1 файловая система компьютера



Скачать 247.36 Kb.
Pdf просмотр
Дата12.02.2017
Размер247.36 Kb.
Просмотров513
Скачиваний0
ТипГлава

6 класс Глава 1
1
ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА

Вся информация на компьютере хранится в виде файлов. Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.
Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.

Имя файла состоит из собственного имени и расширения, разделенных точкой:
lena.doc (имя.расширение)
Собственное имя дается пользователем.
Для ОС Windows имя состоит из русских и английских букв, цифр и символов (кроме след: \ / : * ? < > )
Имя может содержать от 1 до 255 символов
Различаются маленькие и большие символы ( lena.doc ≠ Lena.doc)
Аккуратно с использованием в имени точки ( ∙ )
Расширение – присваивается программой при создании файла, описывает содержание файла, может содержать от 1 до 4 символов.
По расширению Windows определяет картинку для отображения файла и программу для его открытия.
Не рекомендуется изменять расширения файлов в ручную!! OC не сможет его открыть.
.com, .exe – исполняемые файлы (программы)
.doc – текстовый документ, созданный в word
.docx – в Word2007
.ppt, pptx – презентации PowerPoint 2003 и 2007
. txt – простой текстовый формат
. rtf – универсальный текстовый формат!!!
. bmp – растровый рисунок, созданный в Paint
. jpg . gif – более совершенные растровые граф. форматы. Рис. в формате gif может быть анимированным и прозрачным)
. cdr – векторный файл
.mpg3 – звуковой файл
.mpg 4, wma, awi – видео файл
.rar, .zip- Архивные файлы
По расширению Windows определяет картинку(пиктограмму) для отображения файла и программу
для его открытия. Поэтому расширение нельзя стирать или изменять.
Существует много различных значков для отображения файлов и папок. Каждому типу файлов на компьютере соответствует 1 значок, что позволяет легко узнать тип файла. Традиционные значки можно изменять, но лучше этого не делать – это затруднит поиск информации на компьютере. Также следует помнить что «традиционные» значки немного изменяются в каждой следующей версии
операционной системы.
Текстовый документ,
.txt, Блокнот
Растровый рисунок,
.bmp,Paint
Папка
Графический файл,
.gif
Графический файл,
.jpg
Видео файл (один из возможных вариантов)
Текстовый документ,
.doc,Word2003
Текстовый документ,
.docx,Word2007
Электронная таблица,
Excel
Презентация,
.ppt,PowerPoint2003
Архив
Самораскрывающийся архив
Презентация,
.pptx,PowerPoint2007
Демонстрация презентации,.pps,
PowerPoint2003
Демонстрация презентации,
.ppsx, PowerPoint2007

6 класс Глава 1
2
Очень важно не путать значок файла или папки и ярлык
Визуально отличаются стрелочкой в нижнем левом углу.
Значок файла – это сам файл, его физическое расположение. При копировании на флэшку – вы копируете сам файл. А ярлык – это только ссылка на то место где он хранится. Используется для быстрого доступа к объекту. Если вы его скопируете на флэшку и принесете в школу – то открыть не сможете, так как он только будет ссылаться на файл, кот остался у вас дома.
Если щелкнуть по ярыку правой кнопкой мыши – свойства, то в строке «объект» вы увидите где находится тот файл на который ярлык ссылается.
Папка = каталог = директория
Каталог – поименованная группа файлов и каталогов
Имена каталогов – без расширения
Каталоги могут вкладываться друг в друга
Для того чтобы к устройству (диску) можно было обратиться ему присваивают логическое имя
Обычно А, B – дисководы гибкий дисков, C,D –логический жесткие диски, E- CD-rom………..
Один жесткий диск программным образом может быть разбит на 2 и более логических диска
На любом диске есть по крайней мере один каталог – корневой, обозначается :\
Пр. А:\ или С:\ , где А и С – логическое имя диска

Посмотрим на картинку:
В строке заголовка указана текущая папка«Загрузки»
В адресной строке написан путь к текущей папке загрузки:
C:\Documents and Settings\Администратор\Мои
документы\Загрузки
т.е. каталог «Загрузки» подкаталог «Мои документы»

При этом нажатие на кнопку приведет на в надкаталог относительно текущего, те в каталог «Мои документы»

Файловая система. На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
Одноуровневая файловая система
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Многоуровневая иерархическая файловая система
Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).

Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать полное имя файла, которое состоит их пути и имени файла
А В
А – надкаталог В
В – подкаталог А

6 класс Глава 1
3
Путь к файлу - это последовательность, состоящая из логического иска, имен каталогов, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл, разделенных знаком «/».
Drag-and-drop (в переводе с английского означает буквально тащи-и-бросай; Бери-и-Брось) — способ оперирования элементами при помощи манипулятора «мышь» или сенсорного экрана
При перетаскивании объекта из одного окна в другое происходит
- перенос объекта, если исходная папка и конечная находятся на одном логическом диске
- копирование объекта, если исходная папка и конечная находятся на разных логических дисках
- если при этом удерживать ctrl – то всегда происходит копирование
- если при этом удерживать shift – то всегда происходит перенос
- если при этом удерживать alt – то всегда происходит создание ярлыка
Скопировать в буфер обмена файл, фрагмент текста или рисунка
Ctrl+Inser Ctrl+C
Вырезать в буфер обмена файл, фрагмент текста или рисунка
Shift+Delete Ctrl+X
Вставить из буфера обмена файл, фрагмент текста или рисунка
Shift+Insert Ctrl+V
Выделяем мышью или стрелками клавиатуры, удерживая Shift
Выделяем с помощью мыши, удерживая Ctrl
*** При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла.
Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых могут встречаться следующие символы:
"?" (вопросительный знак) - означает ровно один произвольный символ
"*"(звездочка) - означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.
Например, по маске n*.txt будут найдены все файлы с расширением .txt, имена которых начинаются с буквы n, в том числе и файл n.txt
По маске n?.* будут найдены файлы с произвольным расширением и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы n.

6 класс Глава 1
4
ФИО, класс__________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1 ПО ТЕМЕ ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА
Конспект + учебник 7 класс §1.4
1.
Выделите имя и расширение. Что можно сказать о типе файла.
cсамостоятельная работа. doc

самостоятельная работа.jpg
2.
Вычеркните файлы в именах которых принципиальная ошибка с точки зрения windows
lena?kat.doc
0123.doc
дом/раб.jpg
i.doc
таня_иванова.ppt

3.
Подпишите элементы файловой системы (если это файл, то указать его тип)
4.
Какую ошибку допустил ученик, копируя файлы ____________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
5.
Какие из приведенных имена файлов не рекомендованы для использования:
Зеленый домик.jpg презентация 015.ppt презентация Пирамиды 02.ppt
Документ 2.doc hrhrhrhr.jpg вопросы к экзамену иванов.doc безымянный 215.bmp
Ответьте на вопросы
6.
Для чего нужны папки? ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7.
Для чего нужны ярлыки? _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
8.
К чему приведет стирание расширения? ________________________________________________
__________________________________________________________________________________
9.
К чему приведет произвольное изменение расширения (с помощью переименования)? _______
__________________________________________________________________________________

6 класс Глава 1
5
ФИО____________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2 ПО ТЕМЕ ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА

Задание 1. Записать полное имя для всех файлов и выделить в
нем путь
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 2. Постройте дерево каталогов
C:\Мои документы\Рисунки\Природа\Небо.bmp
C:\Мои документы\Рисунки\Природа\Снег.bmp
C:\Мои документы\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
C:\Мои документы\Ученики\11 класс\Долголенко\Доклад.doc

Задание 3. По схеме выпишите:









1.

Надкаталог каталога рисунки 1 ________________________________________________________
2.

Подкаталог каталога 6 класс __________________________________________________________
3.
Надкаталог каталога информатика ____________________________________________________
4.

Родительский каталог каталога рисунки ________________________________________________
5.
Путь к файлам информатика.doc ______________________________________________________________ урок1.doc ____________________________________________________________________ схема. jpg ____________________________________________________________________
6.
Полное имя файлов
Математика.txt _______________________________________________________________
Схема1.jpg ___________________________________________________________________
Урок3.doc ____________________________________________________________________
Задание4 . Нарисуйте пример одноуровневой и многоуровневой файловой системы – когда их удобно применять (когда одноуровневую, а когда многоуровневую)

6 класс Глава 1
6
Задание 5. По приведенным рисункам НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ постройте файловую систему флэшки
Задание 6. По схеме из задания 5 выпишите
каталоги первого уровня____________________________________________ каталоги второго уровня____________________________________________ каталоги третьего уровня____________________________________________
Подкаталоги каталога 2011-2012 ______________________________________
Родительский каталог каталога интернет_________________________________
Родительский каталог каталога конкурс 2009 _____________________________
Надкаталог каталога Word _____________________________
Путь к файлу интернет2.doc ____________________________
Полное имя файла парус.txt____________________________
Путь к файлу pic3.jpg____________________________
Полное имя файла листок.bmp ____________________
Задание 7. Нарисуйте, как будет выглядеть структура флэшки из задания 5 если я захочу преобразовать многоуровневую файловую систему в одноуровневую

6 класс Глава 1
7
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых могут встречаться следующие символы:
"?" (вопросительный знак) - означает ровно один произвольный символ "*"(звездочка) - означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.
Например, по маске n*.txt будут найдены все файлы с расширением .txt, имена которых начинаются с буквы n, в том числе и файл n.txt
По маске n?.* будут найдены файлы с произвольным расширением и двухбуквенными именами, начинающимися с буквы n.
Из перечня имен выберите те, которые удовлетворяют маске ?l*ck.*t






Из перечня имен выберите те, которые
НЕ удовлетворяют маске ?l*ck.*t


Запишите пять разных имен файлов, удовлетворяющих маске *e??e.d
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Определите, какое из указанных ниже имен файлов удовлетворяет маске: ?ba*r.?xt
Запишите маску, которая позволит выделить все файлы с расширением bmp, имена которых начинаются на букву t
________________________________________________________________________
Укажите, какое из перечисленных ниже имен файлов удовлетворяет маске ?ese*ie.?t*

6 класс Глава 1
8
ФИО______________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА
Установите соответствие между значками и соответствующими им объектами
Установите соответствие между компьютерными и аналогичными им не компьютерными объектами

Вы открыли папку с компьютерной игрой "пятнашки" и там увидели несколько файлов. Укажите, какой файл вы откроете, чтобы

прочитать инструкцию к игре прослушать музыкальное сопровождение к игре просмотреть демонстрационный ролик чтобы запустить игру
Файл Пушкин.doc хранится на жестком диске в каталоге ПОЭЗИЯ, который является подкаталогом каталога Литература. В таблице приведены фрагменты полного имени файла. Восстановите полное имя файла



____________________________________________________________________________________
Предложите имена известных вам программ, открывающих файлы со следующими расширениями

6 класс Глава 1
9
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3 ПО ТЕМЕ ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРА
В некотором каталоге хранился файл Общая.doc, имевший полное имя D:\Фото\2012\Общая.
Пользователь, находившийся в этом каталоге, поднялся на два уровня вверх, создал подкаталог 9
класс и переместил в созданный подкаталог файл Общая. Каково стало полное имя этого файла после перемещения?
_________________________________________________________________________________________
Пользователь начал работу в каталоге Отчёт. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге C:\Школа\Дежурство\График
Укажите возможный полный путь каталога, в котором пользователь начинал работу.
_________________________________________________________________________________________
Пользователь работал с каталогом Химия. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\Школа\Уроки\Информатика
Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
_______________________________________________________________________________________
Пользователь начал работу в каталоге Работа1. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\2012\9 класс\Таблицы
Укажите возможный полный путь каталога, в котором пользователь начинал работу.
_______________________________________________________________________________________
Пользователь работал с каталогом C:\Архив\Рисунки\Натюрморты.
Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Фотографии. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.
________________________________________________________________________________________
Пользователь работал с каталогом C:\Программы\Стандартные\Редактор. Сначала он поднялся на один уровень вверх, потом ещё раз поднялся на один уровень вверх, затем спустился в каталог История и открыл в текстовом редакторе Реферат.txt. Укажите полный путь редактируемого файла.
_________________________________________________________________________________________

6 класс Глава 1
10
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Запишите полные имена файлов, размещенных на диске
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

Даны полные имена файлов, хранящихся на диске D. Изобразите файловую структуру




6 класс Глава 1
11

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ТЕМЕ ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА


Что такое файл

Что такое папка, каталог, директория, родительский каталог, подкаталог, надкаталог, корневой каталог

Одноуровневая/многоуровневая файловая система – что такое и когда применяются

По схеме файловой системы записать путь к файлу

По схеме файловой системы записать полное имя файла

Построить файловую систему по приведенному списку полных имен файлов

Что такое логический диск и зачем он нужен

Объяснить, что произойдет при переносе файла мышью из одной папки в другую если папки находятся на одном логическом диске/на разных логических дисках, а если при этом удерживать клавишу ctrl/alt

Показать и выписать расширения файлов

Сменить значок папки, программу для открытия файлов определенного типа

Показать/скрыть расширения файлов

Отсортировать файлы по дате/расширению/размеру. Найти самый большой/маленький файл, файл созданный такого-то числа, файл с таким то расширением

Как создать ярлык, как узнать на какой файл ссылается ярлык, как его опознать визуально, зачем он нужен

Нарисовать схему файловой системы диска

Каким может и каким не может быть имя файла (какие можно использовать символы)

6 класс Глава 1
12
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Пользователь работал с каталогом Логика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем поднялся ещё на один уровень вверх, потом спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге C:\Школа\Уроки\Химия.
Запишите возможный полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1)C:\Школа\Уроки\Информатика\Логика
2)\Школа\Уроки\Логика
3)C:\Школа\Логика
4)C:\Школа\Информатика\Логика
Пользователь работал с каталогом Лето. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз.
В результате он оказался в каталоге
C:\Фото\Экскурсии\Псков Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1)C:\Лето
2)C:\Фото\Лето
3)C:\Фото\Тула\Лето
4)C:\Фото\Экскурсии\Лето
Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\учёба\информатика\ГИА Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1)C:\учёба\2013\Расписание
2)C:\учёба\Расписание
3)C:\учёба\информатика\Расписание
4)C:\Расписание
Пользователь работал с каталогом C:\Компьютеры\Память. Сначала он спустился в каталог
Винчестеры, после этого поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и далее спустился в каталог Процессоры. Укажите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.
1)C:\Компьютеры\Процессоры
2)C:\Винчестеры\Процессоры
3)C:\Компьютеры\Память\Винчестеры
4)C:\Компьютеры\Память\Процессоры
В некотором каталоге хранился файл Ландыш.doc, имевший полное имя D:\2013\Весна\Ландыш.doc. В этом каталоге создали подкаталог Май и файл Ландыш.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
1)D:\Май\Ландыш.doc
2)D:\2013\Весна\Ландыш.doc
3)D:\2013\Май\Ландыш.doc
4)D:\2013\Весна\Май\Ландыш.doc

6 класс Глава 1
13
Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз и ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\учёба\химия\ГИА
Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1)C:\учёба\2013\Расписание
2)C:\учёба\Расписание
3)C:\учёба\химия\Расписание
4)C:\Расписание
В некотором каталоге хранился файл Общая, имевший полное имя D:\Фото\2012\Общая. В этом каталоге создали подкаталог 9 класс и переместили в созданный подкаталог файл Общая.
Каково стало полное имя этого файла после перемещения?
1)D:\Фото\9 класс\Общая
2)D:\9 класс\Общая
3)D:\Фото\2012\9 класс\Общая
4)D:\9 класс\Фото\2012\Общая
Пользователь находился в подкаталоге Лучшее каталога Музыка. Затем он поднялся на один уровень вверх, затем ещё на один уровень вверх и оказался в каталоге Медиа. Затем спустился в подкаталог Фото и затем – в подкаталог Избранное.
Какие из приведённых каталогов являются каталогами одного уровня?
1)Музыка, Медиа
2)Лучшее, Избранное
3)Фото, Медиа
4)Музыка, Избранное
В каталоге Май хранился файл Сценарий.doc. Позже этот каталог перенесли в каталог Готово,
расположенный в корне диска С. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
1)С:\Сценарий.doc
2)С:\Май\Сценарий.doc
3)С:\Готово\Май\Сценарий.doc
4)С:\Готово\Сценарий.doc
В некотором каталоге хранился файл с именем ex.pas. После того как в этом каталоге создали подкаталог Pascal и переместили в него файл ex.pas, полное имя файла стало
C:\Olimp\Ivanov\Pascal\ex.pas
Каким было полное имя этого файла до перемещения?
1)C:\Olimp\Pascal\ex.pas
2)C:\Olimp\Ivanov\ex.pas
3)C:\Olimp\Ivanov\Pascal\ex.pas
4)C:\Ivanov\Pascal\ex.pas
Пользователь работал с каталогом Участники. После окончания работы с этим каталогом, он поднялся на два уровня вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
C:\Конференция\Секции\Информатика Укажите возможный полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1)C:\Конференция\Регионы\Списки\Участники
2)C:\Конференция\Участники
3)C:\Конференция\Регионы\Участники
4)C:\Участники

6 класс Глава 1
14
Для групповых операций с файлами используются маски имён файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы.
Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.
Символ «*» (звёздочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.
Определите, по какой из масок может быть выбрана указанная группа файлов: comfort.c cobalt.cpp coat.c cost.cpp
1)co?t.c?
2)c*.c*
3)co*t.с??
4)c*.???
Определите, по какой из масок может быть выбрана указанная группа файлов: comfort.c cobalt.cpp coat.c cost.cpp
1)?o*.?*
2)c*t.c??
3)co?t.?
4)*t.?
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
b*a*c?.c?*
1)bacc.cpp
2)bac.cpp
3)bacc.c
4)blarc.cpp
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
?hel*lo.c?*.
1)hello.c
2)hello.cpp
3)hhelolo.cpp
4)hhelolo.c
Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:
?ba*r.?xt
1)bar.txt
2)obar.txt
3)obar.xt
4)barr.txt

6 класс Глава 1
15
ИНФОРМАЦИЯ. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
Символ в компьютере – это любая буква, цифра, знак препинания, математический знак,
специальный символ. В общем, все, что можно ввести с клавиатуры.
Но компьютер «не понимает» человеческий язык. Поэтому каждый символ кодируется.
ПК «понимает» только нули и единички – с помощью них и представляется информация в компьютере. Эти «нули и единички» называются битом. Бит может принимать одно из
двух значений – 0 или 1.
Для того чтобы однозначно закодировать 1 символ компьютерной клавиатуры из 256 символов нужно 8 таких ячеек. Значит информационный вес 1 символа = 8 бит Величина равная 8 битам называется байтом. 8 бит = 1 байт информационный вес 1 символа - 1 байт

Давайте попробуем посчитать объем информации в словах. Сколько байт в слове «МАМА»?
Правильно, 4 байта. Ведь 1 буква – это 1 символ, а 1 символ – 1 байт. А сколько байт в предложении «МАМА И ПАПА!»? Правильно, 12 байт. Пробел, т.е. разделитель между словами, тоже символ, только пустой или белый (от этого и название – пробел).
Широко используются также еще более крупные производные единицы информации:
Единицы измерения информации:
1байт = 8 бит
1Кб (килобайт) = 2 10 байт = 1024 байт
1Мб (мегабайт) = 2 10
Кб = 1024 Кб
1Гб (гигабайт) = 2 10
Мб = 1024 Мб

В последнее время в связи с увеличением объемов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как:
1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт,
1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт.


В единицах измерения информации измеряют как саму информацию так и носители информации. Например емкость CD диска - 700 Мб, DVD диска - 4,5ГБ, флешки бывают емкостью 1ГБ, 2 ГБ, 4 Гб, 8 Гб, 16 Гб, 32 Гб, 64 Гб, 128 Гб. жесткие диски сейчас выпускаются емкостью 500 гб, 1 Тб, 2 Тб
Давайте сравним их с объемом информации которую мы на них записываем
1 фотография среднего качества "весит" около 3,5 Мб
1 фильм с невысоким разрешением "весит" - около 700-800 Мб, более высокого качества -1,2 -
1,4 Гб, высокого качества
Пример 1 Сколько фотографий размером 3,5 Мб можно разместить на CD и на DVD диске
700 / 3,5 = 200 шт
4,5 Гб =4,5*1024 = 4608 Мб 4608 / 3,5

1316 шт
Пример 2 Книга содержит 100 страниц; на каждой странице -- 35 строк, в каждой строке -- 50 символов. Рассчитаем объем информации, содержащийся в книге.
Страница содержит 35 x 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 x 100 = 175000 байт. 175000 / 1024 = 170,8984 Кб 170,8984 / 1024 = 0,166893
Мб

Пример3 Определить, сколько времени будет передавать информацию страницы текста из 40 строк по 80 символов в строке модем, работающий со скоростью 1200 бит/сек.
объем сообщения : 40*80 =3200 байт 3200*8=25600 бит время передачи: 25600/1200=21,3 сек

6 класс Глава 1
16
Описанная выше кодировка 1 байтовая (или 8 битная) - это означает, что в этой кодировке для хранения
1 символа требуется 1 байт. Но бывают и другие вариант кодировок, например двухбайтовые (16 битные) - на 1 символ отводится 2 байта.
Задание 1.
В одном из вариантов кодировки Unicode на каждый символ отводится два байта. Определите информационный объём сообщения из двадцати символов в этой кодировке. Ответ выразите в битах.
1 символ - 2 байта 20 символов: 20х2=40 байт 40*8=320 бит
Задание 2.
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите количество символов в сообщении, если информационный объём сообщения в этой кодировке равен 160 бит.
1 символ - 1 байт = 8 бит 160:8=20 символов
А может быть вопрос задан и обратным образом, например так:
Задание 3.
Информационное сообщение объемом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа используемого алфавита? объем сообщения: 4Х1024=4096 байт
4096:4096 =1 байт - информационный вес 1 символа, те 1 символ кодируется 1 байтом
Задание 4. Информационное сообщение объемом 720 битов состоит из 180 символов.
Каким количеством бит кодируется каждый символ этого сообщения?
720:180 = 4 бита используются для кодировки одного символа
Почему такая разница в весе одного символа в различных кодировках? Это зависит от мощности
используемого алфавита - те от количества в нем символов
например если в алфавите 2 символа то для его кодировки 1 символа достаточно 1 бит 1 0 если в алфавите 4 символа, то для кодирования каждого из них требуется 2 бита так как в двухбитном коде кол-во возможных кодовых комбинаций 4 : 00 01 10 11 если в алфавите 8 символов, то для кодирования каждого из них требуется 3 бита так как в трехбитном коде кол-во возможных кодовых комбинаций 8: 000 001 011 111 110 100 010 101 обратите внимание, что 4=2 2
, 8=2 3
, и тд это означает, что если мощность алфавита (кол-во кодируемых символов) N=2
i
, то для однозначного кодирования каждого из N символов требуется i бит
давайте ответим на вопрос, какова мощность алфавита в задании 4
1 символ = 4 бита кол-во символов алфавита N= 2 4
=2х2х2х2=16 символа
Задача 5. Информационное сообщение объемом 650 битов состоит из 130 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого это сообщение записано?
650:130=5 бит - 1 символ
2 5
=2х2х2х2х2=32 символа - мощность алфавита
Это означает, что если мы используем 1 байтный код (8 битный), то мы можем закодировать
2
8
=256 символов, а если 2 байтный (16 битный), то 2
16
=65536 символов

То что мы с вами рассмотрели, называется алфавитным подходом к кодированию информации.

6 класс Глава 1
17
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1 ПО ТЕМЕ "ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ"
1. Выразите количество информации в различных единицах, заполнив таблицу
Бит
Байт
Кб
Мб
Гб
7000 2048 3
400 1,5 5
12288 1536 16 2. Найдите информационный объём фразы:
Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро.

___________________________________________________________________________
3. Письмо занимает 2 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 40 символов.
Каков объем информации в письме?
____________________________________________________________________________
4. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице
– 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
____________________________________________________________________________
Сколько таких книг может поместиться на дискете емкостью 1,44 Мбайт
____________________________________________________________________________ и на CD-диске ёмкостью 700Мб_________________________________________________
5.Автоматизированный прибор производит 30 измерений в секунду. Запись каждого измерения занимает 2 байта информации. Какой объем памяти потребуется компьютеру для записи измерений, сделанных за 1 минуту?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6.Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512000 бит/c. Через это соединение передают файл размером 1500 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7.Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 5 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

6 класс Глава 1
18
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2 ПО ТЕМЕ "ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ"

1.
Измерьте информационный объем сообщения Ура! Закончились каникулы!!
Выразите этот объем в битах, байтах, килобайтах.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2.
Ученик 9 класса читает текст со скоростью 250 символов в минуту. Какой объем информации получит ученик, если будет непрерывно читать 20 минут?
__________________________________________________________________
3.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах. ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4.Сколько фильмов объемом 1,4 Гб поместится на флешке емкостью 32 Гб? На
Жестком диске емкостью 1 Тб?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Сколько страниц текста можно разместить на жестком диске емкостью 500 Гб, если на странице помещается 40 строк по 60 символов. Какой была бы высот стопки страниц, если высота стопки из 100 страниц - 1 см ?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Фотоальбом полностью занимает DVD объемом 4,7 ГБ. Сколько времени уйдет на просмотр всех фотографий, если на просмотр одной фотографии уходит 5 с и каждая фотография занимает 2 мб?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

6 класс Глава 1
19
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 64000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в килобайтах.
Файл размером 9 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1536 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду.
Информационный объём одного сообщения составляет 1 Кбайт, а другого – 256 бит. Сколько байт информации содержат эти два сообщения вместе? В ответе укажите одно число.
Файл размером 16 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 4096 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 768 бит в секунду.
Передача файла размером 16 Кбайт через некоторое соединение заняла 512 секунд.
Определите размер файла (в Кбайт), передаваемого через это же соединение, если время его передачи составило 128 секунд.
Файл размером 8 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 4096 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду.
Максимальная скорость передачи данных по модемному протоколу V.34 составляет 24000 бит/c. Какое максимальное количество байт можно передать за 4 секунды по этому протоколу?
Файл размером 1,5 Кбайт передаётся через некоторое соединение 210 секунд. Сколько секунд будет передаваться файл размером 512 байт через это же соединение?
Передача файла размером 375 Кбайт через некоторое соединение заняла 24 секунды. Какова скорость передачи данных через это соединение в битах в секунду?
Первый файл имеет информационный объём 2 Кбайта, второй – 101 байт. Каков общий объём в байтах этих двух файлов?
Информационный объём одного сообщения составляет 0,25 Кбайт, а другого – 512 бит. Во сколько раз информационный объём второго сообщения меньше объёма первого?
Сколько Мбайт информации содержит сообщение объёмом 233 бит?
Сколько бит информации содержит сообщение объёмом 0,25 Кбайт?
Через некоторое соединение со скоростью 3 Кбайта в секунду в течение 10 секунд передаётся файл. Определите время (в секундах) передачи этого же файла через другое соединение со скоростью 512 байт в секунду.
Файл размером 3 Кбайт передаётся через некоторое соединение 600 секунд. Сколько секунд будет передаваться файл размером 256 байт через это же соединение?

6 класс Глава 1
20
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3
ФИО_________________________________

1.
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объём сообщения из 20 символов в этой кодировке.
1) 20 бит
2) 80 бит
3) 160 бит
4) 320 бит
2.
Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 35 строк, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объём статьи в кодировке КОИ-
8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
1) 280 байт
2) 35 Кбайт
3) 35840 бит
4) 70 Кбайт
3.
В одном из вариантов кодировки Unicode каждый символ кодируется 16 битами.
Определите информационный объём сообщения в этой кодировке:
Антология глупых мыслей – уже мудрость.
1) 68 байт
2) 39 байт
3) 78 байт
4) 592 бит
4.
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём следующего предложения в данной кодировке:
Глаза – зеркало души.
1) 36 байт
2) 336 бит
3) 320 бит
4) 168 бит
5.
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 1 байтом. Определите информационный объём следующего предложения в данной кодировке:
Каков вопрос, таков и ответ.
1) 224 байт
2) 192 бит
3) 224 бит
4) 200 бит
6.
Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 25 символов. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
1)25 Кбайт
2)20 Кбайт
3)400 байт
4)200 байт
7.
Статья, набранная на компьютере, содержит 48 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 40 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
1)1200 байт
2)150 Кбайт
3)600 байт
4)75 Кбайт
8.
Пользователь создал сообщение из 256 символов в кодировке Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами. После редактирования информационный объём сообщения составил 3072 бит. Определите, сколько символов удалили из сообщения, если его кодировка не изменилась.
1)100 2)64 3)32 4)16

6 класс Глава 1
21 9. Статья, набранная на компьютере, содержит 8 страниц, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 64 символа. В одном из представлений Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём статьи в этом варианте представления Unicode.
1)320 байт
2)35 Кбайт
3)640 байт
4)40 Кбайт
10.
Статья, набранная на компьютере, содержит 64 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 56 символов. Определите информационный объём статьи в одной из кодировок Unicode, в которой каждый символ кодируется 16 битами.
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
11.
В кодировке Windows-1251 каждый символ кодируется одним байтом. Определите информационный объём следующего предложения в данной кодировке:
Чернила на 99% состоят из воды.
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
12.
Информационное сообщение объёмом 0,5 Кбайта содержит 256 символов. Каким количеством бит кодируется каждый символ этого сообщения?
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
13.
Информационное сообщение объемом 375 байтов состоит из 500 символов. Какой информационный вес каждого символа этого сообщения? какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
14.
Для записи текста использовали 64-символьный алфавит. Какое количество информации в байтах содержат 3 страницы текста, если на каждой странице расположено 40 строк по
60 символов в строке?
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
15.
Сообщение занимает 6 страниц по 40 строк, в каждой строке записано 60 символов.
Информационный объем всего сообщения равен 9000 байт. Каков информационный вес одного символа? Сколько символов в алфавите языка, на котором записано это сообщение?
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
16.
Некий алфавит содержит 128 символов. Сообщение состоит из 10 символов. Определите информационный объем сообщения
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
17.
Реферат имеет объем 20кб. Каждая страница реферата содержит 32 строки по 64 символа в строке, мощность алфавита 256 символов. Сколько станиц в реферате?
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

6 класс Глава 1
22
АРХИВИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Архивирование информации – сжатие (уменьшение объема) файлов с целью их хранения или транспортировки. (напр. на дискете или по электронной почте)
Процесс архивирования аналогичен работе вакуумных пакетов - с помощью программы
архиватора из файлов извлекаются излишки информации.
Получившийся архивный файл маленького объема легко хранить и транспортировать.
А чтобы воспользоваться информацией его нужно
разархивировать - вернуть обратно извлеченную информацию. Для этого нам нужна та же программа архиватор, которая использовалась при архивировании.
Цель сжатия – размещение информации на носителях внешней памяти и передаче, в том числе через интернет, в более компактном виде, что требует меньших объемов памяти и сокращает необходимое для передачи время. Резервное копирование информации, во избежание ее утраты. Создание дистрибутивов программ (установочных версий программ)

Бонус: архивирование удобно использовать чтобы сделать из большого количества файлов - 1 файл, для того, чтобы потом его переслать по электронной почте или через файлообенник
Архивирование выполняется с помощью программ архиваторов: WINRAR, WINZIP, 7-Zip и др
Разные программы архиваторы используют разные алгоритмы архивирования.
Файл, запакованный архиватором WINRAR получает расширение .rar, WINZIP - .zip и тд
Помимо обычных архиваторов, существуют архиваторы специального назначения- напр. для резервного копирования жестких дисков, для серверов и автоматического сетевого резервного копирования, для резервного копирования баз данных и пр.
Если у вас на компьютере установлена программа архиватор, то чтобы заархивировать информацию нужно выделить файл
(папку, группу файлов - для выделения нескольких файлов использовать клавиши CTRL и SHIFT) нажать правой кнопкой
мыши - добавить в архив. В открывшимся окне указать имя файла, его расположение, тип архива (при возможности)
Архивному файлу (или архиву) операционная система присваивает специальный значок.
исходный файл
архив
архивирование
архиватор

6 класс Глава 1
23

Разархивирование (распаковка, извлечение) – восстановление файла из архива в том виде, какой они имели до помещения в архив
Обычно чтобы распаковать архив, нужен тот же архиватор, каким он был запакован, той же или более высокой версии. Но уже многие современные архиваторы умеют работать с несколькими наиболее часто используемыми типами архивов. Наиболее универсален WinRar – он знает около 15 различных типов архивов.
Выделить архив - правой кнопкой мыши - извлечь файлы

Самораспаковывающийся архив (SFX) – исполняемый файл
(т.е. имеет расширение .exe), при запуске которого происходит
восстановление файлов из архива без использования
программы архиватора. (но при этом архив будет иметь больший объем чем в случае с обычным архивом за счет встроенного модуля распаковки).
Для того чтобы созданный архив получился самораскрывающимся нужно при создании архива поставить галочку SFX архив
При этом операционная система присвоит архиву
специальный значок
Самораспаковывающиеся архивы удобны в тех случаях, когда нужно передать архив, но нет уверенности, что у получателя есть соответствующий архиватор для распаковки.
Для распаковки самораскрывающегося архива достаточно двойного щелчка - запуск программы- и он сам вас спросит куда извлечь информацию.
Разбиение на тома:
Если получающийся архив имеет слишком большой объем то при создании его можно разбить на тома меньшего размера
(например, для записи на дискеты или отправки по электронной почте)
Для этого следует при создании архива указать размер тома.

Не все файлы сжимаются одинаково:
Хорошо сжимаются файлы
.doc – примерно в 3 раза .bmp – до 300 раз
Плохо .ipg, .ppt – почти не сжимается

Давайте подумаем почему? Если мы в случае с вакуумным пакетом в него положим не одежду, а ...
кирпичи. Каков будет результат сжатия? Почему?

Степень сжатия зависит от используемого архиватора, типа исходного файла, метода сжатия
Степень сжатия файлов характеризуется коэффициентом Кс, определяемым как отношение объема сжатого файла Vc к объему исходного файла Vо, выраженное в процентах:
Кс=(Vc/Vo)*100%

6 класс Глава 1
24
ФИО, КЛАСС_______________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ АРХИВИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
1.
В Paint нарисовать домик, примерно такой:
Сохранить его 2 раза – один раз как файл .bmp и второй раз как .jpg
Выписать в таблицу размеры получившихся файлов (1-5 столбец) и сравнить их
имя файла
расширение
Тип документа
Размер файла
сравнить
Размер
архива
во сколько раз
изменился размер
Заархивировать файлы по отдельности, заполнить 6-7 столбец таблицы.
2. Открыть текстовый редактор Word, набрать любимое стихотворение (можно скопировать), сохранить его 2 раза – с расширением .docx и .doc
Выписать в таблицу размеры получившихся файлов (1-5 столбец) и сравнить их
имя файла
расширение
Тип документа
Размер файла
сравнить
Размер
архива
во сколько раз
изменился размер
Заархивировать файлы по отдельности, заполнить 6-7 столбец таблицы.
3. Создать презентацию с помощью PowerPoint и сохранить ее 2 раза – с расширением .pptx и .ppt
Выписать в таблицу размеры получившихся файлов (1-5 столбец) и сравнить их
имя файла
расширение
Тип документа
Размер файла
сравнить
Размер
архива
во сколько раз
изменился размер
Заархивировать файлы по отдельности, заполнить 6-7 столбец таблицы.
4. Заархивировать файлы домик.bmp, домик.jpg, стих.doc, стих.docx, презентация.ppt и презентация.pptx
2 раза - в обычный и самораскрывающийся архив (получатся файлы .rar и .exe) Выписать размеры,
Сравнить результаты (размеры полученных файлов). Почему они отличаются?

Имя архива
расширение
Тип архива
Размер
сравнить

5. Получившийся архивы из задания №4 прислать по почте.


6 класс Глава 1
25 1.
Что такое архивирование? С какой целью оно применяется?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.
Какие файлы не имеет смысла архивировать?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.
Почему перед пересылкой текстового файла по электронной почте имеет смысл предварительно его упаковать в архив?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.
От чего зависит степень сжатия?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.
С целью экономии места на жестком диске я заархивировала фотоархив. Изначальный его объем был 25Гб. Сколько места на диске я сэкономила? (ответ дать в гб или процентах)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6.
Самораспаковывающийся архив – это
___________________________________________
___________________________________________________________________________
7.
Многотомный архив - это
____________________________________________________
___________________________________________________________________________
8.
У вас дома установлен архиватор arj. Вам друг присылает проект заархивированный архиватором winrar. Сможете ли вы его открыть? Если нет, то что делать?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9.
С помощью архиватора winrar заархивировали 2 файла. Получившиеся архивы имеют такие значки. Чем они отличаются (расширение, описание, способ распаковки)
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10.
На неком сайте нужно загрузить документы. В инструкции написано, что из нужно объединить в
2 папки (отдельно текст и отдельно иллюстрации) и загрузить на сайт. Но на сайте для каждого пользователя есть возможность загрузить только один файл. При загрузке второго первый удаляется.
А у нас 2 папки в каждой из которых от 5 до 10 файлов. Что делать?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.
Мне нужно перенести на дискете емкостью 1,44мб с одного компьютера на другой некую информацию объемом 10 Мб. Мы ее заархивировали, но получился архив объемом 3,2мб. Как справиться с задачей? (другого носителя информации или другого канала связи нет)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Каталог: sites -> default -> files -> blogs
files -> Программа кружка «Юный журналист»
files -> Шелакина А. А. Студентка 2 курса атп 921 ппк сгту имени Гагарина Ю. А
files -> Культурного и природного наследия имени д. С. Лихачева
files -> Участники регионального отборочного Чемпионата профессионального мастерства по методике WorldSkills «WorldSkills Russia Иркутск 2016» по компетенции: 21 PlasteringandDrywallSystems – Сухое строительство и штукатурные работы 25 27
files -> Семинар «использование квест- технологии в обучении английскому языку»
blogs -> История вычислительной техники
blogs -> Баллы за выступление максимум 19 баллов + 5 баллов
blogs -> 6 класс. Глава 3 1 компьютерные вирусы / вредоносное программное обеспечение
blogs -> Вредоносное программное обеспечение
blogs -> Правила работы в компьютерном классе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2019
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал