принципы его построения тяготеют к устной форме высказывания, где многофункциональность письменной речи воспроизводится целой совокупностью графических символов — «смайли- ков»-эмотиконов — значков, передающих набор совершенно различных эмоциональных реакций — грусть, злость, подмигивание, слезы, смех, смущение, страх, удивление, улыбку, а также свободной пунктуацией, междометиями, звукоподражаниями, нарочитыми ошибками, наподобие «можбыть» (может быть) и «как-нить» (как-нибудь), а также повторениями слов, характерными для устной речи. В качестве заменителя модуляций голоса используются заглавные буквы, которые вне заголовка передают повышение голоса, значимые части текста выделяются также с помощью знака Возникновение подобного языка вызывает активную реакцию самих пользователей, отражаемую, в частности, в анекдоте Один хакер другому Мне тут одна подруга роман Достоевского намыло прислала, вчера читать начал. — Ну и как — Интересно, только мрачный он какой-то: пять с лишним мегов текста, и ни одного смай- лика!”».
Все это приводит к тому, что сегодня исследователи говорят о формировании нового «устно-письменного» текста и называют его спонтанной письменной речью, письменной разговорной речью, сочетанием письменного литературного и устного разговорного языка, письменностью особого рода, качественно новым функциональным “подстилем”» и т.п. Иными словами, в Интернете успешно сосуществуют устный и письменный варианты речи с разнообразной жанрово-стилистической направленностью Анекдоты про Матрицу (URL: http://lozhki.net).
25
URL: http://smiles.33b.ru/smile.65981.html
26
URL: http://www.dialog-21.ru/dialog2006/materials/html/Zalizniak.htm; http://
linguistic.ru/index.php?op=content&module=main&id=169 27
Буторина Е. А поговорить. Интернет как лингвистический феномен // Мир медиа XXI. 1999. № 1 (URL: http://www.gramota.ru/mag_rub.html?id=50)
Наконец, еще одной особенностью сетевого фольклора является его традиционность, причем в сетевом фольклоре именно игра, диалог с традицией является одним из наиболее ярких средств художественной выразительности. Своеобразно обыгрываются в сетевом творчестве характеристики сказочных персонажей. Часто используются авторские произведения, опирающиеся на традиционное творчество. Таков Сказ про Федота-программера», представляющий репликацию Сказа про Федота-стрельца»
28
. Здесь вполне традиционными являются основные герои Федот — опытный программист Баба-Яга
(EG’a) — старая хакерша, которая лазит по всяким Нетам, // Ищет, что под запретом, // Вирусы пишет с секретом. Царь выступает в роли системного администратора, который ставит перед Федотом различные трудновыполнимые задачи — к примеру, добыть Доктор Web четыре ноль, // Чтоб Царю была видна // Через сети вся страна. Прежде, чем идти на свиданье, Мане в подарок Царь шлет мессаги заранье // Сам в мерсе сидит, // Виндовозом смердит. Можно, конечно, спорить о художественном достоинстве подобных произведений, но стремление авторов удержаться в рамках стилизованного фольклорного текста бесспорно.
Одним из излюбленных приемов сегодня является приспособление традиционных пословиц и поговорок к измененной технологической реальности, что приводит к созданию новых смыслов, новому игровому пространству. Такой традиционной устойчивостью, прежде всего, обладают сами традиционные жанры — к примеру, поговорки наподобие следующих Не всё то Windows, что висит С Виндами жить — по-волчьи выть Как юзера неучи, а он все в Windows смотрит «Windows с диска — машине легче Не в Виндах счастье, а в их отсутствии Не плюй в boot sector — пригодится с флопа грузиться Хакер юзера не разумеет Не говори “ОК”, пока не перепишешь. Таким же смыслом обладают афоризмы В мире есть
10 категорий людей те, кто знает двоичное исчисление, и те, кто не знает Чужой Desktop — потемки Верх упорства набирать неверный пароль, пока компьютер не согласится Одномерный массив — это предыстория Матрицы Берегись программистов, отвертки носящих Программист — это человек, который сначала долго думает, чтобы потом ничего не делать Мышь — это не роскошь, а средство передвижения курсора «Жуткокристаллический монитор Компьютер позволяет сделать из мухи слона легким движением мыши»
30
Фактически в качестве народных бытуют подражания подобиям
Козьмы Пруткова: Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна кораблю, всегда возвращающемуся в Зион»; Архитектор
28
Сказ про Федота-программера» (URL: http://lib.rin.ru/doc/i/36261p5.
html).
29
Поговорки (URL: http://forum.crystalnet.ru).
30
Афоризмы от NikSite (URL: http://all.humor.ru)
подобен нечестному ростовщику, который берет больше, нежели ссужает «Бейн подобен последователю Пруткова, плюющему в глаз всякому несогласному»
31
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что сетевой фольклор является устойчивой системой, опирающейся на специфический способ кодификации информации. Это отражается на таких его особенностях, как устность, преодолевающая письмо, коллективность авторства, анонимность, вариативность. Формирование и устойчивое существование интернет-фольклора обусловлено отнюдь не ретро-модой, а тем, что в современном мире высоких технологий оказываются как никогда ранее востребованными те фундаментальные представления человека, которые воплощены в формах традиционной культуры Анекдоты про Матрицу (URL: http://lozhki.net).
Раздел МИРЫ ФОЛЬКЛОРА РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ

20


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал