150 вестник огу №7 (113)/июль`2010 Философские науки



Скачать 94.71 Kb.
Pdf просмотр
Дата08.04.2017
Размер94.71 Kb.
Просмотров112
Скачиваний0

150
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
Философские науки
Сегодня, в эпоху after postmodern, практически все культурное пространство переориентировано на игру. Бытие игры многогранно, и ее присутствие ощущается постоянно. Дело в том,
что, согласно У. Эко, игра изначально лежит в основе любого культурного феномена [7]. Ив этом своем убеждении он не одинок. Интерпретации понятия игры встречаются всюду, где ход явления зависит от борьбы двух и более сторона ее исход – от выбора и принятия борющимися сторонами тех или иных решений, стратегий. В
силу этого обстоятельства практические возможности приложения игры оказываются чрезвычайно широкими (детские, политические, военные, психологические, математические, логические, экономические, сценические и другие игры Игры человека, как считает Х. Г. Гадамер, это естественный процесс [1]. Игра – особая сфера реальности. При этом, помысли КБ. Сигова,
человеку игра не дана, а экзистенциально задана. Игра как экзистенциальный феномен, по справедливому замечанию Е. Финка, отталкивает от себя любые понятийные определения. Это сложный многоуровневый феномен, онтологически укорененный в антропологической реальности и наделенный характеристикой субъективности. Игра осуществляется как сложная целостность действий, сознания и коммуникации. Дать универсальное определение игре и игровой природе очень трудно. Как писал Е.Финк о смерти, труде,
любви ив том числе игре, это – экзистенциальный феномен, один из способов понимания, с помощью которых человек понимает себя… и стремится через такие смысловые горизонты объяснить одновременно бытие всех вещей [4: 362].
Современные телевидение, радио, печать, играя, манипулируют нашим сознанием. Люди становятся марионетками в какой либо (политичес
УДК 1(091):008.1
Яковлева Е.Л.
Институт экономики, управления и права, г. Казань mail: mifoigra@mail.ru
ИГРА – УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается игра как один из уникальных феноменов культуры. Бытие игры
вездесуще и многогранно она проходит через всю историю культуры, проникает в жизнь чело
века, сопровождая ее от рождения до смерти. Однако при попытке разобраться в сущности игры,
дать ее дефиниции возникают определенные трудности, так как игра не поддается рационализа
ции, а при ее описании используются взаимоисключающие понятия.
Ключевые слова игра, не игра, метафора, антиномии, труднопостижимое понятие, игровое
состояние.
кой, идеологической, военной, коммерческой)
игре. Активизируются зрелищно игровые формы, такие как спорт, шоу, казино. Игровой дух пронизывает передачи на каналах современного телевидения. Компьютерные игры стали прообразом литературных текстов, читаемых по их принципам например, у В. Пелевина герой повествования путешествует по игровому виртуальному миру. УХ. Кортасара текст романа Игра в классики читается в любой последовательности по выбору читателя. Здесь феномен игры выступает как момент художественной деятельности и развертывания текста. В этом плане само искусство выступает как игра и специфическая мастерская игровых структур человеческой деятельности, где обнаруживает себя драматизация, включающая в себя полифоничность, диалогичность,
противоборство сторон. В целом, везде игровое начало символизирует состояние сознания, тип поведения, творческий принцип. Можно согласиться с героем оперы ПИ. Чайковского, воскликнувшим Что наша жизнь – Игра В языке царит игровая терминология, потому что практически любое действие можно высказать в терминах игры (давайте проиграем ситуацию, роли распределены неправильно. Значение слова игра бесконечно разнообразно играют блики солнца, играет волна, судьба играет человеком, играют цены на рынке, художник играет оттенками цвета, актеры играют на сцене, ребенок играет в песочнице. Часто игра выступает в роли метафоры, рождая иллюзию действительного и создавая творческий, эвристический намек на существующую реальность. Благодаря этому образ превращается в символ Игровая метафора обозначает ритмическое повторение какого либо движения, не свя

151
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
занного с определенной целью, некую бесконечно воспроизводящую себя активность.
Внутри игры можно условно выделить два накладывающихся друг на друга пространства:
«видимое» (поле вещей, игровых предметов) и
«невидимое, сокрытое (поле смыслов. Игроки погружены в особое смысловое поле, наполняя новой культурно символической нагрузкой обычное поле вещей. Подобная черта, связанная с игрой, неслучайна она изначально присуща человеку. Еще Ф. Шиллер обратил внимание на имманентно присущую человеку потребность наслаждаться видимостью, при чем созидать последнюю таким образом, чтобы она превосходила действительность, являлась более совершенной, изящной и эмоционально богатой, чем окружающий мир. В связи с этим Ф. Шиллер утверждал Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, ион бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет [6: Потребность жизни в вымышленном мире одна из важнейших ипостасей игры. Таким образом, в игре происходит выход из видимого мира в мир метафор, знаков и символов, а через него – в семиотическое культурное пространство.
Игра объемлет всечеловеческое бытие от начала до конца. Жизнь человека раскрывает и обретает себя в игре, выступающей своеобразным, видимо невидимым механизмом, приводящим в движение инертную материю. Игра первичный элемент человеческой активности,
благодаря которому происходит становление и развитие человека. Именно игра как феномен культуры представляет собой первую форму организации жизни, закрепленную в обществе на уровне всеобщих прототипов социального поведения и действия. Становление самого общества, правил общежития осуществлялось через игру в ритуале. Вместе стем игра не является феноменом исключительно культуры и человеческого существования ее элементы, по мнению зоопсихологов и этологов, обнаруживают себя в мире животных и птиц.
Игра выступает как феномен, наделенный глубокими многозначным смыслом, требующим дешифровки. Пытаясь разобраться в этом уникальном феномене культуры, мы наталкиваемся наряд проблем. Понятие игры относится к классу трудно фиксируемых в сознании
«мирообразующих» понятий в силу их пракуль турного характера, способности порождать новые миры и явного участия человека в их реа лизации.
Ю. Левада при изучении уникальности и универсальности игры подчеркивал это сложная форма социального взаимодействия, в которой нормативные рамки и целевые ориентации, соответствующие мотивы и интересы ничем, кроме самой игры, не определяются 272]. Здесь обнаруживает себя идея самодостаточного характера игры, не нуждающейся нив чем, кроме самой себя. При этом игровые практики помимо игровой формы рождают еще и особый дух – дух игры, который вне игрового действия невозможно передать и воспроизвести его можно только вдохнуть в игру (создать и сотворить, используя сюжет, сценарий как материал для игры. Заметим, игра непросто самодостаточна, а субъективно самодостаточна.
Это означает, что игровое действие сточки зрения его предметной реальности ничем не отличается от иного действия (например, работы),
и спецификация игровой деятельности происходит в сфере сознания, или деятельности, направленной на переживание. Онтологическая структура игры такова, что деятельность в ней неотчуждаема от действа, она постоянно сдвигается к чему то становящемуся, необычному для готового мира. Таким образом, действие и деятельность в игре невозможно разделить,
именно это делает ее необычайно сложной многоуровневой реальностью.
В истории философской мысли можно встретить следующие трактовки игры игра есть подражание деятельности, поэтому ее следует поддерживать и развивать в ребенке (Платон это источник душевного равновесия, гармония души и тела (Аристотель творящее начало, рождающее мир культуры (Ф. Шиллер);
деятельность, имеющая гигиеническое назначение (Ч. Спенсер); способ отдыха и психической разрядки (М. Лацарус); первичная форма приобщения человека к социуму (К. Гросс); деятельность, формирующая фантазию, воображение, интеллект (Ф.Я. Бейтендейк); вид индивидуального или коллективного поведения
(К. Рейнуотер); форма творчества с определенной целью (Ж.Пиаже); способ самореализации индивида, структура его поведения, основа коммуникации и межличностного общения
(Э. Берн компонент деятельности, модель ком
Яковлева Е.Л.
Игра – уникальный феномен культуры

152
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
Философские науки
муникации или конституции текста, в которой воспроизводится непротиворечивый контекст и слова употребляются в строго определенном смысле (Л. Витгенштейн) и другие.
Суммируя все концепции, можно прийти к следующим выводам, отражающим суть феномена. Игра имеет широкий спектр применения и высокий интеллектуальный смысл, поскольку более других феноменов человеческого бытия выражает дух становления, изменчивости и неизменности, двусмысленность, то есть амбивалентность, бинарность, диалогичность.
Весь калейдоскоп игр и игровых феноменов наполняет бытие человека содержанием. Игра это свободная деятельность, совершающаяся без принуждения. В своей основе игра бескорыстна, отмечена качеством парадоксальности, неожиданности, импровизации, направлена против автоматизма окружающей жизни. Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации всерьез ном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Таким образом, игра присутствует в человеческой реальности, но всегда в той или иной мере дистанцируется от повседневности, а игровое состояние всегда есть преображение окружающего мира. Несмотря на то, что игра внеутилитарна и бескорыстна, в ней обнаруживают себя непосредственные цели – борьба за что то и представление чего то. Й. Хейзинга отмечает, что всякая игра, с одной стороны, реп резентирует борьбу за что то, ас другой – является соревнованием зато, чтобы лучше представить нечто. Эти две цели взаимопроникают и взаимопредусматривают друг друга.
В результате рассмотрения множества концепций игры мы приходим к парадоксальной ситуации. При любой трактовке сущности игры возникает антиномичность, когда об игре можно высказать совершенно противоположные, но одновременно истинные суждения. Обозначим наиболее значимые из них. Игра узнаваема и непознаваема. С одной стороны, человек всегда узнает игру, отгораживая ее от жизни (не игры. С другой стороны, ее невозможно рационализировать, запротоколировать и описать как феномен, тем более передать всю многообразную связанную с ней палитру чувств и эмоций. Игра одновременно субстанциональна и акцидентальна (поверхностна. Игра имеет определенную сопричастность реальному миру как специфический экстаз бытия (Е. Финк),
экзистенциальная характеристика человека,
благодаря которой формируются его способности и раскрывается многогранность души. В тоже время игра несет на себе отпечаток шутливого, несерьезного занятия, происходящего в свободное время ради развлечения, отдыха, проведения досуга как бы понарошку. Заметим,
каждый раз неизвестно, где проходит граница между серьезными поверхностным. Граница оказывается плывущей, а сама игра для человека нередко серьезней реальной жизни. Игра есть нечто и заданное, и становящееся. С одной стороны, игра существует в жизни людей изначально как данность, генетическая программа, экзистенциальный феномен. С другой стороны, игра есть механизм вариабельный,
в силу чего она постоянно возрождается и обновляется, ее можно воспроизводить бесконечно и каждый раз по новому. Человек всегда создает игру заново, даже если использует стандартный игровой набор. Хорошая, качественная игра построена на том, что игроки порождают все новые и новые смыслы и варианты развития событий в игре. Таким образом, порождаемые игрой миры бесконечны. На протяжении жизни любого человека появляются новые игры, которые способствуют его становлению, раскрытию талантов, самосовершенствованию. Игра есть воплощение свободы и регламентации. Любая игра представляет собой свободную деятельность, своеобразный оазис счастья (Е. Финк), так как игры по принуждению не существует, человека невозможно заставить играть. Человек волен свободно входить в игру и выходить из нее. Одна и та же игра, каждый раз начинаясь и разворачиваясь, уже другая,
иная. Но при подобной свободе игра имеет обязательный, строгий регламент в виде определенного времени и пространства, системы правили ограничений, которые вносят порядок Исходя изданных противоречивых характеристик игры, органично составляющих ее сущность, можно утверждать игра как феномен культуры диалектична. Об этом говорят не только ее антиномичные характеристики, но и реальные воплощения. Например, деятельность игрока специфична это производство реальной
Проблемы онтологии и теории познания

153
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
видимости, воображаемое созидание и все жене ничто, а порождение новой реальной нереальности (типа виртуальной реальности. Игровой мир одновременно проявляет себя и внутри
(в представлениях, помыслах и фантазиях играющих, и вовне (в качестве ограниченного воображаемого пространства, границы которого знают и соблюдают объединившиеся игроки. Игровой мир не существует нигде и никогда, но при этом он в реальности занимает особое игровое пространство и время. Этот мир имеет свое собственное, ему присущее, имманентное настоящее. Играющий человек понимает себя и окружающих только внутри игрового действа. В игре существуют специальные игровые предметы (шахматная доска и фигуры, игрушки, футбольный мяч. Все этим атрибутам играющий придает особый смысл, соответствующий игре. Игрой как реальным действием человек создает нереальный игровой мир, воспринимаемый в свою очередь как сверхреальность,
в которой живут ив которую верят Игровое состояние трудно с чем либо сравнить оно возникает только в игре. В игре есть риск, так как никогда нельзя быть полностью уверенным в выигрыше. Состояние азарта настолько сильно, что люди иногда не в силах отказаться от игры. В игре человек свободен, не обременен неопределенными жизненными ограничениями и обстоятельствами. Игровой деятельности присуща особая настроенность удовольствие, которое непохоже на другие виды удовольствий. В свою очередь игровое удовольствие диалектично это не только удовольствие от игры, но удовольствие в игре, удовольствие от смешения реальности и нереальности. Здесь заявляет о себе фантазия творя игровой мир,
играющие не остаются в стороне от своего создания они сами вступают в игровой мир, исполняя определенные роли. Внутри созданного фантазией игрового проекта играющие маскируют себя как творцов, некоторым образом теряются в своих созданиях, погружаясь в свою роль и встречаясь с партнерами по игре,
которые тоже играют определенные роли. Заметим, первое, что делает человек в самом начале игры расслаивает себя на себя самого и
«игрока». Такое расслоение весьма важно. Дело в том, что человек никогда не играет в игре целиком у него присутствует рефлексивное осознание разделения роли (маски, живущей по законам игры, и внешнего человека, играющего эту роль. Играющие погружаются в свои роли,
«исчезают» в них, скрывая свое играющее поведение. Само лицедейство, актерство (то есть разделение себя и игрока маски) является распространенным явлением человеческой жизни:
люди, взаимодействуя друг с другом, практически редко говорят открыто, искренно, откровенно. В социальных отношениях правила поведения роли и маски всегда четко определены и известны. Вся ткань человеческих взаимоотношений пронизана взаимодействием «масок».
Человек, не участвующий в этих играх идей ствующий откровенно, попадает в положение
«идиота».
В игроке обнаруживает себя диалектическое сочетание себя как личности, своей социальной неигровой функции и игровой роли. Само становление человеческого Я осуществляется через наглядность – игру, благодаря которой самость человека обнаруживает себя через игровое Я. Человек в игре сразу ион сами играющее
Я, и Я игрового мира, которые различны по сути,
но одновременно едины. В игре человек учится осваивать самого себя, символически обозначать бытие и уметь его интерпретировать. В любой игре одновременно выступают множество Я личности, благодаря чему происходит увеличение культурного и духовного потенциала человека,
а также освоение окружающего мира.
Современные исследователи из всего многообразия игр выделяют три основных ее вида [3]:
1. Игра мимесис. Она основана на подражании и удвоении мира в символической форме, на игре ума и воображении. Реализацию этого вида можно обнаружить в языковых играх,
играх с текстом, театре. Игра агон. Она использует в своей основе борьбу, состязание, соревнование. Ярким примером такого вида игр выступают спорт, рыцарский турнир, дуэль, конкурс эрудитов, философский диспут. Игра экстазис. Она связана с постижением смысла бытия. Ее ареной выступает жизнь человека, играющего с судьбой Все три типа игры составляют основу одного игрового механизма культуры ив той или иной степени проявляют себя в различных сферах и областях Основная антропологическая цель игры свободная реализация устремлений человека.
Яковлева Е.Л.
Игра – уникальный феномен культуры

154
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
Философские науки
Если в реальной жизни человек обнаруживает несоразмерность своих сил предметам внешней жизни и природы, тов игре происходит метаморфоза превращение несоразмерных предметов в соразмерное состояние. Подобное осуществляется с помощью представителей этих сил и предметов в игре (ролей, амплуа – для людей объектов и моделей – для сил природы;
игрушек – для предметов. Например, ребенок берет прутик вместо лошади девочка играет с куклой, так как она неспособна справиться с живым младенцем ученый создает теоретическую модель ввиду того, что он не в силах манипулировать планетами. Слабые люди на карнавалах превращаются в сильных мира сего
(королей, правителей, Золушки – в принцесс и красавиц. Все средства и опыт культурной жизни человечества бросаются на решение грандиозной задачи – превратить непосильные человеку вещи в символические игрушки. Границы и сложность игры устанавливаются произвольно соразмерно конкретному человеку, его возможностям, желаниями воле. Человек сам своей личностью и своими правилами устанавливает соразмерность. Таким образом, игра создает равномощный действительному, ноне равный ему по гигантским размерами разнообразию символический мир.
Игра выступает как фантом – она есть и одновременно ее нет ее можно созерцать, видеть, чувствовать, принимать участие, но как только заканчивается ее время, она исчезает.
Игровой опыт не передается словами и не вер бализируется, потому он всегда соотнесен с личностными ощущениями, переживаниями, размышлениями. Каждый из нас испытывал не однажды игровой восторги азарт, присутствовали играл в различные игры, но передать адекватно суть феномена игры, всю шкалу эмоций игрового состояния мы не можем. Игра многообразна и многообразна. На протяжении всей истории человечества она не только вариабель но повторяется и возобновляется, но и постоянно стимулирует в человеке рождение новых игровых конструкций.
Игра знакома каждому человеку, но при этом она таинственна и загадочна. В силу этого можно утверждать, что игра – феномен виртуального характера она одновременно существует и не существует дает творческую невидимую энергию, импульсы системе и организует ее;
вариативно изменяет положение целого и не нарушает его. Игра растворена в бытии и его формах в виде онтологического принципа, но при этом она везде и нигде. По своему экзистенциальному предназначению игра представляет собой уникальное, азартное, рискованное приключение, в рамках которого человек постигает себя, проверяет свои возможности, тренирует свои способности, адаптируется к окружающему миру, нащупывая его границы. Игра наполняет бытие человека содержанием, благодаря чему возможен генезис человеческих качеств. Исходный смысл игры – переживание полноты бытия, практика раздвигания горизонтов бытия, порождение новых миров. Можно утверждать, что игра есть новый проект бытия, где человек всегда он сами в тоже время неравнозначен себе, больше себя самого. Возможность такого проектирования задает смысл всему его существованию, нацеливая на будущее.
Игра – это сдвиг в бытии в сторону обретения человеком новых качеств и еще большей полноты, целостности. Следовательно, игра существует как состояние, структура и механизм.
Игра коренится в субъективной реальности, нов процессе развертывания она приобретает объективное существование. Игра динамична, ноне только как постоянно изменяющееся действие, а еще как хрупкое соединение смыслов и значений, придаваемых тем или иным действиями отношениям, которые легко трансформируются в иные. Игра многомерна, так как ей чужда линейная односторонность. В ней органично сочетаются и уживаются ценностное, эмоционально волевое, интеллектуальное и действенное измерения, реализуемые через игровую деятельность, игровое сознание и игровые отношения, которые считаются важнейшими элементами структуры бытия игры.
Игра как уникальный феномен культуры обладает такими характеристиками, как свобода и свободный выбор, творческий характер деятельности, эстетичность, символическое преобразование окружающего мира, наличие определенного времени и пространства ее развертывания, правил, фиксирующих конкретный модус игры. Игра от не игры отличается не признаками (добровольность – недобро вольность, а статусом человека. Игра диалектична, амбивалентна, что обусловлено спецификой психики самого человека играющего и
Проблемы онтологии и теории познания

155
ВЕСТНИК ОГУ №7 (113)/июль`2010
рождает поведенческую матрицу в виде свободной несвободы, изобретательности в рамках правил или в их нарушении. Игра одновременно эмоционально насыщена, свободна, но при этом рационализирована и подчиняется строгому своду правил. При всей свободе, импровизационности и вариативности воплощения игра – это всегда упорядоченная структура.
Именно игрой создается поле воображения и фантазии, в котором человек играет реальностью, руководствуясь осознанными или бессознательными интересами. Игра становится способом построения мысли и философствования,
особенно в современности. С помощью игры все чаще осуществляется поиск смысла жизни и сути бытия, поиск значений символов окружающего мира. В целом игра – это необходимое стержневое качество человеческого бытия,
то, без чего не построить антропологии, онтологии и гносеологии г.
Список использованной литературы:
1. Гадамер Х. Г. Истина и метод / Х. Г. Гадамер. М, 1988.
2. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия / Ю.А. Левада // Системные исследования. 1984. С 281.
3. Сигов КБ. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры / КБ. Сигов // Философская и социологическая мысль. 1990. №4. С. 31 47. №10. С. 46 62.
4. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии. МС. Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий) / Й. Хейзинга. М, 2001.
6. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Собр. соч Вт. М, 1959. Т. 6. С. 241.
7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. СПб., Сведения об авторе Яковлева Елена Людвиговна, доцент кафедры философии
Института экономики, управления и права (г. Казань, кандидат культурологии, Казань, ул. Московская, 42, теле. Existence of a game is ubiquitous and many sided: it passes through all history of culture, penetrates into life of a man, attending him from birth till death. However, in attempt to investigate the sense of a game, give it a definition, one encounters certain difficulties because game cannot be rationalized, and during its description mutually exclusive notions are used.
Key words: game, not game, metaphor, antinomy, difficult to understand notion, game state.
Bibliography:
1. Gadamer H. G. Truth and method / H. G. Gadamer. M., 1988 2. Levada U.A. Play structures in the systems of the social actions / U.A. Levada // System researches. 1984. P.269 281 3. Sigov K.B. The human out of the play and play human. Introduction to philosophy of the play/ K.B. Sigov/Philosophical and sociological thought. 1990. № 4. P. 46 42 4. Fink E. Basic phenomena of the human being / E. Fink // The problem of the human in the western philosophy. M.,1988.
P. 357 403 5. Huizinga I. Homo ludens / I. Huizinga. M., 2001 6. Shiller F. The letters about the esthetical human education/ F.Shiller // The complete works: V.6. M.,1959. P.241 7. Eco U. La structura assente. Introduzione alla ricerca semiologica/ U.Eco, SPb., 2004.
Яковлева Е.Л.
Игра – уникальный феномен культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал