1 Начало работы. Программа Game Over



Скачать 401.89 Kb.
Pdf просмотр
Дата11.04.2017
Размер401.89 Kb.
Просмотров291
Скачиваний0

1
Начало работы.
Программа Game Over
Программировать — значит, по сути, заставлять компьютер что-то делать. Таково далекое от технических деталей, но очень точное определение. Изучая Python, вы научитесь писать программы: от простых игр и небольших утилит до бизнес-прило- жений с богатым графическим интерфейсом (GUI). Эти программы будут плодами лично вашего труда, и работать они будут именно так, как вы им предпишете.
В программировании есть доля науки, доля искусства и огромная примесь при- ключенческого романа. С этой главы начнутся ваши приключения в мире Python.
Здесь вам предстоит узнать:

что представляет собой Python и чем он интересен;

как установить Python на ваш компьютер;

как выводить текст на экран;

что такое комментарии в коде и как ими пользоваться;

как с помощью интегрированной среды разработки Python писать, редактиро- вать, запускать и сохранять программы.
Изучаем программу Game Over
Программа Game Over, которой посвящена эта глава, выводит на экран два слова, печально известных всем любителям компьютерных игр: Game Over. На рис. 1.1 показано, как работает программа.
На рис. 1.1 показана так называемая консоль — окно, способное отображать толь- ко текст. Консольные приложения гораздо менее симпатичны, чем программы с гра- фическим интерфейсом (GUI), но они проще в написании, что делает их удобными для начинающего программиста.
Программа Game Over исключительно проста; в сущности, это одна из самых простых программ, которые вообще можно написать на языке Python. Вот почему я и посвятил ей эту главу. В ходе разработки столь скромной программы вы без помех выполните всю подготовительную работу, которая нужна, чтобы начать про- граммировать на Python. В частности, понадобится установить интерпретатор язы- ка в вашей операционной системе. Вам также предстоит проработать весь цикл написания, сохранения и запуска программы. Окунувшись в первый раз в эту ру- тину, вы подготовитесь к созданию более крупных и полезных приложений.

Знакомство с Python
31
Рис. 1.1. Каждому, кто играл на компьютере, эти слова знакомы
НА САМОМ ДЕЛЕ
Программа Game Over — разновидность традиционной программы Hello World, выводящей на экран слова Hello
World («Привет, мир»). Обычно Hello World — самая первая программа, которую пишет начинающий программист при знакомстве с новым для него языком. Эта практика столь широко распространена, что Hello World — термин, хорошо понятный каждому программисту.
Знакомство с Python
Python — мощный и простой в использовании язык программирования, разрабо- танный Гвидо ван Россумом (Guido van Rossum). Первый релиз системы вышел в 1991 году. На Python можно быстро написать небольшой проект, а вообще он применим к проектам любого масштаба, в том числе коммерческим приложениям и программам, нацеленным на ответственные задачи. При знакомстве с докумен- тацией Python вас может удивить обилие упоминаний про число 42, спам и яйца.
Все это осталось в память об английском коллективе комических актеров «Монти
Пайтон» (Monty Python), в честь которого и был назван язык. Хотя Гвидо ван
Россум произвел название Python от названия комик-труппы, официальным сим- волом языка стала змейка питон (других вариантов, пожалуй, и не оставалось, ведь значок на
Рабочем столе слишком мал, чтобы уместить на нем лица шести англий- ских юмористов).
Существует много других языков программирования. Чем же так привлекате- лен Python? Судите сами.
Python прост в использовании
Базовая цель любого языка программирования — построить «мостик» между мозгом программиста и компьютером. Те популярные языки, о которых вы, вероятно,

32
Глава 1. Начало работы. Программа Game Over слышали, — Visual Basic, C#, Java и др. — принято называть языками высокого уровня.
Этот термин предполагает, что они ближе к человеческому языку, чем к машинному.
Так оно и есть. Но Python с его простыми и ясными правилами еще приближается к английскому языку. Создание программ на Python настолько незамысловатый процесс, что о нем иногда говорят как о «программировании со скоростью мысли».
С точки зрения профессионального программиста, легкость Python — залог высокой производительности труда: программы на Python короткие и требуют меньше вре- мени на разработку, чем программы на многих других популярных языках.
Python — мощный язык
Python обладает всеми возможностями, которых следует ожидать от современного языка программирования. Читая эту книгу, вы научитесь пользоваться разнооб- разными структурами данных и писать программы с GUI и файлами состояния.
Благодаря своей мощности Python привлекает разработчиков со всего мира.
Им пользуются крупнейшие компании: Google, IBM, Industrial Light + Magic,
Microsoft, NASA, Red Hat, Verizon, Xerox и Yahoo!. Профессиональные разработ- чики игр также применяют Python. Electronic Arts, 2K Games и Disney Interactive
Media Group — все эти компании публикуют игры с кодом на Python.
Python — объектно-ориентированный язык
Объектно-ориентированное программирование (ООП) — современный подход к ре- шению задач с помощью вычислительных машин. В рамках ООП собственная ин- формация программы и команды, которые она передает компьютеру, записываются интуитивно понятным образом. Это, конечно, не единственный способ разработки программ, но в больших проектах, как правило, предпочтительный.
C#, Java и Python — объектно-ориентированные языки. Но у Python есть пре- имущество перед первыми двумя. В C# и Java ООП-подход проводится неукосни- тельно. Это делает короткие программы избыточно сложными; прежде чем начи- нающий программист сумеет сделать что-либо толковое, его нужно долго учить языку. В Python заложена другая модель: ООП-приемами пользоваться не обяза- тельно. Вся их мощь по-прежнему находится в вашем распоряжении, но только вам дано решать, когда именно воспользоваться этой мощью. Ваша простенькая про- грамма не требует ООП? Все в порядке. Ваш большой проект с целой командой программистов жизненно нуждается в ООП? Тоже не проблема. Python совмеща- ет в себе функциональность и гибкость.
Python — «склеивающий» язык
Python легко интегрировать с другими языками, например C, C++ или Java. Таким образом, программист на Python может пользоваться разработками, уже имеющи- мися на других языках, и обращать в свою пользу сильные стороны этих языков
(скажем, быстродействие C/C++), не поступаясь простотой разработки — отличи- тельной чертой Python.

Установка Python в Windows
33
Python работает на всех платформах
Python-программу можно запустить на любой машине: от миниатюрного Palm до суперкомпьютера Cray. Если для суперкомпьютера вы недостаточно богаты, то пользоваться Python сможете на ПК с операционной системой Windows, Macintosh,
Linux — и это лишь часть списка.
Программы на Python независимы от платформы, то есть неважно, какой опе- рационной системой пользовался разработчик программы: код может быть испол- нен на любом компьютере с установленным интерпретатором Python. Если, напри- мер, вы, работая на PC-совместимом компьютере, написали программу, то ничто не мешает вам переслать копии этой программы другу-линуксоиду и бабушке — обладательнице машины Macintosh. Если на компьютерах друга и бабушки уста- новлен Python, программа будет функционировать.
Сообщество программистов на Python
Почти каждому языку программирования посвящена хотя бы новостная группа.
Среди ресурсов о Python есть особая рассылка Python Tutor, в рамках которой новички могут в свободной форме задавать вопросы о языке. Адрес этой рассыл- ки: http://mail.python.org/mailman/listinfo/tutor
. Несмотря на то что в названии есть слово Tutor («наставник»), на вопросы может отвечать кто угодно: и эксперт, и на- чинающий.
Существуют и другие сообщества, посвященные разным вопросам использова- ния Python. Их общая черта в том, что все они чрезвычайно открытые, дружелюб- ные по отношению к новым участникам. Неудивительно, раз уж язык так прост для освоения с нуля.
Python — бесплатная система с открытым
исходным кодом
Интерпретатор Python бесплатен. Чтобы установить его и пользоваться им, не надо платить ни копейки. Лицензия, под которой доступен Python, разрешает и многие другие интересные вещи. Можно делать копии Python, в том числе модифициро- ванные. Если угодно, можно даже продать Python (но не спешите бросать чтение — вы еще успеете получить свою прибыль!). Следование концепции открытого ис- ходного кода — одна из многих особенностей, делающих Python столь популярным и успешным.
Установка Python в Windows
Прежде чем писать свою первую программу на Python, вы должны установить систему программирования на своем компьютере. Не беспокойтесь: вся процеду- ра установки Python на компьютере с операционной системой Windows сейчас будет изложена.

34
Глава 1. Начало работы. Программа Game Over
Для установки интерпретатора Python в Windows сделайте следующее.
1.
Скачайте установочный файл Python Windows с сайта-помощника (
www.co- urseptr.com/downloads
). Файл находится в подкаталоге
Python каталога
Software и носит название python-3.1.msi
2.
Запустите python-3.1.msi
— установочный файл Python для Windows. Процесс установки показан на рис. 1.2.
3.
Подтвердите конфигурацию установки по умолчанию. Как только вы это сде- лаете, Python 3.1 появится на вашем компьютере.
ПОДСКАЗКА
www.courseptr.com/downloads — сайт-помощник, на котором размещены сопроводительные мате- риалы к этой книге. Там, в частности, можно найти код всех законченных программ, о которых здесь пойдет речь, а также все необходимые установочные файлы и документацию. Более подробное описание см. в приложении A.
Рис. 1.2. Уже совсем скоро Python поселится и на вашем компьютере
Установка Python в других операционных
системах
Python реализован буквально для нескольких десятков операционных систем. По- этому, если вы пользуетесь не Windows, вам достаточно будет посетить официаль- ный сайт Python http://www.python.org и скачать оттуда последнюю версию интер- претатора для вашей платформы. Вид главной страницы сайта Python показан на рис. 1.3.

Знакомство с IDLE
35
Рис. 1.3. Посетив официальный сайт Python, вы сможете скачать самую свежую версию системы и узнать много нового о языке
ЛОВУШКА
Может быть так, что на вашем компьютере уже установлен интерпретатор Python. Помните, что для корректной работы программ, представленных в этой книге, нужен Python версии 3.
Знакомство с IDLE
В комплект поставки Python входит интегрированная среда разработки под назва- нием IDLE. Средой разработки называется совокупность инструментов, которые упрощают создание программ. Это в каком-то роде текстовый процессор для ваших программ. Но среда разработки позволяет не только писать, сохранять и редакти- ровать программы. У IDLE есть два режима работы: интерактивный и сценарный.
Программирование в интерактивном режиме
Вот и пришло для вас время узнать, каково оно на вкус — настоящее программи- рование на Python. Для этого запустим Python в интерактивном режиме, в котором пользователь сообщает системе, что надо сделать, а та немедленно отвечает.
Ваша первая программа
Запустить интерактивную сессию можно так. В меню
Пуск выберите
Программы

Python 3.1

IDLE (Python GUI)
. На экране появится окно, очень похожее на то, кото- рое показано на рис. 1.4.

36
Глава 1. Начало работы. Программа Game Over
Рис. 1.4. Интерактивная сессия работы с Python. Система ожидает ваших команд
Это так называемый терминал Python (Python Shell). В командной строке (
>>>
) введите print("Game Over")
и затем нажмите клавишу
Enter
. В ответ интерпретатор выведет на экран текст:
Game Over
Итак, вы только что написали свою первую программу на Python! Теперь мож- но считать вас настоящим программистом. Правда, надо еще кое-чему научиться, но это касается нас всех.
Использование функции print
Присмотритесь к строке, которую вы ввели: print("Game Over")
. Она очень неза- тейлива, как видите. Не зная ничего о программировании (и владея английским хотя бы на базовом уровне), можно догадаться, что этот код значит. Таков по своей сути весь Python. Его визитная карточка — краткость и ясность, которые вам еще предстоит оценить по достоинству в ходе изучения кое-чего послож- нее.
Функция print()
выводит на экран текст, который пользователь, заключив в ка- вычки, помещает внутрь скобок. Если ничем не заполнить скобки, будет напечата- на пустая строка.
ЛОВУШКА
Python чувствителен к регистру. Существует договоренность, в силу которой названия функций пишутся строчными буквами. Поэтому запись print(«Game Over») сработает, а Print(«Game Over») или PRINT(«Game Over») — нет.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал