1 октября – Международный день пожилых людей (2014 год)



Скачать 86.64 Kb.
страница1/4
Дата28.10.2016
Размер86.64 Kb.
Просмотров432
Скачиваний0
  1   2   3   4
1 октября – Международный день пожилых людей

(2014 год)
Международный день пожилых людей (1 октября) проводится ежегодно
по рекомендации 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (состоялась 14.12.1990), целью которого является привлечение внимания правительств и общества к проблемам пожилых людей.

В Российской Федерации, учитывая актуальность и государственную значимость рекомендаций ООН, Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановлением от 01.06.1992 № 2890/I-I объявил 1 октября Днем пожилых людей.

По данным автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» в городе проживают 1 270,3 тыс. чел. пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины – 60 лет), что составляет 24,8% от общей численности населения города (5 131,9 тыс. чел.).

Из общего числа пенсионеров (1 270,3 тыс. чел.) лиц пожилого возраста


старше 60 лет - 1 056,3 тыс. чел., в том числе в возрасте:

от 60 до 70 лет - 559,5 тыс. чел. (53%)

от 70 до 80 лет – 322,5 тыс. чел. (30,5%)

от 80 до 90 лет – 155,1 тыс. чел. (14,7%)

от 90 до 100 лет – 18,9 тыс. чел. (1,8%)

свыше 100 лет – 326 чел.


Вопросы повышения качества жизни граждан пожилого возраста находятся
в центре внимания Правительства Санкт-Петербурга. Для обеспечения социальной защищенности и безопасности пожилых людей в Санкт-Петербурге реализуются меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством,
во взаимодействии с органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, предоставляются социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, внедряются новые социальные технологии, направленные на повышение их уровня жизни.
В течение трех лет (2011-2013годы) в Санкт-Петербурге реализовывался комплекс мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста Санкт-Петербурга, с учетом интересов и потребностей всех категорий и групп граждан пожилого возраста в рамках Программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 №171 (далее – Программа).

Исполнителями мероприятий Программы были 14 отраслевых Комитетов и 18 районных администраций, при участии образовательных, научных, некоммерческих организаций, бизнес сообщества. Координатором Программы является Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.

Общий объем планированных средств на реализацию мероприятий Программы
в 2011-2013 годах, составлял 14,2 млрд. руб., исполнено 17,5 млрд. руб.

В 2011 году объем планируемых средств на реализацию мероприятий Программы составлял 4,5 млрд. руб., исполнено 4,2 млрд. руб., в 2012 году – 5,1 млрд. руб., исполнено 5,8 млрд. руб., в 2013 году – 4,5 млрд. руб., исполнено 7,5 млрд. руб.

При этом общий объем бюджетных средств, направленных на финансирование мероприятий для граждан пожилого возраста, составил:

в 2011 году - 20,9 млрд. руб., из них средств бюджета Санкт-Петербурга -


17,5 млрд. руб. и федерального бюджета - 3,4 млрд. руб.;

в 2012 году - 29,0 млрд. руб., из них средств бюджета Санкт-Петербурга –


21,1 млрд. руб. и федерального бюджета – 7,9 млрд. руб.;

в 2013 году - 32,5 млрд. руб., из них средств бюджета Санкт-Петербурга –


24,3 млрд. руб. и федерального бюджета – 8,2 млрд. руб.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 497 утверждена Государственная программа Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан
в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы (далее – Госпрограмма), которая включает шесть подпрограмм, в том числе подпрограмму № 5 «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге».

Госпрограмма состоит из шести подпрограмм:

1. «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»
(153 695,5 млн. руб.);

2. «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»


(104 161,7 млн. руб.);

3. «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» (73 351,2 млн. руб.);

4. «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» (648,3 млн. руб.);

5. «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» (2 698,3 млн. руб.);

6. «Развитие садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга» (1 768,0 млн. руб.).

Общий объем финансирования Госпрограммы (с учетом общего объема финансирования по ответственным исполнителям, соисполнителям и участникам) составляет 336 322,9 млн. руб., в том числе:

за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – 316 329,2 млн. руб.;

за счет средств федерального бюджета – 18 913,1 млн. руб.;

за счет внебюджетных средств – 1 080,7 млн. руб.

Целью Госпрограммы является создание условий для роста благосостояния населения на основе совершенствования системы социальной поддержки граждан


и повышение доступности социального обслуживания населения.

В результате реализации Госпрограммы предполагается решение следующих задач:

- повышение благосостояния граждан-получателей мер социальной поддержки;

- повышение уровня доступности и качества социального обслуживания населения;

- создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;

- повышение уровня вовлеченности в систему оказания социальных услуг


Санкт-Петербурга организаций и предприятий негосударственных форм собственности;

- содействие развитию деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и стимулирование их участия в социально-экономическом развитии


Санкт-Петербурга;

- повышение качества жизни граждан пожилого возраста;

- создание условий для развития садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга.

Ответственным исполнителем Госпрограммы является Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Соисполнителями государственной программы являются: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитет по делам записи актов гражданского состояния, Комитет по здравоохранению, Комитет по культуре


Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, Комитет
по физической культуре и спорту, Жилищный комитет, Управление социального питания, Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга.

Госпрограмма отражает наиболее важные направления развития города в сфере социальной защиты населения, определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социального обслуживания граждан.

Задачами подпрограммы № 5 «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» являются:

- обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста


в Санкт-Петербурге;

- расширение возможностей граждан пожилого возраста для их социальной интеграции в общество;

- совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;

- организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;

- внедрение новых форм социального обслуживания

Для решения поставленных задач предусмотрены мероприятия по обеспечению социальной защищенности граждан пожилого возраста; по оказанию содействия гражданам пожилого возраста в трудоустройстве; по организации свободного времени граждан пожилого возраста и совершенствованию коммуникационных связей; по научному, научно-методическому и информационному сопровождению подпрограммы.


Ожидаемые результаты реализации подпрограммы № 5:

- открытие 19-ти служб проката технических средств реабилитации гражданам пожилого возраста в отделениях срочного социального обслуживания комплексных центров социального обслуживания населения (2015 г. – 3 службы, 2016 г. – 6 служб,


2017 г. – 10 служб, 2018 г. – 14 служб, 2019 г. – 17 служб, 2020 г. – 19 служб);

- повышение уровня компьютерной грамотности граждан пожилого возраста;

- расширение возможностей граждан пожилого возраста для социальной интеграции в общество;

- преодоление стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов.


В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.01.2008 № 42-10
«О государственных стандартах социального обслуживания населения
Санкт-Петербурга»
определены цели, принципы формирования и применения государственных стандартов социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, гарантии социального обслуживания населения.

Законом установлен перечень социальных групп населения Санкт-Петербурга, имеющих право на получение социальных услуг, включающий 24 социальные группы,


в том числе 4 социальные группы для пожилых, и перечень стандартов социальных услуг, предоставляемых населению города, включающий 64 стандарта социальных услуг, в том числе 13 стандартов социальных услуг для пожилых.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 № 875


«Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» утверждены: Реестр социальных услуг, предоставляемых населению, Стандарты социальных услуг, Нормативы обеспеченности стандартов социальных услуг.

Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 15.04.2011


№ 84-р (в редакции от 30.06.2014 № 168-р) утвержден Отраслевой перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, которым определена форма оказания (выполнения) государственной услуги (работы) – безвозмездная, частично платная).

Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 25.04.2011


№ 96-р (в редакции от 17.07.2014 № 187-р) утвержден Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.

Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утверждается администрациями районов Санкт-Петербурга.

Для определения объема финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями социального обслуживания распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию
Санкт-Петербурга от 26.02.2014 № 16-р утверждены нормативы финансовых затрат
на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга о социальном обслуживании населения социальные услуги пожилым предоставляют 34 учреждения социального обслуживания, в том числе 15 учреждений, находящихся в ведении Комитета


по социальной политике Санкт-Петербурга: 14 стационарных учреждений социального обслуживания и 1 учреждение, предоставляющее услуги оздоровительного отдыха региональным льготникам; 19 комплексных центров социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
Предоставление гражданам пожилого возраста социального обслуживания.

Поскольку граждане пожилого возраста составляют особую социальную группу, социальный статус которой определяется целым рядом факторов, одним из направлений социальной политики Санкт-Петербурга является предоставление пожилым горожанам социального обслуживания с учетом их потребностей и нужд.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста
в Санкт-Петербурге включает в себя широкий набор учреждений и мер, направленных
на социальную защиту, обеспечение профилактики социального неблагополучия, помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской


и районный уровень) система учреждений социального обслуживания в зависимости
от выполняемых функций. По формам обслуживания они делятся на стационарные
и нестационарные учреждения.

Стационарные государственные учреждения социального обслуживания городского уровня представляют собой развитый и структурированный комплекс.

В Санкт-Петербурге функционируют 14 стационарных учреждений, рассчитанных
на 7 263 места, предоставляющих широкий спектр социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Санкт-Петербурга, в том числе:

8 психоневрологических интернатов, рассчитанных на 6 206 мест;

3 дома-интерната для ветеранов войны и труда, рассчитанных на 605 мест;

3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, рассчитанных на 452 места.

Средний возраст граждан, проживающих и находящихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, составляет около 55 лет, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также домах-интернатах
для ветеранов войны и труда – старше 72 лет.

В стационарных учреждениях предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги. Питание клиентов стационарных учреждений организовано с учетом их возраста и состояния здоровья, также, при наличии медицинской рекомендации, обеспечивается диетическое питание.

В целях совершенствования социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и совершеннолетних инвалидов, находящихся на постельном режиме,
в 14 учреждениях функционируют 48 отделений интенсивного медицинского ухода (отделения «Милосердие»), рассчитанные на 2 448 чел. (51 койко-место в каждом отделении «Милосердие»).

К сожалению, имеющаяся коечная мощность стационарных учреждений


не удовлетворяет потребностей пожилого населения и инвалидов города, о чем свидетельствует наличие очереди на поступление в эти учреждения. Период ожидания места в стационарном учреждении для граждан может составлять от одного месяца
до нескольких лет (в зависимости от типа учреждения).

По состоянию на 01.09.2014 очередь на помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в действующие стационарные учреждения населения составляет


510 человек.

Реальная потребность Санкт-Петербурга в стационарных учреждениях при условии соблюдения требования современных санитарных норм, правил и гигиенических требований составляет:

по ПНИ – не менее 10 учреждений (до 300 мест в каждом);

по ДОТ (дома общего типа) – не менее 1 учреждения (до 300 мест в каждом).

При условии принятия идеи о наиболее эффективной и отвечающей современным требованиям модели ДОТ – дома-интерната малой вместимости (до 50 человек в каждом)
и необходимости разукрупнения действующих учреждений, то потребность в ДОТ составит не менее 25 учреждений (до 50 человек в каждом).

Подпрограммой № 2 «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» Государственной программы Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 497 (далее – подпрограмма № 2), предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции государственных стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе:

- строительство дополнительного корпуса Дома-интерната для престарелых
и инвалидов № 1 на 100 мест (Поклонногорская, д. 52);

- строительство дополнительного корпуса Дома ветеранов войны № 1


на 90 мест (г. Павловск);

- строительство дома-интерната малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 50 мест (г. Павловск).

- реконструкция здания Психоневрологического интерната № 4, что позволит увеличить вместимость еще на 50 мест.

Подпрограмма № 2 «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» Госпрограммы предусматривает индикаторы, в том числе: доля государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, здания которых требуют капитального ремонта (выборочного ремонта),


в общем количестве зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения (2015 г. – 55,6%, 2016 г. – 55,6%, 2017 г. – 50,0%, 2018 г. – 50%, 2019 г. - 42,1%, 2020 г. – 42,1%). Подпрограмма № 2 предусматривает финансирование на проведение капитального ремонта учреждений социальной защиты в объеме 2,3 млрд. руб. с 2015 по 2020 годы.

Реализация мероприятий подпрограммы № 2 позволит к 2020 году удовлетворить потребности граждан пожилого возраста в стационарном социальном обслуживании.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга
«О принятии в государственную собственность Санкт-Петербурга имущественного комплекса», принятым в марте 2014 года, Дом ветеранов-архитекторов передается в собственность Санкт-Петербурга. В настоящее время на его базе планируется к открытию Дом-интернат для престарелых и инвалидов № 2 на 101 место (сейчас проживают в Доме ветеранов-архитекторов 48 чел.).

Осуществляется реализация инвестиционных проектов:

- строительство индивидуальным предпринимателем частного гериатрического пансионата для пожилых людей в п. Комарово на 60 мест, предполагаемый срок окончания строительства - 2014 год;

- строительство общественной организацией «Забота-Хэсэд Авраам» Дома пожилых на 160 мест в п. Песочный, предполагаемый срок окончания строительства - 2016 год.

Кроме того, в 2014 году в качестве пилотного проекта Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга впервые осуществляет закупку услуг стационарного социального обслуживания для нуждающихся граждан у негосударственных поставщиков данного вида социальных услуг.

Данный проект реализуется на открытом рынке на конкурсной основе среди негосударственных организаций, которые готовы предоставлять жителям


Санкт-Петербурга социальные услуги в соответствии с действующими стандартами социального обслуживания, установленными Законом № 42-10.

По итогам проведенных конкурсных процедур, победителем открытого электронного аукциона на оказание услуг по стационарному социальному обслуживанию граждан Санкт-Петербурга является ООО «Социальный гериатрический центр «Опека Комфорт».

На реализацию пилотного проекта в 2014 году в ведомственную структуру расходов бюджета Комитета включена новая целевая статья расходов 5140878 «Расходы на закупку социальных услуг стационарного обслуживания» с объемом финансирования на 2014 год в размере 17,9 млн. руб.

Реализация пилотного проекта в 2014 году позволит предоставить услуги


по стационарному социальному обслуживанию более 90 пожилым жителям города.

В подпрограмме № 2 предусмотрено финансирование с 2015 по 2020 гг в общем объеме 138,0 млн. руб. на обеспечение предоставления стационарных социальных услуг негосударственными организациями.


Ведущая роль в социальном обслуживании пожилых жителей Санкт-Петербурга отводится нестационарным учреждениям, деятельность и расположение которых максимально приближены к реальным нуждам конкретной группы населения
Санкт-Петербурга и к месту их проживания.

Подавляющим большинством пожилых жителей Санкт-Петербурга востребованы социальные услуги, предоставляемые комплексными центрами социального обслуживания населения в нестационарной и полустационарной форме социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. В 19-ти комплексных центрах, расположенных в 18-ти районах города (два комплексных центра в Пушкинском районе Санкт-Петербурга), функционируют 635 структурных подразделения. В 2013 году социальные услуги в этих учреждениях получили 553,9 тысяч пожилых людей,


в 1 полугодии 2013 года – более 300 тысяч пожилых людей.

В зависимости от нуждаемости граждан комплексными центрами предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги.

Важной формой социального обслуживания и наиболее предпочитаемой пожилыми людьми является система надомного обслуживания.

В настоящее время надомное обслуживание предоставляют 235 отделений социального обслуживания на дому (в 2013 году обслужено 32,0 тыс. чел.,


в 1 полугодии 2014 года – 28,6 тыс. чел.) и 112 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому (в 2013 году обслужено 8,3 тыс. чел.,
в 1 полугодии 2014 года - 7,3 тыс. чел.).

Кроме того, в центрах действуют 41 социально-реабилитационное отделение


на 656 мест, в 2013 году оказано социальных услуг 11,3 тыс. чел., в 1 полугодии
2014 года – 6,8 тыс. чел.

Полустационарная форма социального обслуживания граждан пожилого возраста представлена 30 отделениями дневного пребывания на 717 мест. В 2013 году


в этих отделениях получили социальные услуги 10,1 тыс. чел., в 1 полугодии 2014 года – 5,8 тыс. чел.

Стационарная форма социального обслуживания граждан пожилого возраста


в комплексных центрах представлена 14 отделениями временного проживания
на 208 мест, которыми в 2013 году обслужено 2,0 тыс. чел. (12 отделений), в 1 полугодии 2014 года – 0,9 тыс. чел. (14 отделений).
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание предоставляется бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется гражданам, указанным в Законе
от 10.12.1995 № 195-ФЗ, на условиях частичной или полной оплаты – в соответствии
с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 №195-ФЗ бесплатное социальное обслуживание предоставляется:

- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход – если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных


и межэтнических конфликтов;

Комплексные центры Санкт-Петербурга предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты


в соответствии с Отраслевым перечнем, Ведомственным перечнем, распоряжением Комитета от 27.06.2002 № 12-р «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями (службами) социального обслуживания населения
в Санкт-Петербурге» (далее – распоряжение от 27.06.2002 № 12-р) и распоряжениями глав администраций районов Санкт-Петербурга.

Решение об условиях оказания гарантированных социальных услуг (бесплатно,


с частичной или полной оплатой) принимается администрацией комплексного центра,
с учетом величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного
в Санкт-Петербурге на момент обращения граждан, на основании заявления гражданина
или его законного представителя на предоставление социальных услуг.

Размер взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов платы за социальные услуги пересматривается администрацией комплексного центра при изменении размеров пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, прожиточного минимума пенсионеров,



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал