21,6 тыс км железнодорожных путей



Скачать 317.75 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.02.2017
Размер317.75 Kb.
Просмотров110
Скачиваний0

Транспортный баланс Украины
2013/2014 www.bakertilly.ua

Транспортный капитал Украины
21,6
тыс. км
железнодорожных путей

166,1
тыс. км


автомобильных дорог с твердым покрытием

4,8
тыс. км
магистральных нефтепроводов

2,1
тыс. км
эксплуатационных речных судоходных путей с выходом к
Азовскому и
Черному морям
40,1
тыс. км
газопроводов

1,0
тыс. км
аммиакопроводов

В 2013 году объемы перевозок грузов составили

1,8
млрд

т

Общая транспортная сеть Украины включает:
Выгодное географическое положение делает
Украину важным транспортным узлом между
Европой,
Азией и
Ближним
Востоком
Через территорию страны проходит ряд международных транспортных коридоров общей протяженностью более
5.000 км
Украина имеет одну из самых обширных железнодорожных сетей в
Европе,
которая пропускает значительную часть грузовых и
пассажирских потоков
Дорожная сеть
Украины не менее обширная
: охватывая всю территорию страны,
она делает возможным доставку груза в
любую точку назначения
Реконструкция речных судоходных путей в
ближайшее время поможет речному транспорту стать достойной альтернативой железнодорожному и
автомобильному
Особенно,
если учесть ежегодное повышение железнодорожных тарифов,
износ подвижного состава и
разрушение автомобильных дорог
Источник: Государственная служба статистики Украины

An independent member of Baker Tilly International

Транспортные коридоры
Варшава
BE





Александруполис
Бухарест
Кишинев
Ужгород
Киев
Львов
Гомель
Минск
Вильнюс
Калининград
Клайпеда
Дрезден
Катовице
Вроцлав
Вена
Братислава
Жилина
Венеция
Сараево
Загреб
Рейка
Димитровград
Белград
Плоче
Любляна
Орша
Будапешт
Гданьск
An independent member of Baker Tilly International
Панъевропейский транспортный коридор
III
, Берлин –
Вроцлав –
Львов –
Киев, длина 1,640 км, из которых 694 км железной дороги и 611 км автомобильной дороги проходит через
Украину.

Транспортные коридоры
BE





Александруполис
Бухарест
Одесса
Кишинев
Ужгород
Киев
Львов
Вильнюс
Клайпеда
Дрезден
Вроцлав
Вена
Братислава
Жилина
Венеция
Сараево
Загреб
Димитровград
Белград
Любляна
Будапешт
Гданьск
Варшава
Гданьск –
Одесса Международный транспортный коридор, длина
1,816 км, из которых 918 км железной дороги и 1,208 км автомобильной дороги проходит через Украину.
An independent member of Baker Tilly International

Транспортные коридоры
BE





Александруполис
Бухарест
Кишинев
Ужгород
Киев
Львов
Минск
Вильнюс
Калининград
Дрезден
Катовице
Вена
Братислава
Жилина
Венеция
Сараево
Загреб
Рейка
Димитровград
Белград
Плоче
Любляна
Будапешт
Гданьск
Варшава
An independent member of Baker Tilly International
Панъевропейский транспортный коридор
V
, соединяет Триест и
Львов через Любляну, Будапешт и
Ужгород. Длина 1,595 км, из которых
339 км железной дороги и 266 км автомобильной дороги проходит через Украину.

Транспортные коридоры
BE





Александруполис
Бухарест
Одесса
Кишинев
Ужгород
Киев
Львов
Гомель
Минск
Вильнюс
Клайпеда
Дрезден
Катовице
Вроцлав
Вена
Братислава
Жилина
Венеция
Сараево
Загреб
Рейка
Димитровград
Белград
Плоче
Любляна
Орша
Будапешт
Гданьск
Варшава
An independent member of Baker Tilly International
Панъевропейский транспортный коридор
VII
, р. Дунай. Длина
1,600 км, проходит через Австрию,
Венгрию, Болгарию, Румынию,
Молдавию и Украину (70 км).

Транспортные коридоры
BE







Санкт
-
Петербург
Хельсинки
Александруполис
Бухарест
Одесса
Кишинев
Ужгород
Киев
Львов
Гомель
Минск
Вильнюс
Калининград
Клайпеда
Псков
Москва
Дрезден
Вроцлав
Вена
Братислава
Жилина
Венеция
Сараево
Загреб
Димитровград
Белград
Любляна
Орша
Будапешт
Варшава
An independent member of Baker Tilly International
Панъевропейский транспортный коридор
IX
, Хельсинки

Санкт
-
Петербург –
Витебск

Киев

Одесса

Пловдив

Будапешт

Александрополис, длина
3,400 км, из которых 1,496 км железной дороги и 996 км автомобильной дорогипроходит через Украину.

4.4%
6.9%
8.4%
11.5%
13.8%
48.3%
Структура перевозимых грузов, 2013 год
В
структуре грузоперевозок доминирует продукция предприятий горнометаллургического комплекса
(около
40%), энергетические материалы
(18%) и
минерально
- строительные грузы
(13%).
В
свою очередь,
доля высокотехнологичных грузов меньше
5%.
Транспортный баланс Украины
Речной транспорт
Железнодорожный транспорт
1,4%
2% 2%
3%
5%
5%
9%
20%
27%
Строительные материалы
Удобрения
Кокс
Хлебные
Нефть и
нефтепродукты
Металлы
Руда
Уголь
An independent member of Baker Tilly International
Источник: Государственная служба статистики Украины


Необходимо подчеркнуть,
что в
Украине структура грузоперевозок по видам транспорта отличается от других европейских стран

Румынии и
Германии

сопоставимых с
Украиной по территории и
обладающих большими судоходными реками
Если в
этих странах доля речного транспорта является значительной

13-27%, то в
Украине она составляет всего
1%.
Возможности такой крупной артерии,
как
Днепр,
используются далеко не в
полном объеме
Сегодня этот вопрос чрезвычайно актуален,
учитывая неудовлетворительное состояние автодорог в
Украине
Отправление (перевозка) грузов по видам транспорта, млн тонн
Транспортный баланс Украины
An independent member of Baker Tilly International
Источник: Государственная служба статистики Украины

8.3 12.9 2.8 357.4 450.3 443.6 938.9 1120.7 1260.8 0
300 600 900 1200 1500 2000 2005 2013
речной транспорт железнодорожный транспорт автомобильный транспорт
0,6%
27,4%
72,0%
0,8%
28,4%
70,8%
0,2%
26,0%
73,8%

Нидерланды
Румыния
33%
27%
Бельгия
Германия
18%
13%
Хорватия
Венгрия
8%
5,5%
Австрия
Франция
5%
4%
Болгария
Люксембург
4%
3%
Словакия
Украина
3%
1%
50%
Доля речных перевозок в разрезе стран ЕС,
%
23,6
FI
6,9
LT
11,7
PL
21,2
DE
4
UA
7,5
RO
8,6
CZ

17,1
HU
4,2
AT









4,3
UK



9,4
FR
Плотность речных судоходных путей
, км/1000 км2 по состоянию на 2013 год
147.0
NL
49,7
0,2
3,5
LV
SK
BE
5,2
IT

4
км/1000 кв2 2013 год
7


км/1000 кв2 1990 год
Речной потенциал Украины
An independent member of Baker Tilly International

Грузовые перевозки в ЕС
Как показывает динамика грузовых перевозок в
разрезе видов транспорта,
за последние несколько лет доля грузов,
перевозимых автомобильным транспортом,
постепенно уменьшалась,
одновременно с
увеличением доли речного транспорта
(на текущий момент доля перевозок речным транспортом в
странах
ЕС
составляет около
5,8%).
Внутренние перевозки в разрезе видов транспорта, тыс. км
1697942 1628464 1572238 422593 407411 422594 141969 149987 152431 0
200000 400000 600000 800000 1000000 1200000 1400000 1600000 1800000 2011 2012 2013
речной транспорт железнодорожный транспорт автомобильный транспорт
0
Источник:
Eurostat
An independent member of Baker Tilly International

10%
20%
8%
21%
12%
29%
Уголь
Песок
Железная руда
Дизель
Контейнеры
Прочие
26%
2%
14%
36%
22%
14%
2%
2%
82%
Грузовые перевозки в ЕС
Данная тенденция объясняется усилиями
ЕС
уменьшить долю грузов,
перевозимых автомобильным транспортом с
целью освободить дороги
, уменьшить выброс вредных веществ в
атмосферу и
снизить энергозависимость транспортного сектора
В
виду этого,
Европейская
Комиссия подготовила дорожную карту,
в планы которой входит перемещение
30% грузов

2030 году),
перевозимых автомобильном транспортом на расстояние свыше
300 км,
на речной и
железнодорожный
К
2050 году планируется переместить
50% грузов
Структура перевозимых грузов
Железнодорожный транспорт
Речной транспорт
Автомобильный транспорт
An independent member of Baker Tilly International
Источник:
Eurostat

Издержки,
связанные со строительством и
содержанием дорог,
относительно низкие у
автомобильного транспорта,
тем самым делают его наиболее привлекательным с
точки зрения капитальных инвестиций
Если же рассматривать его,
исходя из внешних
(социальных)
издержек,
то он показывает наибольшее значение среди других видов
Самые крупные издержки,
связанные со строительством и
содержанием объектов инфраструктуры,
сегодня несёт железнодорожный транспорт,
предлагая,
в свою очередь,
низкие социальные издержки для общества
С
точки зрения данных издержек,
речной транспорт является наиболее привлекательным,
предлагая оптимальное соотношение инфраструктурных и
внешних издержек
Таким образом
, когда дело доходит до грузового транспорта,
странам с
большим количеством водных путей следует обратить внимание на речные перевозки
Инфраструктурные и внешние издержки, евро/1000 тыс. км
Сравнительная характеристика: инфраструктурные и внешние издержки
17 65 65 19 23 3
6 5
0 20 40 60 80
Автомобильный транспорт
Железнодорожный транспорт (эл
- во)
Железнодорожный транспорт (дизель)
Речной транспорт
Внешние издержки
Капитальные расходы
An independent member of Baker Tilly International

Сравнительная характеристика эффектиности транспортировки грузов при использовании 1 л топлива на 1 км
Для грузовых потоков с
относительно низкой стоимостной плотностью
(сыпучие,
наливные
) расходы на обработку/перевалку относительно низкие,
и более важным компонентом в
общих логистических затратах являются транспортные расходы
Для таких грузов транспорт с
наименьшими переменными расходами является наиболее привлекательным
127 тонн речным транспортом
97 тонн
Железнодорожным транспортом
50 тонн
Автомобильным транспортом
Сравнительная характеристика: расходы на транспортировку
An independent member of Baker Tilly International

Стоимость внутренних перевозок
Транспортировка на расстояние 100 км
4,5
$/тонну

Речной транспорт
11,2
$/тонну

Автомобильный транспорт
7,8
$/тонну

Железнодорожный транспорт
На сегодняшний день внутренний водный транспорт обеспечивает самую низкую себестоимость грузовых перевозок в
пересчете на
1 условную тонну груза,
имея при этом наименьшее влияние на экологию
Примерно
13,2% средств бюджета каждого предприятия расходуется на транспортировку грузов
При этом,
60-70% стоимости транспортировки

расходы на топливо
Значительный экономический эффект от использования речного транспорта

там,
где это технически возможно

очевиден
Сравнительная характеристика: расходы на транспортировку
An independent member of Baker Tilly International

Учитывая текущее состояние подвижного состава украинских предприятий,
он требует значительного обновления для поддержания эффективного уровня перевозок
К
примеру,
на сегодняшний день износ железнодорожного подвижного состава для парка локомотивов составляет более
90%, для парка грузовых вагонов

82%.
Физический износ объектов внутреннего водного транспорта составляет около
80%.
С
точки зрения необходимости расходов на обновление подвижного состава,
речной транспорт требует меньше инвестиций
(расчёт транспортировки условных
5.000 тонн груза)
1 судно
- 200 грузовиков
1 судно
- 83 вагона
Стоимость судна смешанного типа "река
- море",
грузоподъемностью
5.000 т
ориентировочно составляет
12 млн долл
США
Стоимость
83 вагонов и
2 локомотивов, необходимых для транспортировки груза, ориентировочно,
13 млн долл. США
Стоимость 200
грузовиков
16 млн долл. США
Сравнительная характеристика: подвижной состав
An independent member of Baker Tilly International

В
то время,
как автомобильный транспорт в
Украине позволяет перевезти груз в
любую точку назначения,
другие виды транспорта испытывают в
этом ограничения
Наличие перевалочных терминалов уменьшает эти ограничения
Терминал позволяет перевозчикам использовать более экономичный железнодорожный и
речной транспорт одновременно с
доступом к
широкой сети автодорог
Правда,
следует учитывать,
что транспортировка грузов с
использованием нескольких видов транспорта увеличивает общие расходы на логистику ввиду перевалки
Портовая инфраструктура
Сравнительная характеристика: доступность перевалочных терминалов
На длинных расстояниях расходы,
связанные с
перевалкой,
в значительной степени компенсируются низкими транспортными расходами,
которые свойственны железной дороге,
речному и
морскому способам перемещения
Из всех представленных на текущий момент видов транспорта,
речной не может реализовать свой потенциал и
во многом из
- за недостаточных перевалочных мощностей
Железнодорожная сеть
An independent member of Baker Tilly International
Источник: Государственная служба статистики Украины


Экспорт/импорт грузов в разрезе стран за 2013 год, тыс тонн
Экспорт/импорт Украины
ГЕРМАНИЯ
ПОЛЬША
БЕЛАРУСЬ
432 0
3707
НИДЕРЛАНДЫ
АВСТРИЯ
РУМЫНИЯ
БОЛГАРИЯ
СЕРБИЯ
ВЕНГРИЯ
СЛОВАКИЯ
3647 882 4
226 5
176 5
392 1
492 6
197 0
265 0
189 6
283 1663 501 385 721 857 501
УКРАИНА
432 0
3707
Экспорт, тыс. тонн
Импорт, тыс. тонн
590 49
Значительную долю как экспорта,
так и
импорта,
для
Украины формируют страны
Европы,
при этом большая часть движения продукции приходится на страны,
расположенные на реках
Дунай,
Рейн и
Майн
На текущий момент обслуживанием грузового потока между
Украиной и
странами
Еврозоны занимается железнодорожный и
автомобильный транспорт
Явными преимуществами речного транспорта
Украина пока не пользуется ввиду высокой степени изношенности флота и
поддерживающей инфраструктуры
An independent member of Baker Tilly International

Потенциал развития речного транспорта

Экспорт/импорт Украины
An independent member of Baker Tilly International
Модернизация речной инфраструктуры,
увеличение речного флота и
реализация совместных проектов
(напр
.,
Висла
-
Буг
-
Днепр)
в рамках программы
Трансевропейской транспортной сети
TENT-T помогут
Украине использовать все преимущества своего географического положения
Ввиду того,
что стоимость речных перевозок ниже железнодорожных и
автомобильных,
компании,
реализующие свои товары в
странах
Западной и
Северной
Европы,
смогут сократить свои логистические затраты
Не в
меньшей мере сэкономят те компании,
которые осуществляют закупки в
данных странах
В
первую очередь,
в
Украине речной транспорт будет интересен экспортерам зерна,
ЖРС
и металлов,
которые расположены вблизи речных портов
К
таким экспортёрам относятся
:
«Нибулон»,
«Запорожсталь»,
«Феррэкспо»,
«Днепроспецсталь»,
завод им
Петровского,
МК
им
Дзержинского и
другие предприятия,
расположенные вблизи реки
Некоторые из них уже активно пользуются речной логистикой,
тем самым сокращая затраты на перевозку грузов
(напр
.,
«Нибулон»
и
«Запорожсталь»)

В
Украине к
грузообразующим секторам относятся угольный,
рудный,
металлургический,
химический,
стройиндустрия и
сельское хозяйство
На протяжении последних лет зерно является наиболее динамично растущей грузовой базой
Если в
90- е
Украина ежегодно собирала в
среднем
20-25 млн тонн урожая зерновых,
то уже сегодня объем увеличился до
30-35 млн тонн
Исходя из такой тенденции,
на протяжении ближайших
10 лет наша страна достигнет объема в
45-50 млн тонн зерна,
основная часть которого будет идти на экспорт
Обеспечение транспортом нарастающего экспорта зерновых уже сейчас представляется непростой задачей в
виду ряда проблем с
логистикой
Основными импортерами украинского зерна являются страны
Средиземноморского и
Черноморского бассейнов,
экспорт сюда проходит через морские порты
Транспортировка зерна к
порту наиболее эффективным путём может обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и
маржу аграриям
Как с
точки зрения инвестиций в
подвижной состав и
инфраструктуру,
так и
в расходах на транспортировку,
наиболее привлекательным вариантом здесь остаётся речной транспорт
При условии наращивания речного флота, который обеспечит 20% экспорта, экономия на расходах транспортировки к морским портам может составить 125 млн долл. США в год:
Экспортный потенциал с/х продукции
An independent member of Baker Tilly International
Экономия на расходах
125
млн долл. США в год
Прогноз по экспорту речным транспортом к
2020 году (при экспорте
50 млн тонн и доле речного транспорта
20%)
Х

10 млн тонн в год
$
12,5/тонн
Экономия на логистике
(среднее значение для областей, расположенных вдоль Днепра)
=

Ливия
Египет
Турция
Иран
Сирия
Ливан
Израиль
Италия
Тунис
Греция
Грузия
1441 788
Украина
524 585 29 4981 1267 440
Страны
- импортеры с/х продукции
(
пшеница, ячмень кукуруза) в июле
- мае 2013/2014 годов, тыс. тонн
Также можно использовать вариант транспортировки с/х продукции судами
«река
- море» Напрямую в страны
- потребители.
Это позволит наряду с экономией на внутренних перевозках уменьшить расходы на перевалке в морских портах.
An independent member of Baker Tilly International
Экспортный потенциал с/х продукции

Контакты ул. Физкультуры, 28
Киев, 03680
Украина
Т.: + 380 (44) 284 18 65
Ф.: + 380 (44) 284 18 66
ул. Успенская
, 39/1
Одесса
, 65014
Украина
Т
.: + 380 (48) 734 7183
Ф.
: + 380 (48) 734 7183 www.bakertilly.ua info@bakertilly.ua
Global Office
25 Farringdon Street
London EC4A 4AB
United Kingdom
T.: +44 (0)20 3201 8800
F.: +44 (0)20 3201 8801 info@bakertillyinternational.com
An independent member of Baker Tilly International


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал