А. В. Осин Открытые образовательные модульные мультимедиа системы



страница1/21
Дата24.11.2016
Размер3.84 Mb.
Просмотров2760
Скачиваний1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

А. В. Осин



Открытые образовательные модульные мультимедиа системы

Содержание

Приложение 1 84

Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах 84

Приложение 2 98

Вопросы продвинутых пользователей 98

Приложение 3 104

Технология открытого сценария 104

Приложение 4 142

Допустимые форматы мультимедиа компонентов 142

Приложение 5 145

Профиль метаданных электронных учебных модулей 145

Приложение 6 212

Документальные формы 212

От автора

В 2004 г. вышла в свет моя книга «Мультимедиа в образовании: контекст информатизации», в 2005 г. – второе издание. Прошло пять лет, предложенные в этих книгах идеи и решения получили своё воплощение в рамках федеральных программ развития образования. Это огромная работа, в которой принимали участие десятки организаций и сотни людей, внёсших свой вклад в создание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) и их содержательного наполнения − электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Пятилетний опыт успешного развития проекта положен в основу настоящей книги. Первая часть обращена к пользователям ОМС: учителям и школьникам, преподавателям и студентам, специалистам и многим другим, для кого образовательная деятельность стала неотъемлемой частью повседневной жизни. Учеба, как известно, самая трудная работа. Всем хотелось бы учиться легко и просто. Похоже, с помощью ОМС это желание впервые получает надежду на воплощение.

Вторая часть книги − для тех, кто хочет самостоятельно разрабатывать ЭОР нового поколения или модернизировать под собственные нужды федеральные ресурсы. Унификация и свободное распространение всех компонентов ОМС, открытость каждого электронного учебного модуля и системы в целом для внесения изменений и дополнений дает возможность любому пользователю стать создателем.

Исключительно важное значение в контексте инновационных преобразований приобретает развитие новых (современных) образовательных технологий. Открытая образовательная модульная мультимедиа система, казалось бы, учла и воплотила все возможные замечания и пожелания специалистов отрасли, аккумулировала опыт десятилетий. Ан нет! Как и следовало предполагать, следующий шаг развития есть всегда. И этот шаг – новые образовательные технологии, без которых достижения информатизации образования практически обесцениваются. Обоснованию проблемы, постановке задач и поиску путей их решения в книге уделяется значительное внимание.

Мы шагнули на очередную ступень понимания результатов и задач информатизации образования благодаря коллективным усилиям, интеграции знаний и технологий из разных предметных областей. Ключевую роль в этой работе сыграли специалисты, взявшие на себя труд по реализации архитектурных и программных решений открытых образовательных модульных мультимедиа систем. П.А. Горин, А.Н. Щапов и их коллеги из Республиканского мультимедиа центра Минобрнауки, М.Н. Морозов, А.И. Танаков и другие сотрудники Марийского государственного технического университета внесли определяющий вклад в практическое воплощение ОМС.

Значительное количество государственных организаций и частных компаний участвовало и продолжает работу по созданию и распространению ЭОР нового поколения. ФГНУ РМЦ, МарГТУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», ООО «IBS», ЗАО «Инфостудия ЭКОН», ООО «Кирилл и Мефодий», НОУ ДПО «Академия АйТи», ООО «Физикон» и многие другие специализированные организации направляют свои усилия на решение ключевой проблемы информатизации образования – создание и обеспечение свободного доступа к новым образовательным ресурсам.

Реализация проекта такого масштаба была бы невозможна без четкой организационной работы, обеспечивающей поддержку и продвижение инноваций. Справедливо отметить прежде всего усилия федеральных органов управления образованием, немаловажна также поддержка бизнес-сообщества. М.В. Солинова, А.И. Анопченко, С.С. Мацоцкий и их коллеги приложили немало усилий к тому, чтобы смелые, нестандартные решения получили право на практическую реализацию.

В работе над книгой большую помощь мне оказали коллеги и друзья из Республиканского мультимедиа центра. Я хотел бы искренне поблагодарить П.А. Горина, Е.Э. Залетаеву, С.А. Золину, А.С. Сергеева, Т.А. Буянову, О.В. Назарова, Ф.Х. Магжанову, Ф.П. Березного, С.В. Кондрашова, Е.Ю. Киселёву и многих других сотрудников РМЦ, принимавших участие в обсуждении материалов, практической проверке гипотез, подготовке электронного приложения и других компонентах нашей совместной работы.

Отдельная благодарность – З.А. Нефёдовой, которой я признателен за инициативу и поддержку при подготовке и издании книги.
Глава 1

Информатизация и образование



    1. Проблема крупным планом

Чего только не делают с нашим образованием. Модернизируют, информатизируют, стимулируют, внедряют… Причём происходит это не только у нас, но и во всем мире. Почему такой переполох? Спросите об этом трех совершенно разных людей: случайного прохожего, сотрудника Минобрнауки и зарубежного специалиста. Наверняка можно утверждать, что в разных ответах будет один лейтмотив – все недовольны. Для нас сейчас не важны конкретные формулировки, определения текущих бед, препятствий и причин грядущего застоя. Гораздо важнее то, что все наши воображаемые эксперты сходятся в одном: «что-то надо делать».

Цель активных действий определена в российских документах как «повышение доступности, эффективности и качества образования». На это направлены модернизация и информатизация, подкреплённые стимулированием и внедрением разнообразных новаций. Естественно возникает два вопроса: «Почему именно сегодня нужно «повышать»? и «Как конкретно это можно сделать?»

На первый вопрос ответить можно достаточно внятно. Уже много лет весь мир говорит об «информационном взрыве». Рассуждения об огромной скорости обновления знаний, необходимости постоянно повышать свою профессиональную квалификацию давно сошли со страниц газет и журналов – проблема потеряла новизну и стала частью обыденной жизни. Но как найти её коренное решение, обеспечивающее то самое повышение доступности, эффективности и качества, пока никто не придумал.

Если использовать традиционный подход и 500-летний опыт массового образования, нужно каждого человека заставить ходить в класс на протяжении всей жизни или выделить ему персонального наставника, а лучше – несколько, разных профилей. Это невозможно. История учит, что рабовладельческий строй потерпел крах, когда количество надсмотрщиков стало сравнимо с количеством рабов. Выходит, проблема соответствия системы образования вызовам современности «в лоб», путем простого мультиплицирования не решается. Как же быть? Придется искать резервы, анализируя компоненты образовательного процесса.

Когда-то Генри Форд решил похожую задачу, резко повысив производительность труда путем перехода от кустарной сборки автомобилей к конвейерной. Существо идеи заключалось в специализации каждого рабочего, который в определенном диапазоне требований максимально развивал собственные возможности с использованием специализированных, наиболее эффективных в рамках заданного функционала инструментов.

Исходя из аналогии, рассмотрим системообразующие звенья организованного образовательного процесса: преподаватель – учебные материалы – образовательное учреждение. Попробуем вычленить уникальные возможности, сильные стороны в каждом компоненте с тем, чтобы представить наиболее благоприятные условия для их развития и, соответственно, повышения эффективности процесса в целом. Постараемся также понять, что препятствует максимальному проявлению этих возможностей в рамках традиционных образовательных технологий, чем-то напоминающих кустарное автопроизводство.



Преподаватель. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одно из наиболее важных и присущих только человеку качеств – способность к творчеству. Живая беседа, дискуссия с учащимися, совместный анализ и исследовательская деятельность – самое ценное в образовательном процессе, то, что способно превратить обычного учащегося в Ученика. Однако общение с аудиторией в рамках традиционного урока – непозволительная роскошь. В сорок пять минут надо втиснуть выборочный опрос, изложение нового материала, наглядную демонстрацию и много чего ещё, что с технологической точки зрения определяется как одностороннее вещание.

Вообще-то ещё К.Д. Ушинский писал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами». Возможно, великий педагог рассчитывал, что в восьмом «Б» рассказ о реке Амазонке прозвучит совершенно иначе, чем час назад в восьмом «А», но, к сожалению, учителю зачастую приходится выступать в роли ретранслятора с дополнительной функцией поддержания порядка в классе. И это при эксклюзивных человеческих способностях к контакту, взаимодействию, влиянию?



Учебные материалы. Уже пять веков в этой зоне царит Её Величество Книга. Безусловным преимуществом текста является универсальность. Если наш мир состоит из объектов, процессов и абстракций, то текст способен описать все элементы этих множеств.

Однако за универсальность надо платить. Главный недостаток книги, как обычно, продолжение достоинств – текстовый вид информации. Он слишком неуклюж для представления многих вещей, например, произведений искусства, физических процессов, выбора последовательности действий. Очень трудно увидеть за текстом образ, почти нереально услышать музыку. А кто из нас не пытался разобраться в печатных инструкциях, скажем, к стиральной машине? Нужен определенный навык, много упорства и море времени, чтобы понять, как обращаться с этим премудрым аппаратом. Чтобы спасти ситуацию, в текст стали включать иллюстрации – изображения статичных объектов. Но адекватность книжного описания динамических процессов, повысить, увы, невозможно.

Тем не менее, текстовые издания вряд ли потеряют значимость, даже если уже и не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций. Похоже, именно эту, единственную в своем роде возможность целесообразно развивать, проектируя учебники будущего.

На рубеже XX-XXI веков спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обладают многими достоинствами и, парадокс, именно обширные возможности превратились в один из недостатков. Дело в том, что разные ЭОР обладают разными преимуществами, соответственно, неуместное применение приводит к разочарованию. Анализу электронных учебных материалов мы посвятим отдельный раздел, здесь же наша задача – рассмотреть предмет с наилучшей стороны. Сделать это поможет древняя китайская пословица:

Расскажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне попробовать, и я научусь
Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают как раз возможность попробовать. Иными словами, содержание (контент) ЭОР может быть интерактивным: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д. При этом поведение сложных объектов и течение процессов воспроизводится путем имитационного моделирования.

Сами объекты и процессы в ЭОР могут демонстрироваться максимально реалистично, с использованием мультимедиа, т.е. всех возможных способов представления: текст, звук, графика, фото, видео, анимация, вплоть до объемных управляемых изображений. Таким образом, ЭОР может содержать интерактивный аудиовизуальный контент, адекватно представляющий фрагмент реальности (виртуальная реальность).

Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно-деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить также проблему межпредметных связей, ибо от попредметного разделения окружающего мира мы переходим к изучению его полноценных фрагментов.

Образовательное учреждение. Прежде всего зададимся вопросом: зачем нужны собственно школа, колледж, вуз, в чем состоят их уникальные функции, воспроизвести которые в другом месте затруднительно или невозможно?

Конечно, в первую очередь, это среда общения с педагогами и сверстниками. Это воспитание, социализация, общая культура. Это совместное обучение: коллективная учебная работа имеет неоспоримые преимущества, которые используются затем и в профессиональной деятельности, и в обыденной жизни в различных реализациях – от «мозгового штурма» до семейного совета. Наглядным пособием коллективной интеллектуальной деятельности может послужить известная телепрограмма «Что, где, когда».

Образовательное учреждение – это лаборатории и мастерские, где можно провести натурный эксперимент и овладеть профессиональными навыками. Кроме того, это исходная точка, откуда организуются «выходы в мир» − полевые занятия, производственные практики, познавательные экскурсии, туристические походы и т.д.

Как видим, набор уникальных функций весьма внушителен, он с трудом умещается в стенах образовательного учреждения. Стало быть, нужно придумать способ развития этих полезных функций вне аудиторий и коридоров. Иными словами, расширить функциональное пространство школы, колледжа, вуза.

Прежде чем говорить в целом об условиях развития наиболее сильных сторон в звеньях образовательного процесса, стоит сопоставить наши соображения с мнением международного сообщества. На крупнейшей международной конференции по информатизации образования NECC-2007 (Атланта, США) Тим Магнер, директор отдела образовательных технологий Министерства образования США сказал: «Мы еще работаем в школе индустриальной эпохи. Мы знаем, что индустриальная модель больше не работает, но не понимаем, какой должна быть информационная модель школы. Мы должны определиться, как должна выглядеть новая школа и как такую школу создать».

Подходы к решению поставленных вопросов просматриваются в докладах участников конференции. Вот некоторые цитаты:

− Меняется роль учителя. Учитель – не источник информации, а координатор развития творческих способностей учеников.

− Единственный способ развития компетенций, обучения критическому мышлению или решению проблем – это практика, активно-деятельностное обучение. Реализация активного обучения обеспечивается, если в электронный контент закладываются различные варианты интерактива, включая методы проб и ошибок.

− Понятия «урок», «классная комната», «занятие» приобретают новый смысл, так как акцент переносится на самостоятельную работу и не всегда в здании школы.

Очевидно, что международные эксперты рассматривают в качестве ключевых ровно те же направления развития. Тогда, воодушевлённые, обратимся к инструментам, которые могут создать необходимые условия.




    1. Электронные образовательные ресурсы

Как отмечалось выше, в последнее десятилетие наряду с печатными учебными материалами с большим или меньшим успехом стали использовать электронные. Не стоит торопиться отмечать успехи информатизации, нужно ещё разобраться, где и какие электронные образовательные ресурсы (ЭОР) действительно эффективны.

В настоящее время известно три основных типа ЭОР – текстографические, элементарные аудиовизуальные и мультимедийные.



Текстографические ресурсы – самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями. Значительное родство таких ЭОР с книгой породило термин «электронный учебник». Для общего и начального профессионального образования большого интереса не представляют, поскольку учащиеся обеспечены комплектами традиционных учебников. А при прочих равных книга всегда выигрывает.

Текстографические ЭОР эффективны, когда необходимо привлечь сведения из многих источников, а также в случае, когда содержимое ресурса оперативно обновляется. Первый вариант – электронная библиотека, не требующая затрат времени на дорогу и перелопачивание библиографических карточек. Понятно, что речь идет об интернет-решении, реализующем преимущества телекоммуникационного доступа и возможности поисковых машин. Второй случай характерен для быстро развивающихся отраслей знаний: новые научные результаты и технические достижения публикуются в глобальной компьютерной сети совсем «свежими» и при этом доступны практически всей целевой аудитории. Такая оперативность и целенаправленность при крайне низких затратах для полиграфических изданий невозможна.

Очевидно, что преимущества электронного текста проявляются на высших ступенях профобразования и в профессиональной деятельности, где характерна работа со многими информационными источниками и необходимо ориентироваться в последних достижениях науки, техники, производства.

Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент и т.д. Поскольку в данном случае дидактическая основа отсутствует, относить эти ресурсы к образовательным можно только опосредованно. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории, служат источниками аудиовизуальных иллюстраций для докладов и рефератов учащихся. Имеется также опыт привязки таких ресурсов к учебнику: к книге прикладывается компакт-диск с иллюстративным материалом. Но, похоже, это изобретение книгоиздателей – от лукавого: трудно себе представить учащегося, читающего учебник и разглядывающего монитор одновременно.

Естественно, говорить о повышении доступности, эффективности или качества образования при использовании элементарных ресурсов не приходится. В рамках традиционных образовательных технологий они могут лишь добавить красок в работы учащихся и несколько облегчить жизнь преподавателя. Правда, при этом имеется одна существенная опасность: педагог может придти к мысли, что он полноценно пользуется плодами информатизации и дальше идти некуда. А путь еще только начинается, компьютер пока исполняет роль вспомогательного средства (вспомним ТСО – диапроектор, киноаппарат…) и не влияет на изменение дидактической, методической, организационной и других сущностей образовательного процесса.



Мультимедийные ресурсы – самые мощные и интересные для образования. Но, чтобы не обмануться, стоит уточнить, что подразумевается под мультимедиа ЭОР. Дело в том, что сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является элементарным, «одномедийным». То же самое можно сказать про собрание элементарных аудиовизуальных Интернет-ресурсов, известное под названием «мультимедиа коллекция ЦОР». В совокупности коллекция мультимедийна, но используется поэлементно.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке согласованной совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерным свойством мультимедиа контента является интерактивность, причем варианты взаимодействия могут быть сколь угодно сложными. Заметим, что в текстографических ресурсах интерактив возможен только в простой ссылочной форме, а при использовании элементарного аудиовизуального ресурса говорить об интерактивности не приходится.

Понятно, что интерактивные мультимедиа ЭОР − наиболее сложные в изготовлении ресурсы, включают множество содержательных элементов и программный сценарий их интерактивного представления. При этом полностью справедливо известное положение: чем проще и понятнее программа выглядит снаружи, тем сложнее она устроена внутри.

Оставляя в стороне трудности производителей, сосредоточимся на проблемах, которые из-за сложности продукта возникают у пользователей. Таких проблем можно насчитать до четырех: две общие и две специфичные для образования.

Во-первых, до настоящего времени интерактивный мультимедиа контент издавался в основном на компакт-дисках. Распространение в интернете наталкивалось на технологические препятствия. Во-вторых, полностью отсутствовала хоть какая-нибудь унификация: каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. В результате изучение методов работы с диском подчас требовало столько усердия и времени, что на содержание не оставалось терпения.

Широкое применение в образовании, в свою очередь, сдерживалось двумя факторами. Прежде всего, не совсем понятно, как компакт-диск встроить в учебный процесс. Для использования в самостоятельной учебной работе потребовалось бы обеспечить набором дисков каждого учащегося. При неочевидных принципах выбора и туманных преимуществах использования комплект старых добрых учебников дублировать, естественно, не хотелось. Применение в учебной аудитории выглядит и вовсе неудачно: нужно найти компьютерный класс для того, чтобы отрешенно бродить за спинами учеников, уткнувшихся в мониторы.

Второй фактор − затянувшиеся ожидания реализации личностно-ориентированного обучения. Наиболее сложные из существующих сегодня образовательных компьютерных продуктов эти ожидания оправдывают пока в незначительной мере. Основными препятствиями являются высокая себестоимость, отсутствие унификации и закрытость продуктов для внесения изменений. Производитель старается не повторяться (невыгодно), конкурент в той же предметной области делает совершенно иной продукт, а пользователь вмешаться, скомпоновать фрагменты разных продуктов или изменить контент данного не может.

Тем не менее, преимущества и образовательные перспективы интерактивных мультимедиа ЭОР служат хорошим стимулом к устранению перечисленных недостатков. В последние годы были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения, объединившие достоинства интерактивного аудиовизуального контента с возможностями сетевого распространения и полноценного использования в образовательном процессе.

Решение проблемы создания сетевых ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом потребовало разработки новой системной архитектуры, унификации структуры электронных образовательных продуктов и разработки единой программной среды функционирования. Совокупным результатом явилось создание открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС). Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили, благодаря своим преимуществам, наименование ЭОР нового поколения. Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, «новое поколение» означает переход в другое качество, когда ЭОР становится полноценным инструментом образовательной деятельности.


    1. Новые инструменты для учащихся и преподавателей

Концептуальной основой ЭОР нового поколения является модульная архитектура электронного образовательного ресурса. Совокупный контент по предметной области разделен на модули, соответствующие тематическим элементам и компонентам учебного процесса. При этом каждый модуль может иметь аналог – вариатив, отличающийся элементами содержания, методикой, технологией исполнения – рис. 1.1.

Электронный учебный модуль (ЭУМ) является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Информационный объём ЭУМ − порядка 10Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных глобальных компьютерных сетей.


Рис. 1.1. Структура ЭОР нового поколения

При создании электронного учебного модуля можно использовать все известные инструменты разработки мультимедиа компонентов в любых форматах, организовать взаимодействие пользователя с элементами контента, в том числе – с использованием сложных имитационных моделей, ограничивая собственную изобретательность только рамками методической целесообразности.

Совокупность электронных учебных модулей размещается на сервере глобальной компьютерной сети. Интернет-доступ к хранилищу и доставка ЭУМ по сети осуществляется on-line, в том числе – по списку в фоновом режиме. Доставленный модуль размещается в локальном хранилище на компьютере пользователя для дальнейшего использования. Операции по доставке комплекта избранных ЭУМ, организации и ведению локального хранилища осуществляются с помощью программного инструмента – персонального органайзера пользователя.

Для воспроизведения модулей используется специализированный ОМС-плеер. Поскольку никаких ограничений при разработке контента модулей нет, стоит напомнить, что произвольный интерактивный контент стандартными средствами, такими как Internet Explorer, Mozilla Firefox и другими воспроизвести невозможно: браузеры изначально предназначены для текстографических материалов и с течением времени дорабатывались для воспроизведения элементарных аудиовизуальных ресурсов, Flash-файлов, Java-апплетов и других частных мультимедиа-решений. ОМС-плеер решает общую задачу воспроизведения произвольного интерактивного мультимедиа контента, в котором при необходимости могут быть использованы и перечисленные решения.

Плеер и органайзер составляют клиентское программное обеспечение. Пользователь ЭОР нового поколения предварительно устанавливает его на своем компьютере, запросив инсталляционный пакет, как и учебные модули, по сети.

Основные преимущества ЭОР нового поколения заключаются в следующем:



  • Отсутствие содержательных и технологических ограничений. Учебный контент электронного учебного модуля может быть сколь угодно сложным, вплоть до виртуальной реальности.

  • Возможность сетевого распространения. Впервые разрешено противоречие между максимальной функциональностью и интернет-доступностью ЭОР.

  • Унификация структуры модулей, средств их хранения и воспроизведения, контентно-независимой части пользовательского интерфейса. Для пользователя это означает независимость от компании-производителя, времени и места производства образовательного ресурса.

  • Открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Программные решения (компьютерный сценарий) в модулях ЭОР нового поколения основаны на интерпретируемых языках, так что в распоряжении пользователя находятся исходные тексты программ. Открытые тексты в совокупности с унификацией структуры ЭУМ позволяют изменять контент пользователям с минимальным уровнем подготовки.

  • Независимость ЭУМ от программно-аппаратной платформы. Для перехода, например, от Windows к Linux требуется только замена программного пакета, включающего плеер и органайзер.

  • Возможность личностно-ориентированного обучения. Реализуется путем использования имеющихся вариативов ЭУМ или модернизации модулей собственными силами.

Понятно, что рассчитывать на непрерывное создание вариативов ЭУМ за государственный счет не приходится. Да это и нецелесообразно – какие именно изменения, дополнения требуются в том или ином модуле, гораздо лучше определят там, где он используется. Архитектура учебных модулей дает нам потенциал саморазвития ЭОР нового поколения. Для изменений открыты как программная, так и содержательная части ЭУМ. Как правило, изменение программных компонентов, определяющих компоновку экрана и организацию интерактива, требует более высокой квалификации, чем коррекция или замена отдельных содержательных элементов. Для того, чтобы уравнять возможности пользователей с разным опытом, в инструментальный комплекс ОМС включен инструментарий для модернизации/создания электронных учебных модулей непрофессиональными разработчиками.

С образовательной точки зрения ЭОР нового поколения обладают следующими инновационными возможностями:



  • Обеспечение всех компонентов образовательной деятельности с учетом индивидуальных предпочтений. Действительно, электронные учебные модули дают возможность получить теоретические знания, провести практические занятия и оценить учебные достижения. При этом обеспечивается личностно-ориентированный характер образовательной деятельности, т.е. возможна компоновка авторского курса преподавателя и индивидуальной образовательной траектории учащегося. Для сравнения стоит заметить, что книга обеспечивает только получение информации, и учебники, как правило, у всех одинаковые.

  • Реализация активно-деятельностных форм обучения. Благодаря высокой интерактивности и мультимедийности контента мы можем совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, рассмотреть объемные объекты со всех сторон, изменить ход процесса, попробовать сделать по-своему и т.д. Сравнение этих возможностей с выуживанием знаний из длинного текстового описания дает основательные надежды на повышение эффективности и качества образования.

  • Расширение функционала и повышение эффективности самостоятельной учебной работы. ЭОР нового поколения позволяют вне учебной аудитории реализовать такие виды деятельности, которые раньше были возможны только в образовательном учреждении: лабораторный эксперимент, практикум по специальности, контроль знаний, умений, аттестация компетентности на моделях профессиональных ситуаций и др. При этом крайне важно, что эффективность учебной работы много выше традиционного уровня благодаря представлению учебных материалов в интерактивных аудиовизуальных форматах, обеспечивающих активно-деятельностные формы обучения, и использованию вариативов, реализующих индивидуальные предпочтения.

Модульная структура контента позволяет также успешно решать вопросы организации учебного процесса. При этом для оценки учебных достижений учащихся используется программное инструментальное средство − система учета учебных достижений (СУД). В процессе работы учащегося с ЭУМ генерируются значения показателей успешности в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE. Параметры сеанса через органайзер передаются в СУД для интерпретации результатов самостоятельной работы учащегося и представления их после обработки преподавателю. Наличие исчерпывающих данных по работе с каждым модулем − от времени сеанса и точки его завершения до количества допущенных ошибок и повторных действий, а также результаты предварительной самоаттестации (модуль К-типа) позволяют выставить итоговую оценку без дополнительных усилий и затрат времени.

ЭОР нового поколения размещены в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Мощные интернет-серверы ФЦИОР (http://eor.edu.ru) открывают бесплатный доступ к десяти тысячам электронных учебных модулей по 10 предметам общего образования. В настоящее время идут разработки вариативов ЭУМ по школьным предметам и создаются аналогичные ресурсы для 11 наиболее востребованных профессий и специальностей НПО/СПО.

До сих пор мы рассматривали ЭОР как электронные учебные материалы для индивидуальной образовательной деятельности. Аналогия с традиционными полиграфическими изданиями помогала нам разобраться в отличиях и преимуществах ЭОР, но при этом и ограничивала привычными рамками использования: «один продукт – один учащийся». Кроме того, работа с персональным компьютером по определению индивидуальна, что также удерживало нас в рамках привычных представлений.

Однако компьютеры, объединенные телекоммуникационной сетью, дают принципиально новые возможности коллективной работы с учебными материалами. Речь идет о совместной учебной деятельности (collaborative learning), которая, по мнению ряда зарубежных и отечественных специалистов, является одним из наиболее эффективных направлений применения информационных технологий в образовании [7, 8].

Совместное обучение, обучение в сотрудничестве, коллективная интеллектуальная деятельность, ситуационные ролевые игры – это хорошо известные своей эффективностью методы, возникшие в учебной аудитории. Благодаря информационным технологиям для их применения исчезли пространственные ограничения: учащиеся могут располагаться где угодно, условием коллективной работы является только одновременность.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал