А. А. Вовк Открытия провидения Издательство «Слово истины»



Скачать 427.71 Kb.
страница1/5
Дата15.02.2017
Размер427.71 Kb.
Просмотров421
Скачиваний0
  1   2   3   4   5



А. А. Вовк
Открытия провидения
Издательство «Слово истины»

Ростов-на-Дону. 2010 год

В книге использованы тексты из Синодального издания Библии

Редактор Вовк А.

Корректоры Головко Н., Дьяченко М., Лихих И.

Верстка Головко Н.

Дизайн обложки Алавердян Я.
Оглавление

Введение.....................................................................................................5

Глава 1. Провидение открывает славу Бога...........................................9

Глава 2. Провидение открывает волю Бога.........................................15

Глава 3. Провидение открывает благость Бога..................................25

Глава 4. Провидение открывает иронию Бога.....................................33

Глава 5. Провидение открывает мудрость Бога.................................41

Приложение. Две проповеди о Божьем плане.......................................47

Неизменность Божьего плана...............................................................49

Триумф Божьего плана спасения.........................................................59

Список используемой литературы.......................................................68

Введение
Во все времена и среди всех народов существовали попытки объяснения происходящих событий не только с точки зрения видимых, естественных, открытых для понимания человека причин. Философы и представители различных религий замечали, что основные события в жизни людей предопределены какой-то неподвластной человеку сверхъестественной силой. Одни считали, что этой силой управляли боги (в древнегреческой мифологии участь людей и даже богов зависела от богинь судьбы). Другие отдавали управление всем происходящим безликой судьбе (якобы жизни людей подчинены законам слепой непостижимой судьбы, пугающей своей зловещей неизбежностью и безразличием к горестям и радостям человека).

Достаточно распространенным объяснением трудных для понимания человека событий жизни является случай. Трагические происшествия, например, такие, как гибель десятков тысяч человек от землетрясения, объясняют случайным, нелепым, хаотичным стечением обстоятельств. Когда же происходит обратное: обреченные на неминуемую смерть остаются живыми, их спасение также приписывается случаю, только теперь счастливому. Нередко выжившие после авиационной катастрофы благодарят случай. Сторонники теории эволюции пытаются даже происхождение вселенной и появление жизни на земле объяснить хаотичной случайностью.

Если бы Господь не просветил человечество светом библейского учения, все без исключения люди на земле так и продолжали бы искать причины труднообъяснимых событий либо в волеизъявлении языческих богов, либо в безликих и иррациональных превратностях судьбы, либо в хаотичных стечениях обстоятельств.

Слово Божье однозначно утверждает: всеми событиями управляет Господь. Именно святой, мудрый, любящий, суверенный Бог создал все видимое и невидимое, постоянно трудится, поддерживая Свое творение и направляя к достижению Своих целей.

Миром правит Бог Библии, а не языческие идолы или безликая судьба:
«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14:24).
«Вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис. 46:9-10).
Миром правит Бог Библии, а не случай:
«В полу бросается жребий, но все решение его − от Господа» (Пр. 16:33).
Часто люди задаются следующими вопросами:


  • Почему я обратился к Богу в таком-то возрасте?

  • Почему я родился именно в это время и в этой стране?

  • Почему я не погиб, рискуя жизнью не один раз?

  • Почему я вступил в брак именно с тем, с кем вступил?

  • Являются ли все события моей жизни спланированными Богом до мелочей или же некоторые из них − в руках случая?

  • Может быть, я случайно услышал о Боге, случайно пришел в церковь, случайно родился и случайно умру?

Возможно, с человеческой точки зрения многое и выглядит случайным, но Слово Божье утверждает, что такого явления, как случайность, не существует: всеми событиями жизни, и крупными, и мелкими, управляет Бог.
Бедствие и благополучие приходит от Него:

«Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»

(Плач. 3:37-38).


Бог управляет мыслями, желаниями, словами и действиями людей:

«Человеку [принадлежат] предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Пр. 16:1).
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Пр. 19:21).
«От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Пр. 20:24).
«Сердце царя − в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Пр. 21:1).
«Коня приготовляют на день битвы, но победа − от Господа» (Пр. 21:31).
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иер. 10:23).
«Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Флп. 2:13).
Бог управляет даже незначительными обстоятельствами:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).
Как говорил Сперджен: «Его провидение нисходит до мельчайших пылинок летнего ветра». Бог управляет движением каждого атома, каждой наночастицы.

В богословии поддержание и направление Богом всего сущего к достижению Своих целей называют провидением. В этой небольшой книге, в основном, повествуется о том, как Бог раскрывает Себя через провидение и какое значение это имеет для нашей практической жизни. Но прежде чем перейти к рассмотрению первой главы, необходимо несколько строк посвятить ответственности человека. Несмотря на то, что провидение управляет всем, человек в полной мере ответственен перед Богом за свои мысли, слова и поступки. Библейское учение о провидении непременно должно быть сбалансировано учением об абсолютной ответственности человека. Нарушение подобного баланса ведет к серьезным заблуждениям. Первое заблуждение связано со смещением акцента богословия в сторону истины о провидении в ущерб истине об ответственности человека. Это заблуждение может привести к духовной апатии, попытке возложить на Бога ответственность за грехи и неверие людей. Второе заблуждение связано со смещением акцента в другую сторону, сторону ответственности человека, в ущерб учению о провидении. Это приведет к гордости, к преувеличению роли человека в спасении и освящении и к преуменьшению роли Бога во всем. Всякий приступающий к изучению библейского учения о провидении должен ни на минуту не забывать об ответственности человека.

Ответственность человека и направляющая роль провидения ясно подчеркиваются Христом в следующем стихе:
«Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается» (Лк. 22:22).
Первая часть стиха говорит о направляющей роли провидения. Предательство Иуды полностью соответствует замыслу Бога. Вторая часть стиха говорит об ответственности предателя. Предательство Иуды – часть неизменного Божьего плана, но Иуда понесет осуждение, так как совершил этот грех лично.

Несмотря на то, что провидение охватывает все события, как положительные, так и отрицательные, как святые дела людей, так и грехи, никто не может сказать: «Я грешу, потому что так предопределил Бог. Он сильнее меня, поэтому я не могу устоять перед исходящими от Него искушениями».


«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:13-14).
Теперь, после краткого изложения учения о провидении и уравновешивании этого учения истиной об ответственности человека, мы можем перейти к основной части книги.

Глава 1

Провидение открывает славу Бога

Цель провидения
В отличие от безликой, иррациональной и лишенной высшей цели судьбы провидение направляется любящим и мудрым Богом, Его предвечным, в высшей степени рациональным планом.

Каковы цели провидения? Несмотря на то, что провидение имеет множество промежуточных целей (спасение верующих, наказание неверующих), основной его целью является прославление Бога:



«Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия» (Пр. 16:4).
Все происходящие события, включая судьбы нечестивых, направляются Богом через провидение к достижению Его высшей цели − к прославлению Самого Себя.

Ради прославления Самого Себя Бог сотворил человека:



«Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил» (Ис. 43:6-7).
Ради прославления Самого Себя Бог искупил человека:

«...Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1).
Иисус говорит в этом стихе о Своей искупительной смерти, наивысшая цель которой – прославление Отца и Сына.

Бог наказывает одних, являя Свой гнев, и спасает других, являя Свое милосердие, ради собственной славы:



«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим. 9:22-23).

Как увидеть славу Бога в провидении?
Вообще слава Божья проявляется во всех аспектах провидения.

Каждое мгновение времени воплощается Божий план через Его провидение. И каждая секунда, каждое событие способствуют прославлению Бога в максимальной степени. Каждый оборот земли вокруг солнца, каждый оборот земли вокруг своей оси, падение одних мировых империй и появление других, рождение и смерть людей, рождение и смерть животных, насекомых, рыб и птиц, спасение грешников и отвержение Евангелия – все это и многое другое способствует прославлению Бога.

Если размышлять о любом событии, направляемом провидением, в библейском контексте, можно увидеть, как Бог являет через него Свою славу.

В этой главе мы постараемся увидеть, как Бог являет Свою славу, управляя делами неверующих, созидая церковь и направляя судьбы людей к своим целям.



Бог являет славу в делах неверующих
Несмотря на то, что все неверующие люди поражены грехом и неспособны спастись своими силами, не желают искать Бога и являются рабами греха, тем не менее, благодаря направляющей и сохраняющей роли провидения Господь совершает через них великие дела, прославляющие Его имя.

Мир превозносит великих ученых, политиков, архитекторов, музыкантов, врачей и поэтов. Однако мы понимаем, что многие их достижения, стремящиеся улучшить жизнь человека на земле, – это проявление направляющей деятельности Божественного провидения.

Бог не просто сотворил этот мир и отстранился от него. Бог ежесекундно трудится, сохраняя каждый атом вселенной (Кол. 1:17, Евр. 1:3) и направляя каждый атом, куда Ему угодно. Понимая эту истину, мы не должны ограничивать творческий труд Господа только лишь шестью днями творения, но должны сознавать, что все достижения человека являются Его достижениями.

Когда вы видите архитектурные шедевры, прославляйте Бога. И мощь египетских пирамид, и элегантность Эйфелевой башни, и ослепительная красота Тадж-Махала, и потрясающая воображение высота небоскребов, скрывающих последние этажи за облаками, – все это плоды направляющей деятельности Бога.

Слушая музыкальные произведения Чайковского, Моцарта и других великих композиторов и признавая, что многие из них были необращенными, мы можем восхищаться Богом, даровавшим через общую благодать такие способности человеку.

Признавая порочность человека, научитесь видеть руку Божественного провидения в достижениях неверующих. Прославляйте Бога за те дела неверующих, которые явно раскрывают такие атрибуты Бога, как мудрость, красота, способность к творческому созидательному труду.

Мы с вами не должны уподобляться людям, которых обличал пророк Исаия:

«И устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда. А на Того, Кто это делает, не взираете, и не смотрите на Того, Кто издавна определил это» (Ис. 22:11).
В связи с приближением вражеской армии царь Езекия готовил Иерусалим к осаде. Устроение резервуаров для воды было частью этой подготовки. Господь обличает Свой народ в концентрации внимания на людях, осуществляющих данные строительные работы, а не на Боге, Который все это издавна предопределил и теперь реализовывал Свой план.

Когда мы сначала управляем автомобилем, затем заходим в большой удобный магазин, где нам легко и комфортно совершать покупки, а после всего этого отправляемся домой и пользуемся холодильником, стиральной машиной, кондиционером и другими благами цивилизации, нам следует помнить, что это облегчает нашу жизнь благодаря тому, что Господь все это задумал в Своем плане прежде основания мира, а затем благодаря Своему провидению руками людей создал, воплотил в реальность. Мы, конечно, можем быть благодарны неверующим людям за их усилия по развитию науки и техники, архитектуры и медицины, однако всю славу следует отдавать Тому, Кто сказал: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному...» (Ис. 42:8).



Бог являет Свою славу в созидании церкви
Рост святых церкви в освящении может привести наблюдающих за ними неверующих к спасению и прославлению Бога.

«Возлюбленные! прошу [вас], как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела [ваши], прославили Бога в день посещения» (1Пет. 2:11-12).
Служение в церкви, соответствующее дарам Духа, предназначено в первую очередь для прославления Бога.

«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1Пет. 4:10-11).
Духовный рост верующих предназначен для прославления Бога.

«Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2Пет. 3:18).

Бывая в церквах, где пасторы преподают Слово Божье очень последовательно, где библейские принципы применяются и благодаря этому верующие прекрасно духовно развиваются, я наполнялся чувством глубокой благодарности Богу, являющему Свою славу, Свое особое присутствие. И эта благодарность исходила из понимания того, что именно провидение Господне руководит такими церквами и взращивает их членов, используя тяжелый труд пастырей.

Апостол Павел сознавал, что духовный и количественный рост церкви осуществляет Бог, когда писал: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор. 3:6-7).

Если вы замечаете духовный рост в своей жизни, если вы замечаете духовные благословения в церкви, прославляйте Бога! Это Он взращивает вас, это Он прославляется через развитие церкви.

Радостное собрание святых церкви, посвященных Богу и непрестанно развивающихся в деле уподобления Христу, это, несомненно, максимальное явление славы Божьей в наши дни на земле. В разные времена Бог являл Свою славу по-разному: через избавление евреев из египетского плена, через различные чудеса и знамения. Сегодня именно собрание искупленных грешников, прославляющих Бога, являет Его славу больше всего. Я часто думаю об этом, наблюдая церковное поклонение и участвуя в нем. Смотря на церковь, поющую гимны Христу, я говорю про себя: «Это максимальное явление славы Божьей из всех явлений, которые человек может увидеть». Именно через церковь Бог являет Свою славу в гораздо большей степени, чем, например, через безграничные просторы космоса или другие чудеса Своего творения. Когда Господь Иисус был на земле, Он являл славу Божью больше всего. После того как Он вознесся на небеса, из всего творения именно уподобленные Христу верующие больше всего являют славу Бога, особенно тогда, когда собираются для совместного поклонения. Значимость коллективного поклонения столь велика, что оно будет продолжаться в небесах (Отк. 4:10, 5:9-14).

Благодарить служителей церкви и уважать их необходимо (1Фес. 5:12-13), но прославлять, наблюдая личное и церковное развитие верующих, следует Бога. Такое прославление должно приносить верующим радость и наслаждение от осознания того, что провидение Господа поддерживает и направляет церковь, свидетельствуя о Его особой любви к общине.

Также видя, как через Свою направляющую деятельность Бог дает церкви прекрасных служителей, нам следует воздавать славу Ему, вспоминая, как это делали верующие, реагируя на успех служения Павла: «И прославляли за меня Бога» (Гал. 1:24).

Бог являет Свою славу в биографиях людей
Если вы признаете, что цель провидения – прославление Бога, тогда вам придется признать, что ваша биография, управляемая провидением, – это лучший из всех возможных вариантов путь к достижению Богом Своей наивысшей цели.

Наш жизненный путь может быть наполнен трагическими событиями и грехами окружающих людей, которые они обращают против нас. Несмотря на это не следует забывать, что нашей жизнью управляет именно Бог, а не люди, чьи действия, влияющие на нас, наиболее заметны.

Иосиф из-за ненависти своих братьев, побудившей их продать его, оказался в египетском рабстве. Но он понимал руководящую и направляющую роль провидения в своей жизни и не считал братьев вершителями его судьбы. Когда, натерпевшись от их злого поступка, Иосиф стал великим человеком в Египте, он открыто признал перед изумленными братьями абсолютную власть Бога над жизнью людей:

«И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:4-5).

Именно через такой жизненный путь Иосифа Бог прославил Себя гораздо больше, чем если бы Он позволил его судьбе сложиться как-то иначе. Именно через такую жизнь Иосифа Бог показал Свою удивительную способность обращать коварные планы его братьев на добро не только им самим, не только Иосифу, но и всему богоизбранному народу, мессианской линии, которая была сохранена от истребления голодом.

«Самуил Кроутер, великий миссионер Африки, имел такую биографию. Во время войны он был маленьким мальчиком взят в плен, и его за лошадь променяли в рабы. Новый хозяин подумал, что прогадал, и вернул мальчика обратно. Тогда его продали за бочонок рома, но позднее и этот покупатель вернул мальчика, не найдя ему применения. В третий раз хозяин хотел избавиться от него и продал мальчика за фунт табака в Португалию. Случилось, однако, так, что корабль, на котором везли рабов, был захвачен англичанами, рабы были отпущены, а мальчик попал в христианскую семью, обратился к Богу и стал благословенным миссионером в Африке».1

Атеист увидит в подобной биографии торжество случайности, христианин, наставленный в Слове Божьем, увидит торжество провидения, направляющего судьбы людей к славе Бога.

Если вы признаете, что Бог Своим провидением избирает для вас лучшие испытания и лучшие обстоятельства - не только лучшие цели, но и лучшие средства, в таком случае вы признаете, что тот жизненный путь, которым вас ведет Бог, является единственным и самым лучшим из всех возможных вариантов с точки зрения Бога (а именно Его точка зрения является единственно правильной и в высшей степени мудрой). Тот, кто не понимает этого, станет говорить: «Господи, не мог бы Ты дать мне лучших родителей? Господи, не мог бы Ты дать мне лучшего мужа, жену? Господи, не мог бы Ты дать мне более здоровых детей? Господи, не мог бы Ты дать мне лучшее тело? Господи, почему Ты ведешь меня такими скорбями, нельзя ли со мной мягче обращаться? Господи, почему Ты позволил произойти в моей жизни тому, что произошло?» Понимающий, что именно через тот путь, которым человека ведет Бог, Он прославляется больше всего, будет рассуждать иначе: «Благодарю Тебя, Господь, за все радости и скорби моей жизни. Я верю, что без этих скорбей я бы никогда не уразумел истин, которые Ты мне, благодаря им, открыл. Я верю, что для меня нет лучшего сценария жизни, чем предопределенный Тобою. Я верю, что тот жизненный путь, которым меня ведешь Ты, является единственным из всех возможных, и если бы для меня был лучший путь, Ты непременно провел бы меня именно им».

Мне вспоминается недавняя беседа с человеком, пережившим очень большую скорбь, наверное, самую большую из всех возможных. Он поразил меня, сказав: «Через эту скорбь Господь открыл мне глаза на меня самого, на те духовные проблемы, которые я не замечал ранее и не хотел замечать». Единственный вопрос он иногда мысленно задает Богу: «Господи, можно было бы донести до меня эти истины другим, менее болезненным путем?» И тут же сам отвечает: «Нет!»

Наслаждайтесь мыслью о том, что Божественное провидение управляет вашей жизнью, стремитесь прославить Бога через все обстоятельства, с которыми вы сталкиваетесь.

Глава 2

Провидение открывает волю Бога

В этой главе мы будем говорить не о внешней воле Бога, а о внутренней. Разницу между этими понятиями необходимо обозначить в самом начале главы, для того чтобы избежать неправильного понимания рассматриваемых в дальнейшем вопросов.



Внешняя и внутренняя воля Бога
Нередко мне задают следующие вопросы: почему в одном месте Священного Писания сказано, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, как, например, в 1 Тим. 2:1-4, а в другом месте говорится, что имена некоторых людей не вписаны в книгу жизни от создания мира:

«И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» (Отк.17:8).
«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4).
Например, о фарисеях Иисус Христос говорит: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они − слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:13-14). Это означает, что все те, кого Отец не пожелал посадить на Своем поле, то есть избрать к спасению прежде создания мира, погибнут в результате своих грехов, своего неверия.

Как же нам сопоставить всеобщие призывы к спасению и тот факт, что далеко не все люди предопределены к нему?

Каждому христианину следует понимать Божью волю как внутреннюю, так и внешнюю. Для того чтобы понять, о чем идет речь, приведу несколько примеров из обычной жизни. Мой друг говорит: «Завтра я хотел бы не пойти на работу, отдохнуть дома и провести время со своей семьей». Это его внешняя воля. Однако несмотря на такое желание, ему придется действовать в соответствии со своей внутренней волей: пойти на работу и работать десять часов, для того чтобы обеспечить свою семью. Внешняя воля − это наши желания. Но нам приходится подчинять свою внешнюю волю внутренней по определенным причинам.

А теперь посмотрим на действие внешней и внутренней воли Бога. Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы грешники насмехались над Его возлюбленным Сыном? Конечно же, нет! Внутренняя воля: запланировал ли Бог смерть Своего возлюбленного Сына от рук грешников? Да!



«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Пет. 1:18-20).
Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы кто-нибудь из грешников погибал? Ответ: нет.

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Внутренняя воля: отправляет ли Бог людей в погибель? Ответ: да. Ученые говорят, что в дни Ноя, во время потопа, Бог погубил десятки миллионов человек.


Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы антихрист правил миром и устанавливал злые, безбожные порядки? Ответ: нет. Внутренняя воля: допустит ли Бог правление антихриста на земле? Ответ: да.
«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (Отк. 13:7).

Бог допустит действия антихриста, без Его ведома не происходит ничего.

Внешняя воля: желает ли Бог, чтобы все люди спаслись? Ответ: да. Внутренняя воля: избрал ли Бог к спасению всех без исключения? Ответ: нет.

Исследуя Священное Писание, мы встречаем кажущееся противоречие в желаниях и действиях Бога. Однако, как мы только что увидели, Бог действует в точном соответствии с желаниями Своей внутренней воли. (Нам должно быть ясно, что понятия «внешняя воля» и «внутренняя воля» приняты нами как условные термины, необходимые, чтобы ответить на многие вопросы. Однако, как мы проследили, они вытекают из Священного Писания и приняты для краткости формулировок).

Итак, внешняя воля Бога – это Его внешние желания, отраженные в библейских заповедях. Внутренняя воля Бога – это Его план, составленный прежде сотворения мира и осуществляемый через провидение.

Как согласовать свои желания с внутренней волей Бога
На основании Писания для познания внутренней воли Бога можно составить следующую формулу:


Стремление человека

+

Соответствие этого стремления Слову Божьему

+

Возможности от Бога для осуществления этого стремления

=

Внутренняя воля Бога

Давайте проверим эту формулу.


«Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6-7).
Павел и Сила имели желание. Они стремились идти в Асию для проповеди Евангелия. Соответствовало ли их желание Слову Божьему? Несомненно, соответствовало (Мф. 28:19-20). Дал ли Бог им возможность осуществить это желание? Нет! Следовательно, Бог не хотел, чтобы они шли в Асию. Бог управлял служением Павла, как Ему угодно.

Чарльз Сперджен, как известно, не имел официального богословского образования. Но в молодости он даже предпринимал шаги для встречи с директором баптистского колледжа, доктором Джозефом Ангусом, чтобы обсудить вопрос своего поступления: «Собеседование должно было состояться в Кембридже, в доме известного книгоиздателя Даниэля Макмиллана. Чарльз прибыл в назначенное время, и служанка провела его в прихожую, где он должен был ждать прихода доктора Ангуса. Прождав почти два часа, он позвал служанку и спросил, в чем дело, и тут оказалось, что она повела доктора в прихожую в другом конце дома. Он тоже сидел и ждал все это время и только несколько мгновений назад был вынужден уйти, чтобы успеть на поезд».2 «В последующие годы Спреджен, вспоминая о несостоявшейся встрече с доктором Ангусом, говорил, что «за ошибкой служанки скрывалась Господня рука»».3

У Сперджена было желание. Это желание не противоречило Библии. Но обстоятельства, управляемые провидением, не способствовали осуществлению этого желания. По этой причине Сперджен сделал совершенно правильный вывод: Сам Бог воспрепятствовал его встрече с директором колледжа.

Через различные обстоятельства жизни, управляемые провидением, Господь открывает Свою волю и по многим другим вопросам.

Вы хотите вступить в брак и не знаете, желает ли этого Бог. Далее вы проверяете, не противоречит ли это желание учению Библии (Библия запрещает вступать в брак с неверующим (1Кор. 7:39, 2Кор. 6:14-18) или разведенным без библейского основания (Мф. 19:9)). Если у вас есть желание и соответствие учению Библии, но нет возможности (например, христианин или христианка не желает вступать с вами в брак), значит, воли Божьей на вступление в брак именно с этим человеком сейчас нет.

Вы хотите поменять место жительства, переехать в другой город. Проверьте, соответствует ли это желание Слову Божьему. Не пытаетесь ли вы поселиться в современном Содоме? Есть ли в этом городе библейская церковь? Какие ценности, вечные или только земные, побуждают вас к переезду? Не помешает ли переезд вашему личному духовному росту и росту ваших близких, спасению ваших детей? И даже если вы видите, что желание переехать полностью согласуется со Словом Божьим, но вы не можете переехать из-за изменившихся обстоятельств, вам необходимо признать: в данный момент Бог не желает вашего переезда.



Провидение открывает волю Бога относительно вашего служения
Способность видеть волю Бога в Его провидении имеет огромное значение для определения места служения, решения трудных церковных вопросов, развития довольства своим служением, мудрого библейского влияния на окружающих и развития доверия Господу.
Провидение открывает волю Бога относительно места вашего служения
Несколько месяцев назад мне довелось беседовать с выпускником хорошей семинарии. Он говорил о том, что очень хочет служить, но не может из-за финансовых проблем, отсутствия жилья и сложного семейного положения. Он ждет приглашения на пасторское служение из какой-либо церкви, но ни одна церковь пока не пригласила его. Мой собеседник был из-за этого раздражен на людей и обстоятельства. Мне пришлось сказать ему: «Смирись, не обижайся на людей. Основная проблема не в людях и обстоятельствах. Основная проблема в Боге. Это Бог не дает возможность служить там, где бы тебе хотелось. Богу, по крайней мере, сейчас, это явно не нужно. Если бы Богу было угодно, Он бы устроил все обстоятельства твоей жизни, расположил сердца людей, и тебя пригласили бы пастором в какую-нибудь церковь. Очевидно, Бог не нуждается сейчас в твоем пасторстве». Удивительное дело, этот человек прекрасно знает богословие, знает учение о провидении, но почему-то не применяет его к своей жизненной ситуации.

Если Бог захочет сделать человека пастырем, Он сделает! Как, к примеру, Он сделал Кальвина старшим пастором в Женеве. Кальвин мечтал о тихой жизни ученого-богослова. Покинув из-за гонений Францию, он намеревался найти тихое место, в котором мог бы спокойно заниматься литературной деятельностью. В 1536 году его книга «Наставления в христианской вере» уже была издана. Хотя она и вышла под псевдонимом, но сразу же сделала ее автора очень популярным.

Пожив в разных городах, Кальвин решил, что наиболее тихо и безопасно ему будет в Страсбурге. Этот протестантский город прекрасно подходил для желающего посвятить себя работе пером Кальвина. Прямой путь в Страсбург был закрыт из-за войны, поэтому Кальвину пришлось сделать крюк через Женеву. В 1536 году он прибыл туда, чтобы, переночевав там, отправиться в Страсбург.

Кто-то сообщил Фарелю, руководившему духовной жизнью Женевы, что автор «Наставлений» находится в Женеве. Фарель буквально ворвался в гостиницу, где остановился Кальвин, и потребовал, чтобы тот возглавил духовную жизнь города. Кальвин отказывался как мог, говорил, что мечтает о тихой жизни богослова, которая в неспокойной Женеве была явно невозможна. Тогда Фарель произнес слова, ставшие широко известными: «Да будут прокляты тишина и покой, которые ты ищешь для своей работы, если перед лицом такой великой нужды ты отходишь в сторону и отказываешь в поддержке и помощи».4 Позже Кальвин вспоминал: «Эти слова потрясли и сломили меня, и я отказался от поездки».5

Вот так Бог сделал Кальвина страшим пастором Женевы.

Глупо обижаться на людей, на церкви, которые не предлагают вам пасторское служение. Дело не в людях, дело в Боге, Который этого не хочет. И если Бог захочет, Он пошлет вам современного Фареля и откроет все двери.

Суверенный Бог предопределяет и дает место в служении для Своих слуг. Быть недовольным своим местом в служении – это значит противиться суверенности Бога, Его провидению.

Провидение открывает волю Бога в решении трудных церковных вопросов
«И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:23-26).
Апостолы должны были принять трудное решение (выбрать из двух кандидатов одного) и доверились Божьей суверенности, бросив жребий. Не думаю, что нам необходимо полностью копировать то, что они сделали (бросать жребий), но общий принцип доверия провидению должен быть неотъемлемой частью нашего служения.

Рассмотрим несколько примеров, поясняющих, как Бог открывает Свою волю в решении церковных вопросов.

В последнее время христиане, состоящие в браке с неверующими, обращаются к руководству церквей с просьбой разрешить им инициировать развод. Недавно ко мне обратился с такой просьбой христианин. Он говорил о том, что неверующая жена постоянно уклоняется от исполнения супружеских обязанностей и в то же самое время не подает на развод. По его мнению, они просто живут в одной квартире, как два разведенных человека, поэтому надо узаконить их развод, чтобы вступить в брак с другим человеком. Логика христианина проста: «Если жена не хочет выполнять свои супружеские обязанности, значит, она не хочет со мной жить. А если неверующая жена не хочет жить с верующим мужем, значит, это дает христианину право на развод, потому что в 1Кор. 7:15 сказано: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь»». Пояснив, что проблемы в общении и в интимной жизни нельзя истолковать как желание неверующего развестись, тем более, если неверующая сторона прямо заявляет, что на развод подавать не будет, я также указал на волю Бога, открытую через провидение: «Если твоя жена, несмотря на все трудности вашего союза, не желает разводиться, это говорит о том, что Бог, управляющий всеми людьми, не освобождает тебя от уз брака». Если суверенный Бог посчитает необходимым освободить верующего от уз брака с неверующим, Он побудит неверующую половину подать на развод. Верующие инициировать развод не должны (1Кор. 7:12-15). Если Бог не побуждает неверующего развестись с верующим, значит, Он не освобождает верующего от уз брака, предостерегая от чего-то худшего и направляя его жизнь к лучшему (Рим. 8:28).

Или, например, нам предстоит рукоположить пастора, который несколько лет успешно проходит испытательный срок и по наблюдениям церкви соответствует требованиям Библии (1Тим. 3:1-7). И вдруг перед самым рукоположением он впадает в грех, о котором становится известно церкви. Что это значит? Что в этом случае Бог открывает церкви через провидение? То, что Он не желает видеть этого человека в пасторском служении.

При принятии церковных решений необходимо быть внимательным к тому, что Бог открывает через провидение.

Провидение, открывающее волю Бога, учит довольству в служении
Надо признать, что среди тех, кто несет служение, достаточно людей, недовольных масштабами своего служения. Им кажется, что их церковь недостаточно велика, а они недостаточно известны. Также некоторые недовольны уровнем образования тех, кто с ними служит (необразованные музыканты, недостаточно остроумные проповедники). Недовольство такого рода непременно скрывает противление провидению.

Бог не хочет, чтобы ваша церковь в данный момент была больше, чем она есть. Если бы Ему было нужно, Он достиг бы Своих целей.

Бог не хочет, чтобы вы были известны в других церквах. Если Ему будет нужно, Он достигнет Своей цели.

Бог не хочет сейчас дать вам лучших музыкантов, лучшую аппаратуру, лучшее здание и прочее. Если Ему будет нужно, Он даст.

Бог желает, чтобы вы служили Ему теми ресурсами, которые у вас есть, и были довольны.

Провидение открывает волю Бога относительно нашего влияния на окружающих
Порой христиане задаются такими вопросами: до какой степени мы должны влиять на ближнего? Что делать, если я вижу проблемы в жизни человека, но они не такие серьезные, чтобы я мог обличать его один на один (на первом этапе применения церковной дисциплины), и у нас нет с ним таких близких отношений, чтобы я мог просто указать на его незначительные ошибки?

При понимании роли провидения ответ таков: необходимо смириться и признать, что Бог не хочет использовать вас для изменения этого человека. Возможно, Бог будет менять его через других людей или различные обстоятельства. Если Бог захочет изменить кого-либо через вас, произойдет одно из двух. Первое, Он откроет вам серьезный грех в жизни этого человека, дающий основание обличать его на первом этапе применения церковной дисциплины. Например, несколько лет назад мне было трудно построить близкие отношения с одним из членов нашей церкви из-за его недоверия и подозрительности. Отсутствие близких отношений не давало мне возможности плодотворно влиять на него, указывая на слабые стороны его поведения. Однако спустя некоторое время Бог открыл мне через его жену грех в его жизни, дающий основание для серьезного разговора один на один. После этого брат во Христе признал свой грех и покаялся. Наше общение сблизило нас, стали развиваться личные дружеские отношения, и у меня появилась возможность указывать ему на более незначительные проблемы его жизни, препятствующие духовному росту. Второе, Бог даст этому человеку доверие и расположение к вам, и вы сможете с любовью указать ему в дружеской беседе на мелкие проблемы.

Мой друг пастырь недавно спросил меня: «Что делать, если жена жалуется на проблемы мужа, омрачающие брак, но муж не идет на диалог с пастырем?» Ответ таков: если жена не сообщает факты об упорстве мужа в грехе, достаточные для применения церковной дисциплины, а на откровенную беседу с пастырем муж не идет, следует сделать вывод: Бог пока не дает возможности пастырю влиять на этого человека. Открытость жены говорит о том, что Бог желает менять ее через пастыря. Закрытость мужа говорит о том, что Бог не хочет менять его через пастыря. Возможно, Бог изменит мужа через изменяющуюся жизнь жены или через других людей или обстоятельства.

Когда люди, с одной стороны, закрыты для влияния, а с другой стороны, не делают серьезного греха, чтобы к ним применять церковную дисциплину, это значит только одно: в данный момент Бог не хочет менять этих людей через вас. Вам нужно смириться перед провидением.



Провидение, открывающее волю Бога, учит доверять Ему в служении
Не доверяющий провидению служитель, скорее всего, сгорит от нервного перенапряжения. Он будет думать, что все изменения людей только в его руках. В результате он потеряет мир, станет раздражительным и даже агрессивным по отношению к тем, кто не меняется так, как ему хочется, и перессорится с теми, кому должен служить.

Доверяющий провидению спокоен. Он понимает, что меняет людей Бог, небесный Пастырь. Ответственность земного пастыря – учить, молиться, общаться, применять церковную дисциплину, если необходимо. Если я выполняю свою ответственность, я спокоен, даже несмотря на то, что многие люди в церкви далеки от духовного совершенства. Я знаю, что небесный Пастырь выполнит Свою часть работы и пошлет обстоятельства, скорби, наказания, чтобы изменить непокорных. Меняет сердца Господь. Я же лишь служу, выполняя свою ответственность.

Если мы, выполняя свои обязанности в служении ближним, замечаем, что они не изменяются так быстро, как бы нам хотелось, мы можем обрести успокоение в том, что небесный Пастырь через провидение убережет Своих овец.

Сознавая, что Бог управляет всем происходящим через провидение, мы должны понимать и то, что Он не объясняет все события подробно и не всегда дает нам возможность сразу понять Его волю относительного какого-либо происшествия. В связи с этим в заключительной части данной главы следует уделить внимание предупреждениям, которые должны защитить от мистицизма, связанного со стремлением истолковать все происходящие события, а также от попытки переложить свою ответственность на Бога.



Опасность мистицизма
Несколько лет назад солнечным весенним днем я со своей семьей ехал на автомобиле в церковь для участия в богослужении, посвященном бракосочетанию. На моих глазах два воробья, летевшие друг за другом, разбились о бампер автомобиля. В сознании сразу же возник вопрос: что это может значить? Конечно, мистик без труда бы пояснил происшедшее, сравнив воробьев с женихом и невестой, и указал бы на недолговечность заключаемого ими союза. Но единственный разумный ответ должен быть таким: для нас это не значит ничего. Конечно, в Божьем провидении все происходящее направлено на осуществление Его целей, но Бог не пожелал, чтобы мы стремились истолковывать все вокруг и искали высший смысл в каждом событии.

Неудивительно, что увлеченные поисками высшего смысла становятся мистиками и руководствуются при принятии решений не библейским учением, а своим истолкованием происходящего.



Опасность безответственности
Каждый христианин ответственен за то, чтобы трудиться, выполнять свой долг перед Богом, церковью, семьей и обществом. Но люди порой, вместо того чтобы выполнять свою ответственность, не сдерживают обещания, опаздывают, подводят близких, при этом оправдываясь якобы волей Бога, раскрытой в провидении: «Я не виноват, видимо, так угодно Господу». Пропустивший богослужение из-за того, что не вышел заблаговременно на автобусную остановку, утверждает, что миром правит Бог, Который, очевидно, не допустил его на собрание. Конечно, миром руководит Бог! Но человек обязан выполнять свою ответственность и не должен пытаться избавиться от нее, ссылаясь на провидение.

Если мы прилагаем все усилия для выполнения своих обязательств, но выполнить какое-либо из них не удается, мы можем сказать: «Хотя я и предпринял все от меня зависящее, Господь не позволил мне осуществить задуманное». Но если мы не выполняем своих обязанностей, то не имеем права возлагать ответственность за свои ошибки на Бога. Например, если человек вышел на автобусную остановку заблаговременно, но из-за поломки автобуса не смог попасть на богослужение, он будет прав, сказав: «Я выполнил свою ответственность, но, видимо, Сам Господь меня не допустил». Если же человек, опоздав на автобус из-за собственного нерадения, будет говорить, что он не виноват в том, что пропустил богослужение, а все дело в Боге, правящем миром через провидение, это будет попыткой переложить свою вину, свою ответственность на Бога.


Важно заметить, что в некоторых случаях мистицизм и безответственность могут переплетаться.

Представьте себе невесту, заказавшую свадебное платье портному. До заказа она усиленно соблюдала диету, а после заказа совсем ее не придерживалась. В день примерки за два дня до свадьбы выяснилось, что платье ей не подходит по размеру. Так как перешить платье, увеличив размер, было невозможно, а сшить новое за два дня тоже было нельзя, невеста делает вывод: «Видимо, Бог не хочет, чтобы я вступала в брак». К такому выводу её привели безответственность и мистика. Безответственное отношение к питанию способствовало тому, что платье не подошло по размеру. Мистика же способствовала ложному выводу: если платье не подходит по размеру, это является знаком от Бога, указывающим на то, что вступать в брак сейчас нельзя.

Стремясь познавать волю Бога, открытую в провидении, нам необходимо избегать и мистицизма, и безответственности.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал