1 Цели и задачи изучения дисциплины



Дата11.04.2017
Размер204 Kb.
Просмотров117
Скачиваний0




1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины

Дать целостное представление об информации, информатике и ее роли в развитии общества, раскрыть суть и возможности технических и программных средств, научить студента самостоятельной работе на персональном компьютере с использованием информационных систем и технологий.



1.2 Задачи изучения дисциплины

Основная задача дисциплины заключается в формировании умения целенаправленно работать с информацией, профессионально использовать ее для получения, обработки, представления и передачи на основе современных компьютерных технологий,

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные функциональные узлы IВМ РС - совместимых компьютеров их предназначение и основные характеристики; классификацию и основные характеристики средств хранения информации и устройств ввода-вывода; классификацию элементов программного обеспечения; методы борьбы с программными вирусами и их последствиями; способы восстановления информации; методы конфигурирования компьютера; структуру локальных и глобальных компьютерных сетей.

уметь: работать в качестве пользователя персонального компьютера; использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ; использовать ОС WINDOWS; проводить анализ системных ресурсов IBM РС - совместимых компьютеров; редактировать текстовые и графические файлы; квалифицированно применять вспомогательные программы ОС WINDOWS; использовать систему Mathcad для выполнения инженерных расчетов, пользоваться электронными таблицами и создавать презентации; разрабатывать базы данных; работать в локальных сетях и сети Internet.

владеть: методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты; способностью иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-5), самостоятельно использовать средства компьютерной техники и основные компьютерные технологии в сфере своей профессиональной деятельности; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-6), использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерных технологии и базы данных и пакеты прикладных программ в своей предметной области; способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).
1.3 Межпредметная связь

Для освоения дисциплины необходимы знания школьных курсов «Основы информатики», «Алгебра», «Физика» и разделов «Высшей математики». Материалы дисциплины используются в курсах «Программирование», «Математика», «Инженерная и компьютерная графика», «Теоретическая механика», «Теоретические основы электротехники» и в других общепрофессиональных и специальных дисциплинах.



2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц



(часов)

Семестр

1










Общая трудоемкость дисциплины

4(144)

4(144)










Аудиторные занятия:

2(54)

2(54)










лекции

18

18










практические занятия (ПЗ)
















семинарские занятия (СЗ)
















лабораторные работы (ЛР)

36

36










другие виды аудиторных занятий
















промежуточный контроль
















Самостоятельная работа:

2(54)

2(54)










изучение теоретического курса (ТО)

18

18










курсовой проект (работа):
















расчетно-графические задания (РГЗ)
















реферат

6

6










задачи
















задания

30

30











другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен











3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)


ЛР

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции

1.

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи обработки и накопления информации.

2







2

ОК-10

2.

Технические и программные средства реализации информационных процессов. Программное обеспечение и технологии программирования

2







6

ОК-5

3.

Локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации.







4

2

ОК-6

ОК-10

4.

Табличная обработка данных







4

2

ОК-5

5.

Математический пакет MathCad

4




12

16

ОК-5

6.

Алгоритмы и алгоритмизация

10




16

26

ОК-5

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. Основы информатики


РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ СБОРА, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ И НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Тема 1. Понятие информации /2 часа/

Понятие об информации. Различные определения информации. Содержание и практическое значение современной теории информации. Информация и формы ее представления. Определение количества информации Информационные процессы (сбор, обработка, передача и хранение информации) и информационные технологии (совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку). Источник информации и каналы связи. Их информационные характеристики. Кодирование информации. Количественные характеристики кодов, двоичные и двоично-десятичные коды.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 2. Технические средства /1 час/.

Цифровая логика и цифровые системы Представление данных в цифровых устройствах. Базовые узлы компьютерных систем. Архитектура вычислительных систем. Функциональная организация персонального компьютера. Основные характеристики компьютерных систем. Перспективы развития.

Тема 3. Программные средства /1 час/.

Программное обеспечение компьютерных систем. Операционные системы. Функции операционных систем. Настройка и основы работы с операционной системой. Организация и обслуживание файловой системы. Использование стандартных сервисных программ.
Модуль 2. Информационные технологии
РАЗДЕЛ 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ

Тема 4. Основы работы в системе Mathcad /2 часа/

Обзор существующих математических пакетов Назначение системы Mathcad. Работа с документами. Математические выражения: операторы, константы и переменные, системные переменные, локальное и глобальное присваивание значений переменным, функции встроенные и определенные пользователем. Управляющие структуры, дискретные переменные, массивы: векторы и матрицы, индексированные переменные. Текстовые фрагменты. Графические области: двумерные графики, трехмерные графики, создание анимаций.

Тема 5. Решение уравнений и систем уравнений средствами MathCad. /1 час/

Численное решение нелинейных уравнений. Функция поиска корня нелинейного уравнения. Функция нахождения корней полинома. Матричные функции. Решение систем линейных уравнений. Решение матричных уравнений. Нахождение приближенных решений.
Тема 6. Символьные вычисления /1 час/

Символьное решение уравнений и систем уравнений. Оператор символьного вывода. Директивы символьной математики. Операции с выделенными переменными. Операции в выделенными выражениями. Символьные операции над матрицами. Операции преобразования. Стиль представления результатов вычислений. Типовые примеры на символьные операции. Задание операторов пользователя.
Модуль 3. Алгоритмы и алгоритмизация вычислительных процессов

РАЗДЕЛ 4. АЛГОРИТМЫ.



Тема 7. Этапы подготовки и решения задач с помощью средств вычислительной техники /2 часа/

Постановка задачи, математическое описание задачи, выбор и обоснование метода решения, алгоритмизация вычислительного процесса. Понятие алгоритма.. Основные характеристики алгоритмов и этапы их разработки. Изображение алгоритма в виде блок-схем.


Тема 8. Принципы алгоритмизации /2 часа/

Принципы алгоритмизации. Базовые алгоритмические конструкции. Алгоритмы линейной и разветвляющейся структуры. Разновидности ветвления. Приобретение навыков построения алгоритмов линейной и разветвляющейся структуры..


Тема 9.Алгоритмы циклической структуры /2 часа/

Алгоритмы циклической структуры: цикл с известным числом повторений, цикл с предусловием, цикл с постусловием. Вложенные циклы. Примеры алгоритмов циклической структуры: алгоритм нахождения степени числа и факториала, табулирования функции, нахождения наибольшего общего делителя и т.д. Приобретение навыков построения алгоритмов циклической структуры.


Тема 10. Алгоритмы обработки одномерных массивов /2 часа/

Понятие массива. Ввод-вывод элементов одномерного массива. Алгоритм нахождения суммы и произведения. Алгоритм нахождения минимального и максимального элемента массива и их места в массиве. Удаление и вставка элементов массива. Сортировка одномерного массива: пузырьковый метод, метод выбора и метод вставки. Примеры алгоритмов обработки массивов.


Тема 11. Алгоритмы обработки двумерных массивов /2 часа/

Понятие матрицы как двумерного массива. Индексация элементов матрицы. Ввод-вывод элементов одномерного массива. Алгоритм нахождения суммы и произведения строк и столбцов матрицы . Алгоритм нахождения минимального и максимального элемента двумерного массива. Алгоритмы, реализующие свойства матрицы. Примеры алгоритмов обработки двумерных массивов.


3.3 Практические занятия

Учебным планом не предусмотрены.


3.4 Лабораторные занятия


№№


№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ, объем в часах



4

Регистрация и работа в локальной сети компьютерного

класса, выход в сеть Internet, защита информации. 4 часа





4

Электронные таблицы на примере Excel 4 часа



5

Основы работы в системе MathCad 4 часа



5

Решение уравнений и систем уравнений

средствами MathCad 4 часа





5

Символьные вычисления в MathCad 4 часа



6

Блок-схемы алгоритмов, реализующих линейные

и ветвящиеся процессы 4 часа





6

Алгоритмы циклической структуры 4 часа



6

Алгоритмы обработки одномерных массивов 4 часа



6

Алгоритмы работы с двумерными массивами 4 часа


3.5 Самостоятельная работа
Самостоятельная работа: изучение теоретического курса, подготовка к защите лабораторных работ. Самостоятельное изучение теоретического материала проводится по литературе (основной и дополнительной), учебно-методической литературе и электронному конспекту лекций.

Задания к лабораторным работам выполняются по методическим указаниям, выдаваемым студентам в электронном виде. Отчет о лабораторной работе оформляется в соответствии с требованиями СТО-2010, содержит распечатку, выполненных на компьютере заданий и краткое описание хода работы. Отчет защищается преподавателю в устной форме. Выполнение работ и защита проводятся в соответствии с графиком учебного процесса.

Темы рефератов выбираются из списка тем, предлагаемых преподавателем, содержание реферата обсуждается индивидуально с каждым студентом.
3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц
Дисциплина включает следующие модули:

Модуль 1. Основы информатики

Содержит разделы: Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

Модуль 2. Информационные технологии.

Содержит разделы: Математические пакеты.

Модуль 3. Алгоритмы и алгоритмизация вычислительных процессов.

Содержит разделы: Этапы подготовки и решения задач с помощью средств вычислительной техники. Принципы алгоритмизации. Алгоритмы линейной, ветвящейся и циклической структуры. Алгоритмы обработки одномерных и двумерных массивов.
При модульном построении дисциплины, заполняется таблица приведенная в Приложении В.
4 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы

Основная

1.Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2005. – 640 с.:ил.



  1. Основы современных компьютерных технологий. Учебник / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко – СПб.: КОРОНА принт, 2005 – 672 с.

  2. Герасименко В.А., Малюк А.А. Основы защиты информации. М., 1997.

  3. Куприянов А.И., Сахаров А.В. Шевцов В.А. Основы защиты информации. Академия, 2006 – 256.

  4. Ханова А.А. Введение в систему MathCad. Методическое пособие. АГТУ, 2001.

  5. Дьяконов В. MathCad 2003. Специальный справочник. СПб: Питер,2004.-590 с.

  6. Плис А.И. Сливина. Математический практикум в MathCade. М., Финансы и статистика, 2000.

  7. Макаров В.Л. Программирование и основы алгоритмизации: Учеб.пособие. – СПб.: СЗТУ, 2003


Дополнительная

  1. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. М.: Финансы и статистика. 2006.

  2. Мирошников В. Все о компьютере. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

  3. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 с изменениями и дополнениями от 06.10.1997.

  4. Стандарт предприятия СТО СФУ. Красноярск, 2010.


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения


  1. Инструкция пользователям локальной сети компьютерного класса;

  2. методические указания по выполнению лабораторных работ в табличном процессоре Excel,

  3. методические указания по выполнению лабораторных работ в системе MathCad,

  4. курс лекций по математическому пакету MathCad и алгоритмизации в электронном виде,

  5. демонстрационная презентация курса в электронной форме,

  6. тесты промежуточного контроля.

В курсе используются лицензионные программные продукты: Windows, Word, Excel, Visio, MathCad.
4.3 Контрольно-измерительные материалы
В соответствии с программой используются контрольно измерительные материалы:

  • экзаменационные билеты;

  • тесты для промежуточного контроля после завершения изучения каждого модуля.


5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса

по дисциплине в системе зачетных единиц

Организация учебного процесса в системе зачетных единиц базируется на нормативных актах СФУ и информационной системе, в которой отражается ход учебного процесса и результаты студентов.

Соотношение видов учебной работы и оценка их с помощью зачетных единиц, приведены в таблице в Приложении С.


Приложение А
ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Информатика



направления 221000.62, института ПИ СФУ , 1 курса на 1 семестр


п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Информатика

1

144

Лекции – 18

экзамен

54

ТО – 18




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО




ТО

ТО

Лабораторные – 36




РФ – 6




ВРФ

























СРФ



















ЛР-30

ВЛР1

ЗЛР1

ВЛР2

ЗЛР2

ВЛР3

ЗЛР3

ВЛР4

ЗЛР4

ВЛР5

ЗЛР5

ВЛР6

ЗЛР6

ВЛР7

ЗЛР7

ВЛР8.9

ЗЛР,

ЗЛР9,








КН













1КН
















2КН

























ВТ

ВТ


















































Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине.
Заведующий кафедрой РиТК Г.Б. Масальский
Директор политехнического института Е.А. Бойко

«_______» _______________________ 2011 г

Приложение В

Перечень модулей дисциплины

п/п


Наименование модуля,

срок его реализации



Перечень тем лекционного курса, входящих

в модуль


(Перечень тем в соответствии
с п. 3.2)

Перечень практических и семинарских занятий, входящих

в модуль

(Перечень

тем в соответствии


с п. 3.3)

Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль

(Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4)



Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)



Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1

Модуль 1

Основы информатики

1-ая неделя –

5-ая неделя



Тема: 1, 2, 3 (можно указать названия тем)




Лабораторные работы № 1, 2,.

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1, 2, 3,

ОК-10







2

Модуль 2

Информационные технологии

6-ая неделя –

10-ая неделя.



Тема: 4,5,6.




Лабораторные работы №3,4,5

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 4,5,6

ОК-5








3

Модуль 3

Алгоритмы и алгоритмизация вычислительных процессов

11-17 недели


Тема7,8, 9, 10, 11




Лабораторная работа № 6,7,8,9

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 7,8,9,10,11.

ОК-5

ОК-6








Приложение С

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине Информатика,

электромеханического факультета, курса 1 на 1 семестр 2011/2012 уч. года



п/п


Название модульной дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (50 %)

Аттестация

(50 %)


Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета

Сдача экзамена

Посе-щаемость лекций

Выполнение и защита лабораторных работ

Практические и семинарские занятия

Выполнение и защита курсовых проектов

Выполнение и защита РГЗ

Подготовка и сдача рефератов

Решение комплектов задач

Промежуточный контроль

Другие виды (по решению кафедры)










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Всего




0,2

1,5










0,3













2

4

1.1

Модуль № 1




0,05

0,5










0,3
















0,85

1.2

Модуль № 2




0,1

0,5




























0,6

1.3

Модуль № 3




0,05

0,5




























0,55





Поделитесь с Вашими друзьями:



База данных защищена авторским правом ©nethash.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал