№110, 29 июня 2012 Open Source и корпорации Японии



Скачать 241.59 Kb.

Дата05.12.2016
Размер241.59 Kb.
Просмотров165
Скачиваний0

№110, 29 июня 2012
Open Source
и корпорации Японии
Google и Open Source. Часть 2:
прикладное ПО, взаимодействие
с сообществом
электронное приложение к журналу «Системный администратор»
Свободные шахматы:
XBoard, Knights, Jin
Пробуем PCLinuxOS E17
для детского ноутбука

2
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Каждый раз, приезжая из безумно суетной Москвы в Европу, не без удо- вольствия смотрю на тот уровень комфорта, который пронизывает всё окружение. Складывается впечатление, что местным жителям удалось до- стичь той самой аккуратной грани, когда одновременно хорошо и им са- мим, и их соседям. В результате, мечты будто бы сбываются: люди пребы- вают в удобстве, не мешая при этом другим (пусть это всё и кажется идил- лией лишь со стороны, особенно туристической).
Вот и программное обеспечение по сути должно предоставлять определённый «комфорт».
Ведь по-настоящему «зрелым» ПО становится в тот момент, когда оно не просто реализует некие функциональные возможности, но и перестаёт чем-либо отвлекать пользователя от ре- шения той непосредственной задачи, над которой он работает. Задача вовсе не обязательно связана с самим ИТ, как «по умолчанию» считают многие технические специалисты. Конечно, результат зрелости в мире ПО достигается по-разному, и мы сами видим, что проприетарные продукты здесь так или иначе преуспели (зачастую это связано далеко не только с технической стороной...). Однако именно свободные лицензии позволяют нам достигать нужного уровня ком- форта, не нарушая при этом чьи-либо права, а порой и возвращая обществу новую ценность.
Дмитрий Шурупов,
главный редактор (
osa@samag.ru
)
Колонка главного редактора
«Open Source»
электронное приложение к журналу
«Системный администратор»
№110, 29 июня 2012
РЕДАКЦИЯ
Исполнительный директор
Главный редактор
Владимир Положевец
Дмитрий Шурупов
Иллюстрация на обложке

Сайт электронного приложения:
Анна Гервова http://osa.samag.ru
За содержание статей ответственность несет автор. Все права на опубликованные материалы защищены.

4
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Новости мира Open Source
Проекту дистрибутива Calculate Linux исполнилось пять лет
22 июня проект дистрибутива Calculate Linux, основанного на Gentoo и появившегося благодаря усилиям российских разработчиков, отметил свой первый пятилетний юбилей – 22 июня 2007 года, был зарегистрирован основной домен проекта – calculate-linux.ru
– и опубликован первый публичный архив с образом системы Calculate Linux. На тот момент главной особенностью дис- трибутива являлся собственный инсталлятор (утилита Calculate), однако установить эту сис- тему мог только опытный пользователь Gentoo. Другими отличительными особенностями сис- темы еще тогда стали метод обновления с установкой образа на выделенный раздел, а так- же ежемесячные релизы. Первым дистрибутивом Calculate Linux был десктоп с графической средой KDE 3. С тех пор внешний вид рабочего стола не претерпел существенных изменений.
У Linux-драйвера Nouveau вышла версия 1.0
Разработчики проекта Nouveau, предоставляющего свободные Linux-драйверы для видеокарт
NVIDIA, объявили о выпуске версии 1.0. Событие произошло в середине июня, когда Бен Скеггс
(Ben Skeggs) из австралийского подразделения Red Hat поставил соответствующий тег в Git- репозитории проекта xf86-video-nouveau и опубликовал архивы исходного кода на nouveau.
freedesktop.org/release
. «Назначение» версии 1.0.0 драйверу xf86-video-nouveau является ло- гичным ходом после его принятия в основную ветку ядра Linux (в версии 2.6.33) и стабилиза- ции API. Релиз Nouveau 1.0.0 может показаться своевременным и ввиду недавних событий: как многие уже знают, Линус Торвальдс (Linus Torvalds), выступая на Aalto Talk, резко раскри- тиковал компанию NVIDIA из-за её сомнительной политики в отношении к открытому и сво- бодному программному обеспечению. Соответствующий видеофрагмент мероприятия можно увидеть на YouTube (
http://www.youtube.com/watch?v=19jUboon5gI
). Кстати, вскоре после это- го NVIDIA начала обсуждение возможностей ее более активного участия в разработке ядра
Linux (
http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=34175
).
Представлен bsdconfig для настройки системы FreeBSD
Девин Теске (Devin Teske) и Рон Макдауэлл (Ron McDowell) представили в почтовой рассылке операционной системы FreeBSD новый порт sysutils/bsdconfig, призванный заменить возмож-

5
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
ности sysinstall(8) по конфигурации ОС после установки. Решение по созданию нового проекта было принято в феврале этого года, когда разработчики пришли к мнению, что пора создать более современную альтернативу меню «Configure» в sysinstall. Так и появился bsdconfig – на- бор shell-скриптов (на данный момент это около 25 тысяч строк кода), сделанный по подобию bsdinstall и решающий вопросы конфигурации системы. Сейчас bsdconfig обладает не всеми возможностями sysinstall, и отдельно отмечается, что он не умеет устанавливать пакеты. Дан- ное обстоятельство вызвано тем фактом, что разработчики планируют использовать для таких целей pkgng – новый менеджер пакетов для FreeBSD, бета-тестирование которого началось в конце января этого года. Авторы призывают всех заинтересованных в скорейшем включении bsdconfig в состав FreeBSD помочь им в тестировании нового инструмента: если этот призыв найдет отклик в сообществе, то bsdconfig включат уже в FreeBSD 9.1-RELEASE.
В Fedora 18 появится новый пакетный менеджер DNF
В следующей версии Linux-дистрибутива Fedora 18 под кодовым названием «Spherical Cow» – ожидается начало перехода на DNF – это новый менеджер пакетов ПО, зародившийся как форк
Yum 3.4, призванный стать «Yum следующего поколения» и использующий Hawkey/libsolv в ка- честве бэкенда. Hawkey – это новый API для управления пакетами RPM, основанный на биб- лиотеке libsolv и предоставляющий простые привязки к различным языкам программирования
(не только Python). Библиотека libsolv появилась в недрах другого популярного Linux-дистри- бутива, использующего RPM-пакеты, – openSUSE – и призвана обеспечить заметные улучше- ния в производительности. Подробности о DNF в Fedora можно найти на wiki-странице (
https://
fedoraproject.org/wiki/Features/DNF
). В системе Fedora 18 менеджеры DNF и Yum будут сосуще- ствовать, поскольку пока DNF предлагается пользователям в качестве предварительной вер- сии. Среди других новшеств, ожидаемых в релизе Fedora 18: улучшения для разработки с ис- пользованием языка Clojure, плагин DragonEgg для GCC-LLVM, поддержка offline-обновлений с использованием systemd и PackageKit, продолжение портирования init-скриптов системы
SysV на unit-файлы systemd. Финальный релиз Fedora 18 запланирован на 6 ноября этого года.
Обновился дистрибутив MagOS Linux, основанный на Mandriva
25 июня на торрент и официальный FTP-сервер была выложена для закачки новая сборка российского дистрибутива MagOS Linux – 20120624. MagOS Linux – это дистрибутив, создан-

6
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
ный на базе Mandriva Linux и скриптов linux-live.org. Его разработкой занимается команда рос- сийских энтузиастов с 2009 года. Система может работать в обычном и «живом» (Live) режи- мах. Одной из основных особенностей MagOS Linux является модульная структура, аналогич- ная используемой в Slax и реализованная с помощью squashfs-образов (файлы .xzm). В стан- дартные модули, поставляемые в архиве размером около 1 Гб, включены приложения для ра- боты с аудио, видео, графикой, эмуляцией, а также серверные компоненты. В системе пред- ставлены три графические среды: KDE, GNOME и LXDE. Дистрибутив имеет месячный цикл релизов и поддерживает 2 платформы Mandriva: 2010.2 и 2011. Среди изменений в июньской сборке MagOS Linux можно выделить обновления пакетов по состоянию на 24.06.2012, ядро
Linux 3.3.8, офисный пакет LibreOffice 3.5.4.2, поддержку загрузки MagOS с FTP-сервера и экс- периментальную поддержку загрузки из интернета (HTTP и FTP) с помощью ipxe. Подробно- сти о дистрибутиве MagOS Linux можно найти на www.magos-linux.ru
Франция выделила два млн евро на поддержку СПО в министерствах
Департамент ИТ правительства Франции выделил грант в размере двух миллионов евро на поддержку 350 различных свободных продуктов в 15 министерствах страны. Тендер на по- лучение государственного контракта по обслуживанию свободного ПО во французских мини- стерствах был объявлен в конце прошлого года. Его победителями стали местные компании
Alter Way (специалисты по разработке и сопровождению Open Source-продуктов), Capgemini
(крупная международная компания, консультирующая по вопросам использования ИТ в биз- несе) и Zenika (специалисты по технологиям Java). Среди ПО, которое будет обслуживать- ся этими компаниями в министерствах Франции в рамках данного госконтракта, называются
Linux-дистрибутивы Ubuntu, Debian и CentOS, прикладные приложения Firefox, OpenOffice.org/
LibreOffice, а также ERP-система OpenERP, система мониторинга Nagios, CMS-система Drupal и ряд других продуктов, написанных на PHP и Python. Обслуживание на данном этапе подразу- мевает обеспечение работоспособности уже существующих и используемых инсталляций это- го свободного ПО в министерствах (круглосуточная техническая поддержка третьего уровня).
Ожидается и появление нового тендера, в котором государство закажет у ИТ-компаний раз- работку новых возможностей.
EOF
Дмитрий Шурупов <
osa@samag.ru
>
по материалам
www.nixp.ru

7
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Свободные шахматы:
XBoard, Knights, Jin
Для игры в шахматы вам не нужен ни высокопроизводительный компьютер, ни сам компьютер вообще, ибо достаточно обычной, настоящей игровой доски. Хотя можно обойтись и без нее, разворачивая партию в уме... Было бы с кем играть – ведь с собой не интересно.
Еще несколько столетий назад люди начали придумывать себе механических партнеров для этой игры. В конце 18 века в Австрии при дворе императрицы Марии Терезии на долж- ности советника «механических наук» служил барон Вольфганг фон Кемпелен. Он работал над паровыми машинами, создал печатную машинку для слепых, изучал механизмы чело- веческой речи и сделал механический же синтезатор этой самой речи, состоящий из ме- хов и клапанов.
В 1770 году барон представил двору свою шахматную машину – Турка. За столом, перед шахматной доской, сидел деревянный человек в турецкой одежде и тюрбане. Робот двигал руками, брал пальцами фигуры и переставлял их, иногда сопровождая ход голосом (напри- мер, говорил «шах»). Через 10 лет, когда Мария Терезия умерла, новый император, Иосиф II, прекратил финансовую поддержку «придворного механика», и барон принялся колесить с Тур- ком по разным странам.
После смерти барона машина перешла к Иоганну Мельцелю, который продолжил «туры».
Турок просуществовал около 80 лет, пока не сгорел в Китайском музее в Филадельфии. Были многочисленные разоблачения Турка – мол, в нем, с годами сменяя друг друга, сидели силь- нейшие шахматисты мира, причем кто-то был без ног, кто-то – лилипутом, а кто-то – и вовсе ребенком. Позже разоблачители стали умещать в машину уже вполне здоровых шахматистов и даже составили большой список. Каждого выдающегося шахматиста тех лет непременно уса- живали в Турка, чтобы объяснить, как машина умудряется столь хорошо играть. Еще при ба- роне с Турком проводились также сеансы общения – Турок показывал рукой на буквы, таким образом составляя предложения.
А вот электромеханического робота Мефисто (играл в 1878-1883 годах) в скрытом операто- ре уже никто не обвинял. И уж никак не скажешь, что оператора можно посадить в компьютер...
Итак, какие же шахматные программы есть в мире свободного ПО и как ими пользоваться?

8
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
GNU Chess
Отмечу, что играть «с компьютером» интересно лишь поначалу. Это своеобразный поединок с машиной в попытке выяснить, кто сильнее: человеческий разум или вычислительная мощь.
Сильная же компьютерная шахматная программа, настроенная на просчитывание множества ветвей вариантов партии вперед, побеждает человека в любом случае. Конечно, если не на- строить её уровень игры на более простой.
Существует два вида «компьютерных шахмат»: игра с движками и игра через компьютер с живыми людьми (по сети). Если живого игрока для настоящей шахматной доски бывает труд- но найти (разве что встретиться с товарищем или пойти в какой-нибудь парк, где традицион- но обитают любители шахмат), то в сети можно найти живого противника буквально за секун- ды. Бывает, впрочем, и еще один особый вид игры, когда программа сражается с программой.
Но эту область вынесу за рамки статьи.
Наиболее популярным шахматным движком в мире свободного ПО является GNU Chess
(
http://www.gnu.org/software/chess
). Его вы встретите в любом популярном дистрибутиве GNU/
Linux. Это зрелый движок, который активно развивается. На среднем современном процессоре, даже без параллельных вычислений, он играет на уровне гроссмейстера (шахматиста с рей- тингом Эло 2500 и выше). Проект GNU Chess родился в далеком 1984 году, и его первоначаль- ным автором был Стюарт Крэкрафт (Stuart Cracraft). В последующие годы движок развивали многие программисты, а затем он был переписан с использованием движка Fruit 2.1 от Фаби- ана Летузье (Fabien Letouzey; http://chessprogramming.wikispaces.com/Fabien+Letouzey
). Fruit был выпущен под лицензией GPL в 2005 году, а через несколько лет его новые версии стали
«закрытыми». Впрочем, это не помешало возникнуть ряду движков на открытом коде Fruit 2.1.
Однако сам по себе GNU Chess предоставляет лишь текстовый интерфейс – настройки игры и ведение партии осуществляются вводом команд. Для более удобной (или, скажем так, «ви- зуальной») работы с движком надо использовать графическую надстройку. Наиболее извест- ной и популярной из них является XBoard (
http://www.gnu.org/software/xboard
).
XBoard
XBoard – это вообще довольно универсальный инструмент: вы можете играть через него и с движком (причем не только GNU Chess), и с живым противником по сети (через особый сер- вер или посредством e-mail), а также организовывать партии между двумя движками. У XBoard

9
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
есть брат-близнец для платформы Windows – WinBoard; обычно версии этих продуктов выхо- дят одновременно. В недрах проекта зреют планы по портированию интерфейса на GTK+, что- бы «вести» только один, многоплатформенный продукт.
Тим Манн (Tim Mann), разработчик XBoard, придумал и протокол обмена данными меж- ду шахматным движком и графическим интерфейсом – Chess Engine Communication Protocol.
В настоящее время этот протокол поддерживают более 300 движков и 30 фронтэндов. В ми- ре компьютерных шахмат вообще сложилось любопытное положение: движков в разы боль- ше, чем интерфейсов к ним. В некоторых дистрибутивах XBoard по умолчанию связан с дру- гим движком – Fairy-Max (понять, с «кем» из них вы играете, можно по заголовку окна). Сме- нить движок на GNU Chess в XBoard можно такой командой:
$ xboard -fcp "gnuchessx"
Переключение обратно на Fairy-Max выглядит аналогично:
$ xboard -fcp "fairymax"
XBoard позволяет не только играть в шахматы, но и сохранять/загружать партию, пошагово ее редактировать, пробовать различные варианты с воз- можностью пошагового отката и мно- гое другое. Словом, XBoard – это имен- но инструмент для шахматиста.
Knights
Knights (
http://noughmad.com/knights
) – другой графический фронтэнд, уже за- точенный п од среду KDE. В нем гораз- до меньше настроек и поддерживаемых движков, чем в XBoard. Из положитель- ных сторон программы отмечу краси- вую игровую доску с масштабируемой
Рисунок 1. XBoard

10
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Рисунок 2. Knights
векторной графикой, возможность быстро и просто менять темы оформления (предлагает- ся выбор с сервера KDE), а также голосовое управление (и произнесение ходов) для слепых.
Можно сказать, что Knights лучше подходит для тех, кому хочется просто поиграть в шахматы, а XBoard – для шахматистов со стажем.
В недавних версиях Knights улучшено взаимодействие с шахматным сервером. Хотя вы мо- жете играть по сети и в XBoard, в свежих релизах Knights это сделано удобнее.
Остановлюсь поподробнее на игре в шахматы по сети с живым противником. Предваритель- но отмечу, что существует эдакий кодекс чести: если вы играете с кем-то по сети, то не поль- зуетесь подсказкой шахматного движка. Итак, чтобы играть по сети, сначала надо зарегистри- роваться на одном из шахматных серверов – советую FICS (
http://www.freechess.org
). После регистрации получаете на указанный адрес электронной почты пароль. Затем потребуется скачать игровой клиент либо настроить уже установленный. В случае с Knights для этого надо при создании новой игры в качестве Игрока 1 выбрать человека, а Игроком 2 назначить «Шах- матный сервер» и ввести адрес http://www.freechess.org
. После вам предложат ввести логин и пароль. Однако мой опыт «общения» с Knights в этом плане оказался отрицательным, по- скольку не отображались ни доступные игроки, ни некоторые другие нужные вещи. Для игры можно настроить и XBoard, но удобства тоже будет мало. Что же я могу вам посоветовать?

11
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Jin
Jin (
http://www.jinchess.com
) – клиент шахмат от Александра Марьяновского, написанный на Java и распространяемый под лицензией GPL. Из опробованных мною клиентов именно Jin обла- дает наиболее полной поддержкой предоставляемых сервером возможностей, к числу ко- торых помимо чата относится своеобразная карта доступных игроков или, если угодно, гра- фик. На этом графике показаны доступные игроки с их рейтингами: чем выше рейтинг игро- ка, тем он выше на графике. Щелчком по точке с именем игрока вы вызываете его на поеди- нок. В XBoard такой «график» отсутствует, а для поиска противников придется использовать текстовые команды. В Knights «график» есть, но почему-то пустует.
Последняя версия Jin (2.14.1) выпущена в 2007 году, но ничуть не устарела и работает на- дежно, как часы – главное, чтобы у вас была установлена Java. После запуска Jin предложит залогиниться, а затем (после успешного подключения к серверу) покажет внутри главного окна несколько плавающих окон: игровую консоль, Actions и South Games Graph.
В консоли вы можете общаться с сервером (и другими игроками) посредством тексто- вых команд. В окне Actions наиболее часто используемой кнопкой является Find an Opponent,
Рисунок 3. Jin

12
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
т.е. «Найти противника». Здесь, кроме задания времени игры, можно выбрать, будет ли игра рейтинговой (если да, то поставьте галочку на Rated game). После выбора настроек нажимай- те на кнопку Issue seek и ждите, пока кто-то захочет играть с вами на выбранных условиях.
Что такое рейтинговая игра? В ней ваш рейтинг в системе меняется после завершения партии – в зависимости от ее исхода, а также от рейтинга противника. Чем меньше рейтинг противника, тем больше очков своего рейтинга вы теряете при поражении. Поэтому игроки- перестраховщики с высоким рейтингом зачастую отказываются играть с теми, у кого низкий рейтинг.
После регистрации вам присваивается значение рейтинга по умолчанию, и в зависимости от реальных побед или поражений он будет (весьма быстро) меняться, однако в действитель- ности он вовсе не обязательно свидетельствует об истинном уровне игры.
Игроки, которые ищут рейтинговую партию, отображаются в окне графика точкой, а без рейтинга – квадратиком. По оси X показана временная шкала, а точнее – длительность же- лаемой партии:

> Lightning
– менее 3 минут на ходы каждого игрока;

> Blitz
– партии длительностью от 3 до 15 минут со стороны каждого игрока;

> Standard
– не менее 15 минут на ходы каждого игрока.
Кроме того, при поиске противника помимо «начального» времени на ходы можно выбрать и «значение прироста» (increment), т.е. сколько секунд добавляется вашим часам, когда вы сделаете ход. Когда вы размышляете над очередным ходом, ваши часы тикают в обратную сторону и вы тратите время, а после того, как сделаете ход, к часам автоматически доба- вится значение, выбранное в параметре прироста (по умолчанию оно составляет 12 секунд).
Заключение
Вот, пожалуй, и всё, что нужно знать для начала, чтобы играть в шахматы по сети. В осталь- ном поможет подробная документация, которую можно прочитать на сайте сервера (
http://www.
freechess.org/Help
) или непосредственно в консоли Jin командой help.
P.S. Удачи в игре! Если совпадет по времени, сразимся в FICS – я там появляюсь под псев- донимом «roxton».
EOF
Петр Семилетов
<
tea@list.ru
>

13
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Пробуем PCLinuxOS E17
для детского ноутбука
Моему сыну исполнилось 6 лет, и он напомнил об обещании приобщить его к миру компью- терных технологий и игр. Компьютером начального уровня стал старый ноутбук ASUS A6J
(CPU Core Duo 1,7 ГГц, 512 Мб RAM), который до этого использовался для сетевой диагности- ки. Сделать из ноутбука игровую консоль на базе ОС Microsoft было откровенно жалко, по- скольку терялась существенная часть функций. Кроме того, отслеживание состояния маши- ны на наличие ошибок и лечение от вирусов – неблагодарное занятие. Поэтому в качестве базовой ОС я выбрал GNU/Linux. Не буду перечислять все просмотренные мною дистрибути- вы, но в итоге остановился на PCLinuxOS (
http://www.pclinuxos.com
) c оконным менеджером
Enlightenment DR 17 (E17).
PCLinuxOS – это ответвление от Mandrake, которое совместимо с большинством пакетов
Mandriva. Сам дистрибутив собран достаточно качественно и рассчитан на слабые персональ- ные станции и ноутбуки. E17 компактен, потребляет мало ресурсов и показывает хорошую про- изводительность (
http://www.enlightenment.org
).
Рисунок 1. Установка PCLinuxOS LXDE mini

14
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
При установке с готового образа PCLinuxOS E17 2010 и последующим обновлением до по- следней версии 2011 произошел досадный сбой X-сервера, связанный c неправильным обнов- лением драйверов видеокарты ATI. Пришлось идти окольными путями: сначала инсталлиро- валась PCLinuxOS LXDE mini, затем система обновлялась и поверх неё установливался E17.
Подобный подход изложен на русскоязычном форуме (
http://pclinuxos.su/forum
), но есть нюан- сы, разрешению которых вкупе со спецификой конфигурации системы для ребенка и посвя- щена эта статья.
Установка PCLinuxOS LXDE mini
Сама установка трудностей не вызывает: после загрузки LiveCD достаточно запустить про- грамму установки, введя пароль root для суперпользователя (см. рис. 1).
В таблице 1 представлены результаты разбиения дискового пространства с комментария- ми, почему был сделан тот или иной выбор.
Установка E17
В качестве репозитория для PCLinuxOS E17 2011 использовался http://ftp.heanet.ie/pub/pclinuxos/
apt
. Из него поиском в Synaptic я выбрал метапакет «enlightenment» и дополнение «e17». Там же можно найти несколько готовых тем для рабочего стола. Выйдя из текущей сессии LXDE и вы-
Таблица 1. Дисковое разбиение
Точка
монтирования
Устройство
Тип файловой
системы
Размер
(Мб)
Комментарий
/boot
/dev/sda1
ext2 64
Файловая система без журналирования, предназначенная исключительно для быстрой загрузки ядра Linux swap
/dev/sda2
swap
2048
Область swap. Достаточно большая, поскольку предполагается работа в графических приложениях и сохранение образа оперативной памяти при hibernate
/
/dev/sda3
JFS
68608
Файловая система JFS устойчива к сбоям и достаточно быстра. Кроме того, она неплохо справляется с фрагментацией
/var
/dev/sda4
ReiserFS
4096
ReiserFS отлично подходит для небольших файлов. Раздел достаточно крупный, поскольку кроме лог-файлов в нем хранится кэш RPM-пакетов и locks

15
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
брав на входном экране E17 как основной оконный менеджер, получаем два виртуальных ра- бочих стола – довольно приятных по внешнему виду (см. рис. 2). Переключение между ними осуществляется нажатием на + и + .
Локализация PCLinuxOS
Для русификации интерфейса системы необходимо через Synaptic установить пакет addlocalе и провести полное обновление. После этого с помощью Localization Manager выбирается рус- скоязычная локализация (см. рис. 3).
В файле .bash_profile в домашней директории должны появиться следующие переменные:
LC_ALL=ru_RU.UTF-8
LC_MESSAGES=ru_RU.UTF-8
LC_LANG=ru_RU.UTF-8
Если их нет, добавьте вручную.
Локализация E17
Для E17 придется провести отдельную локализацию. Для этого надо зайти через Setting →
Setting panel → Language» на закладку Language Setting и выбрать «Русский» (см. рис. 4).
Рисунок 2. Рабочий стол E17

16
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Чтобы получить локализованные рабочие столы, нужно завершить и начать заново сес- сию. Необходимые вам пиктограммы можно скопировать из директории Desktop в «Рабочий стол».
Установка Wine
Для запуска Windows-игр мне потребовался Wine. Для этого я выбрал бесплатную версию паке- та WINE@Etersoft Local от компании Etersoft (
http://etersoft.ru
), которая содержит необходимые шрифты и библиотеки для запуска программ с русскоязычным интерфейсом. Пакет WINE@
Etersoft для Mandriva 2011 полностью совместим с PCLinuxOS 2011.
После установки стоит проверить локализацию и работу Wine:
$ winecfg
Если программа появилась с русскоязычным интерфейсом, ваша локализация настроена правильно. В противном случае проверьте ещё раз параметры в файлах .bash_profile и .bashrc в домашней директории.
Для запуска Windows-игр я использую строки такого вида:
Рисунок 3. Локализация системы

17
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
$ xrandr -s 640x480; wine "/home/son/wine_c/Program Files\
/FREDDY.RUS/FREDDY.EXE"; xrandr -s 1280x800
Суть последовательности этих команд заключается в смене разрешения экрана до запу- ска игры на 640x480 (родное разрешение игры) и восстановлении оригинального разрешения
(1280x800) после ее закрытия.
Установка Hibernate
Поддержка спящего режиме (hibernate) в моем случае является необходимостью. С его помо- щью можно в любой момент локально или удаленно остановить работу компьютера, не поте- ряв текущий момент в игре. Часть игр не имеет режима сохранения, а ребенку шести лет до- статочно 20-30 минут работы на компьютере.
Настройку начнем с получения всех необходимых пакетов из репозитория – здесь поможет поиск в Synaptic по словам «hibernate», «suspend» и «pm-utils». Поскольку у меня hibernate сра- зу не заработал, привожу методику проверки и исправления:
Проверяем, работает ли ядерная часть hibernate. По команде:
# echo disk > /sys/power/state
Система должна уйти в сон. Если этого не произошло, проверьте пара- метры запуска ядра в файле /boot/grub/
menu.lst. В строке kernel должна быть запись вида:
resume=UUID=fdxxxxx-xxx-xxx
или
resume=/dev/sda2
В первом случае идет ссылка на уни- кальный номер устройства, во втором – на само физическое устройство.
Рисунок 4. Панель настроек локализации E17

18
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Проверяем программу s2disk:
# s2disk
Система должна уйти в сон. Если этого не произошло, стоит посмотреть в файл /etc/suspend.
conf. Его содержимое:
resume device = /dev/sda2
splash = n
Первая строчка указывает на swap-раздел, вторая – на отключение картинки при загруз- ке. Этого достаточно, чтобы s2disk нашла swap и перевела ноутбук в сон. Больше добавлять в этот файл ничего не нужно, поскольку реальные конфигурационные файлы формируются другими утилитами.
Пробуем подходящий скрипт для засыпания:

> pm-hibernate
– формирует конфигурационные файлы для программы s2disk (система пе- реходит в сон и отключает питание; мой выбор);

> pm-suspend
– формирует конфигурационный файл для программы s2ram (система пере- водится в ждущий режим);

> pm-suspend-hybrid
– формирует конфигурационный файл и запускает программу s2both
(состояние системы сбрасывается на диск и в память). Если аккумулятор ноутбука нахо- дится в нормальном состоянии, это оптимальное решение, но у меня батарея уже давно не работает.
Проверяем вызов режима из графического интерфейса: «Система → Засыпание».
Если не работает, в файле /etc/enlightenment/sysaction.conf нужно поправить следующие строки:
action suspend /usr/bin/pm-suspend
action hibernate /usr/bin/pm-hibernate
Подключаем функциональную клавишу
Для активации hibernate я решил задействовать одну из функциональных клавиш – кнопку
Run (keycode 160). Для этого через «Настройки → Панель параметров → Ввод» надо перей- ти на вкладку «Горячие клавиши → Действия», в разделе «Система» выбрать «Заморозить»,

19
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
нажать на кнопку «Добавить привязку» и саму функциональную клавишу Run. Чтобы сохра- нить привязку, осталось нажать на «Применить».
Установка 20-минутного таймера
Следующим шагом стала настройка 20-минутного интервала работы компьютера для сессии ребенка (пользователь son). Пишем небольшой скрипт /root/at.sh следующего содержания:
#!/bin/bash
for j in `who -u |gawk -F ' ' '{ print $1 }'` ; do
if [ $j == "son" ]; then

i =`cat dat`

if [ $i -eq 0 ]; then

exp `date +%s` + 1800 > dat

else if [ $i -lt `date +%s` ]; then


echo 0 > dat


/usr/bin/pm-hibernate

fi

fi
fi
done
Скрипт довольно прост, и комментировать его нет смысла. Осталось добавить его в cron для ежеминутного вызова. Строка для crontab (пользователя root) будет выглядеть так:
* * * * * /root/at.sh
Автозапуск профиля ребенка
Поскольку считаю, что сына рано знакомить с основами аутентификации, я выбрал автомати- ческий вход в систему в его профиль при загрузке. Это делается стандартными средствами:
«PCLinuxOS Control Center → Загрузка».
Заключение
Решение использовать Linux для детского компьютера может показаться громоздким, но есть очевидные плюсы: система устойчива к детским экспериментам, очень гибкая, позволяет уста- навливать как Windows, так и Linux программы и не теряет основной функциональности.
EOF
Александр Тетюшев <
tetavv@gmail.com
>

20
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Open Source и корпорации
Японии
Если попробовать навскидку назвать несколько крупных корпораций, вносящих существен- ный вклад в развитие свободного ПО, то вряд ли многие из нас сразу вспомнят какую-нибудь компанию из Японии. Однако корпораций в стране восходящего солнца хватает, и многие из них отнюдь не далеки от мира FLOSS. Например, если посмотреть на список членов Linux
Foundation, то представительство компании этой страны там очень даже весомое: Fujitsu и NEC являются платиновыми членами (которых на данный момент всего шесть), а Hitachi, Panasonic,
Sony и Toyota – золотыми (всего их 16; при этом Hitachi долгое время имела платиновый ста- тус, «откатившись» в золотые лишь в этом году). Есть представители Японии и среди сере- бряных членов консорциума.
Основной причиной относительной малозаметности этих компаний в жизни сообщества является тот факт, что разработка программ – это не профильное для них занятие. Более ак- туальной для японских корпораций задачей является использование свободного ПО в собст- венных программно-аппаратных решениях.
Решения эти принадлежат двум слабопересекающимся областям: серверам и мобиль- ным устройствам (к последним можно условно отнести и аппаратную начинку автомоби- лей, чем занимаются в Sony). В других сферах активности практически нет – разве что мож- но вспомнить попытку Toshiba (к слову, серебряного члена Linux Foundation) продавать ноут- буки с OpenSolaris, но это, пожалуй, был слишком радикальный шаг, не нашедший отклика у потенциальных покупателей.
На серверах позиции свободного ПО вообще и GNU/Linux в частности традиционно силь- ны, и их массовое применение различными крупными участниками рынка давно не вызывает удивления. Что касается продвижения FLOSS в мобильном секторе, то здесь стоит отметить
NEC, Panasonic и NTT DoCoMo, которые являются соучредителями LiMo Foundation и актив- ными разработчиками одноименной платформы.
Собственно, именно NEC и Panasonic выпустили львиную долю телефонов с LiMo. Одна- ко широкого распространения платформа не получила, и в 2012 году вслед за Samsung япон- ские участники альянса решили, что имеет смысл скооперироваться с Intel для разработки

21
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Tizen. Не оставляют они без внимания и Android, поставляя ряд моделей под управлением этой платформой, хотя до позиций Samsung на рынке смартфонов остальные участники аль- янса пока не дотягивают.
Впрочем, вернемся к разработке свободного ПО. Некоторые компании все-таки проявля- ют активность и на этом поприще – на них я и заострю внимание.
NTT Data Corporation
Заметным количеством открытых программных продуктов может похвастаться еще одно под- разделение уже упоминавшейся NTT – NTT Data Corporation. На японской версии портала
SourceForge есть отдельная страничка, посвященная открытым проектам этой компании (
http://
sourceforge.jp/projects/nttdatagroup-oss-square/wiki
).
Но вот незадача: почти все проекты ориентированы исключительно на японскую аудито- рию. Англоязычной документации не наблюдается (ни на сайте, ни где-либо еще). Даже ком- ментарии в коде написаны на японском. А жаль – ведь некоторые проекты выглядят интерес- но. Например:

> TERASOLUNA
– фреймворк для разработки приложений на Java и .NET;

> Hinemos
– открытое решение для управления большим числом компьютеров;

> Maskat
– движок для интернет-приложений на AJAX;

> Open Intra-Mart
– инструментарий и библиотеки для создания сложных веб-систем и пор- талов на Java;

> Blanko Framework
– набор инструментов для автоматического создания исходного кода на основе спецификаций в формате Excel;

> Ludia
– модуль полнотекстового поиска для PostgreSQL.
Скачать и попробовать все это, конечно, можно, но скорее из чистого любопытства.
Впрочем, инженеры корпорации вносят вклад и в более известные в мире продукты. Имен- но в NTT Data Corporation разработали TOMOYO Linux – механизм мандатного управления доступом (аналог SELinux и AppArmor), включенный в основную ветку разработки ядра Linux с версии 2.6.30. Также компания проявляет интерес к PostgreSQL, особенно к возможностям использования этой СУБД в промышленных масштабах.
Так, NTT Data Corporation является инициатором и спонсором PostgresForest – расширений для JDBC-драйвера PostgreSQL, предназначенных для использования в кластерах. А Койчи

22
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Сузуки (Koichi Suzuki), являющийся сотрудником компании, в настоящее время возглавляет проект по разработке Postgres-XC – системы для создания кластеров PostgreSQL с несколь- кими мастер-серверами.
Наконец, сотрудники NTT Data Corporation отметились патчами в таких продуктах, как Samba,
JBoss, SELinux, а также различных связанных с Java проектах организации Apache Software
Foundation.
Fujitsu
Имя Fujitsu последние пару лет на слуху у многих представителей сообщества прежде все- го в связи с крупными внедрениями комплексов на основе Linux. Например, заметным собы- тием для японского (да и мирового) сообщества FLOSS стал запуск в 2010 году Arrowhead – высокопроизводительной торговой системы для Токийской фондовой биржи, разработанной
Fujitsu. Программную основу комплекса, обошедшегося заказчику в 140 миллионов долларов и позволившего увеличить скорость обработки транзакций в 600 раз (
http://goo.gl/KFt7j
), со- ставил стек ПО на основе Linux.
Помимо Arrowhead, корпорация имеет еще несколько уникальных проектов в области соз- дания и внедрения систем, использующих Linux. Именно Fujitsu создала K Computer, до не- давнего времени возглавлявший рейтинг самых производительных суперкомпьютеров мира
TOP500 (
http://www.top500.org
) и являющийся первым суперкомпьютером, преодолевшим ру-
Рисунок 1: Иллюстрация TOMOYO Linux в действии (изображение с
tomoyo.sourceforge.jp
)

23
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
беж производительности в 10 петафлопс. Работает K Computer под управлением Linux. Вооб- ще, по состоянию на ноябрь 2011 года, в TOP500 находилось 4 машины Fujitsu. До лидеров, конечно, далеко (у IBM – 223 машины, у HP – 141), но японские производители вообще по- ка не могут похвастаться массовым созданием суперкомпьютеров: у другого заметного пред- ставителя Японии – Hitachi – в списке TOP500 лишь 5 машин, а у NEC – 3 (одна из них созда- на совместно с HP).
Fujitsu участвует и в непосредственной разработке ПО. В ноябре 2011 года было объявле- но о сотрудничестве с Whamcloud в работе над кластерной файловой системой Lustre (
http://
goo.gl/2h3CF
). В этом проекте у Fujitsu есть вполне конкретный интерес: на Lustre основана
Fujitsu Exabyte File System (FEFS) – масштабируемая файловая система для кластеров. Са- ма FEFS является проприетарной, но некоторые ее составляющие корпорация обещает пе- редать в Lustre.
В целом вклад непосредственно сотрудников компании в открытые продукты не очень велик.
Корпорация идет немного иным путем – например, в рамках соглашения, заключенного еще в 2003 году, Fujitsu оплачивала работы инженеров Red Hat по обеспечению поддержки обору- дования корпорации в RHEL (Red Hat Enterprise Linux). В прошлом году сотрудничество ком- паний распространилось на облачные технологии, и теперь RHEL поддерживается в качестве гостевой системы в облачном сервисе Fujitsu On-Demand Virtual System Service.
Похожим образом строятся отношения с сообществом PostgreSQL – СУБД, которая исполь- зуется в различных решениях корпорации и для которой Fujitsu спонсировала реализацию ря- да функций. Резонно предположить, что членство в Linux Foundation вызвано теми же причи- нами. В общем, компания готова выделять деньги на открытые проекты, но не проявляет боль- шого желания вести такие разработки самостоятельно.
Hitachi
Еще одной корпорацией, не просто активно продвигающей Linux и использующей открытые со- ставляющие в своих решениях, но и принимающей участие в разработке свободного ПО, явля- ется Hitachi. Среди ее послужного списка в мире свободных программ в основном значатся раз- личные низкоуровневые утилиты, изначально созданные для использования внутри корпорации:

> Linux Kernel State Tracer
– трассировщик событий ядра Linux, предназначенный для ана- лиза производительности;

24
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»

> Disk Allocation Viewer for Linux
– средство анализа и визуализации фрагментации файло- вых систем ext2 и ext3 (хотя эти ФС слабо подвержены фрагментации при работе в штат- ном режиме, в некоторых ситуациях такая проблема может возникнуть – например, при ма- лом количестве свободного места на диске);

> Linux Tough Dump
– утилита для сохранения образа памяти ядра Linux в случае его падения;

> High Availability Logger Kit
– инструментарий для журналирования сообщений от драйве- ров устройств.
Правда, с этими инструментами есть такая же загвоздка, как и в случае NTT: англоязычные сайты есть только у первых двух приложений, и даже они не обновлялись уже несколько лет.
Еще у корпорации есть подразделение Hitachi ID Systems, располагающееся в Канаде – фак- тически это приобретенная в 2008 году компания M-Tech Information Technology. Подразделение специализируется на решениях в области идентификации и авторизации, активно использует в своих продуктах открытые составляющие. У M-Tech было несколько собственных открытых продуктов – например, инструментарий управления проектами и ресурсами OpenSched и ути- лита BindMon, отслеживающая доступность машин, указанных в списке DNS-сервера BIND.
Однако развитие этих продуктов приостановилось еще до поглощения M-Tech японской кор- порацией, и никаких признаков возврата проектов к жизни не наблюдается.
Sony
Рассказывая о представителях Японии, нельзя не отметить компанию Sony. Конечно, сегод- ня Sony – это транснациональная корпорация, но ее штаб-квартира все-таки находится в Япо- нии. Правда, наибольшая активность в области Open Source происходит от Imageworks – под- разделения Sony Pictures, располагающегося в Калифорнии и занимающегося визуальными эффектами и анимацией.
Одним из первых существенных шагов в сторону свободного ПО стало открытие разрабо- ток, связанных с языком программирования шейдеров Open Shading Language. В 2009 году была открыта спецификация языка, а также весь необходимый инструментарий для обработ- ки описанных с его помощью объектов: компилятор в байт-код, интерпретатор и соответству- ющая библиотека. В это же время были открыты две библиотеки:

> Scala Migrations
для управления миграцией схемы баз данных и работающего с этой ба- зой программного кода;

25
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»

> Field3D
для хранения вокселей («объёмных пикселей»).
Открыв ряд продуктов в 2009 году, Sony пообещала продолжить эту традицию и доволь- но скоро сдержала свое обещание. В течение последующих двух лет сообществу были пред- ставлены две крупные разработки.
Во-первых, совместно с рядом других представителей отрасли компания создала Alembic – формат для хранения анимации и визуальных эффектов и фреймворка для обмена такой ин- формацией.
Во-вторых, заметным событием стало открытие кода OpenColorIO (OCIO) – инструмента- рия управления цветом, нацеленного на использование в анимационных картинах и фильмах, использующих всевозможные визуальные эффекты. OCIO применялся при создании «Али- сы в стране чудес», «Человека-паука», «Лови волну!» и многих других популярных фильмов.
Наконец, помимо упомянутых крупных проектов, на сайте opensource.imageworks.com мож- но найти еще несколько открытых утилит и вспомогательных библиотек. В общем, Sony – от- нюдь не пассивный наблюдатель в мире FLOSS.
Заключение
В Японии есть целый ряд крупных корпораций, активно использующих и поддерживающих открытые и свободные проекты. Однако надо отметить, что Open Source-сообщество практи- чески не видит открытых программных разработок родом из Японии: приложения от NTT ори- ентированы на внутренний рынок, открытые продукты Sony создаются в США, а другие кор- порации не могут похвастаться крупными проектами для массового применения. Вместо это- го обычно практикуется спонсорская помощь сторонним разработчикам. Что ж, такой под- ход вполне имеет право на жизнь. В конце концов, существует немало примеров, когда непо- средственное шефство корпораций над проектами шло в ущерб открытости последних, а вот представителей Японии в этом упрекнуть трудно. Зато стоит помнить, что работа многих раз- работчиков открытых проектов, напрямую или косвенно (через различные фонды), оплачена из кармана компаний страны восходящего солнца. Так что, пожалуй, роль японских корпора- ций в мире свободного ПО очень даже весома.
EOF
Денис Силаков
<
d_uragan@rambler.ru
>

26
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Google и Open Source.
Часть 2: прикладное ПО,
взаимодействие с сообществом
Первую часть статьи, посвященную проектам Google, связанным с операционными системами и средствами разработки, читайте в прошлом выпуске «Open Source» – №109 от 22.06.2012. –
Прим. Ред.
Прикладное ПО от Google
Давайте посмотрим, что нам может предложит компания Google.
Google Chrome и Chromium
Веб-браузер Chromium (
http://www.chromium.org
) – это Open Source-проект, который служит основой для более известного в массах продукта – Google Chrome. По словам разработчи- ков, Chromium можно рассматривать как альфа-версию Google Chrome, в которой появляют- ся и «обкатываются» новые возможности, еще не включенные в Chrome.
Различные компоненты Chromium доступны под лицензиями Apache, BSD, MIT и некоторы- ми другими, а вот сам Chrome распространяется на условиях пользовательского соглашения
(
http://www.google.com/chrome/intl/en/eula_text.html
). На сегодняшний день Chrome входит в чис- ло самых популярных браузеров в мире и имеет ощутимую пользовательскую базу.
В состав Chromium (и, как следствие, Chrome) входит JavaScript-движок V8 (
http://code.
google.com/p/v8
), исходный код которого открыт на условиях лицензии BSD. V8 показывает хорошую производительность, в чем легко убедиться, проведя тестирование скорости рабо- ты Chromium с помощью V8 Benchmark (
http://v8.googlecode.com/svn/data/benchmarks/v6/run.
html
), SunSpider (
http://www.webkit.org/perf/sunspider-0.9.1/sunspider-0.9.1/driver.html
) и Kraken
(
http://krakenbenchmark.mozilla.org
).
Одной из очевидных особенностей Chromium/Chrome является интеграция с сервисами
Google. В частности, предусмотрена возможность синхронизации Google-аккаунта с браузе- ром (актуально, например, для приложений, установленных через Chrome Web Store —
https://

27
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
chrome.google.com/webstore/category/home
). Среди специфических плагинов для веб-браузеров
Google можно выделить Native Client (
http://code.google.com/p/nativeclient
), уже упомянутый в первой части статьи.
Кодек VP8
В мае 2010 года Google объявила об открытии видеокодека VP8 (
http://en.wikipedia.org/wiki/
VP8
), который тоже можно отнести к «прикладным» разработкам. VP8 был создан компанией
On2 Technologies, которую незадолго до этого публичного анонса приобрела Google. Исход- ные тексты видеокодека опубликованы под лицензией BSD с передачей ряда патентных прав.
В качестве контейнера для VP8 используется формат Matroska, а для звука – Vorbis. Видеоко- дек VP8 вкупе с возможностями HTML5 призван заменить связку Adobe Flash Player и H.264/
MPEG4 AVC.
GoogleCL
Google позаботилась и об удобстве работы с собственными сервисами. Для этого существу- ет GoogleCL (
http://code.google.com/p/googlecl
) – набор приложений, обеспечивающих дос- туп к сервисам Google из командной строки. Проект, исходный код которого распространяет- ся на условиях Apache License, был анонсирован 18 июня 2010 года (
http://google-opensource.
blogspot.com/2010/06/introducing-google-command-line-tool.html
). Среди поддерживаемых сер- висов: Blogger, Calendar, Contacts, Docs, Picasa, YouTube.
Tesseract OCR
В 2006 году Google приобрела Tesseract (
http://code.google.com/p/tesseract-ocr
) – систему рас- познавания текста (OCR), разрабатывавшуюся в HP с середины 80-х до 90-х годов прошлого века. Проект около 10 лет находился в заброшенном состоянии, но Google, выкупив его, от- крыла исходный код на условиях Apache License 2.0.
Интерес компании к ПО такого типа вызван необходимостью распознавания текста с бумаж- ных носителей для сервиса Google Books (
http://googlecode.blogspot.com/2006/08/announcing- tesseract-ocr.html
). С тех пор Tesseract развивается не очень быстрыми темпами, но постепен- но прибавляет в функциональных возможностях. Например, в 2010-2011 годах была реализо- вана поддержка более 30 языков, среди которых оказался и русский.

28
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Google и Open Source-сообщество
Заметно и посильное участие Google в разработке интересных компании Open Source-проек- тов. Их число очень велико, поэтому приведу лишь несколько примеров:

> Ядро Linux.
Например, благодаря Google в Linux 2.6.35 появилась поддержка Receive
Packet Steering (RPS) и Receive Flow Steering (RFS) для распределенной обработки паке- тов на принимающей стороне с целью повышения производительности. Например, ис- пользование RPS и RFS с сетевым адаптером Intel e1000e повысило производительность с 104 000 TPS (transaction-per-second, транзакций в секунду) при загрузке процессора 30 % до 303 000 TPS при загрузке в 61 % (
http://www.zdnet.co.uk/news/server-os/2010/08/03/latest- linux-kernel-debuts-with-google-technology-40089718
).

> CoreBoot
(свободная альтернатива существующим проприетарным BIOS): Google реали- зовала поддержку Intel Sandy Bridge, Ivy Bridge и соответствующих чипсетов (Cougar Point и Panther Point) (
http://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=33535
).

> WebM Project
(
http://www.webmproject.org
): Google совместно с Adobe, Mozilla, Opera и дру- гими разработчиками работает над развитием и продвижением открытого и доступного для свободного использования видеоформата.
Активность Google в Open Source-сообществе не ограничивается непосредственной раз- работкой ПО с открытым кодом. Одной из наиболее значимых инициатив Google является ор- ганизация ежегодной программы «Лето кода» – Google Summer of Code (GSoC, http://code.
google.com/intl/ru-RU/soc
).
Эта инициатива стартовала в 2005 году и предлагает студентам со всего мира выполнять различные задания по программированию для большого числа Open Source-проектов (они предварительно проходят специальный отбор).
Среди проектов-участников GSoC 2012 можно найти такие известные проекты и организа- ции, как AbiWord, Blender Foundation, Drupal, FreeBSD, GCC, GIMP и многие другие.
По-настоящему «многие», потому что только в этом году был установлен новый рекорд по числу заявок (6685) от студентов (4258 человек), представляющих 180 организаций (
http://
google-opensource.blogspot.com/2012/04/record-number-of-student-applications.html
).
Выполняемые в рамках GsoC работы финансируются: каждый студент, заявка которого принята, получает по 5500 USD. Причем часть этой суммы (500 USD) передается организации, стоящей за Open Source-проектом, для которого выполняется задача.

29
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Ежегодно в рамках GsoC реализуются тысячи задач для сотен проектов (например, в 2009 и 2010 годах их было 150, в 2011 – 175) силами тысяч участников (1026 в 2010 году, 1115 – в 2011).
Google является спонсором таких крупных конференций по свободному и открытому
ПО, как FOSDEM (
https://archive.fosdem.org/2012/sponsors
) и OSCON (
http://www.oscon.com/
oscon2012
), а также более специфичных – например, EclipseCon (
http://www.eclipsecon.org/2012/
sponsors
) и Ubuntu Developer Summit (
http://uds.ubuntu.com/sponsors
).
Поддержка Open Source-проектов компанией Google обеспечивается и посредством сер- виса Google Code (
http://code.google.com/intl/ru/opensource
), предоставляющего хостинг для
ПО с открытым кодом.
На момент написания статьи в Google Code было зарегистрировано более 250 000 проек- тов. С Google Code тесно связан Google Code University (
http://code.google.com/intl/ru-RU/edu
) – образовательный интернет-портал, содержащий руководства, инструкции и курсы по различ- ным технологиям, преимущественно связанным с разработкой.
Корпорация Google оказывает прямую поддержку разного рода (техническую, материальную и др.) десяткам Open Source-проектов и организаций (
http://code.google.com/intl/ru/opensource/
organizations.html
), в числе которых значатся Apache Software Foundation, Mozilla Foundation,
GNOME Foundation, KDE, Kernel.org, The Linux Foundation, FreeBSD, NetBSD, OpenBSD и т.п.
Про Firefox, развиваемый Mozilla Foundation, отмечу отдельно: в конце 2011 года Google и Mozilla заключили новое соглашение, по которому поиск от Google будет поставляется с Mozilla Firefox по умолчанию (
http://blog.mozilla.org/blog/2011/12/20/mozilla-and-google-sign-new- agreement-for-default-search-in-firefox
). По данным Los Angeles Times (
http://latimesblogs.latimes.
com/technology/2011/12/google-firefox-search.html
), в рамках этого соглашения Google в тече- ние трех лет выплатит 900 млн USD организации Mozilla за использование Google в качестве поисковика по умолчанию в свободном веб-браузере.
Наконец, именно Google, будучи «патроном FSF» (Free Software Foundation), является са- мым крупным спонсором этой организации, поддерживающей развитие свободного ПО (
http://
www.fsf.org/patrons
).
Завершая тему взаимодействия с сообществом, упомяну тот факт, что Google активно при- влекает на работу ведущих разработчиков тех или иных Open Source-решений. Яркие приме- ры – это разработчик UNIX и языков Си и Go Кен Томпсон (Ken Thompson), ведущий разра-

30
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
ботчик ядра Linux Эндрю Мортон (Andrew Morton), автор языка программирования Python Гви- до ван Россум (Guido van Rossum), один из проектировщиков языка Go Роб Пайк (Rob Pike), ведущий разработчик проекта Samba Джереми Эллисон (Jeremy Allison).
Заключение
Несомненно, Google вносит очень значительный вклад в Open Source. Компания не только ак- тивно использует доступные Open Source-решения, но и создает свои, поддерживает суще- ствующие, а также стоящие за ними организации. Некоторые Open Source-разработки Google заняли прочные положения в своих областях (Chromium/Chrome, Android), а ряд других претен- дует на подобный успех в обозримой перспективе (например, VP8).
Google, играя по правилам Open Source, умело развивает свои технологии, поддерживает крупные инфраструктурные (например, ядро Linux) и более специфичные (в особенности че- рез GSoC). Google – важный участник Open Source-сообщества, уделяющий большое внима- ние открытым и свободным проектам, а также их популяризации.
P.S. О многих Open Source-инициативах Google можно узнавать из блога «Open Source at
Google» (
http://google-opensource.blogspot.com
).
EOF
Игорь Штомпель
<
keepercoder@gmail.com
>

31
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Электронное приложение «Open Source» всегда открыто для сотрудничества с новыми авто- рами, с читателями и их конструктивными предложениями по улучшению издания, обоснован- ной критикой и любыми отзывами, с компаниями, занимающимися разработкой и продвиже- нием программного обеспечения с открытым кодом.
Мы будем рады всем желающим опубликовать свои статьи, посвященные проектам или иде- ологии FLOSS (Free/Libre/Open Source Software). Среди приоритетных направлений для мате- риалов:

>
Обзоры новых версий крупных Open Source-проектов, популярных GNU/Linux-дистрибутивов и т.п.

>
Аналитика: взгляд на происходящие и минувшие события, затрагивающие мир свободного
ПО; собственные исследования и прогнозы.

>
Личный опыт перехода на свободное ПО (в любых масштабах миграции).

>
Информация об участии в Open Source-проектах.

>
Способы коммерциализации Open Source-проектов (бизнес-модели, реальный опыт).

>
Обзоры Open Source-проектов, которые не получили достаточной популярности ввиду сво- ей специфичности или других факторов.

>
Интервью с известными Open Source-деятелями из России и других стран.
Обязательное условие для всех материалов в «Open Source» – их оригинальность, т.е. от- сутствие публикации в каких-либо других изданиях (в том числе, в интернете).
Желательный объем статей: 6000 или 12000 символов (с пробелами). Примеры актуальных сейчас тем для статей публикуются на http://osa.samag.ru/todo
. Но не стоит строго ограничи- ваться приведенными выше рамками!
Публичное обсуждение «Open Source» проводится на форуме сайта журнала «Системный администратор» по адресу: http://osa.samag.ru/forum
Связаться с редакцией можно по электронной почте osa@samag.ru
P.S. За статьи мы платим.
«Open Source» приглашает
к сотрудничеству!

32
№110, 29 июня 2012
Электронное приложение «Open Source»
Начиная с ноября-2011, вы можете купить цифровую версию журнала «Системный адми-
нистратор». Журнал «Системный администратор» доступен в цифровом виде на ресурсе
Ej.ua
и
Journals.ua
. Для покупки выложены все номера, вышедшие в течении 2010-2011 гг.
Простота и удобство оплаты, скорость доставки – читайте журнал «Системный ад-
министратор» в цифровом виде.
Вы можете подписаться на журнал «Системный администратор» и напрямую – через редакцию,
«зеленый каталог» «Пресса России», подписные агентства «АРЗИ», «Урал-Пресс», «Интер-
Почта» и другие (подробнее – на сайте www.samag.ru
).
Напоминаем, что наше издание в 2011-2012 годах не представлено в каталоге «Почта Рос- сии», и подписка не будет осуществляться через агентство «РОСПЕЧАТЬ».
Стоимость годовой редакционной подписки в 2012 году составит 3540 руб. (подробнее – на сайте www.samag.ru в разделе «Редакционная подписка»).
Для тех, кто получает журнал позже, чем хотел бы, предлагаем новый вариант подписки. Вы станете получать вместе с бумажной версией также электронный вариант издания. Электрон- ная версия будет приходить на ваш e-mail в первую неделю после выхода номера из печати, а бумажная версия – рассылаться в обычном режиме. Подробности – на сайте www.samag.ru
Для удобства подписчиков предусмотрена оплата подписки посредством кошельков
WebMoney – R889226991320 и Яндекс.Кошелек – 41001290847120. Правила пользования ко- шельками смотрите на сайтах www.webmoney.ru и www.money.yandex.ru
Подписка на Open Source
Подписка на издание стала платной с выпуска «Open Source» 094 (31.10.2011). Чтобы полу- чать последние номера в момент их появления, нужно заплатить 100 рублей за год подписки.
Оплата – электронные деньги, банковские карты, терминалы и SMS. Подробности об услови- ях подписки читайте на http://osa.samag.ru/buy
Подписка на издания
«Системного администратора»

Document Outline

  • Колонка главного редактора
  • Новости мира Open Source
    • Проекту дистрибутива Calculate Linux исполнилось пять лет
    • У Linux-драйвера Nouveau вышла версия 1.0
    • Представлен bsdconfig для настройки системы FreeBSD
    • В Fedora 18 появится новый пакетный менеджер DNF
    • Обновился дистрибутив MagOS Linux, основанный на Mandriva
    • Франция выделила 2 млн евро на поддержку свободного ПО в министерствах
  • Свободные шахматы: XBoard, Knights, Jin
    • GNU Chess
    • XBoard
    • Knights
    • Jin
    • Заключение
  • Пробуем PCLinuxOS E17 для детского ноутбука
    • Установка PCLinuxOS LXDE mini
    • Установка E17
    • Локализация E17
    • Установка Wine
    • Установка Hibernate
    • Подключаем функциональную клавишу
    • Установка 20-минутного таймера
    • Автозапуск профиля ребенка
    • Заключение
  • Open Source и корпорации Японии
    • NTT Data Corporation
    • Fujitsu
    • Hitachi
    • Sony
    • Заключение
  • Google и Open Source. Часть 2: прикладное ПО, взаимодействие с сообществом
    • Прикладное ПО от Google
      • Google Chrome и Chromium
        • Кодек VP8
        • GoogleCL
        • Tesseract OCR
    • Google и Open Source-сообщество
    • Заключение
  • «Open Source» приглашает к сотрудничеству!
  • Подписка на издания «Системного администратора»
    • Подписка на Open Source


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал